Что такое mvc в php
Что такое MVC: рассказываем простыми словами
Современные сайты интерактивные и динамичные, то есть они реагируют на действия пользователя, обрабатывают его запросы и выдают результат. Так работают онлайн-сервисы, например, интернет-банкинг или онлайн-кинотеатр. Для создания интерактивных и динамичных сайтов обычно используется архитектурный паттерн MVC. В этой статье простыми словами объясняется суть этой модели.
Что такое модель MVC: теория
Статическая страница на HTML не умеет реагировать на действия пользователя. Для двухстороннего взаимодействия нужны динамические веб-страницы. MVC — ключ к пониманию разработки динамических веб-приложений, поэтому разработчику нужно знать эту модель.
MVC расшифровывается как модель-представление-контроллер (от англ. model-view-controller). Это способ организации кода, который предполагает выделение блоков, отвечающих за решение разных задач. Один блок отвечает за данные приложения, другой отвечает за внешний вид, а третий контролирует работу приложения. Компоненты MVC:
Чтобы лучше понять теоретическую информацию, используем абстрактное описание.
Разбираем MVC на примере магазина сэндвичей
Мы уже рассматривали работу с вложенными коллбэками на примере приготовления гамбургеров. Продолжаем традицию: разберем паттерн MVC на примере магазина сэндвичей.
Представьте, что вы пришли в магазин или кафе, где можно заказать сэндвич. В меню есть бутерброды с тунцом, индейкой и ветчиной. Вы заказываете сэндвич с индейкой.
Продавец или бармен с полуслова понимает вас. Он поворачивается в сторону кухни и говорит поварам, чтобы они приготовили сэндвич с индейкой.
У поваров под рукой есть разные продукты: тунец, индейка, ветчина, сыр, листья салата и другие ингредиенты, которые добавляют в бутерброды. Они выбирают только то, что нужно для вашего сэндвича с индейкой. Вы получаете свой заказ.
Покупку бутерброда можно описать через MVC:
Вы уже представляли готовый сэндвич с индейкой, когда заказывали его бармену. Это представление или view.
Справка: иногда модель MVC расшифровывают как модель-вид-контроллер. Это не ошибка, но всё-таки корректнее переводить view как представление.
Точно так же можно представить взаимодействие с сайтом. Когда вы заходите в «Фейсбук» и переходите по ссылке «Друзья», то заранее представляете результат перехода по ссылке. Это список ваших друзей.
Когда вы нажимаете на ссылку «Друзья», на сервер «Фейсбука» уходит запрос. В нём содержится просьба показать вам список друзей. Это очень похоже на просьбу продать вам бутерброд с индейкой. Это контроллер.
На сервере «Фейсбука» ваш запрос обрабатывается. Программа достаёт из базы данных всех ваших друзей, чтобы показать список. Это можно сравнить с кухней и поварами из примера с сэндвичем. Это модель.
«Фейсбук» берёт нужные ингредиенты из базы данных и готовит ваш заказ: список друзей. Тем же занимались повара на кухне магазина сэндвичей. Это снова представление или view.
Изучайте фронтенд- и бэкенд-разработку на JavaScript На Хекслете есть профессии «Фронтенд-программист» и «Node.js-программист». В процессе обучения на этих профессиях вы научитесь программировать на JavaScript, изучите современные инструменты для разработки фронтенд- и бэкенд-приложений, включая React, Redux, Express.js, Koa, PostgreSQL. Первые курсы в профессиях доступны бесплатно.
Паттерн MVC в реальной веб-разработке: простые примеры
Ниже представлены простые примеры MVC, которые используются в веб-фреймворках.
Контроллер
Контроллер обрабатывает входящие запросы. В фреймворке это может заключаться в определении конкретных URL, на которые попадает пользователь при переходе по ссылке или при нажатии кнопки.
Модель
Модель отвечает за данные, которые хранятся и обрабатываются на сервере.
