Что такое grim dawn
Grim Dawn по-русски
Grim Dawn, САМЫЙ ПОДРОБНЫЙ ГАЙД ПО КУЗНЕЦАМ
Спонтанный обзор патча 1.1.9.4 для Grim Dawn на русском языке
САМЫЙ ПОДРОБНЫЙ ГАЙД ДЛЯ СТАРТА. Новичкам Смотреть Обязательно.
Grim Dawn выходит на Xbox!
Да, вы не ослышались. Grim Dawn действительно наконец-то выходит на Xbox!
Игра выйдет на Xbox в издании Definitive Edition, которое включает в себя весь выпущенный контент: дополнения Ashes of Malmouth и Forgotten Gods, а также режим игры Crucible.
Предзаказы откроются 22 ноября, а сама игра выйдет 3 декабря.
Вышло второе видео по лору игры
Обзор патча 1.1.9.2 для Grim Dawn на русском языке
Как правильно стартовать стрелком в Grim Dawn
Обзор патча 1.1.9.1 для Grim Dawn на русском языке
Взгляд на 2020 год
Наступил новый 2021 год и Crate Entertainment опубликовали традиционный отчет за прошлый год. О том, что было, и о том, что будет.
Поздравляю всех с Новым Годом и новыми Мрачными Злоключениями! В этом году Grim Dawn исполняется пять лет, с ума сойти!
Назвать 2020 год странным годом будет явным преуменьшением. Для многих этот период жизни стал непростым, весь мир столкнулся с пандемией, с которой не сталкивался последние сто лет. Мы надеемся, что Grim Dawn помог найти утешение в это тяжелое время и стал светлым пятном в этом темном году.
А теперь давайте вспомним, как изменился Grim Dawn за последний год. В 2020 году мы выпустили восемь обновлений, три из которых принесли крупные нововведения. В игру были введены новые возможности получения добычи вместе с дюжиной новых предметов. Изменения в балансе дали жизнь новым стилям игры и вдохнули жизнь в старые.
Прошлое…
Чудовищные тотемы. В обновлении 1.1.6.0 мы разнообразили процесс получения опыта и охоту за добычей на позднем этапе игры, добавив в игру Тотемы чудовищ. Тотемы были созданы на основе оскверненных алтарей Набожности, и насылают на игрока волны опасных врагов, а после высыпают на него гору добычи. Каждый сможет найти для себя в этих тотемах что-то полезное, благодаря большому шансу выпадения крайне редких легендарных предметов, добавленных в этом же обновлении.
Тотемы стали одними из самых увлекательных нововведений в игру, подарив игрокам много веселых мгновений, особенно на ранних этапах игры.
Grim Dawn
Titan Quest, помещённая в мифологию Древней Греции и Египта, брала прежде всего процессом избиения монстров и «прокачки» персонажа. Сюжет выполнял роль фона, квесты были просты, зато враги — сильны и многочисленны, «боссы» — ещё сильнее, а игроку выдавали массу инструментов по художественному развитию персонажа. Можно было часами возиться в инвентаре, подбирая экипировку, что-то улучшая, разбирая и производя сложные расчёты. И пол-игры бегать с кольцом +20 к силе, в ожидании, когда оно поможет надеть какую-нибудь эпическую одёжку или взять в руки легендарную булаву с бонусом к стихийному урону.
Grim Dawn делает ставку на те же вещи. Сюжет тут можно даже не брать в голову — её будет чем занять (перечитайте предыдущий абзац). Место действия перенесли из солнечной Греции и Египта в мрачную стимпанк-вселенную собственного приготовления. Одни инфернальные злыдни пытаются уничтожить людей, другие — подчинить их души, люди, соответственно, им сопротивляются. Нашего героя тоже поработило что-то, прохрипело угрозы, но тут же покинуло тело и улетело восвояси. И теперь он на побегушках у тех, кто возглавляет и организует людское сопротивление.
