Что такое jam в музыке
Джем-сейшн
Джем-сейшн (англ. jam-session) — длительная импровизация музыкантов одной или разных групп, во время которой каждый может блеснуть своим индивидуальным мастерством. Джемами часто завершаются сборные концерты или фестивали. Сам термин джем (jam) пришел из джаза приблизительно к 1929-ому году и понимался, как короткая и свободная импровизация всей музыкальной группы.
Джем-сейшн часто используется музыкантами для разработки нового материала, в нахождении подходящей техники или просто, как дружественное время препровождения со своими слушателями или с другими музыкантами. Jam sessoin также может основываться на уже существующих композициях. В него могут входить как обычные и свободные любительские собрания, так и мастерски-импровизационные, записывающиеся сессии, которые предназначены для редактирования и выпуска в массы общественности.
Во время Второй Мировой войны, нью-йоркская джазовая сцена была очень знаменита, благодаря своими джемами. В 1940-1950 гг. в нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse проходил очень известный и регулярный джем-сейшн — это было тогда очень хорошее время препровождения не только для слушателей, но и для самих исполнителей. Все это очень помогло становлению таких замечательных солистов, как например, Ben Webster и Lester Young, а также молодых джазовых музыкантов (Монка Телониуса, Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи), которые в дальнейшем стали лидерами направления бибоп.
Благодаря тому соперничеству, в котором солисты очень активно старались играть на уровне с группой, которая работала в клубе и превзойти ее в импровизационном мастерстве, джемы клуба Minton’s Playhouse стали действительно легендарными. Также, только благодаря таким активным соревнования и зародился стиль бибоп (bebop), который характеризовался очень быстрым темпом и классной, виртуозной импровизацией. Даже есть его близкий стиль — минтонс-стиль, название которого связано с клубом Minton’s Playhouse в Нью-Йорке.
В 1960 — 1980-ых годах, благодаря повышению мастерства у рок-музыкантов, джемы стали неотъемлемой частью в рок-музыке. К примеру, такие музыкальные группы, как Cream, The Allman Brothers Band, The Jimi Hendrix Experience и The Grateful Dead, уже исполняли более живые композиции. Иногда частенько дольше 15 минут.
Группы джем-сейшн
Следуя по стопам восхитительных джемов группы Grafetul Dead, а также более обширных импровизационных сессий Phish, moe., Widespread Panic и Umphreys Mcgee, начали появляться все более новые музыкальные коллективы, которые укрепили этот жанр. Другие такие группы, как Red Hot Chili Peppers, тоже регулярно выступали с концертами джем-сессий. Прогрессивная рок-группа Coheed and Cambria, под конец своих выступлений часто завершала джем-сессией на песню «The Final Cut», которая исполнялась на различных инструментах.
Джемы Bluegrass
Bluegrass музыка (традиционная музыка шотландско-ирландского происхождения) приобрела свои очертания. Такую музыку частенько исполняли на различных автостоянках, небольших фестивалей, в музыкальных магазинах, барах, ресторанах и на площадях. Bluegrass джемы характеризовались наименьшим уровнем мастерства игроков. Медленное исполнение начинающих коллективов все больше нравилось новым слушателям. Такие мероприятия практически всегда открыты для всех желающих.
Рождение музыки: почему джем-музыканты никогда не репетируют?
Джаз & я
«Свободных мест нет», — кричит табличка на двери книжного зала «Петровский». Но особо недоверчивые всё-таки пробираются в зал, расталкивая локтями всех, кто стоит на их пути. Среди них и я.
— Раньше надо было приходить, — кряхтит кто-то за моей спиной.
— Так мы и пришли. Еще семи нет, — шипит кто-то мне в левое ухо.
Сегодня, 22 февраля, рабочий день, но, кажется, об этом знаю только я. Мест нет. Те, кто на джеме не первый раз — уже давно заняли стулья. Остальные, в том числе и я, завистливо косятся на них. Закон джунглей таков: каждый за себя.
