Что такое dsee hx в наушниках

Что такое DSEE HX на смартфонах и наушниках от Sony. Или разговор о дискретизации и разрядности

Работая над обзором новых TWS-наушников Sony WF-1000XM3, я столкнулся с одним интересным явлением. Эти наушники, как и многие другие устройства от Sony, поддерживают фирменную технологию DSEE HX, которая, согласно заявлениям самой компании, «творит чудеса» со звуком.

Но мой интерес вызвала не столько технология, сколько отношение к ней популярных ресурсов с обзорами техники.

Если какой-то автор не забывал упомянуть о DSEE HX, то это обязательно был хвалебный отзыв, повторяющий описание, прочитанное на официальном сайте Sony, которое гласит:

DSEE HX улучшает качество сжатого с потерями MP3-файла до уровня Hi-Res Audio, восстанавливая утерянные параметры оригинальной записи.

Официальное «объяснение» технологии DSEE HX

Другими словами, больше не нужны lossless-файлы в формате 24 бит/96 кГц (или 24/192), достаточно взять обычный сжатый mp3-файл в формате 16 бит/44.1 кГц, включить функцию DSEE HX и на выходе получаем тот же Hi-Res-аудио формат!

Сразу сделаю небольшую оговорку. Если вы не понимаете, о чем я только что написал и все эти «биты» и «килогерцы» ни о чем вам не говорят — прекрасно! К концу статьи вы будете очень хорошо во всем этом разбираться.

Но прежде, чем говорить о технологии Sony DSEE HX, нужно кое-что прояснить.

Как выглядит цифровой звук

Обычный (не цифровой) звук — это не более, чем столкновение молекул воздуха друг с другом. Когда, к примеру, мы хлопаем в ладоши, молекулы воздуха разделаются в разные стороны и ударяют по соседним молекулам:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Те, получив импульс, толкают следующие молекулы и так до тех пор, пока эти столкновения не попадут к нам в ухо и не ударят по барабанной перепонке. Если вы об этом не знали, тогда можете почитать вот эту нашу статью.

В результате таких столкновений в пространстве создаются области сжатого и разреженного воздуха (где молекулы сбились в кучу — это сжатый воздух, а где между ними образовалось много свободного пространства — разреженный).

Такие участки сжатия и разряжения мы обозначаем в виде волны — чем выше волна, тем сильнее в этом участке сжатие воздуха и наоборот, чем ниже опускается волна, тем более разрежен воздух:

Теперь представьте следующую звуковую волну, которую нам необходимо оцифровать (записать в виде нулей и единичек), чтобы сохранить на смартфоне и в дальнейшем воспроизводить:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Черная линия на картинке — это промежуток времени, равный 1 секунде. Когда микрофон записывает звук, в его мембрану ударяются те самые молекулы, что бьют и по нашей барабанной перепонке. И это движение мембраны преобразовывается в электрическое напряжение.

Всё, что нам нужно сделать — это записать значение напряжения в каждый конкретный отрезок времени и сохранить в бинарном виде (нули и единицы). Но как часто это делать?

Для простоты решим, что мы будем делать 5 замеров или «снимков» (сэмплов) и сохранять их в файл. В течение одной секунды мы 5 раз измерим напряжение через ровные промежутки времени, т.е. каждые 200 миллисекунд будем проверять напряжение и сохранять его значение:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Розовым цветом показаны те значения амплитуды (силы удара молекул о мембрану или, по-простому, громкости звука), которые мы запишем. В результате, если в течение секунды сделать всего 5 замеров, тогда в цифровой записи от красивой плавной звуковой волны у нас останется лишь это недоразумение (мы просто соединили розовые точки):

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Согласитесь, это не совсем то, что было в оригинале. И если теперь такую запись попытаться снова преобразовать в аналоговый сигнал, качество звука будет совершенно неприемлимым.

Что же делать? Естественно, нужно чаще делать «снимки» (сэмплы) звуковой волы, то есть, за одну секунду записывать значение напряжения в 2 раза чаще:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Теперь на записи мы получим немножко более детализированную картинку, которая будет больше похожа на оригинал, но все еще далека от него:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Чтобы максимально приблизиться к оригиналу и записать все звуки в точности, как они звучали в реальной жизни, нам нужно гораздо чаще делать сэмплы (снимки) аналогового сигнала.

