Что такое free девелопмент
Fee-девелопмент: риск берет на себя инвестор
Как известно, Fee-девелопмент предполагает вознаграждение компании за набор услуг, которые она оказывает инвестору или владельцу объекта недвижимости. В сущности, это более глубокая агентская схема взаимоотношений, где Fee-девелопер выступает в роли качественного специалиста в упаковке проекта.
Мотивация и заинтересованность
Fee-девелопер входит в проект со своим стандартным набором услуг, у него нет возможности самостоятельно реализовывать девелоперские инициативы – из-за отсутствия собственных финансовых или земельных активов, либо по каким-то другим причинам.
По большей части он заинтересован в развитии проекта так же, как и обычное агентство недвижимости. Ему необходимо, чтобы у компании была текущая выручка, персонал не простаивал, а опыт не терялся. Помимо финансовой составляющей, в мотивации может преобладать готовность чем-то заниматься, оставаться на плаву и в рынке, присутствовать при громких проектах.
Услуги Fee-девелопера оплачиваются в размере 10-15% от стоимости проекта. Это чуть выше, чем стоимость сотрудничества с агентством недвижимости (5-10%). Fee-девелопер применяет свои опыт, знания и компетенции в развитии объекта недвижимости, указывает инвестору, как грамотно организовать проект и как его успешно продать. В дальнейшем заказчик таких услуг может завладеть полученными компетенциями и развивать проект самостоятельно.
С другой стороны, Fee-девелопер готов проводить эксперименты в ходе оказания своих услуг, ведь бюджет не его, а инвестора. Риски для него минимальны – если что-то пойдет не так, то он понесет только имиджевые потери, тогда как экономически пострадает именно инвестор. И здесь стоит обратиться к вопросу необоснованной самоуверенности. Fee-девелопер, как правило, входит в проект в тех ситуациях, когда у собственника земли есть максимальное нежелание делиться прибылью, – он считает, что справится с управлением сам. Но в результате инвестор получает менее заинтересованного в развитии проекта Fee-девелопера, который при отсутствии рисков для себя и небольших доходов не будет сильно вкладываться в осуществление проекта. Такие риски действительно есть, но мы не можем сказать, что они относятся ко всем игрокам этого сегмента. А инвесторы, судя по всему, не могут адекватно оценить эти минусы, так как считают, что заработают все равно больше, чем заплатят за услуги Fee-девелопера.
Когда следует расстаться с Fee-девелопером?
На одной из двух стадий – продаж или управления проектом. В момент начала продаж или уже непосредственного управления реализованным проектом собственник может решить, что дальше он справится без Fee-девелопера. У него появляется мнение, что земельный участок после подготовки девелопером уже стал привлекательным, и его можно вывести на рынок без каких-либо дополнительных вложений. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу необоснованной самоуверенности – инвестор начинает экономить на затратах. Не стоит забывать, что многие владельцы земельных участков получили их в ходе эпохи приватизации. Раньше они могли просто перепродать свой надел и заработать, но затем поняли, что есть и другие стратегии извлечения прибыли. Правда, компетенций в управлении недвижимостью они так и не обрели.
И на каком-то этапе некоторые собственники, получив знания от Fee-девелопера, уже считают себя успешными бизнесменами, которые способны максимально заработать со своего объекта. Fee-девелоперу в такой ситуации не интересно находиться в проекте, он уходит. Земельный надел остается инвестору, который получает не плюшки, а шишки.
После продажи участков наступает стадия управления проектом, на которой практически не заработать. Например, при неграмотном управлении почти половина проживающих в загородных поселках перестают оплачивать коммунальные платежи. Это ведет к разрухе внутри поселка и конфликтам между жителями и управляющей компанией. Инвестор во всем видит вину уже ушедшего Fee-девелопера, предъявляя ему претензии по сложившейся ситуации. Но причина – в плохом качестве управления. Откуда у инвестора, который не знает, как реализовывать проект, вдруг появляются компетенции в управлении поселком? Такой недальновидный подход – это мина замедленного действия.
