Что такое drag артист
«Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!» Российские драг-дивы на сцене и в жизни
Отечественная публика узнала о драг-квин во многом благодаря шоу Ру Пола Drag Race. До того королев в России называли травести-артистами. Заза Наполи, например, начала выступать еще в конце 1990-х и до сих пор проводит мероприятия в ночных клубах по всей Москве. А как живется королевам нового поколения?
В 2019 году в России появился первый в стране драг-дом Haus of Tina. Система подобных заведений впервые возникла в Нью-Йорке и получила широкое распространение в 1970–80-х.
Изначально их целью были объединение и поддержка членов ЛГБТ, от которых отвернулись близкие. Поэтому большинство драг-домов представляло собой реальные «общежития», куда селились люди, оказавшиеся изгоями в собственной биологической семье.
Во главе нередко стояла авторитетная королева — наставница и проводник в травести-мир. В ее задачи входили обучение «драг-детей» макияжу, помощь в сценической карьере, советы по созданию образов. Сейчас дома продолжают существовать — вопреки известному утверждению «семью не выбирают». Но если раньше это явление было характерно прежде всего для латино- и афроамериканского комьюнити, то теперь оно стало интернациональным. Более того, отпала необходимость в совместном проживании под одной крышей. Теперь это, скорее, сообщество единомышленников, и вовсе не обязательно стремиться к внешнему сходству и поддерживать контакт с остальными участниками в режиме 24/7. Как отмечает основательница «хауса» Тина Абрамян, в доме может быть пять-шесть человек, которые действительно стараются быть похожими друг на друга, как в настоящей семье (с помощью макияжа и стиля костюмов), — или восемьдесят абсолютно разных артистов со всего мира!
Дома появились как часть ball culture, и их философия не сводится к одному только банальному тезису, что танцевать vogue, менять гендер и встречаться с кем хочешь — это нормально. Главные принципы — свобода и безоговорочное принятие человека таким, какой он есть.
В европейских странах драг-культура приобретает национальные черты.
«Парижские королевы очень зациклены на моде, на детально проработанных образах, на качестве, — объясняет Тина. — Голландские более фриковые и в основном небрежные. Но это тоже стиль».
Есть свои особенности и у московского дома. Мы пообщались с артистками Haus of Tina и с его основательницей, чтобы узнать о радостях и горестях жизни московских див.
Так ли просто быть дивой?
Суббота, полночь, клуб «Три обезьяны». Громкая музыка стихает, трубят фанфары, и голос из-за кулис объявляет начало шоу. Выступает Софи. Искусственный дым мешает рассмотреть сразу, кто выходит на сцену. Виден только силуэт — стереотип воплощенной женственности с идеальными изгибами. Уже можно разглядеть сверкающее стразами платье в пол, идеально уложенные локоны до плеч, невероятный макияж. Дива, которую на самом деле зовут Виктор, начинает петь голосом Уитни Хьюстон.
Травести-шоу — обязательный атрибут столичных гей-клубов. Обычная программа ночи с драг-королевами включает песни под фонограмму, общение со зрителями и танцы.
Фантастический образ на сцене, вызывающий восторг и восхищение публики, обходится артистам недешево. Косметика, парики, костюмы, реквизит — в зависимости от качества и количества материалов цена входа в мир драга может достигать и 20, и 50, и 150 тыс. рублей. Причем начать в нем зарабатывать получится минимум через год-полтора, а у некоторых монетизация наступает еще позже. Удобнее всего стать резидентом клуба: это обеспечит стабильную занятость и, соответственно, заработок. Многие королевы в условиях высокой конкуренции вынуждены переходить на фриланс.
Как отмечает одна из див дома Ванилла Абсолют, сейчас на московской сцене около сорока драг, и с каждым годом желающих туда попасть становится всё больше. А вот количество площадок не увеличивается — многие мечтают стать резидентами «Трех обезьян» или «Центральной станции». Хотя травести-шоу проходят не только в клубах, но и в специализированных саунах (например, в «Нашем спа» и Paradise).
«Люди в клубе отдыхают, расслабляются, а ты работаешь — специфическое удовольствие, — рассказывает Ванилла. — Драг не все выдерживают. Это должно быть призвание, внутреннее стремление».
Имена драг-королев — это особый вид творчества, и их авторы проявляют феноменальную изобретательность. Четких правил, по которым они создаются, не существует. Имя может стать частью «философии жизни» — как в случае Канарейки. Для нее это метафора свободы, возможность вылететь из клетки одиночества, депрессии и непонимания.
Иногда творческий псевдоним отражает личные предпочтения. Ванилла Абсолют появилась потому, что Сева (так зовут артиста «по паспорту») любит одноименную водку. Эрика Блэк взяла «фамилию» своей драг-матери Каллисты Блэк, а имя они выбирали вместе и остановились на том, которое показалось им наиболее благозвучным.
Желающих попасть в мир драга не смущают ни ценник профессии, ни сопутствующие сложности. Размер заработка в значительной степени зависит от репутации королевы, ее статуса в клубе.
Проработавшие четыре года артистки выступают три-четыре раза в неделю, начинающие — два; первые получают до 100 тыс. рублей в месяц, вторые довольствуются приблизительно 20 тыс. При этом на образы тратится половина дохода.
Многие работают на фрилансе по принципу «волка ноги кормят». А в первые год-полтора вообще приходится выступать «за опыт». Поэтому нередко артистки совмещают драг с другими видами деятельности.
На репетициях и выступлениях дивы на высоких каблуках и порой в тяжелых костюмах не только ходят, но и танцуют, выполняют трюки. На позвоночник выпадает колоссальная нагрузка, а экстравагантная обувь часто оставляет синяки и мозоли. Макияж артисток по сложности и количеству слоев напоминает грим: кожа страдает и требует особого ухода. Причем не только на лице — от силиконовых форм появляются опрелости на груди, может развиться аллергия, то же касается и ног в пяти парах колготок 400 ден, которые прижимают к бедрам накладки и обеспечивают идеальный силуэт.
«У меня есть наряды весом 20 килограммов, — рассказывает Саманта КиллБилл. — А для номера с перевоплощением на сцене я надеваю сразу два костюма — выходит 40. Получается очень большая нагрузка на позвоночник, учитывая, что я в это время еще и на высоких каблуках. Но фишка в том, чтобы зритель не знал всей внутренней кухни. Он должен видеть только красоту. Ты артист, и обеспечить это впечатление — твоя работа».
Магия сцены
Что же заставляет парней тратить такое количество времени и денег на образы, жить в мире жесткой конкуренции и терпеть физические неудобства? У каждой дивы своя история. Кому-то уже в детстве нравилось примерять наряды сестер, кто-то начал с косплея, кто-то увидел уже состоявшуюся звезду драга на сцене и понял, что хочет быть на ее месте. Для одних сцена только шоу, для других — настоящее искусство.
«Для меня это магия, — признаётся Саманта КиллБилл, — самая нереальная сказка. Не принято, чтобы в программе гей-клуба участвовали женщины. А ты стоишь перед сценой и не можешь разгадать, кто для тебя выступает.
Мне безумно нравится перевоплощаться в женщину, но точно так же я люблю себя как мальчика.
Хотя за последние четыре года я трачу так много времени на свой женский образ, что забросил мужской».
«По образованию я актер, выход на сцену для меня важен сам по себе, — рассказывает Ванилла Абсолют. — Драг — это артистичность и призвание. И еще терапия: получая аплодисменты как Ванилла, ты это абсорбируешь как Сева — и начинаешь себя больше любить».
«Илья — скромный, тихий и замкнутый человек, а когда просыпается Эрика, то появляется суперсила. Многие даже не узнаю́т меня в образе», — говорит Эрика Блэк.
«Когда мы по каким-то причинам уходим из травести, это у нас называется „декрет“, — объясняет Канарейка. — Если ты стал артисткой, то уже всю жизнь будешь ею».
Я хочу стать драг-квин — что дальше?
Что же делать тем, кто только решился вступить на тернистый путь дивы? В помощь начинающим артисткам существуют так называемые драг-университеты при гей-клубах. Посещение бесплатное, но косметику, костюмы и необходимую атрибутику «студентки» должны приобретать сами. Встречи проходят раз в неделю. На них участники получают задание создать определенный образ. По будням дебютантки выступают, выслушивают критику и получают советы от опытных королев. Каждую неделю выбирают самый успешный номер у начинающих и ставят его в виде приза в программу на выходные.
Упомянутый университет — не единственная возможность получить необходимые навыки и вдохновение.
Есть особая форма передачи личного опыта — от драг-матери к драг-дочери. Иногда состоявшаяся дива берет под крыло начинающую звездочку.
Круг обязанностей по отношению к своему птенцу драг-мать определяет сама: это могут быть советы по макияжу, совместная разработка номеров, продвижение и просто эмоциональная поддержка.
«Моя драг-мать — Каллиста Блэк, резидент „Центральной станции“, — рассказывает Эрика. — Я пришел туда как-то просто посмотреть шоу. До этого я был в Питере, и там мне травести-артисты совсем не нравились. Думал, что в Москве будет так же. Но выходит Каллиста — и я просто влюбляюсь, она перевернула мое отношение к драгу. Потом я работал в „ЦС“ танцором, в какой-то момент набрался смелости и предложил Каллисте увидеться, рассказал, чего хочу. С этого всё началось — появилась Эрика Блэк».
Поклонники таланта
Блеск страз, яркий макияж, роскошный наряд, пение на сцене под фонограмму (липсинк) — классический, но далеко не единственный образ дивы. В волшебном мире драга царит разнообразие. Королева может быть танцующей, комедийной, фрик или даже fishy — когда внешность максимально приближена к облику «биологической женщины». В последнем случае образ так похож на «оригинал», что словно бы пахнет рыбой, как в «те самые дни», в соответствии с распространенным стереотипом. За рубежом еще больше типажей: goth queen, genderfuck/androgyny queen, vintage queen, conceptual/art queen и т. д. У нас же эксперименты вне популярных жанров не всегда приветствуются. Многое зависит и от клуба, в котором выступают артистки.
«Мне нравятся драг-монстры [например, образ перебинтованного, в кровоподтеках Пикачу или существа, поедающего на сцене сырое мясо. — В. В.], но их не всегда разрешают показывать на сцене, — сетует Канарейка. — Только на вечеринках Haus of Tina или в инстаграме. Я с завистью смотрю на зарубежную сцену: там драг развит больше и позволено показывать разного себя в какой угодно стилистике».
«Наша публика пока не очень хорошо относится к фрик-артистам, — отмечает Ванилла Абсолют. — На Западе много королев, которые не бреют плечи и грудь. У нас же драг-квин обязательно должна быть феминной, этого требует зритель».
Выступления в основном проходят в гей-клубах. Учитывая частоту шоу, зрители быстро привыкают и становятся чрезвычайно требовательными. Такой снобизм удивляет артистов. Когда они выезжают на гастроли в Европу и США, то сразу чувствуют совершенно другое отношение. При минимальных усилиях артистки получают максимальную отдачу от публики и щедрые чаевые, что в наших клубах встречается не так часто.
«Мне недавно написал один: „Неплохие костюмы, но очень дешевые. Вот у Лободы настоящие ‘Сваровски’. Почему ты не делаешь как у нее?“» — вспоминает Софи.
Основные травести-шоу в гей-клубах проходят по выходным. В будни дивы ведут вечернюю программу в роли конферансье. Полноценные выступления в середине недели могут быть только у начинающих королев из драг-университетов. Ночи пятницы, субботы и воскресенья отданы постоянным звездам — резидентам клуба.
Форматы бывают разные: следующие один за другим номера или даже соревнования королев за зрительские симпатии и приз клуба. При выборе музыки для выступления дивы отдают предпочтение узнаваемым хитам — после Леди Гаги вполне можно увидеть выступление под Лободу или Гагарину.
Самый популярный жанр — липсинк. Артистки могут просто эффектно появляться и петь под фонограмму или же сочетать это с хореографией. Танцы они придумывают сами — индивидуальные или с подтанцовкой. Есть и свои тренды. Сейчас, как отмечает Саманта КиллБилл, набирает популярность vogue. Но по-прежнему востребованы и «классические» стили: jazz funk, go-go и стрип-пластика.
Один из самых впечатляющих элементов, которым любят заканчивать свой выход на сцену танцующие королевы, — шпагат в прыжке на высоких каблуках.
Первый в России драг-дом Haus of Tina
Благодаря стараниям художницы Тины Абрамян теперь аудитория собирается не только в гей-клубах. Основательница Haus of Tina выпустила драг на площадки, не связанные с ЛГБТ-сообществом.
Заниматься живописью ей нравилось еще с детства, а с драг-темой она впервые близко соприкоснулась на параде в Амстердаме. Еще одним источником вдохновения стало легендарное шоу Ру Пола: девушка познакомилась с драг-артистами в сообществе его поклонников «ВКонтакте». Так появились первые связи внутри этого мира. Вскоре последовало признание со стороны арт-комьюнити. Тина отправила свои работы Андрею Бартеневу, который высоко их оценил. А на его выставку художница пришла в фантастическом образе, как живой арт-объект.
Фотографии Haus of Tina. Тина и Андрей Бартенев
Бартенев отметил смелый шаг и даже предложил выставиться в своей галерее. Девушке на тот момент было 18 лет.
«Я заметила, что люди на выставке интересуются не только полотнами, но и перформансом, — и поняла, что мне нужно это совмещать. Но в таком случае пришлось бы постоянно создавать очень много картин. Поэтому я решила сосредоточиться на организации шоу, чем сейчас и занимаюсь».
«Тина собрала очень разных королев, — замечает Саманта КиллБилл. — Многие из них — состоявшиеся личности и артисты. Им уже не нужен идол, как принято в домах за рубежом. До сотрудничества с Тиной у нас был только формат клуба. Сейчас это корпоративы, тематические мероприятия, перформансы в галереях, фотосессии».
Количество участников Haus of Tina за год сократилось с пятнадцати до девяти. Их средний возраст — 25 лет. Тина отмечает, что девять — оптимальное число. Чем больше людей, тем сложнее сохранять комфортные условия внутри коллектива. Проблема в том, что не всегда получается организовать выступление сразу всех артистов и тогда возникают обиды и недовольство. Сейчас в доме царит внутренний мир. Тина успела выпустить вместе с фотографом Анной Нормант зин со снимками сцены, бэкстейджа и эксклюзивными материалами с концерта Сharli XCX, в котором приняли участие ее королевы. В планах гастроли Haus of Tina и даже участие в Superball Amsterdam — самом грандиозном ежегодном драг-конкурсе Европы.
Активность Haus of Tina расширяет аудиторию травести. Мероприятия дома посещает много натуралов, которые относятся к происходящему с теплотой.
«Среди запросов девушек наиболее популярны следующие: „Я хочу краситься как ты! Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!“ Они очень нам завидуют, — признаётся Канарейка.
— Подруги постоянно просят их накрасить. Правда, поначалу получались как шлюхи. Я ведь привык создавать яркие образы, а тут нужно сделать женский легкий мейк. В итоге набил руку — сейчас умею красить девочек нормально».
«Я знаю, что натуралам наши шоу тоже интересны, но они стесняются, — делится секретом Саманта КиллБилл. — Хотя некоторые приходят в гей-клуб, и даже со своими девушками. А недавно к нам вообще приехала свадьба — у нас была для них программа в два отделения. Мы вызывали мужа и жену на сцену, и они там целовались под крики „Горько!“ всего клуба».
Однако до общенародной любви пока далеко.
Верка Сердючка популярна как комедийный образ, Заза Наполи — гротеск. А настоящую чувственность и эротизм, присущие новому поколению королев, публика еще долго не сможет принять, считает Саманта КиллБилл.
По мнению королевы, дело тут в латентном желании, которое страшно признать даже наедине с собой. К тому же люди у нас часто путают трансвеститов и драг-артистов. Саманта рассказала, что первые переодеваются в женское прежде всего ради эротического переживания. Если драг-дива — это сцена, перформанс, искусство, то трансвестит — скорее фетишизм.
«В жизни я парень, но когда переодеваюсь в девушку, то и веду себя как девушка, — рассказывает Канарейка. — Как только я смыл макияж, Канарейка исчезает — называйте меня Глебом. Я четко разграничиваю жизнь и сцену. Последняя — это перформанс, вид искусства. Люди часто путают травести-артистов и трансов, но на самом деле между ними огромная разница. Мы — это творчество».
Отношение к драгу в стране остается неоднозначным. Тем не менее он активно развивается, и у див появляется всё больше поклонников и поклонниц из самых разных тусовок, сообществ и социальных групп. Из маргинального полумрака клубов драг готов выйти на новый уровень.
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.
Эволюция drag culture: от Шекспира до РуПола
За последние несколько лет дрэг стал настоящим феноменом мировой бьюти-индустрии. Благодаря RuPaul’s Drag Race («Королевские гонки РуПола»), шоу наподобие «Топ-модель по-американски», в котором участвуют так называемые drag queens (от англ. «дрэг-королевы»), дрэг-культура вышла на совершенно новый уровень.
Сейчас дрэг-квинс снимаются для известнейших глянцевых изданий, ведут свои шоу и ведут блоги с миллионами фолловеров.Но так было не всегда: история дрэга началась гораздо раньше, чем 10 лет назад при выпуске первой серии «Королевских гонок». Мы подготовили для вас небольшой экскурс в историю: начиная со времен Шекспира и заканчивая современной «эпохой РуПола».
Существует несколько версий о том, как появилось понятие дрэга. Один из самых популярных – аббревиатура слова drag, которая расшифровывается как «dressed resembling a girl» (от англ. «одетый как девушка»).
В целом, термин дрэг используется для обозначения образа, в котором делается особый акцент на стандартные гендерные признаки в одежде, внешности и манерах поведения. Отсюда и идут понятия drag queen (мужчина, перевоплощающийся в женщину) и drag king (женщина в образе мужчины).
Театр кабуки династии Эдо, где актеры оннагата, исполняющие женские роли, выступают, гиперболизируя женскую манеру поведения: говорят нарочито высоким голосом и наносят сумасшедший грим.
В то же время в Англии процветает театр в классическом понимании этого слова. В нем так же запрещено играть женщинам, поэтому мужчины выступают в женском обличье.
В период сухого закона представители ЛГБТ сообщества использовали андерграундные клубы и так называемые speakeasies (бары, где нелегально торговали спиртными напитками) как возможность для выражения себя. В таких заведениях люди могли свободно заниматься дрэгом.
Период расцвета «черного» дрэга: культура популяризуется среди темнокожего населения Америки. Продолжается такая своеобразная игра с гендером – на сцене появляется Дэвид Боуи.
РуПол – ключевая фигура дрэг-движения. Он выступает в ночных клубах, записывает сингл «Supermodel (You Better Work)», который в последствии становится хитом. РуПол начинает свое собственное ток-шоу на канале VH1, сотрудничает с MAC Cosmetics и ведет утреннюю программу на радио.
Дрэг процветает, как никогда раньше. «Королевские гонки РуПола» показывают всему миру новых звезд индустрии, дрэг-квинс становятся амбассадорами крупнейших косметических брендов. Культура дрэг-макияжа становится популярна не только среди определенной группы фанатов, но и повсеместно.
Конечно, в основе шоу лежит идея празднования квир-культуры, но также большое внимание уделяется вопросам любви к себе, принятии себя и своего тела. Именно поэтому шоу имеет грандиозный успех среди огромного количества зрителей в независимости от пола, гендера, ориентации и прочих описательных характеристик.
Конечно, в таких странах, как Россия, дрэг транслируется не так активно, как, например, в США, но артисты стараются все больше заявлять о себе. К дрэг-сообществу проявляется все меньше негатива со стороны общественности, и сейчас эта ниша открыта для новых лиц и экспериментов.