Что такое layout и зачем оно нужно в android studio
ConstraintLayout 101 и новый редактор компоновок в Android Studio
Данная статья является переводом поста из блога Android-разработчицы из ЮАР Ребекки Фрэнкс riggaroo.co.za, подготовленным Android-отделом компании Лайв Тайпинг. Оригинальная статья доступна здесь.
Недавно мне посчастливилось принять участие в конференции Google I/O, где я познакомилась с ConstraintLayout. Я была так потрясена его возможностями, что не могла дождаться, когда приеду домой и попробую всё сама.
Что же такое ConstraintLayout?
ConstraintLayout — это новый вид layout, который вы можете использовать в ваших Android-приложениях. Эта компоновка обладает обратной совместимостью вплоть до API Level 9 и является частью Support Library. Цель ConstraintLayout — уменьшить количество иерархий layout, улучшить производительность layout, а также заменить работу с RelativeLayouts. Она совместима с другими компоновками, так что они могут прекрасно гармонировать друг с другом.
Первые шаги с ConstraintLayout
Чтобы начать работу, вам нужно скачать Android Studio 2.2 Preview 1. Помимо новой layout в комплект входит также новый Layout Editor, который, как мне сказали, пришлось создавать с нуля, потому что прежний стал совершенно бесполезным.
Теперь вам нужно добавить одну строку в раздел dependencies файла build.gradle (или Android Studio сделает это автоматически, когда вы создадите новый layout, использующий его):
Для того, чтобы воспользоваться ConstraintLayout, кликните на папку res/layout. Выберите New > Layout Resource Folder. В опции root element удалите LinearLayout и начните вводить ConstraintLayout — так вы создадите новый файл с вашей ConstraintLayout, который по умолчанию состоит из Blueprint Mode и Design Mode
и выглядит примерно так:
Как работает новый Layout Editor
Constraints
Constraints — это правила, которые вы определяете для виджета. Constraints предоставляют опции, во многом идентичные ‘toLeftOf, toRightOf’ в RelativeLayouts. Также при помощи ограничений задаются выравнивания для виджетов.
Виды constraints:
Resize Handle
Меняйте размер виджета, растягивая его за углы
Size Constraint Handle
Маленькие кружочки, расположенные по сторонам виджета, позволяют задавать его положение внутри контейнера
Baseline Constraint Handle
Позволяет вам выровнять две строки текста в виджетах.
Определяет смещение вашего виджета. Вы можете задать вертикальное или горизонтальное смещение.
Управление размерами виджета
В окне Properties находится схематичное изображение, с помощью которого вы можете управлять размерами виджета. Здесь вы можете определить поля и то, как виджет будет менять свой размер, а именно:
Any Size
Аналогично match_parent. Единственное отличие в том, что эта опция подчиняется constraints.
Wrap Content
Виджет будет большим настолько, насколько это необходимо, чтобы вместить всё содержимое.
Fixed Size
Позволяет задать фиксированный размер виджета в dp.
Для переключения между этими типами достаточно кликнуть по одной из опций на изображении.
Вы также можете задавать смещение, перетаскивая ползунок по вертикальной или горизонтальной оси.
Autoconnect
Autoconnect — это опция, которая автоматически начинает рассчитывать оптимальные значения для виджета, исходя из его местоположения.
Как только вы переместите виджет в layout, вы увидите линии, которые начнут расходиться от него в разные стороны — так работает Autoconnect. Опция включена по умолчанию и может быть выключена и включена обратно по нажатию на иконку с магнитом
Constraints, заданные вручную
Для создания своих собственных constraints кликните по кружочку на одной из сторон виджета, который вы хотите разместить. Не отпуская кнопку мыши, прочертите линию к виджету, к которому вы хотите его привязать — как только виджет позеленеет, он создаст constraint. Вы можете удалить constraint, кликнув по нему, когда он подсвечен красным.
Inference
Inference создает constraints для всех виджетов внутри вашей компоновки. Он действует наподобие Autoconnect, только он работает не с одним виджетом, редактируемым в данный момент, а со всем layout сразу. Он использует математические расчёты, чтобы определить, какие виджеты нужно привязать к другим, исходя из их местоположения на экране.
Чтобы воспользоваться Inference, нажмите иконку с лампочкой
Кое-что ещё на заметку:
Что делать с моими старыми разметками? Мне нужно их переделывать?
Я бы не стала бросаться с головой в омут и переделывать всё на свете без особой необходимости. Если вы считаете, что ваш старый layout работает медленно или вам трудно вносить туда какие-то изменения, то, возможно, вам стоит задуматься о том, чтобы использовать ConstraintLayout. Учитывайте, что она находится в состоянии ранней альфы.
