Что такое face pay в метро
Что такое face pay в метро
Сегодня на всех станциях мосметро запустилась система оплаты проезда по биометрии
Всем привет, это Максим Ликсутов! Сегодня на всех станциях мосметро запустилась система оплаты проезда по биометрии при помощи камер на турникетах. Речь о технологии Face Pay, позволяющей проходить в метро «без рук», без «Тройки» и не прикладывая карту, только посмотрев в камеру. Теперь Москва — город с самым масштабным использованием технологии оплаты проезда с распознаванием лиц в мире. При этом все другие способы оплаты никуда не денутся.
Система тестировалась пассажирами и сотрудниками Транспортного комплекса с начала 2021 года и наконец готова для полноценного запуска. Алгоритм работы Face Pay прост: вы привязываете свою банковскую карту, на которой есть средства, и «Тройку» к приложению «Метро Москвы», смотрите в камеру перед турникетом, отмеченным стикером, деньги за проезд автоматически списываются. Даже руки из карманов не нужно доставать, или тяжелые пакеты перекладывать и искать в карманах карточку или смартфон. Не надо сокрушаться, если забыли «Тройку» дома, так как всё для оплаты у вас всегда будет при себе. При этом списание средств и все процедуры с платежом аналогичны тем, как при проходе с банковской картой.
Мэр Москвы поручил сделать поездки в столичном транспорте удобными, чтобы у пассажиров стало как можно больше вариантов, как заплатить за проезд. Во всем мире Московский метрополитен называют лидером по количеству способов оплаты проезда, и Face Pay поможет закрепить это звание. Благодаря разнообразию способов оплаты за 10 лет очереди в кассы метро стали меньше в 3,3 раза, а с появлением Face Pay они смогут еще сильнее сократиться. Да и в условиях эпидемиологической угрозы полностью бесконтактный способ оплаты – самый безопасный.
Кстати, на финальных этапах тестирования технологию Face Pay оценила международная премия TechFest и отметила её в шортлистах по двум номинациям: Лидер транспортной инфраструктуры и Лучшее использование технологий в сфере искусственного интеллекта. Именно последнее для Face Pay очень актуально: прозрачные очки и маски не станут помехой для распознавания лица пассажира, если хотя бы 40% его лица остаются открытыми. Если же закрыта большая часть лица, то потребуется чуть больше времени для распознавания пассажира. При проходе через турникет сдвиньте вниз маску – тогда система распознает вас быстрее. Также, например, когда вы используется Face ID для оплаты покупок или счета в кафе, вы также приоткрываете лицо, чтобы смартфон вас узнал.
При этом, особенно на открытых станциях при неярком, кое-где «историческом» освещении система может срабатывать несколько дольше, точно так же, как и камере вашего смартфона требуется больше времени, чтобы узнать вас в темноте или в плохо освещенном месте. Не выйдет и использовать фотографию лица для оплаты проезда: технология Liveness отличает живое лицо от изображенного на фото.
Для корректной работы сервиса ваше фото должно быть сделано анфас при хорошем освещении, лицо открыто. Мы подготовили для вас простую и понятную инструкцию. Если вы хотите пользоваться Face Pay, то зарегистрироваться лучше заранее, а не у турникета – за несколько часов.
По нашим прогнозам, в ближайшие 2-3 года 10-15% пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Мы будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймём, что спрос на новый сервис растёт. Сейчас по одному турникету установлено в каждом вестибюле станций, а на некоторых станциях их больше, так, на «Смоленской» Филевской линии турникетов с Face Pay уже три.
И, что больше всего беспокоит отдельных пассажиров, приватность будет на самом высоком уровне: все данные надежно зашифрованы. Камера на турникете считывает биометрический ключ. То есть сравниваются биометрические ключи пользователей Face Pay, а не изображение лица или другие персональные данные.
Так что, если вы еще беспокоитесь по поводу того самого «Большого брата», то можно быть спокойным — он не следит за нами, а служит вам и открывает все двери.
Нам очень интересно и важно ваше мнение: все комментарии и предложения можно написать нашему чат-боту Александре или позвонить по номеру 3210.
Систему Face Pay для оплаты проезда запустили на всех станциях метро
С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся», — отметил Максим Ликсутов.
Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. В департаменте транспорта рассказали, Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.
Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически. Процедура аналогична проходу по банковской карте.
«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10–15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — объяснил заммэра.
Вопросы и пожелания по работе нового сервиса можно направить чат-боту Александре или обратиться по номеру 3210.
Что такое face pay в метро
СОГЛАСИЕ
Пользователя Мобильного приложения «Метро Москвы»
2. Использование Мобильного приложения «Метро Москвы» предназначено исключительно для лиц старше 18 (восемнадцати) лет. Пользователь Мобильного приложения «Метро Москвы» подтверждает, что является полностью дееспособным лицом, достигшим указанного возраста.
3. Пользователь Мобильного приложения «Метро Москвы» соглашается с тем, что на основании исключительно автоматизированной обработки изображения, переданного Пользователем с помощью функционала Мобильного приложения «Метро Москвы», и иных данных могут приниматься решения, порождающие в отношении него юридические последствия.
5. Обработка изображения допускается для целей функционирования Мобильного приложения «Метро Москвы», оплаты проезда и получения иных услуг ГУП «Московский метрополитен».
6. Пользователь дает согласие на обработку его изображения следующим лицам:
а) ГУП «Московский метрополитен»;
б) организациям, подведомственным Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
в) иным лицам, обеспечивающим достижение целей обработки изображения, указанным в пункте 4 настоящего согласия.
7. Настоящее согласие действует со дня его выдачи (в том числе в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью) до дня его отзыва путем личного обращения или направления письменного обращения в порядке, предусмотренном для подписания настоящего согласия.
8. Пользователь подтверждает, что ознакомлен с разъяснением о порядке принятия изображения и юридических последствий такого решения, изложенным в условиях Публичной оферты Мобильного приложения «Метро Москвы».
9. В случае если в процессе реализации функционала Мобильного приложения «Метро Москвы» будут обрабатываться биометрические персональные данные Пользователя настоящим Пользователь подтверждает конкретное, информированное и сознательное согласие на обработку его биометрических персональных данных на условиях, изложенных в настоящем согласии.
10. Пользователь подтверждает, что проинформирован о возможности отзыва настоящего согласия, а также отзыва согласия на обработку его изображения у каждого из лиц, указанных в пункте 5 настоящего согласия.
Как работает Face Pay в московском метро
В московском метро 15 октября 2021 года заработал сервис Face Pay. Пассажиры могут оплачивать проезд при помощи системы распознавания лиц. Разбираемся, как устроена эта система, насколько она удобна и безопасна.
Краткое содержание статьи
Что случилось
На всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, через который можно бесконтактно оплачивать проезд. Не подключены к системе пока МЦК, МЦД и монорельс.
В первые дни после запуска системы в ней зарегистрировались более 30 тысяч человек, или 1% пассажиров. В метрополитене рассчитывают, что через три года пользоваться биометрией будут до 15% пассажиров.
Что такое Face Pay
Face Pay — это бесконтактная система оплаты проезда при помощи технологии распознавания лиц. Она работает на базе существующей системы распознавания лиц, запущенной в столичном метро в сентябре 2020 года. Москва стала первым городом в мире, где технология оплаты по лицу используется в такой масштабной системе, как метро.
Как подключить Face Pay
Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно установить мобильное приложение «Метро Москвы». В разделе «Кабинет» требуется привязать карту «Тройка», банковскую карту и сфотографироваться. Фото должно соответствовать следующим требованиям:
При оплате Face Pay действуют скидки в рамках акции «Время ранних». По этой акции можно сэкономить до 23 ₽ при проезде на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях в рабочие дни с открытия метро до 7:15 и с 8:45 до 9:15.
Как оплачивать проезд через Face Pay
Перед поездкой нужно удостовериться, что на банковской карте есть деньги для оплаты. Иначе может получиться так, что турникет откроется и пропустит пассажира в метро, но впоследствии списать деньги с карты не сможет и отправит её в стоп-лист.
На входе в метро нужно найти турникет, на полу рядом с которым наклеен специальный чёрный стикер, и посмотреть в установленную на турникете камеру. Перед этим рекомендуется снять головной убор и проследить, чтобы лицо не закрывали шарф или маска. После оплаты маску необходимо надеть обратно. Система пропустит человека, если он соответствует фотографии на 95%.
Насколько безопасна оплата лицом
Безопасность данных обеспечивается на самом высоком уровне, все сведения хранятся и передаются в зашифрованном виде, отмечают в департаменте транспорта города Москвы. Камера на турникете считывает лицо пассажира, переводит информацию в биометрический ключ — уникальный набор точек на лице — и сравнивает между собой именно биометрические ключи, а не изображение лица.
Новая система очень удобна, а биометрические данные сложно скопировать и подделать. При этом опасность утечки данных всё же нельзя исключать, считает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская.
«По мере использования системы будут выявляться уязвимости, которые специалисты начнут устранять. Участвовать ли в проекте — каждый должен решить сам, заставить никто никого, конечно, не сможет, — отмечает Ольга Бобровская. — Что касается применения биометрии на транспорте — это общемировой тренд, и его вряд ли можно остановить. Остаётся только надеяться, что удобство использования будет сопровождаться и серьёзной защитой биометрических данных, чтобы ими не смогли воспользоваться злоумышленники».
Со временем биометрия будет применяться для оплаты покупок, в качестве пропусков на работу или домой, в системах идентификации в аэропортах и на железнодорожном транспорте, добавила эксперт. Причем распознавание будет не только по лицу, но и по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.
Не только Москва: картой «Тройка» можно оплачивать проезд уже в девяти регионах
Перспективы Face Pay
В случае если спрос на Face Pay будет расти, количество турникетов с камерами увеличат. В перспективе система может быть запущена на МЦК, МЦД, в автобусах и трамваях, а также в электричках Московской области.
Оплачивать проезд выгоднее картой с кэшбэком
Оплата по лицу в метро и магазинах: как внедряют биометрию в Москве и чего стоит опасаться
С 20 сентября на всех линиях Московского метрополитена в тестовом режиме работает Face Pay – биометрическая система оплаты проезда, предполагающая сканирование лиц пассажиров с помощью камер турникетов. Ранее, весной 2020 года, похожая система «Оплата одним взглядом» была запущена в магазинах сети «Перекресток». Корреспондент РИАМО выяснил, как устроена Face Pay в столице, и узнал у экспертов о плюсах и минусах технологии бесконтактной оплаты по лицу.
Турникет все видит
Последние пять веток столичного метро подключили к тестированию системы Face Pay 20 сентября. Сейчас биометрическая система оплаты проезда, основанная на технологии сканирования лиц пассажиров с помощью камер турникетов, работает в тестовом режиме на 241 станции. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что с 15 октября Face Pay заработает на всех станциях.
Теперь оплачивать проезд в подземке можно будет без использования проездных. При этом, как ранее заявила заместитель начальника Московского метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова, благодаря быстродействию Face Pay не будет провоцировать очереди перед турникетами. Кроме того, система сможет с вероятностью более 70% распознать лица пассажиров в масках.
Принять участие в тестировании системы может любой желающий – для этого Московское метро запустило специальный сайт. Чтобы стать тестировщиком, необходимо указать свой e-mail, марку и модель мобильного телефона, а также при желании номер карты «Тройка». После этого в течение семи дней организаторы тестирования пришлют участнику письмо со всеми необходимыми инструкциями.
Для того, чтобы воспользоваться системой, пассажиру нужно будет сначала установить на свой мобильный телефон приложение «Метро Москвы», затем загрузить свою фотографию в специальный раздел Face Pay, а также привязать банковскую карту (дебетовую или кредитную). Для непосредственной оплаты проезда пассажир должен выбрать турникет, рядом с которым есть круглый черный стикер с надписью: «Оплата по биометрии». Затем необходимо посмотреть в камеру турникета – он откроется в течение 1-2 секунд, а деньги за проезд спишутся с банковской карты, привязанной к приложению.
Пока что в этой схеме не участвует карта «Тройка» – основа системы оплаты общественного транспорта в Москве. Однако не исключено, что в будущем разработчики сделают частью Face Pay и ее.
Биометрия против Covid-19
Технологию оплаты по лицу внедряет не только Московский метрополитен. Весной 2020 года в 150 супермаркетах «Перекресток» появилась возможность оплатить покупки одним взглядом – совместный проект с применением технологии Vision Labs запустил «Сбер», Visa и Х5 Retail Group.
Механизм работы системы прост: покупатель в «Перекрестке» пробивает все товары на кассе самообслуживания, выбирает опцию «Оплата одним взглядом», на пару секунд снимает маску, и покупка оплачивается. При этом не нужно доставать ни банковскую карту, ни смартфон. Правда, если сумма операции превышает тысячу рублей, покупателю придется ввести специальный код безопасности для дополнительной защиты платежа.
Задать этот код и подключить «Оплату одним взглядом» можно в соответствующем разделе приложения «Сбера». Разработчики системы, помимо удобства, делают ставку на безопасность для здоровья, что особенно актуально в период пандемии Covid-19. Не секрет, что наличные, переходя из рук в руки, собирают бактерии и вирусы. По данным Роспотребнадзора, коронавирус может сохранять активность на денежных купюрах не менее суток, на монетах – не менее трех часов. С бесконтактной картой все гораздо лучше, но и с ней часто приходится касаться терминала, чтобы ввести ПИН-код.
Как убедился корреспондент РИАМО, подключить эту опцию несложно: приложение «Сбера» попросит пользователя дать доступ к камере и микрофону смартфона. После этого нужно будет выполнить несколько заданий, вроде вращения головой в разные стороны и зачитывания на камеру цифр в определенном порядке – похожим образом на телефонах iPhone реализована система Face ID.
Однако, как показала практика, существует проблема: для продавцов опция «Оплата одним взглядом» до сих пор является экзотикой. Корреспондент РИАМО подключил ее в приложении «Сбера» по всем правилам и отправился в один из магазинов сети «Перекресток», но касса самообслуживания при попытке «Оплаты одним взглядом» выдала ошибку.
«Вам необходимо не просто подключить биометрию в приложении, но и привязать к ней банковскую карту, а сделать это можно только в отделении», – сказал один из продавцов.
На следующее утро корреспондент отправился в ближайшее отделение «Сбера», но там ему сказали, что никакую карту для оплаты по биометрии привязывать не надо, если эта опция уже подключена в приложении.
Оказалось, все было гораздо проще: чтобы активировать «Оплату одним взглядом» на кассах самообслуживания, нужно было всего лишь перейти по специальному QR-коду – сделать это предлагала сама касса. После этого оплата покупки прошла без проблем. Правда, непонятно, почему подсказать это не смогли сами продавцы в магазине.
Технологии будущего
Как отмечают эксперты, системы распознавания лиц в целом и оплата с их помощью в последние годы переживают бурное развитие во всем мире. Причина кроется в большом количестве достоинств, главное из которых – удобство. Как говорит юрист цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Андрей Завертяев, забыть дома кошелек или мобильный телефон с виртуальной банковской картой может любой человек, но с оплатой по биометрии такой проблемы не возникнет в принципе.
Второй момент – скорость: биометрия является самым быстрым из всех доступных методов оплаты. Технология позволяет оперативно принимать платежи, сокращая очереди и повышая уровень обслуживания клиентов. При оплате бесконтактным способом клиент также минимизирует риск мошенничества или ошибки со стороны персонала.
Важна и минимизация рисков для здоровья: решения, аналогичные Face Pay, стали актуальными в связи с пандемией Covid-19.
«Правительства по всему миру до сих пор призывают граждан использовать бесконтактные платежи для минимизации контактов. В связи с чем, вероятно, такие решения, как Face Pay, в скором времени станут новой нормой», – считает директор по продуктам компании-разработчика решений в области виденаблюдения и аналитики Ivideon Заур Абуталимов.
Как отмечает эксперт, еще одно преимущество FacePay и ее аналогов – экологичность. Технология помогает сократить выбросы углекислого газа, поскольку необходимость в бумажных чеках может быть сведена к минимуму или полностью отменена.
Учитывая достоинства биометрических систем, вполне вероятно, что в будущем сфера их применения может быть существенно расширена. В частности, применение им могут найти в медицине.
«Например, вы потеряли сознание, и приехавшая бригада скорой помощи сможет получить быстро и точно всю информацию о вашем анамнезе. Вполне эффективный сценарий, который сможет в будущем спасать жизни», – отмечает Андрей Завертяев.
Цифровые риски
Несмотря на все плюсы, эта технология, как и любая другая, неизбежно несет определенные риски для пользователей. Как объясняет Заур Абуталимов, при оплате лицом используются персональные данные. Но, если в случае с обычной банковской картой речь идет о личной информации вроде имени и фамилии, то в технологиях, подобных Face Pay, речь идет о другом виде данных – биометрических.
«Тут есть большая разница: в случае мошенничества вы легко сможете запросить выпуск новой карты, а вот с лицом или отпечатком пальца так не получится», – говорит эксперт.
По его словам, популярность биометрических систем дает хакерам новое пространство для маневров. К примеру, в 2019 году в сети появились так называемые дипфеки (Deep Fake) – аудио- и видеоподделки лиц и голосов реальных людей, выполненные с помощью технологии Deep Learning.
«Самым ярким примером незаконного использования этой технологии является случай с иностранной энергетической компанией, которая потеряла около 220 тысяч евро, переведя их на счет мошенника после телефонного звонка, в котором голос руководителя компании приказал перевести деньги стороннему контрагенту», – рассказывает Заур Абуталимов.
Примечательно, что в этом прецеденте правдоподобно имитировался не только голос начальника, но и его манера говорить, в частности, немецкий акцент. Аналогичным образом с помощью Deep Fake возможно создание онлайн-видео, что было продемонстрировано во второй половине 2019 года на конференции в Массачусетском технологическом институте.
ИБ-евангелист компании Avast Луис Корронс также указывает на уже зафиксированные случаи, когда и специалистам по безопасности, и хакерам удавалось пройти биометрические проверки с помощью видеозаписей, фотографий и программ для изменения голоса.
«Главная задача при запуске систем, подобных Face Pay, – отладить процедуру идентификации пользователя, например, для предупреждения идентификации по фотографии, а не лицу реального человека», – говорит генеральный директор IT-компании Omega Алексей Рыбаков.
По его словам, пользователь также должен иметь возможность применять биометрическую системой оплаты даже при изменении параметров лица, например, использовании аксессуаров, грима или появлении гематом.
Перспективы Face Pay
Популярность системы Face Pay среди пассажиров будет зависеть от целого ряда факторов, но очевидно, что в случае успеха объем биометрических данных пользователей будет велик. Как именно их будут хранить в московском метро, пока не известно.
Как отмечает Луис Корронс, чем больше данных, тем больше вероятность уязвимости в системе. Риски сводятся к минимуму, если хранится только описание биометрических характеристик, а не вся информация, включая фотографии и 3D-сканы.
Московскому метро будет непросто обеспечивать защищенность данных на протяжении всех лет эксплуатации, считает технический директор компании Trend Micro в России и СНГ Михаил Кондрашин.
«Фактически метрополитен уже стал местом, где хранятся платежные данные москвичей со всеми вытекающими рисками. Но компрометация нового способа идентификации по лицу вряд ли будет иметь массовый характер: ведь стоимость проезда относительно мала, а риски для злоумышленников предельно высоки», – говорит эксперт.
Еще один фактор, который может повлиять на популярность Face Pay – психологический. Как объясняет Заур Абуталимов, несмотря на все преимущества этой технологии, оплата с распознаванием лица – это идея, которую некоторые никогда не примут.
«И сколько бы вы ни приводили логических доводов, для части населения это все равно останется серьезным психологическим фактором», – уточняет собеседник РИАМО.
Впрочем, по словам Алексея Рыбакова, в московском метро в любом случае останутся альтернативные системы оплаты. Например, несмотря на внедрение оплаты банковскими картами, возможность оплачивать услуги наличными все еще доступна. Дело в том, что определенный процент населения до сих пор просто не имеет банковских карт. И освоение таких технологий, как Face Pay почти наверняка станет для них делом весьма отдаленного будущего.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»