Представление
Это HTML-шаблон, который возвращает сервер после обработки запроса. Если запрос корректно обрабатывается, вы получаете веб-страницу со списком друзей. Если запрос некорректный, вы попадаете на страницу ошибки 404.
Заключение
MVC — подход к проектированию приложения, который предполагает выделение кода в блоки модель, представление и контроллер. Контроллер обрабатывает входящие запросы. Модель достаёт из базы данных информацию, нужную для выполнения конкретных запросов. Представление определяет результат запроса, который получает пользователь.
Если у вас остались вопросы по MVC, задавайте их в комментариях.
Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях
С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.
Простые MVC-приложения
Теория
Если коротко, то MVC (model view controller) это такой способ написания программы, когда код отвечающий за вывод данных, пишется в одном месте, а код который эти данные формирует, пишется в другом месте. В итоге получается так, что если вам надо подправить вывод вы сразу знаете в каком месте искать. Сейчас все популярные фреймворки используют такую архитектуру.
Также стоит упомянуть тот факт, что существует два лагеря: один пишет логику в контроллерах, второй в моделях. В тех фреймворках, которые знаю я (yii, laravel) логику пишут в контроллерах, а модели являются просто экземплярами ORM. У yii кстати в мануале написано, что писать логику надо в моделях, а потом они сами в примерах пишут её в контроллерах, довольно забавно.
С бизнес-логикой определились, пишем в контроллерах. Также в методах контроллера происходит вызов моделей, которые у нас по сути экземпляры ORM, чтобы с их помощью получить данные из базы над которыми будут производить изменения. Конечный результат отправляется в виды. Виды cодержат HTML-разметку и небольшие вставки PHP-кода для обхода, форматирования и отображения данных.
Ещё можно упомянуть, что есть два вида MVC Page Controller и Front Controller. Page Controller’ом пользуются редко, его подход заключается в использовании нескольких точек входа (запросы к сайту осуществляются к нескольким файлам), и внутри каждой точки входа свой код отображения. Мы будем писать Front Controller с одной точкой входа.
Практика
Дальше в папке нашего проекта создаём папку, которую можно назвать App например. В ней будет следующее содержимое.
Наш Service Locator. Файл App.php
Сервис локатор нужен чтобы хранить в нём компоненты нашего приложения. Поскольку у нас простое mvc приложение, то мы не используем паттерн registry (как например в yii сделано). А просто сохраняем компоненты приложения в статические свойства, чтобы обращаться к ним было проще. Ещё App регистрирует автозагрузчик классов и обработчик исключений.
Роутер. Файл Router.php
Файл Db.php
Этот класс юзает файл конфига, который возврашает массив при подключении
Файл Config/Db.php
Наше ядро. Файл Kernel.php
Ядро обращается к роутеру, а потом запускает действия контроллера. Ещё ядро может кинуть исключение, если нет нужного контроллера или метода.
Файл Controller.php
Ещё нам нужно создать базовый класс для наших контроллеров, чтобы потом наследоваться от него. Наследовать методы нужно для того, чтобы вы могли рендерить (сформировать вывод) виды. Методы рендеринга поддерживают использование лэйаутов — шаблонов, которые содержат общие для всех видов компоненты, например футер и хэдер.
Файл index.php
Не забываем создать индексный файл в корне:
Создаём контроллеры и виды
Работа с нашим приложением (можно даже сказать минифреймворком) теперь сводится к созданию видов и контроллеров. Пример контроллера следующий (в папке Controllers):
Что такое MVC: базовые концепции и пример приложения
Объясняем, что такое паттерн MVC и как он помогает упростить разработку.
MVC — это шаблон программирования, который позволяет разделить логику приложения на три части:
Может показаться, что это что-то запутанное, но на самом деле всё просто.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Как работает MVC
Лучше всего понять концепцию MVC можно на реальном примере — ресторане с фастфудом. В нём посетители (пользователи) подходят к кассиру (одновременно вид и контроллер), видят меню и заказывают какое-нибудь блюдо.
Кассир проверяет, всё ли в порядке с заказом, и после оплаты передаёт нужные данные повару (модель). Повар готовит заказанное блюдо, хотя понятия не имеет о том, как выглядит посетитель, оплатил ли он заказ и так далее.
Когда модель закончит свою работу, она отправит результат в вид — обратно кассиру, который, в свою очередь, отдаст готовое блюдо посетителю.
Если же говорить о приложениях, то компоненты будут следующие:
Стоит также отметить, что реализация паттерна MVC может отличаться в зависимости от задачи. Например, в веб-разработке модель и вид взаимодействуют друг с другом через контроллер (как в примере с рестораном), а в приложениях модель может сама уведомлять вид, что нужно что-то изменить.
Зачем программистам нужен MVC
Этот паттерн разработки нужен для того, чтобы разделить логические части приложения и создавать их отдельно друг от друга. То есть писать независимые блоки кода, которые можно как угодно менять, не затрагивая другие.
Например, чтобы можно было переписать способ обработки данных, не меняя при этом способ их отображения. Это позволяет эффективно работать нескольким программистам — каждый занимается своим компонентом. При этом разработчику не нужно вникать в чужой код и его действия никак не повлияют на другие фрагменты приложения.
Независимым программистам MVC тоже будет полезен, потому что они смогут сосредоточиться на разработке одного компонента за раз. На курсе по С#-разработке мы учим писать тестируемые и поддерживаемые приложения, а паттерн MVC как раз упрощает эту задачу.
Практика: пишем
MVC-приложение
Чтобы лучше вникнуть в этот паттерн, стоит применить его на практике. Для этого создайте WPF-приложение и сверстайте такую форму:
Это и есть View — его видит пользователь. Тут есть кнопка, при нажатии на которую вызывается Controller:
Контроллер получает пользовательский ввод и обрабатывает данные. Он также может проверять права пользователя. Если валидация проходит успешно, данные передаются в Model:
Модель проводит с этими данными необходимые операции, а затем вызывает метод обновления вида:
Паттерны для новичков: MVC vs MVP vs MVVM
Добрый день, уважаемые коллеги. В этой статье я бы хотел рассказать о своем аналитическом понимании различий паттернов MVC, MVP и MVVM. Написать эту статью меня побудило желание разобраться в современных подходах при разработке крупного программного обеспечения и соответствующих архитектурных особенностях. На текущем этапе своей карьерной лестницы я не являюсь непосредственным разработчиком, поэтому статья может содержать ошибки, неточности и недопонимание. Заинтригованы, как аналитики видят, что делают программисты и архитекторы? Тогда добро пожаловать под кат.
Ссылки
Введение
Во времена, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее, на тот момент команда студентов, как автор этой статьи, разрабатывали программное обеспечение, писав сотни строк кода непосредственно в интерфейсе продукта. Иногда использовались сервисы и менеджеры для работы с данными и тогда решение получалось с использованием паттерна Document-View. Поддержка такого кода требовала колоссальных затрат, т. к. нового разработчика надо обучить (рассказать), какой код за что в продукте отвечает, и ни о каком модульном тестировании и речи не было. Команда разработки — это 4 человека, которые сидят в одной комнате.
Прошло время, менялась работа. Разрабатываемые приложения становились больше и сложнее, из одной сплоченной команды разработчиков стало много разных команд разработчиков, архитекторов, юзабилистов, дизайнеров и PMов. Теперь каждый ответственен за свою область: GUI, бизнес-логика, компоненты. Появился отдел анализа, тестирования, архитектуры. Стоимость разработки ПО возросла в сотни и даже тысячи раз. Такой подход к разработке требует наличие стойкой архитектуры, которая бы синхронизировала разные функциональные области продукта между собой.
Паттерны
Учитывая цель уменьшения трудозатрат на разработку сложного программного обеспечения, предположим, что необходимо использовать готовые унифицированные решения. Ведь шаблонность действий облегчает коммуникацию между разработчиками, позволяет ссылаться на известные конструкции, снижает количество ошибок.
По словам Википедии, паттерн (англ. design pattern) — повторимая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы проектирования в рамках некоторого часто возникающего контекста.
Начнем с первого главного – Model-View-Controller. MVC — это фундаментальный паттерн, который нашел применение во многих технологиях, дал развитие новым технологиям и каждый день облегчает жизнь разработчикам.
Впервые паттерн MVC появился в языке SmallTalk. Разработчики должны были придумать архитектурное решение, которое позволяло бы отделить графический интерфейс от бизнес логики, а бизнес логику от данных. Таким образом, в классическом варианте, MVC состоит из трех частей, которые и дали ему название. Рассмотрим их:
Модель
Под Моделью, обычно понимается часть содержащая в себе функциональную бизнес-логику приложения. Модель должна быть полностью независима от остальных частей продукта. Модельный слой ничего не должен знать об элементах дизайна, и каким образом он будет отображаться. Достигается результат, позволяющий менять представление данных, то как они отображаются, не трогая саму Модель.
Представление (View)
В обязанности Представления входит отображение данных полученных от Модели. Однако, представление не может напрямую влиять на модель. Можно говорить, что представление обладает доступом «только на чтение» к данным.
Различия MVC & MVVM & MVP
Рассмотрим и сравним каждый из них.
Model-View-Presenter
Данный подход позволяет создавать абстракцию представления. Для этого необходимо выделить интерфейс представления с определенным набором свойств и методов. Презентер, в свою очередь, получает ссылку на реализацию интерфейса, подписывается на события представления и по запросу изменяет модель.
Реализация:
Каждое представление должно реализовывать соответствующий интерфейс. Интерфейс представления определяет набор функций и событий, необходимых для взаимодействия с пользователем (например, IView.ShowErrorMessage(string msg)). Презентер должен иметь ссылку на реализацию соответствующего интерфейса, которую обычно передают в конструкторе.
Логика представления должна иметь ссылку на экземпляр презентера. Все события представления передаются для обработки в презентер и практически никогда не обрабатываются логикой представления (в т.ч. создания других представлений).
Пример использования: Windows Forms.
Model-View-View Model
Данный подход позволяет связывать элементы представления со свойствами и событиями View-модели. Можно утверждать, что каждый слой этого паттерна не знает о существовании другого слоя.
Реализация:
При использовании этого паттерна, представление не реализует соответствующий интерфейс (IView).
Представление должно иметь ссылку на источник данных (DataContex), которым в данном случае является View-модель. Элементы представления связаны (Bind) с соответствующими свойствами и событиями View-модели.
В свою очередь, View-модель реализует специальный интерфейс, который используется для автоматического обновления элементов представления. Примером такого интерфейса в WPF может быть INotifyPropertyChanged.
Пример использования: WPF
Model-View-Controller
Основная идея этого паттерна в том, что и контроллер и представление зависят от модели, но модель никак не зависит от этих двух компонент.
Реализация:
Контроллер перехватывает событие извне и в соответствии с заложенной в него логикой, реагирует на это событие изменяя Mодель, посредством вызова соответствующего метода. После изменения Модель использует событие о том что она изменилась, и все подписанные на это события Представления, получив его, обращаются к Модели за обновленными данными, после чего их и отображают.
Пример использования: MVC ASP.NET
Резюме
Реализация MVVM и MVP-паттернов, на первый взгляд, выглядит достаточно простой схожей. Однако, для MVVM связывание представления с View-моделью осуществляется автоматически, а для MVP — необходимо программировать
MVC, по-видимому, имеет больше возможностей по управлению представлением.
Общие правила выбора паттерна
Заключение
Большое спасибо за уделенное время, приятного чтения!
Что такое MVC? Шаблон проектирования model view controller (MVC) и PHP, Часть 1
Шаблон проектирования Модель-Представление-Контроллер (model view controller — сокращенно MVC) — это шаблон программной архитектуры, построенный на основе сохранения представления данных отдельно от методов, которые взаимодействуют с данными.
