Что такое direct на усилителе
Темброблок в Hi-Fi системе или Direct
Прослушивание музыки с использованием темброблока — хорошо это или плохо? Как лучше или правильнее? Последнее время среди любителей, особенно недавно приобщившихся к Hi-Fi, в качестве догмата выступает правило — темброблок всегда должен быть отключен (режим Direct).
Но обратим взгляд в не такое уж далекое прошлое — времена СССР. При повальном использовании аудиоаппаратуры созданной в СССР, использование темброблока было обычным, повседневным атрибутом, на который никто не обращал столько внимания. Любитель музыки на свой слух и вкус регуляторами тембров получал то звучание, которое хотел — посочнее высоких частот, поглубже бас.
Крутили тембра и на электрофоне Вега 109 стерео и на усилителе Бриг 001 и на других аппаратах с 3 по высший класс сложности.
Поэтому может возникнуть недоумение — почему сейчас стараются прослушивать музыкальные композиции без использования темброблока, даже если звук при этом серый и невзрачный?
Почему меломаны хотят слушать с тембрами на нуле?
Могу предположить, что обосновывается это благими намерениями — они хотят услышать ровную, неискаженную темброблоком, АЧХ.
АЧХ АС Diatone DS-5000
Допустим, прямая АЧХ — это примерно тот звук, который должен звучать по задумке звукорежисера.
Но возможно ли это в реальности?
В неподготовленной комнате скорее всего проявятся многие нежелательные факторы, переотражения, избыток или недостаток каких то частот, которые повлияют на конечную АЧХ. С помощью темброблока вы, например, можете обуздать внезапно загудевший бас.
Второй ответ, люди не хотят слышать потерю разрешения звука из за использования темброблока (удлинение пути сигнала).
Возможно это смешно звучит, но те лишние 20-30 см, что звук идет по плате через дополнительные компоненты способен ударить по ясности звучания.
Показано насколько короче путь в Direct (Pioneer A-717)
С этих двух точек зрения эти слушатели безусловно правы, но совершенно игнорируют базовую основу такого умозаключения.
Поэтому от теории перейдет к практическому опыту, что и как имело бы смысл слушать.
Я небуду растекаться мыслью по древу и озвучу вывод, для людей так же увлекающихся высококачественным звуком.
Использование темброблока целиком кореллируется классом используемой аппаратуру.
Другими словами, чем выше класс аудиоаппаратуры, тем меньше необходимости использования темброблока.
Замечено, что во многих случаях большая неприязнь меломанов к темброблоку проявляется на стадии выбора бюджетного усилителя.
Yamaha A-S500 — современная бюджетка
Но именно прослушивание бюджетных решений без темброблока — нонсенс.
На бюджетном начальном аппарате вы слышите неясный звук с массой недостатков частично компенсировать которые может только темброблок.
Например, начальные винтажные аппараты Trio KA-3100 или Technics SU-3200 с использованием темброблока слушаются легко и приятно. Конечно продвинутого аудиофила не устроит недостаточно высокая детальность, но эти аппараты можно слушать без раздражения.
Но если бюджетные решения лишить возможности использования темброблока и Loudness (тонкомпенсации), то в 95% случаев получим серый, невзрачный и скучный звук.
В СССР темброблок использовался активно на любом классе аппаратуры.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности и очевиден — фактически вся аудиоаппаратура первого и высшего класса, производившаяся в СССР, по сегодняшним меркам объективно находится на уровне начального класса Hi-Fi или ниже. Знаменитый Бриг 001 или Амфитон 002 не тянет выше современной бюджетки и без тембров слушать эти модели довольно тоскливо.
С ростом класса аппаратуры вы внезапно слышите, что даже без использования темброблока, звук становится яснее, верха становятся более сочными, низкие частоты более фактурными.
На высшем классе зарубежного Hi-Fi использование темброблока лишено смысла, так как даже в режиме Direct, звук сочный, насыщенный яркими высокими, глубокими низкими, и разборчивыми средними частотами.
Я не использую темброблок, но не из за убеждений, а из за того, что мой аудиотракт состоит из компонентов предтопового и топового уровня.
