Чем отапливают чумы чукчи в тундре зимой
Чукчи в тундре зимой живут в тонких юртах и не мерзнут. Смотрим как устроен обогрев
Зима в тундре длится по 9 месяцев: зима в субарктическом климате, в условиях вечной мерзлоты не может быть легкой. Температура опускается до минус 50 градусов и тем не менее чукчи здесь живут в тонких юртах и похоже совершенно не мерзнут.
Традиционный чум строится на шестах, покрытых оленьими шкурами. На одно жилище уходит около 70 шкур, их сшивают в одно полотно, которое затем крепится на образованный шестами конус. Когда-то в центре чума выкапывали очаг, сегодня за обогрев чаще отвечает печка, работающая круглые сутки.
В чуме дымно, зато по-настоящему тепло. Местные народности, чукчи и ненцы, часто спят на оленьих шкурах, но могут встречаться и обычные подушки с одеялами. В конце-концов, эти люди выбрали образ жизни сами, они не уходили от цивилизации — во многих племенах есть и современная техника, оленеводы уходят за своими стадами на снегоходах.
В одном чуме могут жить сразу несколько поколений одной семьи. Все зависит от размера — чумы бывают и 8 метров в диаметре. Сохранить тепло людям помогает не только печь, но и одежда: национальные шубы шьются в два слоя, мехом внутрь и наружу.
Небольшое видео о жизни чукчей в тундре:
Современному человеку быт чукчей может показаться первобытным. Однако, правила жизни в тундре вырабатывались целыми поколениями — местные жители просто умеют оптимально приспосабливаться к суровым условиям вечной мерзлоты.
Традиционные жилища северных народов
Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…
Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож. И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Яранга
Кола Бельды, исполнивший песню про чукчу ждущего в чуме рассвета, прекрасно знал, что такое явление может быть только если чукча приехал к нему, этническому нанайцу, в гости. Чукчи живут исключительно в ярангах. Но здесь нужно сделать поправку, не все чукчи, а только оленеводы. Из более чем 15 тысяч чукчей проживающих на Чукотке, постоянно живущих в ярангах чуть больше полутысячи человек.
В этом посте, я конечно же не расскажу о всех особенностях жилища оленеводов, об этом можно написать целую книгу, а то и несколько. Мы лишь познакомимся с принципиальными основами строительства и устройства яранги.
Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как «дефицит». Жерди берегли, их передовали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.
Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как «дефицит». Жерди берегли, их передовали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.
3. Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма «Территория»
4. Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги
Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи.
После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементраных законов физики и команды «иии, раз», только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привзявыаются с внешней стороы яранги.
6. «Усиление» яранги, чтобы не сдуло покрышку
Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами берзента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
7. Яранга в амгуэмской тундре
Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами берзента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
7. Яранга в амгуэмской тундре
9. Третья бригада МУСХП «Чаунское»
11. Яранга в янракыннотской тундре
В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.
13. Полог снаружи
14. Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой
Как устроен чум у ненцев
Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Снаружи с него легко скатывается снег, а внутри, не задерживаясь, выходит дым от очага.
Любой чум собирается из нескольких десятков шестов (20-50). Чем их больше, тем вместительнее чум.
Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем, внутренний слой шерстью внутрь, но сейчас этот слой заменяется дорнитом. Зимний чум называется сырей мя, а летний – таны мя.
Традиционно у ненцев чум устанавливает женщина, но сейчас к этому относятся более лояльно. Кстати, летом такой чум ставится всего за 20-30 минут, практически как туристическая палатка, а зимой час-полтора.
Зимой на пол чума раскладывают доски, летом же обходятся без них, это упрощает сборку жилища и позволяет не перегружать оленей при передвижении с места на место.
Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. К этому шесту над очагом крепятся два горизонтальных, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла.
Труба от печки уходит строго в центр чума. Верхушка не герметичная, она дает возможность для циркуляции свежего воздуха и выходить дыму из жилища.
Кстати, женщинам запрещается обходить печку с задней стороны, это можно сделать только с передней. Мужчинам можно и так и так.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.
Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности.
В чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик, который стоит за печью.
Для нас его вытащили и накрыли. Всем этим занимается женщина, пока мужчина ждет.
Раньше в чумах для освещения использовались чаши, которые наполнялись рыбьим жиром, куда погружался фитиль, позже появились керосиновые лампы, а сейчас почти все используют бензогенераторы.
Хотели бы переночевать в таком чуме? Я очень, но к сожалению, у нас не было лишнего дня для этого.
Сколько стоит построить чум оленевода?
Вы могли бы себе представить жизнь в доме, который каждый месяц нужно строить заново? А именно в таких домах живут коренные народа Крайнего Севера России. Как и сотни лет назад, многие из них занимаются оленеводством, кочуя с места на место вместе со своим мобильным домом. Как устроен чум кочевников и сколько на него копит семья?
У чума в стойбище в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Дом за час
Посмотрите, как собирают чум:
Возводится такой дом примерно за час. Обычно этим занимается женщина (в 2018 году даже появилась официальная профессия чумработницы), но сегодня от этого правила отходят, вместе получается быстрее.
Внутри чума, Ямал, 2018.
Так выглядят нарты. Поселок Щучье Ямало-Ненецкого автономного округа.
Когда нужно переезжать, то накануне все вещи упаковываются и укладываются в нарты (так называются сани кочевников), а утром разбирают и сам чум. Уходит на это у опытных оленеводов примерно полчаса.
Вот так выглядит разборка чума:
А переезжают кочевники очень часто, чтобы стада оленей не съели всю немногочисленную растительность в тундре. Зимой раз в три-четыре недели, летом раз в неделю-две. Маршруты могут быть примерно одинаковыми в течение года, а потому в тундре местные жители ориентируются хорошо даже без навигаторов, хотя современная техниками у них тоже имеется.
У оленеводов есть снегоходы, электрогенераторы, чтобы заряжать телефоны и ноутбуки, а также рации, чтобы в экстренных случаях вызывать вертолеты скорой помощи или спасателей.
Как покупают чум?
Жилище хантов в Тюменской области.
Берестяной чум, 1936. Ямал.
В среднем, на один чум нужно около 60-80 шкур, каждая из которых стоит не менее 10 тысяч рублей ($135). Но ведь ни один оленевод не может себе позволить столько шкур сразу, ведь тогда у него просто не останется оленей, а ведь шкуры нужны и на одежду, и на обувь.
Но если раньше чум всегда делали самостоятельно, то сегодня молодая семья оленеводов может приобрести все необходимое для строительства на большой земле. В среднем, один чум обходится в 1 млн рублей ($13,500): сюда входят как стройматериалы, так и печь для обогрева.
Ханты-Мансийский автономный округ. Во время празднования Дня оленевода в поселке Тазовский.
За эту же сумму можно купить на севере квартиру или построить дом в тех же регионах. И у многих кочевников действительно есть самые обычные квартиры, где они проводят отпуска или живут на пенсии. Получают их благодаря государственным льготам и субсидиям. Но чтобы работать в тундре, все же необходимо иметь еще и мобильный дом, поэтому в первую очередь для семьи важно накопить на чум, которым пользуются большую часть года. В 2020 на Ямале, главном регионе оленеводства в России, региональные власти начали выдавать молодым семьям сертификаты на постройку чума.