Что такое ipo на фондовом рынке

Что такое IPO и как там заработать простыми словами

Сегодня я простыми словами расскажу про IPO. Уверен, экономисты будут на меня ругаться, но я хочу объяснить его суть максимально доступно, так чтобы понятно было даже тем, кто о фондовом рынке не знает совсем ничего, но не прочь был бы на IPO заработать.

Многие уже не раз могли слышать, что это прибыльная тема, и на ней можно получить доходность в 200-300% годовых, и именно для них я и подготовил эту статью. Сегодняшняя статья будет вводной, детально о стратегии инвестирования и заработка будут следующие статьи и, если наберу много вопросов, то сделаю вебинар. Анонс можно будет получить здесь.

Уверен, что раз вы стали искать IPO, вы знаете, что на свете существуют акции, что их продают, есть фондовый рынок и акционерные общества. Они выпускают акции, которые торгуются на бирже. Кто-то продаёт, кто-то покупает, их цена периодически меняется в ту или иную сторону, и люди зарабатывают на том, что покупают дешевле, а продают подороже: либо спекулируя, либо понимая долгосрочные перспективы компаний.

Стратегии бывают разные, сегодня речь не о них. Главное, что все акции продаются и покупаются на бирже. Сейчас все биржи давно уже электронные, торговать миллионами можно, попивая чаёк на кухне.

IPO – это выход компании на биржу. Прежде чем компания будет торговаться на бирже, пусть даже если она уже является акционерным обществом, ей сначала на неё нужно выйти. Именно этот выход на биржу и можно назвать IPO. Осуществить выход компании помогает определённый банк-андеррайтер.

Рынок растёт, и в него закачивается много денег. Эти деньги хотят все, поэтому всё больше компаний выходит на биржу, чтобы продать свои акции потенциальным инвесторам и привлечь дополнительные средства без взятия кредита. Грубо говоря, компания частично продаёт свою долю, и вот эта продажа осуществляется через IPO: акции выкидываются на рынок, и дальше уже участники IPO продают эти акции другим инвесторам.

Суть заработка на IPO в том, что перед выходом на биржу компания проводит процедуру оценки, позволяющую определить её стоимость. Например, «Рога и Копыта» стоит 1 миллиард долларов. Они продают 10%, выпускают на них акции, которые будут продаваться на бирже, на основе этой информации рассчитываются их количество и цена. Последняя объявляется в момент выхода компании на IPO.

Короче говоря, происходит предрыночная продажа доли, которая дальше будет торговаться на бирже. Люди, заинтересованные в приобретении компании, указывают, в каком объёме и на какое количество денег они хотят купить акций, и в момент выхода компании на рынок они могут их продать. В Америке – сразу, у нас – через 92 дня.

Когда я это узнал первый раз — удивился: вдруг компания пойдёт вниз, а я продать не могу. Предусмотрены определённые защитные элементы, как этого избежать, но суть в том, что в последние годы намного больший процент компаний идёт вверх: им самим выгоднее сделать положительную историю и сделать свои акции дороже. Те, что обваливаются, конечно есть, но кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Нужно понимать, что заработок на IPO связан с риском, но на самом деле не такой рискованный, как трейдинг, чем он меня и привлек.

Я, вообще, занимался трейдингом 2 месяца, смотрел разные обучения, изучал индикаторы, разные принципы торговли, и пришёл к пониманию, что IPO потенциально может принести в несколько раз больше: никакой трейдер не сможет хвастаться тем, что он заработал 300% годовых. На трейдинге это в принципе нереально: 30-40% — нормально, 60% — уже мечта (хотя в 2020 году, когда рынок вовсю кошмарило, кто-то сумел получить 100%).

При этом трейдер постоянно сидит у монитора с красными глазами, а IPO такого напряжения не требует. К нему и стратегически подготовиться проще, и в эмоциональном плане не давит, как трейдинг. Меньше и риск потери денег: в трейдинге шанс 50/50: акция либо пойдёт вверх, либо вниз, и трейдеры пытаются предугадать, куда именно, на основе новостного фона и фундаментальных событий. И эта угадайка в лучшем случае даст 40/60%.

