Что такое mid side
MS техника («Mid-Side»)
В настоящей статье поговорим об очень интересной технике MS или «Mid-Side», которая очень полезна как при записи, так и при сведении ваших проектов.
MS техника («Mid-Side»)
Материалы взяты в основном из известной книги Bob Katz «The Secret Of The Mastering Engineer»
До появления цифровых процессоров (плагинов), мастеринг-инженеры были ограничены по сравнению с тем, что можно реализовать сегодня. Но одна древняя техника до сих пор является невероятно мощной и это MS (Mid-Side).
Что означает MS?
MS расшифровывается, как «Mid-Side» или «Моно-Стерео».
Если обращаться к микрофонному приёму, то звукорежиссёр использует направленность микрофона кардиоида, передненаправленный микрофон подключается к М моно каналу, а фигура 8, сторонненаправленный микрофон подключается к S или стерео каналу.
Простой декодер (такой, как аудио микшер) смешивает эти два канала, чтобы создать L (Left — левый) и R (Right — правый) выходы. Вот формула декодера:
А вот как декодировать в микшере?
Чем больше M в миксе, тем больше монофоническим (центрированным) будет материал. Чем больше S, тем более пространным или диффузным будет материал. Если вы выключите M-канал, то вы не услышите фазы звука, содержащей много реверберации и инструментов на крайних позициях. Если вы выключите S-канал, вы будете в значительной степени слышать вокалиста; звук сжимается, теряется богатство и пространство.
Нет совершенного разделения между M и S каналами, но достаточно выполнить немного контроля над обычными 2-track. Это замечательно для работы над фильмом — кажущаяся дистанция и положение актера могут быть изменены простой манипуляцией с двумя фейдерами.
M-S техника не должна быть зарезервирована на специализированную miking-технику. Используя MS, мы можем разделить обычную стерео-запись на элементы в центре и на стороне, и потом обработать отдельно эти элементы.
Перейдём к MS в плагинах
MS — интересный прием, который уменьшает компромисы и увеличивает возможности мастеринга. Причём возможности ограничены только вашим воображением.
Многие плагины позволяют вам манипулировать стерео разделением, используя MS технику.
Несколько примеров использования MS на практике
Но мы можем сделать гораздо больше, часто без такого слышимого компромисса.
В конце статьи небольшой совет: Большинство мастеринг-инженеров делают необработанные копии музыки для будущего релиза с высоким разрешением. Если вы создаете субмастер (submaster), чтобы взять его в студию, делайте также необработанную версию, так как в звукозаписывающей студии могут иметь идею, отличную от вашей, как сделать вашу музыку яркой.
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.
Основы Mid-Side записи
Когда большинство людей думают о стерео-записи, первое, что им приходит в голову — это подобранная пара микрофонов, расположенных в совпадающей (XY) системе. Обусловлено это тем, что такой способ позволяет максимально реалистично повторить пару человеческих ушей.
MS-система, состоящая из AKG 414 в качестве «side»-микрофона и Audio Technica 4051 в качестве «mid»-микрофона.
Больше, чем Вы слышите
Традиционная XY-запись повторяет положение наших ушей. Как и человеческий слух, микрофоны в системе XY опираются на временную задержку в несколько миллисекунд между каналами для локализации звука в стерео-поле. Это достаточно простая концепция работает хорошо до тех пор, пока оба микрофона подобранны и равномерно распределены для получения точного звукового образа.
Одна из слабых сторон такой техники это то, что после записи остается мало возможностей для изменения стерео-изображения. В некоторых случаях прослушивание трека в моно может привести к противофазе сигналов.
MS-техника предоставляет вам гораздо больше контроля над шириной стерео-поля, чем другие, и позволяет внести изменения в любое время после записи.
Mid-Side совсем не новое понятие. Оно было разработано инженером EMI (британская медиагруппа, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира — прим. переводчика) Аланом Блюмлейном, пионером стереофонического и объемного звука. Блюмлейн запатентовал технику в 1933 году и использовал её на некоторые из самых ранних стереофонических записях.
Записи микрофонами по MS-технологии широко используется в трансляции, в значительной степени потому, что правильно записанные треки всегда моно-совместимы. MS также популярна как техника для студийной и концертной записи, и ее удобство и гибкость делают её хорошим выбором для записи живого звука.
Что требуется
В то время, как XY-запись требует подобранной пары микрофонов чтобы создать согласованный образ, в MS записи часто используется два совершенно разных микрофона, или используются подобные микрофоны, установленные на различные характеристики направленности.
«Mid»-микрофон (центральный) обращен к центру источника звука. Как правило, это будет микрофон с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой (хотя в некоторых вариациях техники используют ненаправленную или двунаправленную «восьмерку»). К «side»-микрофону (боковому) требования более жесткие: он должен иметь направленность строго в виде «восьмерки». Этот микрофон повернут на 90 градусов от оси источника звука. Оба микрофона следует размещать как можно ближе, как правило, один над другим.
Как это работает
Это не редкость для музыкантов быть запуганными сложностью MS-техники, и я видел, как глаза не одного человека тускнели от объяснений. Но в своей основе методика такой записи не так уж и сложна. Концепция заключается в том, что «mid»-микрофон выступает в качестве центрального канала, в то время как каналом «side»-микрофона создается атмосфера и направление путем сложения или вычитания информацию с любой стороны.
Двунаправленная «восьмерка» «side»-микрофона, повернутая на 90 градусов от источника, принимает окружающие и реверберированные звуки со стороны сцены. В результате того, что это «восьмерка», мы получаем две стороны с разностью фаз в 180 градусов. Другими словами, положительный сигнал на одной стороне диафрагмы микрофона создает равный ему отрицательный на другой стороне. Фронтальная сторона микрофона, обычно представляемая как плюс (+), направлена в левую сторону, в то время как задняя часть, или минус (-), указывает вправо.
Поток сигналов при MS-записи.
Далее сигнал от каждого микрофона записывается в свой трек. Однако, для того, что бы услышать надлежащий стерео-эффект при прослушивании записи, треки должны быть матрицированы и декодированы.
Итак, вы записали только два канал аудио (центральный и боковой), и следующим шагом будет разделение бокового сигнала на два отдельных канала. Это может быть сделано либо в программном обеспечении вашей DAW (Digital Audio Workstation — прим. переводчика), либо при помощи аппаратного микшера путем переноса «side»-сигнала на два канала, и инвертированием фазы одного из них. В результате получаем два канал, представляющих именно то, что обе стороны вашего микрофона «слышали».
Теперь у вас есть три канала записанного аудио — центральный канал и два боковых канала, которые должны быть сбалансированы для воссоздания стерео-изображения. (Вот где это все становится немного запутанным, так что держитесь крепче.) MS-декодирование работает по тому принципу, что называется «сумма-разность»: добавим один из боковых сигналов — плюс (+) — к центральному сигналу для суммы, а затем вычтем другой боковой сигнал — минус (-) — из центрального сигнала для разности.
Если вы еще не уснули, то вот вам математическая формула:
Mid + (+Side) = left channel
Mid + (-Side) = right channel
После этого, если вы послушаете только центральный канал, то получите моно сигнал. Включите два боковых канала, и вы услышите стерео. А вот самое крутое — ширину стерео-поля можно изменить варьируя количество бокового канала в миксе!
Почему это работает
Инструмент на «мертвой точке» (0 градусов) создает звук, поступающий в «mid»-микрофон непосредственно по оси. Но в то же время этот звук попадает в нулевую точку «side»-микрофона. Конечный сигнал в равной мере идет в левые и правые шины микшера и громкоговорители, в результате к центру изображения.
Инструмент, расположенный на 45 градусов влево, создает звук, который попадает в «mid»-микрофон и одну из сторон «side»-микрофона. Из-за того, что фронтальная сторона «side»-микрофона направлена влево, звук вызывает положительную полярность. Эта положительная полярность в совокупности с положительной полярностью «mid»-микрофона в левом канале приводит к повышенному уровню на левой стороне звукового поля.
Между тем, на правом канале бокового микрофона, тот же сигнал вызывает сдвинутый по фазе сигнал отрицательной полярности. Эта отрицательная полярность в сочетании с сигналом среднего микрофона в правом канале приводит к понижению уровня справа.
Инструмент, расположенный на 45 градусов вправо, создает противоположный эффект, увеличивая сигнал на правой стороне при одновременном снижении его слева.
Средний микрофона выступает в качестве центрального канала, в то время как сигнал бокового микрофона создает стерео атмосферу.
В чем преимущество?
Одно из самых больших преимуществ MS-записи является гибкость, которую она предоставляет. Так как стерео изображение находится в прямой зависимости от количества сигнала, поступающего в сторону бокового канала, повышение или снижение соотношения среднего и боковых каналов делает стерео-поле шире или уже. Результатом является то, что вы можете изменить звук вашей стереофонической записи после того, как она уже была записана, что было бы невозможно с использованием традиционной XY-микрофонной записи.
Попробуйте поэкспериментировать с этим — слушайте только средний канал, и вы услышите прямой, монофонический сигнал. Теперь опустите уровень среднего канала и в то же время поднимите уровни боковых каналов. Как только повысятся боковые сигналы и понизится центральный, вы заметите, что стерео становится более широким, а центр отодвигается дальше от вас. (Полное удаление среднего канала приведет к сигналу, являющегося по большей частью звуком атмосферы комнаты — полезно для эффектов, но не более того.) Начав только с центрального канал и постепенно добавляя боковые, вы придете к созданию правильного стерео-изображения трека.
Еще одно большое преимущество MS-техники является то, что она обеспечивает истинную совместимость с моно. Поскольку два боковых канала компенсируют друг-друга, когда вы переключите микс в моно, то останется только центральный «mid», предоставляя вам идеальный монофонический сигнал. А так как боковые каналы также содержат большую часть атмосферы комнаты, переключение микса в моно исключает этот звук, в результате чего получаем микс с повышенной четкостью. Хотя большинство XY-записей моно-совместимы, вероятность подавления фаз больше, чем при MS-записи. Это одна из причин, по которой MS-технология всегда была популярна в мире вещания.
Другие возможности
Хотя большинство MS-записей производятся с использованием кардиоидного микрофона в качестве «mid», его замена может привнести некоторые интересные эффекты. Попробуйте использовать микрофон с ненаправленной диафрагмой для резкого возрастания «просторности» звучания и расширения диапазона низких частот.
Эксперименты с различными комбинациями микрофонов также могут иметь значение. По большей части оба микрофона должны быть крайне схожи в своем звучании. Это особенно важно, когда источник звука достаточно большой, как, например, пианино или хор, потому что каналы обмениваются информацией о панорамировании; в ином случае качество тона будет меняться в стерео-поле. Для небольших источников, таких как акустическая гитара, соответствие микрофонов менее важно. При меньших источника проще экспериментировать с разными микрофонами. Например, попробуйте более ярко звучащую сторону микрофона, что бы окрасить стерео-картину и сделать ее более просторной.
Как вы видите, в Mid-Side записи есть куда больше, чем то, что слышит ваше ухо. Даже если в теории эта техника выглядит устрашающей, на практике вы найдете ее невероятно полезной для достижения полного контроля над стерео-полем в ваших записях.
Основы Mid/Side эквализации
Mid/Side эквализация – это возможность отдельно обрабатывать эквалайзером моно и стерео составляющую сигнала.
Mid – моно составляющая – только то, что играет по центру (одинаковый сигнал в левом и правом канале).
Side – стерео составляющая – только то, что играет по сторонам (разница левого и правого каналов).
Mid/Side эквализация является довольно популярной технологией, применяемой при сведении трека. Ведь согласитесь, очень удобно отдельно работать со стерео и моно составляющими сигнала.
Как использовать Mid/Side эквализацию
Mid/Side эквализация часто применяется в следующих случаях:
В первом случае на таких инструментах как бас, низкочастотный пэд, бочка, снейр есть смысл срезать side составляющую ниже 200 Гц чтобы сделать микс чище.
Во втором случае определяются полезные частоты у главного инструмента. Далее их уровень увеличивается в моно и уменьшается в стерео пропорционально (взаимная компенсации). Таким образом инструмент ничего не теряет. Такая же процедура выполняется и на втором инструменте на тех же частота в зеркальном отражении. Увеличивается уровень стерео и уменьшается уровень моно.
Смотрите видеоурок по Mid/Side эквализации.
Mid\ Side
Mid составляющая стереобазы
Это моно составляющая стерео или моно сигнала, то есть аудио информация, которая в обоих каналах абсолютно идентична. В моно сигнале может существовать только mid составляющая, без присутствия side. Mid составляющая стереосигнала отделённая от side звучит слишком не объемно и пусто, хотя для многих элементов в сведении музыки часто важно оставлять только mid, то есть моно качества (к примеру kick/бочка и бас)
Side составляющая стереобазы
Это стерео-составляющая стереосигнала, т.е. вся разница между левым и правым каналами, side составляющая стереосигнала отделенная от mid звучит размыто и неопределенно, поэтому всегда важны обе составляющие.
рекомендуем лучший обучающий материал
что почитать?
Всем привет! Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня, мы поговорим о «реверберации», узнаем какие её виды существуют, для чего применяют данный эффект в обработке, и также, я кратко расскажу какие основные параметры могут Вас встретить в данных плагинах. Реверберация — это отражение звукового сигнала в замкнутом пространстве с некоторым количеством […]
Всем привет, Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman. Сегодня, я расскажу, что такое «сатурация», где применяют данную обработку, какие виды «сатурации» бывают и коротко посмотрим на самые популярные плагины-сатураторы. Поехали! Итак, что такое «сатурация»? Сатурация — это насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости, насыщения и «теплоты» звучания. Придуманы […]
Всем привет, Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня я расскажу Вам о таком устройстве частотной обработки как «эквалайзер». Вы узнаете для чего применяется эквалайзер, какие бывают их разновидности, а также способы применения этих самых устройств в «цифровом мире» аудио. Поехали! Для начала давайте определимся, что же такое «эквалайзер»? Эквалайзер — […]
Всем привет, я Nelson Norman и это проект FL Studio PRO. Сегодня мы затронем самый задаваемый вопрос, как от новичков, так и от более-менее опытных продюсеров: «Какой ПК нужен для комфортной работы в FL Studio?», и даже скажу большее, сегодня мы постараемся собрать несколько «бюджетных» ПК, на которых будет комфортно работать еще не один год, […]
Основы Mid-Side записи
Когда большинство людей думают о стерео-записи, первое, что им приходит в голову — это подобранная пара микрофонов, расположенных в совпадающей (XY) системе. Обусловленно это тем, что такой способ позволяет максимально реалистично повторить пару человеческих ушей.
MS-система, состоящая из AKG 414 в качестве «side»-микрофона и Audio Technica 4051 в качестве «mid»-микрофона.
Больше, Чем Вы Слышите
Традиционная XY-запись повторяет положение наших ушей. Как и человеческий слух, микрофоны в системе XY опираются на временную задержку в несколько миллисекунд между каналами для локализации звука в стерео-поле. Это достаточно простая концепция работает хорошо до тех пор, пока оба микрофона подобранны и равномерно распределены для получения точного звукового образа.
Одна из слабых сторон такой техники это то, что после записи остается мало возможностей для изменения стерео-изображения. В некоторых случаях прослушивание трека в моно может привести к противофазе сигналов.
MS-техника предоставляет вам гораздо больше контроля над шириной стерео-поля, чем другие, и позволяет внести изменения в любое время после записи.
Mid-Side совсем не новое понятие. Оно было разработано инженером EMI (британская медиагруппа, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира — прим. переводчика) Аланом Блюмлейном, пионером стереофонического и объемного звука. Блюмлейн запатентовал технику в 1933 году и использовал её на некоторые из самых ранних стереофонических записях.
Записи микрофонами по MS-технологии широко используется в трансляции, в значительной степени потому, что правильно записанные треки всегда моно-совместимыми. MS также популярна как техника для студийной и концертной записи, и ее удобство и гибкость делают её хорошим выбором для записи живого звука.
Что Требуется
В то время, как XY-запись требует подобранной пары микрофонов чтобы создать согласованный образ, в MS записи часто использует два совершенно разных микрофона, или использует подобные микрофоны, установленные на различные характеристики направленности.
«Mid»-микрофон (центральный) обращен к центру источника звука. Как правило, это будет микрофон с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой (хотя в некоторых вариациях техники используют ненаправленную или двунаправленную «восьмерку»). К «side»-микрофону (боковому) требования более жесткие: он должен имет направленность строго в виде «восьмерки». Этот микрофон повернут на 90 градусов от оси источника звука. Оба микрофона следует размещать как можно ближе, как правило, один над другим.
Как Это Работает
Это не редкость для музыкантов быть запуганными сложностью MS-техники, и я видел, как глаза не одного человека тускнели от объяснений. Но в своей основе методика такой записи не так уж и сложна. Концепция заключается в том, что «mid»-микрофон выступает в качестве центрального канала, в то время как каналом «side»-микрофона создается атмосфера и направление путем сложения или вычитания информацию с любой стороны.
Двунаправленная «восьмерка» «side»-микрофона, повернутая на 90 градусов от источника, принимает окружающие и реверберированные звуки со стороны сцены. В результате того, что это «восьмерка», мы получаем две стороны с разностью фаз в 180 градусов. Другими словами, положительный сигнал на одной стороне диафрагмы микрофона создает равный ему отрицательный на другой стороне. Фронтальная сторона микрофона, обычно представляемая как плюс (+), направлена в левую сторону, в то время как задняя часть, или минус (-), указывает вправо.
Поток сигналов при MS-записи.
Далее сигнал от каждого микрофона записывается в свой трек. Однако, для того, что бы услышать надлежащий стерео-эффект при прослушивании записи, треки должны быть матрицированы и декодированы.
Итак, вы записали только два канал аудио (центральный и боковой), и следующим шагом будет разделение бокового сигнала на два отдельных канала. Это может быть сделано либо в программном обеспечении вашей DAW (Digital Audio Workstation — прим. переводчика), либо при помощи аппаратного микшера путем переноса «side»-сигнала на два канала, и инвертированием фазы одного из них. В результате получаем два канал, представляющих именно то, что обе стороны вашего микрофона «слышали».
Теперь у вас есть три канала записанного аудио — центральный канал и два боковых канала, которые должны быть сбалансированны для воссоздания стерео-изображения. (Вот где это все становится немного запутанным, так что держитесь крепче.) MS-декодирование работает по тому принципу, что называется «сумма-разность»: добавим один из боковых сигналов — плюс (+) — к центральному сигналу для суммы, а затем вычтем другой боковой сигнал — минус (-) — из цетрального сигнала для разности.
Если вы еще не уснули, то вот вам математическая формула:
Mid + (+Side) = left channel
Mid + (-Side) = right channel
После этого, если вы послушаете только центральный канал, то получите моно сигнал. Включите два боковых канала, и вы услышите стерео. А вот самое крутое — ширину стерео-поля можно изменить варьируя количество бокового канала в миксе!
Почему Это Работает
Инструмент на «мертвой точке» (0 градусов) создает звук, поступающий в «mid»-микрофон непосредственно по оси. Но в то же время этот звук попадает в нулевую точку «side»-микрофона. Конечный сигнал в равной мере идет в левые и правые шины микшера и громкоговорители, в результате к центру изображения.
Инструмент, расположенный на 45 градусов влево создает звук, который попадает в «mid»-микрофон и одну из сторон «side»-микрофона. Из-за того, что фронтальная сторона «side»-микрофона направлена влево, звук вызывает положительную полярность. Эта положительная полярность в совокупности с положительной полярностью «mid»-микрофона в левом канале приводит к повышенному уровню на левой стороне звукового поля.
Между тем, на правом канале бокового микрофона, тот же сигнал вызывает сдвинутый по фазе сигнал отрицательной полярности. Эта отрицательная полярность в сочетании с сигналом среднего микрофона в правом канале приводит к понижению уровня справа.
Инструмент, расположенный на 45 градусов вправо создает противоположный эффект, увеличивая сигнал на правой стороне при одновременном снижении его слева.
Средний микрофона выступает в качестве центрального канала, в то время как сигнал бокового микрофона создает стерео атмосферу.
В Чем Преимущество?
Одно из самых больших преимуществ MS-записи является гибкость, которую она предоставляет. Так как стерео изображение находится в прямой зависимости от количества сигнала, поступающего в сторону бокового канала, повышение или снижение соотношения среднего и боковых каналов делает стерео-поле шире или уже. Результатом является то, что вы можете изменить звук вашей стереофонической записи после того, как она уже была записана, что было бы невозможно с использованием традиционной XY-микрофонной записи.
Попробуйте поэкспериментировать с этим — слушайте только средний канал, и вы услышите прямой, монофонический сигнал. Теперь опустите уровень среднего канала и в то же время поднимите уровни боковых каналов. Как только повысятся боковые сигналы и понизится центральный, вы заметите, что стерео становится более широким, а центр отодвигатся дальше от вас. (Полное удаление среднего канала приведет к сигналу, являющегося по большей частью звуком атмосферы комнаты — полезно для эффектов, но не более того.) Начав только с центрального канал и постепенно добавляя боковые, вы придете к созданию правильного стерео-изображения трека.
Еще одно большое преимущество MS-техники является то, что она обеспечивает истинную совместимость с моно. Поскольку два боковых канала компенсируют друг-друга, когда вы переключите микс в моно, то останется только центральный «mid», предоставляя вам идеальный монофонический сигнал. А так как боковые каналы также содержат большую часть атмосферы комнаты, переключение микса в моно исключает этот звук, в результате чего получаем микс с повышенной четкостью. Хотя большинство XY-записей моно-совместимы, вероятность подавления фаз больше, чем при MS-записи. Это одна из причин, по которой MS-технология всегда была популярна в мире вещания.
Другие Возможности
Хотя большенство MS-записей производятся с использованием кардиоидного микрофона в качестве «mid», его замена может привнести некоторые интересные эффекты. Попробуйте использовать микрофон с ненаправленной диафрагмой для резкого возрастания «просторности» звучания и расширения диапазона низких частот.
Эксперименты с различными комбинациями микрофонов также можут иметь значение. По большей части оба микрофона должны быть крайне схожи в своем звучании. Это особенно важно, когда источник звука достаточно большой, как, например, пианио или хор, потому что каналы обмениваются информацией о панарамировании; в ином случае качество тона будет менятся в стерео-поле. Для небольших источников, такик как акустическая гитара, соответствие микрофонов менее важно. При меньших источника проще эксперементировать с разными микрофонами. Например, попробуйте более ярко звучащую сторону микрофона, что бы окрасить стерео-картину и сделать ее более просторной.
Как вы видите, в Mid-Side записи есть куда больше, чем то, что слышит ваше ухо. Даже если в теории эта техника выглядит устрашающей, на практике вы найдете ее невероятно полезной для достижения полного контроля над стерео-полем в ваших записях.