Что такое look ahead в лимитере
На мой взгляд, этот плагин является единственным плагином из стандартных плагинов Ableton Live, которому требуются серьезные доработки.
Само по себе лимитирование, является частным случаем компрессии, когда соотношение приближается к значению бесконечности. Такое поведение гласит о том, что никакой сигнал не превысит заданный порог. Фактически, компрессор приобретает такое поведение, когда соотношение равняется 10 и выше.
Лимитирование.
Лимитер – устройство динамической обработки сигнала, является частным случаем компрессии.
Клипер – принципиально другое устройство, которое просто срезает все что превышает заданный звукорежиссером уровень, при этом неизбежно создавая линейные искажения.
Линейные искажения – если говорить простым языком, то линейные искажения это волны, которые принимают квадратную форму. Во время клипирования, при жестком срезе сигнала, превышающего заданный уровень, неизбежно создаются квадратные волны, называемые линейными искажениями.
Органы управления.
Gain – изменение уровня сигнала, который поступает на лимитер.
Lookahead
Lookahead – если говорить дословно, то это взгляд в будущее. Разработчики задали лимитеру определенные алгоритмы, по которым он считывает будущие жесткие пики и подавляет их уровень более “гладко”, создавая намного меньше линейных искажения. Но таким образом сжираются атаки. Чем больше значение Lookahead тем сильнее съедаются атаки. Как раз таки этот параметр требует серьезной доработки разработчиками Ableton Live, так как минимальное значение Lookahead в этом приборе имеет значение 1.5 ms, что на мой субъективный взгляд очень много.
Преимущества большого значения Lookahead – намного меньше искажений, так как лимитер успевает предугадать пики.
Минусы большого значения Lookahead – сильно сжираются атаки сигнала.
Release.
Release – этот параметр работает точно так же как и в компрессоре, потому что лимитер, это и есть частный случай компрессии, поэтому, я просто процитирую определение фазы Release из статьи по компрессии. Фаза Release, позволяет установить звукорежиссеру время, за которое компрессор, вернет обработанную огибающую в исходный вид.
Auto – этот параметр позволяет лимитеру, автоматически определять время фазы Release, исходя из сигнала, который поступает на лимитер. Лимитер производит анализ поступающего сигнала, по определенному алгоритму, заданному разработчиками. Воспользоваться ручной настройкой или же применить автоматическую настройку зависит только от вас.
Celling
Celling – потолок. Это уровень, который не будет превышен сигналом, входящим на лимитер. В большинстве случаев этот лимитер используется на мастере, и “дефолтная” настройка – (-0.30 dB) является оптимальной для данной задачи.
Stereo или L/R. Что выбрать?
При выбранном режиме L/R для левого и правого канала будут использоваться отдельные лимитеры, с одинаковыми настройками, которые вы указали для данного прибора. Соответственно пики в этих каналах будут подавляться по отдельности, для каждого из этих каналов индивидуально.
Динамическая обработка звука. Лимитер (Limiter).
Лимитер — это одно из устройств динамической обработки звука. Но для чего он нужен и в чем особенности его применения? Что такое brick wall? В чем его отличие от компрессора? Как он может помочь при сведение и мастеринге, чтобы приблизить ваши миксы к коммерческому уровню? Рассмотрим все эти вопросы в данной статье.
Лимитер
Лимитер представляет собой устройство, которое ограничивает динамический диапазон.
Главными отличиями лимитера от компрессора является то, что в нём отсутствует параметр Attack. Лимитер обычно настраивается на очень жесткое ограничение сигнала, что соответствует времени атаки от 0 до 10 мс. Таким образом, этот прибор моментально реагирует на уровень сигнала. Кроме этого коэффициент сжатия (Ratio) очень большой и начинается уже от 10 : 1 и до ∞ : 1. Большинство компрессоров не способны работать с перечисленными параметрами.
На рисунке вы видите пример обычного лимитера:
Параметры лимитера:
Среди его основных параметров это порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал не может проникнуть. Ниже порога сигнал никак не обрабатывается.
Out Ceiling (потолок выхода, выходной уровень сигнала) показывает тот уровень с которого превышающие выходящие пики будут срезаться. По умолчанию в Limiter 1 (на рисунке) они выставлены на 0 dB.
Кнопка Link отвечает за связь каналов Threshold и Out Ceiling (они будут перемещаться согласовано вместе).
Attenuation (ослабление) показывает индикацию насколько происходит подавление пиков. Это ваш измеритель.
Release (восстановление) позволяет отрегулировать насколько быстро происходит восстановление прибора после подавления пика выше порога срабатывания. Для большинства звуков значение в 1.0 мс (установлено по умолчанию в Limiter 1) вполне достаточно. При мастеринге это значение может быть увеличено.
Более редкие параметры это Lookahead (взгляд в будущее), который по сути заменяет время атаки. При очень низких значениях лимитер реагирует на пики очень быстро, что приводит к большему сжатию сигнала, но могут появиться искажения. Второй параметр Gain, чем он выше тем вы больше сужаете динамику сигнала и звук начинает все больше и больше искажаться. Поэтому при его регулировки нужно устанавливать такие значения при которых искажений не возникает.
Особенности применения:
В большинстве случаев Limiter применяют:
Особенности использования:
Brick wall:
Brick wall переводится как кирпичная стена. Что соответствует очень высокому соотношению лимитирования от 20 :1 и более и очень быстрому времени атаки. При этом звуковой сигнал почти гарантированно не может превысить выбранный порог срабатывания. В результате такой обработки звучание получается очень резкое и жесткое. Такая обработка зачастую употребляется в живых выступлениях на концертах, а также на телевидение и радио для страховки от перегрузок.
Надеюсь, что после прочтения этой статьи, Вам стало более понятно для чего нужен лимитер и когда его следует применять.
Чтобы и дальше читать интересные статьи по обработке звука и быть всегда в курсе новой информации на сайте подписывайтесь на RSS блога New Style Sound.
Похожие записи
Таблица преобразования BPM в Delay
5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…
Distortion (Дисторшн, дистошн).
5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…
Phase meters (Фазометры)
5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Подписаться
Частоты, рекомендуемые для эквализации
5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…
Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…
Как это работает:
динамические эффекты
Вступление
В предыдущих статьях мы рассмотрели три основных инструмента, используемых в звукозаписи. Однако арсенал звукорежиссера не ограничивается только эквалайзером, ревербератором и компрессором, поэтому в этой и следующих статьях мы пробежимся по всем остальным эффектам. А начнем, пожалуй, с инструментов для динамической обработки.
Как следует из названия, динамическая обработка преобразует амплитуду сигнала. Из рассмотренных ранее инструментов к классу динамической обработки можно отнести эквалайзер и компрессор. Дабы плавно перейти от уже известного материала к новому, начнем статью с лимитера:
Лимитер (Limiter)
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель)- ограничитель динамического диапазона. В большинстве случаев используется для предотвращения перегрузки (клиппинга) и подавления кратковременных всплесков уровня (пиков), при выравнивании динамики сигнала.
На картинке снизу очень наглядно показан результат работы лимитера:
На третьей диаграмме показана так называемая «кирпичная стена» (Brick wall). Это результат лимитирования, которое имеет очень высокий показатель соотношения, и очень быстрое время атаки. В идеале это гарантирует, что звуковой сигнал не сможет превысить установленный порог амплитуды. Соотношение от 20:1 вплоть до ∞:1, считается «кирпичной стеной». Получаемый результат звучит очень резко, жёстко и неприятно, поэтому такой вид лимитирования чаще всего используется для предохранения от перегрузок при живом выступлении и теле/радио вещании.
Лимитер с функцией soft-knee (мягкое колено) также называют софтклиппером. Благодаря возможности регулирования мягкости колена у софтклиппера есть возможность изменения плавности перехода к клиппированному сигналу, что делает клиппирование не таким заметным, и позволяет избавиться от резких углов в фонограмме, которые могут проявиться как щелчки.
Лимитер — инструмент весьма грубый, и при студийной записи его лучше не использовать совсем, удел лимитера — живые выступления.
Максимайзер (Maximizer)
Максимайзер (англ. Maximizer — максимизатор) — это прибор динамической обработки, повышающий уровень звукового сигнала при мастеринге. Задача максимайзера — максимально повысить уровень сигнала, но не допустить клиппинга. По принципу работы максимайзер очень схож с работой лимитера, также устанавливается самым последним в цепи обработки, но отличается от него более индивидуальными алгоритмами работы и нацелен на увеличение громкости с минимальным количеством искажений.
Главная цель максимайзера — сделать амплитудную огибающую плавной, без разрывов и изломов, поэтому в максимайзерах используется функция look-ahead (взгляд в будущее). Реализуется она с помощью небольшой задержки выходного сигнала относительно входного. Поскольку максимайзеры обычно применяются в процессе мастеринга последними в цепи устройств, это не создаёт проблем. Чаще всего задержки, вносимые максимайзерами, невелики, до 10 мс, но бывают и исключения.
Подавляющее большинство максимайзеров — цифровые приборы. В аналоге практически невозможно сделать «заглядывание вперед», и поэтому аналоговые пиковые лимитеры используют либо мгновенное время атаки (что приводит к изломам амплитудной огибающей), либо пропускают некоторую перегрузку, вызывая клиппирование.
Результат работы максимайзера на картинке. Громкая музыка чаще всего кажется «красивее» и «качественнее», чем тихая, и больше привлекает внимание. Поэтому большинство продюсеров всеми силами стремятся повысить уровень фонограммы при мастеринге, ведь от этого может зависеть ее коммерческий успех. Вторая причина повышения громкости — желание наиболее полно использовать динамический диапазон носителя аудиозаписи. Также важно максимально использовать динамический диапазон воспроизводящего устройства, чтобы запись не тонула в шумах.
Гейт(Gate)
Гейт (англ. gate — ворота) — устройство или плагин динамической обработки, который используется для контроля уровня звукового сигнала. Гейт пропускает или глушит сигнал в зависимости от установленного порогового значения. Очень часто используется для подавления шума в паузах.
Проще говоря, гейт пропускает сигнал только тогда, когда его уровень выше установленного порога (гейт «открыт»). Если сигнал ниже порогового значения, гейт его не пропустит, или значительно ослабит (гейт «закрыт»). Гейт настраивается так, что уровень «полезного сигнала» выше уровня «шума», поэтому, когда нет «полезного сигнала» (выше порога), гейт закрыт.
Классический гейт с минимумом настроек посылает сигнал на компаратор, который сравнивает его с порогом (Threshold) и подает открывающий сигнал на блок управления громкостью, если сигнал выше порога. В результате гейт не пропускает весь лишний шум, идущий в паузах между полезным сигналом.
Передаточная характеристика гейта представлена на картинке. В настоящее время существуют более продвинутые гейты с несколько иным устройством. Чаще всего перед компаратором стоит фильтр, который позволяет контролировать процесс отдельной полосой частот спектра. Для более плавного включения/выключения и более точного контроля, в схеме присутствуют огибающие (attack/hold/release). Также вместо полного закрытия гейта можно указать, на сколько децибел уменьшится уровень сигнала, если компаратор подаёт закрывающий сигнал. На вход компаратора и самого гейта можно подавать разные сигналы, чтобы управлять одним каналом с помощью другого (сайдчейн).
В некоторых гейтах реализован так называемый «гистерезис». Такие гейты имеют два пороговых значения, одно для открытия гейта, а другое устанавливается на несколько децибел ниже, для закрытия гейта. Это значит, что после того, как уровень сигнала упал ниже порога закрытия, то для того чтобы гейт открылся, сигналу необходимо будет подняться до порога открытия, который на несколько децибел выше, так что сигнал, который колеблется и постоянно пересекает порог, не открывает гейт. Сложновато выразился, надеюсь, картинка поможет разобраться с этой функцией:
Экспандер (Expander)
Экспандер (англ. expander — расширитель) — устройство, расширяющие динамический диапазон сигнала.
По принципу устройства экспандер полностью аналогичен компрессору, однако два этих инструмента преследуют противоположные цели.
Существует три типа экспандера: 1. Повышающий — увеличивает уровень сигнала, превышающего пороговое значение. Первый тип экспандера по принципу работы и устройству идентичен компрессору, соотношение (ratio) которого меньше единицы. Зачастую эти два прибора объединены с помощью расширенной шкалы соотношения. При превышении порога, как и в компрессоре, сигнал будет сжат в соотношении меньшем единицы (к примеру, 0.5:1), то есть, если сигнал превысил пороговое значение на 5 дБ, то его уровень будет 10 дБ (5/0.5 = 10). 2. Понижающий — уменьшает уровень сигнала, находящийся ниже порога. Данный тип также подобен компрессору, но работающему в обратную сторону. Компрессор сжимает уровень сигнала когда тот превышает пороговое значение, а экспандер сжимает сигнал тогда, когда он опускается ниже порогового значения. Если такому экспандеру задать крайние значения соотношения (60:1), то он сможет работать как гейт. 3. Компандер — компрессор-экспандер, по сути, это два прибора в одном, работающие на уменьшение уровня сигнала и выше, и ниже порогов срабатывания.
Деэссер (Deesser)
Деэссер (англ. Deesser) — устройство, предназначенное для уменьшения или устранения избыточно шипящих звуков в записи человеческого голоса. Избыток шипения может быть вызван компрессией, выбранным микрофоном или техникой, или даже просто губами вокалиста. Чаще всего избыточное шипение появляется при произношении таких звуков как «С», «Ч», «Щ». В отличие от эквалайзера, деэссер меняет уровень частот динамически, а не статически.
Деэссер может быть реализован следующими способами:
Сайдчейн-компрессия или широкополосный деэссер: сигнал подаётся по боковой цепи компрессора, отфильтрованный так, чтобы оставить только шипящие частоты. В результате компрессор сжимает сигнал только при наличии высокого уровня шипения. Этот метод сжимает весь диапазон частот, поэтому в деэссерах данного типа параметры атаки и восстановления чрезвычайно важны, к тому же параметр порога не может быть установлен очень низко, как в других видах деэссеров, так как возможно появление очевидных артефактов.
Компрессия разделённых полос: здесь сигнал разделяется на два частотных диапазона, первая часть диапазона содержит только чрезмерно шипящие частоты, а вторая часть все остальные. Сигнал, содержащий шипящие частоты посылается на компрессор, а другой частотный диапазон не обрабатывается. После прохождения обработки, два частотных диапазона смешиваются обратно в один сигнал. Исходный сигнал может быть разделён на высокие (шипящие) и низкие частоты, или разделён таким образом, что частоты выше и ниже шипения не будут затронуты. Этот метод похож на многополосную компрессию.
С динамическими эффектами разобрались, в следующий раз поговорим о частотной коррекции. До встречи.
Maximus Лимитирование
Данная статья является частью цикла статей «Fl Studio»
Лимитирование это просто сильная компрессия (обычно используется для описания степени сжатия более чем 10:1). Цель, как правило, заключается в «ограничении» уровня выхода на определённом максимальном уровне, как правило на 0 дБ, чтобы избежать клиппирования в финальном треке. В этом примере мы будем использовать бесконечное сжатие выше порога лимитера, то есть нет увеличения на выходе независимо от входящего уровня. Лимитирование препятствует клиппированию транзиентов сигнала (быстрые пики) в финальном миксе. Хотя лимитирование может быть применено к любому каналу Maximus (LOW, MID, HIGH), мы будем заниматься с полным миксом и применять кривую лимитирования к огибающей MASTER компрессии и лимитированть максимальный выход на 0 дБ.
В приведённом выше примере, кривая MASTER компрессии была установлена на жёстое лимитирование выхода на 0 дБ, как только сигнал превышает этот уровень. Потому как анализ звука занимает определённое количество времени, вполне возможно, что самые быстрые пики транзиентов будут проскальзывать через компрессор, прежде чем система сможет отреагировать. Чтобы решить эту проблему, используются быстрая атака и взгляд в будущее (Look-ahead). Взгляд в будущее создаёт небольшую задержку в плагине, чтобы он мог «смотреть в будущее» сигнала для обнаружения быстрых транзиентов и применять сжатие «точно в нужный момент». Для лимитирования полного микса это менее критично, держите полосы LOW, MID и HIGH ниже 0 дБ, чтобы предотвратить клиппирование при MASTER лимитировании.
Настройка лимитера [ править ]
Хотя это может быть трудно определить, с помощью пикового пиковым-отображения, вполне возможно, что пример, используемый здесь имеет слишком сильное лимитирование для финального микса, потому как большинство входящего сигнала превышает порог лимитера. Это может быть проблемой потому, что большая часть динамической информации (уровневой) трека в настоящее время «раздавлена». Кроме того, экстримальное лимитирование приводит к эффекту «сатурации», который вы можете не желать в финальном миксе. Решение заключается в уменьшении PRE GAIN входа, так, чтобы лимитировались случайные пики а не весь сигнал. Наконец, задумайтесь о тех, кто может быть будет работать с вашим треком в будущем. Вы передадите его инженеру звукозаписи или на мастеринг? Если это так, старайтесь избегать сильного лимитирования или компрессии конечного микса, так как это оставляет мало возможностей для применения «искусства» мастеринга.
MSpectralDynamics Панель Dynamic detection
Данная статья является частью цикла статей MSpectralDynamics
Динамическая панель детектора содержит параметры, определяющие, как плагин обработает сигнал.
Содержание
Attack (атака) [ править ]
Определяет время атаки, то есть как быстро детектор уровня увеличивает измеренный входящий уровень. Когда входящий пиковый уровень выше, чем текущий уровень, измеренный детектором, детектор переходит в режим атаки, в котором измеренный уровень увеличивается в зависимости от входящего сигнала. Чем выше входящий сигнал или чем меньше время атаки, тем быстрее повышается измеренный уровень. Как только измеренный уровень превысит пороговое значение, начнется обработка динамики (сжатие, лимитирование, гейтирование).
Должен быть разумный баланс между временем атаки и восстановления. Если атака слишком велика по сравнению с восстановлением, детектор будет стремиться удерживать измеренный уровень низким, потому что восстановление приведет к тому, что этот уровень упадет слишком быстро. В большинстве случаев вы можете ожидать, что время атаки будет меньше времени восстановления.
Чтобы понять работу детектора уровня, лучше всего рассмотреть типичные случаи:
Release (восстановление) [ править ]
Release определяет время восстановления, то есть как быстро детектор уровня уменьшает измеренный уровень входа. Чем короче время восстановления, тем быстрее ответ. Когда этап атаки завершен, и когда пиковый уровень входа ниже, чем текущий уровень, измеренный детектором, детектор переходит в режим восстановления, в котором измеренный уровень уменьшается в зависимости от входящего сигнала. Чем ниже входящий сигнал или чем меньше время восстановления, тем быстрее падает измеряемый уровень. Как только измеренный уровень подпадает ниже порога, обработка динамики (компрессия, лимитирование, гейтирование) прекращается.
Должен быть разумный баланс между временем атаки и восстановления. Если атака слишком велика по сравнению с восстановлением, детектор будет удерживать низкий уровень, потому что восстановление приведет к слишком быстрому падению уровня. Следовательно, в большинстве случаев вам следует ожидать, что чаще всего время атаки будет меньше времени восстановления.
Чтобы понять работу детектора уровня, лучше всего рассмотреть типичные случаи:
Auto speed (автоматическая скорость) [ править ]
Автоматическая скорость определяет скорость работы автоматического восстановления. В частности, на какое количество секунд увеличивается/уменьшается время восстановления. Это актуально только в режимах автоматического восстановления. Например, если вы установите параметр в значение 5000 мс, время восстановления будет увеличиваться от 1000 мс в 5000 мс, когда входящий сигнал превысит самый низкий порог.
Peak hold (удержание пика) [ править ]
Удержание пика определяет время, в течение которого детектор уровня сигнала удерживает свой максимум перед началом начала восстановления. В качестве примера вы можете себе представить, что когда этап атаки заканчивается, может быть ещё одна ступень удержания пика, и только потом наступит этап восстановления. Это справедливо только в том случае, когда включен режим True peak (истинного пика) (проверьте доступные параметры детектора, если он доступен).
Он часто используется в гейтах, чтобы избежать слишком быстрого падения уровня ниже порога при коротком времени восстановления. Если вы хотите, чтобы гейт быстро закрылся, вам нужно короткое время восстановления. Но в этом случае окончание может быть слишком резким и даже вызвать некоторые искажения. Что бы этого не происходило вы можете использовать удержание пика для задержки этапа восстановления.
Он также используется вместе с Look-ahead, чтобы избежать искажений в лимитерах и компрессорах. Если вам нужна очень короткая атака, этап атаки может быть слишком быстрым и вызвать искажения. В лимитах время атаки часто составляет 0 мс, и в этом случае он становится клипером. Установка Look-ahead и Peak hold в одно и то же значение позволит детектору смотреть в будущее, чтобы он мог реагировать на стадии атаки до того, как они на самом деле произойдут, и при этом удерживать уровни для фактического сигнала.
RMS length (длина усреднения) [ править ]
RMS length сглаживает значение входящего уровня (а не самого входа), так что детектор уровня получает предварительно обработанный сигнал без мелких колебаний. При установке RMS length в минимального значение детектор становится так называемым «пиковым детектором», в противном случае это «RMS-детектор».
Когда вы смотрите на типичную форму сигнала в любом редакторе, вы можете видеть, что сигнал постоянно меняется и содержит различные временные всплески и отдельные пики. Это особенно заметно на ритмических сигналах, таких как барабаны. Работа типичного детектора атаки/восстановления с таким диким сигналом, может быть как минимум сложной. RMS по существу берет окружающие сэмплы и усредняет их. В результате получается более плавный сигнал с меньшим количеством отдельных пиков и коротких шумов.
RMS length управляет, сколько сэмплов принимается для вычисления среднего значения. RMS length стабилизирует уровни, но также вызывает более медленное время отклика. Таким образом, это отлично подходит для мастеринга, когда вы хотите очень мало снизить динамический диапазон без каких-либо неустойчивостей. Однако, на самом деле, не желательно применять усреднение на барабанах, например, когда всплески могут быть фактически отдельными ударами барабана, поэтому при обработке ударных инструментов обычно рекомендуется использовать пиковые детекторы.
Look-ahead (взгляд в будущее) [ править ]
Look-ahead задерживает фактический обрабатываемый сигнал, но сохраняет сигнал детектора не измененным. Это позволяет процессору использовать сигнал, который на самом деле ещё не прибыл для динамического расчёта. В результате процессор быстрее реагирует, на самом деле, раньше времени. Эта функция полезна для мастеринга, однако она, естественно, вызывает задержку.
Перед тем, как использовать функцию Look-ahead, вы должны понимать, что такая функция потенциально может повредить ваш звук. Look-ahead в основном перемещает сигнал назад во времени, другими словами детектор сигнала измеряет входные уровни раньше времени. Это означает, что когда детектор находится на стадии атаки, уровень поднимается, фактический сигнал еще не растет, но он сделает это в ближайшее время. Однако то же самое относится и к этапу восстановления! Когда детектор переходит на ступень восстановления, фактический сигнал ещё не падает. Это может привести к очень странным артефактам (которые могут быть использованы творчески).
Для предотвращения искажений обычно используется в лимитерах, а также очень низкое (часто 0 мс) время атаки. При временем атаки 0 мс лимитер сразу же следует за входом, а когда уровень превышает 0 дБ, он превращает его в 0 дБ, поэтому этап атаки обрезается. Чтобы избежать искажений, вызванных этим эффектом, вы можете увеличить Look-ahead и Peak hold до того же значения, скажем, 1 мс. В результате этап атаки происходит до того, как он на самом деле происходит, поэтому искажение все ещё присутствует, но на гораздо более низких уровнях и обычно маскируется предстоящим транзиентом.