Так вот, частота, с которой мы записываем напряжение сигнала, называется частотой дискретизации. Если мы говорим, что частота дискретизации равняется 100 Гц (1 Гц = 1 раз в секунду), это означает, что за секунду мы делаем 100 замеров (сэмплов) звуковой волны. Если будем записывать значение напряжения 1000 раз в секунду, получим частоту дискретизации 1 кГц и т.д.

Если частота дискретизации будет не достаточно высокой, мы можем часто пропускать пики и впадины звуковой волны, что в итоге отразится на качестве звука. То есть, низкая частота дискретизации главным образом разрушает информацию и детализацию верхнего частотного диапазона, где длина волны очень короткая и между двумя замерами может запросто вместится несколько волн.

Так какая же частота дискретизации у обычного MP3-файла? Сколько «снимков» в секунду хранится в таком формате? Для начала нужно понимать, что MP3-файл — это уже сжатый с потерями Audio CD. Стандартом для CD-качества является частота дискретизации 44.1 кГц (44 100 сэмплов в секунду). Соответственно, MP3-файл имеет такую же частоту дискретизации, то есть, 44 100 Гц.

Разрядность или глубина кодирования звука

Но есть еще один важный параметр, влияющий на качество записи звука, под названием разрядность. Чтобы понять, что это такое, давайте еще раз вернемся к примеру нашей звуковой волны:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Здесь мы устанавливали розовые точки прямо по линии звуковой волны через определенные промежутки времени. Образно говоря, мы смогли поставить розовую точку на любой высоте, то есть, каждую пятую часть секунды мы считывали сигнал очень точно.

Но теперь представьте, что вы не можете поставить точку по высоте в любом месте, не можете считать сигнал с идеальной точностью. Вместо этого у вас есть всего 3 возможных варианта (зеленые отметки по оси Y):

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

И теперь нужно ставить точку не прямо на волне, то есть, считывать не идеально точно, а приблизительно, по вертикальным зеленым отметкам. В итоге у нас получится оцифровать аналоговый сигнал следующим образом:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Теперь удалим все лишнее и полюбуемся цифровой записью (слева — аналоговый оригинал, а справа — то, что получилось в итоге):

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что цифровая копия не очень соответствует оригиналу.

И здесь мы подходим к понятию разрядности или глубины звука, которая выражается в битах. Разрядность и показывает, с какой детализацией мы можем записать значение напряжения (или амплитуды) в каждый конкретный момент. Недостаточно лишь увеличивать частоту считывания аналогового сигнала, нужно делать это с высокой детализацией.

Представьте, что теперь у нас на оси ординат не 3 отметки, а 300 или 3000 отметок. Это позволит нам с высочайшей точностью записать значение сигнала и параллельно увеличит динамический диапазон записи.

Именно поэтому разрядность (битность) еще называют динамическим диапазоном звука, так как чем выше эта разрядность, тем сильнее будет разница между самым громким и самым тихим звуком на записи.

Небольшой итог

К этому моменту вы уже должны хорошо представлять себе разницу между файлом, записанным в формате 16 бит/44.1 кГц и 24 бита/96 кГц.

В первом случае при записи использовалась разрядность 16 бит. То есть, при записи амплитуды (напряжения) было доступно

65 тыс. возможных значений (это и есть 16 бит или 2 в 16 степени). А частота дискретизации равнялась 44.1 кГц, то есть, оборудование записывало значение напряжения 44 100 раз в секунду.

Во втором случае при записи использовалась разрядность 24 бита (всего ‬

16 млн возможных значений для каждого сэмпла) и частота сэмплирования составляла 96 тысяч раз в секунду.

Другими словами, запись в формате 24 бита/96 кГц содержит гораздо больше реальной информации о звуке, чем та, что записывалась в формате 16 бит/44.1 кГц. При использовании 24 бит нам доступно 16 млн значений для записи громкости. Это и есть динамический диапазон или разница в 16 млн раз между самым тихим значением громкости (условно единица) и самым высоким (условно 16 777 216 единиц). Вопрос лишь в том, нужна ли вся эта дополнительная информация. Но об этом чуть позже.

Что же такое Sony DSEE HX на самом деле?

Теперь, когда мы разобрались со всеми этими терминами, пришло время ответить на главный вопрос — что же такое в действительности технология DSEE HX?

DSEE HX — это алгоритм повышения частоты дискретизации сжатого mp3-файла с 44.1 до 96 кГц и разрядности с 16 до 24 бит

Другими словами, после обработки самого простого mp3 файла алгоритмом DSEE HX, аудиозапись будет содержать в 2 раза больше информации (только не в самом файле, а в оперативной памяти)!

Представьте, что у вас появилась возможность каким-то чудом вернуться в момент записи оригинальной песни и перезаписать ее с гораздо более высокой детализацией, чтобы она содержала всю ту информацию, что была потеряна при записи с более низкой частотой дискретизации и разрядностью, а также сжатием файла.

Думаю, каждый понимает, что сделать это невозможно. Если какой-то информации в файле нет (скажем, после сжатия с потерями), она там и не появится. По крайней мере, при современном развитии технологий. Возможно, в будущем искусственный интеллект и нейросети смогут это делать, анализируя композицию и добавляя реальную информацию, которая была потеряна. Но, не сегодня и не «на лету», как это делает DSEE HX.

Откуда же DSEE HX берет информацию?

Примерно оттуда же, откуда и все другие апскейлеры — математика. То есть, для вычисления промежуточных значений используется интерполяция. Мы также умеем интерполировать — если мы видим 2 высокие ступеньки, поднимающиеся вверх, нам ничего не мешает добавить между ними еще 2 ступеньки размером поменьше:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Что изменилось? Общая высота подъема или угол подъема? Ничего! Только ступенек стало в два раза больше. Примерно то же делает и DSEE HX, увеличивая частоту дискретизации и разрядность, но не добавляя никакой полезной информации в звук, тем более той, что была утрачена при сжатии.

Проблема в том, что делать простое сглаживание не означает оцифровывать звук с более высокой частотой. В реальности между двумя ступеньками мы могли пропустить целую волну очень высокой частоты. А алгоритм просто сгладил эти ступеньки, даже не догадываясь о ее существовании.

Так что же это получается, все дело в маркетинге? Давайте перед ответом на этот вопрос обсудим кое-что еще.

Какой может быть максимальная частота дискретизации и разрядности?

Можно ли увеличивать частоту дискретизации до бесконечности, улучшая тем самым качество звука? Вот мы считываем аналоговый сигнал 44 тысячи раз в секунду и оцифровываем звук. А если сэмплировать сигнал 1 миллион раз в секунду, будет ли от этого качество звука выше в 20 раз? Ведь, по идее, даже разница в 2 раза будет слышна каждому, а в 20 и подавно!

К сожалению, так это не работает. Вернее, работает, только толку нам, как слушателям, от этого никакого нет. Дело в том, что человек теоретически способен слышать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц (20 000 Гц), причем с возрастом верхняя граница постоянно снижается.

Подавляющее большинство авторов, которые успели «насладиться» работой DSEE HX, к сожалению, физически не способны были услышать никаких звуков с частотой свыше 16 кГц. Да и вы с вероятностью в 99% не услышите ничего на частоте 17 кГц и выше. Если, конечно, вам не 6 лет.

Тут еще очень важно отметить тот факт, что DSEE HX, как и высокая частота дискретизации в целом, имеет дело именно с верхней границей частотного диапазона. То есть, увеличивая частоту дискретизации, мы добавляем детализацию исключительно в верхних частотах. Но как бы мы не детализировали ультразвук, приятнее от этого композиция звучать не будет, а вот размер файла увеличится заметно.

Какие частоты звукового диапазона сохраняются в mp3-файле?

А теперь самое интересное. Как вы считаете, какую максимальную частоту звука возможно оцифровать и записать в файл (сэмплировать), используя стандартную для многих mp3-файлов частоту дискретизации 44.1 кГц?

К счастью, нам не нужно ничего высчитывать и доказывать, с этим успешно справились Гарри Найквист в 1928 году и Владимир Котельников в 1933 году. Так вот, согласно теореме Котельникова, при оцифровке аналогового сигнала (при дискретизации), частота дискретизации должна быть в два раза выше частоты звука, которую мы хотим записать.

Перефразирую еще по-другому. Для того, чтобы без единой потери записать звуки определенной частоты в цифровом виде, нужно считывать значение напряжения в 2 раза выше этой частоты.

Если предположить, что существуют взрослые люди со сверхспособностью слышать звук на частоте 20 000 Гц, тогда частота дискретизации при сэмплировании должна равняться минимум 40 000 Гц (40 кГц). А теперь еще раз вспомним, что частота дискретизации у mp3 — 44 100 Гц (44.1 кГц), что заметно превышает необходимую частоту для подавляющего большинства слушателей. То есть, используя частоту дискретизации 44.1 кГц мы можем записать весь слышимый частотный диапазон, вплоть до ультразвука на частоте 22 000 Гц.

Другими словами, записав аналоговый звук в цифровом виде с частотой дискретизации 44.1 кГц, мы можем заново воспроизвести оригинал без малейших искажений. И пусть в цифровом виде будет «лесенка», а не плавная звуковая волна. После прохождения реконструкционного фильтра любого ЦАПа (цифро-аналогового преобразователя), мы получим идеально гладкий аналоговый сигнал, который будет в точности соответствовать оригиналу.

Но, повторюсь, весь смысл mp3-формата в том, чтобы сжать аудиоданные, внося определенные потери. И если мы говорим про mp3-файлы с битрейтом 320 кбит/с, тогда услышать разницу между mp3 и оригиналом (16 бит/44.1 кГц) очень тяжело. Даже если использовать дорогое оборудование, люди, занимающиеся звуком профессионально, при очень внимательном прослушивании, далеко не всегда смогут определить на слух хоть какую-то разницу.

Ну всё, теперь Sony нас точно обманула!

Не только люди неидеальны, но и аппаратура. Если бы мы записывали звук с частотой дискретизации 44.1 кГц и разрядностью 16 бит, его качество оставляло бы желать лучшего.

Каждый человек мог бы слышать разницу в звучании композиции, записанной в формате 44.1 кГц/16 бит и 96 кГц/24 бита. И суть не в том, что одна запись содержала бы больше полезной (слышимой) информации. Все дело в искажениях и ошибках, которые вносит аппаратура (фильтры) и программное обеспечение при работе со звуком.

Здесь мы совершенно не будем касаться этого вопроса, просто следует знать, что именно для работы со звуком важно иметь «запас прочности» — более высокую частоту дискретизации и разрядность.

Что же касается воспроизведения музыки, здесь также не обойтись без апсемплинга (повышения частоты дискретизации). То есть, фактически Sony DSEE HX — это и есть апсемплинг, который нужен для того, чтобы композиция, пройдя конвертацию из цифрового сигнала в аналоговый, содержала минимальное количество искажений.

Но проблема с DSEE HX состоит в том, что буквально все современные цифровые ЦАПы и без помощи сторонних алгоритмов автоматически повышают дискретизацию. То есть, эта функция сама по себе не имеет смысла.

За одним важным исключением — эффект плацебо. Стоит вам лишь активировать эту опцию и увидеть на экране смартфона загоревшуюся надпись DSEE HX, как звук «действительно» становится более прозрачным, кристально чистым и объемным. Хотя бы в вашем воображении.

P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!

Как бы вы оценили эту статью?

Нажмите на звездочку для оценки

Внизу страницы есть комментарии.

Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!

Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?

Источник

Что такое DSEE HX и как это работает

Sony уделяет много внимания аудиосистемам, по праву считаясь одним из лучших производителей в этой области. Параллельно с разработкой наушников, плееров и колонок компания не забывает развивать технологии, которые позволяют выжать максимум из сжатых форматов аудио. Сейчас редко встретишь человека, который слушает музыку в несжатых форматах, подавляющее большинство людей закачивает на плеер или смартфон композиции в MP3. Качество таких композиций пусть и весьма хорошее, но все же не сравнится с «серьезными» записями без сжатия. Однако Sony удалось создать технологию, которая позволяет существенно улучшить качество звучания. При этом не нужно переходить на другой формат или освобождать место на устройстве под более увесистые аудиофайлы.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Цифровым форматам аудиофайлов весьма трудно воспроизвести мельчайшие нюансы композиции. Вся музыка – звучание музыкальных инструментов, вплоть до едва уловимых тонов, вокал – должна быть записана в виде обыкновенной последовательности единиц и нулей. Если на стандартном CD-диске качество все еще высокое, то с более популярным форматом MP3 из-за сильного сжатия файла звучание ощутимо хуже. Поначалу может казаться, что песня превосходно звучит, но стоит включить ту же композицию на CD или несжатом формате, как все недостатки сжатого формата дадут о себе знать.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Хуже всего ситуация с высокими частотами, которые обычно первыми страдают при уменьшении размера файла. Они звучат смазано, а иногда их невозможно расслышать в принципе. Sony озадачилась улучшением качества песен в сжатых форматах. Проблема может показаться натянутой – можно ведь просто перейти на записи высокого разрешения, то есть созданные по технологии High-Resolution Audio. По качеству формат даже лучше CD, но композиции занимают гораздо больше места. На смартфоне, как правило, хранят и коллекцию фотографий, и игры, и самые разные приложения – под музыку места может не хватить, особенно когда хочется записать всю домашнюю медиатеку «на всякий случай». С Hi-Res Audio, помимо размера файлов, есть еще одна проблема. Музыка изначально должна быть записана в соответствующем разрешении, а таких пластинок не очень много.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Поэтому в Sony решили работать над улучшением звука в имеющихся форматах – CD и MP3 – без изменения самих файлов. На момент создания новой технологии у компании уже была система улучшения цифрового звука DSEE (Digital Sound Enhancement Engine), которая при обработке сигнала переводит сжатую композицию в формат более высокого качества. Таким образом записи получали пропавшие с переходом в MP3 высокие частоты. В результате получалось, что MP3-записи звучали примерно как CD. Sony взяла за основу DSEE и умудрилась доработать технологию так, что теперь она превосходит по качеству CD. Новинка получила название DSEE HX. Несколько красноречивых цифр: у композиций на CD частота составляет 44.1 кГц/16 бит, у DSEE HX – 96 кГц/24 бит. Главный плюс – размер файла нисколько не увеличивается. Технология обрабатывает не запись как таковую, а информацию, которая транслируется в оперативной памяти устройства во время проигрывания музыки, то есть прямо на лету.

А разницу хоть услышим?

Конечно. Sony предлагает протестировать любую композицию с DSEE HX и без нее. Рекомендуется слушать даже не целиком, а небольшой фрагмент, чтобы лучше почувствовать различия. Послушали отрывок песни, отмотали к началу отрезка, активировали чудо-опцию и вновь запустили композицию – изменения будет сложно не заметить.

Эффект DSEE HX особенно хорошо проявляется на концертных записях – создается впечатление, что находитесь прямо на площадке. Отчетливее слышатся аплодисменты, гул толпы, отдельные музыкальные инструменты – гитары не сливаются, а звучат более разрозненно. Словом, полное ощущение присутствия на выступлении группы или музыканта. Также на концертах иногда можно услышать эхо от вокала, и технология позволяет передать изменения в громкости этих звуков, вплоть до постепенного затухания. На студийных записях работу DSEE HX тоже заметите, просто на живых выступлениях она будет более явной.

На каких устройствах работает?

Само собой, только производства Sony. DSEE HX работает на смартфонах линейки Xperia Z начиная с Z3 и всех последующих версиях, плеерах Walkman, которые поддерживают звук высокого разрешения (Hi-Res Audio), беспроводных аудиоколонках, AV-ресиверах под домашние кинотеатры, 4K-телевизорах серии BRAVIA и некоторых других устройствах.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Существует один нюанс: хоть технология на всем перечне девайсов одинаковая, но работает она чуточку по-разному. К примеру, в Walkman и Xperia будет другая частота. У плееров это 192 кГц, а у сматфонов – 96 кГц. В остальном различий нет.

Источник

Что такое Sony LDAC?

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

LDAC — это разработанная компанией Sony технология кодирования звука, которая позволяет передавать потоковое аудио через Bluetooth со скоростью до 990 кбит/с при 24 бит/96 кГц. Она используется в различных продуктах Sony, включая наушники, смартфоны, портативные медиаплееры, активные колонки и домашние кинотеатры. LDAC — это кодек с потерями, который использует гибридную схему кодирования для обеспечения более эффективного сжатия данных.

С выходом Android 8.0 Oreo этот Bluetooth-кодек стал доступен как часть основного кода Android OSP.

Как включить LDAC? (Android 8 и 9)

Вы можете включить LDAC на вашем Android-устройстве только если установлена версия Android не ниже 8.0 Oreo. Для этого:

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Более качественный звук через Bluetooth

Примечательно в LDAC то, что у него есть три режима подключения: с «приоритетом качества», «нормальный» и с «приоритетом подключения».

Каждый из этих вариантов предлагает свой битрейт в 990, 660 и 330 кбит/с соответственно. Таким образом, в зависимости от типа подключения или выбранного вами варианта, существуют различные уровни качества звука. Очевидно, что более низкие битрейты не дают полного качества в 24-бит 96 кГц, которым хвастается LDAC, так что имейте это в виду.

Простое сравнение битрейтов — дело сомнительное, но это даст нам представление о том, сколько аудиоданных каждый кодек отправляет в секунду.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

SBC (высококачественный стандартный низкочастотный кодек) работает на максимальной скорости 328 кбит/с, aptX на 352 кбит/с, а aptX HD — 576 кбит/с. В теории, 990 Кбитный LDAC передает намного больше данных, чем любой другой Bluetooth-кодек. И даже настройка с «приоритетом подключения» может потягаться с SBC и aptX, которые поддерживаются большинством музыкальных онлайн-сервисов.

Впрочем, основываясь на этих данных, невозможно точно сказать, насколько хорош LDAC. Sony держит своё ноу-хау в тайне. Но для правильного перевода этих цифр в контекст нам нужно знать, как технология работает на более низком уровне. До сих пор мы можем только сказать, что LDAC передает гораздо больше данных, чем другие Bluetooth кодеки.

Увеличение скорости передачи

К сожалению, подробную информацию о том, как работает LDAC Sony не публикует. Но некоторые англоязычные источники проливают свет на разные подробности о том, чего Sony стремится достигнуть с LDAC.

В Sony LDAC есть две основные части. Сначала обеспечивается достаточно высокая скорость передачи данных, достигающая 990 кбит/с, а затем аудиоданные высокого разрешения сжимаются в эту полосу пропускания с минимальной потерей качества.

Нужно сказать, что, начиная с 4-й версии EDR в Bluetooth может отсутствовать, поскольку основное внимание стало уделяться снижению потребления энергии. Поэтому не каждый чип и, следовательно, не каждый телефон, обязательно поддерживают Sony LDAC при настройке с «приоритетом качества».

Bluetooth 5 «из коробки» поддерживает 2 Мбит/с с низким энергопотреблением, а также обратно совместим с EDR версиями Bluetooth. Но опять же — не обязательно, что такая скорость будет достижима.

LDAC или aptX? Сравнение двух кодеков

Чтобы максимально повысить качество звука с битрейтом 990 кбит/с технология LDAC использует интеллектуальную комбинацию сжатия без потерь (lossless) и с потерями (lossy). Для этого изменяется битовая глубина на разных частотах, что позволяет значительно увеличить количество отправляемых данных по сравнению с алгоритмами компрессионного сжатия, какие используются в MP3.

Те, кто знаком со слуховой сенсорной системой человека, знают, что чувствительность слуха начинает быстро снижаться после 16 кГц. Это значит большую часть данных, переданных в файле с частотой 96 кГц (48 кГц слышимых данных по теореме Котельникова), невероятно трудно, а то и невозможно услышать.

Это высокие частоты, которые LDAC от Sony не отрезает, но уменьшает их битовую глубину на этапе дискретизации. Другими словами, на этих частотах присутствует больше шума. Впрочем, это не проблема, если принять во внимание ограничения человеческого слуха — на этих очень высоких частотах нам даже близко не нужно так много деталей.

Обычные файлы PCM имеют заданный битрейт на всех частотах. Но их можно сжать, уменьшив битовую глубину на более высоких частотах, с минимальными потерями в качестве звука.

Как Sony это делает?

LDAC не делит поддиапазон (частичную полосу), а переходит непосредственно на частотное преобразование. Выходит, LDAC использует несколько схожий с aptX (и стандартным SBC) метод, где исходный аудиофайл PCM разделен на несколько частотных диапазонов, каждый с разной битовой глубиной.

Опять же, более высокие частоты используют меньшую глубину бит и, следовательно, страдают от большего количества шума. Поэтому технически это сжатие с потерями. Тем не менее, это оправданная экономия данных, так как это не влияет на качество прослушивания почти столько же, сколько отбраковка данных с использованием психоакустических методов.

Однако существуют некоторые заметные различия между LDAC и aptX. В то время как aptX имеет всего четыре поддиапазона, максимум LDAC составляет 16. Это позволяет добавить дополнительные шаги и, следовательно, сгладить шумовой переход между каждой полосой. Но неясно, использует ли LDAC дифференциальную передачу для сохранения размера данных, как это делает aptX от Qualcomm.

Небольшой подсчет говорит о том, что без дополнительного сжатия вы могли бы вместить в среднем чуть более 5 бит на частоте 96 кГц в поток данных 990 кбит/с. Ясно, что это далеко от отправки полного файла Hi-Res, но помните, что LDAC резервирует большую часть бит для слышимого частотного диапазона.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

Изучение библиотеки AOSP libldac также привело к интересным сведениям: чтобы уменьшить размер файлов, кодек Sony в том или ином виде использует алгоритм Хаффмана в сочетании с повторным квантованием. То есть дополнительное сжатие без потерь используется для дальнейшего урезания файла как это происходит в формате FLAC и даже отчасти в MP3. Вероятно, это также помогает Sony уменьшить размер передачи.

Одним из преимуществ этого типа кодирования является то, что файлы меньших размеров могут быть переданы с ещё меньшим сжатием. Sony также заявляет, что LDAC динамически оптимизирует свои поддиапазоны на основе исходного материала. По-видимому, кодек может заранее определить тип файла и качество, чтобы оптимизировать размер его пакета и глубину бит. Например, звуковая дорожка CD качества 44 кГц, может быть разделена на одно и то же количество полос, но должна быть отправлена с большей глубиной бит в меньшем частотном диапазоне. Библиотека LDAC на самом деле указывает, что файлы с частотой 44,1 кГц и 88,2 кГц отправляются с максимальной скоростью 909 кбит/с, а треки 48 и 96 кГц используют полные 990 кбит/с.

Основываясь на вышеприведенном графике, можно сказать, что 16-битный 44,1 кГц файл будет проходить через кодек без изменений, поскольку доступная глубина бит больше 16. Это также подкрепляется заявлениями в маркетинговых материалах Sony. В них говорится, что результат сжатия обеспечивает «то же качество что и на CD».

Ещё одним различием между технологией Sony и Qualcomm является пропускная способность.

aptX кодек с постоянной пропускной способностью, тогда как LDAC — с переменной. Он работает со множеством битрейтов, в зависимости от доступного оборудования, скорости соединения и силы соединения.

Таким образом, когда битовая глубина у Sony уменьшается, объем сжатия и шума увеличивается. А вот aptX всегда работает с одним и тем же постоянным битрейтом. В то время как решение Sony более гибкое, оно добавляет некоторую нагрузку на этап кодирования и декодирования.

LDAC и DSEE HX

У Sony есть ещё одна интересная технология, которую стоит упомянуть. Аудиопродукция Sony теперь поставляется с встроенной технологией апскейлинга DSEE HX, и она даже включена в некоторые беспроводные наушники и колонки компании.

Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть фото Что такое dsee hx в наушниках. Смотреть картинку Что такое dsee hx в наушниках. Картинка про Что такое dsee hx в наушниках. Фото Что такое dsee hx в наушниках

DSEE HX от Sony — это технология обработки сигналов, которая пытается восстановить файлы, сжатые с потерями, такие как MP3 или поток данных через Bluetooth. Для этого используется некоторая хитрость программного обеспечения, основанная на сборе данных из реальных аудиосэмплов. Но, очевидно, что невозможно полностью и точно воспроизвести потерянные данные. Тем не менее, хотя LDAC это lossy-кодек, он всё же сохраняет некоторые высокочастотные данные, хотя и с меньшей детализацией. Использование этих данных, которые недоступны в файлах с более высокой степенью сжатия, должно расширить возможности Sony DSEE HX. Так что это следует учитывать при выборе любых продуктов с LDAC.

Инженеры Sony утверждают, что не могут обнаружить разницу между аудиофайлами Hi-Res и повышающей дискретизацией LDAC + DSEE HX. Но, очевидно, мы должны это проверить сами.

Смартфоны с поддержкой LDAC

Все смартфоны на Android начиная с версии 8 Oreo поддерживают кодек LDAC.

Сторонним производителям оборудования требуется лицензия LDAC, и даже те, кто хочет использовать код Sony AOSP, должны пройти сертификацию.

Маловероятно, что производители Bluetooth-наушников, кроме Sony, будут стремиться лицензировать LDAC в своих наушниках. Поэтому многие телефоны готовы передавать звук через LDAC, но для его получения доступны только наушники Sony. Аргумент в пользу «пожертвования» технологии Sony выглядит довольно умно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *