Что такое kappa на футболке
Kappa: итальянский спортивный бренд, вошедший в современную уличную моду
Логотип Kappa «Omini», на котором изображены силуэты обнаженных мужчины и женщины, известен не меньше, чем три полосы от adidas. Оба бренда стоят одной ногой в спорте, а второй в моде. Каппа сотрудничал с олимпийцами и марафонцами, но больше всего его прошлое связано с футболом. Марка выступала спонсором национальных и профессиональных футбольных команд, включая “Ювентус”, “Милан” и “Барселона”. Все началось с носков и нижнего белья в итальянском городе Турин.
Содержание
Создание бренда
В 1916 году Абрамо Витале получил в дар ткацкий станок и создал компанию Calzificio Torinese. Она специализировалась на производстве носков. Бренд стал признанным поставщиком высококачественного продукта и оставался им вплоть до 1950-х годов. Преобразовавшись в Maglificio Calzaturificio Torinese (MCT), он начал маркировать упаковку знаком «K» и немецким словом «Kontrollen». Таким образом в компании хотели придать товарам авторитетности. С этого момента клиенты заказывали носки только с этой отметкой, как признаком качества. Признание бренда стало основой для последующего успеха. Продажи росли, так как спрос постоянно увеличивался. Буква «K» действовала в качестве предисловия к названию Kappa. Марка появилась как суббренд, но в итоге стала самой популярной.
Одежда Каппа
В 1960-х годах, когда текстильная индустрия переживала не лучшие времена, было решено запустить производство повседневной одежды. Появилась компания Robe di Kappa, а за ней и Jesus Jeans. Для рекламных кампаний создавались откровенные и сексуальные образы, что вызвало большое возмущение в глубоко религиозной стране. В результате судья вынес постановление об удалении сотен «религиозно оскорбительных» плакатов в 1973 году. Неудивительно, что это противоречие привело к значительному всплеску интереса к марке со стороны модных и молодых европейцев.
Логотип Omini, который сегодня использует бренд, был создан в 1969 году во время съемок купальных костюмов Beatrix. Это еще один бренд MCT. После фотосессии мужчина и женщина сели спиной к спине обнаженными, а очертания их тел прослеживались при заднем освещении. Фотографы заметили кадр, и идея превратилась в то, что теперь является логотипом. Он символизирует взаимную поддержку. Джейсон Фэйрклоу, директор по маркетингу Kappa, позже объяснил, что бренд стал «символом равенства между мужчинами и женщинами в спорте».
Логотип Kappa
Спонсорство Каппа
Начиная с 1970-х годов, когда влияние спорта на общественность росло, марка стала первой в Италии, кто спонсировал футбольную команду. Благодаря сотрудничеству с “Ювентусом” партнерство продвинуло бренд на международный уровень. Kappa заключил соглашения с многочисленными спортивными организациями. В Великобританию бренд привезли фанаты. В 1980 году они расценивали итальянский бренд как трофей с Кубка Европы. В 1984 году Каппа выпустил официальную форму для олимпийской сборной США. Затем было спонсорство “Барселоны”. В 1999 году появилась первая униформа для сборной Италии.
Форма футбольного клуба “Барселоона”
В течение этого периода Каппа стала популярной на улицах. Тогда же музыкант Дэймон Албарн надел олимпийку бренда с заметными логотипами, расположенными вдоль рукавов. С распространением бритпопа Каппа продолжил завоевывать Британию. Компания наблюдала за притоком молодых и модных клиентов.
«Как подростки, так и модники действительно вдохновили марку. Теперь у нас есть эти мастера вкуса, которые были молоды, когда увидели Мелани Си из Spice Girls, прыгающую по сцене в спортивном костюме Kappa. Есть определенно элемент ностальгии, но это гораздо больше. Бренд действительно носят как модное заявление, и мы планируем сохранять его в том же духе», – говорят в компании.
