Что такое drag артисты
Драг нах Остен: Танцы извращенцев выходят из клубов на большую сцену
Популярно для тех, кто не в теме. Английская аббревиатура drag расшифровывается как dressed resembling a girl – «одетый как девушка». До недавнего времени любители таких перверсий у нас выступали в закрытых клубах содомитов. Однако стало известно, что в сентябре «девушки» уже должны соревноваться в танцах и «липсинг-баттлах» на сцене «Известия холл» в «первом в России drag-шоу «Королевские кобры». Его продюсером выступила блогерша и телеведущая Настя Ивлеева-Узенюк. Нам точно нужен этот содомитский шабаш в центре стольного града нашего богоспасаемого пока Отечества?
Царьград порой упрекают, что он популяризирует неких безобразных персонажей и явления, которые до сей поры мало кто знал. Здесь, как и в других подобных случаях, уместно возразить: мы говорим лишь о тех и о том, что уже набрало достаточную популярность в стране и имеет не одну тысячу поклонников. Мы пытаемся предупредить мерзости, опасные именно своим распространением и масштабированием при их брезгливом замалчивании. Особенно если речь идёт о духовном здоровье нации.
В этом смысле такое, казалось бы, узконишевое явление «культуры», как драг-шоу, перенесённое к нам с Запада вместе со всеми сопутствующими перверсиями, как оказалось, имеет немало поклонников, причём не только среди откровенных содомитов, но и, так сказать, «сочувствующих» и «эстетствующих». Хотя здесь уместнее, наверное, выражение Глеба Жеглова про «кобелирующих личностей».
Доктора!
«Королевские кобры» – это масштабный танцевальный турнир, на котором соберутся 36 самых ярких драг-артистов со всех уголков страны. Всего планируется шесть отборочных эпизодов и один финальный. На протяжении семи выпусков участники будут бороться не только за звание главной драг-королевы России, но и за денежный приз – миллион рублей», – сообщила организатор шоу блогерша Настя Ивлеева на своей странице Instagram. Сообщение об этом, как сказано, «легендарнейшем событии» тут же разнесли по Сети некоторые сайты, объявили на волнах нескольких развлекательных радиостудий. Также нам поведали, что «гостями технических вечеринок «Королевских кобр» стали звёзды соцсетей шоумен Александр Гудков, телеведущая Мария Миногарова и блогеры Эльдар Джарахов и Роман Каграманов. Билеты на сам конкурс в «Известия холл» обойдутся желающим в 2,5 тысячи или 5 тысяч рублей, а транслироваться шоу будет вроде бы в YouTube. Во всяком случае про российские телеканалы пока ничего не говорилось – может, это станет таким же «сюрпризом», как и сам факт проведения содом-шабаша в памятном здании на Пушкинской площади.
До недавних пор артисты этого «оригинального жанра» стыдливо называли себя «травести». Однако, несмотря на отсылы ко временам театра кабуки японской династии Эдо и английскому театру времён Шекспира, где вследствие запрета на актрис женские роли вынужденно играли юноши, в драг-шоу всё танцует, извините, не с того конца. Если мужику хочется одеться в женское платье, встать на каблучки, накраситься, подложить себе ваты и резины на бёдра и грудь – это называется известно как. При желании – лечится психиатрией. Если же такому мужчине, или, как они себя сами называют «диве» и «королеве», потребно залезть на сцену, чтобы поплясать, крутя бёдрами, задирая ноги и жеманно улыбаясь или страстно охая, – то это уже, конечно, более тяжёлый случай. Но тоже, в принципе, можно вылечить. Для начала – перестав пропагандировать и раскручивать сие непотребство как искусство.
А заказчик кто?
Но вот, однако же, сложилось сообщество «товарищей», которые всю эту «первертуху с танцами» ценят, поддерживают, пропагандируют. Возможно, по отношению к некоторым из них более уместен вопрос не «почему», а «зачем». А ответ будет такого же рода, как с раскруткой Моргенштерна, Бузовой и Дани Милохина. Затем, чтобы накидать мути и сора в мозги и души молодёжи, совратить как можно больше одних соотечественников и ввести в ступор других. Так что это не только «содом-шоу», но и «дурак-шоу». Для этого и выводятся с шумом подобные жанры из содомитского андеграунда: вот вам ваши «национальные ценности» посреди Белокаменной, где стоял когда-то Страстной монастырь! Ну, и грантики на такие «передовые» мероприятия наверняка есть кому платить…
Примечательно, что один из «знатных» гостей драг-шоу некий Тимур Кидрачев сам снялся ранее в клипе «Комильфо» певицы Maruv и Филиппа Киркорова. В амплуа Киры Богемы он сыграл пациентку психбольницы, в которую по сюжету клипа попадает Филипп Бедросович. Так и хочется пожелать им всем: ребята, найдите и в реальной жизни себе хорошего психиатра – у вас деньги на это есть. Ну, полежите вы немного в стационаре, поезжайте в какой-нибудь швейцарский пансионат, избавьте нас, наконец, от себя!
Что с того?
Если у нас будут регулярно проходить и тем более рекламироваться и транслироваться хоть на самом «нишевом» телеканале подобные «перформансы- первертуцы», то так и до «парадов гордости» содомитов недалеко. Их ведь тоже можно подать в фантике «карнавала оригинального жанра»! Говорите, что на Западе «драг» – это респектабельные шоу со своими СМИ, историей и поклонниками? Ну так и вливайтесь там в него как хотите. А то ведь доведёте вы однажды наш «непросвещённый, отсталый» народ до греха! Бежать от него в женских туфлях и платьях несподручно будет.
«Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!» Российские драг-дивы на сцене и в жизни
Отечественная публика узнала о драг-квин во многом благодаря шоу Ру Пола Drag Race. До того королев в России называли травести-артистами. Заза Наполи, например, начала выступать еще в конце 1990-х и до сих пор проводит мероприятия в ночных клубах по всей Москве. А как живется королевам нового поколения?
В 2019 году в России появился первый в стране драг-дом Haus of Tina. Система подобных заведений впервые возникла в Нью-Йорке и получила широкое распространение в 1970–80-х.
Изначально их целью были объединение и поддержка членов ЛГБТ, от которых отвернулись близкие. Поэтому большинство драг-домов представляло собой реальные «общежития», куда селились люди, оказавшиеся изгоями в собственной биологической семье.
Во главе нередко стояла авторитетная королева — наставница и проводник в травести-мир. В ее задачи входили обучение «драг-детей» макияжу, помощь в сценической карьере, советы по созданию образов. Сейчас дома продолжают существовать — вопреки известному утверждению «семью не выбирают». Но если раньше это явление было характерно прежде всего для латино- и афроамериканского комьюнити, то теперь оно стало интернациональным. Более того, отпала необходимость в совместном проживании под одной крышей. Теперь это, скорее, сообщество единомышленников, и вовсе не обязательно стремиться к внешнему сходству и поддерживать контакт с остальными участниками в режиме 24/7. Как отмечает основательница «хауса» Тина Абрамян, в доме может быть пять-шесть человек, которые действительно стараются быть похожими друг на друга, как в настоящей семье (с помощью макияжа и стиля костюмов), — или восемьдесят абсолютно разных артистов со всего мира!
Дома появились как часть ball culture, и их философия не сводится к одному только банальному тезису, что танцевать vogue, менять гендер и встречаться с кем хочешь — это нормально. Главные принципы — свобода и безоговорочное принятие человека таким, какой он есть.
В европейских странах драг-культура приобретает национальные черты.
«Парижские королевы очень зациклены на моде, на детально проработанных образах, на качестве, — объясняет Тина. — Голландские более фриковые и в основном небрежные. Но это тоже стиль».
Есть свои особенности и у московского дома. Мы пообщались с артистками Haus of Tina и с его основательницей, чтобы узнать о радостях и горестях жизни московских див.
Так ли просто быть дивой?
Суббота, полночь, клуб «Три обезьяны». Громкая музыка стихает, трубят фанфары, и голос из-за кулис объявляет начало шоу. Выступает Софи. Искусственный дым мешает рассмотреть сразу, кто выходит на сцену. Виден только силуэт — стереотип воплощенной женственности с идеальными изгибами. Уже можно разглядеть сверкающее стразами платье в пол, идеально уложенные локоны до плеч, невероятный макияж. Дива, которую на самом деле зовут Виктор, начинает петь голосом Уитни Хьюстон.
Травести-шоу — обязательный атрибут столичных гей-клубов. Обычная программа ночи с драг-королевами включает песни под фонограмму, общение со зрителями и танцы.
Фантастический образ на сцене, вызывающий восторг и восхищение публики, обходится артистам недешево. Косметика, парики, костюмы, реквизит — в зависимости от качества и количества материалов цена входа в мир драга может достигать и 20, и 50, и 150 тыс. рублей. Причем начать в нем зарабатывать получится минимум через год-полтора, а у некоторых монетизация наступает еще позже. Удобнее всего стать резидентом клуба: это обеспечит стабильную занятость и, соответственно, заработок. Многие королевы в условиях высокой конкуренции вынуждены переходить на фриланс.
Как отмечает одна из див дома Ванилла Абсолют, сейчас на московской сцене около сорока драг, и с каждым годом желающих туда попасть становится всё больше. А вот количество площадок не увеличивается — многие мечтают стать резидентами «Трех обезьян» или «Центральной станции». Хотя травести-шоу проходят не только в клубах, но и в специализированных саунах (например, в «Нашем спа» и Paradise).
«Люди в клубе отдыхают, расслабляются, а ты работаешь — специфическое удовольствие, — рассказывает Ванилла. — Драг не все выдерживают. Это должно быть призвание, внутреннее стремление».
Имена драг-королев — это особый вид творчества, и их авторы проявляют феноменальную изобретательность. Четких правил, по которым они создаются, не существует. Имя может стать частью «философии жизни» — как в случае Канарейки. Для нее это метафора свободы, возможность вылететь из клетки одиночества, депрессии и непонимания.
Иногда творческий псевдоним отражает личные предпочтения. Ванилла Абсолют появилась потому, что Сева (так зовут артиста «по паспорту») любит одноименную водку. Эрика Блэк взяла «фамилию» своей драг-матери Каллисты Блэк, а имя они выбирали вместе и остановились на том, которое показалось им наиболее благозвучным.
Желающих попасть в мир драга не смущают ни ценник профессии, ни сопутствующие сложности. Размер заработка в значительной степени зависит от репутации королевы, ее статуса в клубе.
Проработавшие четыре года артистки выступают три-четыре раза в неделю, начинающие — два; первые получают до 100 тыс. рублей в месяц, вторые довольствуются приблизительно 20 тыс. При этом на образы тратится половина дохода.
Многие работают на фрилансе по принципу «волка ноги кормят». А в первые год-полтора вообще приходится выступать «за опыт». Поэтому нередко артистки совмещают драг с другими видами деятельности.
На репетициях и выступлениях дивы на высоких каблуках и порой в тяжелых костюмах не только ходят, но и танцуют, выполняют трюки. На позвоночник выпадает колоссальная нагрузка, а экстравагантная обувь часто оставляет синяки и мозоли. Макияж артисток по сложности и количеству слоев напоминает грим: кожа страдает и требует особого ухода. Причем не только на лице — от силиконовых форм появляются опрелости на груди, может развиться аллергия, то же касается и ног в пяти парах колготок 400 ден, которые прижимают к бедрам накладки и обеспечивают идеальный силуэт.
«У меня есть наряды весом 20 килограммов, — рассказывает Саманта КиллБилл. — А для номера с перевоплощением на сцене я надеваю сразу два костюма — выходит 40. Получается очень большая нагрузка на позвоночник, учитывая, что я в это время еще и на высоких каблуках. Но фишка в том, чтобы зритель не знал всей внутренней кухни. Он должен видеть только красоту. Ты артист, и обеспечить это впечатление — твоя работа».
Магия сцены
Что же заставляет парней тратить такое количество времени и денег на образы, жить в мире жесткой конкуренции и терпеть физические неудобства? У каждой дивы своя история. Кому-то уже в детстве нравилось примерять наряды сестер, кто-то начал с косплея, кто-то увидел уже состоявшуюся звезду драга на сцене и понял, что хочет быть на ее месте. Для одних сцена только шоу, для других — настоящее искусство.
«Для меня это магия, — признаётся Саманта КиллБилл, — самая нереальная сказка. Не принято, чтобы в программе гей-клуба участвовали женщины. А ты стоишь перед сценой и не можешь разгадать, кто для тебя выступает.
Мне безумно нравится перевоплощаться в женщину, но точно так же я люблю себя как мальчика.
Хотя за последние четыре года я трачу так много времени на свой женский образ, что забросил мужской».
«По образованию я актер, выход на сцену для меня важен сам по себе, — рассказывает Ванилла Абсолют. — Драг — это артистичность и призвание. И еще терапия: получая аплодисменты как Ванилла, ты это абсорбируешь как Сева — и начинаешь себя больше любить».
«Илья — скромный, тихий и замкнутый человек, а когда просыпается Эрика, то появляется суперсила. Многие даже не узнаю́т меня в образе», — говорит Эрика Блэк.
«Когда мы по каким-то причинам уходим из травести, это у нас называется „декрет“, — объясняет Канарейка. — Если ты стал артисткой, то уже всю жизнь будешь ею».
Я хочу стать драг-квин — что дальше?
Что же делать тем, кто только решился вступить на тернистый путь дивы? В помощь начинающим артисткам существуют так называемые драг-университеты при гей-клубах. Посещение бесплатное, но косметику, костюмы и необходимую атрибутику «студентки» должны приобретать сами. Встречи проходят раз в неделю. На них участники получают задание создать определенный образ. По будням дебютантки выступают, выслушивают критику и получают советы от опытных королев. Каждую неделю выбирают самый успешный номер у начинающих и ставят его в виде приза в программу на выходные.
Упомянутый университет — не единственная возможность получить необходимые навыки и вдохновение.
Есть особая форма передачи личного опыта — от драг-матери к драг-дочери. Иногда состоявшаяся дива берет под крыло начинающую звездочку.
Круг обязанностей по отношению к своему птенцу драг-мать определяет сама: это могут быть советы по макияжу, совместная разработка номеров, продвижение и просто эмоциональная поддержка.
«Моя драг-мать — Каллиста Блэк, резидент „Центральной станции“, — рассказывает Эрика. — Я пришел туда как-то просто посмотреть шоу. До этого я был в Питере, и там мне травести-артисты совсем не нравились. Думал, что в Москве будет так же. Но выходит Каллиста — и я просто влюбляюсь, она перевернула мое отношение к драгу. Потом я работал в „ЦС“ танцором, в какой-то момент набрался смелости и предложил Каллисте увидеться, рассказал, чего хочу. С этого всё началось — появилась Эрика Блэк».
Поклонники таланта
Блеск страз, яркий макияж, роскошный наряд, пение на сцене под фонограмму (липсинк) — классический, но далеко не единственный образ дивы. В волшебном мире драга царит разнообразие. Королева может быть танцующей, комедийной, фрик или даже fishy — когда внешность максимально приближена к облику «биологической женщины». В последнем случае образ так похож на «оригинал», что словно бы пахнет рыбой, как в «те самые дни», в соответствии с распространенным стереотипом. За рубежом еще больше типажей: goth queen, genderfuck/androgyny queen, vintage queen, conceptual/art queen и т. д. У нас же эксперименты вне популярных жанров не всегда приветствуются. Многое зависит и от клуба, в котором выступают артистки.
«Мне нравятся драг-монстры [например, образ перебинтованного, в кровоподтеках Пикачу или существа, поедающего на сцене сырое мясо. — В. В.], но их не всегда разрешают показывать на сцене, — сетует Канарейка. — Только на вечеринках Haus of Tina или в инстаграме. Я с завистью смотрю на зарубежную сцену: там драг развит больше и позволено показывать разного себя в какой угодно стилистике».
«Наша публика пока не очень хорошо относится к фрик-артистам, — отмечает Ванилла Абсолют. — На Западе много королев, которые не бреют плечи и грудь. У нас же драг-квин обязательно должна быть феминной, этого требует зритель».
Выступления в основном проходят в гей-клубах. Учитывая частоту шоу, зрители быстро привыкают и становятся чрезвычайно требовательными. Такой снобизм удивляет артистов. Когда они выезжают на гастроли в Европу и США, то сразу чувствуют совершенно другое отношение. При минимальных усилиях артистки получают максимальную отдачу от публики и щедрые чаевые, что в наших клубах встречается не так часто.
«Мне недавно написал один: „Неплохие костюмы, но очень дешевые. Вот у Лободы настоящие ‘Сваровски’. Почему ты не делаешь как у нее?“» — вспоминает Софи.
Основные травести-шоу в гей-клубах проходят по выходным. В будни дивы ведут вечернюю программу в роли конферансье. Полноценные выступления в середине недели могут быть только у начинающих королев из драг-университетов. Ночи пятницы, субботы и воскресенья отданы постоянным звездам — резидентам клуба.
Форматы бывают разные: следующие один за другим номера или даже соревнования королев за зрительские симпатии и приз клуба. При выборе музыки для выступления дивы отдают предпочтение узнаваемым хитам — после Леди Гаги вполне можно увидеть выступление под Лободу или Гагарину.
Самый популярный жанр — липсинк. Артистки могут просто эффектно появляться и петь под фонограмму или же сочетать это с хореографией. Танцы они придумывают сами — индивидуальные или с подтанцовкой. Есть и свои тренды. Сейчас, как отмечает Саманта КиллБилл, набирает популярность vogue. Но по-прежнему востребованы и «классические» стили: jazz funk, go-go и стрип-пластика.
Один из самых впечатляющих элементов, которым любят заканчивать свой выход на сцену танцующие королевы, — шпагат в прыжке на высоких каблуках.
Первый в России драг-дом Haus of Tina
Благодаря стараниям художницы Тины Абрамян теперь аудитория собирается не только в гей-клубах. Основательница Haus of Tina выпустила драг на площадки, не связанные с ЛГБТ-сообществом.
Заниматься живописью ей нравилось еще с детства, а с драг-темой она впервые близко соприкоснулась на параде в Амстердаме. Еще одним источником вдохновения стало легендарное шоу Ру Пола: девушка познакомилась с драг-артистами в сообществе его поклонников «ВКонтакте». Так появились первые связи внутри этого мира. Вскоре последовало признание со стороны арт-комьюнити. Тина отправила свои работы Андрею Бартеневу, который высоко их оценил. А на его выставку художница пришла в фантастическом образе, как живой арт-объект.
Фотографии Haus of Tina. Тина и Андрей Бартенев
Бартенев отметил смелый шаг и даже предложил выставиться в своей галерее. Девушке на тот момент было 18 лет.
«Я заметила, что люди на выставке интересуются не только полотнами, но и перформансом, — и поняла, что мне нужно это совмещать. Но в таком случае пришлось бы постоянно создавать очень много картин. Поэтому я решила сосредоточиться на организации шоу, чем сейчас и занимаюсь».
«Тина собрала очень разных королев, — замечает Саманта КиллБилл. — Многие из них — состоявшиеся личности и артисты. Им уже не нужен идол, как принято в домах за рубежом. До сотрудничества с Тиной у нас был только формат клуба. Сейчас это корпоративы, тематические мероприятия, перформансы в галереях, фотосессии».
Количество участников Haus of Tina за год сократилось с пятнадцати до девяти. Их средний возраст — 25 лет. Тина отмечает, что девять — оптимальное число. Чем больше людей, тем сложнее сохранять комфортные условия внутри коллектива. Проблема в том, что не всегда получается организовать выступление сразу всех артистов и тогда возникают обиды и недовольство. Сейчас в доме царит внутренний мир. Тина успела выпустить вместе с фотографом Анной Нормант зин со снимками сцены, бэкстейджа и эксклюзивными материалами с концерта Сharli XCX, в котором приняли участие ее королевы. В планах гастроли Haus of Tina и даже участие в Superball Amsterdam — самом грандиозном ежегодном драг-конкурсе Европы.
Активность Haus of Tina расширяет аудиторию травести. Мероприятия дома посещает много натуралов, которые относятся к происходящему с теплотой.
«Среди запросов девушек наиболее популярны следующие: „Я хочу краситься как ты! Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!“ Они очень нам завидуют, — признаётся Канарейка.
— Подруги постоянно просят их накрасить. Правда, поначалу получались как шлюхи. Я ведь привык создавать яркие образы, а тут нужно сделать женский легкий мейк. В итоге набил руку — сейчас умею красить девочек нормально».
«Я знаю, что натуралам наши шоу тоже интересны, но они стесняются, — делится секретом Саманта КиллБилл. — Хотя некоторые приходят в гей-клуб, и даже со своими девушками. А недавно к нам вообще приехала свадьба — у нас была для них программа в два отделения. Мы вызывали мужа и жену на сцену, и они там целовались под крики „Горько!“ всего клуба».
Однако до общенародной любви пока далеко.
Верка Сердючка популярна как комедийный образ, Заза Наполи — гротеск. А настоящую чувственность и эротизм, присущие новому поколению королев, публика еще долго не сможет принять, считает Саманта КиллБилл.
По мнению королевы, дело тут в латентном желании, которое страшно признать даже наедине с собой. К тому же люди у нас часто путают трансвеститов и драг-артистов. Саманта рассказала, что первые переодеваются в женское прежде всего ради эротического переживания. Если драг-дива — это сцена, перформанс, искусство, то трансвестит — скорее фетишизм.
«В жизни я парень, но когда переодеваюсь в девушку, то и веду себя как девушка, — рассказывает Канарейка. — Как только я смыл макияж, Канарейка исчезает — называйте меня Глебом. Я четко разграничиваю жизнь и сцену. Последняя — это перформанс, вид искусства. Люди часто путают травести-артистов и трансов, но на самом деле между ними огромная разница. Мы — это творчество».
Отношение к драгу в стране остается неоднозначным. Тем не менее он активно развивается, и у див появляется всё больше поклонников и поклонниц из самых разных тусовок, сообществ и социальных групп. Из маргинального полумрака клубов драг готов выйти на новый уровень.
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.