За десять лет, прошедших с момента выхода Titan Quest, проекты подобного жанра научились развлекать чем-нибудь и помимо этого. Вспомните уникальных компаньонов из Diablo 3, собачку и рыбалку из Torchlight 2, болтливую милашку Катарину из The Incredible Adventures of Van Helsing, которую можно было отправить в город продать ненужный хлам, весёлые нелинейные квесты и мини-игры оттуда же… Вспомните и забудьте — ничего этого в Grim Dawn нет.
Мастера на все руки
А собственно поклонникам Titan Quest, молившимся на Grim Dawn с момента анонса в 2010-м году, ничего этого и не надо. Разработчики, трудящиеся ныне под крышей собственной Crate Entertainment, откровенно делают ставку на «олдскул» и всячески подчёркивают идейное и геймплейное сходство между двумя играми.
И проявляется это в главном — в ролевой системе. Всё те же три основные характеристики (условно говоря, сила, ловкость и магия), всё та же необходимость выбрать на старте лишь пол и внешность персонажа и всё та же система мастерства (так тут называют классы), которая позволяет на втором уровне взять первую специализацию, а на десятом (в Titan Quest — на восьмом) — добавить к ней и вторую.
При этом способности и навыки в рамках одного класса самые разные. Тот же шаман ещё и питомцев призывает, и молниями кидается. А в связке с другими специализациями всё это открывает просто огромный простор для буквально-таки математических изысканий и опытов по созданию уникального «билда» персонажа. К тому же нет никаких классовых ограничений на ношение разной экипировки — лишь бы ваша сила, ловкость или магия соответствовала требованиям (как и в Titan Quest, характеристики улучшаются на одно очко с каждым новым уровнем).
Есть и «крафтинг», и кузнецы, и возможность улучшать предметы с помощью разных примесей, а потом вытаскивать их за энную сумму. Разрешают и перераспределять уже изученные очки умений — на это расходуется новый вид ресурсов, «железки». Плюс мультиплеер и возможность резать монстров вместе с друзьями.
Конечно, авторы добавили ещё кое-что новенькое. Так, появилась подсмотренная в Path of Exile, но переработанная и в целом более удобная система Набожности. Разные Небесные Силы (Хаос, Природа и так далее) дают разные пассивные бонусы к характеристикам героя. Все они складываются в огромную карту, напоминающую карту созвездий. И вы можете постепенно продвигаться по ней, открывая новые бонусы за специальные очки. А те выдаются за активацию разбросанных то тут, то там алтарей, что сопровождается особенно кровопролитными драками.
Кроме того, разработчики ввели систему фракций. Чем больше выполняете заданий для представителей той или иной группировки, встреченной на просторах мира Grim Dawn, тем больше полезного от них — доступ к уникальной экипировке, новым квестам, особым заданиям по охоте за головами и так далее. Вроде ничего особенного, но ведь и у врагов ваша репутация растёт, только в обратную сторону: чем чаще вы их убиваете, тем злее они станут. И через какое-то время начнут отправлять по вашу душу всяких агрессивных злыдней, включая могущественных Немезид.
Впереди большая работа
Всё это, конечно, создаёт настоящий праздник души для истинных «олдфагов», ветеранов Diablo 2 и Titan Quest, переработавших на «экспу» миллион монстров и раздавших на форумах сотни советов.
Ну а остальные? Остальные могут, конечно, предъявить Grim Dawn несколько претензий. Пожаловаться на слишком просторные, запутанные и слишком пустые (в смысле интересных ситуаций, но не врагов, конечно) локации, где редко встретишь что-нибудь кроме очередной пещеры с очередным алтарём. И в Diablo 3, и в Torchlight 2, и в Van Helsing дела с этим обстоят куда лучше (впрочем, по сравнению с Titan Quest тут всё равно прогресс). На то, что из-за этого получается слишком однообразно и под звук, с которым ваш герой ежесекундно долбит булавой, можно или задремать, или сойти с ума. На то, что есть проблемы с балансом умений (некоторые, например у подрывника, заметно мощнее других), с управлением и интерфейсом (в Path of Exile он получше), на неработающие квесты, простенький дизайн и не лучшую графику…
Но, поверьте, всё это не помешает успеху и триумфу Grim Dawn (и давно уже не помешало) у целевой аудитории. Вместе с преданным комьюнити разработчики постоянно полируют игру, что-то добавляют, что-то убирают, улучшают и так далее.
За те шесть лет, что Grim Dawn находилась в разработке, она прошла длинный путь от небольшого, на пять-шесть часов, клона Titan Quest в стимпанке до действительно большой игры со своими талантами и поклонниками. В магазине первой же встреченной фракции ваш герой пятого уровня со своими двумя сотнями в кармане, роняя челюсть и вытирая внезапно проступивший пот, увидит эпические вещи чуть ли не за «мильон», рассчитанные на семидесятый уровень. И в этом случае могут возникнуть две противоположные реакции. Кто-то начнёт потирать руки в предвкушении, сколько же ещё монстров погибнет от его натруженных рук. А кто-то вздохнёт и поймёт, что предстоящие двести часов можно потратить на что-нибудь другое. Определитесь, кто вы, и тогда решайте, покупать Grim Dawn или нет.
Плюсы: подробная система «прокачки»; быстрые, сочные сражения; интересная система фракций; масса разнообразных врагов, экипировки и заданий; игра постоянно развивается.
Минусы: однообразие; скучный сюжет; примитивные квесты; не лучшая графика и технические огрехи.
Скриншоты из игры
Трейлеры
Я вот тоже не понимаю парадокса игры. Она мне показалась скучной, но я захожу в стим и вижу сотни положительных отзывов и по 200+ часов наигранного у игроков.
Основная проблема, как по мне, так это то, что при первом прохождении тебе доступна лишь сложность ветеран-хардкор, которая на самом деле тоже довольно простая. А остальные разблокируются лишь при повторном прохождении, от чего да, долбить ЛКМ скучно.
Текстовые журналы и записки не озвучены. Что лишь опять намекает, что авторы клали на сюжет.
Очень неудобно сделана прокачка. Три! Три отдельных ветки и каждая качается по-своему. Я вот не сразу понял, что тебе дополнительно капают еще очки силы, мастерства и духа, и распределять их нужно в окне инвентаря. Отдельная ветка набожности, когда одно очко прокачки тебе выпадает лишь раз в три часа за нахождение алтаря. Помимо этой проблемы прокачки, есть еще прокачка сетевой игры. Мы не сразу доперли как поиграть в коопе, кнопки там не особо выделяются, куда нужно жать, их сразу и не заметишь.
Но лично для меня убийца дьябло давно существует и до сих пор никто его не перепрыгнул, это Nox. И очень обидно, что его так редко упоминают, когда говорят о жанре хакнслеш. Жанр превратился в дрочивальню на шмот для задротов. А интересного сингла нет нигде.
Еще в раннем доступе наиграл 150 часов, после релиза таки прошел до конца, и вот какое мнение у меня сложилось.
Что средне: графон на уровне, физика — отличная, спецэффекты — есть. То, что деталей мало — надеюсь скоро поправят. Вон, Старую Аковию после релиза переделали.
Grim Dawn: диаблоид здорового человека
В свое время создание «убийц диабло» было крайней популярным занятием. Вместе с игровыми механиками из проекта в проект кочевали и проблемы: затянутость, обилие бессмысленного гринда, скупой сюжет и мир. К счастью, некоторые игры стараются с этими проблемами бороться.
Эта статья — про игру Grim Dawn. Я не считаю, что это лучший диаблоид. Пальму первенства в этом вопросе я отдаю Path of Exile. Но я считаю, что Grim Dawn — самая приятная игра в этом жанре для обычного игрока. Не всегда удачно, но во многих местах она пытается отбросить оковы старых проблем. Вместо слепого следования канонам она старается внести новые грани в геймплей, не теряя при этом своей внутренней сути aRPG.
Давайте же посмотрим, что у неё получилось.
Мир игры
Одна из главных фишек Grim Dawn — это мир игры. Я бы охарактеризовал его как «викторианский магический постапокалипсис». В результате событий, известных как Мрачный рассвет, в мир проникли существа из другого плана — Эфириалы. Они быстро уничтожили государства людей и поставили человечество на грань вымирания. Большинство выживших ютятся в небольших укрепленных поселениях, не имея сил отбросить врага назад.
