Что такое friction на велосипеде
FREERIDE
Горный велосипед во Владивостоке и Приморье
REVOSHIFT
REVOSHIFT
Сообщение alibasovitch » 17 ноя 2010, 23:12
Re: REVOSHIFT
Сообщение smu » 17 ноя 2010, 23:59
Re: REVOSHIFT
Сообщение A L Ex » 18 ноя 2010, 01:27
Re: REVOSHIFT
Сообщение Spider » 18 ноя 2010, 08:20
Re: REVOSHIFT
Сообщение Xayc » 18 ноя 2010, 09:25
Re: REVOSHIFT
Сообщение Spider » 18 ноя 2010, 10:24
Re: REVOSHIFT
Сообщение Xayc » 18 ноя 2010, 10:59
конечно не читал 🙂
для меня тоже манетки = тригеры, а шифтеры = грипшифты, всегда считал что это две разных вещи 🙂
кстати(или совсем не кстати), кто недавно манетки покупал? там в комплекте запасных крышечек-заглушечек не предполагается ли?, для тех кто индикаторы желает открутить.
Re: REVOSHIFT
Сообщение alibasovitch » 18 ноя 2010, 12:19
Re: REVOSHIFT
Сообщение di_ » 18 ноя 2010, 12:26
Re: REVOSHIFT
Сообщение coolmox » 18 ноя 2010, 12:42
Re: REVOSHIFT
Сообщение AlexUnder » 18 ноя 2010, 13:25
Re: REVOSHIFT
Сообщение Xayc » 18 ноя 2010, 15:03
Re: REVOSHIFT
Сообщение di_ » 18 ноя 2010, 15:04
Re: REVOSHIFT
Сообщение Brainfire » 18 ноя 2010, 15:48
Re: REVOSHIFT
Сообщение Spinch » 18 ноя 2010, 20:43
Re: REVOSHIFT
Сообщение Игорь » 18 ноя 2010, 20:44
в триггерах не будет случайно переключения (при рывках руля и тд).
триггеры не требуют соответствующих грипс, которых сейчас уже мало где продается (в сравнении с обычными грипсами)
легче монтаж\демонтаж манетки.
как правило триггеры легче.
а вообще все это на лубителя. )
мне они (шифтеры) еще очень не нравятся внешне.
Re: REVOSHIFT
Сообщение Игорь » 18 ноя 2010, 20:45
Re: REVOSHIFT
Сообщение coolmox » 18 ноя 2010, 21:25
Re: REVOSHIFT
Сообщение Игорь » 18 ноя 2010, 22:00
Re: REVOSHIFT
Сообщение coolmox » 18 ноя 2010, 22:47
со своей колокольни в преимущества грибов записал:
+ вес
+ моментальное переключение на много передач в любую сторону
+ левый грип (в верхних моделях) с функцией микрошифт, помогает в борьбе с капризными передними переклами
+ больше места на руле, как это ни странно
+ более высокая скорость переключения. хз как объяснить, но на грибах быстрее переключаюсь.что кстати для гонок важно.
+индикатор есть на всех моделях. иногда на давилках ловлю себя на движении взгляда на кассету с целью удостоверится в правильности выбора передачи. что не есть хорошо.
из минусов
— большее усилие на переключение, рычаг то меньше чем на давилках, большая усталость рук после длительных покатушек
— мокрые руки ваще беда (когда без перчаток)
давилки пользовал в этом году как раз только для того, чтобы определить почему они в фаворе у большинства. у меня к ним нейтральное отношение. Но в глубине души надеялся, что полюблю. :). раздражает отсутствие мультисброса и подъем передачи вверх мах на 3 за раз, причем точно выверить движение рычага (когда больше давануть, когда меньше) что-бы попасть на нужную передачу, так и не приноровился. срам х.9 если что. в явные плюсы записал только легкость переключения.
