Что такое dithering fl studio
FL STUDIO 11 Помогите с качеством сохранения!
такого быть не должно, если такое происходит, особенно если оно, как ты написал ЗАМЕТНО отличается, то на это может быть несколько причин:
если в проекте производилось перемещение аудиосэмплов выше или ниже по тональности от их первоначальной высоты тона, то звучание после экспорта может немного отличаться от того, что звучит в проекте при создании
что бы оно не отличалось, в настройках «Options > Audio Settings» в разделе «Mixer > Resamling quality», и в настройках экспорта в разделе «Quality > Resampling» должны стоять одинаковые значения
что это такое, и на что влияет почитать можно тут:
http://wikisound.org/Fl_Studio_Настройки_Audio
в разделе ниже «Mixer (микшер) «
есть ещё несколько нюансов, почему качество после экпорта может отличаться, допустим редко, но бывает так, что некоторые плагины могут вести себя (звучать) немного некорректно после экпорта, пару раз я встречал такие, решалось это то ли установлением нужных галочек в настройках Wrapper (в оболочке плагинов), то ли в самом плагине в его настройках, забыл уже
http://wikisound.org/Fl_Studio_Оболочка_плагинов
ещё бывает так, что некоторые плагины в режиме экспорта переходят в режим максимального качества, у некоторых плагинов есть функция настройки, которая отвечает за это, и можно самому указать, будет ли он переходить в другой режим после экпорта, или не будет
______________________________________
Дизеринг: зашумляем сигнал, чтобы улучшить его
Введение
В первой части этой серии статей мы рассмотрим теоретическую сторону дизеринга, немного истории и применение его к 1D-сигналам и дискретизации. Я попытаюсь провести частотный анализ ошибок дискретизации и расскажу о том, как дизеринг помогает их исправить. В основном это будет теоретическая статья, поэтому если вам интересны более практические применения, то ждите следующих частей.
Блокнот Mathematica для воспроизведения результатов можно найти здесь, а pdf-версия находится здесь.
Что такое дизеринг?
Дизеринг (Dithering) можно описать как намеренное/осознанное внесение в сигнал шума для предотвращения ошибок большого масштаба/низкого разрешения, возникающих вследствие дискретизации или субдискретизации.
Если вы когда-нибудь работали с:
Однако я обнаружил в Википедии довольно удивительный факт о том, как впервые был определён и использован дизеринг:
— Кен Полманн, Principles of Digital Audio
Это вдохновляющий и интересный исторический факт и мне понятно, почему он позволяет избегать отклонений в вычислениях и резонансах, случайным образом разрушая циклы обратной связи механической вибрации.
Но хватит истории, давайте для начала рассмотрим процесс дизеринга в 1D-сигналах, например, в аудио.
Дискретизация дизерингом постоянного сигнала
Мы начнём с анализа самого скучного в мире сигнала — постоянного сигнала. Если вы знаете немного о цифровой обработке сигналов, связанных со звуком, то можете сказать: но ты же обещал рассмотреть аудио, а в звуке по определению нет постоянной составляющей! (Более того, и в ПО, и в оборудовании обработки звука намеренно устраняется так называемый сдвиг постоянной составляющей (DC offset).)
Это правда, и вскоре мы рассмотрим более сложные функции, но начнём мы сначала.
Представьте, что мы выполняем 1-битную дискретизацию нормализованного сигнала с плавающей запятой. Это значит, что мы имеем дело только с конечными двоичными значениями, 0 или 1.
Если сигнал равен 0,3, то простое округление без дизеринга будет самой скучной функцией — просто нулём!
Погрешность тоже постоянна и равна 0,3, следовательно, и средняя погрешность равна 0,3. Это означает, что мы внесли довольно большое отклонение в сигнал и полностью потеряли информацию исходного сигнала.
Мы можем попробовать выполнить дизеринг этого сигнала и посмотреть на результаты.
Дизеринг в этом случае (при использовании функции округления) просто применяет обычный случайный белый шум (случайное значение для каждого элемента, что создаёт равномерный спектр шума) и прибавляет в сигнал перед дискретизацией случайное в интервале (-0.5, 0.5).
quantizedDitheredSignal =
Round[constantSignalValue + RandomReal[] – 0.5] & /@ Range[sampleCount];
Здесь сложно что-то увидеть, теперь результат дискретизации — это просто набор случайных единиц и нулей. С (ожидаемо) большим количеством нулей. Сам по себе этот сигнал не особо интересен, однако довольно интересен график погрешностей и средняя погрешность.
Итак, как мы и ожидали, погрешность тоже варьируется, но пугает то, что погрешность иногда стала больше (абсолютное значение 0,7)! То есть максимальная погрешность к сожалению стала хуже, однако средний шум имеет значение:
Намного лучше, чем первоначальная погрешность в 0,3. При значительно большом количестве сэмплов эта погрешность будет стремиться к нулю (к пределу). Итак, погрешность постоянной составляющей стала намного меньше, но давайте взглянем на частотный график всех погрешностей.
Красный график/всплеск = частотный спектр погрешности при отсутствии дизеринга (постоянный сигнал без частот). Чёрный — с дизерингом при помощи белого шума.
Всё становится интереснее! Это демонстрирует первый вывод из этого поста — дизеринг распределяет погрешность/отклонение дискретизации среди множества частот.
В следующем разделе мы узнаем, как это нам поможет.
Частотная чувствительность и низкочастотная фильтрация
Выше мы наблюдали за дизерингом дискретизированного постоянного сигнала:
Более того, наши медиаустройства становятся всё лучше и лучше, обеспечивая большую избыточную дискретизацию (oversampling). Например, в случае телевизоров и мониторов у нас есть технология «retina» и 4K-дисплеи (на которых невозможно разглядеть отдельный пиксель), в области звука мы используем форматы файлов с дискретизацией не менее 44 кГц даже для дешёвых динамиков, которые часто не могут воспроизводить больше, чем 5-10 кГц.
Это значит, что мы можем аппроксимировать воспринимаемый внешний вид сигнала, выполнив его низкочастотную фильтрацию. На графике я выполнил низкочастотную фильтрацию (заполнение нулями слева — это «нарастание»):
Красный — желаемый недискретизированный сигнал. Зелёный — дискретизированный сигнал с дизерингом. Синий — низкочастотный фильтр этого сигнала.
Сигнал начинает выглядеть гораздо более близким к исходной, недискретизированной функции!
К сожалению, мы начинаем видеть низкие частоты, которые очень заметны и отсутствуют в исходном сигнале. В третьей части серии мы попробуем исправить при помощи синего шума. А пока вот как график может выглядеть с функцией псевдо-шума, имеющей содержимое с гораздо меньшей частотой:
Это возможно, потому что наша псевдослучайная последовательность имеет следующий спектр частот:
Но давайте закончим рассматривать простые, постоянные функции. Взглянем на синусоиду (если вы знакомы с теоремой Фурье, то знаете, что она является строительным блоком любого периодического сигнала!).
Дискретизация синусоиды
Если мы дискретизируем синусоиду 1-битной дискретизацией, то получим простой прямоугольный сигнал.
Прямоугольный сигнал довольно интересен, потому что включает в себя и базовую частоту, и нечётные гармоники.
Это интересное свойство, которое активно используется в аналоговых субтрактивных синтезаторах для создания звучания полых/медных инструментов. Субтрактивный синтез берёт сложный, гармонически богатый звук и фильтрует его, устраняя некоторые частоты (параметры фильтра варьируются со временем), чтобы придать звукам нужную форму.
Спектр частот прямоугольного сигнала:
Но в этом посте нас больше интересую погрешности дискретизации! Давайте создадим график погрешности, а также спектр частот погрешности:
В этом случае ситуация гораздо лучше — средняя погрешность близка к нулю! К сожалению, у нас по-прежнему присутствует множество нежелательных низких частот, очень близких к нашей основной частоте (нечётных множителей с уменьшающейся величиной). Это явление называется алиасингом или шумом дизеринта — возникают частоты, отсутствовавшие в исходном сигнале, и они имеют довольно большие величины.
