Что такое fuse на колонках
Территория баса: установка фазы для сабвуфера REL – это просто!
В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
Фаза и её роль в настройке REL
«Фаза» – одно из тех слов, которые буквально вводят в ступор людей, не разбирающихся в технике. У многих при упоминании фазы возникает мысль: «Все эти настройки слишком сложны, и мне с ними не справиться». Эта статья призвана упростить ситуацию. Чтобы вы смогли помочь сабвуферу REL полностью раскрыть свой потенциал.
Фаза в случае с REL – это цифровое переключение для реализации выбора типа «да или нет».
Вопрос, который нужно себе задавать в процессе настройки, прост: «При каком из положений переключателя – 0 или 180 – звук громче?».
Эти числа соответствуют градусам фазы, но какого-то единообразного решения относительно того, какой из вариантов верен изначально, не существует. Поэтому важно понимать, что для сложной комбинации сабвуфера и основных акустических систем правильно выбранным значением может стать и 0°, и 180°. Иначе говоря, нельзя заранее однозначно сказать, что для достижения желаемого звучания будет правильнее – 0° или 180°.
Причина, по которой из двух вариантов выбирается «более громкий», имеет физическую основу. Диафрагма низкочастотного динамика основной акустической системы при переходах к более низкой частоте (например, при ударах педали по бочке бас-барабана) должна совершить движение «наружу». Для того чтобы вся музыкальная система была настроена на это действие правильно (как говорят профессионалы, была «в фазе»), диффузор динамика сабвуфера также должен в этот момент двигаться «наружу».
Если же положение переключателя фазы выбрано неправильно, динамик сабвуфера работает «внутрь». А НЧ-динамик основной колонки при этом двигает диафрагму «наружу». В этом случае звучанию аудиосистемы в целом недостаёт баса.
Как было сказано выше, правильная настройка фазы, важность которой очевидна, не представляет сложности.
Существует лишь одно «но»: различие между двумя вариантами настройки может быть поначалу не слишком очевидным. Сперва оно может показаться малозаметным. Во время пробного прослушивания уровень громкости сабвуфера слишком высок. Он заглушает вклад основной акустики в общую звуковую картину.
Попробуйте немного уменьшить этот уровень, чтобы звучание сабвуфера и основных колонок было сбалансированным.
Запомните, на сколько щелчков регулятора вы уменьшили громкость. И наоборот, если громкость сабвуфера слишком низкая, что тоже затрудняет тестирование, увеличьте её на пару щелчков. И запомните количество произведённых щелчков. Чтобы по завершении тестирования вы могли восстановить выбранную ранее при настройке оптимальную установку уровня.
Правильное расположение сабвуфера REL
Научитесь полагаться на собственный слух. Исходя из предположения, что сабвуфер лучше расположить вблизи угла комнаты, для начала придвиньте сабвуфер как можно ближе к углу так, чтобы он не касался стен или плинтуса.
При использовании записи, выбранной вами в качестве эталонной для настройки (мы использовали трек № 4 из выпущенного на CD саундтрека к фильму «Тихушники», и по сей день остающийся лучшей из известных записей для настройки сабвуферов), после выполнения всех прочих регулировок начните медленно выдвигать сабвуфер из угла, из которого он сориентирован на ваше место прослушивания. Можно пометить это направление малярной лентой.
Медленно и плавно выдвигайте сабвуфер до тех пор, пока не услышите одномоментное увеличение количества баса, генерируемого системой. Пометьте это место ещё одним двумя кусками малярной ленты. Одним – на границе боковой стороны опоры сабвуфера и вторым – на границе её передней стороны. Продолжите это делать, останавливаясь и помечая каждую такую точку на расстоянии примерно в каждый следующий дюйм от угла.
Вам, вероятно, понадобятся 3–4 набора меток на полу. Первоначальное положение, максимально близкое к углу, всегда обеспечивает самый громкий и глубокий бас. Однако внимательно прислушайтесь к звучанию сабвуфера в трёх других помеченных точках. Удаление от них даже на пару миллиметров негативно отразится на результатах.
Помеченные места должны обеспечивать наилучший баланс глубины, скорости и чистоты баса наряду со способностью создавать такое разрежение воздуха на нижних частотах, при котором бас, кажется, просто «вздрагивает», не звуча слишком плотно или гулко.
Если звучание практически идеальное, но ему немного недостаёт напористости, поверните регулятор High/Low Level на один или два щелчка в сторону повышения уровня. Если же уровень выбран точно, но звук слишком плотный и тяжёлый, поверните на один-два щелчка в сторону понижения регулятор кроссовера.
Всё это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Проделав подобную процедуру один или два раза, вы обнаружите, что в этом нет ничего сложного. Пользователи сообщают, что таким образом можно значительно улучшить звучание – по сравнению с результатами использования программ автоматической коррекции под акустику комнаты, встроенных в различные ресиверы.
Если вы всё же планируете использовать одну из таких программ, сделайте это БЕЗ подключения сабвуфера REL через высокоуровневый вход. Подобные системы легко перегружаются на низких частотах (дешёвый комплектный микрофон едва ли способен правильно обработать глубокий бас). И просто «убивают» качество воспроизведения баса. Прежде чем выполнять коррекцию под акустику комнаты, ОТКЛЮЧИТЕ соединение сабвуфера через высокоуровневый вход с разъёмом Speakon.
Надеемся, что приведенные советы позволят вам добиться поразительных успехов в настройке сабвуфера REL. И придадут вам уверенности при освоении нового для вас занятия.
Бóльшая уверенность в собственных силах абсолютно необходима для самостоятельного улучшения характеристик аудиосистемы. И, в конечном счёте, получения удовольствия от музыки и фильмов.
John Hunter,
REL Owner & Design Director
Как понять какую фазу ставить на сабвуфере?
Ответы
Я думал тот режим, который даёт большее давление в точке прослушивания, тот и правильный.
Если в кино, то возможно. А в музыке нужна ровность звучания на всех частотах и регулировка фазы нужна, чтобы равномерно «сшить» сабвуфер с колонками. Не соглашусь так же и с утверждением, что саб впереди-фаза-0,сзади-180.В идеальных условиях, возможно, но идеальных условий нет ни у кого и комната со своими резонансами вносит огромный вклад в звук. По этому, если настраиваете на слух, то банальный совет:слушать, подкручивать и опять слушать.
Лично я за время жизни с трифоником, ответственно могу заявить:невозможно настроить сабвуфер, чтоб идеально звучал со всеми записями, т. к. диапазон количества баса слишком широкий в разных записях,и настраиваешь под запись со слабым басом, потом включаешь запись с нормальны басом и появляется избыток НЧ и наоборот. Можно найти средний вариант, при котором где то немножко много, где то немного не хватает, но в целом нормально, но я для себя выбрал вариант иногда подкручивать громкость на сабе
Если Вы про крутилку фазы, то у меня тоже переключатель на 0 и 180.Вы правы, как то непонятно написал, но суть такова, что создать давление не проблема при любом положении фазы, гораздо важнее ровность звучания
Я исхожу из личного опыта пользованием сабвуфера. В какое положение фазу не ставь, громкости саба меньше не становится. Звук и детальность меняются,одни частоты выпячиваются, другие уменьшаются. Уточню, что я имею ввиду трифоник и у меня на сабе срез около 32Гц,а колонки где то там на 50Гц начинают,по этому не особо много у них общего сигнала получается
Переключение на сабе, это же простой ревербератор, или нет?
Ну да, все кабеля одинаковы.
Нет, это не задержка, это переключение фазы. Возьмите любой динамик, подключите батарейку, если плюс с минусом подключены верно, то диффузор динамика двинется вперёд, если наоборот, то диффузор втянется. Это и есть фаза. Соответственно если у вас саб стоит сзади и подключен с фазой «0», то он будет посылать звуковую волну, условно, навстречу фронтальной акустике. Волны могут складываться и взаимокомпенсироваться. На этом построен принцип шумоподавления, автором которого стал Амар Боуз. Поэтому что бы такого не случалось и подключают саб в противофазе («180»), чтобы когда динамики фронта идут вперёд, динамик саба шёл назад:)) Т.е. работал в фазе с динамиками фронтальной акустики.
Вы заблуждаетесь, он несет охренетительную энергию, я про саб, жаль, что вы не слышали
Не стоит недооценивать гуманитариев
саб, который предполагает подключение к обоим каналам сразу и микширует информацию с обоих каналов в моно
о способах микширования в моно
Ну ну :)))))) В МК сидят лохи, а не инженеры, до такого простого решения не додумались:))
То МК, а у нас на стерео свои правила и законы
Знали бы вы откуда эта фотография.
О сколько вам открытий чудных. Особенно пилоту гражданской авиации:))
Я много чего слышал за почти сорок лет своего увлечения, так что могу сказать вам, что вы чересчур верите справочникам:)) И два, и четыре, и шесть сабов в одной системе, и в разных помещениях слышал. А геморрой можно и с одним получить:))
Простите, но Вы попросту не вникли и невнимательно прочитали пост Вячеслава!😀
Саб, у Вячеслава именно с фиксированным положением переключения фазы 0 и 180 гр.
Но, комната, как и конструктив саба и ас может внести свои коррективы на положение переключателя фазы в каждом конкретном случае.
Если, у настраивающего систему с сабвуфером возникают сомнения в правильности настройки фазы, то проще определить верную фазу на сабвуфере, пригласив помошника. Он будет менять положение фазы на сабе, а хозяин на своем месте прослушивания быстро поймет, какое из положений тумблера переключения фазы верное и дает в звуке более слитный саунд саба с АС…Пройдет немного времени можно будет достаточно быстро находить аерное положение регулятора фазы на сабвуфере, если в этом вознткнет необходимость…
Звуковая волна, исходящая из динамиков, должна быть в фазе. Только и всего:)) Переключите на акустике один провод плюс на минус и услышите разницу.
А плавная регулировка для случаев, когда сабвуфер нельзя прижать к стене?
А всегда нужно ставить саб только спереди или только сзади.
Присоединяюсь. Думал вдруг выяснится, что если сабвуфер в поле зрения, то фаза до 90, а если вне поля зрения, то 90+.
Если на сабе есть плавная регулировка фазы, то его проше настроить в комнате, там, где для него нашлось свободное место…😀
Тогда я все правильно понял )))
переключение фазы безопасно для саба делать в включенном состоянии? Или надо выключать?
Но меня терзают смутные сомнения.
В соседней ветке про сабвуфер дали ссылку на инструкцию, понравилась простота. Тоже ориентируются на громкость, кстати, а не зад перед.
Громкость сабвуфера и выравнивание фаз
Следующим шагом является настройка громкости и фазы сабвуфера для вашей системы. Вот несколько пошаговых инструкций, как это сделать.
— Начните с кроссовера вашего сабвуфера на самом низком уровне
— Затем направьте ограниченный по полосе сигнал розового шума через систему, включая динамики-сателлиты. 500 Гц-1 кГц позволит вам установить громкость спутников без
возбуждает сабвуфер. Используя измеритель звукового давления (или приложение для iPhone), установите общую громкость так, чтобы уровень был комфортным, около 85 дБ должно хватить.
— Пропустите через систему еще один тон розового шума с ограниченной полосой частот 35–70 Гц и установите громкость на сабвуфере так, чтобы она также достигла 85 дБ на измерителе.
— Установите кроссовер низких частот на максимальное значение. Запустите тон розового шума с ограниченной полосой частот от 60 Гц до 120 Гц и с позиции прослушивания определите, 0 или 180 на фазе.переключатель самый громкий. Оставьте переключатель в самом высоком положении.
— Для дальнейшей проверки синфазности вашего сабвуфера пропустите через систему тестовый тональный сигнал 70 Гц. Установите переключатель фазы на 180 или 0, независимо от того, что было в предыдущий шаг, и отрегулируйте переменную фазу, пока уровень низких частот не станет самым тихим. Затем переведите переключатель фазы обратно в положение 0.
— Наконец, послушайте какую-нибудь музыку, с которой вы знакомы, и установите уровень кроссовера так, чтобы вы слышали только низкие частоты и не слышали средние частоты из сабвуфера. А общепринятая практика состоит в том, чтобы удвоить самую низкую частоту, на которую рассчитаны сателлитные динамики, и использовать ее в качестве частоты кроссовера.
Да какая понравится. Здесь нет неправильного решения. Слушаете вы. Вам нравится? Прекрасно! Экспериментируйте!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Электроника для всех
Блог о электронике
AVR. Учебный Курс. Конфигурация FUSE бит
В прошлых статьях я советовал тебе не лезть к этим битам. И на это были свои основания, так как неправильно выставив эти биты ты можешь наглухо заблокировать контроллер для дальнейшей перепрошивки или вообще какого либо использования.
Но без знания этой особенности контроллера далеко не уедешь. Так что распишу все по порядку. У разных версий контроллеров число FUSES разное, какие то могут отсутствовать, но основные есть всегда. Вот по ним и пройдемся.
Конфигурационные биты находятся в особой области памяти и могут быть изменены только с помощью программатора при записи контроллера. Есть старший байт и младший байт. Младший байт обычно отвечает за частоту, а старший за всякие фенечки.
В Atmel AVR принята следующая нотация: сброшенный в ноль fuse bit считается активным, т.е. включенным.
Пример Бит RSTDSBL, как можно догадаться из названия, это RESET DISABLE. Включил эту опцию и у тебя нога RESET превращается в порт ввода-вывода, но за это ты теряешь возможность перешить контроллер через ISP.
Так вот, чтобы выключить RESET (и получить большое западло с прошивкой в обмен на мелкую подачку в виде дополнительной ножки) в этот бит надо записать 0.
С одной стороны нелогично и криво. Как бы во всем мире принята нотация, что ноль это выключено, а тут, понимаешь, наоборот. С другой стороны, это их контроллер, что хотят то и делают. Один раз запомнить и все. Да и вообще, в электронике часто за сигнал берут ноль.
Однако контроллеры делают электронщики, а прошивающие программы — программисты. Как бы логично. И вот эти программисты взяли и заварили адскую путаницу с галочками. Нет бы им раз и навсегда принять за стандарт, что галочка это 1, а не ВКЛЮЧЕНО (что, напомню, является нулем). И поэтому в одних прошивающих программах галочка означает, что опция включена (в FUSE бит записывается 0),в других, обычно написанных электронщиками, галочка означает единицу. Т.е. с точностью до наоборот.
А что будет если перепутать? А будет ОЧЕНЬ плохо. Контроллер войдет в неправильный режим и может заблокируется наглухо. Т.е. раз прошил и все. Приехал.
Нет, спасти его можно, но для этого тебе потребуются дополнительные ухищрения в виде высоковольтного программатора, JTAG адаптера или генератора тактов. Все зависит от того в какой режим ты загонишь контроллер своими неправильными настройками.
Новичку, обычно, бывает проще сходить и купить новый МК, чем оживить заблокированный. Но не спеши отправлять его в помойку. Пометь и отложи на будущее, разберешься оживишь.
Конфигурация тактового сигнала
По умолчанию все контроллеры AVR (кроме старых серий AT90S2313, AT90S8535 итд) сконфигурированы так, чтобы работать от внутреннего источника тактов. Т.е. стоить подать на них питание и они начинают работать. Ничего больше и не нужно.
За источник тактов отвечают биты CKSEL
Выставив их правильным образом можно выбрать частоту работы контроллера, а также источник тактового сигнала.
Т.е. на вход XTAL1 подаются прямоугольные импульсы. Такое иногда делают в синхронных системах, когда несколько контроллеров работают от одного генератора.
Техническое отступление
В этот режим часто попадают, когда пытаются выставить контроллер на работу от внешнего кварца (CKSEL=1111), но либо путают нотацию, либо из-за прикола с обратной нотацией битов во всяких извратских прошивающих программах. Раз и кристалл заблокировался. Но, на самом деле, наглухо, с помощью CKSEL, заблокировать кристалл нельзя. Обычно все решается напайкой кварца и запуском от этого кварца. Худшее же что может случиться — потребуется внешний генератор тактов. Который бы оживил кристалл. Делается он за пять минут из любой микросхемы ТТЛ логики, например из К155ЛА3 — схем в инете навалом. Или на таймере 555, либо можно взять второй МК и на нем написать простую программку, дрыгающую ножкой. А если есть осциллограф, то с него можно поиметь сигнал контрольного генератора — его клемма должна быть на любом осциле. Землю осцила на землю контроллера, а выход генератора на XTAL1.
CKSEL3…0 = 0100 – 8 MHz от внутреннего генератора(обычно по умолчанию стоят такие)
Для большинства AVR такая конфигурация CKSEL означает тактовку от внутреннего генератора на 8Мгц, но тут могут быть варианты. Так что в этом случае втыкай внимательно в даташит. В табличку Internal Calibrated RC Oscillator Operating Modes
Иногда нужно иметь внешний тактовый генератор, например, чтобы его можно было подстраивать без вмешательства в прошивку. Для этого можно подключить RC цепочку, как показано на схеме и подсчитать частоту по формуле f = 1/3RC, где f будет частотой в герцах, а R и С соответственно сопротивлением резистора и емкостью конденсатора, в омах и фарадах.
Данная табличка справедлива только для ATmega16 у других МК может отличаться. Уточняй в даташите!
Проблема у внутреннего генератора и внешних RC цепочек обычно в нестабильности частоты, а значит если сделать на ней часы, то они будут врать, не сильно, но будут. Поэтому иногда полезно запустить контроллер на кварце, кроме того, только на кварце можно выдать максимум частоты, а значит и производительности проца.
На несколько десятков килогерц.
Используется в низкоскоростных устройствах, особенно когда требуется точная работа и низкое потребление энергии.
Для обычных кварцев ситуация несколько иная. Тут максимальная частота кварца зависит также и от бита CKOPT когда CKOPT = 1 то:
А если CKOPT равен 0 то при тех же значения CКSEL можно поставить кварц от 1 до 16MHz.
Разумеется, кварц на 16MHz можно поставить только на Мегу без индекса ”L”. (Хотя, как показывает практика, Lку тоже можно неслабо разогнать. У меня ATMega8535L заработала на 16Мгц, но были странные эффекты в работе. Поэтому я не стал так извращаться и разгон снял). Опять же, все выше сказанное в точности соответствует только Меге 16, у других может незначительно отличаться.
Бит CKOPT задает размах тактового сигнала. Т.е. амплитуду колебаний на выходе с кварца. Когда CKOPT = 1 то размах маленький, за счет этого достигается меньшее энергопотребление, но снижается устройчивость к помехам, особенно на высоких скоростях (а предельной, судя по таблице выше, вообще достичь нельзя. Точнее запуститься то он может запустится, но вот надежность никто не гарантирует). А вот если CKOPT активизировать, записать в него 0, то размах сигнала сразу же станет от 0 до питания. Что увеличит энергопотребление, но повысит стойкость к помехам, а значит и предельную скорость. При оверклокинге МК тем более надо устанавливать CKOPT в 0.
Также стоит упомянуть бит SCKDIV8 которого нет в Atmega16, но который часто встречается в других контроллерах AVR. Это делитель тактовой частоты. Когда он установлен, т.е. в нуле, то частота выставленная в битах CКSEL0…3 делится на 8, на чем в свое время прилично застрял Длинный, долго пытаясь понять чего это у него западло не работает. Вся прелесть в том, что этот делитель можно отключить программно, записав в регистр CLKPR нужный коэффициент деления, например один. Весь прикол в том, что SCKDIV8 активен по дефолту! Так что внимательней!
Биты SUT задают скорость старта МК после снятия RESET или подачи питания. Величина там меняется от 4ms до 65ms. Мне, за всю практику, пока не довелось эту опцию использовать — незачем. Так что ставлю на максимум 65ms — надежней будет.
Бит RSTDISBL способен превратить линию Reset в одну из ножек порта, что порой очень нужно когда на какой-нибудь крошечной Tiny не хватает ножек на все задачи, но надо помнить, что если отрубить Reset то автоматически отваливается возможность прошивать контроллер по пяти проводкам. И для перешивки потребуется высоковольтный параллельный программатор, который стоит несколько тысяч и на коленке сделать его проблематично, хотя и возможно.
Второй заподлянский бит это SPIEN если его поставить в 1, то у тебя тоже мгновенно отваливается возможность прошивать по простому пути и опять будет нужен параллельный программатор. Впрочем, успокаивает то, что сбросить его через SPI невозможно, по крайней мере в новых AVR (в старых, в AT90S*** было можно)
WDTON отвечает за Собачий таймер, он же Watch Dog. Этот таймер перезагружает процессор если его периодически не сбрасывать – профилактика зависаний. Если WDTON поставить в 0, то собаку нельзя будет выключить вообще.
BODLEVEL и BODEN — это режим контроля за напряжением. Дело в том, что при определенном пороге напряжения, ниже критического уровня, контроллер может начать сильно глючить. Самопроизвольно может запортачить, например, EEPROM или еще что откосить. Ну, а ты как думал, не покорми тебя с пару недель — тоже глючить начнешь 🙂
Так вот, для решения этой проблемы есть у AVR встроенный супервизор питания. Он следит, чтобы напруга была не ниже адекватного уровня. И если напруги не хватает, то просто прижимает RESET и не дает контроллеру стартовать. Вот эти два фуза и рулят этой фичей. BODEN включает, а BODLEVEL позволяет выбрать критический уровень, один из двух. Какие? Не буду раскрывать, посмотри в даташите (раздел System Control and Reset).
JTAGEN — Включить JTAG. По умолчанию активна. Т.е. JTAG включен. Из-за этого у MEGA16 (а также 32 и прочих, где есть JTAG) нельзя использовать вывода порта C, отвечающие за JTAG. Но зато можно подключать JTAG отладчик и с его помощью лезть контроллеру в мозги.
EESAVE — Защита EEPROM от стирания. Если эту штуку включить, то при полном сбросе МК не будет стерта зона EEPROM. Полезно, например, если в EEPROM записываются какие-либо ценные данные по ходу работы.
BOOTRST — перенос стартового вектора в область бутлоадера. Если эта галочка включена, то МК стартует не с адреса 00000, а с адреса бутсектора и вначале выполняет бутлоадер. Подробней про это было написано в статье про прошивку через лоадер.
BOOTSZ0..1 — группа битов определяющая размер бут сектора. Подробней смотри в даташите. От контроллера к контроллеру они отличаются.
Lock Bits
Это, собственно, и к фузам то отношения не имеет. Это биты защиты. Установка этих битов запрещает чтение из кристалла. Либо флеша, либо ЕЕПРОМА, либо и того и другого сразу. Нужно, только если ты продаешь свои устройства. Чтобы злые конкуренты не слили прошивку и не заказали в китае более 9000 клонов твоего девайса, оставив тебя без штанов. Опасности не представляют. Если ты заблокируешь ими кристалл, то выполни полное стирание и нет проблемы.
Характерной особенностью установленных лок битов является считываемая прошивка — в ней байты идут по порядку. Т.е. 00,01, 02, 03, 04… FF, 00… Видел такую срань? Значит не судьба тебе спереть прошивку — защищена =)
Техника безопасности
И главное правило при работе с FUSE битами — ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ и ЕЩЕ РАЗ ВНИМАНИЕ! Не выставляйте никогда FUSE не сверившись с даташитом, даже если срисовываете их из проверенного источника.
Мало ли в какой нотации указал их автор, в прямой или инверсной. Так что если повторяете какую-либо конструкцию, то перед тем как ставить фузы, проверьте то ли вы вообще ставите!
Обязательно разберитесь что означает галочка в прошивающей программе. Ноль или единицу. Включено или выключено! Стандарта нет.
Если фуз биты задаются двумя числами — старший и младший биты, то выставляются они как в даташите. Где 0 это включено.
Второе, железное, правило работы с FUSE. Запомните это навсегда и не говорите, что я не учил.
ВНАЧАЛЕ ЧИТАЕМ ТЕ ЧТО ЕСТЬ, ПОТОМ ЗАПИСЫВАЕМ ТЕ КОТОРЫЕ НАДО НАМ
Чтение — модификация — запись. ТОЛЬКО так. Почему? Да просто часто бывает как — открыл вкладку FUSE, а программатор попался тупой и сам их не считал. Как результат — у тебя там везде пустые клеточки. Довольный, выставил только те, что тебе надо SKSEL, а потом нажал WRITE. Тут то и наступает, Обычно, кабздец. Т.к. в контроллер записываются не только те, что ты изменишь, а ввобще вся секция. С теми самыми пустыми клеточками. Представь какой трешняк там будет. То то же! А потом бегут жаловаться по комментам и форумам, мол я ничего такого не трогал — оно само. Ага, щаз!
Так что, еще раз — Чтение, Модификация, Запись!
Подсказка:
Как с одного взгляда определить какого типа (прямые или инверсные) fuse биты в незнакомой прошивающей проге?
Дедуктивный метод: Нажмите чтение Fuses и посмотрите на состояние бита SPIEN Этот бит всегда активен, а если он будет сброшен, то программатор контроллер даже определить не сможет. Если SPIEN в 1 — значит фьюзы инверсные, как в PonyProg. Если ноль — значит по нотации Atmel.
Спасибо. Вы потрясающие! Всего за месяц мы собрали нужную сумму в 500000 на хоккейную коробку для детского дома Аистенок. Из которых 125000+ было от вас, читателей EasyElectronics. Были даже переводы на 25000+ и просто поток платежей на 251 рубль. Это невероятно круто. Сейчас идет заключение договора и подготовка к строительству!
А я встрял на три года, как минимум, ежемесячной пахоты над статьями :)))))))))))) Спасибо вам за такой мощный пинок.
193 thoughts on “AVR. Учебный Курс. Конфигурация FUSE бит”
Во-первых, респект за фокус с тактовой наводкой с тела!
> Второй заподлянский бит это SPIEN
На случай отключения этой заразы есть JTAGEN, который обычно активен по умолчанию — хотя надо признать, джитаговые средства тоже не так просты, как СПИ.
По поводу установки фузов вообще. В AVR Studio есть отличное окошко, где можно натыкать фузы визуально, а потом проверить байтовые значения — и наоборот, ввести байтовые значения, и посмотреть, что из этого получилось.
Она работает со всеми AVR в DIP корпусах, и решает следующие из вышеописанных проблем:
1. Имеет разводку для высоковольтного программирования — чип практически невозможно залочить насмерть (если конечно вообще его не убить)
2. Имеет встроенный и управляемый генератор тактовых импульсов от 0 до 3.6864 МГц — неважно, что ты натворил с битами тактования, вариант запуска чипа найдется. Есть также набортный слот для внешнего кварца.
1. Имеет встроенный управляемый источник питания чипов — любой вольтаж от минимума питания до 5 с лишним вольт. Причем референсный вольтаж для ADC может управляться отдельно, или вообще отсоединяться.
2. Цепляется к компу по СОМ-порту, и управляется из бесплатно доступного AVR Studio — включая установки вольтажа питания чипа, все его фузы (причем визуально, через чекбоксы), настройки бортового тактового генератора, итп.
3. Встроенная защита от КЗ по питанию — ага, ее можно перемкнуть, и оно просто начнет мигать лампочкой (сам не пробовал, но документация говорит, что можно).
4. Восемь лампочек и восемь кнопок, которые цепляются проводком на любой порт чипа по выбору.
5. Набортная разводка чипового UARTа на отдельный СОМ-разъем, ессно через МАХ.
Стоит все это счастье что-то в районе 2500 руб, и обычно доступно вот тут
Они принимают оплату только по безналу (что элементарно решается через Сбербанк), зато доставляют в любой регион России. Пишется письмо на shop@efo.ru с указанием, чего надо, в каком количестве, и куда отправить (надо еще указать, что заказ на физ. лицо). Получаешь счет, оплачиваешь его в сбере или еще где, и ждешь железку. Ребята работают ультра-надежно, и у них к слову обычно в наличии масса вкусного Атмеловского добра, включая чипы, которые в том же ЧиД ни за что не найти. Я там не работаю — просто это чуть ли не единственная контора, которая продает отладочные комплекты по вменяемым ценам.
Как человек, который в свое время намаялся без СТК-шки, рекомендую всем — вместо очередной мобилы потратьте 2.5-3 тысячи, и облегчите себе жизнь на порядок. Минус только один — после этого захочется уйти и дальше — тогда прямая дорога на отладчик JTAG ICE MkII, и когда он вам наконец придет, все башевские баяны про линейку ночами и проваленную сессию будут вам попросту смехотворны 🙂
Вот только я не нашел это в студии. Похоже без родного девайса (STK500 или других атмеловских) добраться до этого фуз калькулятора нельзя.
Да, добраться туда можно только через то, что поддерживает хотя бы протокол STK500 — но он открыт для всех, и я видел наколенные программаторы, которые поддерживают этот протокол. Чипы для них тоже надо прошивать, но это можно сделать через Pony Prog и иже с ним. Вот пример:
Но конечно проще и надежнее потратиться один раз на СТК.
Блин, я совсем забыл, что в Студии есть такая кнопочка «Disconnected mode». Tools->Program AVR->Connect, потом ту кнопку, и получаем тот же калькулятор на вкладках Fuses и Security, только без возможности считывания/прописывания этих битов в чип. Не забыв выбрать нужный чип на первой вкладке, натыкиваем нужную конфигурацию на своей вкладке, и смотрим значение байт внизу окна.