Загадкой остаётся тот факт, что в зале до того тихо, что слышно как гудит микрофон. Как будто люди, переступив порог зала, попали под действие какого-то заклинания. Приглушенный алый свет ложится на лица, превратив нас в краснокожих. Всеобщее молчание, одинокие инструменты на сцене, ожидающие своих хозяев — все это готовит нас к чему-то великому, к какому-то обряду посвящения.
И тут появились Они.
Джаз & Они
Я раньше никогда не слушала джаз. Но мгновенно в него влюбилась. Мне не хотелось разговаривать, думать. Я просто слушала, наслаждалась. Отключилась от всего происходящего вокруг.
С чем едят джем?
Что такое джем, и с чем его едят? На помощь приходит Михаил КРЮКОВ, барабанщик Воронежской филармонии:
— Музыка — это язык, точно такой же как наш. Когда люди говорят заученные вещи как в театре, например, — это музыкальный концерт, а когда люди просто разговаривают — это джем.
Джем — это живой разговор на музыкальном языке.
Вот почему музыканты не репетируют перед концертом — смысл джема заключается в общении совершенно незнакомых людей. Но они понимают друг друга с полувзгляда, «разговор» идёт через импровизацию – основу джаза. В перерывах между композициями, а иногда во время них, появляются другие музыканты. В этом и есть ценность джема: музыка рождается на глазах у зрителей.
Ещё немного о еде
-Джем — это как сборная солянка, — делится впечатлениями после концерта Анна, которая ехала на него из Москвы. — Только есть солянка афро-американская, а есть среднерусской полосы. Они различаются в подаче музыки, в уникальности исполнения и не повторяют друг друга. К тому же есть установленный стереотип джазовой ритмики афро-американских исполнителей, а у нас что-то свое, родное.
Когда б вы знали, из какого сора.
Джем-сейшены в Воронеже не всегда были так популярны. Несколько лет назад их к нам привез талантливый музыкант из Казахстана. В последствии заведующий отделением Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Андрей ДУДЧЕНКО. Он и стал организатором джемов у нас.
— В Москве джем-сейшены проходят постоянно в каждом кафе. А у вас не было. Меня угнетала мысль, что здесь нет возможности самореализоваться, самовыразиться. Я загорелся идеей и нашел место. Теперь мы проводим их каждую последнюю среду месяца, — рассказывает Андрей.
— Найти музыкантов не сложно, — вступает в беседу преподаватель вокала воронежского музыкального колледжа Татьяна СПАСИБУХОВА, — мы все друг друга знаем, работаем вместе в колледже, в филармонии. Гораздо сложнее всех собрать и заслужить любовь зрителя.
— У джазменов это получается, — говорит арт-директор «Петровского» Кристина ГУЛЬЕВА. — И хотя мы собираемся каждый месяц, всякий раз такой же аншлаг как сегодня. Возможно, потому то вход почти свободный, мы придерживаемся политики «плати, сколько хочешь». Есть гости, которые пришли впервые и отдают деньги перед началом концерта, а после кладут еще. Есть маленький процент тех, кто не платит ничего. Порой наши музыканты в такие вечера тоже кладут деньги в нашу общую «шляпу». Но в основном все поддерживают артистов не только аплодисментами, но и финансово.
К тому же джем — это всегда эксперимент, и музыканты без подготовки играют зачастую очень интересные и неожиданные вещи. А другим любопытно, что же из этого выйдет.
Что в итоге?
Видимо, в этом и заключается великая сила искусства – у музыки нет национальности и границ, и совершенно незнакомые люди свободно общаются на её языке. И уже с каким-то трепетом смотрю я на людей, которые заняли сидячие места, и тех, которые толкали меня в очереди. И жить хочется, и верить… Наверное, музыка, именно такая, настоящая — и есть наш маленький спасительный островок среди холодного океана жизни.
Юлия ДИДЕНКО
Фото автора и Карины Лукиной
Видео автора
КАК НАУЧИТЬСЯ ДЖЕМИТЬ С КЕМ УГОДНО?
