Что такое cross country
Кросс-кантри – что это, нюансы
«Кросс кантри» переводится как «пересеченная местность». Этим термином в 1996 г. назвали разновидность гонки на пересеченной местности, включенной в программу Олимпийских соревнований. Подробно, что такое кросс кантри, особенности данного направления в маунтинбайке, а также какой велосипед подходит для этой дисциплины, рассмотрим ниже в статье.
Кросс кантри — что это такое
Кросс кантри – это не просто езда на пересеченной местности. Если вы катаетесь на велосипеде по лесному массиву – это не означает, что вы занимаетесь олимпийским видом спорта. Что такое кросс-кантри на профессиональном сленге? Так называют экстремальное катание на усложненных состязательных трассах, которые специально оборудуются согласно требованиям МОК.
Условиями успешного участия в соревнованиях являются:
Для участия в соревнованиях кросс-кантрийщики на протяжении нескольких месяцев набирают физическую форму в процессе изнурительных тренировок, схема которых отличается от любой другой спортивной дисциплины.
Трассы
Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:
На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.
Вид гонок
В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:
При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри – это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.
Необходим ли специальный велосипед
Велосипед для кросс кантри — это модифицированный горный велосипед. Он более легкий, проходимый, динамичный, обладающий агрессивным стилем езды (отлично преодолевает препятствия и совершает прыжки) и высокими скоростными показателями – особенно это касается трудных участков трассы.
Особенности байков для cross country:
Велосипеды для кросс-кантри не могут стоить дешево. Чтобы победить в соревнованиях данной олимпийской дисциплины, экономить на байке не стоит. Ориентируйтесь на цену от 1000$ – на более дешевых велосипедах невозможно пройти этапы кросс кантри с хорошими результатами.
Особенности при выборе велосипеда для кросс кантри
Чтобы понять, насколько вам подходит та или иная модель велобайка, обратите внимание еще на некоторые нюансы:
Еще одно важное отличие велосипеда для кросс-кантри — это одинаковая устойчивость на любом покрытии: мокром, каменистом или пыльном.
Наиболее популярными байками в этом олимпийском виде спорта являются двухподвесы и хардтейлы.
Преимущества двухподвесов: благодаря двум вилкам трасса ощущается максимально точно, у велосипеда отличная маневренность и управление, отсутствует вибрация, он устойчив на тяжелых участках пути. Из недостатков: расходы на техобслуживание заднего амортизатора и подшипников в раме, а также вес — такие байки тяжелее великов с одной подвеской на 1-6 кг.
Преимущества хардтейлов: практически мгновенный набор скорости, что позволяет сэкономить такие важные секунды в гонке. Ну и цена. Хардтейлы стоят дешевле двухподвесов как минимум на 20-30%. К тому же эти байки легче по весу. А вот и недостатки: они труднее в управлении, езда на них более жесткая и некомфортная.
Заключение
У единственной из дисциплин маунтинбайка, ставшей олимпийским видом спорта, — cross-country есть главное условие: спортсмен должен за максимально короткое время преодолеть сложную трассу и наилучшим образом справиться с испытаниями, которые встретит на дистанции. Выбрав наилучший вариант ровера, велосипедист сэкономит свои силы и драгоценные секунды, чтобы достичь финиша.
Кросс-кантри – требовательная дисциплина, от спортсмена требует огромной силы воли, выносливости и недюжинной физической силы. Но именно эта дисциплина подарила миру лучших экстремалов, чьи фамилии вы найдете в верхних строчках всех МТБ-рейтингов.
Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.
Кантри-кросс
Несмотря на то, что Международной мотоциклетной организацией кантри-кросс признан самостоятельной дисциплиной, он очень схож с эндуро, и единственным отличием от него считается отсутствие в этом виде спорта цивилизованных дорог, где мотоциклы могли бы двигаться, не испытывая никаких проблем и не встречая на пути препятствий. Тут наоборот, чем сложнее, тем лучше, и трасса для состязаний по кантри-кроссу специально готовится таким образом, чтобы озадачить спортсменов по максимуму наличием целого ряда трудностей без всяких поблажек.
Развитие кантри-кросса происходило практически одновременно и параллельно с эндуро. И это неудивительно, ведь тот является в какой-то мере платформой для многих направлений, получивших активное распространение на рубеже 20-21 веков.
Кантри-кросс представляет собой гонку строго по пересечённой местности с чётким проложенным маршрутом, где участникам соревнований приходится сталкиваться с различными преградами и демонстрировать индивидуальное мастерство на отрезках пути, в которых необходимы скоростная манёвренность и технически грамотное исполнение. Основной задачей пилота в этой дисциплине считается преодоление подавляющего в сравнении с другими гонщиками числа кругов, составляющих дистанцию. На всё спортсменам даётся 90 минут, при том, что длина круга составляет от 4 до 8 км, напичканных всевозможными «сюрпризами» естественного и искусственного происхождения.
Для заездов в кантри-кроссе используются кроссовые мотоциклы и двухколёсные агрегаты класса эндуро. Регламент состязаний, как правило, не предусматривает ограничений относительно уровня профессионализма каждого из желающих зарегистрироваться на тот или иной турнир. Дистанцию с одинаковой радостью и спортивным азартом осваивают как суровые «волки» мотоциклетных баталий, прошедшие огонь и воду, так и те, кто только начинает свой путь к зениту славы, но не уступает именитым коллегам в стремлении к победе.
Традиционно трасса кантри-кросса включает в себя следующие участки с набором элементов разной степени сложности: отрезок для мотокросса, в котором преобладают причудливые виражи, головокружительные трамплины и высоты; отрезок для ралли предполагает наличие дорог с грунтовым и песчаным покрытием; отрезок для эндуро не изменяет себе в труднопроходимых территориях с поваленными брёвнами, узкими тропами, по каким и пешему-то пройти непросто, крутыми подъёмами, взобраться на которые с первой попытки удаётся далеко не всем, и захватывающими дух спусками. Учитывая, что преграды повторяются на протяжении кругов дистанции снова и снова, потерять время, преодолевая любую из них, достаточно легко. Поэтому превосходство здесь зачастую весьма условное, и лидеры могут меняться после каждого пройденного витка.
Стоит упомянуть о правилах старта в данной дисциплине. Существует два варианта, обязывающие пилотов к беспрекословному подчинению. Ле-Ман подразумевает одиноко стоящие у стартовой черты мотоциклы с выключенными двигателями и гонщиков, ожидающих сигнала к началу соревнований недалеко от своих машин. Услышав его, спортсмены бегут к мотобайкам, заводят их и уходят на покорение трассы. Вариант с заглушенным двигателем отличается от первого тем, что тут пилоты уже сидят в сёдлах мотоциклов, и только после команды «Марш!» заставляют агрегаты проснуться, чтобы начать борьбу друг с другом.
Самым крупным зарубежным турниром по кантри-кроссу принято считать «Cross-Country Rallies World Championship». В России таковым является ежегодный Кубок «Экстрим-спорт», куда спешат попасть десятки гонщиков со всей страны за эмоциями, впечатлениями и, разумеется, победой.
По пересеченной местности на двухподвесе, особенности катания кросс-кантри
Кросс кантри в переводе с английского означает «пересеченная местность». Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.
Трассы для кросс кантри
Что представляет собой дисциплина кросс-кантри
Езда по специально подготовленным трассам, включающим искусственные и естественные преграды, затяжные подъемы, резкие спуски, мосты, бревна и другие препятствия — это стиль кросс-кантри.
Независимо от выбранного вида соревнований, заезд в дисциплине не относится к легким туристическим прогулкам по лесу или холмам. Он напоминает жёсткую изнурительную гонку, которая требует не только физически укреплённого тела, но и подходящего байка и экипировки.