Даже низкочастотная фильтрация не сможет значительно помочь сигналу. Погрешность имеет очень много низких частот:
Дискретизированная синусоида с низкочастотной фильтрацией
Погрешность дискретизированной синусоиды с низкочастотной фильтрацией
Давайте взглянем, как меняется ситуация при добавлении дизеринга. На первый взгляд, улучшений почти нет:
Однако если мы рассмотрим это как изображение, то оно начинает выглядеть лучше:
Заметьте, что погрешности дискретизации снова распределены среди различных частот:
Выглядит очень многообещающе! Особенно учитывая то, что теперь мы можем попробовать выполнить фильтрацию:
Это немного искажённая синусоида, но она выглядит намного ближе к исходной, чем версия без дизеринга, за исключением фазового сдвига, внесённого асимметричным фильтром (я не буду объяснять этого здесь; скажу только, что проблему можно устранить, применив симметричные фильтры):
Красный — исходная синусоида. Зелёный — подвергнутый низкочастотной фильтрации сигнал без дизеринга. Синий — подвергнутый низкочастотной фильтрации сигнал с дизерингом.
Графики обеих погрешностей численно подтверждают, что погрешность намного меньше:
Красный — погрешность подвергнутого низкочастотной фильтрации сигнала без дизеринга. Синий — погрешность подвергнутого низкочастотной фильтрации сигнала с дизерингом.
Наконец, давайте вкратце рассмотрим сигнал с более качественной функцией дизеринга, содержащей только высокие частоты:
Верхнее изображение — функция белого шума. Нижнее изображение — функция, содержащая более высокие частоты.
Версия с низкочастотной фильтрацией, дизерингом и улучшенной функцией — почти идеальные результаты, если не учитывать фазовый сдвиг, вызванный фильтром!
И наконец, сравнение всех трёх спектров погрешностей:
Красный — спектр погрешности дискретизации без дизеринга. Чёрный — спектр погрешности дискретизации с дизерингом белым шумом. Синий — спектр погрешности дискретизации с дизерингом с более высокими частотами.
На этом первая часть серии заканчивается. Основные выводы:
Что такое дизеринг в аудио?
Думаю нет более занудной темы, чем дизеринг. И в связи с этим, это понятие многие понимают неправильно. Давайте ответим на самый просто вопрос, что такое дизеринг?
Дизеринг — это просто шум. Это шум, добавленный к сигналу, чтобы сделать квантование менее заметным. Дизеринг необходимо применять каждый раз, когда уменьшается битовая глубина. Если идет уменьшение с 32 бит до 24 бит — сила дизеринга почти не имеет значения. Если же идет уменьшение до 16 бит (или меньше), вероятно, лучше всего подойдет низкий или средний уровень дизеринга с некоторым формированием шума.
Дизеринг — это решение одной из фундаментальных проблем цифрового звука, поэтому, если мы хотим понять, что он делает, сначала нужно понять проблему. Проблематика заключается в разрешении по амплитуде или в том, насколько точно мы можем измерить уровень сигнала, используя единицы и нули.
Когда мы пытаемся измерить бесконечно изменяемый аналоговый источник (наш звук) с использованием конечного числа цифровых значений (этих единиц и нулей), неизбежно возникают ошибки. Иногда аналоговый уровень будет немного выше ближайшего цифрового значения, а в других случаях — ниже. Это похоже на попытку измерить чей-то рост с помощью рулетки, на которой показаны только ноги. В цифровом аудио эта ошибка округления известна как искажение квантования. Использование 32-битной системы с плавающей запятой — как это делают почти все современные аудиоредакторы — делает искажения настолько низкими, что вам действительно не нужно о них беспокоиться (к слову, заказывая сведение и мастеринг в нашей студии, вы получите материал в этом формате без потерь качества). Однако по мере того, как битовая глубина уменьшается, уровень этого искажения увеличивается. Когда вы приближаетесь к 16 битам, звук может начать получать довольно заметное и неприятное звучание на хвостах реверберации, дилеях и других тихих участках. Это связано с тем, что количество битов определяет, сколько дискретных значений вы можете сохранить.
Вот такая же синусоида, но уменьшенная до 20 бит, без дизеринга (в 24 бит разницу трудно оценить визуально).
И для сравнения синусоида пониженная до 16 бит, также без дизеринга
Что происходит со звуком?
Самые высокие пики были сложными для округления, поэтому они оставлены вытянутыми, в то время как остальные были округлены до нуля. В зависимости от того, где упал пик синусоидальной волны по отношению к времени выборки, один или два отсчета были округлены в большую сторону.
Так что же делает дизеринг в аудио и как он может помочь?
По своей сути дизеринг — это просто шум, а шум по самой своей природе является случайным. Еще на заре цифрового звука некоторые умные инженеры поняли, что могут использовать случайный шумовой сигнал в своих интересах. Смешивая его с квантованным сигналом, они могли добавить достаточно вариаций, чтобы можно было сохранить исходный сигнал.
