Что такое ipo на бирже простыми словами это
Что такое IPO и как на нем заработать
Опытные инвесторы стараются не упустить возможность купить акции перед их первым размещением на бирже. «Предварительное» предложение ценных бумаг, до того, как компания становится публичной, может оказаться очень выгодным по сравнению с ситуацией, когда они начнут открыто торговаться. Интерес частных инвесторов подогревают вдохновляющие примеры вроде Facebook: акции социальной сети с момента IPO в 2012 года подорожали почти в 6 раз.
Понятие и выгодность IPO
Компании-эмитенты, организующие первичное предложение акций, бывают двух типов:
В России действуют два стандарта отчетности – МСФО и РСБУ. Информация, собранная в таких отчетах, позволяет инвесторам судить о текущем положении дел в компании.
Кроме полной финансовой прозрачности и легальности IPO гарантирует компании и инвесторам ряд дополнительных преимуществ:
В большинстве случаев стоимость организации до IPO значительно меньше. Публичное размещение способствует повышению авторитета фирмы на рынке, бренд набирает популярность. За счет этого становится проще вести деятельность и набирать производственные объемы. Кредиторы охотно предоставляют ссуды на развитие таких компаний.
Участие физлица на первичном публичном размещении
IPO состоит из 3 этапов:
Выбор момента подключения зависит от цели инвестирования, потребностей и финансовых ресурсов.
Для понимания принципа инвестирования в IPO и выявления удачного для себя этапа следует ознакомиться со всем циклом этой процедуры:
По истечении Lock Up’а ценные активы свободно покупаются и продаются. Цена на бумагу формируется под воздействием спроса и предложения. Крупные пакеты акций чаще всего реализуют без участия биржи и по предварительному договору. Цена их также отличается от биржевой. Рассмотрим подробнее два ключевых этапа.
Покупка акций до IPO
Приобретение активов до IPO подразумевает большие расходы: оплату комиссий брокера, депозитария и налоговых взносов. Порой все они достигают 6-7 % от договора. Но сумма предоставляемого дисконта способна покрыть эти затраты.
Покупка акций в первый торговый день
Риски и недостатки участия в IPO
IPO привлекает бизнесменов возможностью купить прибыльные акции и быстро заработать, но предложение также имеет определенные риски и недостатки:
Отдельно выделяют два биржевых фонда, работающих с венчурными инвестициями и разбирающихся в заработке на IPO:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое IPO и как там заработать простыми словами
Сегодня я простыми словами расскажу про IPO. Уверен, экономисты будут на меня ругаться, но я хочу объяснить его суть максимально доступно, так чтобы понятно было даже тем, кто о фондовом рынке не знает совсем ничего, но не прочь был бы на IPO заработать.
Многие уже не раз могли слышать, что это прибыльная тема, и на ней можно получить доходность в 200-300% годовых, и именно для них я и подготовил эту статью. Сегодняшняя статья будет вводной, детально о стратегии инвестирования и заработка будут следующие статьи и, если наберу много вопросов, то сделаю вебинар. Анонс можно будет получить здесь.
Уверен, что раз вы стали искать IPO, вы знаете, что на свете существуют акции, что их продают, есть фондовый рынок и акционерные общества. Они выпускают акции, которые торгуются на бирже. Кто-то продаёт, кто-то покупает, их цена периодически меняется в ту или иную сторону, и люди зарабатывают на том, что покупают дешевле, а продают подороже: либо спекулируя, либо понимая долгосрочные перспективы компаний.
Стратегии бывают разные, сегодня речь не о них. Главное, что все акции продаются и покупаются на бирже. Сейчас все биржи давно уже электронные, торговать миллионами можно, попивая чаёк на кухне.
IPO – это выход компании на биржу. Прежде чем компания будет торговаться на бирже, пусть даже если она уже является акционерным обществом, ей сначала на неё нужно выйти. Именно этот выход на биржу и можно назвать IPO. Осуществить выход компании помогает определённый банк-андеррайтер.