Представим, что на месте инвестора в этой ситуации мог быть полноценный девелопер, у которого есть бюджет от общей деятельности в нескольких проектах. Он бы смог позволить себе уйти немного в минус во избежание репутационных издержек, и качественно содержать поселок до момента выхода проекта на самооокупаемость. У инвестора такого ресурса нет, потому что все финансы, которые он заработал от реализации проекта, уже потрачены или направлены на другие задачи.
Какой может быть альтернатива?
Одной из альтернатив мы считаем модель партнерского девелопмента, которая подходит как для городского, так и для загородного рынков. Но не все инвесторы и Fee-девелоперы готовы к такому виду сотрудничества. Собственники считают, что их земля самая лучшая, и они сами будут ей заниматься. Это как минимум неадекватная постановка вопроса. Fee-девелоперы при своих компетенциях и репутации для модели партнерского девелопмента должны иметь инвестиционные активы, которые необходимо вкладывать в проект. Практика показывает, что, как правило, таких средств у них нет.
Ранее мы рассказали о том, как как работодатели смотрят на продление майских праздников.
Дефицит доверия: как в России работает fee-девелопмент
Владельцы больших земельных участков далеко не всегда хотят или могут заниматься девелопментом. Тогда во всём мире они используют fee-девелопмент — форму строительного бизнеса, в котором компания-девелопер не является собственником возводимого объекта. Как это работает в России?
Классическая схема fee-девелопмента, которая родилась на развитых рынках Европы и США, в России начинает развиваться только сейчас в силу разных причин. Девелоперы отмечают, что на Западе рынок гораздо более институциональный и структурированный, а условия работы fee-девелоперов стандартизированы.
К примеру, в странах, где работает наша компания (во Франции, Англии, США) реже встречаются схемы с разделом метров или делением денежных потоков между девелопером и собственником.
финансовый директор международной девелоперской компании Wainbridge в России
По его словам, за границей работает классическая схема, где у девелопера есть базовое вознаграждение за работу и бонусное вознаграждение по итогу, так называемое promote fee. Оно может быть выражено в процентах от дохода собственника, либо девелоперу передаётся определённая доля в проектах за достижение результатов.
Дмитрий Волков, управляющий директор группы «Самолёт», уточнил, что в России в моделях, которые напоминают или частично используют инструменты fee-девелопмента, работает достаточно ограниченное количество компаний. «В классическом представлении компании, работающие в fee-девелопменте, не входят собственным капиталом в проект, не инвестируют деньги, а занимаются управлением проектом, получая премию от его реализации. Это похоже на управление гостиничными сетями. При этом максимальные риски команды — ничего не заработать», — отмечает спикер. В России классический вариант сильно ограничен, в основном потому, что рынок девелопмента достаточно молод.
Для России чаще используемой схемой работы стал «партнёрский девелопмент», когда в реализацию проекта каждый из партнёров вкладывает свой актив. «Наша модель предусматривает реализацию проектов в партнёрстве с собственниками земельных участков и компаний-девелоперов. В отличие от классической модели fee-девелопмента, мы получаем не комиссию за свои услуги, а делим с партнёром прибыль от проекта. При этом несём полную ответственность, собственно, за её получение и максимизацию», — объясняет Дмитрий Волков.
Основная причина медленного развития классического fee-девелопмента в России — никто не хочет рисковать собственными деньгами. «Как правило, инвестор знает, что он собирается построить, поэтому у него нет необходимости прибегать к услугам fee-девелопера. В то же время в Европе больше землевладельцев, причём старых „лендлордов“, которые совершенно не горят желанием что-то строить, именно они и пользуются услугами fee-девелопера», — уточняет Виолетта Басина, гендиректор ГК Omakulma, председатель комитета РСС по взаимодействию застройщиков и собственников жилья.
