Что такое iso масла
Классификация гидравлических масел
Общемировая классификация гидравлических масел основана на показателях вязкости и наличии в составе определенного пакета присадок, обеспечивающих определенный уровень эксплуатационных свойств.
Стандарты ISO
ISO — международная организация по стандартизации. Стандарт ISO 3488 был введен в 1975 году и до сих пор используется как основной во всех странах мира.
ISO HH
Минеральные гидравлические масла, не содержащие ингибиторов коррозии.
ISO HL
Гидравлические масла, обладающие антикоррозийными и антиокислительными свойствами.
ISO HM
Гидравлические масла, дополненные противоизносными присадками.
ISO HV
Гидравлические масла, имеющие более высокий по сравнению с ISO HL индекс вязкости.
ISO HG
Гидравлические масла, обладающие высоким индексом вязкости и пакетом присадок, обеспечивающим антиокислительные, антикоррозийные и противоизносные свойства.
ISO HS
Синтетические гидравлические масла, способные смягчать удары.
Классификация по вязкости ISO VG
Класс вязкости по ISO | Средняя вязкость при 40С, мм 2 /c | Мин. кинематическая вязкость при 40°C | Макс. кинематическая вязкость при 40°C |
---|---|---|---|
ISO VG 2 | 2,2 | 1,98 | 2,42 |
ISO VG 3 | 3.2 | 2.88 | 3.52 |
ISO VG 5 | 4.6 | 4.14 | 5.06 |
ISO VG 7 | 6.8 | 6.12 | 7.48 |
ISO VG 10 | 10 | 9 | 11 |
ISO VG 15 | 15 | 13.5 | 16.5 |
ISO VG 22 | 22 | 19.8 | 24.2 |
ISO VG 32 | 32 | 28.8 | 35.2 |
ISO VG 46 | 46 | 41.4 | 50.6 |
ISO VG 68 | 68 | 61.2 | 74.8 |
ISO VG 100 | 100 | 90 | 110 |
ISO VG 150 | 150 | 135 | 165 |
ISO VG 220 | 220 | 198 | 242 |
ISO VG 320 | 320 | 288 | 352 |
ISO VG 460 | 460 | 414 | 506 |
ISO VG 680 | 680 | 612 | 748 |
ISO VG 1000 | 1000 | 900 | 1100 |
ISO VG 1500 | 1500 | 1350 | 1650 |
Таблица «Классификация гидравлических масел по ISO VG»
Гидравлические масла RIXX
Гидравлические масла RIXX характеризуются высоким классом чистоты, поэтому обеспечивают продолжительную и беспроблемную эксплуатацию техники.
Стандарты DIN
DIN — немецкая организация с головным офисом в Берлине, занимающаяся разработкой нормативно-технической документации. Является членом ISO и CEN.
DIN 51524 Part 1 (HL)
Гидравлические масла, содержащие антиокислительные и антикоррозийные присадки. Рекомендуются для гидравлических систем с невысоким давлением (до 100 бар)
DIN 51524 Part 2 (HLP)
Классификация распространяется на гидравлические масла, предназначенные для стационарных систем, которые работают в условиях постоянных температур (напр., производственные гидравлические системы, работают внутри помещений). Отличается от HL наличием противоизносных присадок. Можно использовать при давлении более 100 бар.
DIN 51524 Part 3 (HVLP)
Классификация распространяется на гидравлические масла, предназначенные для систем высокого давления, которые работают в условиях перепада температур. Обладают более высоким по сравнению с HLP индексом вязкости. Можно использовать при давлении более 100 бар.
Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.
Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Как классифицируются моторные масла
Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.
Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.
Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.
Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:
Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:
При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.
Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.
Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.
Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.
Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.
Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.
Классификация ACEA является европейским аналогом API.
В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:
Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:
ILSAC
Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.
Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:
Классы качества и год введения:
Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.
Как грамотно выбрать машинное масло
Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.
Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.
Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:
По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.
Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.
Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.
Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.
Что такое iso масла
ГОСТ ISO 15380-2014
МАТЕРИАЛЫ СМАЗОЧНЫЕ, МАСЛА ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ И РОДСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ (КЛАСС L)
Группа Н (Гидравлические системы). Спецификация для категорий HETG, HEPG, HEES и HEPR
Lubricants, industrial oils and related products (class L). Family H (hydraulic systems). Specification for categories HETG, HEPG, HEES and HEPR
Дата введения 2016-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2014 г. N 72-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2015 г. N 468-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15380-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.
Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/ТС 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы» Подкомитетом SC 4 «Классификации и спецификации» Международной организации по стандартизации (ISO).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
В настоящем стандарте приведены требования к гидравлическим жидкостям на основе минеральных масел (Н) по ISO 11158 [1] и огнестойким гидравлическим жидкостям (HF) по ISO 12922 [2]. В стандарте приведены требования к экологически безопасным гидравлическим жидкостям (НЕ). Эти жидкости легко разлагаются и являются экологически безопасными. В случае утечки или разлива эти жидкости оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.
Экологически чистые жидкости при применении в гидравлическом оборудовании не должны представлять серьезную опасность здоровью при соблюдении рекомендаций поставщика по обращению с ними.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на экологически безопасные жидкости, используемые в гидравлических системах, в частности в системах гидропривода, и устанавливает требования, которые можно рассматривать в качестве руководства для поставщиков, пользователей и изготовителей экологически безопасных жидкостей для гидравлических систем.
Настоящий стандарт устанавливает требования к поставляемым экологически безопасным гидравлическим жидкостям.
Классификация жидкостей, применяемых в гидравлике, приведена в ISO 6743-4. В настоящем стандарте приведены требования к четырем категориям экологически безопасных жидкостей: HETG, HEPG, HEES и HEPR.
2 Нормативные ссылки
Заменен на ISO 4259-1:2017 и ISO 4259-2:2017.
DIN 51554-3, Testing of mineral oils; Test of susceptibility to ageing according to Baader; Testing at 95°C (Испытание минеральных масел. Определение стойкости к старению по Баадеру. Испытание при температуре 95°С)
ASTM D 2532, Standard test method for viscosity and viscosity change after standing at low temperature of aircraft turbine lubricants (Стандартный метод определения вязкости и изменения вязкости после выдерживания при низкой температуре смазочных материалов для авиационных газовых турбин)
ASTM D 6081, Standard practice for aquatic toxicity testing of lubricants: sample preparation and results interpretation (Стандартная практика определения токсичного воздействия смазочных материалов на воду. Подготовка образца и интерпретации результатов)
3 Отбор проб
Компрессорное масло
Эффективность работы масляного компрессора в значительной степени зависит от свойств и качества компрессорного масла. Его правильные выбор и использование (компенсирующее унос поддержание необходимого уровня, своевременная замена) — обязательные условия безаварийной экономичнойэксплуатации компрессорного оборудования.
Общая информация. ГОСТы, ОСТы и ТУ
В России требования к компрессорному маслу устанавливают несколько нормативных документов:
В ГОСТ 28549.3-90 (ИСО 6743-3А-87) приведена классификация смазочных материалов для компрессоров и вакуумных насосов:
Например, продукты категории DAA предназначены для поршневых компрессоров, эксплуатируемых в легком режиме, DAG и DAJ ─ для винтовых компрессоров, работающих, соответственно, в легком и тяжелом режимах и т. д.
Действие межгосударственного стандарта ГОСТ 1861-73 распространяется на нефтяные масла для смазки компрессоров и воздуходувок. Их получают, используя один из двух способов очистки:
абсорбционный метод, заключающийся в экстракции вредных примесей растворителями ─ дихлорэтиловым эфиром, сернистым ангидридом, нитробензолом, фурфуролом и др.;
старейшая технология, в которой очищаемый продукт при комнатной температуре смешивают с небольшим количеством 90-93-процентной серной кислоты.
Масло компрессорное ГОСТ (1861-73) бывает двух марок:
В ГОСТ 9243-75 фигурирует одна марка ─ масло компрессорное КС-19.
Часть масел, например, КСп-12, К-28, Кп-8С, К4-20, К3-20, К2-24 и др., выпускается в соответствии с ТУ (техническими условиями) и ОСТ (отраслевыми стандартами).
В марках масла, написанных кириллицей, «К» означает компрессорное, «С» ─ из сернистой нефти, «п» ─ наличие присадок, цифра перед дефисом ─ группу масла по назначению, после дефиса ─ кинематическую вязкость при ста градусах Цельсия.
Стандарты иностранные, но не чужие
Существующий ассортимент компрессорных масел широк. Его увеличение обусловлено ростом потребности в сжатом воздухе, развитием конструкций компрессоров, ужесточением требований к их производительности, надежности и энергоэффективности.
Компрессорные масла различных классов вязкости имеют в своем ассортименте главные действующие лица российской нефтяной отрасли (масло компрессорное ЛУКОЙЛ, РОСНЕФТЬ).
По мере либерализации внешней торговли на отечественном рынке появились продукты зарубежного производства, изготовленные с учетом последних достижений технологий нефтепереработки (компрессорное масло SHELL, масло компрессорное MOBIL).
Неудивительно, что сегодня в России получили распространение марки компрессорного масла, производство которых регламентируется европейскими стандартами (DIN 51506-2017, ISO 6743-3А).
В DIN 51506-2017 компрессорные масла классифицируют на группы в зависимости от конечной температуры сжатого воздуха:
Они различаются показателями стойкости к старению (особенно высокой стойкостью обладает масло компрессорное VDL). «V» означает компрессорное масло, «L» говорит о наличии присадок.
Производители, чтобы их продукты были легко узнаваемыми на рынке, дают им собственные названия (масло компрессорное SHELL CORENA, масло компрессорное MOBIL RARUS, компрессорное масло ЛУКОЙЛ СТАБИО). Если в названии есть (или подразумевается, ─ о чем говорит ссылка на DIN 51506-2017) сочетание букв VD, VDL (VD-L), VB, VBL (VB-L), VC, VCL (VC-L), присутствующие в марке цифры в большинстве случаев означают кинематическую вязкость масла при 40 O C. Она с относительно небольшими отклонениями (± 10%) равна классу вязкости по ISO.
Примеры: масло компрессорное 32, компрессорное масло 46, компрессорное масло 100 (например, масло компрессорное VDL 100 или масло компрессорное VG 100), компрессорное масло 150.
В марке компрессорного масла может содержаться прямая ссылка на его вязкость по ISO ─ масло компрессорное ISO 100. Или более конкретный пример ─ Mannol Compressor Oil ISO 100.
Mannol Compressor Oil
Компрессорные масла Mannol Compressor Oil ─ один из продуктов компании Sudheimer Car Technik-Vertriebs GmbH ─ представляет в России компания БИТЕХ (https://bi-teh.ru/). Немецкий производитель изготавливает широкий спектр изделий, включая смазки и масла ─ индустриальные, моторные, трансмиссионные. В т. ч. компрессорные масла марок:
Минеральное компрессорное масло Mannol Compressor Oil на основе парафиновых масел применяют для смазывания поршневых, винтовых, центробежных воздушных компрессоров, а Mannol Compressor Oil ISO 46 еще для пневмоинструмента. Его эффективность усиливает наличие беззольных присадок.
Mannol Compressor Oil обладает жизненно важными для компрессоров свойствами:
Все они помогают гарантировать стабильную надежную работу оборудования.
Купить компрессорное маслоMannol Compressor Oil, значит, сделать правильный выбор для правильной эксплуатации компрессоров.
Изготовленное на севере Германии компрессорное масло отличает высокое качество и соответствие требованиям, предъявляемым потребителями к этому виду продукции.
О требованиях несколькими строками ниже, а сейчас перечислим основные функции компрессорного масла.
Функции компрессорного масла:
смазывание трущихся поверхностей уменьшает абразивный износ деталей, снижает обусловленные трением энергетические потери, обеспечивает чистоту трущихся поверхностей, помогает предупредить задиры, заклинивание и иные чреватые серьезными поломками и быстрым износом дефекты;
отвод избыточного тепла ─ необходимое условие функционирования компрессора;
обладая на несколько порядков меньшей текучестью, чем воздух, масло заполняет зазоры, способствуя лучшей герметизации полостей.
Система смазки поршневого компрессора включает насос, масляный фильтр, термостат, охладитель масла. Компрессорное масло для поршневых компрессоров смазывает поршни, клапаны, подшипники и кривошипно-шатунный механизм. Оно формирует стабильный жидкостный слой между трущимися поверхностями (втулкой цилиндра и поршневым кольцом).
Компрессорное масло для винтовых компрессоров смазывает подшипники валов, винты и шестерни (или только шестерни), помогает снизить температуру в камере сжатия, уплотняет зазоры между роторами.
Масло повышенной стойкости
Условия работы компрессорных масел более тяжелые, чем у других масел. Это обусловлено воздействием значительных температур и давлений. При высоком давлении наблюдается интенсивная конденсация, водяных паров, содержащихся в сжимаемом воздухе. Часть конденсата попадает в масло. По мере эксплуатации в нем накапливается немалое число твердых частиц.
Компрессорное масло решает сложные и ответственные задачи. И подменять его другим, например моторным маслом, рассматривая то, как аналог компрессорного масла, по меньшей мере, неразумно. В компрессоре должно быть компрессорное масло (допустимо использование других масел для подшипников). Цена иных решений, являющихся следствием желания сэкономить или обычной небрежности, может оказаться слишком высокой.
К отрицательным последствиям способно привести смешивание разных марок компрессорного масла. Ведь рядовой пользователь не знает, чем обернётся контакт различных присадок, изначально не предназначенных для взаимодействия в единой композиции.
Требования к компрессорному маслу:
компрессорное масло не должно менять вязкость во всем диапазоне рабочих температур и окисляться под воздействие кислорода воздуха. Поэтому оно не содержит нестабильных соединений. Не желательно присутствие воды, кислот, щелочей, как вызывающих коррозию металлических деталей оборудования;
недостаточные антиокислительные свойства способствуют образованию отложений. Нагар, равно как углеродистые отложения, окислы и иные следы коррозии уменьшает сечение трубопроводов. Будучи горючей массой, нагар, отложившийся в воздухосборнике, цилиндрах и трубопроводах, при увеличении температуры может привести к взрыву компрессора;
качество особенно важное для винтовых компрессоров. Заполняя смазочные канавки, пена препятствует нормальному смазыванию. Как следствие ─ увеличенное трение и перегрев.
Пена мешает удалять воздух из воздушно-масляной смеси;
температура масла в работающем компрессоре не должна близко приближаться к температуре самовоспламенения;
недостаток последних прямой путь к преждевременному выходу из строя клапанов, колец и цилиндров поршневых компрессоров;
особенно актуально для масла, используемого в холодильных компрессорах.
Только полностью отвечая этим требованиям, компрессорное масло справится со своими функциями.
Классифицируя нефтяные масла, компрессорное масло относят к специальным маслам, тем самым подчеркивая обязательное наличие у него особых (специальных) свойств.
Помимо требований к самому маслу не следует забывать о его правильном расходе. Недостаток компрессорного масла вреден и даже опасен. Избыточная смазка может привести к увеличению образования нагара.
Производители компрессорного масла приводят следующую информацию:
вязкость компрессорного масла─ одна из его важнейших характеристик. Чем более пологой является кривая зависимости вязкости от температуры, тем лучше для компрессора. Выбор масла по показателю вязкости зависит от таких факторов как: особенности конструкции, промежуточное охлаждение, количество ступеней сжатия;
обычно находится в диапазоне 800-900 кг/м³. Чем масло плотнее, тем больше отличаются значения вязкости при температурах 40 и 100 O C. Могут в шесть, а могут и в десять раз;
чаще всего 200-300 O C. Сегодня считается, что более высокая температура вспышки компрессорного масла не означает автоматического повышения безопасности эксплуатации компрессора. Более важна температура самовоспламенения масла. Она ниже у остаточных масел, нежели у имеющих более низкую по сравнению с ними температуру вспышки, дистиллятных;
т. е. температура потери текучести.
Могут приводиться такие показатели как число нейтрализации, коррозия меди, коррозия стали, деаэрирующие и деэмульгирующие свойства, пенообразование, содержание воды и механических примесей, зольность.
Характеристика компрессорных масел MannolCompressorOil
Mannol Compressor Oil ISO 46
Mannol Compressor Oil ISO 100
Mannol Compressor Oil ISO 150