Не смотря на то, что схема MVC была первоначально разработана для персональных компьютеров, она была адаптирована и широко используется веб-разработчиками из-за точного разграничения задач и возможности повторного использования кода. Схема стимулирует развитие модульных систем, что позволяет разработчикам быстро обновлять, добавлять или удалять функционал.
В этой статье я опишу основные принципы, а также рассмотрю определение схемы построения и простой MVC PHP пример.
Что такое MVC
Название шаблона проектирования определяется тремя его основными составляющими частями: Модель, Представление и Контроллер. Визуальное представление шаблона MVC выглядит, как показано на приведенной ниже диаграмме:
На рисунке показана структура одностороннего потока данных и пути его следования между различными компонентами, а также их взаимодействие.
Модель
Моделью называют постоянное хранилище данных, используемых во всей структуре. Она должна обеспечивать доступ к данным для их просмотра, отбора или записи. В общей структуре « Модель » является мостом между компонентами « Представление » и « Контроллер ».
Представление
Представление также перехватывает действие пользователя, которое затем передается « Контроллеру ». Характерным примером этого является кнопка, генерируемая « Представлением ». Когда пользователь нажимает ее, запускается действие в «Контроллере».
Существует несколько распространенных заблуждений относительно компонента « Представление ». Например, многие ошибочно полагают, что « Представление » не имеет никакой связи с « Моделью », а все отображаемые данные передаются от « Контроллера ». В действительности такая схема потока данных не учитывает теорию, лежащую в основе MVC архитектуры. В своей статье Фабио Чеваско описывает этот некорректный подход на примере одного из нетрадиционных MVC PHP фреймворков:
«Чтобы правильно применять архитектуру MVC, между «Моделью» и «Представлением» не должно быть никакого взаимодействия: вся логика обрабатывается «Контроллером».
Компоненту « Представление » никогда не передаются данные непосредственно « Контроллером ». Между « Представлением » и « Контроллером » нет прямой связи — они соединяются с помощью « Модели ».
Контроллер
Его задача заключается в обработке данных, которые пользователь вводит и обновлении « Модели ». Это единственная часть схемы, для которой необходимо взаимодействие пользователя.
« Контроллер » можно определить, как сборщик информации, которая затем передается в « Модель » с последующей организацией для хранения. Он не содержит никакой другой логики, кроме необходимости собрать входящие данные. « Контроллер » также подключается только к одному « Представлению » и одной « Модели ». Это создает систему с односторонним потоком данных с одним входом и одним выходом в точках обмена данными.
« Контроллер » получает задачи на выполнение только когда пользователь взаимодействует с « Представлением », и каждая функция зависит от взаимодействия пользователя с « Представлением ». Наиболее распространенная ошибка разработчиков заключается в том, что они путают « Контроллер » со шлюзом, поэтому присваивают ему функции и задачи, которые относятся к « Представлению ».
Также распространенной ошибкой является наделение « Контроллера » функциями, которые отвечают только за обработку и передачу данных из « Модели » в « Представление ». Но согласно структуре MVC паттерна это взаимодействие должно осуществляться между « Моделью » и « Представлением ».
MVC в PHP
У нас есть проект с несколькими основными классами для каждой части шаблона. Теперь нужно настроить взаимосвязь между ними:
В приведенном выше примере PHP MVC нет никакого специфического функционала для контроллера, потому что в приложении не определены взаимодействия пользователя. Представление содержит весь функционал, так как наш пример предназначен лишь для демонстрации.
Давайте расширим пример, чтобы показать, как мы будем добавлять функционал контроллера, тем самым добавив в приложение взаимодействия:
Мы расширили программу базовым функционалом. Настройка взаимодействий между компонентами теперь выглядит следующим образом:
Запустите код и при нажатии на ссылку вы увидите строку для изменения данных.