Что такое direct monitor на звуковой карте
Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку
Запись AUDIO
Мониторинг
Мониторинг – это акустический контроль записываемого сигнала. При записи в Nuendo можно пользоваться тремя видами мониторинга.
Внешний мониторинг
При внешнем мониторинге используется внешний аппаратный микшер или микшер звуковой карты. Входной сигнал до попадания в программу Nuendo ответвляется и смешивается непосредственно в микшере с выходным сигналом мультитрека Nuendo.
Так как сигнал мониторинга не проходит через программу Nuendo, то отсутствует его задержка (latency) и таким сигналом нельзя управлять, а также обрабатывать его виртуальными эффектами (plug-ins).
ASIO Direct Monitoring
Этот режим должно поддерживать оборудование, совместимое с ASIO 2.0.
Основное отличие режима ASIO Direct Monitoring от внешнего мониторинга состоит в том, что сигналом можно управлять из Nuendo так же, как в случае внутреннего мониторинга. Однако в этом режиме сигнал не проходит через Nuendo, поэтому исключена его обработка с помощью plug-ins.
Детали этого процесса зависят от специфики оборудования. В Nuendo для включения этого режима нужно выставить флажок Direct Monitoring в окне Device Setup устройства VST Multitrack (см. разд. «Настройка AUDIO» ранее в этой главе).
Примечание
Для применения этого режима мониторинга в звуковой карте M-Audio Audiophile 2496 в окне М Audio Delta Control Panel на вкладке Hardware Settings нужно снять флажок Disable Control of the Monitor Mixer and Patchbay/Router by Audio Applications.
Внутренний мониторинг (через Nuendo)
В этом режиме сигнал мониторинга проходит через Nuendo. Следовательно, им можно управлять и обрабатывать его виртуальными эффектами (plug-ins). Это очень важная функция, т. к. музыкант может сразу играть звуком, обработанным в реальном времени. Иначе говоря, компьютер с Nuendo превращается в виртуальный процессор эффектов. При этом на аудиотрек пишется «сухой» (необработанный) сигнал, что дает возможность в дальнейшем при необходимости изменить обработку.
Нужно отметить, что, к сожалению, у внутреннего мониторинга есть недостаток – у него появляется задержка (latency).
Примечание
Для внутреннего мониторинга нужно использовать специализированные ASIO-драйверы, обеспечивающие минимальную задержку. Флажок Direct Monitoring (см. выше) должен быть снят. Сигнал должен проходить только через Nuendo. Например, в случае применения звуковой карты M-Audio Audiophile 2496 в окне М Audio Delta Control Panel на вкладке Patchbay/Router зависимый переключатель H/W Out 1/2 нужно установить в позицию WavOut 1/2.
Но эта задержка достаточно мала, поэтому не стоит отказываться от внутреннего мониторинга. Например, даже в полупрофессиональной звуковой карте SB Audigy можно установить задержку ASIO Buffer Latency 2 мс. Поэтому остановимся на нем подробнее. И для этого вновь обратимся к дополнительным настройкам Preferences (рис. 2.63).
Рис. 2.63. Режимы внутреннего мониторинга
На странице VST режимы внутреннего мониторинга отражены в списке Auto Monitoring.
Выбираем звуковую карту для студии и выступлений
Содержание
Содержание
Среди звукорежиссеров и музыкантов давно утихли споры на тему качества аудиоинтерфейсов разного уровня — почти все позволяют делать профессиональные записи и сводить проекты с высоким битрейтом. Поэтому при выборе аудиокарты стоит исходить из желаемых целей и поставленных задач.
Звуковые карты для записи вокала и акустических инструментов
Первое, на что нужно обратить внимание — количество и тип входов и выходов. От количества «инпутов» зависит, сколько источников сигнала можно обрабатывать одновременно. Количество независимых выходов на наушники определяет, сколько раздельных миксов с разным балансом и настройками можно предоставить исполнителям для мониторинга.
Tascam US-16×08 имеет 16 входных и 8 выходных каналов
Steinberg UR22mkII справится с большинством задач для начинающего музыканта или звукорежиссера
Для записи вокала часто используются конденсаторные микрофоны. Они требуют наличия в звуковой карте фантомного питания +48 В. Пригодится также функция прямого мониторинга, которая позволяет слышать входящий сигнал без участия компьютера.
Обращайте внимание на возможности встроенного в карту процессора эффектов — DSP. Он поможет при записи вокала. Чаще всего в карты интегрируют ревербератор, который позволяет вокалисту почувствовать объем голоса и лучше сосредоточиться на исполнении. В DSP встраивают гейт, компрессор, эквалайзер и даже пресеты настроек. Последние помогут в профессиональной студийной работе, чтобы не настраивать звук с нуля под каждого, когда есть несколько «штатных» вокалистов.
Микшер аудиокарты RME Fireface предлагает множество полезных функций и DSP-эффектов
Отдельно стоит сказать о задержках при мониторинге. Большинство современных устройств поддерживает ASIO 2.0 и выше, поэтому обладает примерно одинаковым временем задержки. Минимальное значение буфера — 64 или 128 бит. Это, соответственно, 1,5 и 3 мс задержки, которые физически не ощущаются. Например, если гитарист отойдет от гитарного комбо примерно на метр, он получит те же 3 мс задержки в звуке.
Скоростные типы подключения (USB 3.0, Thunderbolt, PCI-E) позволят записывать сразу много дорожек с минимальными задержками в мониторинге. Это понадобится для одновременной записи большой группы музыкантов. Например, Firewire (IEE1394) был изначально спроектирован для передачи потоковых данных — аудио и видео. И десять лет назад большинство аудиокарт использовали именно Firewire. С развитием USB 2.0 и появлением USB 3.0 порт Firewire перестал быть «аудиостандартом» — ему на смену пришел Thunderbolt, которым оборудованы, например, аудиоинтерфейсы UAD и линейки Clarett, Saffire и Red от Focusrite. Хотя в последнее время Focusrite ориентируется на перспективный рынок USB Type-C: карты Scarlett от третьего поколения и Clarett USB используют этот разъём.
Внешняя звуковая карта Focusrite Clarett 4Pre USB с разъемом USB Type-C
Звуковые карты для записи электронных инструментов
Напряжение сигнала, поступающего со звукоснимателей электрогитары, бас-гитары, электроскрипок и других электрических инструментов намного выше напряжения сигнала микрофона. Поэтому для их записи в аудиокарте должен быть высокоомный вход, который снижает напряжение сигнала до приемлемого. Обычно он маркируется как вход Hi-Z или INST — инструментальный.
В моделиTascam US-2×2 входы комбинированные: их можно переключать из микрофонного или линейного в инструментальный режим.
Более того — некоторые современные звукосниматели на гитарах настолько мощные (чтобы сохранить читаемость гитары на больших уровнях гейна в тяжелом роке), что производители аудиокарт добавляют специальную кнопку PAD. Она снижает чувствительность входа на 20 dB, чтобы предотвратить перегрузку сигнала.
В последнее время у рок-групп стандартом стала запись электрогитар в домашней студии с помощью недорогой профессиональной аудиокарты. Гитара подключается напрямую в карту, записанный таким образом DI-сигнал затем отправляется на реампинг («ре» — «заново», «амп» — «усилитель»). Аудиокарта подключается к специальному устройству — реамперу, который преобразует линейный сигнал в удобоваримый для гитарного усилителя. Усилитель окрашивает сигнал и передает гитарному динамику, который также вносит в звук свой характер. Полученный результат записывается микрофоном и отправляется на сведение.
Поэтому любой профессиональной аудиокарты с Hi-Z входом и режимом PAD хватит не только для записи демо, но и для серьезной студийной работы.
Аудиоинтерфейс Line 6 Pod Studio UX-2
Некоторые аудиокарты специально «заточены» под нужды гитаристов и басистов. Например, Line 6 Pod Studio UX-2 имеет в комплекте софт, который задействует встроенный DSP и может виртуально подключать к гитаре ампсимуляторы и различные эффекты. Два отдельных входа для подключения педалей позволяют этими эффектами управлять.
Звуковые карты для сведения и мастеринга
Здесь стоит вспомнить про частоту дискретизации и разрядность. Аудио CD записываются в формате 44.1 кГц\16 бит. Звукорежиссеры часто записывают музыку в 48 кГц\24 бит или в 88.2 кГц\24 бит, для фильмов нередко используется 96 кГц\24 бит. Профессиональный аудиоинтерфейс должен иметь в характеристиках все эти частоты, но на практике чаще всего используются 44,1 кГц\16 бит.
Опрос о частоте дискретизации на крупнейшем российском форуме профессиональных звукорежиссеров и мьюзикмейкеров
Сегодня на рынке представлены модельные ряды настольных аудиокарт для домашних студий, которые отличаются большим регулятором громкости, (например, Tascam US-366). Некоторые карты оснащены полезным для звукорежиссеров функционалом, например, кнопкой, позволяющей быстро проверять результат сведения в моно.
На лицевой панели компактной Arturia AudioFuse расположился целый набор полезных функций: mono, mute, большой регулятор громкости, выбор аудиовыхода, два регулятора громкости наушников и многое другое
Несколько независимых линейных выходов пригодятся тем, кто занимается или планирует профессионально заниматься микшированием музыки — в карту подключаются сразу несколько пар аудиомониторов, чтобы сравнивать результаты работы на разных системах. С той же целью желательно наличие нескольких выходов на наушники.
Стоит посмотреть и на аудиософт, который поставляется в комплекте с девайсом. Помимо драйверов производители прикладывают урезанные версии DAW и библиотеки семплов. Вместе с аудиокартами Focusrite поставляется Avid ProTools и набор из дилея, сатюратора, ревербератора, эквалайзера, компрессора и мастерингового процессора, стоимость которых по отдельности сопоставима с самой картой.
Для живых выступлений
Чаще всего с компьютера через аудиокарту запускается плэйбек — аранжировки или сам минус песни. Для рок-группы с барабанщиком будет важно наличие двух раздельных выходов в линию и наушники — чтобы в один стереоканал пустить плэйбек, в другой — метроном барабанщику.
Аудиокарты для живых выступлений отличаются надежным софтом и конструкцией. Проверяйте отзывы покупателей о стабильности драйверов, о проблемах с обновлениями. Идеально, если карта для таких задач будет заключена в железный рэковый корпус. Тогда ее можно будет привинтить к стойке и не опасаться за сохранность.
С рэковой аудиокартой Tascam US-16×08 вряд ли что-то случится во время тура
У гастролирующих рок-групп и музыкантов набирают популярность цифровые микшеры со встроенной звуковой картой, вроде Behringer X32 или Soundcraft Ui24R. Они позволяют подключить в себя всю группу и полностью отстроить микс с помощью ноутбука или iPad. Встроенный аудиоинтерфейс позволяет запускать плэйбек и метроном, и записывать всю группу поканально. Но это устройства другой категории, где аудиоинтерфейс, скорее, дополнительная опция.
Behringer X32 rack — цифровой микшер с функцией звуковой карты
Профессиональные аудиоинтерфейсы
Профессиональные интерфейсы — это условная категория аудиокарт, которые популярны среди профессиональных звукоинженеров и музыкантов. Их можно разделить на два типа: рэковые и десктопные.
Рэковые представляют собой «комбайны» со множеством входов и выходов всех возможных типов, DSP с большим количеством обработки, пресетами и даже возможностью дистанционного управления. Такие аудиокарты рассчитаны на любую ситуацию, какая только может возникнуть в студии звукозаписи. Таковы, например, RME Fireface, FOCUSRITE Scarlett 18i20, TC Electronic Studio Konnekt 48.
Внешняя звуковая карта Focusrite Scarlett 18i20 2nd Gen USB
Десктопные профессиональные интерфейсы обычно используют профессиональные музыканты в своих проджект-студиях. Они оборудованы удобными элементами управления, заключают в себе топовую начинку и могут идти вместе с большим количеством полезных плагинов — таковы, например, аудиоинтерфейсы Universal Audio, которые снабжаются фирменным софтом этой компании.
Аудиокарты с возможностью подключения дополнительных устройств
MIDI-порты — нередко встречаются в «продвинутых» аудиоинтерфейсах. Огромное число контроллеров, железных синтезаторов, гитарных процессоров, MIDI-клавиатур и других девайсов подключаются по MIDI. Например, с помощью MIDI-контроллера можно управлять своим DAW на живом выступлении, некоторые контроллеры специально выпускаются для создания ремиксов «на лету». Партии клавишных или ударных инструментов в DAW обычно записывают именно с MIDI-устройств.
MIDI-OUT интересен тем, что позволяет из DAW управлять другими инструментами. Например, отправить воспроизведение сложной партии на винтажный синтезатор. Или отдать обработку бас-линии не программному синтезатору, а настоящему, «железному».
Внешняя звуковая карта Tascam IXR с разъемами MIDI-IN и MIDI-OUT
S\PDIF — цифровой интерфейс для подключения устройств, работающих с аудио. Это могут быть различные рекордеры, процессоры эффектов и даже бытовые устройства (телевизоры, аудиосистемы). Разъем S\PDIF бывает двух видов: оптический, для подключения оптоволоконного кабеля с Toslink и электрический, для подключения RCA кабеля. Смысл передачи цифрового сигнала между устройствами в том, чтобы избежать потери качества на лишних преобразованиях аудиодорожки из «цифры» в «аналог» и обратно. Поэтому в многоканальных аудиоинтерфейсах высокого уровня S\PDIF обычно присутствует.
Внешняя звуковая карта Tascam US-20×20 с оптическими и электрическими S\PDIF на вход и выход рядом с разъемом USB 3.0
Заключение
Раньше на студиях аудиоинтерфейс выполнял только роль оцифровки сигнала, а для каждой задачи был свой отдельный прибор: для записи вокала — микрофонные предусилители, для электронных инструментов — ди-боксы и т.п. Сегодня профессиональная аудиокарта заменяет сразу несколько устройств, причем в лучшем качестве. Это открывает музыкантам и звукорежиссерам огромные возможности, автоматизирует многие рутинные операции и позволяет сосредоточиться на главном — музыкальном творчестве.
Что такое direct monitor на звуковой карте
Помогите пожалуйста с вариантами звуковой карты. Основное назначение: сведение в домашних условиях, запись живой бас гитары (плюс возможно микрофона). Т.е. карточка должна избавлять от необходимости докупать преампы/дибоксы, короче давать «правильный» сигнал в DAW. Очень критично значение задержки при живой записи (конечно, должно стремится к нулю). Надо 2 инструментальных входа и желательно было бы вход для миди клавы (хотя ее сейчас нет, но на вырост). Есть у меня несколько вопросов:
1.Достаточно ли 24bit/96kHz для производства на стоки?
2.Какая карта будет надежнее и стабильнее: usb, pci, pci-express или это неважно, или это воля случая?
3.Как корректно к ней подключить колонки с обычным стереоминиджеком: втыкать в выход для наушников или через переходники к выходам на мониторы?
4.Где в инете дешевле сейчас покупать, учитывая доставку (я в Киеве)?
5.Что нужно знать о дровах, чтобы в будущем (при смене конфы железа или ОС) не получить «сюрпризы»?
6.Ну и собственно главный вопрос: на какие модели ориентироваться?
На всякий случай пару слов о компе, к которому сие диво будет подключаться:
-операционка: Windows 7 Ultimate x64bit
-процессор: Intel Core 2 Quad Q8400, 2.66GHz, 4MB Cache, 1333 MHz FSB
-материнка: AsRock G31M-S
-память: 4GB RAM
Кто уже проходил этот путь и знается на железе, посоветуете пожалуйста.
да помню было у меня веселье с KX-дровами для моей SBLive когда c XP на 7 переходил))
Обзор Scarlett 2i2 3rd gen
Анонс
DJSTORE
Второе поколение Scarlett вышло три года назад и сделало Focusrite одними из лидеров домашней звукозаписи — интерфейсы до сих пор находятся в топе продаж. С момента своего основания фирма отличалась вниманием к деталям и желанием соответствовать моменту, поэтому в компании решили без промедлений выпустить новую серию, не забыв о пожеланиях покупателей.
Обновился весь диапазон модельного ряда: от базового Solo до 18i20. Продаваться новые девайсы начали со второго июля. Мы вкратце расскажем о серии в целом, а потом обратимся к Scarlett 2i2 – эта аудиокарта по праву стала примером универсального решения для сонграйтеров, подкастеров, блогеров и начинающих продюсеров.
Содержание:
Чем хороши Scarlett 3rd Gen
Линейка работает в бюджетном сегменте аудиоинтерфейсов и выбилась в лидеры благодаря своему качеству. Порты, кнопки и регуляторы во всех моделях сделаны на совесть, а сами интерфейсы упакованы в прочные металлические корпуса с пластиковыми панелями. Третье поколение держит марку и по качеству не отстает от предшественников.
Предусиление
Аудиоинтерфейсы примечательны низким коэффициентом уровня шума, а также способностью работать с большим гейном. Тут стоит напомнить, что компания делает микрофонные преампы с 1985 года, так что экспертизу в разработке и производстве hi-end аппарата они наработать успели, а слова всегда подтверждали делом.
ЦАП/АЦП-преобразователи обеспечивают качество записи 24-бит/192КГц. Кроме того, с 3-го поколения модели получили режим AIR, который дополнительно окрашивает звук по частотам и делает его более детальным. Ранее, несколько в другом виде этот режим присутствовал в семействе Clarett USB.
Карты могут похвастаться очень малым уровнем задержки и позволяют мониторить сигнал с родными плагинами в реальном времени. Для этого предусмотрен переключатель direct monitor. Для подключения к компьютеру у третьего поколения теперь выделен порт USB-C, поэтому карта еще долгое время не будет устаревать, когда этим разъемом начнут пользоваться повсеместно.
Функция Loopback
Ранее функция loopback была доступна только в картах Saffire Pro (а также в Scarlett 8i6 первого поколения).
Раньше пользователи Scarlett могли справиться с помощью SPDIF: кабель с выхода SPDIF на SPDIF-вход на карте и передавать сигнал без потерь (что логично, ведь сигнал цифровой). Теперь полноценный Loopback доступен в новых моделях серии.
Loopback позволяет комбинировать стереосигналы с любых выходов или виртуальных каналов, с помощью двух виртуальных входов — функция особенно полезна для подкастов, стримов и семплинга.
Focusrite Control
Софт Focusrite Control позволяет установить общие параметры суммирования сигналов, маршрутизации, синхронизации, а также настройки Air. Как и Quick Start, Focusrite Control разрабатывался для быстрой простой работы.
Focusrite Plug-in Collective
Владельцам аудиокарты предоставляют доступ к Plug-in Collective — бесплатным виртуальным инструментам и скидкам на плагины каждые два месяца. Кроме того, вместе с аудиокартой поставляется лицензия на следующий софт:
На каждую покупку дается двухгодичная гарантия.
Эти особенности относятся к каждому аудиоинтерфейсу линейки Scarlett. А теперь посмотрим подробнее на новую 2i2: как в случае второго поколения, модель станет бестселлером и отличным рабочим инструментом для домашней звукозаписи.
Комплектация и внешний вид Scarlett 2i2
В коробке с новой Scarlett 2i2 поставляется кабель USB-C на USB-A, буклет с ключами под софт и ссылками на скачивание мануалов и раздаточных материалов. Как и ранее, Focusrite уделили самое пристальное внимание маркетингу и внешнему виду. Соблюден фирменный стиль, сборка очень качественная, корпус металлический, передняя и задняя панель сделаны из пластика. Переключатели и выходы не люфтят, кнопки очень удобные. Scarlett третьего поколения оказалась немного меньше по глубине, чем предшественница.
На передней панели интерфейса находятся два комбинированных выхода на XLR/джек с регуляторами Gain и световой индикацией по окружности. Индикация поможет понять, не слишком ли высок уровень сигнала. Под регулятором гейна находятся кнопка Inst для переключения уровня сигнала с линейного на инструментальный, а также кнопка Air для включения соответствующего режима.
Справа находится кнопка включения фантомного питания, переключатель Direct Monitor, регуляторы громкости мониторного сигнала и сигнала для наушников. В правом нижнем углу расположен разъем на наушники 6,3мм стерео. На заднюю панель выведен порт USB-С для подключения к компьютеру, а также два балансных выхода на мониторы.
Девайс не вызывает почти никаких нареканий. Но есть пара нюансов. Светодиодная круговая индикация не дает четкого понимания по уровню сигнала. Конкретные цифры придется посмотреть в ПО.
Что касается Direct Monitoring, то здесь может не хватать выведенного фейдера под регулировку баланса между плейбеком и direct-сигналом.
Карта показывает себя с хорошей стороны: при записи инструментов нет клиппинга, задержка никак не влияет на трекинг, а уровень шума субъективно стал еще меньше, чем в 2i2 второго поколения.
Режим AIR в базовом применении
Как указано выше, это нововведение коснулось всей серии Scarlett. Суть режима заключается в подъеме по верхней середине и увеличению детализации микса — этот подъем был отличительной характеристикой оригинальных преампов Focusrite ISA в знаменитой лондонской AIR Studios. Режим пригодится в трекинге вокала, а также акустических инструментов.
Quick Start
Еще одна важная вещь, которая особенно пригодится начинающим — это процедура Quick Start. По сути, это пошаговая инструкция по регистрации и обзор комплектных виртуальных инструментов, плагинов и семплов. Для многих Scarlett 2i2 может стать первым аудиоинтерфейсом, во всяком случае, первым с такой богатой комплектацией. Производители позаботились именно о таких пользователях и сделали так, чтобы начало работы было предельно простым, а каждая функция сопровождалась пояснениями.
Direct Monitor
Эта особенность пригодится тем, кто записывает звук с двух микрофонов: Direct Monitor теперь работает в моно и стереорежимах. Соответственно, вы сможете услышать ровно ту картинку, которая передается в интерфейс, причем без фактической задержки.
Технические характеристики
Взглянем на то, чем отличаются две версии аудиокарты в количественном отношении:
Характеристика | Scarlett 2i2 2nd Gen | Scarlett 2i2 3rd Gen |
Динамический диапазон (входной сигнал) | 106 Дб (A-Weighted) | 111 Дб (A-Weighted) |
Максимальный уровень входного сигнала | +22 Дбн | +12,5 Дбн |
Диапазон регулировки гейна | 50 Дб | 56 Дб |
Динамический диапазон (выходной сигнал) | 106 Дб (A-Weighted) | 108 Дб (A-Weighted) |
Вердикт
Focusrite проделали большую работу над третьим поколением своих девайсов: стабильность драйверов, богатая комплектация, супер-качественные преампы, режим Air, который точно наберет популярность, а главное — внимание к пользователю. Доступная цена — тоже немаловажный фактор. Как и три года назад, компания своевременно выпустила обновление серии. Если вы много работаете в стерео и можете найти применение режиму Air, то обновляться до третьего поколения однозначно стоит. С точки зрения экономии рекомендуем обратить внимание на Bundle-комплектацию с наушниками и микрофоном.