Рынок растёт, и в него закачивается много денег. Эти деньги хотят все, поэтому всё больше компаний выходит на биржу, чтобы продать свои акции потенциальным инвесторам и привлечь дополнительные средства без взятия кредита. Грубо говоря, компания частично продаёт свою долю, и вот эта продажа осуществляется через IPO: акции выкидываются на рынок, и дальше уже участники IPO продают эти акции другим инвесторам.
Суть заработка на IPO в том, что перед выходом на биржу компания проводит процедуру оценки, позволяющую определить её стоимость. Например, «Рога и Копыта» стоит 1 миллиард долларов. Они продают 10%, выпускают на них акции, которые будут продаваться на бирже, на основе этой информации рассчитываются их количество и цена. Последняя объявляется в момент выхода компании на IPO.
Короче говоря, происходит предрыночная продажа доли, которая дальше будет торговаться на бирже. Люди, заинтересованные в приобретении компании, указывают, в каком объёме и на какое количество денег они хотят купить акций, и в момент выхода компании на рынок они могут их продать. В Америке – сразу, у нас – через 92 дня.
Когда я это узнал первый раз — удивился: вдруг компания пойдёт вниз, а я продать не могу. Предусмотрены определённые защитные элементы, как этого избежать, но суть в том, что в последние годы намного больший процент компаний идёт вверх: им самим выгоднее сделать положительную историю и сделать свои акции дороже. Те, что обваливаются, конечно есть, но кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Нужно понимать, что заработок на IPO связан с риском, но на самом деле не такой рискованный, как трейдинг, чем он меня и привлек.
Я, вообще, занимался трейдингом 2 месяца, смотрел разные обучения, изучал индикаторы, разные принципы торговли, и пришёл к пониманию, что IPO потенциально может принести в несколько раз больше: никакой трейдер не сможет хвастаться тем, что он заработал 300% годовых. На трейдинге это в принципе нереально: 30-40% — нормально, 60% — уже мечта (хотя в 2020 году, когда рынок вовсю кошмарило, кто-то сумел получить 100%).
При этом трейдер постоянно сидит у монитора с красными глазами, а IPO такого напряжения не требует. К нему и стратегически подготовиться проще, и в эмоциональном плане не давит, как трейдинг. Меньше и риск потери денег: в трейдинге шанс 50/50: акция либо пойдёт вверх, либо вниз, и трейдеры пытаются предугадать, куда именно, на основе новостного фона и фундаментальных событий. И эта угадайка в лучшем случае даст 40/60%.
В IPO сам рынок сейчас выстроен таким образом, что на нём намного легче заработать, чем потерять из-за того, что биржа постоянно накачивается деньгами. Выбор по основным показателям довольно прост, и не нужно быть супермега-экономистом, чтобы понимать, пойдёт ли компания вверх или вниз.
После того, как вы поняли, что вам это интересно, и вы готовы купить акции компании по небольшой стоимости, когда она выходит, а через 92 дня или в ещё более отдалённом будущем продать подороже, вы должны сделать несколько важных вещей.
Первое – как и для любой другой биржевой торговли, зарегистрироваться у брокера, внести определённый депозит. От него очень сильно будут зависеть условия: если есть более шести миллионов рублей, то вам смело можно идти к американским брокерам, получать квалифицированного инвестора в России и у американских же брокеров получать самые вкусные условия.
Мне и самому поначалу было страшно: какие 300%, что за МММ? Но, разобравшись в фундаментальных экономических вещах и поняв, как это всё работает, я увидел, откуда берутся эти деньги и как всё происходит на самом деле.
После регистрации и внесения депозита вы получаете от брокера информацию о том, что в такое-то время проходит IPO такой-то компании, изучаете документацию, а затем принимаете решение, покупать или нет и в каком объёме.
Причём, если спрос будет превышать предложение (например, компания выпускает акции на миллиард долларов, а спрос на неё уже на десять), и вы придёте с десятью тысячами долларов, вам будет разрешено купить только на тысячу (пропорционально между всеми инвесторами в зависимости от соотношения спроса и предложения).
Уровень разрешённой покупки называется «аллокацией», и не нужно расстраиваться, если он маленький: даже наоборот, раз спрос большой, значит, она круто вырастет. Пусть вам разрешили меньший объём, зато те, кто будет покупать по биржевой цене, рассчитывает, что цена будет ещё выше, и вы сможете получить больше денег, перепродав акции.
Когда вы осуществляете покупку акций, с вас списывают деньги, и вы ждёте 92 дня. Разумеется, не тратите их зря и следите за происходящим: если акции пошли совсем уж вниз, и вы расстроились, то можете воспользоваться таким брокерским инструментом, как форвардный контракт. С его помощью можно заранее продать акции – за определённую комиссию, конечно, но вы фиксируете убыток и не теряете ещё больше.
Однако сейчас конъюнктура рынка такова, что можно ждать до самого конца: даже если компания и не выправится, потери будут ниже, чем потери в середине плюс комиссия брокера.
Если спрос огромный, вас никто не заставляет продавать акции: вы можете и дальше держать их у себя. Основной вопрос IPO-инвестора – какую стратегию выстроить. В какие компании входить, а в какие нет, в каком объёме, есть ли вообще смысл или тут очередная обмывочная схема предыдущих инвесторов, желающих нажиться за ваш счёт, продавать или придержать, если второе – то до какого времени и т.д. Раскапываю эти стратегии и публикую на своём YouTube.
Перед вами список всех компаний, которые выходили за последние годы на IPO. Некоторые компании вышли совсем недавно, и статистики по ним пока нет – информация поступает с задержкой. У тех, кто вошёл в начале декабря, по крайней мере, есть цена премаркета и открытия.
Главный столбец – результат через три месяца, спустя lock-up период в 92 дня, данные, когда акции уже можно продавать. Посмотрим на Nano-x: для ipo-шников она стоила 18 долларов за акцию, на момент открытия поднялась до 24 долларов, т.е. на треть, а по итогу лок-ап периода дошла до 43 долларов, рост составил на 138%, т.е. почти в два раза. BigCommerce выросла с 24 долларов до 85. Есть и негативные примеры: продавали за 18, снизились до 11. Но сравните, какой объём компаний с плюсом и компаний с минусом: количество просто несравнимо.
IPO: как акции попадают на биржу
Акции любой компании не вечно были на бирже. Когда-то они впервые попали на торги. Опытные инвесторы любят покупать такие бумаги — во время первых торгов они часто стоят дешевле, а в истории можно найти массу примеров, как в течение года после появления на бирже акции компании вырастали в 5-6 раз. Как со всем этим связано IPO? И вообще, что такое IPO на бирже? Давайте по порядку.
Понятие и выгодность IPO
IPO расшифровывается как Initial Public Offering, то есть «первое публичное предложение». В принципе, уже по этому переводу нетрудно объяснить, что такое IPO, простыми словами — это первые публичные торги акции. Можно сказать, что IPO — это первичный рынок, а остальные торги — вторичный, ведь все акции, которые обращаются на бирже, когда-то тоже были IPO, просто их перепродали.
Обратите внимание на их особенность — публичность. Как вы наверняка знаете, многие компании устраивают закрытые торги для крупных инвесторов, куда большинству физических лиц не попасть. IPO — совсем другая история. Купить IPO может любой желающий трейдер или инвестор.
Итак, все компании, выпускающие акции, условно можно разделить на два типа: публичные (те, что выпускают IPO) и непубличные (те, что этого не делают). Все компании, которые вы видите на бирже, относятся к первому типу. Вторые распределяют акции между топ-менеджментом и малым количеством крупных инвесторов, а вот в свободном обращении их бумаг нет.
Плюсы проведения IPO
Публичные компании, выпуская IPO, обязуются предоставлять открытую финансовую отчетность. Такие документы позволяют инвесторам и трейдерам оценивать реальное положение вещей в компании и решать, покупать ее бумаги или продавать их. Грамотный анализ финансовой отчетности помогает опытному инвестору с высокой вероятностью оценить перспективность компании, ее рост в долгосрочной перспективе.
Для компании это тоже в некотором роде плюс — финансовая открытость повышает доверие и лояльность инвесторов, государства, покупателей.
Зачем компании проводят IPO
Среди других преимуществ выпуска IPO для компании отмечают:
Для трейдеров и инвесторов наибольший интерес представляет то, что акции, купленные по IPO, как правило, очень быстро дорожают. На первых торгах у акций обычно очень низкие цены. Появление компании на бирже в большинстве случаев повышает ее престиж и известность, и в результате поднимает цены на ее акции. Инвестор, вложившийся в IPO, получает очень быструю и серьезную прибыль.
Участие физлица на первичном публичном размещении
В IPO задействовано много участников биржи (и не только): андеррайтеры, аудиторы, PR-службы, юристы… Какая роль отведена в этой системе частным трейдерам? Рассмотрим процесс появления компании на IPO биржи:
После истечения срока Lock Up акции будут свободно обращаться на бирже, как и любые другие.
Покупка акций до IPO
Еще до выхода на биржу эмитент может привлекать крупных инвесторов, чтобы продать им большой пакет акций. Цена здесь отличается от биржевой — как правило, эмитент предоставляет скидку в районе 10% на акции. Частным трейдерам и инвесторам обычно не выпадает возможность поучаствовать в этом премаркете — эмитент вряд ли будет общаться с инвестором, у которого меньше 1 миллиона долларов капитала.
Этот премаркет не имеет ничего общего (кроме названия) с биржевым премаркетом, с которым вы можете познакомиться в статье: «Что такое премаркет и постмаркет: объяснение для новичков».
Покупка акций в первый торговый день
IPO — это стремительные торги. Здесь очень часто важны первые минуты, если не секунды торгов. Спрос на акции, впервые появившиеся на бирже, очень велик. К тому же в игру вступают крупные инвесторы, моментально выкупающие крупные пакеты акций. Если интерес к эмитенту велик, то очевидно, что такое IPO на бирже для простых частных трейдеров и инвесторов становится фактически недоступным — они попросту не успевают купить бумаги.
Риски и недостатки участия в IPO
Может показаться, что IPO — это идеальная возможность заработать, но это не совсем так. Здесь есть свои подводные камни:
Первый минус, пожалуй, самый существенный для частных инвесторов. Но покупатели акций не делают этого вслепую — они могут оценить перспективность компании по отчетности, которая сопровождает выход на IPO. Сюда включается предварительная финансовая и юридическая оценка эмитента. По этим данным можно сделать вывод, будут ли акции компании расти в долгосрочной перспективе.
Чтобы оценить перспективы роста, трейдеры могут использовать мультипликаторы. Это показатели, которые оценивают прогнозы компаний. Например, популярностью пользуется мультипликатор Price to Earnings. Он показывает отношение капитализации организации к прибыли. Чем ниже этот показатель, тем лучше.
Упрощенный вариант — покупка ETF на IPO
Если вышеперечисленные недостатки вас отпугнули, не спешите отказываться от участия в IPO совсем. Существуют низкорисковые активы, которые можно покупать на IPO. К ним относится в первую очередь ETF. ETF — это биржевые инвестиционные фонды, которые отлично подходят для пассивного инвестирования. Купив такие активы на IPO, инвестор сразу получает диверсифицированный портфель — в ETF входят акции различных компаний. ETF — инструмент со сниженными рисками, и вероятность финансовых потерь здесь очень мала. Зато инвестор также получает право на дивиденды — точно такое же, как при покупке обычных акций.
Почему российские компании проводят IPO за границей
Вы наверняка знакомы с сервисом поиска работы HeadHunter — это российский проект. Но на Московской бирже вы не найдете его акций. Руководство HeadHunter решило провести IPO не на российских биржах, а на нью-йоркской NASDAQ. Это не единичный случай — известно немало крупных российских компаний, которые решили торговаться на иностранных биржах. Например, небезызвестная компания Mail.ru Group тоже выбрала IPO за границей — а именно на Лондонской бирже. Чем это объясняется?
Руководители многих российских эмитентов, которые решили отправиться на иностранную биржу, обосновали свой выбор финансовыми выгодами — так, HeadHunter выпустил свои акции на торги в Америке, потому что там легче привлечь множество инвесторов. Действительно, в России частное инвестирование пока не так сильно развито, как в Европе или Америке, и некоторым компаниям будет выгоднее торговаться за границей. В 2012 году Московская биржа опубликовала статистику, согласно которой в IPO российских компаний инвестируют по большей части американцы и англичане.
Еще одна причина, по которой компания может проводить IPO в других странах — это нацеленность на глобализацию. Если фирма желает как можно скорее выйти на международный рынок, она должна заявить о себе на одной из крупнейших мировых бирж, в число которых Московская биржа, к сожалению, пока не входит. А вот Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ и Лондонская фондовая биржа отлично подходят для такой цели.
Вывод
Теперь вы имеете представление о том, как появляются акции на бирже, и сможете сами объяснить, что такое IPO на бирже простыми словами. На IPO можно за сравнительно короткий срок значительно увеличить часть своего капитала. Это возможно благодаря тому, что акции при первом выпуске на биржу торгуются по низким ценам, и их стоимость в большинстве случаев быстро растет. Однако IPO имеет и подводные камни — акции выбранной компании могут упасть так же стремительно, как и взлететь. К тому же, купить их обычно не просто — на бирже IPO пользуется огромным спросом, а многие компании заранее договариваются с крупными инвесторами о моментальном выкупе части акций. Если вы опасаетесь покупать акции на IPO, вы можете обратить свое внимание на менее рискованный инструмент — ETF, который также торгуется на IPO.
Надеюсь, эта статья помогла вам понять, как работают и зачем нужны торги IPO. Поделитесь материалом с друзьями, если нашли в статье что-нибудь новое или полезное.
Что такое IPO и зачем это нужно
В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.
Что такое IPO
Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).
У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.
Подробнее об организации IPO на Московской бирже читайте здесь.
Зачем компании проводят IPO
Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.
Первые шаги при подготовке к IPO
Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.
После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.
После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.
В чем интерес андеррайтеров
Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.
Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.
Цена акций, биржа
При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.
Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.
Покупка акций при IPO
Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.
Почему российские компании проводят IPO за границей
В последнее время российские компании стали проявлять определенную активность и на Московской бирже («Яндекс» провел дополнительное размещение акций, а «Дождь», «Большой город» и Slon.ru планируют объединиться в холдинг и осуществить IPO). Тем не менее, большая часть биржевой активности российских компаний происходит за рубежом.
Вот что на этот счет думает главный экономист ITinvest Сергей Егишянц:
Всё очевидно: капиталы на Западе — поэтому там и размещают свои ценные бумаги компании со всего мира, в том числе российские. В последнее время набирают популярность IPO в КНР — потому что местный рынок капитала тоже раздулся до изрядных масштабов, поэтому привлечь китайские деньги стремятся многие.
На российские площадки западные и восточные инвесторы не спешат — по многим причинам (защита прав собственности не вызывает энтузиазма, ёмкость рынка на порядки меньше и т.п.). Теоретически, конечно, и в России капиталов немало, но это только если смотреть формально: ясно же, что большая часть свободных (!) активов, которыми владеют крупные бизнесмены и некоторые политики, размещена отнюдь не на счетах в Сбербанке, а в западных офшорах, фондах и банках. В подобных условиях поведение российских фирм, ищущих размещения на Западе, вполне естественно.
IPO российсих компаний в 2005-2013 гг. Источник данных: PWC
Плюсы и минусы проведения IPO
Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.
Среди недостатков IPO можно отметить усиливающее после выхода на биржу внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.