Как пользоваться переключателями велосипеда (шифтерами)
Большинство современных велосипедов имеют 21 передачу, но это не означает, что вы можете использовать их все. Имея 21 передачу, эффективно используется из них лишь около 13.
Рассмотрим наиболее эффективные комбинации переключений.
Данная инструкция так-же доступна в приложении для android «Ремонт велосипеда» в его бесплатной и платной версии без рекламы
Очень важно знать, что любые переключения не следует делать при нагрузке на педали! Это может вызвать проблемы с перемещением переключателя и повредить трансмиссию. Если вам надо заехать на гору, старайтесь подобрать нужную передачу перед подъёмом.
Большинство систем имеют три звезды спереди, которые контролируются левым шифтером. Задняя кассета имеет от семи до девяти звёзд, она контролируется правым шифтером.
В большинстве случаев для повседневной езды вам нужно разместить цепь на средней звезде спереди (номер 2 на левом шифтере), это позволит вам использовать весь диапазон звёзд задней кассеты.
Поставив на правом шифтере первую передачу, вы сможете легко подняться на холм, т.к. цепь будет на самой большой звезде сзади. Поставив на правом шифтере седьмую (а так же 8-ю или 9-ю) передачу, вам нужно будет прилагать больше усилий для педалирования, и это позволит развить большую скорость, т.к. цепь будет размещена на наименьшей звезде сзади.
Переключаться на первую или третью передачу спереди обычно следует только в особых случаях. Например, если вы поднимаетесь в очень крутую гору а комбинация передач на шифтере слева 2-я, а справа 1-я окажется слишком тяжелой для педалирования — вы можете переключить ваш передний переключатель (левый шифтер) на 1 передачу, которая разместит цепь на наименьшую звезду спереди. В этом положении можно переключаться сзади только с 1 по 3 передачу, но всегда нужно вернуться на среднюю передачу спереди, если вы хотите переключиться сзади в диапазоне с 4 по 7 звезду.
Если вы хотите ехать очень быстро, а комбинация слева 2, а справа 7 не достаточно быстрая — вам следует переключиться спереди на 3-ю самую крупную звезду. В этом положении следует перемещаться сзади в диапозоне с 5 по 7 передачу, но вам нужно вернуться на среднюю спереди, если вы хотите переключаться с 1 по 4 сзади.
Никогда не используйте полный диапозон задних звезд, когда вы находитесь на самой большой, или самой маленькой звезде спереди (номер 1 или 3 на левом шифтере), это создаёт слишком большой угол излома вашей линии цепи, который может вызвать шум и проблемы при переключении.
Манетки для многоскоростных велосипедов (шифтеры)
Использование большого количества передач на велосипеде, позволяет передвигаться на нём с наименьшими затратами энергии, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей и усилия, прилагаемого к ним. Для управления переключением передач на велосипеде используются специальные механизмы (рычажки или ручки), называемые манетками или, иногда, шифтерами (от англ. shifter).
Типы манеток
Если заглянуть в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что раньше на всех многоскоростных велосипедах использовались одинаковые манетки простейшей конструкции. Теперь наблюдается значительное количество абсолютно непохожих, сложных и не очень сложных, механизмов управления переключением передач на велосипеде. Различные типы манеток перечислены ниже:
Фрикционные манетки
Фрикционные манетки устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также, на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сейчас они встречаются только на старых или совсем безродных велосипедах. Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается силой трения.
Сами манетки могли располагаться как на раме велосипеда, что свойственно для шоссейных и дорожных велосипедов тех лет, так и на руле, обычно на вседорожных или горных велосипедах.
Самый существенный их недостаток – невозможность быстрого и четкого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении. При слабой затяжке регулировочного винта, передачи могут переключаться произвольно, при сильной – необходимо прилагать значительные усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг перемещается все дальше и дальше, что неудобно при расположении шифтеров на руле велосипеда, но приемлемо для крепления на раме.
Индексные однорычажные манетки
Индексные однорычажные манетки отличаются от предыдущего типа лишь тем, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач находится ровно напротив соответствующей звезды. Чёткость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их очень удобными никак нельзя.
Устанавливались на недорогие горные и гибридные велосипеды в 90-х годах. Единственное их современное применение – установка в торцы руля на турингах или в торцы лежака на разделочных велосипедах.
Триггерные двухрычажные манетки
На данный момент, это наиболее распространенный тип шифтеров для горных, гибридных и некоторых других многоскоростных велосипедов, исключая шоссейные. Триггерная манетка – это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку, как это сделано, например, в Shimano Nexave. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим – в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит весьма четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно и актуально на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.
Наиболее крупные производители таких манеток – Shimano с линейками манеток EZ-fire plus и Rapidfire plus и SRAM с линейкой Trigger. Есть и другие, например Sunrace. Самые простые манетки позволяют переключать по одной передаче в каждую сторону, более продвинутые – до 3 передач вниз за один ход рычага. Кроме того, на современных манетках Shimano отпускать трос можно движением соответствующего рычага в любую сторону: нажимая большим или подтягивая указательным пальцем.
Манетки типа Grip Shift
Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуется манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
Главный специалист по разработке и производству таких манеток – корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.
Манетки, совмещенные с тормозными ручками
Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками составляет целую проблему. Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе рамы. Но сейчас все мировые лидеры в шоссейном оборудовании используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control и т. д.). Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.
В 2003 году в Shimano решили использовать подобный принцип в верхних группах оборудовании для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960, а позже и Deore XT и Deore LX внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз. Но успеха такие манетки почти не имели и через пару лет их производство потихоньку свернули.
Электрические манетки
В последние годы, не сказать чтобы активно, но идет внедрение электрических способов управления передачами велосипеда: за счет энергии аккумулятора, передачи переключаются при помощи сервомоторов, встроенных в переключатели передач. Манетки в этом случае представляют собой обычные кнопки, подающие сигналы на блок управления и могут размещаться как на стандартных корпусах, так и в любых удобных местах, причем, они элементарно дублируются. Примером могут служить электронные системы управления переключением передач Shimano Di2, применяемые как на шоссейных, так и на горных велосипедах, SRAM eTap и Campagnolo EPS.
Другие манетки
Для управления внутренним переключением передач (планетарными втулками) могут использоваться как оригинальные манетки, так и обычные. В приводах SRAM DualDrive используются специальные манетки одноименной системы. Внешне это манетка на правой стороне руля, комбинация из вращающейся ручки и триггерной манетки.
ВСЕ О ЗАДНЕМ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕ СКОРОСТЕЙ ВЕЛОСИПЕДА ВЫБОР,КОНСТРУКЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Многие любители велосипедов в процессе катания понемногу осваивают настройку и мелкий ремонт своих байков: здесь – подтянуть тормоза, там – поменять седло. Но, когда дело доходит до заднего переключателя скоростей, многие пасуют. Такая сложная и не до конца понятная конструкция вызывает больше вопросов, чем ответов, и предвещает сложности даже не в настройке, а в установке и снятии.
Конструкция
Переключатель и выглядит, и работает «загадочно», особенно для велосипедиста-новичка. Но сначала разберём, из каких частей составляется переключатель и откуда он появился. К слову, текущий «вариант» заднего переключателя достаточно стар. Он был изобретён итальянцем Туллио Кампаньоло ещё в 1950 году.
Долгое время оставаясь атрибутом дорогих спортивных и шоссейных моделей, лишь в 80-х годах данный переключатель стал появляться на городских велосипедах, а в середине 1990-х – стал де-факто стандартом для большинства конструкций.
Основные элементы
Каково же устройство заднего переключателя? Прежде, чем изучить то, как работает это устройство, рассмотрим конструкцию:
Кроме того, на переключателе скоростей почти во всех моделях присутствуют элементы для настройки устройства:
Ролики
Ролики в переключателе передач разные, и при ремонте или чистке очень важно не перепутать их, так как от этого зависит срок жизни цепи, да и самого переключателя.
Направляющий ролик, он же G-pulley, или guid pulley, – верхний. выполняет сразу несколько задач:
T-pulley, он же tension pulley, – натяжной ролик, не позволяющий цепи провисать.
Типы крепления
Стандартом для крепления задних переключателей является петух. Петух – это небольшой кронштейн, который разработан для того, чтобы быть защитой заднего переключателя и ослаблять силу удара по переключателю и раме. По сути, небольшой предохранитель, потому часто можно слышать, что погнулась и требует замены не рама, а велосипедный петух.
На рамах для петуха обычно есть специальное «ушко», большинство рам идёт сразу с готовым петухом. В некоторых случаях он несъёмный, т.е. для ремонта потребуется сварка, но на большинстве моделей его можно легко размонтировать и заменить. Профессионалы рекомендуют внимательно следить за велосипедным петухом, так как его деформация полностью меняет механику работы приводной системы, и всегда в худшую сторону, приводя к износу и повреждению компонентов.
Кроме стандарта, применяется крепление на перо – элемент рамы, использующийся в профессиональных байках для даунхилла и различных спортивных моделях для увеличения надёжности на сложных трассах.
Несколько лет назад разработчики из Shimano запатентовали технологию Shadow для более компактного крепления переключателя, но конструктивно она остаётся одним из нестандартных креплений на петух.
Подвод тросика
По точке подвода тросика переключатели делят редко, но следует понимать, как будет укладываться рубашка в случае смены устройства.
Стандартный подвод – сзади, когда тросик в рубашке описывает круг вокруг дропаута, образуя небольшую петлю. В такой конструкции с тросиком удобно работать, но лишняя длина тросика и его загиб приводят к необходимости более частого обслуживания и снижают надёжность.
Альтернатива – это прямая подводка, когда тросик входит в переключатель по наиболее короткой траектории. Чуть более сложное оперирование с тросиком и рубашкой компенсируется большей надёжностью и защищённостью всего устройства. Изначально такую подводку использовала только компания SRAM, но в последние годы Shimano и производители реплик всё больше переходят на прямой подвод.
Размеры и типы
Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.
Длина рамки
Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:
(max1-min1) + (max2 – min2)
Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.
Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.
Направление пружины
Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.
Реакция на тросик
Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.
Пока так и не появилось устойчивых доказательство преимуществ той или иной системы, а вот универсальность и взаимозаменяемость продолжает страдать, в том числе из-за появлений новых трансмиссий для кассет на 10 скоростей, которые не работают с манетками даже своего титульного производителя.
Емкость переключателя
Под ёмкостью переключателя понимается максимально возможный диапазон шестерёнок, который может быть отработан без провисания или заедания цепи.
Передний переключатель
Когда передний переключатель закреплён на определённой высоте, достаточной для переключения на самую большую ведущую звезду, существует определённое ограничение размера самой маленькой ведущей звезды, ниже которого цепь будет задевать за рамку переключателя. Передние переключатели различаются высотой рамки, которая определяет их ёмкость.
Вычисляется ёмкость при помощи разницы количества зубцов на самой большой и самой маленькой звезде.
Например, на установленной системе 52/42/30 потребуется передний переключатель скоростей с минимальной ёмкостью 22 зубца (52−30=22).
Изгиб внешней стороны рамки переднего переключателя также приспособлен к работе с большими звёздами определённого размера. Если ставить большую звезду другого размера, ёмкость переключателя может уменьшиться. Если установлена большая звезда меньшего размера, чем предназначен переключатель, заметно ухудшится переключение скоростей. Если установлена звезда большего размера, то на переключении это не скажется, но потребуется отрегулировать переключатель для крайних положений цепи на задней кассете.
Задний переключатель
Для задних переключателей ёмкость вычисляется при помощи суммы диапазона передних и задних звёзд.
Например, для системы 52/42/30 и кластера задних звёзд 12−28, общая ёмкость будет равна 38 зубцам:(52−30) + (28−12) = 38. Для горного велосипеда ёмкость заднего переключателя как правило равна 40−45 зубцов: (44−22) + (34−11) = 45. Таким образом, ёмкость заднего переключателя зависит от длины рамки натяжителя. То есть от того, какую максимально возможную звезду можно поставить на задний переключатель.
Все производители довольно точно указывают данный параметр для своей продукции в связи с тем, что многие покупатели являются недостаточно компетентными велосипедистами и неправильно используют приводной механизм велосипеда, двигаясь в основном на маленькой ведущей звезде в сочетании с маленькими задними шестерёнками.
Технически грамотные велосипедисты, в свою очередь, выходят за рамки указанных производителем цифр, поскольку не пользуются крайними положениями цепи на ведущих и ведомых шестерёнках.
Задние переключатели обычно сконструированы для максимального размера задней звезды. При его превышении есть опасность возникновения трения между самой большой звездой и направляющим роликом заднего переключателя.
При этом указанный производителем максимальный размер звезды заднего кластера, как правило, сильно занижен. Например, шоссейные переключатели скоростей Shimano, как указано производителем, могут исправно работать с 27−зубцовыми звёздами. Но это скорее всего потому, что большинство«шоссейных» кассет производятся с большой звездой 27 зубцов. В действительности же, практически все переключатели, даже с короткой лапкой, могут работать и с 30−зубцовыми шестерёнками.
Принципы работы и обслуживания
Работа переключателя
При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.
Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.
От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.
Настройка
Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:
Ремонт и монтаж
Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:
Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия.
Задние переключатели Shimano: в чем разница между разными моделями
На рынке переключателей для горных велосипедов существует два основных конкурента, SRAM и SHIMANO. Каждый пытается чем-то выделиться на фоне конкурента и это противоборство длится уже много лет. Существуют адепты обоих сторон, которые будут рьяно защищать свой выбор, часами выискивая недостатки у противоборствующей стороны.Сегодня мы просто расскажем вам об актуальной линейке задних переключателей SHIMANO. Но для начала минутка истории.
SHIMANO – японская компания, один из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов (80% производства), а также снаряжения для рыбалки и гребли (20%). Штаб-квартира в Осаке. Основана в феврале 1921 года.
Занимать лидирующие позиции на рынке – это не только успешно продавать свой товар, но еще и шагать в ногу со временем и инновациями. В SHIMANO явно преуспели в этом деле. На душу этой компании выпало немало экспериментов с переключателями, оборудованными обратным переключением. За счет внутренней конструкции переключателя, для повышения передачи, вам нужно было нажимать на манетке рычаг сброса, что ускоряло повышение передачи и было весьма актуально в крутых подъемах.
SHIMANO первые выпустили задние переключатели, оборудованные «демпфером» колебаний для лапки (технология Shadow+). Суть технологии в применении односторонней фрикционной муфты. При переводе рычага в положение «ON» муфта не позволяет лапке переключателя легко прокручиваться в направлении к шатунам. Цепь перестала скакать как угорелая при езде по камням, что уменьшило вероятность её спадания с передней звезды и велосипеды стали меньше греметь.
Также стоит упомянуть продвижение «электронной» трансмиссии — Di2. Топовые линейки от SHIMANO XT и XTR, сменившие тросики на провода.
Чем ещё нас порадует компания-гигант в будущем, кто знает? Но мы будем пристально следить за новинками компании, а пока давайте разберемся кто сегодня будет у нас на обзоре.
Tourney TZ/TX
Открывает наш парад – Shimano Tourney. Это самая простая линейка, которая тем не менее обладает должным качеством и будет в разы лучше любого другого ноунэйма. В линейке встречаются, как и простенькие Tourney TZ, так и радующие глаз Tourney TX. Производитель рекомендует использовать эти переключатели для прогулочных и дорожных велосипедов.