Чем отапливают чумы в тундре зимой
Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.
Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма «Территория»
Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги
Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды «иии, раз», только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.
«Усиление» яранги, чтобы не сдуло покрышку
Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Яранга в амгуэмской тундре
Третья бригада МУСХП «Чаунское»
Яранга в Янракыннотской тундре
Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой
Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.
Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.
Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.
В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.
Чукчи в тундре зимой живут в тонких юртах и не мерзнут. Смотрим как устроен обогрев
Зима в тундре длится по 9 месяцев: зима в субарктическом климате, в условиях вечной мерзлоты не может быть легкой. Температура опускается до минус 50 градусов и тем не менее чукчи здесь живут в тонких юртах и похоже совершенно не мерзнут.
Традиционный чум строится на шестах, покрытых оленьими шкурами. На одно жилище уходит около 70 шкур, их сшивают в одно полотно, которое затем крепится на образованный шестами конус. Когда-то в центре чума выкапывали очаг, сегодня за обогрев чаще отвечает печка, работающая круглые сутки.
В чуме дымно, зато по-настоящему тепло. Местные народности, чукчи и ненцы, часто спят на оленьих шкурах, но могут встречаться и обычные подушки с одеялами. В конце-концов, эти люди выбрали образ жизни сами, они не уходили от цивилизации — во многих племенах есть и современная техника, оленеводы уходят за своими стадами на снегоходах.
В одном чуме могут жить сразу несколько поколений одной семьи. Все зависит от размера — чумы бывают и 8 метров в диаметре. Сохранить тепло людям помогает не только печь, но и одежда: национальные шубы шьются в два слоя, мехом внутрь и наружу.
Небольшое видео о жизни чукчей в тундре:
Современному человеку быт чукчей может показаться первобытным. Однако, правила жизни в тундре вырабатывались целыми поколениями — местные жители просто умеют оптимально приспосабливаться к суровым условиям вечной мерзлоты.
Из шкур и палок. Как оленеводы в тундре строят чум в снегопад и мороз
Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.
А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.
Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.
Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.
Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.
Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.
На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.
Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее «убранство» чума покрывается снегом.
Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.
И тут же в печке разводится огонь и ставится чайник.
И они довольно быстро приходят в негодность, особенно если зима была холодная и приходилось сильно топить печку. Шкура от тепла пересыхает, мех обгорает и начинает выпадать. Кстати, именно поэтому зимнюю меховую одежду тоже стараются хранить на улице. Тот случай, когда мороз лучше, чем тепло.
Почти всё готово, уже можно залезать внутрь и обустраиваться.
Чем жители Крайнего Севера отапливают чумы?
Каждая хозяйка чума знает, до какой степени можно развести огонь в очаге. И не только потому, чтобы экономить топливо. Если перегреется воздух и покрышка отсыреет, то тепловой комфорт в жилище нарушается. Из интервью с коренными жителями Пуровского района на празднике оленевода (март 2005, пос. Ханымей) мы составили такую картину распределения тепла в чуме:
Температура рядом с внутренней стенкой нюка, даже в хорошо прогретом чуме стабильно показывали температуру около нуля – не выше, что способствует долговечности покрышек-нюков.
В структуре внутреннего пространства чума определяющую роль играет очаг. Пожелание тундровика «мяд ту нея хабтю» (буквально – пусть не гаснет ваш огонь) означает «Да не закончится ваш род! » Очаг в чуме – это костёр или железная печь. При пятидесятиградусном морозе живительная сила огня в чуме ощущается как нигде!
Очаг расположен точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища, его столп. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Мало того, что это центр жилища, это ещё и центр вселенной. Чум и вселенная – вещи одного порядка.
Подобным образом ведут себя и тепловые потоки. Дойдя до макодаси, они образуют зону повышенного давления. Она служит своеобразной запирающей «пробкой» и не позволяет холодному воздуху с улицы прорваться в чум. Летом ее не могут преодолеть комары, гнус. «Пробка» препятствует образованию сквозняков. Даже когда очаг остывает перепад температуры наружного воздуха и внутреннего сохраняется.