Что такое mmsi судна
Развернутый глоссарий яхтенных терминов
Цифровой избирательный вызов, ЦИВ (DSC). MMSI
«Vega, Vega
This is Altair, Altair
Over»
«Altair
This is Vega
Channel 72
Over»
«Vega
This is Altair
Channel 72
Over»
Этот короткий разговор занял бы около 10 секунд. Но представьте себе оживленную и сложную акваторию с десятками судов в непосредственной близости друг от друга. Ясно, что даже такие короткие сообщения могут полностью «забить» 16 канал, – сигнал бедствия может быть попросту не услышан. Чтобы избежать этой проблемы, была разработана специальная технология – цифровой избирательный вызов, ЦИВ (Digital Selective Calling, DSC). Все сообщения ЦИВ передаются в цифровом виде на 70 канале – именно поэтому его не следует использовать для голосовых передач.
Каждой радиостанции с ЦИВ в момент ее регистрации (получения лицензии) присваивается уникальный номер, MMSI – Maritime Mobile Service Identity. Он всегда состоит из 9 цифр, например, 667557000, и обязательно содержит трехзначный код страны, так называемый MID – Maritime Identification Digits. Например, MID 273 означает Россию, коды 232, 233, 234 и 235 отведены для Великобритании, 338, 366, 367, 368, 369 – для США. Существуют три основных разновидности MMSI:
• Для судовых радиостанций. MMSI формируется так:
MIDXXXXXX
MID – код страны, X – любая цифра от 0 до 9.
• Для береговых радиостанций: коду страны предшествуют два нуля:
00MIDXXXX
• Групповой MMSI. Присваивается сразу группе судов: флотилии, пароходству и т.д., всегда начинается с одного ведущего нуля:
0MIDXXXXX
Работа DSC для рутинных индивидуальных вызовов другого судна очень напоминает работу пейджера. Для установления связи через DSC нужно вызвать меню DSC радиостанции. Далее:
• Выбираем в меню тип вызова «Individual».
• Выбираем MMSI нужной нам станции. Настройки рации позволяют сопоставить MMSI «человеческое» имя абонента – так же, как в телефонной книге мобильного телефона.
• Выбираем рабочий канал, на котором хотим связаться с другим судном, например, 72.
• Подтверждаем вызов.
Цифровой запрос на связь отправляется на 70 канале. Вызываемая нами радиостанция с DSC подает звуковой сигнал и выводит на экран информацию о вызове – наш MMSI, желаемый рабочий канал и его тип – «Individual». Все, что осталось сделать оператору вызываемой станции – нажать «ACK» для подтверждения вызова. Далее обе рации переключаются на выбранный рабочий канал, и мы осуществляем голосовую связь уже на обычном УКВ канале (в нашем примере на 72). 16 канал в этом процессе не участвует и остается полностью свободным для аварийных переговоров.
Цифровой избирательный вызов используется также для подачи сигналов бедствия – с помощью большой красной кнопки «Distress». Если станция подключена к GPS-приемнику, то координаты и время бедствия будут переданы автоматически. Если нет – всегда есть возможность ввести координаты и время вручную.
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время существует шесть видов опознавателей морской подвижной службы:
Цифры морского опознавания (MID)
Первая цифра MMSI
Начальные цифры MMSI определяют категорию идентификатора, как определено в Рекомендации M.585. Значение первой цифры:
Форматы идентификаторов станций
Идентификаторы судовых станций
Девятизначный код, составляющий опознавательный знак судовой станции, формируется следующим образом:
Если судно оборудовано судовой земной станцией Inmarsat C или предполагается, что оно будет оборудовано таким образом в обозримом будущем, то опознаватель может иметь один завершающий ноль:
Если судно оборудовано судовой земной станцией Inmarsat A или имеет спутниковое оборудование, отличное от Inmarsat, то опознавательный элемент не нуждается в завершающем нуле.
Идентификаторы вызовов групповых судовых станций
Идентификаторы группового вызова судовых станций для одновременного вызова более чем одного судна формируются следующим образом:
Идентификаторы береговой станции
Идентификаторы береговой станции формируются следующим образом:
Идентификаторы вызовов групповых береговых станций
Идентификаторы группового вызова береговой станции для одновременного вызова более чем одной береговой станции имеют тот же формат, что и идентификаторы индивидуальных береговых станций: два ведущих нуля, MID и четыре цифры. Они формируются как подмножество опознавательных знаков береговой станции следующим образом:
00MID0000 для любой береговой станции, использующей MID 009990000 для любой береговой УКВ станции (независимо от MID)
Ссылка: Рекомендации МСЭ-R M.585-7
Поисково-спасательный передатчик
Передатчики поиска и спасания AIS ( AIS-SART ) имеют идентификатор, связанный с производителем, а не MID страны:
Федеральные MMSI США
В США MMSI в основном используются для цифрового избирательного вызова и для присвоения опознавателей Инмарсат.
Исчерпание MMSI
Проблема существует с судами, оборудованными Инмарсат, потому что рекомендации ITU-T требуют, чтобы судовым земным станциям Инмарсат присваивался идентификатор (MESIN) TMIDxxxYY, где T указывает тип станции Инмарсат, YY указывает расширение станции Инмарсат (например, «00» может указывать телефон на мостике, «01» может обозначать факсимильный аппарат в радиорубке и т. д.), а MIDxxx указывает номер судовой станции, который относится к присвоенному идентификатору судовой станции MIDxxx000.
MMSI должен был быть всеобъемлющим электронным идентификатором корабля, используемым в той или иной форме всеми ГМССБ или телекоммуникационными приборами на корабле. Однако были подняты вопросы о том, может ли ММСИ полностью выполнять эту роль на практике. МСЭ может в конечном итоге прекратить практику связывания опознавателей Inmarsat MESIN с идентификационными данными MMSI судна.
Чтобы помочь предотвратить исчерпание номеров MMSI, производители должны вывести из строя радиостанции с поддержкой DSC, чтобы номер MMSI можно было ввести только один раз, что означает, что владелец устройства не может перемещать радиостанцию с одной лодки на другую. Это особенно очевидно для портативных устройств VHF, для которых один номер MMSI не имеет большого смысла.
MMSI и разрешение на судовую радиостанцию
Буквально на днях выяснил: по сравнению с недалёким прошлым, нынешняя жизнь владельцев российских спортивных парусных судов значимо упростилась. Ниже — рассказ о моем опыте получения MMSI и регистрации судового радиооборудования (морская УКВ радиостанция для спортивного парусного судна под флагом России, порт приписки — Москва).
Предваряю рассказ благодарностью коллегам с катамарана «Лиза». Они прошли эту процедуру в ноябре 2018 года и поделились результатом: www.liza-catamaran.com/Получение-MMSI-Позывного-Лицензии. За прошедшие полтора года кое-что изменилось, поэтому ниже — актуальность на февраль 2020.
MMSI и регистрация судовой радиостанции: зачем?
Судовое радиопередающее оборудование нуждается в разрешениях, которые могут потребоваться в проливах, портах, тем более в портах входа. Передатчики, работающие в определенных частотных диапазонах, разрешения не требует. Однако, морская УКВ радиостанция, радар, АИС, спасбуй и т.п. лицензию иметь обязаны.
Получение MMSI и регистрация судовой радиостанции. Этапы.
Пытливым теоретически доступен алгоритм получения документов без посещения государственных учреждений. Для этого следует иметь регистрацию в Личном кабинете на Госуслугах и некую «усиленную квалифицированную цифровую подпись». Однако, мне сей высокотехнологичный ништяк оказался не по зубам. После успешной регистрации на сайте ГРЧС, войти в систему не удалось. Как любой человек со здоровой психикой, считаю, что это — не моя криворукость, а ошибка программного кода 🙂
Потратив на кибернетику около получаса, я созвонился с представителями государства, мне вежливо-благожелательно порекомендовали нижеизложенную процедуру, и она прошла «на ура» безо всяких логинов-паролей.
Собственно, выполнение радиоформальностей делится на 2 этапа:
1. Обращение в Главный радиочастотный центр (ГРЧС). Получение:
— MMSI;
— Заключения о соответствии.
2. Обращение в Роскомнадзор (РКН). Получение разрешения на судовую радиостанцию.
NB! Если что-то из нижеизложенного неясно или поменялось на момент прочтения статьи, звоните в ГРЧС или РКН (телефоны — на официальных сайтах). Сотрудники благожелательны, помогают, отвечают на вопросы. ИМХО, интересоваться техническими аспектами радиосвязи — не по-пацански, ибо капитан судна обязан понимать, с чем он имеет дело.
Этап I. ГРЧС.
• Пропускаем всё о регистрации и о личном кабинете.
• Скачиваем образцы:
— сопроводительного письма;
— бланка формы 1-ИД-1С;
— бланка формы ПР-9.
Заполняем их на компьютере, распечатываем, подписываем и сканерим.
• Направляем электронной почтой в адрес ГРЧС grfc@grfc.ru письмо, указывая в теле и теме письма: «Регистрация судовой радиостанции судна ИМЯРЕК». В письмо вкладываем файлы-сканы:
— сопроводительное письмо;
— форма 1-ИД-1С;
— форма ПР-9;
— документ, подтверждающий право собственности на судно (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, протокол передачи судна, Bill Of Sale, Handover Protocol или или нечто подобное);
— судовой билет;
— фотографии, где видны имя судна, регистровый номер и порт приписки.
Примерно через пару дней позвонила сотрудница ГРЧС и любезно порекомендовала исправить допущенные неточности (у меня неточность была одна: по-привычке запросил полный ряд позывных, часть из которых мне с нынешним составом оборудования не нужна).
Еще раз подчеркну: общаться приятно, чиновники конструктивны, идут навстречу и способствуют разрешению возможных коллизий.
• Досылаем исправленные или недосланные документы на тот же адрес или на адрес, указанный в письме сотрудника ГРЧС.
• Через несколько дней получаем электронное письмо-ответ, куда вложено Заключение о соответствии со вписанным MMSI. Для спокойствия души его можно распечатать и положить в папку с судовыми бумагами. Я, понятное дело, распечатал и положил 🙂 Но, по сути, делать этого не надо. Ибо документ оседает в базе данных, откуда его увидит РКН.
Вся процедура бесплатна. Делается не выходя из дома.
NB! Переходить к следующему этапу (Роскомнадзор) рекомендую не ранее, чем дня через три-четыре после получения MMSI и Заключения о соответствии. Иначе может оказаться, что документы, положенные ГРЧС во внутреннюю базу данных, ещё не стали доступны для РКН. Сам я приехал в Роскомнадзор через две недели, так что с этой проблемой не сталкивался. Но в беседе с сотрудниками выяснил: накладка потенциально возможна.
Этап II. Роскомнадзор.
Итак:
• Зашел на сайт Роскомнадзора. На страницах
77.rkn.gov.ru/directions/p18701/ (регион 77)
rkn.gov.ru/communication/licensing-activity/p810/ (федеральный сайт)
скачал
– Заявление о выдаче разрешения на судовую радиостанцию (бланк);
– Заявление о выдаче разрешения на судовую радиостанцию (образец заполнения).
Заполнил. Подписал. Как мне объяснили, максимальный срок регистрации радиооборудования — 10 лет, которые я и указал.
• На странице
77.rkn.gov.ru/directions/p18701/ (регион 77, для остальных регионов, наверное, реквизиты иные) переписал полные банковские реквизиты для оплаты пошлины. Там ещё можно скачать платежку, но в ней отсутствует код ОКТМО. Тем не менее, скачать и распечатать её рекомендую, ибо там есть пояснения о заполнении различных полей.
• С тремя бумагами:
– Заявление о выдаче разрешения на судовую радиостанцию;
– Ксерокопия судового билета;
– Квитанция об оплате 3500 руб
приехал по адресу Москва, ул.Школьная, д.37. Рекомендую ехать общественным транспортом, ибо автопарковки там есть, но забиты по самое некуда. От метро «Площадь Ильича» (выход 3) — 7 минут прогулочным шагом. Был поражен красотой пешеходной улицы, ибо помню времена, когда этот район представлял собой неимоверную хрень. Сейчас — совсем иное дело.
В помещении РКН провел минут пять, сдал три бумаги, сказали позвонить через неделю.
NB! Думаю, адрес местного РКН — только для судов с портом приписки «Москва» (возможно, и для иных регионов ЦФО, но не уверен). Адреса региональных РКН есть на сайте Роскомнадзора.
NB! Насколько я понял, с катамарана «Лиза» потребовали ещё и СНИЛС владельца. С меня не требовали.
NB! Лицензию радиооператора в РКН не требуют. Однако, по-жизни иметь её надо, могут потребовать портовласти или страховая.
Через несколько рабочих дней (точно не помню, но раньше назначенного срока) позвонили: «Готово». Снова приехал в Роскомнадзор и, потратив очередные 5 минут, забрал бумагу.
Идентификация в морской подвижной службе (МПС) и в морской подвижной спутниковой службе (МПСС)
УДК 656.61.08: 654.026 (0.75.8)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ В МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СЛУЖБЕ (МПС)
И В МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СПУТНИКОВОЙ СЛУЖБЕ (МПСС)
В соответствии с требованиями Регламента радиосвязи (РР) любая передача должна содержать сигналы опознавания, которые позволяют устанавливать национальную принадлежность радиостанции. Сигналы опознавания (идентификаторы) должны формироваться в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи и, после их присвоения радиостанции, регистрироваться в Международном союзе электросвязи (ITU) для размещения их в международных справочниках и информационно-справочной системе ITU MARS. Поскольку различные сети связи появлялись в морской подвижной службе (МПС) в различное время, то их идентификаторы отражали уровень технического развития на момент их появления. По этой причине исторически сложилось так, что каждая система связи имеет свой идентификатор. В настоящее время на судах имеются следующие идентификаторы (ID):
– позывной сигнал / call sign;
– номер избирательного вызова / selective call number для сети радиотелекса;
– номер сети Инмарсат / Inmarsat Mobile Number / IMN – для сети Inmarsat;
– опознаватели морской подвижной службы / Maritime mobile service identities / MMSI – для сети ЦИВ;
– новая группа опознавателей для AIS–SART, AIS–EPIRB; MOB alert devices.
Сегодня наметилась тенденция к унификации идентификаторов. В роли такого универсального идентификатора выступает MMSI, который применяется в цифровом избирательном вызове – ЦИВ (DSC – Digital Selective Calling), узкополосном буквопечатании – УБПЧ (NBDP – Narrow Band Direct Printing), аварийных радиобуях АРБ (EPIRB – Emergency-Position Indicating Radio Beacon) и используется при формировании IMN Inmarsat-B и Inmarsat-C.
Идентификатором называется, составленная по определенным правилам как группа букв и цифр, так и смешанная группа, которые позволяют опознать радиостанцию, работающую в определенной сети.
1. ТИПЫ ИДЕНТИФИКАТОРОВ В МПС И МПСС
Название судна можно принять в качестве идентификатора с некоторой условностью, поскольку оно не является однозначным идентификатором. Для устранения этого недостатка его рекомендуется сопровождать позывным сигналом. Кроме того могут возникать проблемы с произношением названия, поэтому название судна можно использовать в радиотелефонии, предпочтительно при связи судов одной национальной принадлежности.
1.2. Позывной сигнал судовых станций / Ship’s station call signs
Позывной сигнал судна формируется в соответствии с правилами, установленными регламентом радиосвязи (далее – «РР», статья 19 раздел III). Суть правила заключается в следующем: для формирования позывных сигналов национальная Администрация запрашивает в ITU международную серию (часть алфавита, которую она может использовать для формирования позывных сигналов). Это распределение регистрируется в документах ITU за данной администрацией. Для образования позывных сигналов используются 26 букв латинского алфавита и цифры. Исключаются все акцентные буквы (Ө, г, Ъ).
– Украине выделено распределение: EMA – EOZ,
где первые два знака – буквы;
– Кипру – C4A – C4Z ( первые два знака – буква и цифра);
– Мексике – 4AA – 4СZ (первые два знака – цифра и буква).
Это означает, что для Украины первым знаком может быть только буква E; вторым – буквы от M до O (M, N, O), третьим – от А до Z (любая буква), четвертый и пятый знаки не регламентированы (см. Приложение 42 РР).
1.2.1. Судовые станции / Ship’s stations
Регламентом предусмотрена следующая схема формирования позывных сигналов судовых станций (пункт 19.55 [1]):
– два знака и две буквы (E O Y C);
– два знака, две буквы и одна цифра (E M D Z 2);
– два знака (при условии, что второй знак – буква), сопровождаемых четырьмя цифрами (4 A 2 4 3 1);
– два знака и одна буква, сопровождаемые четырьмя цифрами (A B C 3 5 4 1) или (1 B C 4 1 0 7) или (A 2 C 6 0 3 1).
Примечание: во всех случаях, когда цифры следуют за буквой, не должны использоваться в качестве первой цифры 0 или 1.
Первыми двумя знаками могут быть, как указано выше, две буквы или буква и цифра или цифра и буква. Первые два знака или в некоторых случаях первый знак позывного сигнала служат для опознавания национальной принадлежности. Какими будут первые два знака для конкретной Администрации, зависит от полученного от ITU международного распределения.
В приведенном выше примере у Украины двумя первыми знаками, согласно международного распределения, являются две буквы. Таким образом, два первых знака служат признаком национальной принадлежности, поскольку они указаны в международном распределении и зарегистрированы за определенной администрацией.
Разберем формирование позывного сигнала для радиостанции украинского судна на примере международного распределения Украины EMA … EOZ, то есть два первых знака – буквы.
Первый знак распределения от Е до Е. Таким образом он может быть только буквой Е.
Второй знак по распределению выбирается в интервале букв от М до О, то есть M, N и O. Выбираем, например, О.
Третий знак может быть любым в интервале букв от А до Z. Например, выберем букву Y.
Четвертый знак не регламентирован, то есть может быть любой буквой. Например, С.
В результате получаем позывной E O Y C. Этот позывной присваивается радиостанции и регистрируется в ITU.
Например: E M D Z 2, E M 2 3 4 5 или E M D 2 3 4 5.
Следует заметить, что цифра, следующая сразу за буквой, не может быть 0 или 1.
Следует отметить, что согласно пункту 19.56 Руководства издания 2005 года [1] позывные, заканчивающиеся на четыре цифры, присваивались судовым станциям, использующим только телефонию. WRC-07 исключила этот пункт из Статьи 19, а пункт 19.55 [1], представила в новой редакции. Теперь для этой группы позывных нет оговорки, касающейся телефонии. Применяется позывной сигнал в основном при работе в телефонии. Буквы и цифры позывного произносятся с использованием международного фонетического алфавита ([1] приложение 14, пересмотренное WRC-07).
1.2.2. Станции судовых спасательных средств / Ship’s survival craft stations
Станции судовых спасательных средств используют позывной сигнал базового судна, за которым следуют две цифры (кроме 0 и 1, если они следуют непосредственно за буквой). (РР, статья 19, пункт 19.60 [1]).
1.2.3 Судовые станции, применяющие телефонию
Судовые станции, применяющие телефонию, могут использовать позывной сигнал или официальное название судна, которому, если это необходимо, предшествует имя владельца, при условии, что его нельзя принять за сигналы бедствия, срочности или безопасности, или их номером или MMSI (пункт 19.74 [1]).
1.2.4. Судовые станции спасательных средств, применяющие телефонию
Судовые станции спасательных средств, применяющие телефонию, могут использовать позывной сигнал в соответствии с пунктом 1.2.2 или название базового судна, за которым следуют две цифры (РР, статья 19, пункт 19.75 [1]).
1.2.5 Судовые станции внутрисудовой связи / On board ship communication
Для внутрисудовой связи на борту судна в территориальных водах мостик должен использовать название судна с добавлением слова CONTROL, а носимые станции – название судна с добавлением буквы латинского алфавита (Рекомендация ITU-R М.1171, Раздел III, §11).
Например: вызов мостика с носимой станции выглядит так:
mv Angara CONTROL up to 3 times
This is mv Angara ALFA up to 3 times
1.3. Позывные сигналы станций воздушных судов / Aircraft stations
Воздушные суда имеют позывной сигнал, состоящий из двух знаков и трех букв (пункт 19.58 [1]).
– более подробную информацию об идентификаторах воздушной подвижной службы можно найти в Руководстве по радиосвязи МПС и МПСС, статья 19, пункты 19.63; 19.64; 19.77; 19,78; 19.80 [1];
– идентификаторы воздушной подвижной службы могут понадобиться при взаимодействии с летательными аппаратами, участвующими в поисково-спасательных операциях.
1.4. Позывные сигналы береговых станций / Coast stations
1.4.1. Сухопутные и фиксированные станции / Land and fixed stations
Позывной сигнал может состоять либо из двух знаков и одной буквы или двух знаков и одной буквы, сопровождаемых не более чем тремя цифрами, кроме 0 и 1 (пункт 19.52 [1]). Однако рекомендуется, чтобы позывные сигналы фиксированных станций состояли из двух знаков и одной буквы, сопровождаемой двумя цифрами, кроме 0 и 1 (пункт 19.53 [1]).
В телефонии береговые станции / Coast stations могут пользоваться позывным сигналом (пункт 19.52 [1]) или географическим названием места, как оно указано в List IV, за которым предпочтительно следует слово «радио» или какое-либо другое соответствующее указание (РР статья 19, пункт 19.73 [1]). Например: Lyngby Radio.
1.4.2. Береговые станции сети НАВТЕКС / NAVTEX coast stations
Береговым станциям сети НАВТЕКС присваиваются позывные сигналы в виде буквы латинского алфавита. В каждом из 21-го района НАВАРЕА могут быть станции с одинаковыми позывными. При назначении позывных национальные координаторы должны согласовывать этот вопрос на ранней стадии с Международной морской организацией (IMO) (IMO NAVTEX Coordinating Panel). Присвоения производятся так, чтобы станции с одинаковыми позывными, расположенные в смежных районах НАВАРЕА, были максимально удалены друг от друга во избежание взаимных помех.
1.5. Номера избирательного вызова / Selective call numbers
Для формирования этих опознавателей национальная Администрация запрашивает у ITU цифровое распределение, которое закрепляется в документах ITU за этой страной. Для судового избирательного вызова выделяются серии по 100 номеров, а для береговых радиостанций – по 10. Используются цифры от 0 до 9, однако, не рекомендуется использовать сочетания, которые начинаются с двух нулей. Судовые опознаватели состоят из пяти цифр, а береговые – из четырех цифр. Групповые опознаватели формируются из пяти одинаковых цифр или двух чередующихся и присваиваются индивидуально в каждом конкретном случае. (статья 19, пункты 19.84 – 19.95 [1]). Каждая Администрация должна выбирать номера опознавания для присвоения судовым и береговым станциям из групп серий, которые ей предоставлены. После присвоения опознаватели регистрируются в ITU. Эти опознаватели предназначены для опознавания радиостанций, работающих в телексе в соответствии с Рекомендацией МСЭ М.476-5. В соответствии с Рекомендацией ITU-R M.625-4 в качестве идентификатора в радиотелексе используются MMSI и selective call number (для связи со старым парком оборудования ТОР).
Например, Украине выделены:
– серия для судовых опознавателей 67700 – 68999;
– серия для береговых опознавателей 3650 – 3699.
Национальная принадлежность определяется по всему опознавателю. Например: 67725 попадает в распределение, выделенное Украине.
1.6. Опознаватели морской подвижной службы /
Maritime mobile service identities (MMSI)
MMSI состоит из девяти цифр, в качестве которых могут использоваться цифры от 0 до 9. Он содержит также специальную группу из трех цифр, которая называется MID (Maritime identity Digit) – морские идентификационные цифры. Расположение MID в формате MMSI зависит от типа MMSI и служит для определения национальной принадлежности и географического расположения Администрации (по первой цифре MID, как это показано в табл. 1).