Kappa продолжила спонсорство и в новом тысячелетии. В 2000 году бренд стал партнером Итальянской федерации регби, в 2003 году была заключена сделка с датской женской командой по гребле «Guld 4eren». В 2016 году он стал основным партнером в спорте во Франции. Это подчеркивает разнообразие марки. С Данией сотрудничество продолжилось, когда компания согласилась спонсировать футбольный клуб “Орхус”. Летом 2004 года была заключена четырехлетняя сделка с чемпионами лиги – клубом “Копенгаген”. Контракт обратил на себя много внимания, и это, вероятно, крупнейшее футбольное спонсорство в Дании.
Дэймон Албарн
В 2020 году выделяется сотрудничество Kappa с такими футбольными командами как “Монако” из чемпионата Франции и “Бетис” из Испании. Для представителей княжества Монако была разработана экипировка в честь 20-летия появления их узнаваемого комплекта игровой формы под названием “Kombat” от итальянского бренда Kappa. Даже для официальной фотосессии были приглашены игроки, родившиеся с 1998 по 2000 год.
Этот бренд одевал «Ювентус» Зидана и Италию-2000. Гоша Рубчинский снова сделал его модным
История Kappa.
Еще в 90-е итальянская Kappa была одним из самых влиятельных футбольных брендов. В лучшие годы они спонсировали «Ювентус» с Платини и Зиданом, легендарную «Барсу» Кройффа, «Милан» ван Бастена, «Рому» с юным Тотти и другие европейские топ-клубы. Британские фанаты возили вещи Kappa с континента на остров, марка даже стала одним из символов эпохи брит-попа.
К началу 2000-х Kappa вышла из моды, а Nike и adidas забрали контракты с топ-клубами. Но в последние годы итальянский бренд снова актуален – все благодаря тренду на 90-е.
История
Все началось в 1916 году, когда в Турине основали компанию по производству носков и нижнего белья Calzificio Torinese. В 1955 году ее переименовали в Maglificio Calzifico Torinese. В середине 50-х MCT – к тому времени ставшей лидером своего рынка в Италии – вернули большую партию некачественного товара. После этого компания придумала маркировать продукцию буквой K (от немецкого kontroll), что символизировало гарантию качества. Продажи выросли, а букву K постепенно стали произносить на греческий манер – kappa.
В конце 60-x росла популярность одежды в стиле униceкc, поэтому MCT начали диверсификацию и запустили ультpacoвpeмeнные бpeнды Robe di Kappa и Jesus Jeans. А в 1978 году Марко Больоне, молодой менеджер по продажам и маркетингу MCT, убедил генерального директора компании Маурицио Витале создать чисто спортивный бренд Kappa, как ответвление от Robe di Kappa. Сейчас Больоне – президент BasicNet Group, компании, владеющей брендом Kappa.
Знаменитое лого Kappa называется Omini («люди»), он появился случайно в 1969 году. На съемку рекламы купальных костюмов Beatrix (еще один бренд MCT) наняли студентку и студента. На одном из кадров они сидели спиной к спине, а из-за сильного солнца на фото просматривались только их силуэты. Картинка очень понравилась боссам и стала логотипом бренда. Джейсон Фэрклау, директор по маркетингу Kappa, объясняет, что благодаря лого бренд стал символом равенства между мужчинами и женщинами в спорте.
В прошлом году нашелся мужчина с логотипа Kappa. Это 68-летний (тогда ему было 19 лет) Ренцо Риччиарди.
Ренцо живет на Сардинии и владеет собственным туристическим портом. Девушку не нашли.
Kappa и топ-клубы
В 1978-м Kappa стала первым брендом в Италии, который спонсировал футбольную команду – «Ювентус». Идея была в том, чтобы сделать компанию известнее за пределами страны.
Марко Больоне рассказывает, как Kappa стартовала в футболе. «Мы пошли к Джампьеро Бониперти (президент «Ювентуса» с 1971 по 1990 годы – Sports.ru), и Маурицио Витале сказал: «Я хочу спонсировать «Ювентус». Бониперти переспросил: «Что значит спонсировать?».
