Что такое family office
Family office – что это и при чем здесь юристы?
Недавно столкнулся с тем, что не всем юристам знакомо словосочетание «family office» или семейный офис, хотя семейные офисы должны быть известны каждому юристу как минимум по двум причинам: во-первых, это отличное место для построения карьеры, во-вторых, семейные и мультисемейные офисы представляют собой канал связи с состоятельными гражданами, являются хабом для закупки услуг, необходимых для семей, в том числе юридических, но обо всем по порядку. Показательно, что на zakon.ru по хэштегу «family office» не находится ни единой статьи.
Это будет первая вводная статья о том как и когда появились первые семейные офисы в мире и России, далее планирую написать еще несколько о рынке семейных офисов в России и о том какие юридические услуги предлагают семейные офисы и с кем конкурируют в России.
Итак, первые семейные офисы появились в США в XIX веке. Появление семейных офисов было связано с накоплением первого серьезного капитала, который требовал управления, защиты и впоследствии оптимальной передачи наследникам. Среди первых капиталистов, основавших свои семейные офисы, были Генри Фиппс и Джон Рокфеллер, чьи семейные офисы со временем трансформировались в так называемые мультисемейные офисы, то есть крупные финансовые организации, которые обслуживают интересы сразу нескольких состоятельных семей. Сейчас наследники Фиппса и Рокфеллера обслуживают клиентов через широко известные структуры Bessemer Trust и Rockefeller Capital Management.
В России первые семейные офисы появились в 90-е годы вместе с появлением первого капитала. Некое оформление рынка стало происходить только в 2000-е, когда появились первые независимые мультисемейные офисы, сформировалось понимание рынка о том какие услуги такие компании оказывают и кто их целевая аудитория. Так как состоятельные граждане обычно имеют бизнес интересы в глобальном масштабе, не ограничиваясь рынком РФ, а также исторически любят использовать иностранные структуры для сохранения капитала, то в качестве юристов семейные офисы обычно привлекают специалистов из ILF / BIG4, показательно, что и партнеры, отвечающие за юридические услуги большинства мультисемейных офисов, имеют соответствующий бэкграунд.
Как уже упомянуто выше, выделяют два основных вида семейных офисов – обслуживающие интересы одной семьи, так называемые “single family office” (на рынке есть не бесспорное понимание, что это целесообразно при наличии активов свыше 50 миллионов USD) и мультисемейные офисы. Single family office представляют собой инхаус подразделение, обслуживающее одного клиента, которое очень часто не оформлено в какое-то отдельное юрлицо и организационно не выделено в структуре активов гражданина. Многие семейные офисы в России, являясь ими по факту, не называют себя таковыми. Мультисемейный офис представляет собой независмую частную компанию, оказывающую услуги на договорной основе. Найти такие компании на пространствах сети не сложно, конкуренция растет, компании агрессивно конкурируют за клиента, активно рекламируют свои услуги.
В следующей статье я напишу о рынке семейных офисов в РФ, о типичной структуре семейного офиса и о юридических услугах, которые оказывают семейные офисы.
Family Office: как там все устроено
Секреты раскрывает General Counsel Александр Чекалин
Нынешнего работодателя Александра Чекалина называть пока рано, да и прежних не стоит. Кроме,пожалуй, Елены Батуриной, которая на поверку оказалась милейшим человеком. Уж очень у Александра загадочная работа – general counsel семейного офиса. Эдакий консильери, приближенный консультант, как в «Крестном отце». В чем сходство и различия семейных офисов богатых и влиятельных людей и юридических департаментов коммерческих компаний? Александр поработал везде и сегодня честно рассказывает, как все устроено.
Принципал, значит, важнейший
Юрист – это у меня наследственное. Первое крупное коммерческое место работы – банк «Ренессанс Капитал», который сейчас называется «Ренессанс Кредит». Помимо прочего, в нем мне пришлось позаниматься оформлением инвестиций с иностранным участием. Благо знание права зарубежных стран и образование юриста-переводчика позволяли это делать. После получения диплома английского вуза меня начали выискивать разные управляющие компании и фонды, которые занимались вложением средств крупных частных инвесторов – так называемые private equity funds. Один из них предложил поработать в офисе в Великобритании, и очень удачно оформил мне для этой цели неограниченную английскую рабочую визу.
Александр Чекалин. Фото: Роман Коновалов
Когда срок контракта истек рабочая виза осталась. Терять ее не хотелось. И я стал искать работу в Англии. Прошла информация, что английский офис Елены Батуриной ищет главного юриста. Я прошел несколько раундов собеседования. Выяснилось, что это больше family office, нежели классическая управляющая структура, и задачи там не только коммерческие, но и личные. Большое внимание уделяется именно персональному общению с принципалом. При приеме на работу мне не только задавали профессиональные вопросы, но и пытались оценить мою психологическую стрессоустойчивость. Решение личных задач принципала далеко не всегда связано с наличием у юриста узкоспециализированных профессиональных знаний. Принципалу очень важен и психологический комфорт – так называемая «химия».
Этих людей называют «ультрахайнеты». Обычно они не меняют свой стиль общения, не подстраиваются под кого-либо. Наоборот, сотрудники подбираются под привычки принципалов. Поэтому меня проверяли весьма тщательно. Например, спросили, насколько я религиозен и не помешает ли это выполнению рабочих функций. Как оказалось, уже был прецедент: кандидат не захотел выполнять некоторые юридические задачи, потому что они противоречили его религиозным принципам. Спрашивали, как долго я могу работать в условиях тотального стресса, когда одновременно ставится более 10 задач, и принципал может требовать отчета об их решении через очень короткие промежутки времени.
Александр Чекалин. Фото: Роман Коновалов
У General Counsel нет четкого графика работы. Ты в любом состоянии и в любое время дня (а иногда и ночи) должен ответить на вопросы своего принципала. По счастью, Елена Николаевна никогда не злоупотребляла поздними звонками. Но я слышал, что русскоговорящие принципалы семейных офисов, базирующихся в Лондоне, могут спокойно позвонить своим юристам ночью, а потом сильно удивляются, если те не снимают трубку. После того как мою кандидатуру одобрили, и я получил приглашение на работу мой круг общения пребывал в некотором недоумении: зачем это я вызвался работать на госпожу Батурину. Походившим тогда слухам, у Елены Николаевны была неоднозначная репутация особы, достаточно резкой в общении. Оказалось, это совсем не так. Она практически никогда не повышает голос, крайне спокойна, можно сказать, сдержанна. И конечно, я ни разу не слышал из ее уст никакой брани.
Будни «кирпичного заводика»
Семейный офис чаще всего строится по образцу управляющей компании. Его возглавляет человек, который умеет профессионально заниматься управлением и администрированием. На его плечи ложится очень много разноплановых задач. С этой ролью справляться сложно. Главный юрист обычно имеет двойное подчинение: административное – руководителю офиса и непосредственное – своему принципалу.
Александр Чекалин. Фото: Роман Коновалов
Как правило, под руководителем три подразделения: финансовое, юридическое и административное. Последнее выполняет офисные функции и включает в себя персонал, который обслуживает принципала. Чаще всего в него входят и сотрудники личных резиденций и подсобных хозяйств. Иногда внутри отдельно выделяют консьерж-службу, которая занимается организацией графика передвижений и бронированием всего на свете. Но нужно понимать, что семейный офис – это всегда два основных направления: бизнес-функция и обслуживание личной жизни.
Первое, что юрист делает – методично проверяет и контролирует состав активов: где они расположены, как структурированы. Нужно правильно выстроить структуру собственности с учетом всех последствий, основные из которых – налогообложение самого принципала и вопросы наследования. И в этом одна из особенностей работы семейного офиса – чаще всего, коммерческой компании неважно, как именно она присоединена к своим акционерам, это не ее задача. В семейном офисе важно обеспечить сохранность активов и их безболезненную передачу следующим поколениям.
В рамках бизнес-функции семейный офис – это контроль того, как и куда принципал вкладывает деньги, какие инструменты при этом использует, как получает прибыль, достигает ли того, ради чего вкладывался в проект. Не исключено, что он инвестировал в неприбыльный проект ради имиджевой составляющей. За всем этим нужно пристально следить. Плюс вопросы налогового статуса инвестиций принципала и его налогообложение в каждой конкретной стране. Оформление каждой такой инвестиции из типового решения всегда превращается в индивидуальное.
Допустим, у принципала есть кирпичный заводик. У этого заводика есть свой юрист. Он может быть самостоятелен в сопровождении текущей производственной деятельности заводика, но об определенных вещах должен обязательно докладывать главному юристу семейного офиса. Моей задачей были периодический аудит таких «заводиков» и проверка, как там обстоят дела. В теории, очень неплохо, если к General Counsel семейного офиса стекается информация от юридических подразделений всех «кирпичных заводиков» принципала. В жизни так бывает не всегда, часто «на местах» с неохотой предоставляют информацию, считая это вмешательством в деятельность. Иногда доходит до крайности – если какой-либо проект работает хорошо, принципал может сказать: не мешай, они и так хорошо справляются. Тогда остается просто принимать отчеты к сведению и наблюдать за развитием событий. Главное, чтобы собственность не была переоформлена на кого-нибудь или «не уплыла» иным способом.
Личный офис, в основном, занимается всем, что касается частной жизни принципалов, начиная от приобретения жилой недвижимости в различных странах, яхт, самолетов и других вариантов личного транспорта и их обслуживания, заканчивая предметами искусства. Автомобили, например, могут быть самыми обычными, дорогими и коллекционными. Все это богатство где-то хранится, как-то перевозится, участвует в выставках.
Личный офис отягощен и миграционными вопросами: получением виз или видов на жительство в нужных странах, а также других гражданств (если нужно), оспариванием отказов.
Как «хотелки» превратить в обязательства
Плюс работы в семейном офисе – его компактность. На процесс принятия решения влияют два человека: его руководитель и принципал. Юридическая команда обычно состоит из двух-пяти человек, но чаще из двух. Если профессиональных знаний хватает, и принципал тебе доверяет, то можно сопровождать сделки самостоятельно. Но обычно принципал хочет получить дополнительную защиту. Заграницей при работе с внешними юридическими консультантами всегда есть страховка на случай, если по сделке что-то пойдет не так. Понятно, что по-человечески претензии принципала все равно будут адресованы главному юристу. Но при наличии стороннего юридического заключения есть шанс возместить убытки.
Александр Чекалин. Фото: Роман Коновалов
У Елены Николаевны второй юрист занимался задачами средней степени тяжести, рутиной и техническими вопросами. Это редкость, чтобы в семейном офисе был только один юрист. Количество и спектр задач не позволяет справиться с ними одному. Кстати, сейчас я снова помогаю создать семейный офис, но уже в России. На первых порах моего опыта хватает, поэтому я один и все делаю сам. Но приходится много общаться с внешними консультантами по самым разным вопросам. Обсуждаешь, выясняешь, уточняешь все мелочи и формулируешь решение задачи, которое еще нужно правильно презентовать принципалам. При этом вопросов так много, и они настолько разнообразны, что, как ни старайся, «универсальным солдатом» не станешь никогда, всегда лучше иметь помощника. Зато к твоим услугам весь юридический мир, который умеет работать с ультрахайнетами и их задачами.
Еще одна важная функция семейного офиса – казначейская. Офис управляет деньгами на счетах и размещает временно свободные средства. Юрист должен уметь общаться с банками и закрывать все сопутствующие риски. Управление свободной ликвидностью дает неплохой прирост капитала. В идеале семейный офис должен окупать свои расходы, в том числе и за счет этого инструмента. Простейший пример – есть свободный 1 миллион долларов. В утвержденном бюджете сказано, что за месяц будет израсходовано только 400 тысяч, а 600 пока не распределены. Значит, можно использовать депозиты «овернайт» или даже месячный депозит, пусть и под 0,5–1% годовых. В семейных офисах обычно есть два бюджета: один общий, на текущий год, и еще один, на следующий месяц. General Counsel всегда участвует в их составлении, так как минимизация юридических расходов – тоже важная задача.
У главного юриста должен быть широкий кругозор. Часто приходится сталкиваться с повторяющимися или однотипными вопросами. Значит, он всегда должен знать или помнить на них ответ. Если человек этим никогда не занимался, то потратит кучу времени, чтобы просто понять, что к чему. А время в семейном офисе – крайне ограниченный ресурс. У ультрахайнетов обычно есть пожелание, чтобы их задачи решались побыстрее и часто без их личного присутствия.
Одно из отличий семейного офиса от юридического департамента коммерческой компании заключается в достаточно большом количестве контрактов, связанных с оказанием принципалу личных услуг. Ты на автомате смотришь, как и где будешь, в случае чего, судиться с исполнителем. Юрист должен правильно оформить все возможные претензии, чтобы вернуть потраченные деньги, а в идеале еще и возместить убытки. Например, покупка нового автомобиля. В договоре должно быть черным по белому написано, что, если цвет салона хоть на тон отличается от заказанного, покупатель имеет право немедленно вернуть авто. Такие вопросы крайне важны для принципалов, потому что за свои деньги они хотят получить то, что хотят, а не то, что общепринято. То есть все их «хотелки» юрист должен превратить в гарантийные обязательства исполнителя.
Градация важности решаемых задач тоже не совсем привычная. В обычной коммерческой деятельности чем дороже вопрос, тем он важнее. Здесь же личный вопрос, стоящий гораздо меньше в денежном выражении, может быть в сотни раз важнее для принципала, чем инвестиционный. Тут важно понимать своего нанимателя с полуслова. Каждый раз спрашивать: «вы хотите это сегодня, завтра или через неделю?» – в семейном офисе не комильфо.
Но есть и определенные сходства. По сути, сама юридическая функция везде одинаковая, отличается только круг вопросов, которые нужно решать. Главному юристу семейного офиса не обязательно быть узким специалистом в конкретном производстве или локальных вопросах, особенно при наличии активов, разбросанных по всему миру. Его забота – правильно структурировать и купить актив или правильно его продать и получить прибыль с минимальными последствиями и низким уровнем налогообложения.
Нравится ли мне такая работа? Уже нравится. После ухода из чистого бизнеса, было трудно привыкнуть, что ты 24 часа в сутки и семь дней в неделю находишься онлайн. Работает принцип «рваной» нагрузки. Иногда 10 вопросов могут упасть за пару дней, и их все надо срочно решить. А иногда две недели ты делаешь только плановые вещи, и все достаточно спокойно. Но расслабляться нельзя, потому что в любой момент звонок – и вперед. К такому дерганому ритму надо привыкнуть, но в этом есть некий драйв. Долго проработать в этой сфере – профессиональное и личное испытание. Тут приходит на ум ассоциация с деятельностью консильери в «Крестном отце», Тома Хэгана, который был адвокатом и личным юристом известного семейства.§
Редакция благодарит дилерский центр Inchcape Jaguar Land Rover и лично Ольгу Проскурину за предоставленный для съемки автомобиль.
Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?
Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?
Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.
Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!
1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово
Найдем ответы на вопросы:
✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?
✔ Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?
✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?
✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?
Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.
В узком кругу. Какие перспективы у семейных офисов в России
Вопрос управления семейным капиталом — вечная тема. Фактически любой образованный и обеспеченный человек знает, зачем нужен семейный офис в современном мире.
Семейный офис — дорогое удовольствие, и нужен он тем, у кого очень много активов во всем их разнообразии. Первыми это поняли Рокфеллер и Морган — два капиталиста, которые в XIX веке открыли миру такой метод управления капиталами.
Смысл семейного офиса в том, что капиталист нанимает людей, которые в режиме 24/7 работают только с его активами. Экономический смысл существования таких специалистов — высокий уровень удовлетворенности владельца средств. В какой-то степени сотрудники семейного офиса становятся личным персоналом владельца капиталов. В этом нет ничего страшного или постыдного, как не было проблемы в прежние времена в том, чтобы работать семейным доктором.
Геогрфия family office
Оценить общий объем активов, который сейчас нуждается в услугах multi family office в России, весьма затруднительно в связи с отсутствием какой-либо достоверной статистики. Можно предположить, что самые обеспеченные граждане держат в стране не более 10-20% от всех совокупных активов. Основная же масса активов структурирована и управляется вне России.
Разумеется, этот вид управления капиталом хорошо развит и вполне успешно процветает в Северной Америке и Европе, в основном в Швейцарии. Причины такой географии очевидны — геополитическая стабильность, развитые рынки, инфраструктура и юридическая защищенность для бенефициаров.
Национальный опыт
А что же Россия? Казалось бы, о каком family office может идти речь в наше тревожное и дорогое время, когда все особенности этого инструмента не совсем соответствуют текущей ситуации в стране?
Тем не менее услуги семейных офисов оказываются в нашей стране вполне востребованн ыми. Этому есть одно фундаментальное объяснение — недоверие к банковской системе и игрокам фондового рынка в целом.
Трудно не согласиться, что в последние годы для формирования семейных офисов было сделано немало — это и массовое падение банков, и вымирание индустрии управления частным капиталом, и дальнейшее «истончение» и без того хилого фондового рынка в стране. Такая совокупность причин породила системные риски для богачей, а они, как известно, этого не любят. В результате состоятельные граждане стали создавать свои, подконтрольные только им семейные офисы.
Причем россияне, прежде всего, хотят глубокого знания и понимания отечественного рынка и его финансовых инструментов. За границей клиенты получают экспертизу по всем мировым рынкам, но это дорого и доступно не всем. В нашей же стране комиссионные значительно ниже, и российские игроки зачастую работают практически в ноль. В свою очередь, Запад находится под диктатом ценовой политики, которая меняется в том числе и из-за деофшоризации, санкций, стремление к полному раскрытию и обмену информацией. Таким образом, в мире рулит комплаенс.
Нашумевшая амнистия капитала стала одним из существенных вопросов для «токсичных» с точки зрения европейских и американских игроков активов определенного круга российских клиентов. В основной своей массе они будут абсорбированы госбанками и инвестиционными компаниями внутри России. Поэтому чем раньше клиент приведет дела в порядок, тем ему будет лучше.
Клуб миллионеров
Времена классических семейных офисов уходят в прошлое, говорят финансовые консультанты. Их место занимают Multi-Family Office (MFO) — структуры, где обслуживается несколько семей. Это позволяет получить все услуги классического семейного офиса, но сэкономить на его содержании. Кроме того, у MFO есть еще несколько преимуществ по сравнению с компанией, обслуживающей интересы одной семьи.
Семейные офисы появились в США в конце XIX века, когда в Америке стали возникать промышленные империи. Богатым людям требовались личные консультанты и помощники. Вначале они управляли обслуживающим персоналом, организовывали путешествия. Постепенно к этому добавились правовые и финансовые услуги, управление активами — то, чем сегодня занимаются классические семейные офисы. Их основной целью стало передать состояние, накопленное членами семьи, через поколения.
Семейный офис, в отличие банка, не ограничивается управлением только ликвидными активами — счетами и инвестиционными портфелями. Такой финансовый бутик удовлетворяет все потребности семьи, например управляя имуществом и решая массу проблем — от налоговых до бытовых.
Часто сотрудники персонального family office не заинтересованы в улучшении своих результатов — у них уже есть клиент, и другой им не нужен. Кроме этого, рассказывает один из участников рынка, управляющие понимают, что работа на мультимиллионера, скорее всего, конец их профессиональной карьеры, поэтому они могут договариваться с поставщиками услуг об откатах. Их размер может достигать 3% в год от суммы активов, переданных в управление другой компании.
Индустрия family office в России развивается по тому же сценарию. Сегодня здесь действует около сотни семейных офисов и всего несколько компаний, которые позиционируют себя как MFO. Самым большим семейным офисом можно считать компанию Millhouse Capital, управляющую российскими активами Романа Абрамовича. Есть свой семейный офис и у основателя «Тройки Диалог» Рубена Варданяна — он управляет его личным состоянием и деньгами его друзей.
В России есть по крайней мере, один классический MFO, который не зависит ни от одного банка, — это компания «Третий Рим». Другие — «Альфа-капитал», Уралсиб Банк 121 и UFG Wealth Management — работают при материнских банках. В M2M Прайвет Банк признаются, что в большей степени это частный банк, сосредоточенный на управлении ликвидными активами, но может предоставлять и услуги семейного офиса.
Список невелик. Но скоро на рынок выйдут несколько новых компаний, которые заявляют о себе как о MFO. «Я недавно был в Женеве и Лондоне. Кажется, каждый второй создает компанию по управлению капиталом. То же происходит и у нас. На рынке много людей, которые хотят заниматься финансовым консультированием», — говорит Мовчан.
Несмотря на то что в России есть потенциальные потребители услуг MFO, спрос на них пока невысок: рынок только формируется. До кризиса профессиональные консультанты были не нужны. Клиентам предлагали вкладывать деньги в растущий рынок акций, они получали довольно высокий доход и были довольны. Сейчас, после кризиса, цели изменились, главное — сохранить капитал, считает Мовчан.
Что могут предложить российские MFO своим клиентам? Классический портфель на две трети состоит из консервативных облигаций (рейтинга А и выше) развитых стран и стабильных компаний, рассказывает исполнительный директор М2М Прайвет Банк Роберт Идельсон. Оставшаяся треть вкладывается в облигации развивающихся стран. Такой портфель дает реальную доходность около 4–5% годовых в долларах.
Зато клиент может обратиться в офис с любой проблемой. Например, попросить срочно привезти крупную сумму наличных поздно вечером или заказать билеты на юбилей Михаила Горбачева в Лондоне.
Однажды в UFG Wealth Management позвонил клиент, который приземлился во Франции на недавно купленном частном самолете и был арестован по обвинению в неуплате налогов. Компания-продавец не учла, что клиент имеет вид на жительство в Европе и обязан платить НДС. Пришлось срочно отправлять в командировку юриста.
Предприниматель может обратиться за помощью в продаже бизнеса или попросить подсказать, кого привлечь в качестве партнера в новый проект. Одна из задач MFO — контролировать работу управляющих в бизнесе клиента. Сотрудники MFO исполняют роль консультантов, которые проверяют, удается ли достичь заложенных в бизнес-плане показателей и аудируют отчетность компаний, рассказывает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.
Как выбрать MFO? Тем, у кого активы находятся в России и есть проблемы с английским языком, лучше обратиться в российский MFO. Тем, кто живет в основном за рубежом и там же ведет бизнес, прямой путь в западные компании. Иностранный Multi-Family Office можно подобрать с помощью базы данных Standard and Poor’s Global Family Offices (www.mmdwebaccess.com). В базе содержится информация о 3800 компаниях. Их можно выбрать по различным параметрам — по набору предоставляемых услуг или сумме средств под управлением.
Впрочем, клиенты пока предпочитают выбирать MFO по старинке. С консультантами знакомятся на мероприятиях, а выбирают на основе личных симпатий, говорит Андрей Мовчан. «Это как в браке — ведь никто, как правило, не женится, оценивая добавленную стоимость. Все это делают в силу возникающих чувств», — рассказывает Мовчан.
Впрочем, элемент расчета добавить в отношения можно и даже нужно. «Дайте небольшое тестовое задание в той области, в которой вы разбираетесь лучше всего», — советует Кучура. Можно, к примеру, попросить составить схему покупки недвижимости в Европе. Консультант должен расписать все по пунктам — как правильно провести сделку, финансировать недвижимость, какие налоги придется платить и возникнут ли проблемы при наследовании. Если понравится, можно передать таким консультантам в управление небольшую часть состояния. А еще через год-полтора довериться советникам как членам семьи.