Может быть, я делала что-то не так, но все три раза, когда я пыталась проделать эту манипуляцию, ConstraintLayout был добавлен в мой layout, но результат отличался от того, который я ожидала. Похоже, что нужно подождать какое-то время, пока разработчики окончательно допилят эту опцию.
Мои мысли:
Новый layout editor и ConstraintLayout потрясли меня до глубины души. Я на самом деле думаю, что нам очень не хватало чего-то подобного. При всей своей мощности и пользе они выглядят очень простыми в освоении.
Надеюсь, что однажды из всего этого сделают отдельный инструмент, при помощи которого дизайнеры смогут создавать полноценные интерфейсы.
Основы верстки для нативных андроид приложений
( пользоваться не рекомендуется, deprecated )
AbsoluteLayout — означает что каждый элемент верстки будет иметь абсолютную позицию относительно верхнего левого угла экрана задаваемую с помощью координат x и y. Т.е. верхнийлевый угол экрана при AbsoluteLayout имеет координаты x = 0, y = 0.
Позиция указывается в атрибутах элемента android:layout_x и android:layout_y.
Пример кода:
FrameLayout
FrameLayout — тип верстки внутри которого может отображаться только один элемент в строке. Т.е. если внутри FrameLayout вы поместите несколько элементов, то следующий будет отображаться поверх предыдущего.
Пример кода:
LinearLayout
LinearLayout — тип верстки при котором область верстки делится на строки и в каждую строку помещается один элемент. Разбиение может быть вертикальное или горизонтальное, тип разбиения указывается в атрибуте LinearLayout android:orientation. Внутри верстки возможно комбинировать вертикальную и горизонтальную разбивки, а кроме того, возможна комбинация нескольких разных типов верстки например использование LinearLayout внутри FrameLayout.
Пример вертикальной разбивки LinearLayout:
Пример горизонтальной разбивки LinearLayout:
Комбинация нескольких LinearLayout:
RelativeLayout
android:layout_above – Распологает элемент над указанным
android:layout_below – Распологает элемент под указанным
android:layout_toLeftOf – Распологает элемент слева от указанного
android:layout_toRightOf – Распологает элемент справа от указанного
Выравнивание относительно других элементов.
android:layout_alignBaseline – Выравнивает baseline элемента с baseline указаннго элемента
android:layout_alignBottom – Выравнивает низ элемента по низу указанного элемента
android:layout_alignLeft – Выравнивает левый край элемента с левым краем указанного элемента
android:layout_alignRight – Выравнивает правый край элемента с правым краем указанного элемента
android:layout_alignTop – Выравнивает верхнюю часть элемента в соответствие с верхней частью указанного элемента
TableLayout
TableLayout — табличная верстка.
Организует элементы в строки и столбцы таблицы.
Для организации строк служит таг
Alternate Layouts
res/layout-land – альтернативная верстка для landscape UI
res/layout-port –альтернативная верстка для portrait UI
res/lauout-square – альтернативная верстка для square UI
и перед тем как получить макет из res/lauout система проверяет наличие файлов в этих папках.
И в завершении немного о стилях.
Стили
Во первых стили элемента могут быть описаны в атрибутах самого элемента.
Например:
Кроме того стили можно вынести в отдельный xml файл и сохранить его в папке res/values/
Напимер:
Если мы вынесем стили в отдельный файл, то для описания стилей элемента будем использовать атрибут style.
Полный список
— разбираемся в характеристиках экрана
— рассматриваем layout параметры (высота, ширина, отступ, гравитация, вес)
Экраны
Для начала немного теории по экранам. Экран имеет такие физические характеристики как диагональ и разрешение. Диагональ – это расстояние между противоположными углами экрана, обычно измеряется в дюймах. Разрешение – кол-во точек по горизонтали и вертикали, которое экран способен отобразить, измеряется в пикселах.
Возьмем в качестве примера экран смартфона HTC Desire. Диагональ = 3,7 дюйма, разрешение = 800х480 пикселей.
c = 3,7 * dpi
(3,7 * dpi) 2 = 480 2 + 800 2
dpi 2 = 870400 / 13,69 = 63579
dpi = 252. Т.е. в одном дюйме экрана помещается ряд из 252 пикселей.
Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим подробно следующие параметры View элементов
Layout width и Layout height
Про ширину (layout_width) и высоту (layout_height) мы уже немного говорили на прошлом уроке. Мы можем указывать для них абсолютные значения, а можем использовать константы. Разберем подробнее эти возможности.