Эфириалы — не единственные враги в игре, а люди не всегда будут вашими союзниками. В игре представлено множество фракций — служители кровавого бога с его хтоническими чудовищами, оккультисты, поклоняющиеся запретным богам, некроманты, людоеды из глубинки и многие другие.
Важным отличием от Diablo я бы назвал ощущение того, что мир игры не так давно жил нормальной жизнью. В Diablo 2 между городами ты передвигаешься по бесконечным лесам, пустыням, болотам, гробницам и пещерам. В Grim Dawn же это заброшенные поля и деревни, шахты, и даже сквозь лес или горы будет вести дорога. Регулярно герой встречает выживших или их записи, получая возможность лучше узнать этот мир.
Оболочка игры
Графика игры — весьма печальный аспект. Разработчики имели существенные проблемы с финансированием в начале разработки, и это чувствуется. Хоть игра и более продвинута в техническом плане, чем её предок Titan Quest, она значительно уступает ему в работе художников. Локации иногда можно называть неплохо проработанными (особенно в DLC), но вот персонажи, противники и анимации находятся на весьма печальном уровне.
Саундтрек игры неплохой. Выдающимся его не назовешь, но в нем есть несколько интересных мелодий. Что важнее, он очень хорошо вписывается в атмосферу. Здесь есть как напряженные мелодии для исследования локаций, так и меланхоличные мелодии, отражающие жизнь людей после апокалипсиса.
Оптимизация в одиночной игре каких-либо нареканий не вызывала. В тоже время обзоры стима жалуются на значительные проблемы при игре по сети. Учтите это, если соберетесь покупать с друзьями.
Геймплей
Суть
В плане геймплея Grim Dawn на удивления старомодна. Она копирует большинство механик у Titan Quest, которая в свою очередь опиралась на Diablo 2. Вы бегаете по бесконечным локациям, закликиваете врагов, собираете лут и качаете героя. С ходом времени во врагах изменяется лишь урон и количество жизней, а вы пытаетесь не отставать.
Как и в любом диаблоклоне, ключевым элементом здесь является даже не зачистка мобов, а прокачка. Сама по себе зачистка весьма однообразна. Верх тактической мысли — бегать по кругу, пока перезаряжаются умения или пока не восстановится здоровье. Враги же и не пытаются вас напрячь — их уникальные умения можно пересчитать по пальцам.
Не откинула игра и явный атавизм — три уровня сложности, которые на современном сленге назвали бы «новая игра+». Это означает, что по прохождению игры вам предлагается перепройти её ещё раз, но с более сильными врагами. И так дважды. Именно на высочайшей сложности любители гринда смогут найти самых сильных боссов, самый крутой лут и даже парочку уникальных заданий.
Прокачка
Ключевой особенностью прокачки Grim Dawn является двойная специализация. Вместо выбора вашего класса в начале игры, вы выбираете его по получению второго уровня. Всего классов 9. Фишка же в том, что по получению десятого уровня вам предложат выбрать второй класс. Таким образом вы получаете 36 комбинированных классов, каждый из которых в меру играбелен. Хотя не все комбинации одинаково хороши в лейтгейме, нормальную сложность может одолеть любой персонаж.
Внутри каждого класса вы получаете дерево умений. Дерево разбито на уровни, открыть которые вы можете, вкладываясь в «шкалу мастерства». На дереве же есть 4 вида умений: пассивные, активные, модификаторы и трансмутаторы. Здесь модификаторы неким образом улучшают активные умения, например, дают новые эффекты или типы урона. Трансмутаторы же могут радикально изменить ваше активное умение — например, конвертировать весь урон в другой тип, или заметно усилить его в обмен на долгую перезарядку.
Также в игре есть система «набожности» (devotion). Она представляет из себя нечто вроде дерева пасивок. Пассивные умения тут разбиты на созвездия. За очки набожности вы можете выбирать «звезды», которые начинают вам давать пассивные бонусы. Если вы выберите все звезды в созвездии, оно «закроется». Закрывая более простые созвездия, вы откроете более мощные. Получать очки набожности можно, очищая святилища, которые вы встретите по ходу игры.
Вещи
В лучших традициях жанра вещи разделены на несколько «редкостей». Вещи вплоть до зеленых генерируются случайным образом — к обычной вещи («базе») добавляется набор случайных параметров («аффиксов»). Например, условные ботинки могут начать давать скорость передвижения, здоровье, сопротивления стихиям или ещё бог знает что.
Синие и фиолетовые вещи уникальны. Их свойства прописаны заранее, а внешний вид отличается. Они также могут быть частью сетов, которые дают мощные бонусы, если вы когда-то нафармите остальные компоненты.
Также в игре есть унаследованные от Titan Quest реликвии и компоненты. Реликвии — предметы, которые вы можете положить в отдельный слот. Их нельзя выбить — только скрафтить, и они дают значительные бонусы. Компоненты же могут улучшить один предмет, дав ему некоторые бонусы. Можно сказать, что это аналог камней из Diablo 2. Например, ограненным изумрудом можно улучшить ваши основные характеристики. Никаких ячеек в вещах вам для этого не нужно, но каждую вещь можно улучшить лишь одним компонентом.
Отдельно хочется отметить расширенную по сравнению с Titan Quest систему крафта. Многие компоненты можно создать самому, вместо того чтобы бегать и фармить монстров. Ресурсы падают достаточно часто, и каких-либо проблем в крафте нет.
Локации
В отличии от Diablo, в Grim Dawn практически все локации созданы вручную. С одной стороны, это уменьшает разнообразие от прохождения к прохождению. С другой, местами это позволило разрабам создать более интересные локации, чем в среднем по жанру.
В игре всё ещё полно бесконечных пустых пространств вроде полей или болот — и я их искренне ненавижу. Но в тоже время некоторые локации, особенно деревни и укрепления, достаточно увлекательны. Например, игра не боится изменять высоту, предоставляя множество ступенек, мостиков и переходов. До вертикального геймплея здесь, конечно, как до луны, но игра ощущается не такой плоской.
В игре есть множество потайных мест. Любители тщательно зачищать карту будут рады многочисленным находкам. Там, где карта показывает тупик, на самом деле может быть проход или разрушаемая стена. Чаще всего за ней будет лишь сундук с лутом, но иногда можно найти целые спрятанные локации. Так, в первом акте можно наткнуться на целый секретный квест, который проведет вас через всю игру, откроет значительный кусок лора и даст очко умений.
Лейтгейм
Сразу отмечу — для комфортной игры вам нужны все DLC. Они не только дополняют историю, но и значительно расширяют геймплей. В них находится три из девяти классов, а также несколько ключевых игровых режимов.
Отличным маркером качества лейтгейма для меня служат отзывы самих игроков. На реддите в качестве примера лейтгейма многие указывают просто создание нового персонажа. И это очень хорошо отражает и мое мнение об игре. В Grim Dawn интересно начинать играть, но чем дальше идет дело, тем хуже становится игра. Я начал чувствовать это уже в четвертом акте. Заставить же себя пройти вторую сложность я уже не смог.
В чем же проблема? Лично я нахожу Grim Dawn не увлекательным в плане фарма. Как только заканчивается сюжет и начинается репетативный гринд, меня начинает клонить в сон. Во многом я виню скорость игры — в игре есть ограничения на скорость передвижения. Умения перемещения имеют большие кулдауны и становятся доступны лишь в 7 акте. Разнообразие игровых ситуаций тоже оставляет желать лучшего. Возможно, сейчас ваши руки тянутся к клавиатуре, чтобы написать — да автор просто ничего не понимает в жанре! Но почему-то в Path of Exile у меня таких проблем не возникло — а провел я там больше тысячи часов.
Сюжет и лор
Общая картина
Игра описывает жизнь человечества после вторжения иномирских захватчиков. Главный герой по стечению обстоятельств получает стратегически важную способность. В отличие от других, он умеет перемещаться между порталами, которые используют Эфириалы.
В начале игрок решает местные проблемы в тюрьме «Перекресток Дьявола», в которой укрепились выжившие. Но со временем его отправляют на все более и более важные задания. Вот он помогает починить водонапорную башню, а вот его уже посылают установить контакты с выжившими в Усадьбе, чтобы решить продовольственную проблему в тюрьме. Все это типично выливается в спасение мира от великого и страшного зла.
Но если сюжет в игре достаточно посредственный, то лор завлекает намного больше. Герой не только становиться сильнее со временем, но и узнает множество деталей о мире. Выясняется, что Эфириалы давно планировали Мрачный Рассвет: они вселились в ключевых лидеров империи и специально саботировали многие сферы государственной жизни. Также герой узнает о культистах, фанатиках, истории некромантов и многом другом. Подкупает плавное развитие знакомства с миром — то, что в первом акте покажется просто бэкграунд-историей, в седьмом может стать частью основного сюжета.
В игре также много историй обычных людей, напрямую не связанных с событиями сюжета. Это могут быть истории про жизнь до катастрофы, наполненную предчувствием грядущей беды. Могут быть о мире сразу после неё, про панику, резню и толпы монстров. Это могут быть истории ваших врагов, а могут быть истории друзей. Я считаю, что тексты в игре создают чуть ли не половину атмосферы, погружая игрока в мир с головой.
Взаимодействие с персонажами
Grim Dawn сделал шаг вперед, отойдя от диаблоподнобных разговоров в стиле «выбери тему и послушай столбик текста». Здесь они построены в виде полноценного диалога, где вам что-то говорят, а вы можете ответить. Правда, вариантов ответа редко бывает больше двух-трех, но какой-то отыгрыш вы все же сможете себе позволить.
Также стоит отметить атмосферу развития в игре. Во время прохождения, у вас часто будет появляться возможность укрепить ваш хаб. Вы то спасете человека и отправите его туда, то достанете утерянные пушки, которые появятся на стенах. Чем дальше вы идете, тем больше людей появлется в поселениях, растут укрепления, а люди начинают говорить о вас хорошие вещи. Безусловно, это мелочи, которые никак не влияют на геймплей. Но они создают ощущение прогрессии. Ощущение того, что это не ты один борешься с толпами монстров, но и все человечество движется вперед вместе с тобой.
Фракции
В игре есть почти два десятка фракций. Некоторые из них положительно к вам настроены, некоторые враждебны. Есть такие, поведение которых будет зависеть от ваших действий. Например, в конце 3 акта вам дадут выбор между фракциями Избранных Каймона и Некромантов. Выбранная фракция станет союзником, а вот вторая — врагом. Это ещё лучше подпитывают атмосферу мира, где каждый сам за себя.
С геймплейной стороны от фракций тоже есть польза. Дружелюбные фракции, если вы заслужите их уважение, будут продавать вам уникальные предметы, рецепты для крафта и улучшения. Также они дадут доступ к своим квестам. Враждебные же фракции, в случае накопления отрицательной репутации, могут выставить против вас сильных боссов-немезид.
Итоги
Вам может показаться, у статьи кликбейтный заголовок. Он говорит, что это мол игра здорового человека — и в то же время статья указывает на многие недостатки. Почему же я так описал эту игру?
Если сравнивать игру с другими диаблоидами, Grim Dawn не сильно выделяется на их фоне. Многие проблемы он принял от своих предшественников. Более того, он слабоват в том, что любят фанаты таких игр — в лейтгейме. Это не значит, что здесь с ним все плохо — это значит, что у конкурентов есть лучше.
Зато эта игра идеально подходит для обычного человека — то бишь такого, который не увлекается диаблоидами. Человека, который решил прикоснуться к идее, а не нырнуть с головой на форумы билдостроителей Diablo 2 или Path of Exile. Потому что здесь он найдет не только бесконечный фарм, но и сюжет с густой атмосферой. Найдет локации, которые иногда хочется не только зачищать, но и исследовать. И пусть игра и становится слабее к концу, вам всё же стоит на неё посмотреть. Потому что она показывает, что гриндилка — это не обязательно отсутствие сюжета, выбора в диалогах и исследования мира.