Fee-девелопмент: долгая дорога в дюнах
Эксперты считают, что fee-девелопмент в своём современном виде сформировался на столичном рынке лишь после кризиса 2015 года. Его суть состоит в следующем: девелопер с определёнными ресурсами, возможностями, знаниями и умениями за вознаграждение помогает владельцам участков реализовать задуманный проект.
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнёрской сети CBRE), отмечает, что рынок Москвы давно стремились осваивать компании из регионов, где маржа становится всё ниже и ниже. Для них выход на столичный рынок через fee-девелоперов становится понятным и удобным путём. Также на рынке много владельцев земельных участков — как правило, это наследие приватизации постсоветского периода. Ранее лендлорды планировали перепродать землю, но сегодня эта стратегия не приносит желаемого результата. При этом собственники не способны самостоятельно развивать проект в силу отсутствия опыта, и сотрудничество с успешным застройщиком для них — единственный вариант получить достойную прибыль с площадки.
Эксперты констатируют, что за последние годы интерес к рынку fee-девелопмента вырос. Одни связывают это с введением эскроу-счетов и усложнением доступа к проектному финансированию, другие — с изменениями на рынке и усилением конкуренции на нём.
Стоимость земли также является важным звеном в этой цепочке, зачастую схема fee-девелопмента, которая по сути является той или иной формой партнёрства владельца земли и владельца компетенций, то есть девелопера, позволяет договориться в той ситуации, когда стороны сильно разошлись в оценке стоимости земли.
директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank
Игроки и условия
Сегодня на столичном рынке можно выделить несколько сильных игроков. В первую очередь это MR Group, который развивал проекты в альянсе с Coalco и другими компаниями. «Все примеры такого сотрудничества успешны: комплексы уже введены в эксплуатацию, и за период реализации цены в них выросли почти вдвое. Это, в частности, «Царская площадь» и «Пресня Сити», рассказала Надежда Коркка. Именно модель MR Group эксперты считают максимально приближенной к классической схеме.
Среди крупнейших игроков участники рынка называют и компанию Capital Group, активно работают на нём такие компании, как Level Group, ГК «Инград» и УК «Развитие ».
Дмитрий Волков рассказал, что практически все проекты ГК «Самолёт» реализует в модели партнёрства с владельцами земельных участков, это — московский «Квартал «Некрасовка», «Остафьево» и «Алхимово» в Новой Москве, «Большое Путилково», «Люберцы», «Пригород Лесное» в Московской области. «Ещё на 5 площадок планируем выйти в течение этого и в начале следующего года», — уточнил спикер, однако заметил, что условия сотрудничества с партнёрами разные и зависят от индивидуальных договоренностей.
Но было бы ошибкой считать, что fee-девелоперы работают только в сегменте жилого строительства. Например, компания Wainbridge является девелопером группы Bvlgari в России. «Мы выступаем fee-девелопером в знаковом для столицы проекте — Bvlgari Hotel & Residences Moscow на Большой Никитской. Это будет первый и, скорее всего, единственный отель и резиденции со статусом квартир бренда Bvlgari в России», — рассказал Андрей Безверхий.
Однако оценить объём этого рынка эксперты затруднились. Аналогичная ситуация и с оценкой условий, на которых партнёры договариваются между собой.
«Стоимость услуг fee-девелоперов — это строго коммерческая информация. Как правило, речь идёт об определённом проценте от будущей прибыли. Его размер определяют стороны в зависимости от степени участия в проекте. В некоторых случаях fee-девелопер отвечает, к примеру, за оформление документации, управление продажами и так далее, в других — сам вкладывает денежные средства в проект», — объясняет Надежда Коркка. По словам Георгия Крюкова, директора по развитию Level Group, в среднем по рынку вознаграждение fee-девелопера составляет около 5—8% от выручки проекта, но часто есть ещё и премия за успех проекта. «Например, часть прибыли, свыше определённой, делится пополам», — уточнил спикер.
вознаграждение fee-девелопера от выручки проекта в среднем по рынку
Fee-development: коротко о главном
В данной статье поговорим с вами об услуге, опишем состав работ, укажем, на кого она ориентирована, определим принципиальные отличия от других услуг и распишем основные достоинства и недостатки.
На практике это означает, что компания, имеющая достаточный опыт и необходимые ресурсы, осуществляет полный комплекс мероприятий по выполнению инвестиционно-строительного проекта, но при этом финансирование всего процесса выполняет Инвестор, он же Лендлорд. Оплату вознаграждения компании-Девелоперу также осуществляет Инвестор по заранее определённым условиям и тарифу.
Немного расскажем о предпосылках возникновения на рынке услуги Fee-девелопмент (Наемный девелопер).
Если говорить про «западный» опыт, то таких компаний довольно много и появилась такая услуга довольно давно. Продиктовано это было необходимостью оптимизации ресурсов, требуемых для реализации инвестиционно-строительного проекта, Лендлорда, который не рассматривает девелоперский бизнес как основной вид своей деятельности. С точки зрения Лендлорда, выгода сотрудничества с компанией-FEE-девелопером заключается в отсутствии необходимости содержания штата высококвалифицированных специалистов, выполняющих функции Застройщика и Продавца.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Такая компания самостоятельно проведёт аудит земельного участка, выполнит анализ рынка недвижимости, разработает концепцию и бизнес-план, сделает качественный подбор всех подрядчиков, проконтролирует затраты, сроки и качество строительных работ, введёт объект в эксплуатацию и реализует площади на рынке.
Что же касается нашей родины, то такая услуга для нас, можно сказать, пока экзотична. Такой формат отношений Лендлорда и компании-Девелопера встречается редко и скорее носит статус «крайне близких» отношений, которые продиктованы либо аффилированностью, либо «дружбой» акционеров компании-Девелопера и Лендлорда. Тем не менее, и на нашем рынке уже есть примеры удачного сотрудничества Лендлорда с компанией-Девелопером.
Ещё раз подчеркнём, что наиболее интересны услуги компаний FEE-девелопмента для собственников земельных участков, которые не реализуют девелоперские проекты непрерывным циклом один за другим.
На сегодняшний момент интерес к FEE-девелопменту растёт, и способствует этому существенное снижение стоимости земельных активов землевладельцев. Так, Лендлорду зачастую быстрее и выгоднее реализовать девелоперский проект, нежели просто продать землю.
Некоторые могут сказать, что стоимость услуг компании-Девелопера обойдётся Лендлорду значительно дороже, чем найм персонала и выполнение всех мероприятий самостоятельно. Это, безусловно, можно записать в минусы такой схемы. Но если рассмотреть детально все риски, финансовые и временные издержки формирования собственных структур, то об экономии в таком варианте не будет и речи.
Вариантов выплаты гонорара компании-Девелоперу довольно много, и зависят они от состава услуг и степени ответственности Девелопера за результат.
В основном, оплата услуг девелоперу производится на ежемесячной (ежеквартальной) основе, и дополнительно предусматривается некий бонус по итогам реализации инвестиционного проекта, который определяется процентами от полученного дохода инвестора. Также встречаются схемы оплаты по принципу openbook: в этом случае инвестор компенсирует фактические затраты, а девелопер получает проценты от затрат в качестве прибыли.
В целом, можно констатировать рост потребности рынка в компаниях, предоставляющих услуги FEE-девелопмента.
Отдельно стоит отметить, что компания-Девелопер должна отвечать самым высоким требованиям по опыту, наличию и квалификации имеющихся специалистов, таким, каким безоговорочно соответствует компания DMSTR.
Наличие опыта, понимания порядка действий, рисков на каждом этапе и слаженной команды является ключевым фактором успешности реализации любого девелоперского проекта.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Fee-девелопмент, или управление и развитие проекта за фиксированный гонорар
Fee-девелопмент — это крайне активная и эффективная схема работы в сфере строительства и реализации проектов в западных странах, которая помогает развиваться множеству разноплановых проектов, развивать территории, качественно организовывать бизнесы на земле и в зданиях, создавать проекты с нуля — от идеи до запуска.
После кризиса 2008-го года именно такая схема работы — приглашение профессиональных команд fee-девелоперов — стала более эффективной для многих компаний в сфере строительства и реализации инфраструктурных проектов в узких отраслях, ведь сформировать собственный девелоперский отдел и дороже, и не факт, что будут подобраны именно нужные менеджеры, имеющие необходимые для конкретного проекта компетенции. Компания fee-девелопер полностью снимает всю головную боль с инициатора проекта/инвестора — собственно, за это и получает свои fee (гонорары).
Мы в dewis как раз этим и занимаемся — помогаем нашим клиентам создавать проекты — от идеи до открытия бизнеса — в рамках контракта на управление проектом (PM-контракт, project management, полное управление проектом) или EPCM-контракт (engineering — проектирование, инжиниринг, procurement — поставки, construction management — управление строительством).
В каждом этапе, в свою очередь, есть стадии, которые позволяют отследить все происходящие в проекте работы, обратить внимание на те или иные особенности этапа, проверить данные, уточнить и структурировать работу, заручиться необходимой документацией, которая будет крайне необходима на дальнейших стадиях — т. е. причинно-следственная связь работ, документации, стратегии и тактики — в действии.
С помощью этой системы действий по проекту в нашей сфере — бизнесов в HoReCa, жилье и апартаментах — мы можем реализовывать проекты любой сложности — от развития территорий до развития одного концептуального проекта или реконцепции и реинжиниринга бизнес-процессов действующего бизнеса.
Бизнес-проектирование
Основой, ядром, идейным центром разработанного нами девелоперского цикла является этап «Бизнес-проектирование», который и определяет, как будет развиваться далее весь проект, раздает задания всем последующим специалистам, которые будут работать над проектом, определяет стратегию проекта и желаемый результат, что, в свою очередь, помогает правильно ставить цели, расставлять приоритеты во всем дальнейшем управлении проектом.
Архитектурное проектирование
После того, как бизнес «разложен на бумаге», определены основные приоритеты, расписаны и просчитаны уникальные особенности, которые выделят проект среди конкурентов, можно переходить к этапу «Архитектурное проектирование». Здесь множество документов, требующих наличия, внимания, согласования, проверки и актуализации. Каждый раз индивидуальный набор чертежей АГОО и проектной и рабочей документации — под каждый проект, с учетом особенностей локации, организации и специфики бизнеса. Над этим этапом работает большая проектная группа, состоящая из специалистов отрасли, архитекторов, инженеров.
Строительство и отделка
На этапе «Строительство и отделка» менеджеры проекта организуют работу проекта, работают в тандеме с генеральным подрядчиком — строительной компанией, ведут бюджеты проекта, курируют все стадии, отчитываются перед инициатором проекта/инвестором. Ключевой результат прохождения проектом этой стадии — минимизация расхождения бюджета на СМР, который был рассчитан, с тем, который получился при практической реализации.
Запуск проекта
«Запуск проекта» — один из самых масштабных по размеру проектной группы этапов, наиважнейший, подготавливающий проект к практической работе на возврат вложенных инвестиций. Здесь актуализируются все ранее рассчитанные показатели, составляются новые сметы и финансовые модели, стратегия проекта из стадии project management меняется на стадию operation management — становится понятно, что нужно делать, чтобы проект работал именно так, как задумывали с самого начала.
Развитие проекта и управление
генеральный директор (CEO) dewis, руководитель гостиничного сектора
Что такое fee-девелопмент, и кому он выгоден
В строительной индустрии долгое время существовала система, где инвестор проекта в то же время является и его девелопером. В последние годы ситуация несколько изменилась. Собственники проектов все чаще нанимают профессионалов в области девелопмента, которые отвечают за реализацию проекта, но не делят с заказчиком финансовые риски. За рубежом fee-девелопмент уже давно стал востребованным инструментом на рынке недвижимости – в Европе по этому принципу совершается 60-70% сделок. Российские же инвесторы к наемным управляющим пока относятся настороженно. В чем плюсы и минусы fee-девелопмента, и каким компаниям выгодно привлекать специалистов со стороны?
Что такое fee-девелопмент в России и Европе
Fee-девелопмент – это направление, которое подразумевает, что компания, занимающаяся реализацией проекта, не является его собственником. Она готовит концепцию, выбирает наиболее выгодную схему финансирования, проводит экономический анализ и управляет строительством. Однако fee-девелопер не вкладывает в строительство собственные средства, за качество он отвечает своим вознаграждением и репутацией. «Говоря fee development, мы четко подразумеваем, что это та компания, которая не инвестирует собственные средства в проект, а работает по договору с инвестором», – поясняет коммерческий директор GLINCOM Иван Татаринов.
По данным Коллегии профессиональных девелоперов, о новом направлении девелопмента участники рынка недвижимости заговорили после кризиса 2008 года, когда в собственность банков перешло большое количество залоговых земель от неплательщиков. Крупные банки (ВТБ, Сбербанк и другие) организовали собственные подразделения, занимающиеся развитием девелоперских проектов. К услугам наемных специалистов часто прибегают владельцы перспективных непрофильных активов: банки, инвестиционные фонды, организации финансового сектора.
«Это может быть фармацевтическая, торговая компания или банк, которому достался этот актив в ходе регресса какого-то неблагополучного заемщика, и так далее. Непрофессиональный игрок является основным заказчиком fee-девелопмента, потому что есть актив, но он не знает, что с ним делать. И это уже задача fee-девелопера», – рассказывает Иван Татаринов.
«Недвижимость – это, по сути, непрофильный актив для таких компаний. Хотя, было время, когда частные инвесторы и финансовые корпорации пытались заниматься строительным бизнесом, обрастали непрофильными подразделениями, брали на себя процесс управления недвижимостью. Очень скоро, стало очевидно, что создавать свою структуру с нуля всегда дороже, чем нанять опытного fee-девелопера. К тому же, оценить уровень специалистов и качество работы инвесторы вряд ли смогут самостоятельно», – комментирует Ирина Харченко, генеральный директор компании «Высота».
К fee-девелоперам могут обращаться и крупные строительные компании в тех случаях, когда не могут охватить весь объем проектов своими силами. Кроме того, по мнению Сергея Богданчикова, управляющего директора project management company Origin Capital, услуги fee-девелопмента востребованы у иностранных инвесторов, которым выгоднее обратиться к местным специалистам, чем контролировать проект на расстоянии.
Плюсы и минусы fee-девелопмента
Преимущества и недостатки fee-девелопмента напрямую связаны с особенностями данного формата реализации проектов. Управляющая компания, с которой инвестор заключает договор, ведет работы на всех этапах: создает и проводит экономический расчет концепции, формирует команду специалистов, готовит проектную и разрешительную документацию, выбирает подрядчика, контролирует ход строительных работ и сдает объект в эксплуатацию.
Специалисты рынка недвижимости выделяют следующие плюсы fee-девелопмента:
Если же речь заходит о недостатках, то, многие инвесторы считают, что самостоятельно заниматься развитием проекта выгоднее, чем оплачивать услуги наемных специалистов. На деле не все не так однозначно. Чаще всего навыки и опыт fee-девелопера стоят потраченных денег, и в долгосрочной перспективе первоначальные затраты окупаются с лихвой. «Многие застройщики не прибегают к услугам fee-девелопера по причинам мнимой экономии. Именно мнимой, так как самостоятельное непрофессиональное исполнение проекта ведет к гораздо более высоким затратам, чем то вознаграждение, которое бы было уплачено fee-девелоперу за работу», – приводит пример Вера Сецкая, президент компании GVA Sawyer.
Главная сложность fee-девелопмента – возможные разногласия сторон. У участников проекта могут быть разные взгляды на процесс его реализации, а компромиссные решения не всегда лучший выход. «Владелец актива всегда должен четко отдавать себе отчет, что он отдает проект в реализацию fee-девелопера и является по сути пассивным инвестором», – предупреждает Иван Татаринов, коммерческий директор Glincom.
Сколько стоят услуги fee-девелопера
Порядок оплаты услуг управляющей компании зависит от первоначальных договоренностей, поставленных задач и результатов развития проекта. «Вознаграждение fee-девелопера может формироваться по-разному. В большинстве случаев – это процент от общего бюджета проекта. В зависимости от возлагаемых на fee-девелопера функций вознаграждение по этой схеме лежит в диапазоне 3-7%. При строительстве маленького объекта, когда абсолютная цифра вознаграждения, взятого в виде процента, невелика, девелоперское вознаграждение может быть обозначено как зафиксированная сумма в месяц», – рассказывает Вера Сецкая. «Также есть примеры, когда fee-девелопер работает по принципу open book, то есть он предъявляет заказчику к компенсации фактически произведенные накладные расходы и сверху берет фиксированный процент в виде прибыли», – добавляет эксперт.
Еще один возможный вариант – управляющая компания получает ежемесячное вознаграждение в виде процента от бюджета плюс promote. Как поясняет Вера Сецкая, promote – это дополнительный бонус, а именно доля в проекте, которая возникает у девелопера после того, как ключевой инвестор получил обратно вложенный капитал с определенным заранее оговоренным процентом доходности. Такая схема выгодна обеим сторонам: инвестор может быть уверен в качестве и сроках реализации проекта, а fee-девелопер понимает, что доход напрямую зависит от эффективности работы.
Татьяна Ельскене, директор по развитию Galaxy Group, также напоминает, что доход fee-девелопера зависит от качества выполнения поставленных задач: «Как правило, размер вознаграждения связан с финансовыми результатами проекта и равен определенному проценту от прибыли. Этот процент зависит от сложности проекта, состава оказываемых услуг, а также других параметров проекта».
Fee-девелопмент и сегменты недвижимости
Судя по опыту стран, в которых fee-девелопмент уже давно обрел популярность, он может применяться практически во всех сегментах недвижимости. В России же fee-девелопмент пока только начинает развиваться. Чаще всего такая услуга востребована в узкоспециализированных сферах: складском и коммерческом бизнесе, гостиничной недвижимости.
Кроме того, как утверждает Вера Соцкая, президент компании GVA Sawyer, существует ряд проектов, которые традиционно отдаются сторонним организациям. Это строительство инженерных сооружений, производственных комплексов, терминалов аэропортов.
Fee-девелопмент может вполне успешно применяться и в сегменте загородной недвижимости. В частности, такую услугу предлагает собственникам земли на территории Ленинградской области Коллегия профессиональных девелоперов (КПД). «Fee-девелопер по заказу инвестора прорабатывает подробный план работ с земельным массивом заказчика, – поясняет эксперт КПД Марина Агеева. – Он содержит детальный анализ потенциала участка, из него видно, сколько потребуется инвестиций для того, чтобы земля стала приносить прибыль, чтобы участки стали привлекательными для покупателей: какой объем работ по строительству дорог, газификации, подведению инженерных сетей и прочего необходимо выполнить».
По мнению советника руководителя «ГК Стинком» и эксперта КПД Светланы Невелевой, загородный fee-development может быть интересен 3 категориям инвесторов: владельцам бизнеса, имеющим участки, но не знакомым с конъюнктурой рынка, иногородним игрокам и городским застройщикам, располагающим загородными земельными участками.
Автор: Федосова Ольга, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