Что такое deus ex machina
Деус экс махина
Смотреть что такое «Деус экс махина» в других словарях:
ДЕУС ЭКС МАХИНА — (лат. deus ex machina букв. бог из машины), драматургический и постановочный прием в древнегреческом театре: внезапное появление (при помощи подъемной машины эоремы) на сцене божества, приводящее действие к развязке. В переносном смысле… … Большой Энциклопедический словарь
деус экс махина — (лат. deus ex machina, буквально бог из машины), драматургический и постановочный приём в древнегреческом театре: внезапное появление (при помощи подъёмной машины эоремы) на сцене божества, приводящее действие к развязке. В переносном смысле … … Энциклопедический словарь
Деус экс махина — (лат. бог из машины) в др. гр. трагедии драмат. прием, состоящий, в появлении в конце пьесы к. н. бога, к рый своим присутствием развязывает неразрешимое противоречие. В.Я. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия,… … Античный мир. Словарь-справочник.
Еврипид — Эврипид (Euripídes) (около 480 до н. э., Афины, 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского… … Большая советская энциклопедия
Еврипид (Эврипид) — (греч. Euripides) (ок. 485 406 до н.э.) один из наиболее известных афинских драматургов. Число написанных им трагедий превышало 90. Сохранилось 18 произведений Е.: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Андромаха», «Гекуба», «Геракл»,… … Античный мир. Словарь-справочник.
Софокл — (греч. Sophokles) (ок. 496 406 до н.э.) греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441 440 гг. стратегом. Годы зрелости С.… … Античный мир. Словарь-справочник.
Deus ex machina
Содержание
В литературе
Приём широко применяется в самой различной литературе. Иногда это явное вмешательство высших сил (например, в подцензурном «ангарском» варианте «Сказки о Тройке» братьев Стругацких концовка сделана в виде совершенно откровенного deus ex machina, когда окончательно сдавшихся и потерявших волю к сопротивлению героев спасают явившиеся в последний момент высшие маги из НИИЧАВО, разогнавшие Тройку), но божественное вмешательство может быть замаскировано под случайность или, в фантастике, оформлено в виде некоего всемогущего технического устройства или технологии, оказавшихся в руках героев и обеспечивших их конечную победу.
Некоторые литераторы считают использование «бога из машины» признаком низкого качества, плохой проработки произведения. Так, Герберт Уэллс говорил о применении приёма deus ex machina в научной фантастике: «Когда всё возможно, ничто не интересно» (хотя в его собственной «Войне миров» конечная победа людей достигнута тем же приёмом, лишь чуть завуалированным). Фрези Грант в «Словарике юного графомана» [2] замечает, что «чудесное разрешение конфликта, словно сотканное из воздуха» обесценивает сам сюжет, делая всё ранее происходившее бессмысленным.
В кино
Чудесное спасение в последний момент героев, оказавшихся в безвыходной ситуации и преследуемых, либо ведущих бой с жестокими врагами — широко используемый в кинематографе приём. В частности, он типичен для вестернов: в одном из первых, считающемся классическим, фильме в этом жанре — Дилижанс (1939) режиссёра Джона Форда, — преследуемый индейцами дилижанс спасает появляющаяся в последний момент регулярная кавалерия. Именно в таком виде сцена многократно использовалась в других вестернах, что породило выражение «Кавалерия из-за холмов», которое сейчас часто используется, и не только в кинематографе, практически аналогично «Deus ex machina», как общее обозначение ситуации крайне маловероятного спасения героев вмешательством дружественных сил.
Произведения, предметы, заимствующие выражение
Рояль в кустах
Существует также русское выражение «рояль в кустах», имеющее близкое значение: искусственный поворот сюжета, неуклюжая, явно заранее подготовленная «случайность», выдаваемая за экспромт (здесь есть тонкое смысловое отличие от «бога из машины» — «рояль в кустах» не просто вводит новый фактор в действие, а пытается выдать его явно спланированное появление за случайность, что для «бога из машины» необязательно).
Фраза происходит из юмористической сцены «Совершенно случайно» Арканова и Горина, [6] [7] где пародировались типичные для советского телевидения якобы документальные передачи. В пародии ведущий встречает на бульваре пенсионера, ранее — передовика производства, беседует с ним. По ходу беседы постоянно подворачиваются подходящие персонажи и предметы. Когда, наконец, выясняется, что герой умеет музицировать, оказывается, что он захватил с собой скрипку, а после этого — что на бульваре в кустах случайно стоит рояль, на котором герой может сыграть телезрителям!
Комизм ситуации подчёркивался словосочетанием «совершенно случайно», которое ведущий употреблял постоянно. После выхода рассказа фраза «рояль в кустах» была подхвачена тележурналистами и через какое-то время стала общеизвестным крылатым выражением.
Что такое Deus Ex Machina
Многие знакомы со словосочетанием Deus Ex из одноименной игры. В ней название служит ссылкой на различные фракции, пытающиеся стать богоподобными, ну и на сюжет, который предлагает неожиданные повороты истории.
Вот несколько примеров применения такого «Чудесного спасения»:
— В Диснеевском мультфильме «Книга джунглей» Балу из последних сил сражается с Шерханом, хилый Маугли ничем помочь не может. И что случается? Тут же в ближайшее дерево бьёт молния, которая даёт огонь — единственное, чего боится Шерхан.
— В повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Автор сознательно использует этот прием в финале повести: армады гигантских пресмыкающихся уничтожены внезапным морозом в августе. Глава символично называется «Морозный бог на машине».
— В финале трилогии «Матрицы» находится самый, что ни на есть бог-машина, помогающий Нео победить.
— В фильме «Достучаться до небес» — главных героев от бандитской расправы спасает самый главный босс гангстеров, чей миллион марок они по факту и растратили.
— Профессор Толкин любил в таких случаях использовать орлов. Когда герои окружены врагами и ждут неминуемой смерти, к ним обязательно прилетают гигантские орлы, которые либо разносят противника в пух и прах, либо эвакуируют героев в безопасное место, либо (если уж помощь запоздала) уносят тела погибших для достойного погребения. Грозные птицы появляются множество раз — и в «Сильмариллионе», и в «Хоббите», и во «Властелине Колец».
— В игре «Fallout 3» — Братству Стали удаётся запустить довоенного ОБЧР Либерти Прайм и успешно атаковать Анклав.
— В игре «Resident Evil 5» — в финале главные герои спасаются от неминуемой гибели на вертолете с помощью гранатометов, которые случайно оказались в нем.
В реальной жизни «Бог из машины» тоже встречается:
— Визит Тамерлана в Турцию спас Константинополь от турецкой армии (в следующий раз Тамерлана уже не было, и Константинополь был взят турецкими войсками).
— Испанская Великая Армада большей частью была уничтожена не в бою, а в результате многодневного шторма.
— Битва при Гавгамелах: персидская конница разгромила левый фланг македонцев и вышла им в тыл — но вместо того, чтобы атаковать фалангу с тыла (что было бы обречено на успех из-за неповоротливости фаланги), тупо кинулась грабить македонский лагерь. Тем временем на другом фланге персидский царь Дарий бежал с поля боя, несмотря на подавляющее численное превосходство. Победа досталась Александру Македонскому практически даром.
Также есть и противоположность приема «Бог из машины», которая носит название «Дьявол из машины» и внезапным вмешательством превращает практически готовый хэппи-энд в трагическую развязку. Если трагическая развязка совершается не авторским произволом, а логически вытекает и обоснована — то это уже не «Дьявол из машины».
— Культовый ужастик 1968 г. «Ночь живых мертвецов» заканчивается смертью единственного выжившего от пришедшей подмоги. То ли его просто ошибочно приняли за зомби, то ли застрелили из расистских побуждений.
Вообще в концовках подавляющего числа фильмов ужасов используется «Дьявол из машины». Когда израненный герой, потерявший всех друзей, побеждает злодея (любого, от обычного маньяка до, собственно, Дьявола), в самом конце фильма, в основном за несколько секунд до начала титров, труп начинает шевелиться/герой что-то слышит и в испуге оглядывается/просто раздаётся злобный смех. Такое может произойти, даже если герой перед этим выполнил все условия, которые гарантировали победу.
— «Смертельная битва: Завоевание» — Шао Кану так надоело то, что его окружают предатели, и то, что он постоянно терпит поражение от главных героев, что он призывает на помощь своих элитных бойцов — Темных священников, и те убивают как героев, так и всех тех злодеев, кто строил козни против Шао Кана. Даже могучий Рэйден был побежден императором и брошен в темницу.
— «Миссия Серенити» — ближе к концу фильма ни с того ни с сего погибает пилот Уош.
В серии игр Call of Duty:
— Modern Warfare — несмотря на успешное вторжение в Курак, первый акт заканчивается ядерным взрывом и гибелью протагониста с большей частью американского контингента. Фактически, это дьявол из атомной бомбы.
— World at War — один из пленных японцев взрывом гранаты неизбежно убивает на выбор либо Ройбука, либо Полонски.
«Дьявол из машины» встречается и в музыкальных произведениях, таких как «В траве сидел кузнечик» — милый маленький кузнечик мирно себе жил, никого не трогал… но в один прекрасный день пришла лягушка и сожрала его.
Примеры из реальной жизни:
— Работа над созданием «Титаника», включая проектирование и постройку, длилась долгих пять лет. По завершении строительства нескольким особо отличившимся сотрудникам верфи выпала честь принять участие в первом рейсе своего детища, составив гарантийную группу. По возвращении всех их ожидало большое будущее… Но в ночь на 15 апреля 1912 года, через четыре дня после отплытия, судно столкнулось с айсбергом. Практически при любом раскладе в результате такого столкновения корабль, небезосновательно разрекламированный «практически непотопляемым», должен был остаться на плаву, выдержав пробоину в любой части своего корпуса. Но члены экипажа умудрились маневрировать наихудшим образом из возможных, в результате чего вместо одной пробоины айсберг распорол половину борта вдоль, затопив на один отсек больше, чем могла выдержать конструкция. Из гарантийной группы не выжил никто. Погибли и конструктор корабля, и капитан, для которого это был последний рейс перед пенсией.
— А в СССР был свой «воздушный Титаник» — самолет «Максим Горький». Во время парада на глазах у всей Москвы в него врезался решивший показать мастерство пилотажа истребитель сопровождения.
— Михаэль Шумахер. Блестящая гоночная карьера, включавшая, помимо Формулы-1, ещё и другие серии. Были и травмы (жёсткий перелом ноги в 1999 году). В жизни же предпочитал вообще не водить транспортные средства. Когда окончательно повесил шлем на гвоздь, казалось, больше травм не будет. Но, увы, простой горнолыжный курорт оказался опаснее гонок. Более того, Михаэль отнюдь не думал ловить адреналин по опасным горным спускам. Травма, приковавшая его к постели и чуть было не превратившая в растение, случилась на пологой горке, куда он повёл кататься сына.
— Отдельно можно вспомнить всех выдающихся деятелей, в расцвете творческих сил погибших на дуэлях.
Всем добра и с наступившим 2017 годом!
Рубрика История понятия
СТАТЬЯ Deus ex Machina
Что такое deus ex machina?
«Богом из машины» является немотивированная развязка действия, в ходе которой появляется некий персонаж (в древнегреческом и римском театре это был языческий бог) и ставит всё на свои места. Изначально «бог из машины» далеко не всегда приводил к счастливому финалу – как мы увидим, его активно использовали как в комедиях, так и в трагедиях.
Название приём получил, как ни странно, от предмета театрального реквизита. В изначальном, греческом наименовании «бога из машины», ἀπὸ μηχανῆς θεός (apò mēkhanês theós), мы видим слово механэ, которым, по версии исследователей, и называли особое приспособление, используемое в древнегреческом театре.
И путешествовали внеземные сущности не только по одиночке – например, в «Прометее прикованном» Эсхила хор Океанид появляется на летающей колеснице в полном составе из 15 человек.
Возможное устройство механэ
При этом зрители не должны были отвлекаться от действия, а значит, механизм должен был быть максимально незаметным. Современные исследователи полагают, что использовался большой рычаг, к одному из концов которого подвешивалась площадка или удерживающая актёра система верёвок. И управлял механэ, если верить Аристофану, инженер, конструктор механизма – это значит, что для этого были необходимы особые знания и умения.
Зачем было изобретать столь сложное устройство для театрального приёма, который упрощает задачу драматурга и сводит на нет созданный им конфликт? Греки вряд ли стали бы трудиться только ради «спецэффектов»: один отказ от изображения убийств на сцене уже показывает их негативное отношение к театральным эффектам.
Как использовали этот приём античные авторы?
Время появления механэ всё ещё остаётся дискуссионным вопросом. Часть исследователей считает, что при Эсхиле его ещё не изобрели.
Другая часть утверждает, что в «Прометее прикованном» есть указания на использование подобной техники, когда к Прометею «прилетает» хор Океанид. Так или иначе, литературный приём «бога из машины» Эсхил не использует.
Божественное разрешение конфликта появляется в «Филоктете» Софокла. В ней Неоптолем стоит перед выбором: оставить озлобленного и больного Филоктета в покое или последовать долгу и обманом заставить того принять участие в Троянской войне. Согласно предсказанию, победить троянцев можно только при помощи волшебного лука Филоктета – этим оправдывается стремление Одиссея любыми способами заманить юношу на корабль.
Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.
Но Неоптолем не хочет запятнать себя ложью. Конфликт разрешается только тогда, когда неожиданно появляется обожествлённый Геракл (к этому времени он уже умер и стал богом) и уговаривает Филоктета поехать на войну. «Искусственность» развязки смягчается, по мнению исследователей, тем, что Геракл при жизни общался с Филоктетом и сам подарил ему лук. Его слова звучат не как предписание сверхъестественного существа, а как дружеский совет.
Позднее, тот же приём заимствуют римские драматурги, которые лингвистически превращают механэ в знакомую нам «машину». Однако за пределами театрального искусства понятие deus ex machina не используется вплоть до Нового времени, когда его значение значительно расширяется.
За что критиковали deus ex machina?
При всём рвении, с которым греки создавали механэ и серьёзности отношения к появлению богов, критика deus ex machina сопровождала приём практически с момента появления.
Аристотель в знаменитой «Поэтике» (IV век до н. э.) пишет, что «развязки фабул должны вытекать из самих фабул, а не разрешаться машиной». Правда, там же он приводит в пример «Медею» Еврипида, где заглавная героиня после убийства детей и встречи с Ясоном улетает со сцены на колеснице Гелиоса. Развязка в этой трагедии происходит вне зависимости от использования механэ, это показывает последний диалог Медеи и Ясона.
Идею Аристотеля продолжает Гораций в своём трактате «О поэтическом искусстве», написанном 400 лет спустя, уже в римскую эпоху: «Пусть не является бог, коль к тому не приводит развязка»*. Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.
Однако «бог из машины» подвергался критике не только в «серьёзной» форме. Современник и коллега Еврипида, Аристофан, пародировал использование механэ в своих комедиях. «Мир», к примеру, начинается с того, что Тригей летит на Олимп на навозном жуке и одновременно кричит «машинному мастеру», чтобы тот поднимал его осторожнее. В «Облаках» Сократ спускается в корзине с небес, где он размышлял «в пространствах». Связь техники и литературного приёма в тот момент была настолько сильна, что сам Аристотель писал не о «боге», а о «машине». Поэтому мы можем сказать, что Аристофан обнажает приём буквально: он подчёркивает механистичность и неестественность пьес, где действие развивается за счёт механэ.
За две с половиной тысячи лет техническая сторона приёма утратилась, а значение искусственной, надуманной развязки у выражения «бог из машины» осталось. Чаще всего, увидев в конце произведения разрешение конфликта «извне», персонажами или природным явлением, которое берётся из ниоткуда, мы думаем о слабости писателя и неумении достойно завершить придуманную историю. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как персонажи сами находят решение проблемы или «прозревают» после шокирующего или масштабного события.
Некоторые писатели, даже когда могут предоставить логичное завершение, оставляют финал открытым – они поддразнивают читателя и заставляют читателя вспомнить, что не все истории можно закончить.
Можно ли оправдать «бога из машины»?
Когда речь заходит о литературе, любое правило или установление однажды будет нарушено. И нарушено так явственно, что читатель не сможет пройти мимо. Deus ex machina – не исключение. М. А. Булгаков в своей повести «Роковые яйца» (1924) последнюю, двенадцатую, главу называет «Морозный бог на машине». В ней описывается, как огромных рептилий, по ошибке выведенных в совхозах вместо кур, смог остановить только неожиданный августовский мороз 1928 года. Змеи и крокодилы уже наступали на Москву, подобно вражеской армии, а люди были абсолютно бессильны – и единственным спасением было похолодание, которого теплолюбивые существа не пережили. Писатель не просто так выбирает время действия: в Москве мороз может быть в июне или в октябре, но никак не в августе. За счёт этого развязка становится максимально неправдоподобной, а событие повести напоминают наваждение. Можно предположить, что Булгаков пытается показать читателю, что в реальности исход был бы намного плачевнее, заставляет задуматься о последствиях необдуманного использования научных открытий. Или же показывает свой удивительный оптимизм – как и в другой научно-фантастической повести, «Собачьем сердце» (1925), ошибки, допущенные человеком, исправляются, и история возвращается в своё русло.
В отличие от Булгакова, его современник Дж. Р. Р. Толкин, не только использовал литературные приёмы, но и обосновывал их теоретически. Одним из них стала эукатастрофа (eucatastrophe). Термин придумал сам Толкин для обозначения неожиданного счастливого «поворота», который вселяет особую радость в сердца читателей. Писатель считал этот приём одним из главных показателей настоящей Сказки.
В эссе «О волшебных сказках» (1947), где вводится термин, ничего не сказано о «боге из машины», однако можно легко увидеть сходство греческого приёма с эукатастрофой: в обоих случаях персонажи находятся в безвыходной ситуации, разрешение которой является для читателя сюрпризом. Поэтому в описаниях deus ex machina можно часто встретить слова о том, что Толкин этот приём оправдывал. Однако это не совсем так. Отличие эукатастрофы в том, что она не обязана противоречить логике повествования – Толкин подчёркивает, что эффект подобного «поворота» зависит от самого повествования и его организации. В качестве примера можно привести эпизод из «Властелина колец» (1955), где Арагорн прибывает с войском призраков именно в тот момент, когда армия Гондора практически пала под натиском армии Мордора. К тому моменту читатель уже знает о планах Арагорна, хотя и удивляется, увидев его на пиратском корабле. Именно поэтому читатель не испытывает недоумения, а в дальнейшем читает предысторию этого эффектного появления. В случае с deus ex machina никакого объяснения появления «бога» не предполагается.
Deus ex machina как литературный или кинематографический приём очень сложно органично вписать в произведение – чаще всего он прикрывает неспособность автора органично закончить произведение. Но трагедии Еврипида до сих пор появляются в театральной афише, интерес к классическим драмам с «богом из машины» не угасает. Возможно, мы все верим в то, что в конце обязательно кто-то придёт и расставит всё на свои места. Или хотя бы расскажет сказку, где даже из самой безнадёжной ситуации есть выход. ■
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Что означает выражение «deus ex machina»?
Современный deus ex machina
«Мы со своей стороны должны были бы следовать примеру авторов трагедий, которые прибегают к помощи машины, когда не знают, что делать, и заставляют вмешиваться богов» (Платон, диалог «Кратил»)
Иллюстрацию относительно современного употребления приема «deus ex machina» представляет собой якобы детективный и якобы социальный роман Эмиля Габорио «Рабы Парижа», который автор населил столькими действующими лицами и так лихо закрутил интригу, что не знал как выпутаться и потому в конце вместо «бога из машины» «прислал» невесть откуда взявшегося (в протяжении всей книги о нем не было ни слуху ни духу) сыщика Лекока, наказавшего всех злодеев
Применение выражение «deus ex machina»
— «…господин Прудон поступает лучше: он заставляет вмешаться в дело собственника, появляющегося как deus ex machina» (Карл Маркс «Нищета философии»)
«… Много неестественного; часто события разрешаются посредством deus ex machina» (Белинский о романе Кукольника)
— «Когда у автора нет средства естественно развязать узел завязки или завязать новый, у него сейчас является deus ex machina» (Белинский «Взгляд на русскую литературу 1846 года»)
— «… развязка так же совершенно случайна и произвольна: эта гроз, испугавшая Катерину… есть не что иное, как deus ex machina» (Добролюбов «Луч света в темном царстве»)
— «…Когда прибыло новое правительство, как deus ex machina, в ратушу, он громко протестовал против его избрания» (Герцен «Былое и думы»)
— «… Пользуясь крайним расстройством дел своего племянника, этот благодетельный deus ex machina выкупает у него Машу» (И. Тургенев «Племянница»)
— «Я не гостить приехал. Я, батя, к тебе случайно на манер deus ex machina…» (Чехов «Святая простота»)