Ключевым моментом здесь является то, что шум дизеринга не должен быть полностью связан с квантованным сигналом, иногда называемым «декоррелированным». Когда это условие выполняется и уровень шума дизеринга правильный, любая заданная входная выборка может быть округлена в большую или меньшую сторону в зависимости от значения входящего сигнала. Это не только помогает сохранить сигнал, но и фактически устраняет искажения, связанные с его частотным содержанием.
Теперь давайте уменьшим ее до 16 бит (без дизеринга).
Здесь следует обратить внимание на три весьма примечательные вещи:
Следует подчеркнуть ключевую мысль: вы заменили тональное искажение шумом, который, в свою очередь, является собственной формой искажения. Тем не менее, последовательный, равномерно распределенный тихий шум — предпочтительнее гармонических искажений благодаря случайным вариациям.
Иногда можно слышать, что не нужно применять дизеринг, если вы используете тот или иной vst плагин, потому что он (шум) самовосстанавливается. Технически это может быть правдой, но только в некоторых конкретных случаях. Вы не поверите, но не все шумы одинаковы. Поэтому, если в программе не задана конкретная настройка дизеринга, вам следует его добавить, если планируете уменьшать битовую глубину. Разные звуковые рабочие станции работают по-разному, но большинство из них предлагают какой-либо метод фиксации сложной цепочки звуковых эффектов в файл. Если вы не изучали возможности сделать это в своей DAW программе, возможно, пришло время настроить ее. По возможности, лучше использовать 32- или 64-битные числа с плавающей запятой, но если вы вынуждены использовать 24-битные, проверьте, есть ли возможность включить дизеринг. Надеюсь, это поможет вам понять, почему дизеринг так важен для цифрового звука, как и почему он работает и когда его следует применять.
FL Studio Сохраняемые и экспортируемые форматы файлов
Данная статья является частью цикла статей «Fl Studio»
Содержание
Диалоговое окно экспорта проекта (*.wav; *.mp3, *.ogg, *.flac, *.mid) [ править ]
Чаще всего вы будете экспортировать свой проект в *.wav или *.mp3 звуковые файлы, которые будут проигрываться в медиа-плеере, стерео или Hi-Fi системах. Финальный микс экспортируется из FL Studio с помощью опции Export из меню File, процесс проходит не в режиме реального времени, и называется рендерингом. Время будет зависеть от настроек экспорта и сложности проекта. Рендерируемый звук лучшего качества, чем живой звук из FL Studio.
Запись внешнего оборудования
Чтобы включить звук от внешнего оборудования, такого как синтезатор, драм машина или сэмплер в финальный рендеринг:
Project type (тип проекта) [ править ]
Output format (выходящий формат) [ править ]
Выберите выходящий формат(ы) для рендеринга проекта. Чтобы сохранить более чем в одном формате, просто выберите в этой панели несколько вариантов.
Quality (качество) [ править ]
Miscellaneous (разное) [ править ]
Кнопки рендеринга [ править ]
Параметры экспорта командной строки [ править ]
См. здесь несколько способов запуска командной строки в Windows. Это позволяет вам пакетно обрабатывать проектные и MIDI-файлы.
Файл проекта FL Studio (*.flp) [ править ]
Это родной формат проектов FL Studio. Он сохраняет все данные, относящиеся к проекту, но учтите он не включает в себя сэмплы (если в проекте нет звуков загруженных в редактор Edison), пресеты DrumSynth и SimSynth, которые включены в проект. Чтобы экспортировать пакет, который включает в себя сэмплы, используемые в проекте, вместо этого сохраните в Zip.
Архивный файл проекта (*.zip) [ править ]
Проекты могут быть сохранены в стандартные ZIP файлы. Этот формат будет сохранять файл проекта FL Studio и все сэмплы/пресеты используемые в проекте. FL Studio также может открывать непосредственно ZIP файлы (см. «Архивный файл проекта» в форматах файлов открытия/импорта).
Что такое дитеринг: Окончательное руководство для начинающих
Мы ответим на все эти и другие вопросы в этой статье и постараемся сделать концепцию дизеринга как можно более понятной.
Что такое дитеринг?
Посмотрите этот видеоролик от Rowntree Audio для быстрой и простой демонстрации процесса дизеринга:
[VIDEO EMBED] https://www.youtube.com/watch?v=cLnuoQ6pIKk
Чтобы понять ответы на эти вопросы, необходимо сначала разобраться в том, как работает цифровое аудио.
Какое отношение имеет дизеринг к цифровому аудио
Уменьшение сигналов в размерах
Если вы хотите, чтобы ваша музыка была максимально доступной, вы должны уменьшить свои высококачественные записи, чтобы они соответствовали этим различным форматам. Таким образом, при экспорте аудиофайлов вы должны понизить дискретизацию (т.е. уменьшить битовую глубину). В то же время, при уменьшении битовой глубины не следует удалять нюансы и динамику звука.
Именно здесь вступает в игру сила dither.
Дизеринг: Прояснение искаженной концепции
Что бы произошло при преобразовании цифрового звука из более высокого разрешения в более низкое без применения дизеринга? Как вы можете себе представить, те блочные числа (те, которые представляют входящий сигнал), о которых мы упоминали ранее, стали бы скомканными и еще более блочными, превратив то, что раньше напоминало непрерывную волну, в нечто, больше похожее на лестницу. Этот процесс называется усечением и приводит к тому, что известно как ошибка квантования, искажение квантования или шум квантования.
Если вы знакомы с формами волн и тем, как звучат различные конфигурации в зависимости от внешнего вида, вы знаете, что эта ступенчатая форма звучит искаженно. Точнее говоря, пониженное дискретизированное аудио, не подвергнутое дитерингу, дает гармоники, которые коррелируют с исходным аудиосигналом и прорезают человеческое ухо довольно громко (гармоническое искажение).
Конечно, меньше всего вам хочется, чтобы непреднамеренные шумовые искажения распространялись по всему вашему первозданному аудио. Когда вы добавляете низкоуровневый шум в аудио перед процессом квантования, эти гармонические искажения, по сути, скремблируются и значительно теряют свое присутствие.
В конечном счете, дизеринг позволяет вашему миксу сохранить динамический диапазон и оригинальное общее звучание при доводке до более низкого разрешения.
Дизеринг полагается на случайные колебания
Если концепция дизеринга все еще не совсем ясна, помните, что все дело в рандомизации. Шум, который добавляет дизеринг к вашему аудио, является случайным и некоррелированным (вспомните «шипящий» звук, издаваемый белым шумом). В результате, те громкие коррелированные искажения, которые возникают при уменьшении битовой глубины аудио, не могут пробиться наружу.
Эта концепция добавления случайного шума к чему-либо возникает и при обработке изображений. Представьте, что вы смотрите на четкое изображение на телевизоре высокой четкости. Затем представьте себе просмотр того же изображения на старом телевизоре с гораздо меньшим разрешением. Много данных будет потеряно в этом процессе, создавая пикселированное изображение, изобилующее цветовой полосой (которая возникает, когда информация о цвете представлена неточно).
Этот переход от высокой четкости к низкой четкости может быть сглажен с помощью дизеринга. Вместо того чтобы непосредственно втискивать изображение в меньшее пространство, информация изображения сначала скремблируется, уменьшая глубину цвета. В итоге уменьшенное изображение сохраняет свою относительную форму, цвет и структуру.
Приведенный ниже рисунок даст вам лучшее понимание того, как работает дизеринг на изображениях.
Когда использовать дизеринг
Итак, когда следует добавлять дизеринг в аудио? Основное правило заключается в том, что при понижении дискретизации аудио (часто на этапе мастеринга или экспорта) всегда следует использовать дизеринг. Другими словами, используйте дизеринг всякий раз, когда в аудио появляются искажения квантования (а они появляются при изменении битовой глубины с большей на меньшую).
Дизеринг почти всегда следует выполнять во время прыжков или экспорта, или использовать в качестве последнего эффекта в цепи сигнала (некоторые лимитеры имеют собственную функцию дизеринга).
Когда не следует использовать дизеринг
Однако то, что дизеринг является стандартной практикой в цифровом аудиопроизводстве, не означает, что он всегда необходим. Например, если вы готовите трек к мастерингу с помощью мастеринг-инженера или eMastered, вам не следует делать дизеринг, поскольку это будет сделано за вас (как уже упоминалось выше, дизеринг обычно используется в процессе мастеринга).
Иногда можно обойтись без дизеринга, даже если он не требуется. В некоторых случаях добавленный шум не будет достаточно слышен, чтобы изменить что-либо в вашем аудио. В худшем случае, однако, ваша дорожка может получить заметное шипение, которое никто не хочет слышать. Чтобы обезопасить себя, следуйте вышеупомянутому правилу: используйте дизеринг только для сокрытия искажений квантования (т.е. при экспорте аудио из более высокой битовой глубины в более низкую).
Различные типы дизеринга
Различные DAW и плагины предлагают различные варианты dither. В Logic Pro X, например, можно использовать три основных типа дизеринга при сведении: POW-r #1, POW-r #2 и POW-r #3. Правильная настройка дизеринга для ваших целей будет в основном зависеть от динамического диапазона вашего аудио.
POW-r #1 Dithering
Эта первая категория дизеринга, предлагаемая Logic Pro, не обеспечивает формирование шума и лучше всего подходит для миксов с низким динамическим диапазоном.
POW-r #2 Dithering
В основном используется для речи (т.е. подкастов или радиопередач), POW-r #2 dithering (формирование шума) уменьшает шум в диапазоне частот 2 кГц и усиливает его в районе 14 кГц и выше, скрывая при этом искажения квантования. Эта мягкая эквализация хорошо подходит для прояснения многих типов вокала.
POW-r #3 Dithering
Что касается третьего варианта дизеринга в Logic Pro, то дизеринг (формирование шума) POW-r #3 лучше всего подходит для высокодинамичных миксов, таких как акустическая, оркестровая музыка или музыка больших групп. Модуляция/выравнивание шума, применяемые при этом типе дизеринга, превосходят возможности POW-r #2, что имеет смысл для более динамичных записей.
Другие виды дизеринга
Изучая другие DAW и плагины лимитеров/шумоподавителей, вы можете встретить такие термины, как «нет», «умеренный» и «ультра». Эти слова относятся к количеству шумоподавления, применяемого к данному сигналу. Вообще говоря, шумообразование, предлагаемое различными типами dither, уменьшает низкочастотное содержание сигнала (область 2 кГц) и усиливает его высокие частоты.
Вопросы и ответы по дизерингу
Должен ли я использовать дизеринг?
Если вы понижаете дискретизацию аудио с большей битовой глубины до меньшей (т.е. с 32-битной фиксированной точки до 24- или 16-битной), вам следует использовать дизеринг.
В каких случаях следует выполнять дизеринг звука?
Всегда используйте dither при экспорте, сведении или мастеринге аудио. Другими словами, используйте dither при снижении битовой глубины дорожки.
Нужно ли использовать дизеринг при мастеринге?
Да. На самом деле, процесс мастеринга часто является лучшим моментом для использования дизеринга, поскольку он позволяет скрыть любые нежелательные искажения квантования до снижения битовой глубины звука. Таким образом, ваш трек будет готов к воспроизведению на различных платформах и устройствах.
Ты слышишь, что происходит?
О: Если вы правильно наложите дитеринг на аудио, вы вообще не услышите шум низкого уровня, особенно в контексте. Конечно, можно услышать дизеринг, если применить его к тихим аудиофайлам и значительно увеличить громкость. Dither будет звучать как некая вариация белого шума (мягкий, постоянный, шипящий).
Можете ли вы услышать разницу между 16-битным и 24-битным звуком?
О: Если у вас нет хорошо натренированного уха или вы не слушаете высокодинамичную музыку на высококачественных колонках, вы вряд ли заметите разницу между 24- и 16-битным звуком.
Какой шум полезен для дизеринга?
Белый, коричневый и розовый шум могут быть полезны для дизеринга. Все они представляют собой разновидности «шипящего» звука, который вы можете узнать при настройке радиоприемника. Белый шум распределен по частотному спектру, коричневый шум находится на нижнем конце, а розовый шум находится где-то между ними.
Предпочтителен ли синий шумоподавитель?
Сглаживание синего шума полезно для сохранения достоверности изображения при снижении его разрешения на значительно низких частотах дискретизации. В Proceedings of the IEEE есть всестороннее исследование этого явления.
Имеет ли значение дизеринг?
Да, особенно если ваша песня имеет высокий динамический диапазон. Правильное дизеринг аудио при уменьшении его битовой глубины позволит уменьшить искажения квантования, сохранив или улучшив динамику.