Возможно, вы привязаны к своему коллективу и никогда не играли больше ни с кем, кроме определенного круга людей. Или же занимаетесь сольными проектами. Однако для поддержания музыкального тонуса очень полезны джемы с другими музыкантами.
Один из самых сильных барьеров, удерживающих нас от того, чтобы просто взять и поиграть с другими людьми – это наши представления о том, что существует правильный и неправильный способы исполнения музыки. Подобное представление формируется благодаря многим разным факторам, но оно само по себе «неправильно». Почему это происходит:
— Вы учились в музыкальной школе/ВУЗе, и переоценили значение музыкальной теории, которая якобы диктует правила, которым необходимо следовать;
— Вы участвуете в коллективе, в котором люди постоянно критикуют вас;
— Вы в принципе окружены людьми, которые привыкли вас критиковать.
Эти факторы накладывают на вас тяжелое бремя постоянной самокритики, которое заставляет вас бояться сыграть что-то не так, как нужно. Проблема подобного образа мышления с ног на голову переворачивает фундаментальную природу и цель музыки, которая заключается в том, чтобы передавать то, что вы думаете и чувствуете.
Первое, что необходимо сделать – это найти способ заглушить свою или чужую критику у себя в голове и постараться начать доверять собственным ушам. Запомните, в любой музыкальной ситуации финальное решение остается именно за ними, и никогда – за чужим мнением. Это ваше собственное выражение мыслей и чувств, а не чей-то музыкальный вкус.
ВАЖНОСТЬ РИСКОВ
Чтобы найти то, что вам нравится слышать, нужно научиться брать на себя музыкальные риски и не бояться делать ошибок. Музыкальный джем не опасен ни для чьей жизни, не сулит никому болезней, от него не страдает ничья репутация или финансовое положение, поэтому слово «риск» здесь – это просто фигура речи. Многие крутые идеи рождаются именно из ошибок – на репетициях, во время сессий записи, концертов и других ситуаций, когда вам нужно исполнять музыку. И поскольку ошибки могут быть настолько ценными, лучше всего нарочно вводить себя в зоны риска:
— Сыграть тот аккорд, который «не предполагается» в конкретной песне;
— Играть случайный набор нот на вашем инструменте;
— Хотя бы иногда слушать альбомы с экспериментальной музыкой и пытаться понять ее структуру.
Чем больше вы будете практиковаться в этих «рисках», тем больше вероятность появления хороших идей. Не забывайте записывать свои джемы, чтобы вы всегда могли вспомнить идею и воспользоваться ей позже.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Конечно, прочтения этой статьи недостаточно для того, чтобы сразу схватить телефон и позвонить знакомому музыканту с предложением. Потренируйтесь немного в одиночестве. Запишите под метроном самую простую басовую партию (мы имеем в виду, ОЧЕНЬ простую) и играйте под нее. Это будет своеобразным джемом с самим собой. Также можно включить известную песню – но не из любимых. Возможно даже ту, которая вам не нравится, или в которой, как вам кажется, чего-то не хватает.
Разумеется, не нужно приходить на первую джем-сессию с полным отсутствием идей. Принесите с собой какие-то мелодии и риффы, ритмы – пусть у вас будет несколько заготовок. И убедитесь, что те или тот, с кем вы собираетесь встретиться, тоже принесут что-то с собой. Так вы сможете настроиться друг на друга и получить максимальное количество удовольствия и пользы.
Что такое jam в музыке
Во первых, хочу поблагодарить Ивана Тучина, который изложил полезную информацию по вопросу «Что такое джем?».
Вот она:
Джем-сейшен[1] (англ. Jam session — «джем-сессия», дословно «приятное времяпровождение»[2]) — музыкальный термин[3] описывающий совместную музыкальную сессию, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения.
Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём они знакомятся друг с другом как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.
Слово джем может быть более свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз-музыке. Джем-сейшены обычно проводятся для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.
Позволю себе некоторые комментарии на вышеизложенные мысли.
Далее я согласен, что это «действо» может происходить без особых приготовлений и определённого соглашения, но блюз это культура.
Вот допустим у нас, когда люди собираются петь частушки, все сразу прекрасно понимают, что надо делать. И, если они не знают ни одной частушки, они не поют а, к примеру, слушают. Но они не начинают ни с того ни с сего петь «Вон кто-то сгорочки спустился».
Конечно, даже начинающий музыкант в праве считать себя звездой. Но если он знает, что блюз это всего три аккорда, и елозит пентатонику налево и направо или выучил пару блюзовых соло, это совсем не значит, что он готов к участию в блюзовых джемах.
У нас в Хабаровске кроме Клуба Любителей Блюза никогда не было ничего, что бы пропагандировало культуру блюза. Грамотным людям с опытом и образованием до этого нет дела, денег это не приносит. Ну а молодежь такая, какая она есть.
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что блюз это неизвестное загадочное и притягательное культурное явление. И человеку другой культуры здесь следует поступать осторожно. Поэтому, думаю, наши джемы должны основываться на классических блюзовых произведениях, которые участники джема должны знать. У каждого блюза есть свой классическая версия исполнения и это тоже желательно знать нашему блюзмену.
Исходя из этих размышлений я и разместил в теме «Предлагаемый репертуар» список предлагаемых произведений для джема по адресу: http://vkontakte.ru/topic-17537072_23691598. Думаю, что, если в джеме будет участвовать человек 5-6, то каждому надо принимать участие в исполнении примерно 2-х блюзов. В конце можно сыграть всем, сколько дырок хватит. Поэтому каждому участнику, думаю, желательно знать минимум 2 блюза.
Друзья мои, я бесконечно вам благодарен, если вы дочитали все это до конца. 🙂
Джем (музыка)
Содержание
Проведение [ | ]
Обычно происходят после концерта, при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём они знакомятся друг с другом как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.
Слово джем может быть более свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз-музыке. Джем-сейшены обычно проводятся для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.
Джем-сейшены часто используются для создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки, или просто для встречи и совместной практики. Джем-сейшены могут быть основаны на уже существующих песнях и формах, согласованной последовательности аккордов или партитуре, предложенными участниками, или могут быть полностью импровизационными. Джем-сейшены могут варьироваться от очень свободных собраний любителей до искушённых импровизированных сессий звукозаписи, предназначенных для публичного выпуска.
Происхождение слова [ | ]
Происхождение слова джем (jam) в данном контексте относится к 1920-м годам. Согласно Online Dictionary of Etymology термин появился около 1929 года, означая «короткий, свободно импровизированный пассаж, исполненный всей группой». Источник такого значения неизвестен, но как и многие современные термины пришёл в английский язык из джаза. В России первый джем-сейшн произошел в старейшем музыкальном клубе России Московском Доме Блюза «B.B. King».
Джазовая сцена Нью-Йорка во время Второй мировой войны была знаменита своими джем-сейшенами. Один из самых известных регулярных джемов проходил в Minton’s Playhouse в Нью-Йорке в 1940-х и начале 1950-х годов. Джемы Минтона были хорошим местом встречи и помогали становлению таких солистов, как Бен Уэбстер (Ben Webster) и Лестер Янг (Lester Young) и молодых джаз-музыкантов, которые вскоре стали лидерами бибоп направления, включая Телониуса Монка (пианист клуба Минтон), Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Джемы, проходившие в клубе Minton’s Playhouse стали легендарными благодаря соревновательному духу, при котором солисты старались играть на уровне с группой, работавшей в клубе и победить в импровизационных «баталиях». Из этих соревнований и родился стиль бибоп, которому присущи быстрый темп и виртуозность импровизации. Одно из названий этого стиля связано с Minton’s Playhouse — «минтонс-стиль».
С возрастанием мастерства рок-музыкантов шестидесятых и семидесятых джемы стали обычным элементом рок-музыки. Такие группы, как Cream, The Jimi Hendrix Experience, The Grateful Dead и The Allman Brothers Band, стали исполнять живые композиции, часто длиной более 15 минут.