«Я хочу разместить логотип Robe di Kappa на футболках «Ювентуса», – повторил Витале.
29 марта 1987-го, молодой Платини в форме Kappa
В 1970-е техническое и титульное спонсорства были редкостью в футболе. Больше всего проблем было в Англии. Местная FA угрожала штрафом в 1000 фунтов клубу «Кеттеринг Таун» за то, что они разместили на майках название спонсора Kettering Tyres Ltd. BBC и ITV отказывались транслировать матчи, в которых участвовали клубы со спонсорами на форме. В 1979-м «Ливерпуль» подписал контракт с Hitachi. Там было прописано, что в матчах, которые показывают по телевизору, команда играет в футболках без логотипа.
Но Kappa одевала один из лучших итальянских клубов и постепенно договорилась с другими европейскими грандами. У «Барселоны» не было технического спонсора до 1981 года. С 1981 по 1991-й клуб спонсировал каталонский бренд Meyba, который сменила именно Kappa (до 1998-го, когда «Барсу» подписал Nike).
Помимо «Ювентуса» и «Барселоны», в 80-е и 90-е Kappa одевала «Аякс», «Милан», «Рому» и даже сборную Италии.
«Барселона» Кройффа в сезоне 93-94
«Ювентус» выиграл ЛЧ-1995/96 в Kappa
«Барселона» выиграла Кубок Кубков-1996/97 в Kappa
Италия проиграла финал Евро-2000 в Kappa
С «Ювентусом» Kappa проработала дольше всех – с 1978-го по 1999-й.
Не только футбол
В лучшие годы влияние Kappa выходило далеко за пределы футбольного поля. В 1950-1970-х в Италии был экономический бум. Благодаря крупным инвестициям в ключевые отрасли производства аграрно-индустриальная страна превратилась в одну из наиболее развитых. У молодежи появились деньги – в том числе на хорошую одежду. Появлялись субкультуры, участники которых идентифицировали себя еще и через бренды, а Kappa была одним из самых мощных брендов тех времен.
Свою роль сыграли и иностранные футбольные фанаты. «Фанаты «Ливерпуля» привозили из Франции и Италии люксовые бренды как трофеи с еврокубковых выездов. Kappa была твердым фаворитом футбольных кэжуалов в 80-е», – объясняет босс Kappa по маркетингу Джейсон Фэрклаф.
Олимпийки Kappa, поло Fred Perry и кеды Converse стали повседневной одеждой нижней прослойки британского среднего класса, для которой рейвы и футбол были главным местом отдыха в период кризиса и безработицы на стыке 80-х и 90-х. В первой половине 90-х Kappa вышла на пик популярности благодаря эпохе брит-попа. Одежду Kappa обожал Деймон Албарн – фронтмен ключевой брит-поп-группы Blur и будущий лидер Gorillaz. Kappa стала таким же символом тех лет, как растрепанные прически и рубашки поло.
Kappa интересовал и американский рынок. В 1981 году бренд спонсировал всемирно известный Нью-Йоркский марафон. В 1984 году бренд изготовил официальную форму для олимпийской сборной США. Лого Kappa сверкало на ринге во время боя Мохаммеда Али против Тревора Бредбика.
Kappa доминировала еще и потому, что умела возбуждать и провоцировать. Они работали со скандальным арт-директором Оливьеро Тоскани и выпускали деним под брендом Jesus Jeans – с такой рекламой.
«Кто меня любит – следует за мной»
Скандальные промо Kappa злили консерваторов, но нравились молодежи. На Kappa даже подавали в суд с требованием снять рекламу Jesus Jeans с рекламных щитов. Против выступали и феминистки, считавшие, что такая реклама оскорбляет женщину. В итоге суд заставил компанию снять сотни рекламных плакатов, зато у бренда повысились продажи.
Nike и adidas задвинули Kappa
С закатом бритпопа в конце 90-х для Kappa наступили тяжелые времена. Они не делали ничего нового, а на рынок футбольной экипировки вышли Nike и adidas с мешками денег.
Согласно данным важного агентства спортивных исследований Repucom, еще в 1996 году у Nike было всего около 7% рынка футбольных форм. У Puma – 10%, у adidas – 31%. Остальное принадлежало другим брендам – Kappa, Umbro, Fila, Admiral, Hummel.
На сайте Nike есть мощный исторический гайд о том, как бренд взялся за футбол и оставил компании вроде Kappa за бортом. В 1996 году Nike подписал контракт со сборной Бразилии. Фил Найт считал, что благодаря бразильцам бренд впитает философию футбола. В 1998-м вышел легендарный ролик со сборной Бразилии в аэропорту. Его снял Джон Ву – пожалуй, самый влиятельный режиссер боевиков всех времен, автор «Наемного убийцы», «Круто сваренных» и «Без лица».
В 2000 году футбольный департамент Nike ориентируется на философию дизайна и инноваций. Джерси становятся визуально привлекательными, бренд заморачивается насчет качества тканей, контроля за температурой тела и другими технологиями. А потом в ход пошли деньги и маркетинг. В 2001 году Nike подписывает контракт с «Манчестер Юнайтед» на 100 миллионов фунтов.
Adidas занял в футболе неплохие позиции еще раньше Nike. На Евро-96 они одевали 5 сборных из 16-и, а также поставляли официальные мячи и форму для рефери. Примерно тогда же adidas заключил контракты с Дель Пьеро и Бекхэмом. А в маркетинг бренд вкладывал 13% от выручки.
Мелкие конкуренты Nike и adidas остались не у дел – им просто не хватало денег и свежих идей. Kappa быстро стала немодной. Упадок итальянцев подчеркнуло популярное скетч-шоу «Маленькая Британия». Полноватая девочка-подросток (а еще гопник, школьница и многодетная мать) Виктория Поллард носила обтягивающий спортивный костюм Kappa. Он стал символом безвкусицы.
С началом эпохи доминирования топ-брендов Kappa не исчезла с рынка, но потеряла влияние. В начале XX века итальянцы делали фокус на зимних видах спорта, авторалли, волейболе, выпускали чемоданы и даже наручные часы. В первой половине 2000-х итальянцы заходил на менее освоенные футбольные рынки – например, в Данию.
В первой половине 2010-х Kappa одевала «Краснодар», «Валенсию», «Рому», дортмундскую «Боруссию», «Портсмут» и «Фулхэм» из АПЛ. Вот только величия 90-х уже было не вернуть: у Nike и adidas просто гораздо больше денег. Сегодня у Kappa незначительная доля рынка, но есть несколько приличных контрактов – «Наполи» (8 млн в год), «Торино», «Лидс», «Бетис». Сейчас Robe di Kappa, Kappa и еще 5 брендов (Jesus Jeans, Superga, K-Way, Sabelt, Briko) входят в состав группы BasicNet Group с капитализацией в 241,5 млн евро.
Возвращение в 90-е
В футболе Kappa на втором плане, зато бренд снова полюбили модники. Последние несколько лет тренды 90-х возвращаются — от актуального в начале того десятилетия минимализма до дворового стиля постсоветских окраин. Kappa дешевле многих брендов, вспоминающих ту эпоху (спортивные штаны Kappa можно купить в России за 9 тысяч рублей, штаны Vetements в коллаборации с Umbro стоят около 58,5 тысяч), а эстетика у нее схожая.
Главный идеолог тренда на грубоватую одежду в стиле 90-х в мировой моде – русский дизайнер Гоша Рубчинский. Логично, что у него была коллаборация с Kappa.
«Коммерчески сотрудничество c Гошей стало для Kappa шагом в правильном направлении. Возрождение спортивной одежды на подиуме благодаря коллаборациям – реально круто для нас. Это улучшает наш имидж и помогает понять, что мы вернулись. Теперь ритейлеры хотят снова иметь с нами дело», – рассказывает Джейн Райт из Kappa UK.
В Kappa фотографировались даже селебрити, максимально далекие от спорта и Европы, вроде сестер Дженнер.
Сегодня даже самые последние коллекции Kappa играют на ностальгии по прошлому. Прошлому, в котором топ-клубы играли в форме с лого Omini, брит-поп был самой актуальной музыкой на свете, а итальянский футбол – сильнейшим в Европе.
Сейчас, когда чемпионат Европы уже идет полным ходом, мы погружаемся в настоящую футбольную лихорадку, наши взоры были обращены не только на такие имена, как Роналду, Де Брюйне и Мбаппе, но и на новые уровни дизайна, которые демонстрируются на форме спортсменов. Футбольная форма переросла свое место на полях и террасах и проникла в наши гардеробы как предмет настоящего стиля. Мысль о пригодности формы для ношения в мире моды сравнялась с мыслью о ее пригодности на поле. Если трикотажные изделия всегда были способом продемонстрировать страсть к вашей команде, стране или региону, то теперь они превратились в настоящие модные вещи, которыми обмениваются.
Задолго до того, как производители комплектов одежды начали работать с брендами уличной одежды, чтобы повысить привлекательность, а модные бренды приняли футбольную культуру, Kappa выпускала оригинальную классику. Майки этого бренда теперь можно сочетать с вашей повседневной формой, как будто они были под огнями Камп Ноу или Стадио Делле Альпи.
Легенда гласит, что в год образования спортивного подразделения Kappa в 1978 году, управляющий директор Маурицио Витале, вдохновленный директором по продажам и маркетингу Марко Боглионе, встретился с президентом «Ювентуса» Джампьеро Бониперти и сказал ему: «Я хочу спонсировать вас». С того дня знаковый логотип Omini украшает легенд от Баджо до Ван Бастена. Можно сказать, что Kappa был первым брендом, чей логотип действительно улучшил дизайн футболок. По сей день силуэт мужчины и женщины, прислонившихся друг к другу, придает изысканности любому трикотажу. Kappa опередила свое время и в сфере высоких технологий. В 2000 году Kappa разработала майку Kombat 2000 Jersey для национальной сборной Италии, до этого майки все еще были довольно мешковатыми и свободными. Каппа полностью опроверг эту теорию. Используя инновационные ткани и эластомеры, удалось придать своим рубашкам невероятную эластичность. Если за майку натягивал игрок соперника, фол становился видимым для всех. С такой командой, как Дель Пьеро и Тотти, это стало большим преимуществом.
Сегодня непреходящая загадочность Kappa продолжает жить, от спортивных костюмов на переднем крае террасной культуры до некоторых из самых знаковых футболок, место бренда в футбольной культуре и стиле прочно закрепилось. Чтобы отметить нашу любовь к итальянскому спортивному бренду и его мастерство в создании трикотажа, мы собрали десять наших любимых комплектов Kappa.
Ювентус (1978)
Святой Грааль футболок. Это чудо должно быть частью коллекции каждого ценителя трикотажа. Эта рубашка, первая попытка Каппы в дизайне комплектов одежды, просто восхищает. Дебютировавший в сезон, когда спортивные бренды наконец-то могли размещать свои логотипы на рубашках серии А. Трикотаж демонстрирует историю Kappa в области инноваций в спортивной одежде. Несмотря на то, что он был полностью вязанным, его легкая конструкция намного опережала своих конкурентов по характеристикам. Хотя это, безусловно, деталь для запирания за стеклом, она подойдет даже для самых изысканных костюмов и определенно (возможно) оказала влияние на коллекцию Palace.
Милан (1989)
Прошло 10 лет, и Каппа в игре с полиэстером. Это повысило уровень креативности и графического дизайна, который можно было использовать в производстве трикотажа. Впрочем, навороты здесь не нужны. Каппа сохранил простоту и эффективность, как и легендарный Марко Ван Бастен, надевший эту майку. При ближайшем рассмотрении присутствует тонкий графический дизайн в тон (тактика, которую PUMA недавно воспроизвела на майке AC Milan в этом сезоне), но она не подавляет, а наоборот подчеркивает возвышенную красоту футболки.
Южная Африка (1996)
Эту рубашку с золотым и зеленым рисунком носила южноафриканская команда, выигравшая Кубок африканских наций. А также тогдашний президент Южной Африки Нельсон Мандела, когда он праздновал победу. Это был важный момент для нации, наступивший через шесть лет после освобождения Нельсона Манделы из тюрьмы и всего через два года после окончания апартеида, рубашка, которая воплощала цвета нового южноафриканского флага, и многонациональная команда символизировали светлое будущее для проблемной страны.
Барселона (1997)
Мне нравится этот период изготовления рубашек. Можно с уверенностью сказать, что после этой футболки «Барселоны» не было лучшей футболки. Даже игра с явным логотипом на рукавах только добавляет ей серьезности. Может быть, это потому, что ее носил Роналду, может быть, потому, что это была Барса эпохи Бобби Робсона, может быть, это тот шрифт Barca на шее, повторяющийся тонально на рубашке, или может быть потому, что она хорошо сочетается с 5-дюймовыми летними шортами и лоферами, небрежно шагая по Рамбле в поисках лучшей Риохи в Барселоне.
Манчестер Сити (1997)
Лиам Галлахер оценил как лучшую футболку «Манчестер Сити». Вы можете понять почему. Если бы у вас было задание сделать комплект, и на нем было написано только «brother», это был бы лучший результат. Подберите мешковатые джинсы, ботинки дезерты, шляпу-ведро и банку Stella Artois, чтобы завершить образ.
Ямайка (1998)
На чемпионате мира во Франции 1998 года было несколько отличных форм. Но эта форма и команда в целом привлекла внимание своей бравадой, весельем и уверенностью. Это было первое выступление Ямайки на чемпионате мира по футболу, и, несмотря на то, что на поле у них не было отличных результатов, самопровозглашенные фанаты регги сделали этот турнир незабываемым. Каппа гордится формой Ямайки. Вы можете просто представить себя у бассейна в шортах для плавания с этой футболкой.
Италия (2000)
Этот дизайн изменил правила игры в футбольной форме. Во времена мешковатых рубашек с невысокими технологиями, Kappa пошла против течения и разработала то, что станет вершиной спортивных трикотажных изделий. Версия для игры на поле с ее сверхэластичностью дала возможность судьям понять, когда за футболку игрока натянули. С момента дебюта футболок Каппа, буквально каждая рубашка с тех пор была вдохновлена инновациями. Эта рубашка также знаменует новый период более минималистичного брендинга для Kappa, с одним логотипом на плече, что было нормой на протяжении 2000-х годов.
Брешиа (2004)
Еще одна вещь для учебников истории, эта футболка была надета в последней игре легендарного итальянского нападающего Роберто Баджо. Этот дизайн также довольно чист, продолжая тему тонкого брендинга.
Лидс (2017)
Возвращение повторяющегося логотипа Omni. Английский профессиональный футбольный клуб из города Лидс, графство Уэст-Йоркшир. Для команды, которая ничего не выигрывала десятилетиями, золото на первый взгляд кажется странным выбором, но у Каппы, похоже, есть постоянная тема царственности и класса, которую вы просто не можете ненавидеть.
Наполи (2021)
Napoli итальянский профессиональный футбольный клуб из Неаполя и Kappa созданы друг для друга, они идут вместе, как Aperol и spritz. Еще больше укрепил партнерство дизайнер Марсело Бурлон, добавив в смесь щедрую дольку апельсина. Первое сотрудничество Каппы с модельером в создании формы произвело фурор в этом сезоне, поскольку дизайнер добавил свой фирменный мотив крыльев к черному джерси. Мы с нетерпением ждем, что Каппа пойдет еще дальше в следующем сезоне, но, как бы то ни было, одно можно сказать наверняка: с Каппой футбол не будет прежним.