В IPO сам рынок сейчас выстроен таким образом, что на нём намного легче заработать, чем потерять из-за того, что биржа постоянно накачивается деньгами. Выбор по основным показателям довольно прост, и не нужно быть супермега-экономистом, чтобы понимать, пойдёт ли компания вверх или вниз.

После того, как вы поняли, что вам это интересно, и вы готовы купить акции компании по небольшой стоимости, когда она выходит, а через 92 дня или в ещё более отдалённом будущем продать подороже, вы должны сделать несколько важных вещей.

Первое – как и для любой другой биржевой торговли, зарегистрироваться у брокера, внести определённый депозит. От него очень сильно будут зависеть условия: если есть более шести миллионов рублей, то вам смело можно идти к американским брокерам, получать квалифицированного инвестора в России и у американских же брокеров получать самые вкусные условия.

Мне и самому поначалу было страшно: какие 300%, что за МММ? Но, разобравшись в фундаментальных экономических вещах и поняв, как это всё работает, я увидел, откуда берутся эти деньги и как всё происходит на самом деле.

После регистрации и внесения депозита вы получаете от брокера информацию о том, что в такое-то время проходит IPO такой-то компании, изучаете документацию, а затем принимаете решение, покупать или нет и в каком объёме.

Причём, если спрос будет превышать предложение (например, компания выпускает акции на миллиард долларов, а спрос на неё уже на десять), и вы придёте с десятью тысячами долларов, вам будет разрешено купить только на тысячу (пропорционально между всеми инвесторами в зависимости от соотношения спроса и предложения).

Уровень разрешённой покупки называется «аллокацией», и не нужно расстраиваться, если он маленький: даже наоборот, раз спрос большой, значит, она круто вырастет. Пусть вам разрешили меньший объём, зато те, кто будет покупать по биржевой цене, рассчитывает, что цена будет ещё выше, и вы сможете получить больше денег, перепродав акции.

Когда вы осуществляете покупку акций, с вас списывают деньги, и вы ждёте 92 дня. Разумеется, не тратите их зря и следите за происходящим: если акции пошли совсем уж вниз, и вы расстроились, то можете воспользоваться таким брокерским инструментом, как форвардный контракт. С его помощью можно заранее продать акции – за определённую комиссию, конечно, но вы фиксируете убыток и не теряете ещё больше.

Однако сейчас конъюнктура рынка такова, что можно ждать до самого конца: даже если компания и не выправится, потери будут ниже, чем потери в середине плюс комиссия брокера.

Если спрос огромный, вас никто не заставляет продавать акции: вы можете и дальше держать их у себя. Основной вопрос IPO-инвестора – какую стратегию выстроить. В какие компании входить, а в какие нет, в каком объёме, есть ли вообще смысл или тут очередная обмывочная схема предыдущих инвесторов, желающих нажиться за ваш счёт, продавать или придержать, если второе – то до какого времени и т.д. Раскапываю эти стратегии и публикую на своём YouTube.

Перед вами список всех компаний, которые выходили за последние годы на IPO. Некоторые компании вышли совсем недавно, и статистики по ним пока нет – информация поступает с задержкой. У тех, кто вошёл в начале декабря, по крайней мере, есть цена премаркета и открытия.

Главный столбец – результат через три месяца, спустя lock-up период в 92 дня, данные, когда акции уже можно продавать. Посмотрим на Nano-x: для ipo-шников она стоила 18 долларов за акцию, на момент открытия поднялась до 24 долларов, т.е. на треть, а по итогу лок-ап периода дошла до 43 долларов, рост составил на 138%, т.е. почти в два раза. BigCommerce выросла с 24 долларов до 85. Есть и негативные примеры: продавали за 18, снизились до 11. Но сравните, какой объём компаний с плюсом и компаний с минусом: количество просто несравнимо.

Источник

Зачем компании проводят IPO: Плюсы и минусы

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

В последние несколько лет в интернете широко обсуждается тема IPO — выход компании на биржу часто рассматривается как подтверждение ее успешности. Несмотря на то, что часто так и бывает, выход на IPO имеет как свои очевидные преимущества, так и определенные минусы и сложности для компании — сегодня мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций компании (эмиссия). Это значит, что компания в первый раз выпускает свои акции на рынок, чтобы их могли купить инвесторы, первоначально никак с ней не связанные. После выхода на биржу меняется статус компании — из частной (то есть, чьи акции не может купить любой желающий — для этого покупателю нужно лишь заключить договор с брокерской компанией, на Московской бирже можно работать через ITinvest), она становится публичной, а ее акции свободно торгуются на бирже и могут быть куплены кем угодно.

Зачем это нужно

Существует несколько основных причин, по которым компания может стремиться стать публичной. Среди них:

Проблемы открытости

Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.

Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.

Кроме того, ожидания общественности и акционеров, которые заинтересованы в росте стоимости акций, могут тяжким грузом ложиться на плечи менеджмента компании. Это может приводить к тому, что руководители начнут работать над достижением краткосрочных целей, а не над решением задач, способствующих долгосрочному росту.

Как готовится IPO

Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционного банка (или нескольких банков), которые будут заниматься подгтовкой. Такие банки называются андеррайтерами IPO.

После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.

По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России. В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.

Кому еще выгодно проведение IPO

Андеррайтеры не только готовят IPO, но и являются одними из первых игроков, которые получают от всего этого процесса выгоду. Они вкладывают в подготовку размещения собственные средства, взамен получая возможность «купить» акции компании еще до того момента, как они официально попадут в листинг биржи. При этом цена, по которой акции покупает андеррайтер по условиям соглашения с компанией обычно ниже, чем финальная цена, устанавливаемая для IPO — на этой разнице банк и зарабатывает. Поэтому в случае перспективной компании, конкуренция среди потенциальных андеррайтеров за право провести ее размещение, может быть крайне серьезной.

Чтобы максимизировать свою прибыль, банки-андеррайтеры также вкладываются в продвижение предстоящего размещения — для этого, в том числе, организуются специальные road show, в ходе которых информация о компаниях предоставляется крупным и перспективным инвесторам, иногда из разных стран. Им также предлагают купить акции еще до начала торгов (allocation). К примеру, вот такие города менеджменту российских компаний, стремящихся на IPO, советуют посетить с road show эксперты Московской биржи:

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

Выгодно проведение IPO и самим биржам — размещение крупных и перспективных компаний позволяет повысить общую ликвидность и объём торгов, а значит, больше заработать на комиссии. Поэтому среди биржевых площадок также идет серьезная конкуренция за перспективные IPO — представители площадок выступают перед менеджментом компаний, объясняя плюсы размещения акций именно у них.

Где проводят IPO российские компании

Крупнейшей российской биржей является Московская, и компании из нашей страны периодически проводят там собственные размещения. Размещения на Московской бирже проводят компании различных отраслей — например, финансовой, лизинговой, продавцы зерна и технологические компании (например, летом 2014 года дополнительное размещение акций там провел «Яндекс»).

При этом существует возможность проведения размещения с так называемым «международным компонентом» — в этом случае компания организовывает размещение не только на Московской бирже, но и предлагает акции на зарубежной площадке. Юридические аспекты проведения IPO на Московской бирже представлены в этом документе.

В 2012 году Московская биржа публиковала подготовленную аналитиками Sberbank CIB статистику, иллюстрирующую географический состав инвесторов в IPO российских компаний:

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

При этом большая часть размещений акций российских компаний все же происходит за рубежом. По данным аналитической компании PWC, в период с 2005 по 2014 год, российские компании провели 117 IPO, при этом только 37 из них пришлись на Московскую биржу. Больше всего первичных размещений (67) было осуществлено на Лондонской бирже (LSE), примерно одинаковый интерес российских компаний в этот период вызывали биржи Nasdaq, Deutsche Börse, NYSE и Hong Kong Stock Exchange:

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

Заключение

IPO — это работающий инструмент, который позволяет компаниям привлечь деньги для серьезного развития на более выгодных условиях, чем могли бы предложить частные инвесторы. Однако размещение акций на бирже несет в себе не только плюсы, но и минусы, дает не только положительный PR, но и может становиться причиной появления волн критики, если цена на акции в итоге падает ниже уровня старта торгов.

Именно последний пункт часто называют причиной того, что в США технологические компании стали реже выходить на IPO (число таких размещений сейчас на нижнем уровне с 2008 года) — руководство таких организаций отпугивает опыт предшественников, которые с большой помпой провели IPO, а потом их акции в ходе торгов не показали хороших результатов.

В итоге, руководители многих компаний предпочитают оставаться в частном формате и не становиться публичными, пишет издание The Wall Street Journal. В таких условиях и первоначальным инвесторам компаний может быть выгоднее найти покупателя самостоятельно, а не открывать продажу для любого желающего.

Источник

Что такое ipo на фондовом рынке

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

Почему стоит вложиться в IPO и как это сделать: гайд для начинающих инвесторов

Почему стоит вложиться в IPO и как это сделать: гайд
для начинающих инвесторов

Россия в 2020 году переживает инвестиционный бум. Ценные бумаги подешевели, депозиты стали невыгодными, и россияне массово ринулись на биржу. Одним из лучших способов заработать стали вложения в перспективные компании, выходящие на IPO. Такие инвестиции могут увеличить капитал в несколько раз, но считаются рискованными. Вместе с «Фридом Финанс» Inc. рассказывает, как безопасно и эффективно вложиться в компании, которые могут стать новыми Apple или Microsoft.

Россия в 2020 году переживает инвестиционный бум. Ценные бумаги подешевели, депозиты стали невыгодными, и россияне массово ринулись на биржу. Одним из лучших способов заработать стали вложения в перспективные компании, выходящие на IPO. Такие инвестиции могут увеличить капитал в несколько раз, но считаются рискованными. Вместе с «Фридом Финанс» Inc. рассказывает, как безопасно и эффективно вложиться в компании, которые могут стать новыми Apple или Microsoft.

Интерес к инвестициям

Интерес
к инвестициям

После весеннего падения рынка россияне завели рекордное число новых брокерских счетов. С декабря 2019 года по октябрь 2020 года количество жителей страны, которые пришли на Московскую биржу, выросло почти в два раза, с 3,9 млн человек до 7,6 млн.

Причиной стало снижение ключевой ставки Центробанком (ЦБ), из-за которого банковские депозиты становились невыгодными. Инвестиции стали отличной альтернативой вкладам. По оценке ЦБ, в октябре максимальная процентная ставка по вкладам в десяти крупнейших банках, привлекающих больше всего депозитов простых граждан, снизилась до 4,5%. При этом доходность облигаций федерального займа (ОФЗ) к погашению приблизилась к 6%.

Безусловно, мартовский обвал повлиял на фондовый рынок и сознание россиян. Но уже в апреле бумаги стали быстро восстанавливаться в цене, отыгрывая недавнее падение. Опытные инвесторы, которые не первый год работают на рынке, устроили дни «черной пятницы» в марте и скупили качественные акции американских компаний по низкой цене.

Что такое инвестиции в IPO

На фондовом рынке россиян интересует не только покупка акций российских и иностранных компаний, облигаций, валюты, но и участие в первичных размещениях — Initial Public Offering (IPO). Это инвестиции в компании, которые впервые выходят на биржу. После такой процедуры их акции можно свободно покупать и продавать, а сами корпорации становятся публичными и должны регулярно отчитываться перед инвесторами об успехах и провалах. От отчётности и других корпоративных событий зависит стоимость бумаг и самой компании.

Через IPO прошли все крупные успешные международные компании — Apple, Facebook, Microsoft и Tesla.

Большинство IPO проходят на американских биржах, так как это самый крупный финансовый рынок мира. В 2020 году там наблюдается настоящий бум первичных размещений. С января по конец ноября на биржи США вышло более 400 компаний. Для сравнения, за весь прошлый год там прошло 233 IPO. Российский рынок пока не может конкурировать с американским — в 2017—2019 гг. на нём вообще не было ни одного размещения, а в 2020 году прошло два. При этом российские компании тоже выходят на мировой рынок акций через площадки в США. Так, в ноябре 2020 года успешное IPO на крупнейшей технологичной бирже Nasdaq провел ретейлер OZON, акции которого подскочили в первый день торгов больше чем на 40%.

Однако платой за высокую доходность IPO становятся риски, которые принимает на себя инвестор. После выхода компании на биржу нет никакой гарантии, что бумаги взлетят. Есть и неудачные примеры. Неприятная ситуация произошла с фитнес-стартапом Peloton, который продает тренажеры с видеотренировками по подписке. Когда компания вышла на IPO в прошлом году, её акции упали, потому что руководство неправильно оценило их стоимость. В результате в первый же торговый день бумаги потеряли более 10% и торговались ниже уровня размещения до конца года.

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

Как получить высокий доход

Как получить
высокий доход

Для российских инвесторов есть способ вложиться в IPO на американских биржах с минимумом риска.

Через закрытый паевой инвестиционный фонд «Фонд первичных размещений» можно инвестировать сразу в несколько перспективных компаний, дебютировавших на рынке.

Вложения в IPO через ЗПИФ безопаснее, чем инвестиции в конкретные компании на этапе первичного размещения. На каждый актив в портфеле приходится не больше 10%. Таким образом, если одна компания не взлетит после выхода на биржу, другие компенсируют потери. Чтобы дополнительно защитить деньги инвесторов, на свободные средства покупаются валютные облигации и ОФЗ. Последние — одни из самых надёжных на рынке.

Ещё одно преимущество ЗПИФ ФПР — экономия времени на составлении сбалансированного инвестиционного портфеля. Все бумаги для фонда на основе рекомендаций опытных аналитиков ИК «Фридом Финанс» отбирает алгоритм, который выявляет перспективные и доходные размещения. При этом фонд получает аллокацию, то есть удовлетворение заявки инвестора при участии в IPO, по верхней границе. Например, инвестор подает заявку на приобретение 100 акций конкретной компании на IPO. После размещения бумаг ему на счёт приходит только пять акций, то есть аллокация составила 5%. Деньги, которые брокер не потратил на акции, вернутся на счёт. Если IPO очень популярное и на акции высокий спрос, то аллокация будет меньше. Частный инвестор, как правило, получает невысокие аллокации, а вот фонд получает максимальное удовлетворение своих заявок. Спустя три месяца после IPO акции компаний продаются и в фонд отбираются новые активы.

Источник

Что такое IPO и как это работает (PRO.IPO часть первая)

Любая компания хочет быть узнаваемой и привлекать больше денежных средств для дальнейшего развития своего бизнеса. Для решения этой задачи компания может выпустить акции для обращения на фондовой бирже.

Компания выпускает акции, размещает их на фондовой бирже и любой инвестор может приобрести ценные бумаги этой компании. В случае, если размещение акций пройдет успешно, компания сможет привлечь большое количество инвесторов и, соответственно, большое количество денежных средств.

С помощью IPO компания не только становится узнаваемой и увеличивает объем собственных средств. К преимуществам IPO также относятся: улучшение репутации компании, возможность привлечения средств и приобретения других компаний, привлекательность для сотрудников компании, мотивируя их путем участия в акционерном капитале. Кроме того, участие в IPO дает возможность компании получать кредиты под залог своих акций.

Однако, после того как компания становится публичной, она обязана раскрывать финансовую и внутреннюю корпоративную информацию, что может сделать ее более уязвимой для конкурентов.

Чтобы выйти на IPO компания проходит длительный процесс подготовки, который может занимать от нескольких месяцев до года. Связано это с тем, что к публичным компаниям предъявляются более строгие требования, чем к частным.

Далее компания проводит Road Show, во время которого оповещает возможных инвесторов о выходе на IPO, проводит рекламную кампанию, привлекая для этого СМИ.

За несколько недель до IPO наступает период, называемый премаркет, когда компания достигает договоренности с инвесторами о выкупе акции, как правило, со скидкой, и по предварительной стоимости.

Обычно до IPO компании публикуют примерный диапазон цен, который может измениться к началу продаж. Поэтому инвесторы при подаче заявки через брокера на участие в IPO указывают не количество желаемых акций, а сумму, которую они готовы вложить. Однако заявка может быть одобрена не полностью, это зависит от того, есть ли у брокера лимит на количество приобретенных акций, а также это может произойти, если спрос превысит предложение.

В первый день торгов обычно проводится больше всего сделок и цена акций растет. В первые несколько дней заключается самое большое количество сделок. И на этом можно заработать дополнительно, если приобрести бумаги «с рынка» после начала первых торгов.

В течение lock-up периода можно зафиксировать текущую цену на акции на часть или полный объем приобретенных ценных бумаг. После окончания периода lock-up акции будут автоматически проданы, а деньги зачислены на счет.

Как правило, форвардный контракт заключается вне биржи и сам по себе он не является ценной бумагой. Такой договор не является стандартным, поэтому стороны могут внести в него любые договоренности.

Продажа «форварда» осуществляется со скидкой от текущей стоимости акций. Размер скидки зависит от стоимости опционов на акции и обычно она равна 10-15%. Точный размер скидки указывается перед подачей поручения.

Начать зарабатывать на IPO можно на нашем сайте, при этом, наличие статуса квалифицированного инвестора не обязательно.

Источник

IPO на Московской бирже: зачем это нужно, кто проводит и как купить акции

Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть фото Что такое ipo на фондовом рынке. Смотреть картинку Что такое ipo на фондовом рынке. Картинка про Что такое ipo на фондовом рынке. Фото Что такое ipo на фондовом рынке

В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Почти всегда в этих рассказах фигурируют зарубежные биржи, в основном из США, однако провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Сегодня мы поговорим о том, как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже.

Примечание: инвестиции на бирже связаны с риском, о нем следует помнить. Кроме того, для совершения операций с акциями компаний на Московской бирже вам понадобится брокерский счет. Его можно открыть в режиме онлайн по этой ссылке. Также вы можете потренироваться в совершении операций и изучить торговый софт с помощью тестового счета с виртуальными деньгами.

Что такое IPO

Если компания достигает этапа развития, на котором для дальнейшего роста ей необходим внешний капитал, то одним из способов его привлечения является размещение акций на бирже через механизм IPO (initial public offering). В таком случае компания становится публичной — купить акции сможет любой желающий.

Помимо привлечения живых денег, которые можно вкладывать в новые проекты, у проведения IPO есть и другие плюсы. Например, компания может предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Также размещение акций обычно хорошо влияет на имидж компании — ведь это значит, что она вышла на определенный, весьма высокий уровень развития.

Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.

Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.

Не только IPO: вторичные размещения

На бирже проводятся не только первичные размещения акций. Существует также понятие SPO (Secondary Public Offering), при котором проводится публичное размещение акций, принадлежащих уже существующим акционерам. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким образом повышается ликвидность акций компании и стимулируется интерес инвесторов к ним.

Зачем проводят IPO/SPO в России

На зарубежных биржах обычно проводят IPO компании, которым необходимо развиваться за границей, по каким-то причинам важно наличие иностранных инвесторов, или их руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся.

Если же компания считает, что и на родине сможет получить достаточный объем инвестиций и каких-то особенных интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине может быть вполне оправданным. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.

Компания может подготовить IPO и самостоятельно, но обычно для подготовки документов, их согласования с регулирующими органами и проработкой технических моментов (стоимость акий, объем размещения) нанимают инвестиционные компании (андеррайтеры). Понятно, что в России все связанные с проведением IPO расходы – услуги андеррайтеров, различные государственные и биржевые сборы и комиссии – в конечном итоге оказываются ниже. Весь путь подготовки обычно занимает от нескольких месяцев до года.

Как готовится IPO

Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционной компании (или нескольких), которые будут заниматься подгтовкой. Такие инвесткомпании называются андеррайтерами IPO.

После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.

По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России.

В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.

Примеры успешных размещений акций и облигаций

На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO в ходе которых компании предлагают инвесторам свои акции и облигации, вот несколько успешных примеров таких размещений:

Не все так просто

Руководству и инвесторам компаний, планирующих проведение IPO стоит помнить о том, что статус публичной компании дает не только преимущества, но и накладывает некоторые ограничения. Один из главных «минусов» — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций, торгуемых на бирже.

Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.

Кроме того, публичность накладывает определенный отпечаток на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, ценый акций. Это может приводить к тому, что менеджмет начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.

Однако, несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечения капитала, а значит и возможность для развития бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *