Что такое drm free
Темная сторона DRM: что нужно знать о защите “читалок” сегодня
В апреле Microsoft закрыла магазин электронных книг и сообщила, что удалит все купленные файлы с гаджетов пользователей. Это произошло из-за закрытия DRM-сервера, который обеспечивал технические средства защиты авторских прав. Журнал Wired назвал происходящее DRM-апокалипсисом. Разбираемся, что представляет собой DRM и что ждет эту технологию в будущем.
Что такое DRM-система?
Эта технология контролирует использование медиафайлов и ПО, которое вы приобрели. Она ограничивает любой тип действий: вы не сможете изменить, перепродать или одолжить защищенные файлы. Для ужесточения контроля программное обеспечение может отслеживать ваши действия.
Как все устроено
Сегодня единого стандарта DRM-систем не существует. Например, для защиты PDF-файлов до сих пор используют пароли, а гиганты Amazon и Barnes & Noble разработали собственные технологии для защиты медиафайлов.
В Amazon создали целую экосистему для чтения: Kindle на e-link, одноименное кроссплатформенное приложение и планшеты Fire.
У нее есть особенность: система не распознает открытые форматы читалок, например, популярные ePub или FB2. Открывать файлы можно в двух форматах: MOBI и AZW.
ADEPT работает по криптографической схеме, но ее с натяжкой можно назвать надежной. Файлы шифруются уникальным ключом AES, а сам ключ защищен ключом RSA. Он генерируется на основе email пользователя и вдобавок закодирован с помощью ключа приложения.
DRM: “за” и “против”
Пользователи Microsoft расценили инцидент с удалением электронных книг как наступление на базовые принципы торговли. Даже то, что людям вернут потраченные деньги и сделают компенсацию за пометки и аннотации, не спасло ситуацию.
Покупая медиа в Сети, пользователи рассчитывают на те же права, что и с физическими носителями. Каждый хочет иметь возможность распоряжаться, одалживать и дарить то, что купил.
Пример Microsoft далеко не единственный. Политика некоторых магазинов позволяет без предупреждения удалять из доступа книги, фильмы и музыку. В результате пользователи чувствуют себя обманутыми.
Эксперты видят еще одну опасность в DRM: это частные системы защиты контента. Сейчас DRM-защита стала одним из вариантов «закрыть» юзера в своей экосистеме. Чтение и прослушивание покупок удобным способом не приветствуется многими IT-гигантами.
Сторонники DRM утверждают, что технология позволяет уберечь файлы от пиратства, и отказ от нее приведет к катастрофе. Но практика показывает, что хакерам по плечу сломать почти любую защиту. DRM оказался не самым эффективным антипиратским инструментом.
День противостояния DRM
Главы FSF Ричард Столлман считает, что DRM покушается на личную свободу пользователей. На сайте компания объясняет, почему от DRM стоит отказаться. Многие организации поддержали Free Software Foundation. Например, издательская компания Oreilly продает DRM-free книги со скидкой 50%.
Вывод
Но пока не существует достойной альтернативы в плане защиты от пиратства, плюсы от DRM перевешивают минусы для издателей. Пока юристы вместе с IT-специалистами не проработают новую систему защиты авторских прав, DRM будет жить.
Да кто такой этот ваш DRM?!
До того, как усесться за эту статью, я подумывала о том, чтобы сменить её название на «DRM: на#уя, а главное зачем?!» Но потом я подумала ещё раз и поняла: на#уя разработчикам сдались всякие Denuvo и прочие причастные, и так знает каждый. Вопрос о пользе и вреде этой штуки всегда открыт, и одни выступают резко против, а другие, кидаясь на амбразуры, готовы защищать любые способы защиты контента от пиратов. И таких материалов, как чисто на поболтать и обсудить больное, так и на подойти к вопросу с профессиональной точки зрения, полно. Но мало кто говорит о том, как DRM вообще появилась, как она работает и что из себя представляет.
Так не доставайся ж ты никому
Естественно, причины, по которым DRM выдумали, и по которым она ещё не канула в Лету, крутятся вокруг авторского права. Проблема того, что кто-то у кого-то что-то упёр без спроса, была всегда, а с глобализацией и началом цифровой эпохи встала особенно остро. Логично, что и самые первые попытки защитить данные от копирования появились задолго до лончеров с онлайн-подтверждением лицензии вашей любимой игрушки и GOG, который призвал отказаться от DRM вовсе. Только чуть грубее.
Инициатива от GOG. Зато честно
Первые предки того, что сейчас зовётся DRM (digital rights management — цифрового управления правами или управления цифровыми правами) появились в начале 20-го века. Тогда были очень популярны механические пианино, которые играли мелодии при помощи перфолент. В Америке производители инструмента не относились с должным уважением к авторам и правообладателям музыки, записанной на перфолентах, и в конце концов всё это вылилось в скандал и требования о том, чтобы полностью запретить выпуск этого инструмента. В итоге механические пианино выпускать не перестали, но производители теперь должны были выплачивать копеечку за каждую перфоленту.
Потом дела вроде как улеглись, пока на сцену не вышли видео- и аудиомагнитофоны. Возможность записи на них приводила к тому, что особо ушлые нехорошие люди создавали и распространяли по сути пиратские копии транслируемых по телевидению фильмов и телепередач. А функция эта вообще-то была рассчитана только на то, чтобы пользователь мог посмотреть свое любимое шоу в удобное для него время. У развернувшейся тогда заварушки и претензиям Universal к Sony, а также попыткам запретить выпускать магнитофоны с возможностью записи, даже есть своё название — дело Betamax. В итоге никто никому ничего не запретил, про магнитофоны решили, что пусть будут, а про дело и вовсе позабыли.
Механическое пианино для тех, кто не знал
И видеомагнитофон для тех, кто не застал
Первым по-настоящему DRM в том виде, о котором вы знаете сейчас, можно назвать систему защиты от Macrovision, использовавшуюся на видеокассетах. Она наводила шороху в импульсах, которые участвовали в записи кассеты, но никак не влияли на качество её воспроизведения. По итогу копия не удавалась. Хитро, но проблема состояла в том, что устройства, которые помогали обойти эту защиту, было не так уж сложно раздобыть, несмотря на то, что вместе с самой DRM компания запатентовала и их.
Взломанная игра про взломы — это даже иронично
Когда же интернет повсеместно вошёл в жизнь людей, и хитрые пираты и прочие недобросовестные негодяи поняли, что при повторной перезаписи с аналоговых носителей качество теряется, а при копировании файла в интернете нет, для борцов за авторские права настали тёмные времена. Нелегально распространяемый контент хлынул изо всех щелей, и там, где достать то или иное произведение не получалось тупым «Сохранить как. », помогала аналоговая брешь. Этим термином называют непреодолимую уязвимость данных с аналоговым выводом перед копированием. Если книжка напечатана на бумаге — её можно отсканировать, если музыка играет, то есть возможность записать её на микрофон.
Эту проблему невозможно преодолеть и сейчас, когда DRM во всевозможных видах проникла во все сферы, и правообладатели осознанно добавляют её, например, в свои игры, полностью осознавая, что не все будут этому рады.
А это точно работает?
Историческая справка окончена, переходим к технической. Неужели оно того стоит? На вопрос в подзаголовке отвечу: это не точно.
Для разного контента всё работает по-разному, и большинство систем используют криптостойкие алгоритмы защиты. Только их проблема в том, что они по умолчанию предполагают, что у конечного пользователя будет ключ, с помощью которого он получит доступ к контенту. А наличие и того, что защищают, и ключа приводит все потуги как-то защитить файлы к провалу автоматически. Поэтому, если немного утрировать, вся задача DRM на данный момент — как можно изощреннее прятать от вас ключи шифрования на вашем компьютере.
А взламывать беззащитные игры вообще должно быть позорно!
Создатели Denuvo во избежание ненужных казусов говорят о своей технологии без подробностей. В 2014 году они твердили, что Denuvo Anti-Tamper «непрерывно шифрует и расшифровывает себя так, что невозможно взломать». 3DM же, группа… назовём их энтузиастами незаконного распространения контента, говорила, что Denuvo включает в себя 64-битную шифровальную машину, которая требует криптографические ключи, уникальные для конкретного оборудования каждой установленной системы.
С играми в последнее время другая мода: в автономном режиме у вас, скорее всего, запустится только та игра, которую уже одобрил сервис авторизации лаунчера. Или ещё круче: игра будет требовать постоянного подключения к интернету. Есть и варианты, в которых количество установок одной копии игры ограничено.
Выглядывает лазейки, знаю я его
А вообще, конкретно над Denuvo — на данный момент единственной крупной DRM, использующейся в индустрии повсеместно, скорее принято смеяться. С октября 2017 года каждую игру с этой защитой взламывали за считанные часы, хотя ещё несколько лет назад даже хакеры признавали, что вот ещё чуть-чуть, и Denuvo будет не взломать. Прибавьте к этому то, что DRM вдобавок не умеют распознавать добросовестное копирование, и получится интересная и странная история, в которой неправы все, а по башке почему-то прилетает только издателям, пытающимся защитить свою интеллектуальную собственность.
Будет ли справедливость, большой вопрос. Да и нужна ли она здесь, вопрос не меньший. Ну ладно, вынудили. Хоть я в начале и распиналась, что статья не про это, но всё же мне интересно увидеть ваше мнение.
Что такое DRM в играх? Нюансы и тонкости
Вопросы защиты контента от незаконного копирования были актуальны во все времена, а в плане игр – с эпохи Atari 2600, когда издатель всеми силами старался ограждать продукцию от кустарного тиражирования. В последующие годы вводились региональные ограничения, в устройства устанавливались специальные чипы защиты, данные шифровались через богомерзкие StarForce и т. д.
Максимальная эффективность достигнута именно в цифровую эпоху, когда игра привязывается к конкретному сервису. Даже если она приобретена на физическом носителе, не предполагается передача, перепродажа или обмен. За исключением консолей от Sony, Nintendo и Microsoft.
Кратко рассказать о том, что такое DRM, достаточно просто. Речь именно о Digital Right Management, т. е. технологических средствах, предназначенных для защиты интеллектуальной собственности. Яркий пример – привязка игрового произведения к Steam, Battle.net и аналогам.
При запуске стартует клиентское приложение, проверяющее наличие действующей лицензии. Онлайн при этом обязателен в 90 % случаев. Даже при переходе в автономный режим запустятся игры, которые ранее получили «добро» от сервиса авторизации. Если внимательно прочесть пользовательское соглашение, то окажется, что вы совершаете не покупку, а бессрочную аренду.
Что такое DRM? Тёмная сторона силы
Совершенно понятно стремление разработчиков и издателей получать прибыль, но иногда нарушаются права потребителей. В законах США отмечено, что покупатель имеет право создать резервную копию данных на случай её утери. По этой причине легальным является, например, использование эмулятора при условии наличия оригинального диска.
В случае с DRM-защитой архивирование информации исключается. Следующий негативный момент кроется в потребности постоянно сохранять доступ к Сети. Подобное практикует Blizzard ещё со времён Diablo 3, а корпорация Microsoft хотела внедрить проверку подлинности всего контента на Xbox One раз в сутки, но под давлением общественности отказалась от этой идеи.
Где купить игры без DRM?
Опустим вопросы пиратства, морально порицаемые цивилизованным миром. В ситуации, когда доступа к Сети нет, помогают версии non-DRM, продаваемые в наборах Humble Bundle, через GOG и ещё в нескольких сервисах. Они представляют собой простой Setup-файл, используемый для инсталляции.
После установки достаточно выполнить запуск. Через 1-2 года нас ожидает смена поколения консолей. Не исключено, что платформодержатели закрутят гайки ещё сильнее. Своё мнение напишите в комментариях.
DRM и DRM-free и идея борьбы с DRM распространяется.
В заключительной части цикла статей “CD Projekt: Путь к независимости” мы рассказали вам историю становления сервиса цифровой дистрибуции Good Old Games (GOG.com) и о том, как поляки вершат DRM-free революцию. Так уже вышло, что сейчас все знают о Steam, но, в большинстве своем, игроки из RU-региона понятия не имеют о значении термина DRM-free. Мы еще раз убедились в этом после новостей о распродаже на GOG.com, нескольких опросов, которые провели в нашей группе, и комментариев к ним. Исходя из статистики, стало понятно, что наши читатели также мало знакомы с DRM-free. Сегодня мы постараемся рассказать вам немного об этой системе, с помощью которой польская компания CD Projekt проводит революцию в игровой индустрии.
Разумеется, были те, кто поддержал этот закон. Конечно же, нашлись и те, кто выступил против. Первые соглашались с тем, что система DRM-защиты позволит избежать незаконного копирования интеллектуальной собственности. Вторые отвечали тем, что пользы от DRM нет никакой, ведь всегда найдутся те, кто сломает защиту любых цифровых товаров, зачастую уже в день или даже раньше релиза. Кроме того, цифровые товары могли стать недоступными, если менялся алгоритм защиты или если сервис, к которому была привязана его DRM-защита, больше не поддерживался…
DRM и компьютерные игры
Существуют несколько технологий DRM-защиты в играх. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Ограниченное число установок.
Иногда в играх можно встретить такую технологию защиты, при которой игра может быть установлена пользователем лишь определенное количество раз. В большинстве игр лимит установок равен 3 или 5, хотя бывают ситуации, когда после удаления игры счетчик доступных установок увеличивается.
Наверняка существуют геймеры, у которых дома есть три, пять или более компьютеров… И они имеют право проводить время в игре с каждого из них. Но мы рассмотрим более реальный пример: представьте, что вы решили перейти на новую операционную систему или попросту переустановить ее. Представьте, что вы захотели сделать апгрейд, обновить конфигурацию своего ПК. В таком случае вам придется установить игру заново, а счетчик допустимого количества установок уменьшится… Отметим, что каждая такая установка сопровождается аутентификацией на сайте издателя.
Постоянное онлайн-соединение.
Другой пример: постоянный коннект к серверам для доступа к логике игры… Этот способ использовали Blizzard c Diablo III и EA с SimCity. Как мы уже упоминали, этот подход не принес обеим компаниям ничего хорошего. В результате, первая отказывается от DRM, а вторая до сих пор разгребает проблемы и ищет возможность убрать DRM-защиту с игры, что, честно говоря, выглядит нереально, поскольку она с самого начала разрабатывалась с упором на это.
Не можем не вспомнить слова Гила Рамбурга, управляющего директора GOG.com:
– Кроме того, DRM иногда могут просто сломать игру. Сейчас существуют игры, которые требуют постоянного подключения к Интернет. Это не только неудобство для людей с плохим Интернет-соединением. Это сокращает продолжительность «жизни» игр.
Вмешательство в игру.
DRM-free
Главной мыслью, которую пытаются донести современной аудитории критики DRM-защиты, является то, что DRM отнюдь не борется с пиратством, а лишь помогает ему развиваться. С этим трудно не согласиться, ведь пираты получают большую свободу в использовании контента (вспомните уже приведенный пример, когда покупатели не могут создать резервную копию).
Споры вокруг нужности и ненужности DRM-защиты сейчас настолько горячи, что это привело даже к созданию “Движения против DRM”. Мы не будем подробно останавливаться на этом, поскольку DRM вредит (сами мы стоим на стороне тех, кто считает, что DRM-защита именно вредит) не только играм, но и многим другим областям: фильмам, музыке, электронным книгам, программам…
Мы же упомянем тех, кто несет DRM-free философию в области игровой индустрии:
• GOG.com;
• Humble Bundle.
Еще раз напомним, что про становление и развитие сервиса Good Old Games вы можете прочитать в нашей статье из цикла “CD Projekt: Путь к независимости”.
О Humble Bundle мы тоже неоднократно писали. Например, в недавней новости “Миллион на благотворительность”.
Так что же такое DRM-free? Чем отсутствие DRM помогает играм? Почему делает лучше?
• DRM-free не ограничивает и не нарушает ваши права, не запрещает делать вам резервные копии приобретенной вами продукции (игр).
• DRM-free продукцию вы можете устанавливать на любом количестве ваших ПК.
• Вы можете смело обновлять операционную систему.
• Вы можете смело менять конфигурацию своего компьютера.
• При переустановке игры не нужно заходить на сайт издателя и регистрировать игру по новой.
• Играм без DRM-защиты абсолютно все равно на то, где вы находитесь, и на качество вашего Интернет-соединения: вы можете быть в мегаполисе с “гигабиткой” или в деревне с Интернетом “на флешке”. Более того: подключение к Интернет не требуется вообще.
• При DRM-free не существует привязки ПО к региону: вы можете играть из любой точки земного шара.
• При покупке DRM-free игры вы получаете ее целиком и полностью, т.е. в самом разгаре сюжета не возникнет зависаний, поскольку игре нужно докачать контент.
• Вы сами выбираете когда захотите поиграть в игру, а не зависите от работоспособности серверов издателей.
• DRM-free не испортит вашу игру никаким другим способом.
Стало ли вам понятно, что такое DRM-free?
Идея борьбы с DRM распространяется
Смотря на то, с каким успехом компания CD Projekt RED продвигает среди игроков идею борьбы с DRM, к этому движению начинают присоединяться и другие. Так, недавно вице-президент по цифровой дистрибуции компании Ubisoft, Chris Early, заявил, что они так же поддерживают такую идею.
По его заявлению, нельзя наказывать игроков сложностями с защитой только ради тщетной попытки борьбы с пиратством. Как ни крути, любую защиту в игре можно взломать, имея достаточное количество времени и приложив немного усилий. Поэтому разработчики должны больше думать о качестве своего продукта, ведь именно по этому критерию игроки выбирают, что им приобрести. Чем выше качество, чем больше различных услуг и функций купленная копия может предоставить игроку по сравнению с пиратской версией, тем привлекательней для людей и успешней в продажах будет игра. Получение игроком как можно большего удовольствия и разнообразия игрового опыта при покупке игры – вот та самая философия, которой должны следовать компании, и которой будет следовать Ubisoft.
Печальная участь Drm-free игр
Данный блог является размышлениями автора на тему будущего индустрии. Он ничего не рекламирует и ни к чему не призывает. Это всего лишь мысли на тему того, как изменится дистрибуция игр в будущем.
На первый взгляд DRM Free контент действительно проигрывает удобным сервисам.
DRM Free RIP? А вот и нет
Да, есть вероятность что энтузиасты остануться при своих старых компах и будут играть по старинке. И есть вероятность что далеко не все сервисы перейдут на онлайн сразу. Но давайте вспомним как быстро люди ушли с дисков на цифровые покупки. А потом вспомним где сейчас дискеты, кассеты и DVD. Они конечно все ещё существуют, но кроме локальных рынков и увлеченных энтузиастов их не спешит спасать никто. Тоже самое может произойти с drm free играми. Кому нужны будут все эти игры без защиты, если их попросту негде будет запустить? Даже самые консервативные компании наверняка уйдут в онлайн.
В 2011 году компания Google показала миру Chromebook, ноутбук, ориентированный на работу в сети и облачные сервисы. Его идея была в том, чтобы стать интерфейсом между пользователем и облачными сервисами, включая использование жесткого диска. На мой взгляд Google не просто предсказали будущее интернета, но и дали всем пример для подражания. Если место в такой среде для DRM free контента? Думаю нет, если только под drm free не будет считаться чистый поток данных, лишенных встроенной рекламы, различных сборщиков статистики и прочей ерунды, и уж поверьте она(ерунда) наверняка будет.
Что касаеться компаний, которые сейчас продают drm free игры, я сомневаюсь что они смогут обеспечить себе достаточную прибыль и либо также уйдут в онлаин, либо будут искать партнеров среди производителей игрового железа, прежде всего среди различных приставок.
О важности drm free продуктов
Сегодня drm free дистрибуция это индикатор того, насколько люди заинтересованы в контенте. Не в дополнительных услугах сервиса, не в статусе или чем-то еще, а именно в самом контенте. Покупая игру, фильм или музыку без защиты, вы не только поддерживаете автора, но и даете индустрии сигнал о том, что вы готовы покупать то, что вам нравится. И тем самым не только останавливаете нашествие подписок, но и даете шанс праву владеть копией игры и хранить её так, как вам удобно в недалеком цифровом будущем.
Неважно, ждет нас облачное будущее с идеальным интернетом или нет, но если drm free контент сможет забрать себе часть рынка, его будущее будет не таким уж печальным, ведь большую группу потребителей куда сложнее игнорировать, нежели небольшое число энтузиастов.