Что такое cowboy hat
Качественная одежда и обувь
Широкополая «ковбойская» шляпа давно стала символом мужественных покорителей американских просторов. Есть несколько версий того, как ковбойская шляпа родилась.
По одной из версий ее появление восходит к началу 1800-х годов, и что ковбойская шляпа появилась из модифицированного Сомбреро. Рассказывают, что скотоводы, пришедшие из Мексики, для работы на равнинной местности, носили сомбреро, которое постепенно трансформировалось в ковбойскую шляпу, которую носят по сей день.
По второй версии,изобретателем современной ковбойской шляпы считается Джон Баттерсон Стетсон. По легенде Джон решил перебраться на запад из-за проблем со здоровьем, в поисках более сухого климата. Свою первую войлочную шляпу Стетсон сделал вручную просто ради шутки, отправившись вместе с компаньонами на Юг. Смешивая меха и обрабатывая их вручную, вымачивая в кипящей воде, расплющивая, а затем снова вымачивая, он создал необычайно мягкий и гибкий войлок. Используя технику, известную еще с начала современной цивилизации, и шерсть различных животных,Стетсон получил замечательный материал – фетр.
Он изготовил невероятно широкополую шляпу из этого материала. Стетсон надевал ее ради шутки, но в дальнейшем она была по достоинству оценена его друзьями, так как она прекрасно защищала своего хозяина от ветра, дождя и солнца. Придуманная им шляпа также имела много практических вариантов применения – ее широкие поля позволяли раздуть костер, шляпой можно было подать сигнал на большом расстоянии, и даже принести в ней воду.
Купить настоящую ковбойскую шляпу можно перейдя по ссылке:
Стоит упомянуть, что Стетсон, будучи сыном шляпного мастера, вовсе не мечтал продолжить дело своего отца, скорее он был экспериментатором, работая в артели в Колорадо, попутно занимался изготовлением новых текстильных материалов. Но первая, изготовленная ради шутки большая широкополая шляпа, резко изменила его судьбу и впоследствии дала имя одной из самых громких легенд Америки.
Однако приписывать изобретение фетра Стетсону не стоит, он был известен и до этого. Производство фетровых шляп из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется по крайней мере 14 веком. К середине 17 века запасы Европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят «Шляпный закон» запрещающий экспорт шляп из США. В 18-м веке бобровый мех еще оставался предпочтительным материалом для головных уборов, но фетр из смеси меха бобра и шерсти становился все более популярным, поскольку позволял удешевить производство. В конце 19 века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло на нет, и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров.
Можно выделить три вида фетра для шляп:
В зависимости от используемого материала стоимость шляпы может значительно варьироваться. Лучшие шляпы сегодня сделаны из того же сырья, что и тогда – бобра, но также используется в некоторых моделях шляп мех нутрии или бизона.
Сначала ковбойские шляпы делались с круглой тулией, в дальнейшем ковбои в процессе ношения, бравшись за неё делали характерные заломы, которые получали свои названия и даже, иногда, были отличительной особенность какой либо местности. Тулья Шляпы украшались различными деталями из конского волоса и кожи, кончосов, когтей и клыков животных. По этим признакам можно было понять род занятия владельца ковбойской шляпы
Знаменитые загибы вверх полей ковбойских шляп, появились из-за транспортировки шляп. Дляуменьшения объёма, поля шляп сгибались, чтобы шляпы влезали в коробки с меньшим объёмом. Это полюбилось некоторым ковбоям, которые стали носить шляпы не разгибая поля..
В данный момент существует множество разновидностей шляп на которых складки на тулье и загиб полей делается уже на производстве и в зависимости от этого, ковбойские шляпы делаться на определённые виды.
Количество заказов росло, и в 1865 году Стетсон решил создать собственную компанию. Уже к 1906 году компания производила примерно 2 миллиона ковбойских шляп в год.
Столь благодатное поле для бизнеса, не могло остаться без должного внимания – помимо Стетсона появлялись и другие производители. Так, например, в 1880-е годы ковбои, жившие в юго-западных районах Америки предпочитали головные уборы фирмы «Плензмен». Это были шляпы с низкой тульей и гибкими полями. Шляпы марки «Resistol» являются выбором многих тысяч поклонников ковбойского стиля в одежде, компания «Wrangler», известная по всему миру своими джинсами, также представляла в ассортименте ковбойские шляпы.
Использование дополнительных аксессуаров вроде специальных шляпных тесемок и ремешков позволяет сделать шляпу еще более индивидуальной.
Современные шляпы изготавливаются в основном из фетра или соломы, реже из кожи. Ковбой вообще практически не носят кожаные шляпы, это прерогатива современных байкеров. С внутренней стороны тульи находится подкладка в виде кожаной или текстильной ленты (с англ. «sweatband») в просторечье называемой «подтулейкой». Внешняя сторона тульи украшается декоративными элементами – лентами или ремешками (англ. «hatband»), а поля шляпы иногда окантовываются по краям (англ. «brim trimming»).
Шляпы могут быть изготовлены практически любого цвета, но чаще всего это – белый, черный, оттенки бежевого и коричневого. Есть ещё одна небольшая деталь, которая в настоящее время не играет практической роли – маленький бантик на задней стороне «подтулейки», символизирующий скрещенные кости и оставленный в дань старым мастерам-шляпникам, работа которых была сопряжена, если не со смертью, то с болезнями, вызванными нитратом ртути, применявшимся ранее при изготовлении фетра для лучшего сцепления волокон шерсти.
Несмотря на то, что одни шляпы продолжают напоминать формой своих вековых предшественниц, а другие имеют уже свой оригинальный дизайн, все они являются признаком принадлежности к группе заинтересованных людей, для которых шляпы – это способ прикоснуться к истории.
Как правильно ухаживать за шляпой и обозначения на ковбойской шляпе
Что такое X в обозначении ковбойских шляп.
В нашем случае выбор материала определен изначально – это фетр, но его вид и качество будут зависеть от ваших личных амбиций и толщины кошелька. Самый распространенный и недорогой это фетр из шерсти кролика, далее до бесконечности из чистой или смеси шерсти других животных, затем по стоимости следует фетр с добавлением к уже названным, определенной доли меха бобра, и чем больше его содержание, обозначаемое N-количеством «Х», тем дороже само изделие. Увидев на шляпе маркировку 100Х, будьте уверены, что она сделана полностью из бобрового фетра.
Но так было не всегда, до середины 20 века отсчет Х начинался с 3-х и ограничивался 10-ю, что служило своеобразным калькулятором для определения стоимости шляпы, все очень просто 3Х – 30$, 4Х – 40$ и так далее, вплоть до 10Х100% pure beaver felt – 100$. В нынешнее время отсчет ведется с 2Х и стоит это уже от 150$, 10Х – от 350, 30Х – от 750, а 100Х – от 1000$, в любом случае «Х» много не бывает и допускается определенная погрешность.
Существует условное распределение шляп для тех или иных целей в зависимости от количества Х:
от 5Х (стандарт) – шляпа предназначена для периодического ношения в условиях, близких к идеальным;
от 10Х – предполагается систематическое ношение шляпы при кратковременном воздействии неблагоприятных условий (дождь, снег и пр.), что наиболее приемлемо для «городских ковбоев»;
от 100Х – постоянное ношение в экстремальных условиях «и в хвост, и в гриву». Но это вовсе не означает, что в День ВДВ в ней можно купаться в городских фонтанах, с ее помощью заливать воду в закипевший радиатор или поить любимую собаку. Даже такая шляпа требует бережного ухода.
Американские производители шляпной продукции не отягощены жесткими требованиями стандарта и порой в своем стремлении придать особую значимость своим изделиям «награждают» их 500 и даже 1000Х, в этом случае в смеси фетра наверняка присутствует мех шиншиллы, а «hatband» украшен пряжкой из драгоценных металлов или камней, название в большинстве случаев будет содержать слово «prezident», «boss», «gold» или что-то подобное.
Заказывая персональную шляпу «El Prezidente» 100Х с 14-каратной золотой пряжкой от «Stetson», в виде преференций вы получите сертификат на бесплатный ремонт, а также именной ярлык «Made by Stetson especially for You» подтверждающий, что шляпа сделана исключительно для Вас, если же вам выпадет случай стать Президентом США, то вы обязательно удостоитесь такой чести в виде подарка.
Не обнаружив на своем изделии заветной маркировки, не впадайте в панику, по поводу «некачественного» товара. Здесь стоит напомнить, что материал без содержания бобрового меха не перестает быть фетром, при этом учитываются финансовые возможности и самые разнообразные личные пристрастия, так что наличие «Х» в каждом конкретном случае носит субъективный характер. Для придания определенных качеств изделию в фетре может присутствовать до 8 видов шерсти различных животных, одни из которых отвечают за водостойкость, другие за лучшую сцепляемость волокон, цвет или фактуру.
Цена шляпы так же зависит и от ее аксессуаров, подкладки, «sweatband» и «hatband». В более дорогих подкладка будет из шелка или атласа, а «sweatband» из овечьей кожи. Изготавливаются шляпы и с подкладкой из хлопка, различных синтетических материалов или вовсе без нее.
Уход за CowHat
Правильный уход является ключом к продлению срока службы вашей шляпы. Ваша шляпа является последним, и пожалуй самым ярким штрихом, вашего образа. Бережное отношение значительно продлит срок ее службы. Так как количество и качество ваших шляп со временем будет неуклонно расти, то возникает необходимость научиться ухаживать за своим головным убором. Вот основные советы.
1. Старайтесь не класть шляпу на поверхности полями вниз. Это может привести к выпрямлению полей и потере их формы. Для хранения в домашних условиях используйте оригинальную упаковку, либо приобретите Hat Box. Для хранения шляпы в автомобиле существует специальный зажим.
Как гласит народная мудрость «Самое лучшее место для шляпы – голова ее владельца».
2. Не берите шляпу за тулью, особенно грязными руками, они оставят пятна на ткани. При надевании или снятии шляпы необходимо брать ее двумя руками за края полей спереди и сзади. Старайтесь избегать брать шляпу за тулью как можно дольше.
3. Никогда не оставляйте вашу шляпу в нагретом автомобиле, шкафу, или где-нибудь, где чрезвычайно жарко. Тепло вызывает усадку sweatband.
4. Удаляйте грязь, начиная с левой стороны вашей шляпы и аккуратно протирайте ее против часовой стрелки, по одной простой причине, технология производства предусматривает направление нитей соломенной косички и ворсинок фетра по спирали именно в этом направлении.
5. Удаляйте грязь с поверхности фетровой шляпы с помощью мягкой шляпной щетки, а с соломенной шляпы чистой влажной тканью или губкой. Используйте щетку с темной щетиной для темных шляп и светлой для светлых шляп.
6. Оставшиеся после чистки соринки удалите специальным валиком или же скотчем, обернув его вокруг пальцев липкой стороной наружу.
7. Чтобы сохранить sweatband сухим от пота и сальных выделений, периодически очищайте и просушивайте sweatband, чтобы выделения не пропитывали фетр. Это относится и к соломенным шляпам.
8. Небольшие загрязнения, на светлых шляпах, можно удалить с помощью детской присыпки, талька или кукурузного крахмала.
Во времена Старого Запада среди истинных ковбоев, считалось дурным тоном стряхивать пыль со своей шляпы. Если же и вы являетесь страстным ревнителем ковбойских традиций, но скакать по прериям и работать на ранчо, как-то нет времени, то производители предложат вам простой выход, изготовив шляпу со всеми присущими атрибутами, вплоть до следов от револьверных пуль и пятен запекшейся крови, в шляпном каталоге она будет значиться под именем Pre-Soiled «предварительно загрязненная» и прибавит в цене десяток-другой долларов, в отличие от совсем новенькой.
И напоследок:
Помните поговорку – «всё дело в шляпе»? Именно шляпа придаёт ковбою тот законченный цельный образ покорителя дикого запада. При вопросе «С чем у вас ассоциируется ковбой?»70 % отпрошенных людей ответили – ковбойская шляпа.
И помните, ковбойские сапоги без шляпы можно носить, а вот ковбойскую шляпу без сапог – нет.
В статье использованы материалы СергеяК. (Zorro)
Ковбойские шляпы
В данной статье я попытался дать небольшой экскурс в историю фетровых шляп, а также рассказать о некоторых стилях, возникших в эпоху Старого Запада и популярных по сей день. Конечно, речь пойдет о ковбойской шляпе или просто «Стетсоне», как называют ее сами американцы.
Stetson – один из самых известных и почитаемых американских шляпных брендов, лихо раскрученный в угоду потребностям ковбоев. Джон Б. Стетсон начинал свое шляпное производство в 1865 году, арендовав за 100$ помещение, и еще на 10$ закупив сырье. Образцы шляп стоимостью 10$ были направлены торговым посредникам по всему Юго-западу и имели огромный успех (заработная плата ковбоев и поденных рабочих составляла в то время порядка 15-20$ в неделю). Уже через год ему пришлось расширить свое производство и построить завод в пригороде Филадельфии, который выпускал продукцию вплоть до 1971 года.
В начале 20 века компания Стетсона производила почти 2 миллиона шляп ежегодно. В это же время известный европейский бренд «Борсалино» выпускал всего 750 тысяч. То, что Стетсону приписывается изобретение ковбойской шляпы не совсем верно, и уж конечно не ему принадлежит изобретение фетра, как зачастую можно услышать. Основной и неоспоримой заслугой Стетсона явилось, прежде всего, придание фетру особых износоустойчивых и водостойких качеств, организации массового производства и сбыта шляп. К тому же, если бы Стетсон делал ставку только на шляпы для ковбоев, вряд ли его имя вспоминали сегодня.
Войлок является одним из старейших текстильных материалов. С давних времен люди обнаружили способность волокон шерсти животных скрепляться под воздействием тепла и влаги, поэтому на протяжении веков войлок использовался для изготовления головных уборов, одежды и обуви.
«Фетр – сорт плотного, тонкого войлока наилучшего качества, идущий на изготовление шляп, обуви и т.п. (от франц. feutre – войлок). Материал, получаемый валянием пуха (тонкого волоса) главным образом зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти».
Можно выделить три вида фетра для шляп:
Производство фетровых шляп из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется по крайней мере 14 веком. К середине 17 века запасы Европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят «Шляпный закон»(Hat Act), запрещающий экспорт шляп из США (отменен в 1867 г.) Уже тогда США вовсю применяли санкции. В 18-м веке бобровый мех еще оставался предпочтительным материалом для головных уборов, но фетр из смеси меха бобра и шерсти становился все более популярным, поскольку позволял удешевить производство. В конце 19 века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло на нет, и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров.
Современные шляпы изготавливаются в основном из фетра или соломы, реже из кожи. С внутренней стороны тульи находится подкладка в виде кожаной или текстильной ленты (с англ. «sweatband») в просторечье называемой «подтулейкой». Внешняя сторона тульи украшается декоративными элементами – лентами или ремешками (англ. «hatband»), а поля шляпы иногда окантовываются по краям (англ. «brim trimming»).
Шляпы могут быть изготовлены практически любого цвета, но чаще всего это – белый, черный, оттенки бежевого и коричневого. Есть ещё одна небольшая деталь, которая в настоящее время не играет практической роли – маленький бантик на задней стороне «подтулейки», символизирующий скрещенные кости и оставленный в дань старым мастерам-шляпникам, работа которых была сопряжена, если не со смертью, то с болезнями, вызванными нитратом ртути, применявшейся при изготовлении фетра для лучшего сцепления волокон шерсти.
Первая модель Стетсона «Хозяин равнин» (A Boss of the Plains), напоминающая всем знакомый «котелок», вряд ли бы пришлась по душе сегодняшним поклонникам «ковбойского стиля». Она имела непритязательный дизайн, 4-х дюймовую тулью и поля, была прочной, легкой и что самое главное – водостойкой, что позволяло защитить голову ковбоя от дождя, а также использовать ее в качестве емкости для воды.
«В 1912 году, когда был поднят броненосец USS Maine, потопленный в гавани Гаваны в 1898 году, на его борту была обнаружена шляпа «Stetson», которая провела в морской воде почти 14 лет, подвергаясь воздействию морской воды, грязи и ила. Тем не менее, шляпа была отремонтирована и имела весьма презентабельный вид».
Шляпы изготавливались практически одного размера, который регулировался при помощи ленты снаружи тульи и завязывался бантом с левой стороны.
Стоит упомянуть, что Стетсон, будучи сыном шляпного мастера, вовсе не мечтал продолжить дело своего отца, скорее он был экспериментатором, работая в артели в Колорадо, попутно занимался изготовлением новых текстильных материалов. Но первая, изготовленная ради шутки большая широкополая шляпа, резко изменила его судьбу и впоследствии дала имя одной из самых громких легенд Америки.
По фотографиям 19 века из библиотеки Конгресса США мы видим, что большинство шляп имело форму цилиндра со скругленными краями, широкими прямыми полями, причем тульи изготавливались без складок (англ. crease), которые мы привыкли видеть на современных шляпах. Тем не менее, в процессе их ношения, головные уборы приобретали свои индивидуальные черты. В частности, на тулье появлялись вмятины, как непреднамеренно, так и по желанию их владельцев. Поля изгибались, появлялись различного рода украшения из конского волоса и кожи, кончосов, когтей и клыков животных. По этим характерным признакам уже можно было определить, из какой местности владелец шляпы, а также род его деятельности.
Причем среди ковбоев были представители не только европейской расы, но и афроамериканцы (так что Бубба Гудинг мл. и Уилл Смит в роли героев вестернов не такая уж и выдумка), а также мексиканцы и коренные жители Америки, которые наделяли свой головной убор характерными чертами присущими своему народу.
Позволю маленькое отступление, подобного рода традиция особенно четко прослеживается в армейской среде, по форме головного убора или пошиву сапог, в свое время можно было достаточно точно определить, какое военное училище закончил тот или иной офицер, и к какому роду войск он принадлежит.
Таким образом, стиль выпускаемых шляп, в угоду модных тенденций, начал меняться. Первой популярной модификацией была длинная круто наклоненная складка на тулье, так называемая Carlsbad crease или Gus crease. Этот стиль стал настоящей классикой и существовало множество его разновидностей, в которых складка варьировалась от наклонной до горизонтальной.
Другой стиль, характеризующийся четырьмя симметричными вмятинами, произошел от заостренной верхушки мексиканского сомбреро, которое, перекочевав на север, стало известно как «Пик Монтана» или «Канадский пик». Бытуют и другие ее названия: «Соковыжималка», «Шляпа лесничего», «Смокис» (по имени медвежонка Смоки – талисмана Национальных парков США). На этой модели хотелось бы остановиться поподробнее, ведь она получила большое распространение, и до настоящего времени используется как форменный головной убор в Королевской канадской конной полиции, полиции некоторых штатов США, армейских инструкторов и сержантов, Техасских рейнджеров, скаутов и Службы национальных парков, и это далеко не полный список.
Многим она знакома по комедийным фильмам «Майор Пэйн» и «Сержант Билко». В такой же шляпе щеголял и молодой скаут Индиана Джонс. В Службе национальных парков эта шляпа прижилась в первую очередь потому, что в первое время парки охранялись кавалерийскими отрядами, в которых данная шляпа являлась частью форменной одежды. Симметричные складки на тулье и прямые поля появились в период американо-испанской войны 1898 года. Частые тропические ливни вынудили солдат изменить горизонтальную складку, где постоянно скапливалась вода на четыре наклонных, так как все в армии делалось ровно и симметрично. Шляпа была официально принята в армии в 1911 году. Водостойкость шляпы и здесь нашла свое применение, рекламный плакат с изображением медвежонка Смоки, заливающего костер водой из шляпы, вещал: «…таким образом, предотвращено 9 из 10 лесных пожаров».
Кавалерийская шляпа Cav Hat знакома многим по изображениям печально известного командира 7-го кавалерийского полка генерала Джорджа Кастера, «героически» погибшего в битве с индейцами сиу при Литлл-Бигхорн и фильму «Апокалипсис сегодня» с Робертом Дювалем в главной роли. Cav Hat явлется элементом парадной формы воздушной кавалерии Армии США и хранит традиции кавалерии времен гражданской войны. Кавалерийская шляпа обязана своим вторым рождением командиру первого эскадрона 9-й дивизии, воевавшей во Вьетнаме, подполковнику Джону Б. Стоктону.
Эта шляпа отличается своей прочностью и легко чистится с помощью той же щетки, что и для надраивания обуви. Существует традиция, что новичок, принятый в ряды воздушной кавалерии, обязан опорожнить («лишить невинности») Cav Hat до краев, наполненную холодным пивом. Вот вам и очередное использование свойств водостойкости. Одна из легенд гласит, что «желуди» на окончаниях шнура, обрамляющего тулью шляпы, своим стуком по полям шляпы не давали всаднику уснуть на скаку. Способ завязывания узлов на шнуре был на первый взгляд весьма прост, но далеко не каждому владельцу шляпы удавалось сделать это подобающим образом. Цвет же самого шнура и материал из которого он изготавливался были строго регламентированы в соответствии с чинами и рангами. Правила ношения Cav Hat также оговаривались отдельными инструкциями:
«Стетсон обязательно должен быть черного цвета.
Тулья не должна иметь других складок, кроме принятых.
Поля должны быть плоскими и слегка свисать спереди.
Стетсон необходимо носить на голове с полями параллельно земле.
Основанием для ношения Стетсон являются: парады, торжества, официальные приемы, собрания, профессиональные мероприятия и любые иные события, установленные в подразделении…»
Возникновение названия «Тen gallon» («десять галлонов» в русском варианте скорее всего звучало бы как «ведерная шляпа») датируется 1925 годом. Ковбойская шляпа часто использовалась в качестве емкости для воды. В рекламной акции Стетсон использовал ковбоя, поящего своего коня водой из шляпы. При этом «10-галлонная» шляпа вмещает немногим более 3-х литров, а не 40, в обычную же шляпу может вместиться около литра воды (эта цифра кочует из одной статьи в другую, я же не поленился и проверил: лично в мой «Кэтлман» вошло ровно 2 литра).
Конечно, очень сложно разобраться во всех фасонах ковбойских шляп, в музее городка Уичито-Фоллс на севере Техаса собрано боле 500 экспонатов самых разнообразных фасонов и цветов, которые были переданы в дар отошедшим от дел владельцем популярного в свое время магазина «Cow Lot Western Wear» Нэтом Флеммингом. Музей образовался стихийно: покупатель при приобретении новой шляпы тут же расставался со старой – просто вешал ее на гвоздь, вбитый в стену.
Кстати, я знаю по крайней мере одно заведение в своем городе, где собрана коллекция из головных уборов, забытых рассеянными или подвыпившими посетителями.
До меня, пожалуй, никто этого не делал, но я попытаюсь дать несколько советов, пускай немного шутливых но, тем не менее, полезных.
Условно разделим «шляпоносцев» на несколько групп:
«Ковбой» – вы высокий блондин с голубыми глазами, Голливудской улыбкой и развитой мускулатурой – несомненно, вам подойдет классический Stetson любого цвета, наличие остальной одежды не обязательно.
«Шериф» – состоявшийся солидный мужчина, вам просто необходим строгий белый Stetson с полями в 4 дюйма и классический костюм с клетчатым жилетом. Галстук «double string tie» и сигара дополнят ваш образ.
«Байкер-бродяга» – наличие байка, пивного живота и 3-х дневной щетины приветствуется – ваша шляпа Cav Hat, черный Stetson с серебряными кончосами, либо «bull hide» из черной кожи с волчьим хвостом.
«Президент» – какие могут быть советы, вам все к лицу.