Он дает сочный красивый звук, даже намек на который никогда не получить без использования тембров на более низком классе.
Тарелки звенят, рассыпаются веером, бочка долбит, бас-гитара выводит свою партию, гитара в режиме овердрайв скребет по сердцу.
Если я включаю аппарат среднего или начального уровня, я вижу только преимущества в использовании темброблока, так как с его помощью, я, хоть и отдаленно, но могу приблизить звучание более бюджетной аппаратуры к тому звуку, что я слышу на высших моделях.
11 Комментарии
Хорошая статья правильная,совсем абсолютно согласен.Без темброблока слушать музыку скучно.Спасибо.
Режим Pure Direct в AV-ресиверах
Здравствуйте! Интересно мнение посетителей форума относительно использования режима Pure Direct в современных AV-ресиверах бюджетного сегмента (Yamaha, Denon, Sony, Onkyo и др.) и их использования в качестве стереоусилителей при наличии качественного аналогового источника.
Очень часто в разных статьях и форумах встречается мнение, что в качестве усилителя AV-ресиверы звучат существенно хуже чистых стереоусилителей. При этом нередко говорят, что подключение по аналоговому входу существенно уступает цифровому подключению. Но почему так получается, если связка внутреннего ЦАПа ресивера и усилителя ресивера должна быть хуже, чем пара из внешнего ЦАПа и собственно усилителя ресивера, так как обычно в ресиверах ЦАПы довольно средние? Конечно, ресивер должен использоваться в режиме Pure Direct, когда аналоговый сигнал идёт в обход цепи АЦП-DSP-ЦАП внутри ресивера. Или в тестах ресиверов на качество воспроизведения стерео DSP вообще не отключают? Тогда довольно сложно по тесту судить о качестве прямого стереоусиления. Вопрос возник, так как в большинстве тестов AV-ресиверов на качество воспроизведения именно музыки авторы не указывают в каком режиме работал ресивер (аналоговый или цифровой вход, DSP или Direct режим), что существенно влияет на его применимость в тех или иных условиях: кому-то в первую очередь нужен просто хороший аналоговый усилитель, а другому качественное звучание цифровых источников.
Спасибо за ваши мысли по этому поводу.
Ответы
лучшая система-где кинотеатр и стерео разделены.Как ресивер не подключай,стереоусилитель будет играть лучше.
Согласен. Но здесь возникают сложности управления всей системой и трудности подключения одной пары АС к двум аппаратам. Часто удобнее иметь один аппарат для коммутации всех сигналов и усиления, который является центром системы. Хотя, это всё индивидуально.
Никакой особой сложности в подключении стерео усилителя и ресивера к одной фронтальной паре я не вижу. В продаже есть акустические коммутаторы, которые позволяют совершить такую коммутацию между парой АС, ресивером и интегральным стерео усилителем.
Но, можно сделать еще более интересную по качеству звучанию систему.
Использовать совместно с АВ ресивером, который имеет линейные выходы с аудио процессора-отдельный интегральный стерео усилитель с наличием входа на усилитель мощности.
В этом случае, Вы убиваете сразу двух зайцев, у Вас в стерео, на музыке работает полный стерео тракт интегрального усилителя,т.е. обеспечивается высокое качество звука от линейных источников звука, CD, винилового проигрывателя или стримплеера. А в кино, этот интегральный усилитель превращается в усилитель мощности для работы с фронтальной акустикой, т.е. в такой системе улучшается еще и кинозвук, благодаря внешнему мощнику фронтальных АС.
Первый способ добавляет в тракт кучу разъемов и переключателей. Второй открывает калитку для наводок со всего подъезда.
Никакой «кучи» разъёмов не прибавится. Второй путь, тоже проверен многократно и наводок я не замечал, т к в данной коммутации входные цепи усилителей не подвержены наводкам в силу их не высокой чувствительности порядка 0,7-1V и не высокому входному сопротивлению усилителей мощности в интегральном аппарате, это около 10КОм. А вот раздельное использование стерео тракта для прослушивания музыки на интегральном усилителе и добавление усилителя мощности в кино просмотре, реально улучшают качество звука, как в стерео, так и в многоканальном варианте прослушивания.
Ведь в данном стерео усилитель работает от своего Блока питания, а в режиме кино ресивер выполняет функцию процессора со своим блоком питания. Правда, начальный AV ресивер в качестве процессора весьма посредственная вещь и для таких вещей есть смысл использовать соответствующий по классу интегрального стерео усилителя AV ресивер.
Как не прибавится. Объсните как? Переключатели конекторы (и каждый даёт спектр гармоник) в систему вводятся, но не прибавляются.)))
Про наводки. Их никто не замечает, а потом начинаются чудеса с фразировкой вилок в розетке. Вооружитесь детектором остаточного напряжения и заметите. Если избавитесь от них, то результат тоже будет на лицо.
Становится меньше,т.к. в стерео у Вас работает только двухканальный интегральный усилитель! Для прослушивания музыки Вам не надо включать AV ресивер.
В кинотеатре, AV ресивер работает как процессор для фронтов и сам озвучивает центр, тылы и дает LFE сигнал на саб.
В режиме работы усилителя мощности наводки на входные цепи оконечных усилителей интегральника- минимальны. И если у Вас межблочные кабели не 10 метровой длины от выходов фронтов AV ресивера до входов мощника интегрального усилителя, а кабель имеет хороший экран, то все работает абсолютно нормально.
Плюс ко всему, как Вы сами понимаете, в режиме кино фронты нагружены на отдельный усилитель, со своим блоком питания, который не связан с Б/П ресивера, так, что перекрестных помех, по цепям питания становится даже меньше!
Вы меня немного удивляете, если для Вас эти вещи не понятны и Вам приходится все «разжевывать», как начинающему. Вы же сами конструируете и делаете АС.
я для себя этой задачу решил так: усилитель и ресивер подсоединены так же как у вас. Из сетевого разветвителя типа пилот сделан переключатель на пару розеток, который всегда обесточивает один из аппаратов. Меньшее из зол я считаю.
Не возникает ли только при параллельном подключении усилителя и ресивера к АС (при условии, что включён всегда только один) каких-нибудь проблем со звуком? Хотя, насколько я знаю по сервисным руководствам, выходы у выключенного усилителя/ресивера отключаются с помощью реле.
именно реле обеспечивают развязку такой системы, крайне желательно, чтобы системы никак больше не контачили
прочитал тут все, но главный вопрос пока без ответа, есть ли вообще в современных, тем более бюджетных АВ-ресиверах, возможность отправить аналоговый сигнал с СД-плеера напрямую на усилительную часть ресивера. беглое изучение инструкций положительного ответа не дало, только у сони что то такое, ну то есть близкое к желаемому декларируется, и то не слишком то конкретно. неспроста в СД-плеерах цифровые аудиовыходы присутствуют.
раньше вроде бы пользовались для таких целей входами для фронтальных каналов многоканального аудиовхода ресивера (если такой был), там действительно было напрямую на усилители мощности.
кто-нибудь может этот вопрос прояснить с аналоговым подключением к АВ-ресиверу. или цифровое подключение предпочтительнее?, если так, зачем тогда СД-плеер, БД-плеер по hdmi не сильно хуже будет)))
Нет, такой возможности нет в любом AV ресивере, даже топ класса, т.к. любой аналоговый сигнал со входа проходит через АЦП, ведь регулятор громкости в любом ресивере имеет «цифровую» природу. И все режимы «директ» отключают лишь работу видео процессора в ресивере и только частично решают вопрос снижения поканального проникновения перекрестных помех в усилителях кинотеатральных ресиверов.
ну вроде как у денонов и ямах Pure Direct ничего аналогового не означает, у сони непонятно, но есть сомнения.
я думаю, что к АВ-ресу подключать СД-плеер по аналогу пустая затея, но это имхо, скажем так)))
Они делали когда-то аналоговый директ. Кембридж делал тоже. В буклетах такие штуки указывают. А ацпэшки в ресах как правило слабенькие. Цеплять к ним хороший цдплеер по аналогу конечно смысла ну совсем нет.
Мой опыт исследования этого вопроса показал, что директ в ресиверах существует, но не всегда понятно, как он реализован. Более-менее верное понимание здесь дают только сервисные руководства, где есть структурные и принципиальные схемы ресиверов. Для моего ресивера Yamaha RX-V450 директ точно есть, так как аналоговый многоканальный вход включается в усилительный тракт уже после выходной аналоговой линии из DSP-секции. Так как на современных ресиверах многоканальных входов уже не делают, то здесь ситуация менее ясная. Получилось найти «сервис мануалы» на Yamaha RX-V675, Sony STR-DN860 (1060) и Denon AVR-x2000. Yamaha и Sony построены на схожей архитектуре: все аналоговые аудио-сигналы идут на селектор на аналоговой микросборке, который осуществляет главную регулировку громкости (master volume) (кстати, регулировка аналоговая, то есть никакие АЦП/ЦАП здесь ни причём), селектор может посылать выбранный аналоговый сигнал на цифровую секцию и принимать из неё сигнал с ЦАПа, но самое интересное, что этот же селектор может посылать выбранный аналоговый сигнал напрамую на дальнейшее усиление (делаю этот вывод, так как тот же селектор используется и в полностью аналоговом усилителе A-S500, возможно, и в других). Таким образом, аналоговый директ в схемотехнике Yamaha и Sony возможен, а используется ли он, зависит от логики управляющего микропроцессора, скорее всего да. Кроме того, в описании Sony STR-DN1060 сказано, что директ режим направляет сигнал в обход DSP. Так как на схеме у Sony цифровой сигнал с АЦП идёт на ЦАП только через DSP, то из этого следует, что аналоговый сигнал в директе вообще не заходит в цифровую секцию. То есть директ у Sony есть, причём даже в младшей модели STR-DN860. У Yamaha он тоже скорее всего есть, так как на это всё указывает и прослушивание в том числе (в звуке легко угадывается характер внешнего источника). Но у Yamaha есть разделение по моделям: в младшей RX-V379 директа нет в принципе, в 479 и 579 есть просто Direct, а в 679 и 779 уже Pure Direct. Чем отличаются последние два режима точно не ясно, где-то встречал информацию, то в Pure Direct просто ещё отключается дисплей передней панели. С Denon ситуация неясная, у них структурные схемы выполнены каким-то странным образом, я не смог прочитать, а разбираться в принципиальных долго. И у Denon тоже есть разделение по моделям: директ начинается только с модели AVR-x2200.
Alex, прошу, поясните, почему маршрут аналогового сигнала через АЦП неизбежен. Мои исследования (в посте ниже) показали, что аналоговый директ есть как минимум у Sony и, скорее всего, у всех остальных, где он заявлен. Регулирование громкости выполняется в аналоговом виде, это хорошо видно на схемах (регулятор в любом случае находится после ЦАПа и никаких аналого-цифровых преобразователей в его схеме не предусмотрено).
Настройка тембра – Инструкция по эксплуатации Yamaha R-S500
Страница 17
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ
■ Использование переключателя CD
Входные сигналы от проигрывателя компакт-дисков
поступают на специальный встроенный усилитель.
Входящие сигналы минуют селектор INPUT и
регуляторы BASS, TREBLE, BALANCE и
LOUDNESS, а затем поступают на усилитель
мощности, избежав таким образом каких-либо
искажений сигналов от проигрывателя компакт-
дисков и обеспечивая максимально чистый звук.
Загорится индикатор CD DIRECT AMP и дисплей
фронтального экрана выключится через несколько
секунд.
• Если включены переключатели CD DIRECT AMP и
PURE DIRECT, функционировать будет только
переключатель CD DIRECT AMP.
• Селектор INPUT и регуляторы BASS, TREBLE,
BALANCE и LOUDNESS не будут функционировать,
пока активирована функция CD DIRECT AMP.
• Проигрыватель компакт-дисков для использования
функции CD DIRECT AMP необходимо подключить к
гнездам для проигрывателя компакт-дисков.
• Эта настройка сохранится даже в случае выключения
■ Использование переключателя PURE
Направляет входящие сигналы от используемых
аудиоисточников так, что входящие сигналы
минуют регуляторы BASS, TREBLE, BALANCE и
LOUDNESS, избежав таким образом каких-либо
искажений аудиосигналов и обеспечивая
максимально чистый звук.
Через несколько секунд загорится индикатор
PURE DIRECT и погаснет дисплей фронтальной
панели.
• Регуляторы BASS, TREBLE, BALANCE и
LOUDNESS не будут функционировать, пока
активирована функция PURE DIRECT.
• Эта настройка сохранится даже в случае выключения
Функция CD Direct Amp
Генерация на основе входного сигнала
нормального и противофазного сигналов для
правого и левого каналов и использование
четырех электронных регуляторов для
передачи симметричного сигнала для
усилительной схемы. Эта функция
обеспечивает более чистое звучание при
помощи:
• улучшенного отношения сигнал-шум;
• подавления внешних помех;
• уменьшения искажений.
Почему не слышно разницы в звуке при включении Direct в усилителе Onkyo A-9000R?
Некоторое время у меня был усилитель Onkyo A-9070. Слушал только в режиме Direct. Разница в звучании была ощутимая. Мне больше нравилось, как звучит музыка в Direct.
Поменял на усилитель Onkyo A-9000R (выше в модельном ряду). Сразу же включил режим Direct. А разницы в звучании не могу уловить.
Акустика — DALI Oberon 3. Источник — Spotify по оптике через ТВ (временное решение).
Ответы
Доброго:)) Возможно АС не дают нужного разрешения, работают на пределе своих возможностей? Оберон неплохая акустика, но всё же начальная, и не обладает повышенным разрешением.
На усилителе очень похожем Onkyo A9070 разница была заметная. Странно.
Ну не зря же 9000-й флагман. Вы же пишите, что во всех режимах звучит прекрасно. А чтобы получить более чем прекрасно, нужно выровнять связку усилитель-АС:)) По классу.
А в чем разница этих усилителей знаете? У них то схема одна и та же))))) Только выходной каскад по разному собран)))
Если б дело было только в детальках, то и усилители никто б не покупал:)) Усилитель ещё нужно УМЕТЬ настраивать. Поэтому даже два одинаковых усилителя, у разных мастеров, могут звучать совершенно по разному.
Вы вообще разбираетесь в электронных принципиальных схемах? Или вы говорите с позиции слесаря-ремонтника колонок?)))))))))
Вы вообще разбираетесь в принципиальных схемах
а вы сколько усилителей спроектировали и выпустили?
Я их ремонтирую))) Да и профессия на которую учился как раз этому располагала. Я же схему этих усилителей показал, там черным по белому написано))))
А вы разбираетесь в том, о чём говорите?
Вы не доверяете схеме что я показал? ))))
У Маранц и Денон схемы вообще с одного конвейера выходят. А вот звучат они по разному.
У Маранц и Денон не то что сами схемы, идеология схем разная.
Ошибаетесь. Здесь немало было выложено фотографий внутренностей. Разница в мелочах и надписях на платах. На одних Маранц, на других Денон написано:))
Три диффкаскада подряд на входе УМ Денон (что мне категорически не нравится) в Маранцах нет. Про внутренности не знаю, возможно Вы правы.
Вы сравнивайте одноклассников, а не первые попавшиеся схемы. И желательно одного года выпуска, а не с разницей лет в пятнадцать.
Один единственный раз мне попался Денон без трёх диффкаскадов. Во всех прочих и топовых в том числе, даже довольно давнишних, присутствуют. Фирменная фишка, странная на мой взгляд.
Да для него все схемы «китайские иероглифы» ))))
Этот товарищ не зная азбуки пытается читать лекции о квантовой физике 👍
разницы в звучании не могу уловить
В любом случае темброблок должен корректировать АЧХ, поэтому звучание должно меняться.
Если менять положение bass и treble, звук меняется.
Поздравляю с заменой. Сам хочу свои хеко с таким аппаратом послушать. Ощутили прирост качества относительно 9070?
По Вашему вопросу: когда делаете регулировки bass/treble, изменения есть?
Готов предположить что в данной модели, если параметры тембрблока по 0, то и изменений относительно директа быть не должно
Спасибо! Урвал на авито по отличной цене: заменил 9070 (продал на авито) на 9000 с доплатой всего 10 т.р.
Но разницы не услышал))) нет слухового опыта, слушаю меньше полугода технику hi-fi. Только встал на этот грешный путь)
Когда меняю bass и treble звук меняется. Просто на A9070 была разница между директом и нулевым положением bass и treble. Заметная. На Директе звук был мягче, естественнее.
А на 9000 нет разницы. Во время песни щёлкаю переключателем. Заучит одинаково. Но хорошо)
Готов предположить что в данной модели
Здравствуйте.
Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, к тому же столь запоздало. Но.
Я со своим древним и ничтожным опытом, который, к тому же, чуть меньше чем полностью связан с советским аудиопромом, всегда был уверен, что кнопка «директ» нужна только для того, чтобы просто быстро отключать и включать темброблок, не занимаясь верчением ручек и не сбивая настройки. И что на качественных и исправных аппаратах разницы между «директ» и «ручки на ноль» не должно быть по определению, просто конструктивно. По крайней мере на моём всё ещё живом старичке Одиссее «лин ачх» работает именно так.
Сейчас решил попробовать так сказать вернуться в мир звука и по мере возможности пытаюсь вникнуть в тему, читаю, изучаю.
Поэтому теперь у меня, как у человека, пока плохо знакомого с реалиями современного аудиостроения, возник вопрос:
то есть «ручки на ноль» и «директ» совсем не обязательно по результату одно и то же?
Насколько я понимаю, «директ»-сигнал идёт в обход темброблока, напрямую.
Давайте я попробую на примере имеющегося у меня JVC A-X400 первой половины 80-х. В нём по схеме, при включении режима директ, сигнал обходит эквалайзер через контакты кнопки на плате коммутации.
Хотя мне директ в нём не очень по нраву из за того, что входной сигнал после полупроводникового коммутатора долго петляет по плате коммутации. Ну тогда никто особо с подобным не заморачивался. До эры аудиофилии было ещё далеко. При включении директа громкость не меняется.
Мне же больше по душе более правильный (с современной точки зрения) подход, когда сигнал идёт минимально коротким путём от входного гнезда до РГ, лучше сразу до УМа.
Если опять косноязычно выразил мысль и опять не понятно что пытаюсь спросить, то тогда забиваем на это. Перестаю приставать к сообществу с глупостями и иду заниматься самообразованием дальше. ))
Вот теперь до меня начинает доходить. )
До этого такие тонкости, как влияние нескольких лишних сантиметров дорожки на плате я в своих умопостроениях просто не учитывал.
Спасибо. )
По-любому, темброблок будет вносить что-то от себя (на одних аппаратах меньше, других-больше), поэтому разница будет всегда. Кто-то её слышит, кто-то нет.
А правильно-неправильно надо спрашивать у разработчика, только он знает, как должно быть.
Правильно будет включить direct и наслаждаться музыкой, а не крутить крутилки.
Но по идее как бы не должен? В неком абсолютно идеальном сфирическом в вакууме варианте. К которому нужно стремиться.
Вот я про что. 🙂
Правильно будет включить direct и наслаждаться музыкой, а не крутить крутилки.
Знаю. Точнее сказать: «теперь уже в курсе». ))
Но увы. Пока что свою жизнь без темброблока не представляю. Вот хоть тресни.
По всей видимости, это эхо советской юности и уже на всю жизнь. )
Ну или я просто ещё не слышал правильный звук на правильной технике.
Откуда разнице взяться. Онкио ставят полупроводниковые коммутаторы.
Наверное из тембр блока))))) Он ведь включается и отключается с помощью кнопки «Direct»
А, ну да. Я то по другому критерию. Директ, значит минимально. Вход как таковой подключается прямиком на вход мощника. Без электронных посредников.
Верно. + Это одинаковые усилители и у них одна и та же схема даже))))
Это один и тот же усилитель только с разными выходными мощностями.
так под эти мощности и надо соответствующую акустику!)
А я разве против этого? )))))
Всему своё время) набираюсь опыта
Сейчас у вас усилитель выше уровнем, чем акустика.
Под такое усиление просится Оптикон 6.
С ними, скорее всего, почувствовуете разницу в Директ и без него.
Возможно еще и то что подали на вход мало различимо по качеству.