Что такое dca группы на пульте
Работа цифрового микшера
Одного только наличия звуковой цифровой аппаратуры для работы со звуком на профессиональном уровне недостаточно. Необходимо еще обладать всеми секретами коммутации, а также мастерского управления этой довольно сложной техникой. В частности, уметь профессионально обращаться с электронным микшерным пультом.
Главным элементом современного цифрового микшерного пульта является процессор эффектов, на который подаются сигналы для обработки с различных входов. Все аналоговые входные сигналы при помощи блоков АЦП на каждом канале трансформируются в цифровую форму. А если отдельные входы микшера предполагают подачу «цифры», то при помощи так называемых DIR (Digital Interface Receiver) сигнал может быть перенаправлен на любой канал микшерного тракта.
После подачи дискретного сигнала в устройство, как уже было сказано, его можно перенаправить в любой канал микшерного тракта. Сигнальные каналы для удобства работы с устройством можно объединить в группы с названием DCA. Последняя аббревиатура является сокращением английского словосочетания «Digitally Controlled Amplifier», что в переводе на русский язык означает «Цифровое Управление Усилением».
Что может DSP или цифровой сигнальный процессор еще? Это устройство реализует имеющиеся в микшере звуковые эффекты и несколько типов эквалайзеров. В дорогих и профессиональных микшерах количество программных процессоров может доходить до 8-ми, а 31 полосных виртуальных эквалайзеров с визуальным отображением АЧХ — до 12-ти. На сигнальный процессор DSP для последующей обработки сигналы подаются из блока маршрутизации пульта. Реализованные эффекты могут быть переданы на любую шину. Такой подход широко использовался в более давних аналоговых пультах. К наиболее стандартным эффектам работы со звуком относятся следующие: эквалайзер, временная задержка, вращение фазы и т.п.
В настоящее время цифровые консоли делятся на 2 вида: монолитные и дискретные. К монолитным вариантам относятся все аналоговые микшеры и часть цифровых с числом каналов, не превышающих 32. Почему они носят такое название? Все очень просто: устройство микшера предполагает объединение процессорных электронных блоков, органов управления, индикаторов и дисплея в одном корпусе. В противовес монолитным моделям цифровые микшерные пульты в своем составе содержат 2 элемента: поверхности с органами управления и всевозможными индикаторами (Worksurface), и цифрового блока (Digital Engine), «напичканного» электроникой для обработки звуковых сигналов в цифровом виде.
Визуально часть микшерного пульта под названием «Worksurface» ничем не отличается от традиционного монолитного исполнения: на ней во всем многообразии представлены различные кнопки, фейдеры, светодиоды, а также дисплей, позволяющий визуально контролировать процесс коррекции сигнальных уровней. Также на этом дисплее отображается информация о выбранных эффектах и настройках звучания. В современных цифровых микшерах этот дисплей является сенсорным. Интересен выбор названия этого элемента: Worksurface, что в переводе на русский звучит как рабочая или контролирующая поверхность. И оно очень подходит, так как говорить о работе с потоком звуковых сигналов здесь не совсем уместно. Например, в монолитных моделях микшеров сигналы всегда подаются на канальный фейдер. В цифровых микшерных пультах процесс работы с сигналами реализуется несколько иначе: с «Worksurface» отправляются команды оператора на цифровой сигнальный процессор, находящийся в блоке «Digital Engine». После получения соответствующей команды процессор выполняет заданную операцию со звуком или перепоручает ее исполнение другому электронному устройству. Даже если ОС, на которой работает «Worksurface», даст сбой, это никак не отобразится на звуковоспроизведении. В частности, звучание не прервется, а обработка продолжается в том режиме, который был задан в момент сбоя органами управления. В это время оператор пульта может быстро перезагрузить систему и продолжить работу с микшером.
Распространенные среднегабаритные микшеры не могут похвастаться особо навороченной панелью, даже на аналоговых вариантах имеется большее количество ручек управления и элементов индикации. И там нет отдельных фейдеров на каждый вход. А вот количество функций энкодера на много больше, чем в аналоговых моделях. По нажатию кнопки «Select» (Выбор) оператор подключает элементы управления к выбранному каналу. Для экономии доступной площади на рабочей панели была реализована идея послойного разделения контроля функций на физическом уровне. Эта концепция была названа «Layering», что можно буквально перевести как «наслоение». Если 4 фейдера пространственно сосредоточены в одном банке, то при переключении 4-слоев мы получаем следующее. Например, при переключении на первый слой фейдеры контролируют стереовходы, на второй — отвечают за возврат сигналов после наложения эффектов, третий — работают с группами DCA и так далее. Для маркировки каждого слоя используются временные обозначения в виде магнитных бирочек, либо микродисплеи с отображения текущей конфигурации каждого слоя. Однако слишком частое переключение слоев сильно усложняет работу оператора. На панели управления есть все необходимое для записи и активации сохраненных настроек, наложение параметров на отдельные каналы. Также можно переписывать конфигурацию управления на другие совместимые модели микшеров при помощи специальной функции моментального снимка «Snapshot». В перечисленных возможностях заключается самое главное преимущество цифрового микшера перед монолитным аналоговым. Можно оперативно накладывать готовые схемы настроек или миксов, корректировать их во время проведения мероприятия, сохранять и использовать одни и те же миксы, «заточенные» под определенных исполнителей. Еще одним плюсом цифрового микшерного пульта является его модульность. Например, для подключения наборов дополнительных эффектов «Worksurface» можно задействовать отдельный модуль с наличием DSP. Также при необходимости платы с физическими микропроцессорами можно вставить в специальные разъемы, имеющиеся на таком модуле.
Благодаря такой технической реализации микшера он сравнительно легко поддается ремонту и модернизации. У большинства моделей управление консолью производится опосредовано, через другую аппаратуру. При этом другой малогабаритный модуль может одновременно вмещать сигнальные входы и выходы, центральный процессор, процессоры эффектов и прочее. Преимущество такого решения состоит в отделении «Worksurface» от модуля, в котором находятся входы и выходы. Последний можно разместить в удобном месте на сцене, а благодаря компактным цифровым кабелям конструкция не будет создавать особых помех работникам сцены, оператору пульта и музыкантам. Фактически вся передача цифровой информации может осуществляться по одному цифровому кабелю. Для микшеров производства компании Midas в настоящее время используется новый стандарт AES50, связывающий КП с удаленными модулями. Если не требуется высокая скорость передачи данных, то можно использовать дешевый кабель САТ5 с коннекторами EtherCon. Для более высоких скоростей прекрасно себя зарекомендовали кабели САТ5е и САТ6. Также можно использовать оптоволоконный кабель стандарта Ethernet со скоростью передачи 1 Гб/с. Музыкальная система, собранная с использованием высокоскоростных кабелей, является отличной альтернативой покупке достаточно громоздких мультикоров. К основным недостаткам ранних моделей цифровых микшеров относились следующие:
а) они были тяжелыми, громоздкими и характеризовались небольшой вычислительной мощностью;
б) обладали низкой надежностью.
Сегодня ситуация в корне изменилась. В настоящее время цифровая консоль представляет собой мощный вычислительный центр. Это настоящий компьютер, заточенный под выполнение узкоспециализированных задач. В распоряжении оператора пульта находится много полезных возможностей: сохранение настроек пульта, перенос их на другой микшер и т.п. С точки зрения работы со звуком возможности цифры по-настоящему впечатляют: обработка входных и выходных сигналов в реальном времени, переназначение фейдеров, подавление помех и т.п. К минусам можно отнести наличие единственного «MasterStrip» для доступа к отдельно взятому каналу. Причем данный параметр регулируется единожды. При совершении эквализации или посыла 2-мя руками это, как показывает практика, не совсем удобно.
(На заметку: компания Digico попробовала компенсировать этот недостаток введением четырех активных дисплеев. Поэтому оператор получал в один момент времени доступ сразу к 4-м каналам. Однако теперь время стало уходить на выбор нужных каналов).
В цифровых микшерных пультах последних лет выпуска реализована возможность дистанционного управления. Источником команд может служить планшет, а в качестве механизма их передачи выступать WAP. Этим удобно пользоваться для настройки баланса порталов, находясь на удалении от микшера в любом удобном оператору месте сцены либо зрительного зала.
Большинство компаний предлагают мультидорожечную запись концерта. Технически в микшерных пультах это может быть реализовано по-разному: путем подключения специальных плат, программным взаимодействием с ProTools либо при помощи специально написанных уникальных приложений. В зарубежных странах сейчас активно используется виртуальная проверка звука (SoundCheck). Сначала производят запись музыкальных композиций в условиях, близких к идеальным. Затем эту запись воспроизводят в том зале, где должен будет проходить концерт. Под эту запись музыканты подстраивают инструменты, исправляют ошибки и только тогда идут выступать.
В цифровых микшерных пультах для повышения надежности встроено 2-хкратное резервирование важных функций. Это как минимум. Часто в систему включается один или 2 источника электропитания. При поломке одного из них производится автоматическое переключение на резервный и концерт таким образом не срывается.
Еще одним достоинством цифровых микшеров является возможность внедрения множества обработок звука, причем их количество практически ничем не ограничивается. А для увеличения производительности микшерного пульта подключаются дополнительные процессорные платы. Такой подход вовсю используется последними поколениями микшеров Avid Digidesign и Allen & HeathiLive
Каждая компания к своим устройствам прилагает приложения-редакторы для конфигурации микшера. Если прошивка микшера обновляется, то устанавливать апдейт редактора, как правило, не требуется. Однако существуют производители, где вопрос совместимости прошивки и редактора стоит очень остро. Поэтому предпочтительнее выбирать такие микшерные пульты, в которых одна программа-редактор является полностью совместимой для всей линейки.
Есть пульты, управлять которыми можно посредством iPad сразу с нескольких планшетов. Причем можно блокировать один гаджет, в то время как работает другой, чтобы избежать сбоя настроек. Сегодня существует очень много специализированных программ для iPodTouch и iPhone. Причем эти программы совершенно бесплатно можно загрузить AppStore и протестировать в деморежиме без подключения микшерного пульта. Однако беспроводные системы имеют уязвимость к радиопомехам. Поэтому к выбору надежного Wi-Fi канала следует отнестись очень ответственно, а консоль настроить таким образом, чтобы она быстро и точно распознавала идентификатор сети.
Группирование и связывание, Глава 11, О группах dca и mute – Инструкция по эксплуатации Yamaha m7cl
Страница 113: Использование dca групп
M7CL Руководство Пользователя
уппирование и связывание
Группирование и связывание
В этой главе дается описание функций групп DCA Mute, которые позво-
ляют регулировать уровень или мьютировать несколько каналов одно-
временно. Также дается описание функции Channel Link (Связывание
канала), которая связывае. параметры нескольких каналов и операций
копирования или перемещения параметров между каналами.
О группах DCA и Mute
В M7CL предусмотрено восемь групп DCA и восемь групп мьютирования, которые позволяют регу-
лировать уровень сигнала на нескольких каналах одновременно.
Группы DCA позволяют назначить входные каналы на восемь групп, что позволяет использовать
фейдеры 1 – 8 секции Centralogic для управления уровнем сигнала на всех каналах в каждой группе.
Одиночный DCA фейдер будет регулировать уровень сигнала на всех входных каналах, принадле-
жащих к одной и той же группе DCA. При этом будет сохраняться разница в уровнях сигнала между
каналами. Это обеспечивает удобный способ для группировки, например, микрофонов ударной ус-
тановки. Группы мьютирования позволяют использовать определенные пользователем клавиши [1]
– [2] для включения / отключения мьютирования нескольких каналов с помощью одной операции.
Можно использовать эти клавиши для одновременного отключения нескольких каналов. Группы
мьютирования 1 – 8 могут быть использованы как с входными, так и с выходными каналами. В од-
ной и той же группе могут существовать оба типа каналов.
Использование DCA групп
В этом разделе дается описание назначения входных каналов на восемь DCA групп и использование
фейдеров секции Centralogic для их управления.
Назначение каналов на
DCA группу
Для назначения канала на DCA группу, можно либо
вначале выбрать определенную DCA группу и затем
определить каналы, назначаемые на нее, либо можно
выбрать определенный канал и затем определить
DCA группу, на которую он будет назначен.
DCA группы могут быть использованы только с
Настройки DCA группы сохраняются в виде части
Выбор каналов, которые будут принадлежать
к определенной DCA группе.
В зоне доступа к функции, нажмите на
кнопку CH JOB
Кнопка CH JOB позволяет выполнить опера-
ции группировки, связывания и копирования
между каналами. При нажатии на эту кнопку,
зона доступа к функциям будет изменена следу-
ющим образом:
Что такое dca группы на пульте
Перевод: Кочиева Диана
Высококвалифицированная профессиональная аудиоаппаратура сама по себе не будет являться системой, без навыков в управлении и коммутации всеми элементами цифрового микшерного пульта.
Цифровой микшер похож на процессор эффектов в его концепции и планировке. На каждый входной канал установлен аналого-цифровой преобразователь. А также для каждого цифрового входного порта имеется цифровой приемник «digital interface receiver» (DIR)для распределения сигнала с физического входа на любой канал тракта.
После того, как цифровой сигнал попадает в пульт, пользователь может его направить в любой входной или выходной модультракта. Задача маршрутизации заключается в привычных функциях, таких как AUX посылы и возвраты, посылы матрицы, посыл на выходы. Каналы пульта также могут быть назначены на виртуальные группы для удобства в управлении. Эти группы называются DCA (от англ. «digitally controlled amplifier» –«цифровое управление усилением»), терминологиязаимствована из аналоговой сферы.
Для осуществления большого потока данных и выполнения некоторого количества одновременно решаемых задач, микшерный пульт имеет центральный процессор (от англ.CPU – «Central Processing Unit» – «центральный процессор»), который направляет основную часть работы модулей в микшер. Таким образом возникает концептуальное разделение между управлением данных и потоком аудиосигнала и шин, используемых при сведении в микшере. Предусмотренный объём памяти предполагает хороший запас при обработке данных и хранениенастроек при дальнейшей работе. Сведение происходит путем смешивания сигнала в сигнальном цифровом процессоре– DSP (от англ. «DigitalSignalProcessor» –«цифровой сигнальный процессор»)под управлением ЦП.
DSP предоставляет встроенные эффекты пульта и несколько видов эквалайзеров. Нередко в лучших микшерных пультах можно встретить до восьми виртуальных процессоров эффектов и около двенадцати 31-полосных графических эквалайзеров. Процессор эффектов DSP принимает входной сигнал из модуля маршрутизации или может иметь свой специальный вход и выход. Эти эффекты могут быть использованы любой шиной в тракте, что концептуально напоминает аналоговые пульты. На различных каналах микшера присутствует обычно следующий набор эффектов DSP: ФВЧ, эквалайзер, динамическая обработка, задержкаи т.д.
Есть два вида цифровых консолей: дискретные и монолитные. Монолитные пульты – это в общем то все аналоговые консоли и некоторые цифровые микшерные пульты, как правило не превышающие 32 каналов. Конструкция их такова, что все процессоры обработки, маршрутизации и поверхность с фейдерами и дисплеем находятся в одном аппарате. А к дискретным пультам относятся микшерные системы, подразумевающие аппаратное разделение всех основных функций пульта, состоящие как минимум из двух элементов: Worksurface, или «контролирующаяповерхность» – здесь осуществляются функции управления миксом и индикацией, и «Digital Engine»или «Микс Рэк» – некоего устройства, в котором происходит непосредственно процесс обработки цифровых аудио сигналов.
Внешне «контролирующая поверхность» микшерной системы выглядит как аналоговый микшер: также состоит из ползунков, кнопок, ручек, индикаторов и прочего, плюс ко всемувозможно наличие многофункционального дисплея (МФД) для удобной коррекции уровней сигнала, передачи звука, настройки и назначения эффектов. МФД может бытьсенсорным, представляя из себя обычный планшет. Термин «контролирующая поверхность» довольно уместен, поскольку никакого потока аудиосигнала здесь не происходит. Например, на большинстве аналоговых микшеров аудио на самом деле проходит через канальный фейдер, в то время, как с канала цифрового микшера команды контроллера считываются и отправляются на DSP, который анализирует соответствующий уровень изменения параметра. Данная схема позволяет избежать пропадания аудио в случае сбоя («зависания») в Worksurface, работающей под управлением операционной системы. При сбое Digital Engine продолжает обрабатывать сигналы в соответствии с виртуальным положением «ручек» и фейдеров на момент возникновения сбоя. И оператор имеет возможность сделать Restart Surface (перезагрузку системы) и продолжить работу.
На типичных микшерах среднего размера панель управления может выглядеть довольно скудно, нежели на таких же аналоговых пультах. В отличие от аналоговых пультов, там не может быть специальных фейдеров на каждый входной канал. Количество ручек и энкодеров для каждой функции ограничено. Но зато каждый энкодер многофункционален. Простым выбором канала, а именно нажатием кнопки Select, все переключатели и кнопки будут связаны с этим каналом.
Для экономии места на пульте, существует специальная концепция разделения физического контроля функций,которая называется Layering (от англ. Layer – слой). Например, фейдеры на КП могут быть сгруппированы в банк из восьми, и таких банков может быть четыре слоя. Эти фейдеры свободно назначаемые, конфигурация может быть следующая: слой 1- стереовходы; слой 2- возврат с эффектов; слой 3- группы DCA; слой 4и т.д. Для того, чтобы не запутаться в порядке всех назначенных функций, на поверхности пульта допускается физически обозначать каждый нужный слой, например, некоторые фирмы предлагают специальные магнитики-иконки, или миниатюрные экраны на каждый канал. Активное использование слоев может стать помехой для оперативного управления.
Панель управления имеет полный набор элементов для сохранения и вызова настроек, а также копирования и применения параметров для различных каналов, и переноса их на другие устройства, в том числе на аналогичные микшерные пульты. Эта функция называется snapshot (от англ. «моментальный снимок») или «сцены». Это огромное преимущество цифрового пульта. Наличие сцен позволяет быстро переключаться между оригинальным и готовым миксом, использовать постоянные настройки для любого артиста, хотя и никто не исключает возможность совершенствования и внесения требуемых корректировок в финальный микс.
Еще одна полезная функция цифрового микшера, это модульность. Например, обработка DSP может находиться в модуле DSP, раздельно от «контролирующей поверхности». Аппаратные DSP могут быть на карте, которая подключается в специальный слот в модуль DSP. Эта конструкция пульта позволяет очень легко модернизировать или ремонтировать его. Сейчас не редкость, когда внебольшом кабинетеодновременно могут находиться ивходы/выходы, DSP, и ЦП, а управление консолью уже происходит через другой аппарат. Это полезно еще и тем, что когда модуль со входами и выходами разделен от «контролирующей поверхности», то можно его поместить на сцене, не прокладывая громоздкие аналоговые кабели. Всю передачу информации от сценического модуля и до КП на себя возьмет легкий цифровой кабель. Этот кабель нужен для передачи тестового сигнала с «контролирующей поверхности» на сценический модуль. Например, производители пультов Midas, использующиеранеепротоколEthernet, перешли на стандарт AES50, соединяющий КП с отдаленными модулями пульта. Иные и вовсе придумали свой –«Digigram’s EtherSound ES-100» или «Klark Teknik’s HyperMAC». Физически можно использовать недорогой кабель CAT5 с износоустойчивым входом EtherCon, для использования на более низких скоростях. Скорости повыше уже возможны при работе с кабелями CAT5e/CAT6 или оптоволоконный гигабитный кабель Ethernet. Это позволяет сэкономить на стоимости многоканальных громоздких мультикорах (snake).
До недавнего времени цифровые консоли (а) не обладали достаточной легкостью и быстротой в управлении, и (б) не внушали надежности. Вот основные доказательства, что сейчас многое изменилось со времен первых цифровых консолей. Цифровая консоль – это, по сути, специализированный компьютер, и достоинства его использования такие же, как и для другого любого компьютера. Запись всех ваших действий, сохранение внесенных изменений, напоминание о том, что нужно отменить, можно переносить информацию на другой компьютер и многое другое. С чисто звуковой стороны, «цифра» имеет невероятные возможности: полная обработка на каждом входном канале и выходных каналах; фейдеры переназначаемы, использование цифрового кабеля для передачи без помех и т.д. Однако, есть и значительные недостатки. Например, наличие одного «Master Strip» для индивидуального доступа к каналам, можно регулировать только один параметр за раз. Хотя это звучит незначительно, но подумать только, как часто мы совершаем вспомогательный посыл или эквализацию двумя руками. Наверно чаще, чем мы думали. (Примечание: фирма Digico попыталась сократить это ограничение, введением 4 активных дисплеев, таким образом, стал возможен доступ к четырем каналам одновременно, однако перед каждым разом все равно приходится тратить время на выбор интересующих каналов).
Многие производители допускают в своих консолях возможность многодорожечной записи шоу. Делают это по-разному: одни используют дополнительные платы, встраиваемые в слоты (Yamaha), другие предусматривают возможность программной интеграции с ProTools, третьи прямой записи при помощи собственных программных средств. Так вот, за рубежом очень популярен виртуальный саунд-чек. Происходит это следующим образом: концерт предварительно записывается в хороших условиях, затем проигрывается в том зале где проходит саунд-чек, исполнители настраиваются под него, корректируют свои недочеты, и дальше успешно выступают на концерте.
Для надежности в цифровых консолях присутствует минимум двукратное резервирование важнейших функций: если проложить два кабеля от сценического бокса и до пульта, можно и по разным протоколам, то при сбое операционной системы, перезагрузке, звук не прерывается, но становится на некоторое время неуправляемым. Очень частое явление наличие двух или даже трех блоков питания. Если один из них выйдет из строя, то система автоматически переключится н оставшиеся надежные источники питания.
В цифровую консоль можно внедрить практически неограниченное количество обработок. Например, в старших моделях Avid Digidesign и Allen&Heath iLive можно добавлять процессорные платы, что кратно увеличивает вычислительную мощность.
Каждая фирма снабжает свои изделия программами-редакторами, при помощи которых можно предварительно сконфигурировать пульт. Новая прошивка консоли, опять же, как правило, не требует новой версии программы-редактора. Но есть производители, создающие для каждой своей модели собственные программы и драйвера, и приходится заботиться о соответствии бесчисленных прошивок «железа» версиям софта. В результате, компьютер пользователя оказывается заваленным программным и драйверным «мусором», что не совсем удобно. На этом фоне гораздо лучше выглядят конкуренты, у которых один редактор на всю линейку производимых консолей.
Большая часть микшеров с iPad управлением, могут одновременно работать с несколькими планшетами. И есть такая опция «блокировки» одного устройства во время работы второго, чтобы не «сбивать» его настройки. Число приложений для iPhone и iPod Touch растет с каждым годом. Большинство таких программ бесплатно скачиваются с AppStore и их можно пощупать в демо режиме (без привязки к микшеру). Одной из проблем удаленных систем управления является большое число беспроводных точек в одном помещении, что создает опасность помех во время концерта. И во избежание этого, придется затратить немного больше времени, чтобы выбрать неперегруженный WiFi канал, и позволить консоли распознать качественно ID сети.