Абсолютные значения:
Используются следующие единицы измерения (ЕИ):
px – пиксел, не рекомендуется использовать т.к. на разных экранах приложение будет выглядеть по-разному.
mm – миллиметр, определяется по физическому размеру экрана
in – дюйм, определяется по физическому размеру экрана
Подробней о различиях и соотношениях между этими ЕИ вы можете прочесть в этом материале сайта.
Константы
match_parent (fill_parent) – означает, что элемент займет всю доступную ему в родительском элементе ширину/высоту.
wrap_content – ширина/высота элемента будет определяться его содержимым
Project name: P0072_LayoutProp
Build Target: Android 2.3.3
Application name: LayoutProp
Package name: ru.startandroid.develop.layoutprop
Create Activity: MainActivity
Открываем main.xml. Настроим корневой LinearLayout на горизонтальную ориентацию, удалим TextView, и добавим Button с шириной и высотой равной wrap_content. Она отображается на экране и ее ширина соответствует тексту на ней.
Изменим текст с «Button» на «Button with text», сохраним и посмотрим на экран.
Кнопка стала шире, т.к. ширина определяется по содержимому. Если же мы сейчас явно укажем ей ширину 250 dp, то кнопка растянется независимо от содержимого.
Теперь сделаем ширину равной match_parent. Кнопка растянулась на всю ширину родителя, т.е. LinearLayout. А LinearLayout в свою очередь занимет всю ширину экрана.
Если у нас родитель содержит несколько элементов и мы хотим, чтобы они заняли все пространство необходимо использовать параметр Layout weight – вес. Свободное пространство распределяется между элементами пропорционально их weight-значениям.
Изменим текст нашей кнопки на B1 и добавим ей соседа по LinearLayout – вторую кнопку с текстом B2. Ширину для обоих поставьте wrap_content
Займемся дележом. Если мы хотим, чтобы кнопки поделили пространство родителя поровну – то для обеих укажем weight = 1. В этом случае кнопки равны по ширине.
Обратите внимание, что не используются единицы измерения, указываются просто числа.
Если нужно, чтобы B1 занимала четверть, а B2 три четверти свободного пространства, то проставляем weight = 1 для B1 и weight = 3 для B2.
Кол-во элементов может быть любым. Добавим еще кнопку с текстом B3, weight = 2 и width = wrap_content.
xml-код получившегося экрана:
Теперь для B2 и B3 укажите weight = 0. Они больше не претендуют на свободное пространство и занимают ширину по содержимому, а B1 забирает все себе.
При использовании weight вы можете указать значение height или width = 0dp. В этом случае не будет учитываться содержимое элементов и результат будет более соответствующий коэффициентам веса.
Layout gravity
Параметр layout_gravity аналогичен выравниванию из Word или Excel. Удобнее всего продемонстрировать его с использованием FrameLayout. Я не описывал этот Layout на прошлом уроке, т.к. он совсем простой. Все помещаемые в него элементы он по умолчанию помещает в левый верхний угол и никак их не выстраивает. Нам это очень подходит для демонстрации настроек выравнивания.
Создадим grlayout.xml:
Для наглядности текст кнопки отображает ее свойства. Все очевидно и несложно.
Я честно пытался понять зачем нужны значения gravity fill_* и clip_*, но так и не понял. То, что написано про них в хелпе у меня не работает. Если у вас есть сведения по этому поводу – пишите в каменты.
Layout margin
Параметры margin полностью аналогичны margin из html. Это отступ. Он может быть со всех сторон сразу, либо только с необходимых сторон. Продемонстрируем это на примере TableLayout. Создадим marginlayout.xml и нарисуем таблицу три на три с кнопками.
И на кнопке в центре будем экспериментировать.
margin = 50 dp
Вокруг кнопки со всех сторон образовался отступ = 50 dp.
margin left = 10 dp
margin top = 20 dp
Отступ слева и сверху.
margin right = 30 dp
margin bottom = 40 dp
Отступ справа и снизу.
Урок получился большой, но полезный. Думаю, это был последний урок дизайна, моделирования и верстки и дальше мы уже начнем кодить.
Стили
На следующем уроке:
— научимся обращаться к View-элементам из кода и менять их свойства
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Полный список
На прошлом уроке мы выяснили, что Activity читает layout-файл и отображает то, что в нем сконфигурировано. Теперь выясним, откуда Activity знает, какой именно layout-файл читать.
Урок был обновлен 02.02.2015
Создадим приложение для этого урока. Для этого необходимо создать модуль в проекте Android lessons. Этот проект мы создали в прошлых уроках. Если вы еще не запомнили, как создавать модули, то можно просмотреть еще раз Уроки 3 и 4.
И давайте сразу разберем один момент. Последующие уроки были написаны давно, и написаны они были под среду разработки Eclipse. Соответственно, все уроки содержат информацию для создания проекта в Eclipse.
Но Eclipse отличается от Android Studio организацией проектов/модулей. И сейчас мы разберемся, как информацию по созданию проекта в Eclipse использовать при создании модулей в Android Studio.
Инфа для создания проекта в Eclipse выглядит так:
Project name: P0051_LayoutFiles
Build Target: Android 2.2
Application name: LayoutFiles
Package name: ru.startandroid.develop.LayoutFiles
Create Activity: MainActivity
Обычно, подобный текст есть в начале каждого урока.
А для создания модуля в Android Studio нам нужна информация в таком виде
Application/Library name: LayoutFiles
Module name: p0051layoutfiles
Package name: ru.startandroid.p0051layoutfiles
Как получить из старого новое? Рассмотрим на примере этого урока. Будем брать значения для Eclipse и подставлять их в Android Studio.
Для поля Application/Library name берете значение Application name, без каких-либо изменений. Т.е. LayoutFiles.
Для Module name можно брать значение Project name, но заглавные буквы надо сделать маленькими, а нижнее подчеркивание удалить. Т.е. из P0051_LayoutFiles получаем p0051layoutfiles.
Package name – это ru.startandroid. плюc только что полученный Module name, т.е. ru.startandroid.p0051layoutfiles
Используйте эту схему во всех последующих уроках для создания модулей.
Также, в информации для Eclipse есть поле Create Activity. Его будем использовать при создании модуля, когда указываем имя Activity, в поле Activity Name
Сюда надо подставить значение из Create Activity. Обычно это всегда MainActivity.
Запомните эту инструкцию и применяйте в каждом уроке, чтобы создавать модули.
Возвращаемся к уроку.
При разработке, каждому Activity сопоставляется одноименный java-класс (наследник класса android.app.Activity). При запуске приложения, когда система должна показать Activity и в дальнейшем работать с ним, она будет вызывать методы этого класса. И от того, что мы в этих методах накодим, зависит поведение Activity.
При создании модуля мы указывали, что надо создать Activity с именем MainActivity
Мы попросили создать Activity, и среда разработки создала нам соответствующий класс (в дальнейшем мы научимся их создавать самостоятельно).
Давайте посмотрим этот класс: откроем двойным кликом файл: java\ru\startandroid\p0051layoutfiles\MainActivity.java
Смотрим java-код. Нас интересует метод onCreate – он вызывается, когда приложение создает и отображает Activity (на остальные методы пока не обращаем внимания). Посмотрим код реализации onCreate.
это вызов метода родительского класса, выполняющий необходимые процедуры, его мы не трогаем.
Нас сейчас очень интересует следующая строка:
Метод setContentView(int) – устанавливает содержимое Activity из layout-файла. Но в качестве аргумента мы указываем не путь к layout-файлу (res/layout/activity_main.xml), а константу, которая является ID файла. Эта константа генерируется автоматически в файле R.java, который мы пока трогать не будем. В этом классе будут храниться сгенерированные ID для всех ресурсов проекта (из папки res/*), чтобы мы могли к ним обращаться. Имена этих ID-констант совпадают с именами файлов ресурсов (без расширений).
Файл res/layout/activity_main.xml был создан средой разработки вместе с Activity. Его название запрашивалось на том же экране, где и название Activity (скрин выше).
В последующих уроках этот файл называется обычно main.xml, а не activity_main.xml
Откроем двойным кликом res/layout/activity_main.xml
Запустим приложение и посмотрим, что оно нам покажет
Попробуем отобразить содержимое другого файла. Создадим еще один layout-файл, например myscreen.xml. Для этого выделим папку res/layout в нашем модуле и нажмем на ней правую кнопку мыши. В появившемся меню выбираем New > Layout resource file. Для любителей горячих клавиш есть более удобный путь: при выделенной папке res/layout нажать ALT+Insert, и там уже Enter на пункте Layout resource file.
Вводим имя файла myscreen, остальное пока не меняем, жмем OK.
В папке layout должен появиться новый файл myscreen.xml
Этот новый layout-файл должен сразу открыться на редактирование. Добавим на экран элемент Plain TextView из списка слева и через Properties изменим его текст на: «new layout file myscreen for activity».
Обязательно сохраняем (CTRL+S).
Настроим так, чтобы Activity использовало новый файл myscreen.xml, а не activity_main.xml, который был изначально. Откроем MainActivity.java и поменяем аргумент метода setContentView. Замените «R.layout.activity_main», на «R.layout.myscreen» (ID нового layout-файла). Должно получиться так:
Сохраняем код (CTRL+S) и запускаем приложение (SHIFT+F10).
Теперь нам предложат подтвердить, что мы хотим запустить приложение на включенном эмуляторе.
Чтобы он при каждом запуске это не спрашивал, включите галку Use same device for future launches и жмите OK.
Видим, что теперь оно отображает содержимое из myscreen.xml, т.к. мы явно ему это указали в методе setContentView, который выполняется при создании (onCreate) Activity
Layout-файл в виде XML
Открыв в Android Studio layout файл activity_main или myscreen, вы видите его визуальное представление. Т.е. некий предпросмотр, как это будет выглядеть на экране. Снизу вы можете видеть две вкладки – Design и Text. Откройте вкладку Text
Сохраняем. Открываем Design и наблюдаем изменения.
Обычно авторы учебников дают содержание layout-файлов именно в xml виде. Это удобно – вы можете просто скопировать фрагмент и использовать, и не надо вручную добавлять View-элементы, бегать по Properties и настраивать все руками. Я буду делать в своих проектах так же.
Layout-файл при смене ориентации экрана
По умолчанию мы настраиваем layout-файл под вертикальную ориентацию экрана. Но что будет если мы повернем смартфон и включится горизонтальная ориентация? Давайте смотреть.
Изменим myscreen.xml. Добавим вертикальный ряд кнопок и изменим надпись.
xml-код (вы можете скопировать его и заменить им содержимое вашего layout файла myscreen во вкладке Text):
Сохраним файл, запустим приложение.
В вертикальной ориентации все ок.
Нажмем в эмуляторе CTRL+F12, ориентация сменилась на горизонтальную и наши кнопки уже не влезают в экран.
Т.е. нам необходим еще один layout-файл, который был бы заточен под горизонтальную ориентацию и в нашем случае вывел бы кнопки горизонтально.
Но как дать знать Activity, что она в вертикальной ориентации должна использовать один layout-файл, а в горизонтальной – другой? Об этом за нас уже подумали создатели Андроид. У нас есть возможность создать layout-файл, который будет использоваться приложением, когда устройство находится в горизонтальной ориентации.
Создание такого файла почти не отличается от создания обычного layout-файла. Становимся на папку res/layout и создаем новый Layout resource file. Название файла указываем то же самое: myscreen. Осталось добавить спецификатор, который даст приложению понять, что этот layout-файл надо юзать в горизонтальной ориентации. Для этого в списке спецификаторов слева снизу находим Orientation
И жмем кнопку со стрелкой вправо. Тем самым мы включили использование спецификатора ориентации. Нам надо указать, что нас интересует горизонтальная ориентация: Landscape. Выберите это значение из выпадающего списка.
Обратите внимание, что изменилось значение поля Directory name
Настройкой спецификатора мы указали, что наш новый layout-файл будет создан в папке res/layout-land, а не res/layout, как обычно. Т.е. спецификатор –land указывает на то, что layout-файлы из этой папки будут использованы в горизонтальной ориентации устройства.
Посмотрим на структуру модуля
Видим, что у нас теперь два файла myscreen: обычный и land. Можно это же увидеть в структуре папок. Для этого сверху поменяйте вид проекта с Android на Project
И вы увидите, что в модуле теперь есть папки res/layout и res/layout-land. И обе они содержат файл myscreen.
Откроем двойным кликом файл res/layout-land/myscreen и поменяем его содержимое на такой xml-код:
Вкладка Design покажет следующее:
В этом layout файле мы расположили кнопки горизонтально, чтобы они адекватно отображались в горизонтальной ориентации.
Обратите внимание на название файла сверху. Там присутствует спецификатор land, чтобы вы всегда понимали какой из двух myscreen вы сейчас редактируете.
Activity читает layout-файл, который мы указывали в методе setContentView, т.е. myscreen.xml и отображает его содержимое. При этом оно учитывает ориентацию устройства, и в случае горизонтальной ориентации берет myscreen из папки res/layout-land (если он, конечно, там существует).
Переключим ориентацию CTRL+F12.
Activity понимает, что находится в вертикальной ориентации, и использует layout-файл myscreen из папки res/layout.
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме