Что такое full master
«Я покажу тебе, кто босс этой качалки» Как низкопробное гей-порно из 90-х покорило весь мир и превратилось в целую вселенную
Кадр: Nico Nico Douga
«Как глубоко ты готов зайти?»
История гачимучи берет начало в пропитанной духом свободы Америке 1990-х — в то время, когда такие выдающиеся представители гачи, как Билли Херрингтон, Денни Ли и Ван Даркхолм были еще никому не известными стриптизерами и порноактерами средней руки. За скромное вознаграждение они готовы были хвастать своим накачанным телом и сниматься в гей-лентах сомнительного качества.
Так, в одной из классических гачи-картин 1999 года выпуска с говорящим названием «Повелители раздевалки» полуголые «накачанные мальчики» яростно катаются по полу, шлепают друг друга по ягодицам и, крайне нелепо пародируя рестлеров, ожесточенно борются за место под жарким солнцем мужской раздевалки. «На кону их девственные задницы», — объясняли мотивацию фейковых рестлеров авторы картины.
Все гачи-фильмы так или иначе начинаются с постановочного конфликта между двумя или сразу несколькими мужчинами, которые на голубом глазу предлагают друг другу раздеться и утрясти вопрос по-мужски. Как правило, пылкое противостояние сопровождается яростным разрыванием трусов, театральными вздохами и уморительными гримасами, демонстрирующими явное доминирование над более слабым противником, которое плавно перерастает в половой акт. «Почему бы тебе не избавиться от своих вещей, а мне от своих? Мы сможем решить этот вопрос здесь, на ринге, я покажу тебе, кто босс этой качалки», — примерно так начинается каждый кинофильм в гачи-стиле, с каждой минутой превращаясь в крайне любопытное взаимодействие между победителем и проигравшим, которого принято идентифицировать как slave, то есть раба.
Ни откровенно переигрывающие маскулинные актеры, ни латексные костюмы и кожаные БДСМ-портупеи с шипами, ни даже нелепые диалоги, заканчивающиеся комичной порнопародией на рестлинг, не произвели впечатления на искушенных американцев. Эпоха гачи могла закончиться, так толком и не начавшись, если бы не японцы.
Впервые «накачанные мальчики» объявились в Стране восходящего солнца в начале августа 2007 года. Именно тогда на сервисе Nico Nico Douga (японский аналог YouTube) впервые появился отрывок культовой гачи-ленты «Тренировка 3: Мускулистые фантазии». Какой-то шутник забавы ради обозначил категорию «рестлинг», и вместо ожидаемой схватки японские пользователи были вынуждены смотреть на плохую игру «накачанных мальчиков», поднимающих друг друга за стринги и требующих fisting за 300 bucks. Но происходящее на экране не помешало им влюбиться в творчество американских порнорежиссеров. «Это новоуровневое пробитие дна в сфере нравственности, которое заставляет испытывать гораздо больше неловкости, а следовательно, больше смеяться», — прокомментировали знатоки подскочившую популярность гачи.
Японцы стали настоящими фанатами атлетичных порноактеров. Они создавали тонны тематических мемов, комиксов, видеопупов, опенингов в стиле аниме и даже полноценные компьютерные игры. «Gachi Heroes — эта игра про ваши самые скрытые фантазии. Вы отправитесь в удивительное бесконечное путешествие, чтобы познать себя с вашими любимыми персонажами из gachimuchi. Как глубоко ты готов зайти?» — интригуют создатели одной из подобных игр в Steam.
«На уровне Высоцкого. Может, даже выше»
Отдельную ценность для фанатов гачи представляют диалоги актеров и их чрезмерно театральные вздохи. Самые яркие цитаты растащили на мемы и стали вплетать в видеоролики и известные песни. Так, на просторах интернета можно обнаружить гачи-версию трека народного артиста России Олега Газманова «Мои ясные дни». Только называется она «Мои assные дни». «А я ясные dicks оставляю my ass, а я хмурые dicks возвращаю slaves», — гласит строчка мэшапа.
Именно такие версии песен поклонники гачимучи считают единственно правильными, поэтому сопровождают произведения подписью Right version. Оригинальные слова в них намеренно заменяют на цитаты из гей-порно и при этом стараются сохранить хоть какой-то смысл или даже придать новый. Талантливо получается не у всех. Неопытный гачимиксер может не набрать и тысячи просмотров, в то время как хит «Мои assные дни» играючи преодолел на YouTube отметку в миллион просмотров. «Очень качественно. На уровне Высоцкого. Может, даже выше», — восхитился один из зрителей в комментариях. «Сын сразу засыпает под гачимиксы, вырастет настоящий gay», — надеется другой.
Благодаря миксам гачимучи из низкобюджетного американского гей-порно, популярного в Японии, превратились в феномен с уникальной экосистемой, правилами, шутками и мемами. С опозданием, но они добрались и до России. Вклад в популяризацию гачимучи в России внесли такие блогеры, как zerodovich (более 60 тысяч подписчиков на YouTube), Shoshon Elegant (более 17 тысяч подписчиков) и Rat TV (130 тысяч подписчиков). Они создают и выкладывают на YouTube «правильные версии» песен Моргенштерна, Тимати, Клавы Коки, Валерии, «Вороваек», Михаила Шуфутинского и Игоря Николаева. Некоторые миксы уже давно перешагнули отметку в миллион просмотров. Так, «правильная версия» трека Нурминского под названием «Валим на Gay Party» (в оригинале — «Валим на гелике»), несмотря на ограничения по возрасту и попытку блокировки со стороны YouTube, собрала более 4,5 миллиона просмотров, еще сильнее укрепив позиции гачи в Рунете. «Gay website наконец-то разбанил видео», — обрадовались подписчики zerodovich.
Похожей участи не избежал один из главных хитов Коржа «Малый повзрослел». Это привело к появлению новой «заедающей» композиции «Малый fuckin slave» и более чем миллиону просмотров на YouTube. «Сколько лет ждали версию для натуралов», — обрадовались ценители, отметив высокий уровень гачимиксинга от Rat TV.
«Нужно время, чтобы оценить величие гачимиксов»
Поклонники жанра отмечают, что благодаря гачи теперь можно воспринимать российскую поп-музыку, которую до этого они слушать бы не отважились. «А взлетел он [гачи] в Рунете, потому что тут куча латентных геев, у которых припекает от любой формы угрозы их гетеросексуальности. И это становится вызовом такому обществу от тру-гетеросексуалов, чью ориентацию невозможно изменить песенками и которые спокойно рофлят про fisting is 300 bucks», — объясняет ценитель гачимиксов под ником Jersy.
Еще один излюбленный жанр постироничных фанатов гачи — пародии на самые известные гей-порно. Существуют сотни переосмыслений «Повелителей раздевалки» и других не менее важных для этой культуры роликов. Ироничные авторы пародий стараются довести до абсурда и без того нелепые диалоги гачи. На этом видео — два россиянина пародируют противостояние Кожевенника (так российские фанаты называют появляющегося в кожаных ремнях Вана Даркхолма) и персонажа Марка Вольфа. Кожевенник выходит из шкафа и встречает сопротивление надменного Марка, сидящего на диване.
Свою лепту в популярность гачимучи также внесли стримеры. За щедрые донаты зрителей они не без удовольствия знакомились с творчеством миксеров, порой даже слишком увлекаясь темой. Так, небезызвестный блогер Илья Мэддисон провел эфир, в котором прослушал сотни различных гачимиксов на сервисе piku.co.kr, где посетителям предлагается выбрать лучший микс. «Это реально самый сложный выбор! Финал правильный. Сведено *** [отлично], насколько это можно было. Нужно время, чтобы оценить величие «Мотылька», а у Нурминского просмотров за четыре ляма», — решил Мэддисон, отдав первое место миксу «Валим на Gay Party». Запись его стрима набрала более 475 тысяч просмотров.
Тот же Мэддисон прошел и тематическую видеоигру House Of Detention, в рамках которой игроку предлагается посетить локации под названием gym, dungeon и forest of hot loads в поисках стаканов с semen, и отбиваться от крайне навязчивых masters. «Нас поймали, а я, получается, и не против», — восхитился стример окончанием очередного забега.
Неустаревающая классика
Настоящей энциклопедией гачимиксов в России можно считать тематические группы и паблики во «ВКонтакте». Первое такое сообщество — Gachimuchi Russian Community. «Последняя и старейшая русская цитадель фендома гачимучи без рачья и заборного юмора. Данное сообщество не пропагандирует ЛГБТ и другие нетрадиционные отношения», — утверждается в шапке сообщества, на которое подписаны более 44 тысяч человек.
Что такое гачимучи и за что его любят в России♂️
Этих загадочных голых качков можно встретить в любом уголке Интернета в самый неожиданный момент. Неподготовленного зрителя их появление может шокировать, да и редкий фанат сможет внятно объяснить, что такого он нашел в гачимучи. Рассказываем, что из себя представляет эта интернет-культура и с чем связана феноменальная народная любовь к гачимучи в России.
Один из первых и самых популярных роликов в коллекции гачимучи. Один из актеров, Билли Херрингтон, трагически погиб в 2018 году и стал главным символом интернет-культуры; второй, Ван Даркхолм, проводит стримы на Twitch, где общается со зрителями и иногда надевает фуражку сотрудника МВД России.
Как мем гачимучи (от японского gatimuti, что приблизительно означает «накачанный здоровяк») зародилось в далеком 2007 году, когда на японском видеохостинге Niconico появилось видео под названием «Professional Pants-Wrestling» — отрывок из порнофильма, где двое мускулистых мужчин в трусах изображают рестлинг. Изначально оно завирусилось, потому что люди пересылали его друг другу в качестве розыгрыша.
Позже база исходников для роликов гачимучи расширилась — в ход пошли отрывки из другого ретро-порно, которое объединяла физическая форма участников, их непрофессиональная актерская игра и угарный надуманный сюжет.
На основе этих роликов поклонники гачимучи стали делать мемы, пародии, и, наконец, так называемые гачи-миксы — ремиксы на песни, где отрывки текста заменялись фразами из оригинальных роликов. Особо грандиозный эффект в гачи-миксах достигается, когда сэмплируются не только фразы, но и шлепки и крики.
В Японии все это привело к появлению целой субкультуры с тематическими фестивалями, на которые приглашали актеров, уже ставших кумирами коммьюнити. Через несколько лет популярность гачимучи добралась до западных стран, а позже — и до России.
Важную роль в популяризации гачимучи сыграла аудитория платформы Twitch, которая активно заказывала стримерам гачи-миксы для просмотра и прослушивания. Механизм такого форсирования (как и пранков ранее) может быть объяснен на примере игр и шуток с гомосексуальным подтекстом, распространенных среди молодых мужчин. Наиболее наглядной является западная забава студентов колледжа под названием gay chicken — в ней два участника наклоняются к друг другу, как будто для поцелуя; проигравшим считается тот, кто первый струсит и отклонит голову. Подразумевается, что струсивший более трепетно относится к своему гетеросексуальному статусу; следовательно, подсознательно чувствует, что его гетеросексуальность уязвима. Похожий смысл имеет и «проверка» стримера — если он болезненно реагирует на гачи-миксы, а не шутит и подыгрывает аудитории, значит, он комплексует и является удобной мишенью для троллинга. Если нет — то он свой человек в теме.
The majority of viewers on my Twitch channel are Russians. Спасибо! pic.twitter.com/2PPLPO03Vg
Ван Даркхолм, бывший актер гей-порно, стример и одно из самых узнаваемых лиц гачимучи: «Большинство зрителей на моем Twitch-канале – россияне. Спасибо!»
Какие гачи-миксы являются самыми ходовыми? Похоже, что наибольший резонанс в сообществе вызывают ремиксы на те песни, в оригинальном исполнении которых присутствует подчеркнуто маскулинный подтекст, так называемая «пацанская» тематика.
В частности, бесспорным лидером по количеству внимания гачи-сообщества является Нурминский, который за последние несколько лет возродил культурную традицию пресловутого «пацанского рэпа» про дворовый кодекс и уличное братство: гачи-микс есть практически на любую его песню, а правильная версия его хита «Валим» — второй по популярности ролик на Ютубе по запросу «gachi» (4,4 млн просмотров).
Еще один популярный гачи-микс на песню, над которой иногда посмеиваются из-за наивного “пацанского” пафоса.
Причину этого, опять же, можно проиллюстрировать удобным примером вышеупомянутого gay chicken. Носители «пацанских» взглядов, как предполагается, наиболее трепетно относятся к своему гетеросексуальному статусу, из-за чего значительная часть системы этих взглядов состоит из разнообразных тестов на гетеросексуальность (выбор одежды, алкогольных напитков, проявления эмоций и т.п.). На это легко обратить внимание и сыронизировать над противоречиями консервативной гипермаскулинности — тем более, что подчеркнуто маскулинный вид актеров гачимучи добавляет троллингу остроты.
При этом стоит отметить, что практика такого гей-троллинга существовала задолго до появления гачимиксов — здесь можно вспомнить и пародии на «пацанские цитаты» из пабликов Вконтакте, и мемы про Мишу Маваши, консервативно правую рэп-звезду начала десятых годов (с очевидным намеком на тюремные понятия). Гачимучи скорее продолжило эту традицию стеба, переведя ее в новый, легко воспроизводимый и распространяемый формат.
Рискну предположить, что, несмотря на популярность гомоэротической сатиры разного рода в России, в реальной жизни (а также в интернет-общении) среднестатистический россиянин редко встречается и взаимодействует с геями. Это происходит просто потому, что быть открытым геем в России небезопасно. Даже если само государство не занимается активным преследованием геев, активный гражданин-гомофоб при желании может испортить жизнь любому — и рассчитывать при этом на полное попустительство властей. По этой же причине в России почти нет заметной бытовой ЛГБТ-культуры; в тех редких случаях, когда представитель ЛГБТ-сообщества становится массово популярным, это обычно карнавальное фрик-шоу (которое тоже в какой-то степени является гомоэротической сатирой).
Таким образом, в основе юмора импортированного российского гачимучи лежит скорее не реальный жизненный опыт («жиза»), а нечто другое. В недавнем интервью литературный критик Игорь Гулин дал меткое определение нашего отношения к вопросам западной этики как «маневров в затуманенном поле». Мы активно потребляем западную культуру и перенимаем ее символическую систему мемов и больных тем, как этаких маячков в тумане – при этом на российские реалии она ложится плохо или вообще в них отсутствует (так, например, мемы про арбузы и баскетбольные мячи могут котировать тысячи россиян, вряд ли хотя бы раз в жизни разговаривавших с афроамериканцем). Юмор на эти «острые» темы привлекает не потому, что подмечает что-то неочевидное или бросает вызов общественной норме — он скорее для внутреннего потребления в коммьюнити, для обозначения людей, которые реагируют на те же самые маячки.
О чем же нам все-таки говорит феномен популярности гачимучи в России? Мне кажется, здесь напрашивается очень интересный вывод. Распространенная «левая» парадигма отношений в обществе выглядит так — есть прогрессивное меньшинство, которое ведет войну за символические территории с консерваторами и конформным большинством. Шутки на тему геев в ней — инструмент противника, который закрепляет в обществе отношение к гомосексуализму как к чему-то непристойному, признаку людей второго сорта (если шутят не сами геи).
Популярность гачи-миксов рисует другой, куда более интересный расклад — в нем есть большое сообщество людей, преимущественно гетеросексуальное, политически неангажированное и не разбирающееся в тонкостях прогрессивной идеологии, которое стихийно восстает против консервативного стандарта гипермаскулинности, выстебывая его «понятия». При этом сам гомоэротический подтекст для них мало связан с гомосексуалами из мира реального — это просто способ довести противоречия консерватизма до абсурда и обратить против него самый главный страх консерватора.
Что вообще значит «full stack»?
Не счесть холиваров о том, стоит ли быть фуллстек-разработчиком. И в них часто вылезает ещё один спорный вопрос: а что это понятие означает-то? «Фронтбэкендер»? «Многорукий Шива, мастер всего от инфраструктуры до тестирования»? «Человек, освоивший столько технологий, что воспарил над ними в мир общих концепций»?
Я захотел разобраться, как это понятие появилось и что люди в него вкладывали изначально. Было ли какое-то «каноническое» определение? Пока разбирался, увидел прямо-таки эволюцию представлений о нём и решил изложить её для Хабра.
Когда понятие возникло? Как можно увидеть по графику Google Trends, в широкий обиход оно вошло с 2014-го. А на Хабре первое упоминание произошло в 2013-м. Это был перевод англоязычного блог-поста, где упоминается, что Facebook «нанимает только Full Stack». То есть в Фейсбуке это уже тогда было устоявшимся понятием? Я стал гуглить дальше и в техническом блоге Facebook нашёл пост 2010 года «The Full Stack, Part I» с тысячей лайков. А он, в свою очередь, ссылается на пост разработчика Рэнди Шмидта 2008 года. И, судя по прочей найденной мной информации, вот у Шмидта и было первое использование понятия, из которого выросло всё остальное. Теперь, когда мы добрались до начала начал, давайте пойдём по этим же постам в обратном направлении (по хронологии) и посмотрим, что в них говорилось.
2008: «Full Stack Web Developers» (Randy Schmidt)
Эта страница личного блога уже даже не открывается, но Internet Archive заботливо сохранил для нас Самый Первый Пост. Автор поста восхищается людьми, которых он называет «Full Stack Web Developers». И вот какое определение им он даёт:
A full stack web developer is someone that does design, markup, styling, behavior, and programming.
Вот это сейчас внезапно было: первым пунктом идёт дизайн. Д И З А Й Н. (Судя по контексту, слово design тут не в значении «проектирование», а именно как графический дизайн.) А «programming» упомянуто мимоходом как единый последний пункт — хотя сегодня обсуждения строятся как раз на том, что у него есть подпункты.
Ну, с programming понятно: в 2008-м ещё не произошёл JS-взрыв, поэтому в тексте «браузерная» часть проходит как «markup, styling» (читай: HTML, CSS). Но даже если мысленно заменить слова «markup, styling» и «programming» на «фронт» и «бэк», всё равно не получится нынешних дискуссий: это разделение Шмидта как раз не сильно волновало. По-настоящему его волновало, что он не разбирается в дизайне, и ему надо вот с этим справиться, чтобы стать настоящим full stack web developer. Так что получается, что мы сейчас под «фуллстеком» понимаем вообще не то, что закладывал автор.
По сути, содержание его поста сегодня в какой-то степени актуально внутри фронтенда, где есть место и JS-программированию, и более дизайнерским вещам. Так что, оставаясь в пределах фронтенда, можно специализироваться на чём-то, а можно быть многостаночником — в прошлом году нашумел текст «The Great Divide», посвящённый как раз этой разнице специализаций.
2010: «The Full Stack, Part I» (Carlos Bueno)
Следующие два года слова «full stack» не получали большого распространения, но затем Карлос Буэно из Фейсбука написал текст с таким заголовком, ссылающийся на Рэнди Шмидта. Поскольку у инженерного блога Facebook аудитория заметно больше, чем у небольшого личного блога, похоже, что вот отсюда понятие начало расходиться шире. Но Карлос не просто пересказал малоизвестную чужую идею, а дал своё определение:
A «full-stack programmer» is a generalist, someone who can create a non-trivial application by themselves.
Вот такое звучит применимо и сегодня: «человек, который может создать приложение в одиночку». Про дизайн тут ни слова не сказано. И ещё тут нет слова «web», которое было в оригинале — получается, что можно и где-нибудь в геймдеве быть фуллстеком.
Вместо дизайнерских умений Карлосу важно вот что: «люди с широким набором умений обычно вырабатывают хорошую ментальную модель того, как действуют разные слои системы. Это особенно ценно для работы над производительностью».
Он сравнивает это с химией и физикой, которые действуют на разных уровнях реальности: понимание нижнего уровня помогает человеку лучше ухватывать происходящее на верхнем. То есть, если исходный пост был только про «широту охвата» («и дизайнер, и кодер, и на дуде игрец»), то вот тут впервые зашла речь о том, что важна глубина.
2012: «What is a Full Stack developer?» (Laurence Gellert)
Ещё один резонансный ранний пост — тот самый, благодаря которому словосочетание «full stack» впервые появилось на Хабре. Его тут переводили аж три раза, причём в третий раз — вчера, спустя восемь лет после публикации оригинала.
Здесь определение звучит так:
For me, a Full Stack Developer is someone with familiarity in each layer, if not mastery in many and a genuine interest in all software technology.
«Знаком со всеми слоями, даже если и не мастер в них» — вот это интересный нюанс. Если изначальное определение предполагало «умеешь всё делать хорошо», то здесь этого уже не требуют. Можно быть «T-shaped»: чем-то конкретным заниматься глубоко, а с другими вещами достаточно «быть знакомым».
И здесь приводится новая причина «чем это хорошо», уже не про оптимизацию производительности: «Хорошие разработчики, знакомые со всем стеком, знают, как улучшить жизнь окружающим их людям». Про это сейчас можно услышать в связи с тестированием или девопсом: давайте не просто перекидываться кодом через стену, а вместе понимать, как всё работает.
А основную часть поста занимает список «как выглядит полный стек, который разработчик должен знать», и это тоже интересно. В случае с дизайном тут есть опция «признать, что нужна помощь дизайнера», его не считают обязательным требованием. Зато появились другие пункты от «понимать сервера/сеть/хостинг» до «понимать, что нужно пользователю и бизнесу». Спектр описан не столько в ширину («фронт/бэк»), сколько «в глубину», и непосредственно «кодить» — только средняя его часть.
Разумеется, этот список породил споры, где к нему пытались что-то добавить или убрать. Но интересно обсуждать не конкретные пункты, а общую идею: тут получается, что для фуллстека важнее не «уметь накодить и на фронте, и на бэке», а понимать и ниже своего кода («как работает то, что накодил»), и выше («зачем вообще нужно то, что накодил»). По сути, тут обращаются к исходному значению слова «stack»: вертикальная стопка вещей, опирающихся друг на друга (недаром тексты про фуллстек часто иллюстрируют стопкой блинов на тарелке).
2014: «Full-stack developers» (Mike Loukides)
Наконец, наткнулся в процессе гугления на популярный текст 2014 года в блоге на сайте издательства O’Reilly. Здесь уже не просто отдельное мнение, а попытка осмыслить различные предыдущие выступления по теме и добавить к ним что-то своё.
Одно из добавлений: вот здесь говорится, что JavaScript к 2014-му страшно разросся и усложнился, так что от фуллстек-разработчиков теперь требуется и понимание всяких ангуляров.
А ещё Майк предлагает к списку «знаний фуллстека» предлагает добавить CVS (ну, сегодня бы уже даже не стал упоминать, наверное), облака, распределённые вычисления… Как он сам признаёт, результат в таком случае получается не вертикальным «стеком», где всё опирается друг на друга, а разветвлённым «деревом», где много вещей «в сторону».
И ещё он признаёт, что если добавить это всё к списку от Лоренса, получается совсем уж длиннющий перечень. Поэтому не требует магического абсолютного мастерства во всём сразу. А вместо этого впрямую произносит слово «T-shaped», призывая специализироваться на чём-то, но в то же время и заглядывать в другие сферы: «я не требую от разработчиков разбираться в сетевых вопросах на уровне сетевиков, но уметь обсуждать эти вопросы надо».
Из забавного: в тексте есть фраза «I sincerely hope that “full stack” doesn’t appear in job titles anywhere». Майк, пишем тебе из будущего, не хочется расстраивать, но тут такое дело…
И что в итоге?
Какие выводы мы можем извлечь из этих четырёх текстов? Своими выводами делитесь в комментариях, а у меня получились такие:
Так что нет и никогда не было какого-то одного «правильного» понимания. Это значит, что если у вас есть определённое видение, вы имеете на него полное право. Но это также значит, что у вашего собеседника может быть другое видение, на которое он имеет такое же право. Так что перед тем, как спорить «нужно ли становиться фуллстеком», стоит проверить, не говорите ли вы о разных вещах.
А ещё я увидел в этих определениях идею, которую считаю очень интересной. Но надо сделать оговорку: у меня профдеформация, и я тут лицо заинтересованное.
Смотрите: мы привыкли воспринимать «фуллстек» как «фронт+бэк», но сразу два из четырёх описаний совершенно не требуют быть сениором в обеих сферах, а вместо этого идут в сторону «T-shaped». Они предлагают не отказываться от специализации и быть гением-многостаночником, а изучать разное вокруг своего основного.
Этот человек не занимается фронтендом, но лезет в разные стороны, чтобы лучше понимать всё вокруг, расширять доступный скоуп задач и находить общий язык с окружающими (тестировщиками, фронтендерами, инфраструктурщиками).
Стоит ли называть это «full stack»? Спорный вопрос. Но для меня как раз это звучит как «фуллстек здорового человека». Потому что про совмещение фронта с бэком часто пишут «здесь боль и страдание», а вот про вылазки на смежные территории такого негатива никогда не слышал — только хорошее.
И если вы хотите быть фуллстеком вот в таком значении, то для вас напоследок сделаю минутку рекламы: мы придумали конференционный вариант как раз для таких людей. Для нашего сезона из 8 онлайн-конференций сделали «Full Pass» — билет-абонемент, дающий доступ ко всем сразу. Смысл в том, чтобы конференцию по своему профилю смотреть внимательно, а на других точечно подключаться к отдельным докладам, актуальным для вас. Если звучит интересно — переходите на сайт Full Pass, там все подробности.