Отличия горных велосипедов
Горный велосипеды изначально придумали для катания по бездорожью и пересеченной местности, однако в условиях нашей российской действительности, из-за плохого состояния дорог, горные велосипеды с успехом стали использоваться для перемещения по улицам городов.
Конструктивные особенности горного велосипеда направлены на то, чтобы сделать сделать велосипед более проходимым, точным в управлении и комфортным в условиях бездорожья и горного рельефа.
Основными особенностями горного велосипеда являются:
— наличие передней амортизационной вилки, а иногда и подвески заднего колеса с ходом от 100 мм
— широкие покрышки толщиной 2.0 — 5.0 дюймов с агрессивным протектором
— большой диапазон переключения передач, смещенный в сторону более низких передач
— мощные дисковые тормоза
— прямой руль
— заниженная верхняя труба рамы велосипеда, и смещенная вперед посадка
Перечисленные выше моменты дают следующие преимущества:
— уменьшают тряску велосипеда
— увеличивают время контакта и сцепление покрышки с дорогой, а значит улучшают контроль над траекторией движения и передачей крутящего момента
— уменьшают сопротивление качению на неровных участках (выбоины, корни, камни и т.д.), а значит уменьшают падение скорости при наезде на препятствия.
Однако горный велосипед имеет и свои недостатки:
— Относительно большой вес за счет применения подвески колес, широкой резины
— Потери мощности педалирования, связанные с паразитной раскачкой подвески
— Низкая скорость на шоссе, из-за высокого сопротивление качению покрышек и плохой аэродинамики велосипеда
Какой велосипед подходит для кросс-кантри
Точных характеристик кросс-кантри велосипеда указать нельзя, так как они подбираются исходя из личных предпочтений велосипедиста и вида соревнований. Однако, есть устоявшиеся общие нормы для участия в данной дисциплине:
Все указанные характеристики являются достаточно общими, поскольку каждый новичок, любитель или профессионал может собрать байк под себя, опираясь на личные предпочтения в определенных деталях.
Плюсы и минусы
Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:
Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:
Подтипы горных велосипедов
Горные велосипеды для кросс-кантри
Горные велосипеды для кросс-кантри, это велосипеды для катания по пересеченной местности, с достаточно высокой интенсивностью, где главным требованием является способность максимально быстро преодолевать подъемы, техничные участки и спуски.
Как правило, их выбирают продвинутые любители, эксперты и спортсмены или те велосипедисты, которые хотят иметь легкий, прочный, работающий, практически в любых условиях, байк, которому будут завидовать друзья. К этому подтипу велосипедов предъявляются более высокие технические требования, такие как:
— низкий вес, 8-14 кг, без потери прочности и жесткости
— надежное и точное переключение передач под нагрузкой, в грязи, при тряске
— мощное контролируемое торможение, без перегрева
— эффективная амортизация, которая позволяет не терять скорость при прохождении неровности, не тратить лишние силы на раскачку велосипеда, обеспечивать приемлемый уровень комфорта, который особенно важен на длинных расстояниях
Горные велосипеды для кросс-кантри, собираются на самых легких рамах и компонентах продвинутого, экспертного и топового уровня. На велосипедах для кросс-кантри применяется трансмиссия: 3*9, 3*10, а на самых крутых моделях: 2*10,2*11, 1*11, 1*12 передач. Передние вилки кросс-кантрийников имеют толщину ног 30-32 мм, на экспертных и топовых моделях используют воздушные вилки с алюминиевыми ногами и несколькими регулировками. Стоимость данного подтипа велосипедов самая высокая среди горных велосипедов. Кросс-кантрийники, как правило, выбирают те велосипедисты, которые уже «переросли» свой первый прогулочный байк.
Прогулочные горные велосипеды
Этот подтип горных велосипедов предназначен для умеренных физических нагрузок, таких как велосипедные прогулки и занятия фитнесом по грунтовым дорогам на природе или в парке. Предполагается, что этот подтип велосипедов будет использоваться в более щадящих условиях, нежели кросс-кантрийники.
Прогулочные модели по сравнению с велосипедами для кросс-кантри имеют более комфортную, вертикальную посадку велосипедиста, которая меньше напрягает мышцы спины при движении.
Такие велосипеды оборудованы легкой, прочной алюминиевой рамой, амортизационной вилкой с шириной ног, как правило, до 28 мм и навесным оборудованием начального или любительского уровня, а колеса — двойными ободами. Как правило трансмиссия таких велосипедов имеет 21-27 скорости, что вполне хватит для прогулочных задач. Вес прогулочных моделей горных велосипедов обычно колеблется в диапазоне 14-17 кг.
Стоит отметить, что прогулочные горные велосипеды не подойдут для жестких условий эксплуатации, на которые рассчитаны велосипеды для кросс-кантри, однако при использовании по их назначению, они прослужат безотказно многие годы.
Цены на прогулочные горные велосипеды являются наиболее доступными среди горных велосипедов. Прогулочный горный велосипед — это отличный выбор, если Вы покупаете свой первый велосипед, и еще не предполагаете, насколько сильно увлечет Вас катание на горном велосипеде.
Фэтбайки
Фэтбайки пришли к нам из Канады. Фэтбайки — это горные велосипеды имеющие толщину покрышек колес от 3,5 до 5,2 дюйма. Слово фэтбайк (fatbike) переводится дословно, как жирный велосипед. Они предназначены для катания по снегу, песку, полям, рыхлому и мягкому грунту. Фэтбайк, подобно трактору, имеет огромное преимущество — феноменальную проходимость, и способен ехать там, где обычный байк просто спасует, а фэтбайк проезжает практически везде. Также фэтбайки используются для фанового катания, с целью привлечь к себе внимание окружающих.
Главным недостатком фэтбайка являются тяжелые колеса, они подобно маховикам имеют большой момент инерции, вследствие чего на велосипеде тяжелее разгоняться и управлять им на технически сложных участках, изобилующих крутыми поворотами.
Комфортные горные велосипеды
Комфортные модели горных велосипедов предназначены для тех, кому, в первую очередь важен комфорт, а не скорость движения. Комфортные модели горных велосипедов дополнительно оборудованы подседельным штырем с амортизацией, широким седлом на пружинах, более простой, но надежной трансмиссией 3*7 передач, высоким рулем, выносом руля с регулировкой высоты руля. Рамы комфортных горных велосипедов имеют укороченную длину и рассчитаны на высокую посадку, чтобы велосипедист при езде почти не сгибал спину. Комфортные модели велосипедов имеют вес 16-20 кг. Комфортные горные велосипеды чаще всего выбирают себе для прогулок на небольшие расстояния, чтобы полюбоваться окружающей средой. Также мы рекомендуем этот подтип горного велосипеда людям пожилого возраста и тем, кто имеет проблемы с мышцами спины и позвоночником.
Горные велосипеды для трейла
Такие велосипеды используются для фанового катания в горах или на холмистой местности. На трейловом байке вполне реально проехать даже кросс-кантрийный марафон, но сделать это будет сложно, из-за большего веса велосипеда. Для трейловых велосипедов характерны более прочные и, соответственно, более тяжелые, чем в кросс-кантри, рамы, усиленные колеса и покрышки. Ход амортизаторов находится в диапазоне 120-170 мм. Такие велосипеды предназначены преимущественно для езды вниз, но наличие блокировок подвески и изменяемый ход амортизаторов позволяют без проблем самостоятельно доехать до места катания и заехать наверх для последующего спуска.
Горные велосипеды для скоростного спуска (даунхилла)
Эти велосипеды самые дорогие, тяжелые и обладают самыми большими амортизационными ходами (170-300 мм). Для даунхилла используются узкоспециализированные байки, заточенные для спуска с горы, по специально подготовленной трассе, на время. Даунхилл – это спортивная дисциплина, по которой каждый год проводится Чемпионат Мира и несколько этапов Кубка Мира. В связи с этим, проблеме касающейся массы велосипеда в даунхилле уделяется ничуть не меньше внимания, чем в кросс-кантри.
Снаряжение велосипедиста
Для участника дисциплины кросс-кантри самое главное – это скорость, поэтому снаряжение подбирается таким образом, чтобы максимально снизить вес и повысить аэродинамику райдера. Для комфортных занятий кросс-кантри необходимо следующее:
В зависимости от погоды снаряжение велосипедиста может дополняться термобельём, велокурткой и велоштанами.
Другие обзоры по горным велосипедам
— Что такое двухподвес и зачем он нужен?
— Плюсы и минусы двухподвеса по сравнению с хартейлом
— Какой размер колеса горного велосипеда выбрать?
Трассы для кросс-кантри
В качестве места проведения соревнований по кросс-кантри выбирают:
Маршрут строится по пересеченной местности в полях, лесах с использованием грунтовых дорог. Проходимость трассы должна быть 100% независимо от погодных условий, если существует опасность разрушения участка дороги, устанавливают дополнительный маршрут.
По всему пути делаются разметки, указывающие дальнейшее направление, а также защитные приспособления в виде сеток на опасных участках дороги. При длительных заездах на трассах размещаются станции техобслуживания и питания.
Виды соревнований
Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:
Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.
Рекомендации по выбору
Выбор велосипеда – это всегда непростая задача, поэтому общие вопросы, связанные с этим процессом, подробно рассмотрены в отдельной публикации, а здесь сосредоточимся на ключевых деталях выбора двухподвесного горного велосипеда.
В первую очередь лучше определиться с ответом на вопрос: а нужен ли вам вообще двухподвес и стоит ли за него переплачивать? Если вы катаетесь по городским асфальтированным дорожкам, то практичнее будет посмотреть в сторону более добротных моделей с рамой хардтейл, купить которые можно за те же самые деньги, что придется выложить за недорогой двухподвес начального уровня и сомнительного качества.
Непосредственно двухподвесной велосипед нужен тем, кто планирует много кататься по бездорожью (где дополнительная подвеска поможет сберечь суставы от излишней нагрузки), ну и, конечно же, тем, кто планирует участвовать в соответствующих соревнованиях.
Во-вторых, при выборе духподвеса, нельзя забывать об особенностях велосипеда для каждой конкретной дисциплины (о чем написано в середине этой статьи).
Категорически не рекомендуется покупать двухподвес со складной рамой (да, некоторые производители штампуют и такое чудо велотехники!). Наличие механизма складывания на раме, которая должна выдерживать повышенные нагрузки, ни к чему хорошему не приведет.
Кроме того, лучше не отдавать предпочтение моделям с обычной стальной рамой – она быстрее погнется или лопнет, не выдержав очередного приземления велосипеда после прыжка на трамплине.
Варианты с алюминиевой или композитной рамой гораздо дороже, но долговечнее и безопаснее. Еще один плюс алюминиевых и композитных рам – меньший вес, что немаловажно, так как более сложная конструкция задней подвески «подкидывает» к общей массе велосипеда немало лишнего.
Выбирая двухподвес, обязательно (и крайне тщательно) следует осмотреть надежность крепления элементов задней подвески, ничего не должно болтаться или выглядеть слишком хрупко/хлипко.
Убедитесь, что ходы подвесок соответствуют планируемому стилю катания, трансмиссия предлагает достаточный диапазон скоростей (для удовлетворения всех ваших потребностей по динамике разгона и легкости движения в гору), а колеса обуты в правильные покрышки (способные уверенно чувствовать себя на предполагаемом бездорожье и/или обеспечить необходимые показатели скорости).
Еще один важный момент – тип тормозной системы. Для фрирайда, даунхилла, форкросса и трейла уместны только выносливые дисковые тормоза (лучше с гидравлическим приводом).