Что такое deep blue

Deep Blue

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Deep Blue — шахматный суперкомпьютер, разработанный компанией IBM, который 11 мая 1997 года одержал победу в матче из 6 партий с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым.

В названии «Дип Блю» (дословно — «тёмно-синий» или, идиоматически, «глубокая печаль») сочетается название проекта «Deep Thought» (буквально — «глубокая мысль») и кличка, которую дали IBМ: «Биг Блю» (в русском передаётся как «Голубой гигант»).

Содержание

Матчи против Каспарова

В мае 1997 году состоялся шахматный матч, ставший знаменательным событием, о котором сообщали газеты и информационные агентства всего мира. Гарри Каспаров, в ту пору — чемпион мира и, бесспорно, великий игрок в истории шахмат, принял вызов от «Дип Блю», полуторатонного компьютера, который был создан и управляем группой американских учёных.

По ходу матча стало видно, что «Дип Блю» значительно мощнее, чем в предыдущие годы. Перед шестой, заключительной партией счёт был равным. Но затем впервые за всю свою шахматную карьеру Каспаров был разбит (партия продолжалась всего 19 ходов). Спустя лишь час — а партии у шахматистов экстра-класса продолжаются в среднем около четырёх часов — его позиция лежала в руинах. На церемонии закрытия Каспаров выглядел взвинченным. Он гневно заявил, что, если бы «Дип Блю» пришлось играть в обычном турнире, то он, Каспаров, разнёс бы его в пух и прах. Кроме того, Каспаров заподозрил, что компьютеру в ходе игры помогали люди-шахматисты и потребовал переиграть матч. IBM отклонила требования Каспарова, заявив, что игра проводилась по правилам. После матча с чемпионом Deep Blue был разобран.

История создания

Предшественником Deep Blue была программа Deep Thought. Обе программы совмещают перебор с эвристическим методом.

Результаты в соревнованиях

Устройство Deep Blue

Источник

Deep Blue

На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.

Четыре десятилетия назад появились первые компьютерные программы, использовавшиеся гроссмейстерами для тренировок и анализа сыгранных партий. Во второй половине 1980-х годов представители шахматного сообщества не сомневались в том, что машина никогда не сможет победить человека в очном противостоянии. Десять лет спустя, в мае 1997 года, суперкомпьютер Deep Blue выиграл матч из шести партий у Гарри Каспарова. Разработка IBM навсегда изменила мир профессиональных шахмат.

Создание компьютера Deep Blue

Машина, обыгравшая чемпиона мира, была создана инженерами компании IBM. Поклонники шахмат были шокированы поражением Каспарова — шахматист возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985 года и редко уступал в официальных партиях. Эксперты по искусственному интеллекту заявили о победе машин в умственном противостоянии с человеком.

Прообраз Deep Blue был разработан во второй половине 1980-х годов. В 1985 году группа энтузиастов из университета Карнегги — Меллона (Питтсбург) создала программное обеспечение и аппаратную платформу для шахматного симулятора. Работы по совершенствованию софта велись на протяжении нескольких лет. В 1987 программа была переименована в Deep Thought. Два года спустя IBM выкупила права на ПО и начала разработку Beep Blue. Консультантом проекта стал гроссмейстер Джоэл Бенджамин.

В конце 1996 года специалистам IBM удалось оптимизировать алгоритмы суперкомпьютера и повысить производительность аппаратной платформы. Машина могла анализировать до двухсот миллионов позиций в секунду. После исторического матча против Каспарова оригинальный компьютер, размещавшийся в двух серверных шкафах, был разделен. Одна стойка досталась Национальному музею Американской истории. Вторая часть комплектующих машины была передана Музею компьютерной истории.

Матчи Deep Blue — Гарри Каспаров

Суперкомпьютер провел два матча против Гарри Каспарова. В феврале 1996 года чемпион мира победил Deep Blue со счетом 4:2. Машина выиграла первую партию противостояния, сотворив сенсацию. Впервые в истории шахмат сильнейший игрок планеты проиграл искусственному интеллекту. В пяти следующих партиях Каспаров одержал три победы при двух ничьих.

Перед матчем 1997 года IBM обновила программную и аппаратную составляющие Deep Blue. В повторном поединке суперкомпьютер оказался сильнее — 3,5:2,5. Каспаров выиграл первую партию, машина — вторую. Затем оппоненты трижды подряд свели поединки к ничьим. Шестая (и решающая) партия осталась за Deep Blue.

Победа в первой партии матча 1996 года была достигнута Deep Blue за 37 ходов. Компьютер разыграл вариант Алапина против сицилианской защиты. Машине удалось найти уязвимые точки в пешечной структуре Каспарова. После хода 24…exd5 все пешки чемпиона мира оказались либо изолированными, либо сдвоенными.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Гарри Кимович смог выровнять позицию, но допустил неточность — 27…d4. За следующие десять ходов Deep Blue сумел добиться победы.

В последней партии второго матча Deep Blue сделал нетипичный для машины ход. Каспаров выбрал защиту Каро-Канн и совершил ход 7…h6. Суперкомпьютер не стал беречь коня и пошел на неожиданную для соперника жертву в дебюте — 8.Nxe6.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Спустя одиннадцать ходов партия завершилась победой машины. Позднее Каспаров высказал предположение о том, что жертва была сделана не машиной, а сильным гроссмейстером-консультантом IBM. Создатели Deep Blue отвергали все обвинения в помощи живых шахматистов компьютеру.

Матч между Гарри Каспаровым Deep Blue привлек столь пристальное внимание всего мира, что вдохновил съемочную группу на создание документального фильма. Это цельное произведение включает интервью с тринадцатым чемпионом мира, а также болельщиками и разработчиками суперкомпьютера. Вы своими глазами увидите все, что сопутствовало матчу: подозрения, драматические повороты и переживания Каспарова.

Источник

Каспаров против Deep Blue. Часть II: Филадельфийский эксперимент

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
После некоторого перерыва, продолжаю серию статей (а также обещаю в ближайшее время её закончить) про многолетнюю шахматную борьбу двух миров – человеческого и компьютерного. Планировалось, что Rom77 напишет статьи про обе битвы Каспарова с Deep Blue, но, к сожалению, мой соавтор, написавший отличное начало, не выходит на связь. Мне иногда приходят письма от благодарных читателей с вопросом почему же до сих пор нет продолжения, поэтому, вновь берусь за перо сажусь за клавиатуру, дабы продолжить прервавшееся повествование про приключения Гарри и его кремниевых друзей. Помимо разрозненных сведений о событиях тех лет, в статье также решил использовать, оказавшиеся в моём распоряжении, черновые наброски Романа про матч 1996 года.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Немного сухих фактов. Матч проходил в Филадельфии с 10 по 17 февраля 1996 года (хм, всего-то 19 лет прошло). Призовой фонд составлял 500 тысяч долларов из которых 80% (400 тысяч) получал победитель и 20% (100 тысяч) – проигравший.

В основном, напротив Каспарова за компьютером сидел Фен Сю, но иногда его подменяли Мюррей Кэмпбелл или Джо Хоэн. Все трое – создатели Deep Blue. Решение о прекращении или продолжении игры (сдача партии, соглашение на ничью) принимал специально приглашённый шахматный консультант – гроссмейстер Джоэль Бенджамин. Подробнее о команде IBM можно почитать в первой части.

1-я партия. Deep Blue – Каспаров. 1:0

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
При дальнейшем просмотре партии может показаться, что гроссмейстеру удалось развить встречную матовую атаку, и кто победит – это ещё бабушка надвое сказала. Но на самом деле белые от начала и до конца контролировали ситуацию и всегда были на шах шаг впереди. В худшей позиции Каспаров допускает ошибку и компьютер заканчивает партию показательной экзекуцией над чёрным королём (на диаграмме – финальная позиция встречи). Побледневший Каспаров спешно удаляется из зала… Люди ликуют – уже в первом спарринге робот убедительно переиграл чемпиона мира!

2 партия. Каспаров – Deep Blue. 1:0

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Надо отдать должное Гарику – он всегда умеет мобилизоваться после обидных поражений. Каспаров за белых выбирает солидный и надёжный вариант. У чёрных сальдо «минус пешка», но им удалось добиться «разноцветных» слонов (см. диаграмму). При спокойной позиции это позволяет обоснованно надеяться на ничью. Но времена на доске неспокойные – белый король надёжно спрятался за своими пешками, а вот тёмный владыка весь как на ладони и «разноцвет» при наличии ферзей как раз позволяет провести на него очень опасную атаку. От матовых угроз компьютер кое-как защитился, но за это пришлось отдать почти всю оставшуюся пехоту. Дальше в партии произошёл размен ферзей и, несмотря на разноцветных слонов, шансов на ничью уже нет – вереницу белых солдат остановить не получится, а вот единственная выжившая чёрная проходная блокировалась легко.

3 партия. Deep Blue – Каспаров. ½:½

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Ни белые, ни чёрные в партии не рисковали и поединок прошёл без эксцессов. Каспаров получил некоторое преимущество за счёт активной ладьи и лучшего коня по сравнению с вражеским слоном. Компьютер нашёл остроумный ладейный манёвр, который окончательно уравнял шансы. Бескровная и быстрая ничья.

Итак, половина матча прошла. Соперники по разу проиграли, но мирная третья партия показала, что они быстро оправились после ударов. Противоборствующие стороны решили, что снова настала пора для решительных действий.

4 партия. Каспаров – Deep Blue. ½:½

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Каспаров белыми играл очень активно, но чёрные выстроили неприступную крепость. Чемпион мира предложил ничью, но сотрудники IBM решили, что могут надеяться на большее, чем мирное соглашение. Тогда Каспаров отдал «качество» и создал позицию (см. диаграмму), где у чёрных, несмотря на «лишнюю» ладью нет шансов на победу – далеко от своего короля удаляться опасно, не ровен час — заматуют.

Не согласившись сразу на ничью, в этой партии «айбиэмовцы» особо ничем не рисковали. В следующей партии, в другой ничейной позиции, они решили снова повторить этот «манёвр». Но, как оказалось – с более фатальными последствиями.

5 партия. Deep Blue – Каспаров. 0:1

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Компьютер опять играл надёжно и Каспаров, несмотря на то что ему чёрным цветом удалось перехватить инициативу в партии, не достиг чего-то особенного. Чемпион мира предложил ничью (см. диаграмму) и снова команда IBM решила, что можно поиграть ещё немного. Тогда Каспаров усилил активность, а вот машина играла апатично и безыдейно. Гарри повёл вперёд пешку «e» и за неё белым пришлось отдать фигуру. Человек повёл в счёте.

Это был переломный момент матча. Когда Гарри предложил разойтись миром, напротив него за компьютером сидел, как обычно, Фен Сю. «Отец» шахматного суперкомпьютера в игре понимал намного меньше чем в быстродействующих процессорах своего детища. Поэтому предоставил принятие решения гроссмейстеру Бенджамину. Джоэль смекнул, что ничья в данном случае – хорошее предложение, но решил продолжить игру «в интересах науки». Позже он объяснил на пресс-конференции, что хотел понаблюдать, как себя поведёт машина в примерно равной позиции. Каспаров от души поблагодарил за эксперимент.

6 партия. Каспаров – Deep Blue. 1:0

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue
Окрылённый успехом, Каспаров на подъёме провёл белым цветом последнюю партию, проведя серию тонких, воистину «человеческих» манёвров. Компьютер обречённо играл «от обороны». Но пока машина возводила укрепления на последних рубежах, человек захватывал пространство и максимально расширял сферу влияния своих фигур. На диаграмме – финальная позиция партии. На доске – так называемый цуцванг в миттельшпиле. При полной доске фигур у чёрных почти нет ходов. Практически на любое телодвижение следует если не форсированный мат, то крупные материальные потери. У компьютера сейчас даже лишняя пешка, но позиция белых настолько подавляющая, что команда Deep Blue решила: оттягивать конец нет никакого смысла.

На послематчевой пресс-конференции довольный Гарри Кимович не скупился на похвалу в адрес электронного соперника и его создателей:

«Прежде всего мне хотелось бы поздравить команду IBM с поистине выдающимися достижениями, благодаря которым компьютер оказался столь серьёзным противником».

«Это произошло впервые в истории – чтобы компьютер с шахматной программой, созданной людьми, большинство из которых не умеют играть в шахматы, так серьёзно боролся с чемпионом мира».

«Возможно, те, кто был разочарован 6-й или 5-й партиями, могут сказать, что во многих позициях машина играла довольно бездарно, будучи не в силах понять простейших вещей, которые легко усваиваются человеком-шахматистом. Но, во-первых, такие позиции нужно было ещё уметь создавать, а во-вторых, необходимо было постоянно следить за тактическими ударами, которые могут мгновенно решить исход партии, – это одно из немаловажных достоинств машины.»

«Я думаю, что основное различие между человеком и компьютером можно почувствовать, изучая 1-ю и 2-ю партии. Последние две партии я играл, научившись разыгрывать позиции и выбирать ходы, наиболее неприятные для машины. Для компьютеров процесс обучения довольно труден, а во время матча вообще не возможен, поскольку команде нужно время, чтобы в лабораторных условиях провести процесс обучения.»

«Принципиально важным было то, что я очень быстро сумел обучиться и выбрал правильную стратегию. Фактически я избежал того, чего нужно было избежать. Уже только одна первая партия дала мне достаточно информации. Не создавайте слабости, не играйте открытые позиции там, где есть шанс, что твой король может оказаться в опасности. И я в последующих пяти партиях избежал прямого столкновения. Позиции были открытого типа, но всё же возможности машины создать что-либо неприятное для моего короля или других фигур были весьма и весьма ограничены.»

Я считаю, что впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас — там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, — машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Победа Каспарова была достаточно убедительной в счёте (перевес в два очка), но по игре подавляющего преимущества не было. По сути дела, человек доминировал над машиной только в двух партиях из шести – второй и последней. Компьютер имел безоговорочное преимущество в первой партии, поэтому более «справедливый» счёт по количеству побед был бы 2:1, а не 3:1.

В IBM решили повторно бросить перчатку чемпиону, предложив сыграть аналогичный матч через год. Все понимали, что этот год будет потрачен на улучшение алгоритмов с учётом опыта состоявшегося матча, на увеличение счётных мощностей, а также на дальнейшее «затачивание» игры суперкомпьютера под стиль Каспарова. Большинство экспертов сходились во мнении, что второй 6-раундовый бой также останется за Гариком, хотя победа будет тяжёлой. И это при том, что накануне первого матча фаворитом считался суперкомпьютер.

Но, ко всеобщему удивлению, Deep Blue неожиданно возьмёт реванш при очень спорных обстоятельствах…

Дополнительно

Таблица матча

123456РезультатОчки
Гарри Каспаров01½½11+3, –1, =24
Deep Blue10½½00+1, –3, =22

Статистика дебютов

Сицилианская защита – 1, 3
Каталонское начало – 2
Славянская защита – 4, 6
Дебют четырёх коней – 5

Просмотреть партии подробно можно здесь.
А ещё про Deep Blue есть обстоятельная статья в Википедии.

Источник

Каспаров против компьютера – битва, которая закончилась поражением человека. Гарри обвинил машину в жульничестве

Сейчас у человека нет никаких шансов против приличной шахматной программы – обыграть компьютер можно, лишь прыгая по уровням сложности.

Но еще 20 лет назад все было иначе: человек на равных сражался с машиной и даже побеждал – за счет творческого подхода и неординарных ходов.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Переломным оказался 1997 год – лучший шахматист мира Гарри Каспаров уступил компьютеру Deep Blue.

Хотя не обошлось без теории заговора.

Каспаров не верил, что компьютер может его обыграть (сначала так и было)

В 1997-м Каспаров был главным шахматистом планеты. Он еще не ушел в политику, обладал титулом чемпиона мира по версии Профессиональной шахматной ассоциации (ПША) и часто представлял человечество в играх против шахматных программ.

Еще в 1989-м Каспаров легко выиграл две блиц-партии у суперкомпьютера Deep Thought, пообещав, что машина никогда не обыграет человека в шахматы.

«Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять лучшую музыку, писать лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу», – уверял Гарри.

В первой игре с Каспаровым Deep Thought находился на шахматном уровне в 2552 пункта – далеко до рейтинга чемпиона мира. На помощь искусственному разуму пришел компьютерный гигант IBM, предложивший сотрудничество команде Deep Thought. Проект начинался как диссертационная работа в университете Карнеги-Меллон, а со временем перерос в подготовку первой машины, способной бороться с чемпионом на равных.

IBM поменяла название шахматной программы с поэтичного Deep Thought (Глубокая Мысль), навеянного романом Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», на Deep Blue. Причина была проста – носившая неофициальное название Big Blue компания решила увековечить себя в названии шахматного компьютера.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Разработчики постоянно наращивали скорость машины, параллельно совершенствуя программное обеспечение. Работа компьютера основывалась на переборе всевозможных действий после хода соперника и просчете вариантов ответных ходов до тех пор, пока есть время на принятие решения.

Чтобы выстраивать так называемое древо ходов, машина перебирала миллионы вариантов – для этого требовалась максимально высокая скорость. Deep Thought просчитывал около 700 тысяч позиций в секунду, а усовершенствованная версия Deep Blue 1997-го – уже до 200 млн позиций.

Каспаров возвращается спустя 12 лет. И это большой сюрприз

Над машиной работали не только программисты, но и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.

Первый матч между Каспаровым и обновленным Deep Blue прошел в 1996-м. Турниру благодаря IBM выделили щедрый призовой фонд: 500 тысяч долларов, из которых победителю доставалось 400. Формально партии проходили в Филадельфии, хотя компьютер находился в Нью-Йорке, а ходы за него делал оператор, получивший сигнал онлайн. На случай проблем со связью IBM привезла две резервные машины с чуть меньшей мощностью.

Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. Но Каспаров быстро отыгрался, без особых проблем сведя матч к победе – 4:2 в пользу человека.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Радостный Каспаров после матча хвалил IBM, но уже не был так категоричен в отношении его перспектив:

«Впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас – там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, – машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».

Создатели компьютера согласились с Каспаровым и предложили ему реванш через год.

Реванш: машина победила, но Гарри считал, что ей помогали гроссмейстеры

Второй матч Каспарова и Deep Blue назначили на май 1997-го.

Разработчики оперативно правили ошибки, делая мысли машины более гибкими, а к работе привлекли нового топ-гроссмейстера Мигеля Ильескаса. Ожидалось, что Каспаров выберет антикомпьютерную тактику – нестандартные решения и неожиданные ходы.

Матч проходил на 35-м этаже нью-йоркского небоскреба Equitable Building. В этот раз Каспарова и Deep Blue разделяли не километры, а несколько стен – компьютер из двух блоков находился в отдельном помещении. Призовой фонд вырос до 1,1 млн – 400 тысяч получал уже проигравший, а не победитель, как год назад.

IBM поработала и над пиар-составляющей матча: пригласила журналистов, организовала трансляцию и отдельный зрительный зал.

Регламент сохранился – 6 партий за 6 дней. Каспаров начал белыми и выиграл – компьютер оказался не готов к нестандартному подходу человека. В конце партии машина грубо ошиблась: вместо того, чтобы продлить партию еще на десяток ходов, пришла к безнадежной позиции намного быстрее.

Но уже во второй партии Каспаров, уверенный, что компьютер просчитывает дальновидные схемы, в какой-то момент остановил партию и поздравил машину с победой. Оказалось, что Гарри переоценил возможности машины: атакующий маневр, с которым он смирился, машина просто не видела, а значит, партия легко сводилась к ничьей. В этом момент чемпион мира заподозрил владельцев в махинациях, обвинив IBM в том, что компьютеру помогает живой человек, а связка машина-гроссмейстер превосходит даже лучшего шахматиста мира в несколько раз.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

«Я думал, раз машина, которая так сильно провела всю партию, уверенно делает ход, значит, она видит, что вечный шах черные объявить не могут. И не стал проверять. А ничья там была! Вот у меня и возникло подозрение: больно уж некомпьютерная ошибка. Элементарный человеческий зевок», – сетовал Каспаров в интервью «Коммерсанту» после матча.

Карпов или Каспаров? 35 лет главному спору шахмат: играли без флагов, матч обрывали – а Гарри протестовал уже тогда

Дальше последовали три ничьи – к последней партии человек и компьютер подошли с равными шансами: 2,5:2,5. Deep Blue играл белыми, а Каспаров пошел ва-банк – выбрал нетипичный для черных дебют. Поражение случилось уже на 19-м ходу – самое быстрое в его карьере.

После матча Каспаров был в ярости – снова утверждал, что компьютеру помогали гроссмейстеры, иначе странную игру в первых партиях не объяснить. IBM даже получила от чемпиона мира запрос расшифровки отдельных ходов.

«После невероятного напряжения того матча, которое усугублялось подозрительным поведением IBM и моей склонностью к сомнениям, я не был готов легко признать поражение. Честно говоря, я никогда не умел проигрывать. Человек, который легко смиряется с поражением, никогда не станет настоящим чемпионом, и этот принцип, конечно, справедлив и в моем случае. Но я верю в честную борьбу. Тогда же я считал, что IBM обманула меня – а также весь мир, пристально следивший за нашим матчем», – писал Каспаров в книге «Человек и компьютер: Взгляд в будущее».

По одной из версий, именно эмоции помешали Гарри выиграть. После нестандартных ошибок в первых партиях он переоценил машину и начал ее бояться. В книге «Сигнал и шум» журналиста The New York Times Нейта Силвера один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмпбел объяснил ошибку в первой партии обычным багом.

То, что Каспаров принял за дальновидность (а потом – за человеческий фактор), оказалось ошибкой в программе. По условиям матча разработчики вносили изменения в код компьютера, поэтому баг исправили после первой же партии. Вот только чемпион мира об этом не знал и напряженно ждал непредсказуемых ходов.

«Каспаров решил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта. Он никогда не думал, что дело – просто в сбое. Машина не проявляла упорства не потому, что видела новый вариант развития партии, а всего лишь из-за того, что в проигрышной ситуации делала выбор случайным образом – компьютеру все равно, на каком ходу закончится партия, если вариантов для победы нет. А Каспаров не просчитал этот вариант», – объяснял Кэмпбел.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

Гроссмейстер еще долго не мог смириться с поражением. Появлялись разные объяснения: недостаток подготовки, начало политической деятельности (в книге «Мой шахматный путь» Каспаров писал, что весной помогал генералу Александру Лебедю). Конечно, досталось и IBM:

«Я столкнулся с могучим противником, обладающим неограниченными ресурсами, который поставил перед собой задачу любой ценой выиграть матч у Каспарова. При этом IBM одновременно является спонсором, арбитром, организатором. IBM дала мне понять, что идет война. При этом весь военный антураж они контролировали от начала до конца. Все, что находилось в этом здании, принадлежало IBM, оплачивалось IBM. И если отвлечься от необъяснимых моментов в игре машины, то человеку в таких условиях очень трудно нормально сосредоточиться. Я так и не смог настроиться на нормальный матч».

Спустя годы Гарри поменял мнение, согласившись, что был частью важнейших перемен. Он принял результат матча, а будущее видел уже не в противостоянии человека и машины, а в их сотрудничестве.

Deep Blue больше никогда не играл в шахматы. А по его матчу с Каспаровым даже поставили пьесу

Матч Каспарова против Deep Blue поджег интерес к шахматам – за поединком следил весь мир.

Гроссмейстер, отойдя от болезненного поражения, предложил IBM реванш, а на кон ставил чемпионский титул, но компания ожидаемо отказалась – благодаря победе над чемпионом мира акции IBM устремились вверх. Новый успех уже не повлиял бы на котировки, зато поражение могло испортить ситуацию.

После матча в Нью-Йорке Deep Blue никогда не участвовал в официальных матчах – ни против людей, ни против других машин. Сейчас один из блоков компьютера хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, второй – в Национальном музее Американской истории в Вашингтоне. Платы остались в исследовательском центре IBM.

Каспаров позже садился за стол против других компьютеров: в январе 2003-го разошелся миром с программой Deep Junior, а в ноябре участвовал в мачте с использованием 3D-технологии против программы Fritz (и снова ничья). Дальше Гарри не играл с машинами на публику, а через пару лет завершил карьеру.

Что такое deep blue. Смотреть фото Что такое deep blue. Смотреть картинку Что такое deep blue. Картинка про Что такое deep blue. Фото Что такое deep blue

После него шахматисты несколько лет сражались с программами, но с каждым разом все с меньшими шансами на победу. Последней точкой стало поражение чемпиона мира Владимира Крамника в конце 2006-го программе Deep Fritz (2:4).

Интерес к противостоянию людей и машин пропал, когда шансов против компьютера уже не осталось. Сейчас подготовку гроссмейстера не представить без компьютера, но игра на результат с ним бесполезна: рейтинговый рекорд действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена составляет 2882 пункта, а сильнейшая шахматная программа набрала 3534. Для сравнения: разрыв между Карлсеном и 100-м номером шахматного рейтинга – всего 213.

В 2003 году вышел документальный фильм Game Over: Kasparov and the Machine. Первое поражение чемпиона мира в матче с компьютером привлекло внимание и поп-культуры: в 2013-м в Нью-Йорке поставили театральную пьесу «Машина» по мотивам поединка. В том же году Disney приобрела права на экранизацию этой пьесы.

Благодаря сериалу Netflix «Ход королевы» шахматы снова в топе обсуждений у массового зрителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *