Что такое google stadia
Google Stadia — революционная разработка или очередной провал поисковой корпорации?
Содержание
Содержание
19 ноября 2019 года вышла амбициозная стриминговая игровая платформа Stadia от поискового американского гиганта Google. Релиз сервиса состоялся одновременно в ряде стран (России среди них пока нет), однако на выходе проект восприняли неоднозначно. Мнения игроков и прессы разделились: некоторые усомнились в светлом будущем проекта, кто-то увидел в разработке потенциал. Разбираемся, что это за новомодный сервис и есть ли у него вероятность поселиться в миллионах домах пользователей, или же это очередной претендент отправиться на свалку технологий.
Что такое Google Stadia
Stadia — игровой сервис с мощнейшим железом на борту, куда интегрированы графические процессоры от AMD с мощностью — 10.7 терафлопс. За ежемесячнуюплату сервис открывает доступ к широкой библиотеке игр. Вся соль в том, что играть предлагается с помощью потокового вещания, то есть можно загрузить выбранный тайтл на любом устройстве, будь это ноутбук, компьютер, смартфон, планшет или даже телевизор и наслаждаться процессом. Не нужно специально покупть ПК с мощным железом или консоль. Игра не требует предварительной установки или других инсталляционных процессов — все загружается путем нескольких кликов. В итоге вы получаете свежую игру, работающую путем стримингового вещания, и наслаждаетесь игровым процессом.
Контроллер Stadia
Помимо, собственно, сервиса компания создала передовой игровой манипулятор, получивший название Stadia Controller. Имеет схожий дизайн с игровыми контроллерами от других производителей, управляется по сети Wi-Fi и умеет снижать задержку кадров во время игры. Контроллер умеет записывать геймплей и вызывать голосового ассистента. Фирменный джойстик можно не использовать, производитель заявляет поддержку сторонних периферийных устройств вроде клавиатур и мышек.
Библиотека игр
На лайнапе игрового сервиса доступны 22 тайтла: Assassin’s Creed Odyssey, Attack on Titan: Final Battle 2, Destiny 2: The Collection, Farming Simulator 2019, Final Fantasy XV, Football Manager 2020, Grid 2019, Gylt, Just Dance 2020, Kine, Metro Exodus, Mortal Kombat 11, NBA 2K20, Rage 2, Rise of the Tomb Raider, Red Dead Redemption 2, Samurai Shodown (available in Stadia Pro), Shadow of the Tomb Raider, Thumper, Tomb Raider 2013, Trials Rising, Wolfenstein: Youngblood. В 2020 году обещают выпустить Doom Eternal, Cyberpunk 2077, Gods and Monsters, Watch Dogs Legion. Некоторые из них получат поддержку 4K-гейминга. На 2020 год у Googe Stadia запланирована поддержка таких игровых студий, как EA, Rockstar, Capcom.
Требования к играм
Чтобы насладиться игрой в разрешении 720p, нужно иметь стабильное интернет-соединение 10 Мбит/с, для картинки в разрешении 1080p потребуется как минимум 20 Мбит/с, а 4K запросит не меньше 35 Мбит/с. Для получения плавной картинки в 60 кадров в секунду можно смело умножать опубликованные Google цифры на два.
Критика
Выход Google Stadia состоялся в 14 странах. После релиза, геймеры и журналисты, протестировавшие новинку, стали жаловаться на задержку между действиями игрока и откликом игрового процесса. Также отмечали и падение производительности с более высокого разрешения до более низкого, например, 720p, что на выходе вызывает снижение качества выдаваемой сервисом картинки.
«Не утверждаю, что наш проект за ночь изменит мир, — говорит вице-президент Google Фил Харрисон, — но это то направление, за которым будущее игровой индустрии. И мы [Google] не единственные, кто так считает». Также Харрисон подчеркнул: «Мы не с нуля это делаем. Мы создали Stadia на основе почти 20-летнего опыта информационных инноваций Google».
Хоть Google в своих словах настроены оптимистично по отношению к новому детищу, журналисты, блогеры, да и обычные игроки по всему миру сходятся во мнении, что Stadia если и сможет произвести революцию на рынке, но лишь через время а, вероятнее всего, через несколько своих итераций и допиливаний технологии облачного гейминга.
Подключаться сейчас к сервису можно, но ничего кроме легкого флера разочарования он не принесет: некоторые топовые релизы 2019 года идут лишь в 1440 p/30 fps и с заметными просадками в графике и кадрах. И это при том, что Stadia мощнее того же Microsoft Xbox One X в разы. Так, журналисты портала The Verge отмечают, что Stadia даунскейлит (уменьшает) воспроизводимую картинку. Например, Destiny 2, запущенная в разрешении UHD, походит на FullHD-версию, а 1080 p уже обрабатывает на 720p. На данный момент среди разработчиков игр для Stadia бытует мнение, что сервис скорее апскейлит 4K с функцией постобработки, нежели выдает желаемую картинку в 100 % объеме.
Для комфортного облачного гейминга необходим широкополосный доступ в интернет со скоростью более 100 Мбит/с, а лучше «подпитать» все это дело гигабитом. Слабое место сервиса — еще и колоссальные затраты трафика. Обзорщики с YouTube-канала Digital Foundry показали, что гейминг буквально на глазах тратит трафик. Так, например, за час игры в Red Dead Redemption 2 на максимальных настройках улетают более 20 ГБ интернета, что довольно губительно для тех, у кого доступ к сети не безлимитный.
пример шутливого твита про загрузку Destiny 2 на Stadia от twitter-пользователя @jezcorden
Также многие пользователи отметили, что Stadia ведет себя гораздо лучше и стабильнее на смартфонах, на телевизорах же лаги происходят гораздо чаще. Возможно, с приходом сетей 5G для смартфонов, облачный гейминг получит очередной виток развития и заиграет новыми красками, ведь уже сейчас тестируемое оборудование служит отличной площадкой для стримингового гейминга.
Однозначно поздравлять Google с успехом пока рано. На данный момент сервис нуждается во многих фиксах и допиливаниях, хоть и представляет собой потенциально новое слово гейминге. Остается надеяться, что такой амбициозный проект не постигнет участь других провальных продуктов корпорации вроде Google Answers или печально известных смарт-очков Google Glass. И в дальнейшем сервис сможет вырасти в нечто, подобное Netflix, со своей громадной базой игр и поддержкой ведущих издателей.
Google Stadia — облачная игровая платформа со странной стратегией монетизации
Немногим менее месяца назад Google представил свой облачный игровой сервис Stadia. Слухи о возможностях новой платформы ходили уже давно, и в ноябре представители корпорации сорвали все покровы с таинственной Stadia. Было заявлено, что эта платформа — революция в игровой индустрии. Некоторые пользователи довольны тем, что получилось, но все же у Stadia есть и большое количество недостатков. Один из них — не до конца понятная схема монетизации.
Прежде, чем приступить к ее обсуждению и анализу, стоит вспомнить основные претензии геймеров к Stadia. Некоторые из этих претензий появились сразу после презентации, остальные — во время тестирования платформы.
Ложки дегтя в небольшом бочонке с медом
О недостатках сервиса писали и говорили многие, так что нет смысла повторяться. Сейчас лишь коротко вспомним главные минусы игровой платформы Google.
Основная проблема — сервис доступен далеко не для всех геймеров. И дело даже не в том, что для игры нужна очень хорошая связь, а в том, что Stadia на данный момент работает в тестовом режиме лишь в некоторых странах, причем России в этом списке нет.
Играть можно, но список игр невелик
На старте корпорация Google обещала пользователям Stadia дать доступ к списку из 30 игр. Потом его сократили до 12 и чуть позже расширили до 22-х. При этом игр, в которые действительно хочется поиграть, там не очень много. Самая известная из них — Red Dead Redemption 2.
Плюс ко всему, игры придется покупать отдельно, вне зависимости от того, есть ли эти же тайтлы в Steam. Многие другие игровые сервисы, включая Geforce Now или Playkey, позволяют подключить свой Steam-аккаунт и играть в свое удовольствие в уже купленные ранее игры.
Цены на игры
Правда, на некоторые игры pro-подписчикам положена скидка вплоть до 50%. Они же могут загрузить бесплатно Samurai Shodown и Destiny 2: The Collection. Правда, базовая версия игры недавно стала бесплатной для всех. А вот издание The Collection включает в себя дополнения Forsaken и Shadowkeep, которые необходимо покупать в Steam отдельно.
Ниже показана таблица со сравнением цен на одни и те же игры в Stadia, Stadia Pro, Steam/EGS US, Steam/EGS RU. Для удобства цены переведены в рубли из долларовых ценников игр Stadia для американского рынка, хотя оставлена и изначальная стоимость. Вполне вероятно, что в других странах стоимость будет отличной от цен в США, но сейчас об этом можно лишь гадать. В таблице же — фактическая цена.
Цены на подавляющее большинство игр у Stadia куда выше, чем у Steam. Самым наглядным примером может служить Tomb Raider, цена которого в российском Steam — всего 249 рублей.
В итоге игрок, которому хотелось бы играть много и часто, будет вынужден оставить в магазине Stadia больше денег, чем в обычных сервисах. Если приложить к этому цену игрового комплекта и стоимость подписки, получается, что экономия на «облаках» в случае Google, если сравнивать с консольным геймингом, невелика.
И ведь конкуренты Stadia предлагают облачный гейминг без дополнительных затрат на оборудование, включая GFN, PlayKey, LoudPlay, Drova и т.п.
Почему все так сложно?
Скорее всего, Google в рамках Stadia пытается опробовать совершенно новую и в какой-то мере странную схему монетизации. Предоставляя базовую услугу облачного гейминга бесплатно (что само по себе случится только в следующем году), компания попробует заработать путем повышения цен на игры. Вероятнее всего отбить затраты на владельцев бесплатных аккаунтов полностью так не получится, но так можно хотя бы частично покрыть расходы.
Если бы речь шла не о Google, то можно было бы предположить, что завышенные цены на игры — результат неудачных переговоров с издателями. Но поверить в то, что корпорация не смогла получить низкие ценники у поставщиков контент, сложно — уж слишком большое влияние у Google. Компания без проблем могла бы сделать топовые новинки бесплатными, завалив издателей авансовыми платежами. Но это сделано не было, поэтому можно предположить, что для Google проект Stadia не настолько важен, как компания пыталась это представить.
Перспективы игровой платформы
Похоже на то, что компания пока не знает в каком направлении двигаться, поэтому осторожно нащупывает путь. Но такой вариант может оказаться опасным — ведь игр пока не очень много, ажиотаж понемногу спадает, так что хардкорные геймеры, которые готовы платить за оборудование и подписку, не слишком охотно идут в Stadia. Ну а всем остальным это просто не нужно. Дефицит игр обусловлен еще и тем, что компания решила не получать права на эксклюзивы за деньги, а разрабатывать их силами дочерних студий (которых тоже нет, они только создаются). Одна задержка накладывается на другую, так что новые классные игры можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.
Может быть у Google есть какой-то козырь в рукаве, который вскоре сыграет. Но надежда на это не слишком велика, ведь пока команда Stadia даже намека не дала на то, что готовится нечто крупное. Плюс ко всему, были у корпорации и другие крупные проекты, правда, неигровые. Речь идет о Wave, Google Plus и некоторых других — изначально они тоже заявлялись, как революционные, но закончились ничем.
Хотелось бы думать, что Google воспользуется опытом своих прошлых неудач и не станет тянуть с доводкой сервиса до уровня «доступен для любого пользователя». Сейчас сервис убыточен, и если не предпринять срочные меры, он будет потреблять ресурсы компании многие месяцы или даже годы, ничего не давая взамен. А Google очень не любит проекты, которые приносят только убытки.
В качестве вывода можно сказать, что Stadia в настоящий момент — платная бета-версия, которой еще только предстоит превратиться в полноценный сервис, победив конкурентов (PlayKey, GeForce Now, Loudplay, и др). Про последних забывать не стоит, ведь на рынке облачного гейминга немало компаний, которые предоставляют качественные и доступные услуги.
Google Stadia: что это, как работает и есть ли шансы на успех
В середине марта на прошедшей в Сан-Франциско конференции для разработчиков Game Developer Conference 2019, Google представила стримминговый сервис под названием Google Stadia, но транслировать он будет не фильмы и сериалы, а игры. В прошлом году поисковый гигант без особых церемоний запустил бета-тест сервиса, правда, назывался он тогда Project Stream. Сейчас же настало время для полноценного анонса, который открыл нам много подробностей о Stadia, и, по словам, создателей, их детище перевернет игровую индустрию с ног на голову.
Что обещают?
Если вы подумали, что Stadia – это очередной клон Twitch или недавно почившего YouTube Gaming, вы ошибаетесь. Google намерена не просто демонстрировать игровой процесс известных стримеров и блогеров, а поставлять вам полноценный геймплей без необходимости установки игр к себе на консоль или ПК. Более того, чтобы начать играть не нужно обладать мощным компьютером или приставкой, пользователю даже не нужно будет устанавливать отдельное приложение, достаточно будет иметь устройство с поддержкой Chromecast, то есть смартфон, планшет, маломощный офисный ПК или телевизор на Android TV – словом, буквально все, где есть экран.
Видимо, Google очень серьезно отнеслась к вопросу, поскольку наняла одних из самых опытных людей в игровой индустрии (в частности, разработку Stadia возглавил вице-президент компании Фил Харрисон, более известный, как человек, успевший поработать и в Microsoft, и в Sony), а за обработку огромных потоков информации будут отвечать 7500 дата-центров, разбросанных по всему миру. Для обеспечения достаточных вычислительных мощностей Google уже заключила контракт с AMD на поставку серверных видеокарт с производительностью 10.7 терафлопс каждая, что больше мощности Xbox One X и PS4 Pro вместе взятых. Идеальных продуктов не существует, поэтому давайте разберем преимущества и недостатки Google Stadia с точки зрения обычного игрока.
Преимущества
Экономия
Первым, и, пожалуй, самым важным плюсом стримминга игр является отсутствие необходимости вкладываться в дорогостоящее “железо”, обновлять его и вообще беспокоиться о работоспособности своих игровых платформ. Современные игровые компьютеры стоят десятки и даже сотни тысяч рублей, неудивительно, что по данным Steam, играть в современные игры с максимальными настройками графики могут лишь около 10% пользователей.
Кроссплатформенность
Сегодня ПК-пользователям приходится использовать эмуляторы для запуска консольных игр (да и то, в большинстве своем речь идет о далеко не самых свежих проектах), а вот у владельцев консолей нет и такой возможности, они ограничены только играми, созданными исключительно для конкретной платформы. Если Google разрешит играть в проекты со всех существующих платформ на том устройстве, которое по душе именно вам, проблема отпадет сама собой. Есть смартфон, но не хватает пары тысяч долларов на мощный компьютер? Не проблема, взяли телефон и умиляетесь красоте взрывов в условном Battlefield V, либо не вставая с дивана уезжаете в закат на спорткаре из Forza Horizon 4. Одним словом, никто никого не сдерживает, главное, чтобы игроки были довольны.
Графика на любой вкус
Уже во время презентации со сцены было объявлено о поддержке всех популярных игровых движков, включая Unreal Engine, Unity, Havok и CryEngine.
Качественно новые мультиплеерные игры
Google обещает гораздо более стабильный геймплей в многопользовательских проектах, так как и клиент, и сервер будут находиться в одном месте. Помимо отсутствия багов в мультиплеере, единая техническая база позволит размещать тысячи игроков на одной карте в сверхпопулярных “королевских битвах” реализовать полноценную разрушаемость в духе Crackdown 3, а также избавиться от читеров и хакеров.
Мгновенные загрузки
При облачных вычислениях пользователю не нужно ждать окончания утомительных загрузок, все переходы из меню к геймплею происходят максимум за пару секунд, да и то, если такая мини-пауза была предусмотрена разработчиком той или иной игры для сохранения атмосферы.
Больше свободного места на компьютере
Вместе с on-demand бизнес-моделью отпадает необходимость держать у себя на компьютере большие объемы данных игры для того, чтобы запустить ее здесь и сейчас, в любой момент времени. Современные AAA-проекты после установки занимают десятки гигабайт, что вызывает массу неудобств и ограничивает пользователя в плане количества одновременно установленных игр.
Отсюда вытекает еще один плюс – если раньше приходилось регулярно обновляться, скачивая увесистые патчи и DLC, то с облачными играми этого делать не нужно – конечному игроку все равно, что происходит где-то там на сервере, главное, чтобы все хорошо работало.
Свобода передвижения
Мы уже привыкли, что для того, чтобы наслаждаться любимой музыкой, сериалами и прочим мультимедийным контентом, не нужно хранить тонны файлов на смартфоне или все время находиться у домашнего компьютера – все это давно есть на видеохостингах в соцсетях, и подписочных сервисах. Можно быть где угодно и все равно иметь доступ к своей медиатеке. Так и с играми, для которых особенно актуальна привязка к консоли или домашнему компьютеру: достаточно взять с собой тонкий рабочий ноутбук и играть в тяжеловесные проекты там, где вам удобно.
YouTube + Stadia = love
Естественно, компания не могла оставить без внимания другой свой продукт, крайне популярный у фанатов видеоигр. Да, со стриммингом у YouTube не срослось, но для просмотра трейлеров и записей стримов лучшего места не найти, теперь Google намерена возродить YT Gaming и обещает просто-таки невероятные вещи. К примеру, вы смотрите трансляцию и хотите поучаствовать в творящемся на экране безобразии. Достаточно просто отправить соответствующий запрос ведущему трансляции, и после его согласия вы сможете присоединиться к нему
Или еще один сценарий: допустим, вы не можете пройти какой-то сложный момент, а помощи попросить не у кого — с каждым такое бывало. Не вопрос! Расшарили ссылку и перейдя по ней другой пользователь продолжит игру с того же места, с теми же параметрами (количеством патронов, HP, брони и т.д.).
Серьезный подход Google и эксклюзивы
Помимо вышеупомянутого Фила Харрисона, Корпорация Добра наняла еще и Джейд Рэймонд, которая ушла из EA Motive специально ради работы в команде Google Stadia. Ранее Джейд спродюсировала первые две части Assassin’s Creed, теперь же она будет возглавлять собственную игровую студию Google, создающую эксклюзивный контент для Stadia.
Google озаботилась не только наймом высококвалифицированных кадров, но и выпуском собственных игровых аксессуаров. Если точнее, был представлен фирменный геймпад с незамысловатым названием Stadia Controller. Внешне он практически не отличается от большинства современных игровых контроллеров, но для сокращения задержки он подключается по Wi-Fi напрямую к серверам компании и имеет две дополнительные клавиши – для съемки скриншотов и вызова виртуального помощника Google Assistant, который в случае необходимости может предоставить какую-либо дополнительную информацию по игре или, например, подсказать как выполнить сложный квест. Впрочем, покупать его вовсе не обязательно, Stadia будет дружить и с геймпадами от PlayStation и Xbox.
Отказ от физических носителей
Да, все мы привыкли к ламповым jewel case для DVD-дисков, это неотъемлемая часть игровой культуры нулевых, но с точки зрения практичности это не самое лучшее решение: такой носитель можно потерять, сломать, ну, и в конце концов, со временем диски просто становятся непригодными, поэтому вы не сможете через, скажем, 20 лет достать с полки обожаемую коллекционку и запустить любимую игру своей юности.
Единая система цифровой дистрибуции
Как уже было сказано в предыдущем пункте, диски неудобно использовать для хранения и распространения игр, причем это касается и обычных пользователей, и издателей игр. Поэтому сегодня у заядлых геймеров установлены сразу несколько виртуальных игровых магазинов, однако далеко не всем нравится переключаться между Steam, Origin, Epic Games Store и Ubisoft Store. Со Stadia такой проблемы не будет, поскольку все представленные в сервисе проекты будут объединены в одном интерфейсе общего платформодержателя – Google.
Недостатки
Малое распространение Интернета
Обсудили преимущества, настало время поговорить о сложностях, из-за которых светлое будущее облачного гейминга может не наступить. Большинство людей привыкли считать, что раз мы живем в эру цифровых технологий, значит, доступ к Сети есть у всех и каждого. Но это не так, более того, возможности выйти в Интернет нет чуть ли не у половины населения Земли: при том, что на нашей планете живет более 7.5 миллиардов человек, из них регулярно пользуются Мировой Паутиной только 4.4 миллиарда. 4.4 x 10 9 это, конечно, много, но как быть остальным 3 миллиардам?
Скорость Интернета
Живя в России, мы привыкли, к тому что наша страна является одним из лидеров по скорости доступа к Сети. Однако в целом ситуация не столь радужная – средняя мировая пропускная способность составляет около 6 Мбит/с, в то время как для комфортной игры со Stadia в 60 fps и разрешении 4K потребуется канал со скоростью минимум 25 Мбит/с. Вся надежда на более-менее скорое появление 5G и опыт Google в оптимизации магистральных сетей.
Монетизация
Все в этом мире крутится вокруг денег, и Stadia не исключение. Видеоигры – это один из гигантов развлекательной индустрии, успешные AAA-тайтлы приносят своим разработчикам миллиарды долларов, и корпорации вроде Electronic Arts и Ubisoft опираются на довольно консервативную модель распространения своего контента – конечный потребитель покупает продукт один раз за полную стоимость и пользуется им безгранично. С момента анонса Stadia прошел почти месяц, но все авторитетные специалисты IT-бизнеса продолжают повторять, что главная проблема Google не технические нюансы, а взаимодействие с разработчиками и издателями, которые не захотят платить сумасшедшие комиссии за размещение их игр в Stadia.
Выводы
Идея облачного гейминга не нова: все началось с анонса сервисов OnLive и Gaikai на Gamescom 2009, впоследствии первый был закрыт уже через два года, а второй был куплен Sony за 380$ млн и трансформировался в PlayStation Now. Разумеется, были и другие компании, пытающиеся популяризовать облачный гейминг, но все они были весьма неудачными, а вот об OnLive и Gaikai до сих пор помнят многие.
В большинстве случаев не хватало финансов и технического опыта, у Google с этим все в порядке, поэтому Stadia может оказаться вполне успешным проектом. С другой стороны, на рынок стримминга игр пытаются выйти такие крупные игроки как EA с Project Atlas и Microsoft с Project xCloud, способные составить сильную конкуренцию даже Google, известной своей любовью закрывать масштабные многообещающие проекты вроде Google Glass и пр. Так или иначе, исход этого сражения не за горами, поскольку Stadia запустится уже в 2019.