Что такое follow focus
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
Follow focus / Фоллоу фокус
Всё больше людей, интересующихся видеосъемкой с помощью фотокамеры. Про особенности объективов для видеосъемки я напишу в другой статье, а здесь хотел бы кратко осветить фотографам такую вещь, как [raw2]фоллоу-фокус[/raw2].
Я сам до недавнего времени про него не знал.
Итак, вот он во всей красе.
Идея фоллоу-фокуса ([raw2]follow focus[/raw2]) в том, чтобы наводить объектив на резкость не на кольце фокусировки, а параллельно объективу, более удобным колесиком или вообще гибким приводом. В этом устройстве используются пластиковые шестеренки, позволяющие задействовать в ручном режиме автофокусные объективы, которые, как правило, имеют очень маленькие кольца ручной фокусировки, которые не позволяют точно наводить фокус вручную. Также фоллоу-фокус позволяет регулировать и диафрагму, если на объективе предусмотрено кольцо изменения диафрагмы.
Некоторые варианты фоллоу-фокуса подключаются в разъем USB камеры и позволяют делать многое другое, что может делать программа EOS Capture на компьютере.
Для чего я это пишу? У меня есть предположения, что с тем же успехом фоллоу-фокус можно использовать и фотографам для ручной фокусировки. Если вас не смущает размер конструкции, то вы вполне можете его докупить и использовать. Как правило, он регулируется под разные объективы.
Вот как в моём представлении всё должно выглядеть. Собственно на западе уже давно этим пользуются, я тут ничего не придумал 🙂
фоллоу-фокус для фотографа
Помогают держать при этом камеру так называемые «наплечные риги». Они стоят от 200usd до 4000usd. В зависимости от качества.
А вот как это выглядит с видеокамерой.
И еще фото- видео в профессиональном исполнении.
Для операторов еще будут интересны краны, которые позволяют более свободно оперировать камерой. Вот видео с таким краном.
Здесь вы найдете тест кэноновских линз в применении к видео
И в заключении я хотел бы привести мнение одного человека, которое мне показалось достойным внимания:
Размышления на тему фото-видео (DSLr)
автор: Виталий, vitamin5 (собака) yandex.ru
«Для начала хочу сказать, что я сам имею опыт съемок самыми разными видеокамерами, начиная от EX и HDCAM и заканчивая RED ONE и DSLR, поэтому хочу высказаться:
Видеосъемку на фотоаппарат нельзя назвать полноценной заменой съемки на профессиональную видеокамеру и к сожалению многие не понимают такого момента, что у фотоаппаратов нет такого важного момента, как мощного и быстродействующего DSP-процессора, который очень необходим для полноценной обработки каждого снятого кадра, отсюда появляются геометрические искажения, выпадений и строб-эффект в видеокадрах, снятых фотиками на панорамах и быстродвижущихся объектах, ну и особенности одной большой CMOS матрицы фотоаппаратов тоже сказывается.
Еще хочу обратить внимание на значительное неудобство оперативного управления фокусом, диафрагмой и трансфокатором фотоаппаратов и даже т.н. кинообвес не спасает положение. Словом DSLR cъемки в документалистике я делал, мне это не понравилось и тот гимор, который всё это сопровождает вовсе не заслуживает того раздутого интереса и модного явления, который сейчас повсеместно присутствует.
При этом я вовсе не отрицаю использования DSLR техники для съемок малобюджетного постановочного кино, но вот для репортажной мобильной съемки это всё не слишком подходит (моё мнение) и я лично предпочту использовать плечевую HD видеокамеру.
Хочу еще заметить тот факт, что наши монстры профивидеоиндустрии фирмы Sony и Panasonic подготовили к выходу на рынок достойного ответа DSLR — бюджетные компактные видеокамеры нового поколения с большой матрицей под ту же фотооптику и кинооптику 35 мм, но эти камеры гораздо удобнее и практичнее для видеосъемки, пишут на недорогие флешкарты SD и работают в формате AVCHD.
Вот к примеру Sony подготовила целую линейку:
Предварительное название линейки устройств NXCAM будет относиться к моделям среднего профессионального уровня. Они будут записывать HD-видео и иметь байонет E для установки сменной оптики.
По сообщению производителя, сенсор в новых камкодерах будет обеспечивать съемку видео в улучшенном качестве и с возможностью создания эффекта боке. За счет байонета „E“ к камере можно подключать оптику от зеркальных фотоаппаратов серии alpha, беззеркальных фотокамер NEX-3/NEX-5, а также видеокамеры Handycam NEX-VG10. Объективы от других фотокамер можно будет подключить через адаптеры. Камкодеры будут записывать видео в формате AVCHD в стандартных разрешениях для FullHD-типа записи с кодеком MPEG4-AVC/H.264. на карты SD/HD
На рынке новые камкодеры появятся не раньше середины 2011 года и будут ориентированы на начальный и средний ценовой сегмент.
Практически эта камера уже продается и её уже можно тестировать и при желании купить
Или вот более продвинутая камера
Новая видеокамера PMW-F3 построена на базе XDCAM EX технологического процесса Sony и использует карты памяти Sony SxS™ на основе технологии ExpressCard. «Супер 35 мм» КМОП-сенсор высшего качества обеспечивает небольшую глубину резкости, наравне с высокой чувствительностью и низким уровнем шумов (ISO 800, F11; и отношение С/Ш 63 дБ в режиме 1920×1080/59.94i), а так же большой динамический диапазон.
А вот что нам предлагает Panasonic:
AG-AF104 —
Panasonic выпускает в свет новую НD камеру серии AVCCAM (на флеш-картах SDHC)
cтандарта микро 4/3», что является европейской версией уже ранее проанонсированной камеры AG-AF100.
Оптическая система камеры аналогична используемой в цифровых однолинзовых зеркальных фотокамерах DSLR и она совместима со всеми соответствующим и фото объективами + используя переходник, можно ставить всю линейку кино объективов 35.
Камера создана в основном для работы на штативе, но можно работать и с рук
Появление этой камеры в продаже планируется на
январь—февраль 2011 года и цена в России позиционируется в районе 6 тыс.$
Добавлю от себя то, что стратеги Sony и Panasonic после массового модного увлечения DSLR-видео поняли, что часть потребительского рынка они прошляпили;
наконец-то опомнились/спохватились и принялись активно наверстывать упущенное.
Как я и предрекал ранее, видеосъемки на фотики — явление временное и монстры видеоиндустрии не позволят конкурентам из смежной отрасли так нагло хозяйничать на видеополях, обязательно дадут фотофирмам достойный отпор.
Практически эра DSLR-видео скоро отойдет в небытие истории и это можно только приветствовать, т.к. профессиональные видеосъемки на фотоаппараты никак нельзя считать удобным и серьезным направлением в кино и тв.»
Noname механический follow focus для съёмки видео с нечаянным разбором
Итак, что у нас в коробочке, во-первых вот это, сам фоллоу фокус (чёрненьких гаек на самом деле две, но вторую я забыл сфотографировать, впрочем она ровно такая же):
Во-вторых, колечко закрепляемое поверх кольца фокусировки для более надёжного сцепления с шестернёй фоллоу фокуса: . Их полно в продаже, они примерно одинаковые, и можно использовать их без дополнительных боковых рукояток, зачастую так всё равно удобнее контролировать фокус.
Основная часть:
Крепление на трубы, обратите внимание, это оно затянуто, но всё равно паз в паз садится кривовато.
Кстати, закрепим на трубы:
Сразу отмечу, эти гайки-барашки совершенно не подходят конструкции, поскольку при их закручивании надо применять нешуточное усилие. Причём при закручивании крепежа к трубам, затягивать надо ещё довольно немало оборотов, так что пальцы к концу закручивания уже болят. Приходится подтягивать мультитулом, что не особо-то и удобно, это всё-таки именно барашки под пальцы.
Добавим камеру:
И тут понимаете какое дело… Шестерни цепляют кольцо фокусировки вроде бы даже довольно надёжно. Но начинаю крутить рукоятку, и шестерня примыкающая к кольцу фокусировки стоит на месте. Прокрут. Как будто механизм сдох, шестерни слизаны, всё, здравствуй попка новый год. С объективами где кольцо фокусировки электронное и вращается без каких-либо усилий работа идёт. Но зачем? Откручиваю шестигранничком винт держащий засечки сверху и снизу механизма, и тут сюрприз.
Куча силиконовой смазки, и неожиданно уверенно и надёжно выглядящие конусные шестерни, с которыми ничего плохого явно не происходит. Тем не менее, крутишь рукоятку — шестерёнка берёт лишь небольшое усилие. Похоже, надо докрутить? Снимаю рукоятку откручивая ещё более крохотным шестигранничком её от шестерни. Снимаю белое кольцо вокруг рукояти. Всё снова выглядит в целом неплохо и довольно монолитно. Но прокручивается.
Впрочем, теперь хотя бы понятно, где. Прокручивается непосрественно рукоятка на валу. Снял даже оранжевое кольцо с рукоятки — нигде, совсем нигде никаких креплений, и выдернуть вал из рукоятки особо не получается. И тут осталось лишь плюнуть и накапать на место крепления цианакрилат, и прокрутить вал чтобы хоть немного клея попало внутрь.
Позже присыпал содой и в принципе, проблема прокрутки рукояти на этом исчерпалась. Так что я могу наконец отозваться об обычной работе с этим механизмом.
В общем, механизм бюджетный конечно, его тяжеловато закрепить по месту, не очень удобно примыкать. Что довольно критично, и фактически установка этого фоллоу фокуса автоматически подразумевает что во время съёмки мы уже не меняем объективы.
С другой стороны, полностью затянутый он не имеет собственного люфта и в принципе двигает фокусировку моих объективов (хотя с этой сигмой, гелиосом 44 и прочими объективами где кольцо фокуса имеет достаточно тяжёлый ход, есть проблема что зубцы изредка проскакивают, впрочем, лечится установкой дополнительной поддержки объектива, это вообще не проблема именно FF), а проблема сложного закрепления касается в принципе пожалуй всех продаваемых механизмов. Просто где-то это не очень удобно, а где-то [censored] неудобно. Тут последний случай.
Разве что барашки под пальцы это абсолютное зло и нижний обязательно надо заменить на что-то более вменяемое. Ну и ручка которая не только приехала бракованной, но и хрен знает вообще чинится ли нормальными методами (заклеивание — НЕ нормальный) — это тоже плохо.
А, и да, подобный же механизм follow focus сейчас в куче, просто в хреновой куче недорогих ригов на али. Neewer, Andoer — тыщи их. С вот этими же, мать их так, барашками. И вероятно, ручкой.
Follow focus для DSLR видео
Эпиграф
«Кручу-верчу, сфокусироваться хочу»
Занимаюсь съёмкой и последующим монтажом видео. В основном съёмка ведётся на профессиональные и полупрофессиональные камеры. Но недавно пришлось поизгаляться со съёмкой на цифро-зеркалку. Не углубляясь во все подробности и возникшие проблемы данный пост посвещаю нашим извращения lowcost изобретательствам системы follow focus.
Суть проблемы: при видеосъёмке на DSLR когда зеркало поднято (режим liveview) автоматика камеры при фокусировке не помощник- исключительно ручная фокусировка. И если при фотосъёмке это не доставляет особых проблем, то ручной фокус в видео режиме портит изрядное количество нервных клеток.
Под катом небольшое исследование существующих вариантов решения проблемы задачи и личный опыт с самым дешевым вариантом для экстренных случаев.
При фотосъёмке фотограф находится приблизительно в такой позе (возможны вариации в зависимости от ширины плеч)
Но вот при съёмке видео пользоваться видоискателем не выйдет (сознательно не беру в расчёт новый флагман от сони с полупрозрачным зеркалом, он кстати довольно хорошо фокусируется, но там свои заморочки в плане выбора стёкол). Визирование происходит исключительно по экрану. (По возможности можно подключать маленький TV, что упрощает отслеживание фокуса) Если вы не приверженец моды на постоянно по Броуновски бегающий в кадре фокус (коих по моим наблюдениям сейчас неимоверное количество), то возникает естественное желание его контролировать. Причём не только при съёмке со штатива, но и с плеча рук. Получается следить или за кольцом фокуса или за экраном, и это если вы не находитесь в особо изощрённой позе. Чем интересней ракурс — тем сложней со всем этим управляться.
Естественно первым делом было решено просто снимать как есть. При съёмке более-менее статичных планов, без особой динамики в кадре выходило довольно сносно, где-то с 1-3 дубля. Но вот при съёмке в движении и когда фокус по нескольку раз переходил с плана на план начинались проблемы. Фокус то перелетал за нужный план или не долетал. Приблизительно так фокусируются мыльницы при плохом освещении. После тщетных попыток натаскаться мы забросили эту идею — поджимало время. Дабы успокоить своё самолюбие данный коск был списан на несовершенство вестибулярного аппарата и плохую координацию оператора. Т.е. фокус в кадре движется взад-вперёд, а кольцо надо крутить влево-вправо.
Далее было высказано предположение о том, что мы не первые кто задался этой проблемой. Ведь до появления электроники как-то же снимали кино. Как говориться: новое это хорошо изученное старое, даже если это велосипед. Данное решение уже давно использовалось в кино индустрии и всё, что можно было придумать уже давно было придумано.
И вуаля. Простая система стоящая для кинокамер бешеных денег (Арифлекс производит и предлагает такие штуки за N тысяч долларов). Также они изготавливают подобные систем и для DSLR причём тоже с заоблачным ценником в районе 2к у.е.
Вот он, казалось бы, готовый вариант! Но ценник вызвал душевное противоречие, ведь стоимость этой системы была равна стоимости нашего Canon 7D. За немецкое качество и многолетнюю историю производства кинооборудования воплощённой в нескольких трубочках, одном маленьком редукторе и паре винтиков платить по крайней мере было бы кощунственно. В этом мнении нас поддержали трудолюбивые и честные жители поднебесной. Не указывая конкретных сайтов, ценник на китайских аукционах оказался весьма вкусным в районе 100-300 уеи ещё с бесплатной доставкой (правда срок доставки в районе месяца).
(Подобные системы можно найти и у нас, но они всё равно привезены из Китая или из Индии, причём иногда продавец честно указывает месячный срок доставки и даже, собственно, китайский сайт производителя).
Но сие сроки никак не устраивали. (К слову устройство всё таки было заказано и должно приехать где-то в феврале)
Прошерстив глобальную сеть, было найдено несколько DIY решений. Но большинство из них сводилось к одной очень простой формуле (большинство авторов — жители наднебесной США), а именно «бла-бла-бла, фолоуфокус-фолоуфокус, идём в магазин покупаем нужные запчасти и собираем дома фолоуфокус». Я конечно очень рад за страну развитого капитализма, но у нас пришлось обойти все хозтовары, авторынки, магазины «сделай сам» и в итоге ничего, кроме килограммового редуктора, найти не удалось. Если самостоятельно пробовать изготовить такую систему то не обойтись без металлообрабатывающих станков и конструкторской смекалки (но об этом в следующий раз).
Нас же от фиаско спасло одно видео, с простым как валенок решением. Хоть оно и не явилось панацеей, но значительно упростило съёмочный процесс.
Лишний раз после съёмок убедился, что видео — видеокамерам, а фото соответственно — фотоаппаратам. Для использования DSLR в видео производстве нужно хорошо вложиться в дополнительные приспособления. Что в итоге влетит в хорошую копеечку. И тогда уже не так велик разрыв в цене между DSLR и профессиональными видеокамерами. Хотя, всё зависит от того какие задачи ставить и на какие цели метить.
В любом случае фотоаппараты серьёзно увеличили количество людей увлеченных видео и воплощающих свои самые смелые идеи в фильм реальность.
Remote Follow Focus на Arduino
Однажды я решил сделать Remote Follow Focus для своей камеры. Это система которая позволяет фокусировать объектив с некоторого расстояния. Таким образом камера может находится на кране, стедикаме или на плече у оператора и при этом оператор фокуса (focus puller) имеет возможность крутить фокусировочное кольцо на объективе удаленно. Идея родилась сама собой когда я смотрел что можно сделать при помощи Arduino.
Передатчик (блок управления)
Приемник (исполняющий блок)
Задача предполагает два блока — передатчик и приемник. Передатчик считывает показания переменного резистора, сглаживает их и отправляет по радиоканалу на приемник. Приемник принимает пакет с положением ручки резистора и поворачивает сервомашинку пропорционально этому значению.
Мне повезло и nRF24L01+ умеют общаться в двухстороннем режиме. Так что я на «приемнике» также установил ультразвуковой дальномер MaxSonar EZ0. Он измеряет расстояние до объекта перед камерой и эту цифру «приемник» отправляет «передатчику» — на блок управления. Там эта цифра отображается на 7-сегментном дисплее. Она по идее должна помогать человеку управлять фокусом. Например, можно нанести шкалу вокруг ручки что бы можно было фокусироваться по цифрам.
Макетная плата и модуль с nRF24L01+
MaxSonar EZ0
Обратная сторона одной из макетных плат
В процессе работы над этим проектом я столкнулся со множеством различных проблем. Но почти все из них удалось героически побороть.
Обзор Tilta Mattebox mini и Tilta Follow Focus. Прокачиваем камеру на самоизоляции
Так уж случилось, что одним из наиболее популярных слов нашего времени стало «самоизоляция». У всех эта изоляция самая разная. И многих «самоизолировавшихся» объединяет желание всё же потратить время с пользой и прокачать свои «скиллы». Одни прокачивают свои кулинарные таланты, другие учатся танцевать, третьи решают нетривиальные математические задачи. Я же решил прокачать свою камеру.
Итак, вот мои обновки от Tilta: Tiltaing Mini Clamp-on Mattebox MB-T15 и Tiltaing Mini Follow Focus.
Tiltaing Mini Clamp-on Mattebox MB-T15 и Tiltaing Mini Follow Focus в заводской упаковке
Компендиум Tilta MB-T15 это инструмент для защиты от попадания лишнего света в объектив камеры. Несмотря на свой размер, этот аксессуар практически невесом (его вес всего 140 г), а от того поначалу он ощущается очень хрупким и ненадёжным. Но это обманчивое впечатление. Алюминиевое основание обрамлено ABS пластиком. Сама же шторка-флаг изготовлена из карбона.
Компендиум Tilta MB-T15
И всё это достойно прошло краш-тест от моей полуторагодовалой дочери, которая с радостью «распотрошила» неосмотрительно оставленные на краю стола коробки. А поиграться там есть чем.
Производитель комплектует Mattebox четырьмя ввинчивающимися во внутреннюю резьбу объектива переходными кольцами (82, 77, 72 и 62 мм) для установки на них самого компендиума, специальным креплением для поддержки Mattebox снизу (если сверху квадратной бленды установлено дополнительное оборудование), экстендером 100×15мм и двумя шестигранниками (которые хорошо знакомы всем «киноделам» и обитают в их сумках в изобилии, но которые никогда не будут лишними по причине их частой потери).
Комплектация компендиума Tilta mattebox mini
Для установки Tilta MB-T15 потребуется установить переходное кольцо нужного диаметра на резьбу объектива, причём светофильтр (если он необходим) с объектива снимать не нужно и можно ввинтить кольцо в резьбу фильтра. Само кольцо спроецировано так, чтобы не давать лишней виньетки на широкоугольных объективах. Если же в «базовой» комплектации нет необходимого переходника, то его придётся приобрести дополнительно.
Далее на переходное кольцо ставится сама одношторковая бленда и закрепляется на кольце небольшим винтом. При необходимости можно очень быстро, ослабив винт, перемещать бленду по оси объектива, но только в случае, если на сам компендиум не установлены дополнительные аксессуары. У самой же карбоновой шторки есть свой металлический флажок, который позволяет закрепить шторку под нужным углом или сложить её в транспортировочное положение.
Tilta matte box mini установлен на Nikon Z6 и Nikkor 24-70 2.8
Бленда имеет крепления для установки стандартных 4х5,65 фильтров. Резьба 1/4″ и 3/8” и «башмак» на верхней части рамки MB-T15 позволяют устанавливать дополнительное оборудование, но в этом случае необходимо при помощи идущего в комплекте крепления закрепить нижнюю часть бленды на штативе или клетке.
При необходимости Tilta mattebox можно закрепить снизу специальным креплением
Но насколько же это нужно работе?
Да, можно попробовать обойтись и обычной бледной, можно перекрыть лишний свет, попавшейся под руку книгой, в конце концов, можно канцелярской резинкой закрепить на объективе лист картона в виде шторки. Но всё это не даст того удобства в работе, той универсальности, совместимости со многими видео-аксессуарами, и той эстетики, которую вам может дать Tilta Mattebox Mini. Я не могу назвать этот аксессуар необходимым, но я могу смело утверждать, что это очень полезная штуковина для создания качественной картинки.
MB-T15 закрепляется на кольце-переходнике специальным винтом
Вторым моим «модулем» для камеры стал Tilta FF-T06 Mini Follow Focus. И вот этот аксессуар, совершенно точно, должен быть на вооружении «кинодела». Я не думаю, что имеет смысл объяснять, что такое фоллоу-фокус и для чего он нужен. Я лишь расскажу об особенностях конкретно этого.
Прежде всего, Tilta позаботились о безопасной и удобной транспортировке и хранении системы фоллоу-фокус и предусмотрели для нее жёсткий пластиковый кейс.
Tilta FF-T06 Mini Follow Focus поставляется в комплекте со специальным кейсом
В кейсе умещается сам Follow Focus FF-T06, резиновое кольцо Zip Tie для объектива, крепление для установки фоллоу-фокуса на экстендер 15 мм, экстендер 15×100 мм, а так же два ключа-шестигранника.
По-классике, устанавливаем кольцо Zip Tie на фокусировочное кольцо объектива (ну или же на кольцо зума, если работать будем с ним), при помощи идущего в комплекте крепления устанавливаем на экстендер сам Follow Focus, регулируем при помощи двух винтов на фоллоу-фокусе ход кольца фокусировки и начинаем снимать. Но вот здесь необходимо помнить, что в комплекте идёт только фоллоу-фокус, который должен устанавливаться на уже имеющиеся у вас риг, клетку или стабилизатор. Причём для этого могут понадобиться дополнительные винты и кронштейны.
Унифицированность переходников, винтов и кронштейнов позволит вам «подружить» Follow Focus от Tilta с любой системой.
Этот механический фоллоу-фокус имеет очень плавный ход и позволяет очень точно наводить фокус на цель. И это именно тот аксессуар, который пригодится и новичку, и киноделу со стажем ввиду своей практичности, универсальности и необходимости.
Tilta follow focus установлен на Nikon Z6 + 24-70 2.8
Итак, я немного покачал свою камеру. И рекомендую и вам присмотреться к этим и другим новинкам от Tilta.
Tilta matte box mini установлен на Nikkor 24-70 2.8