Что такое clil в английском языке
Что такое clil в английском языке
Платформа онлайн-курсов для 16+ лет «CLIL» запись закреплена
КРАТКО О МЕТОДИКЕ CLIL
Вы задумывались, почему в нашей стране все изучают какой-то иностранный язык в школе несколько лет, многие продолжают его изучать в вузе, в аспирантуре, на курсах, при этом так мало людей, которые действительно владеют иностранным языком, могут свободно говорить, читать, понимать на слух? И почему, например, в европейских странах большинство свободно говорит на английском языке? Европейцы смотрят фильмы на английском без перевода, читают английские книги в оригинале, могут вести переписку на английском.
Не секрет, что успех в изучении языка во многом зависит от методики преподавания. Всё дело в том, что во многих странах Западной Европы обучение иностранным языкам строится совершенно иначе. Это не просто изучение языка на основе коммуникативных учебников и теоретического материала по грамматике. Это целая система обучения общеобразовательным предметам, которые преподаются на английском языке!
Такая методика, разработанная Дэвидом Маршем, получила название CLIL (Content and Language Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение). Во многих странах она уже давно получила признание и прошла апробацию! Что касается «content», то есть предметного содержания, это могут быть все предметы школьной программы, или только часть из них. На английском можно преподавать математику, природоведение, рисование, историю, географию, обществознание, физику, химию, биологию, английскую литературу, религию и даже физкультуру!
Использование элементов методики CLIL на уроках английского языка
Ключевые слова: английский язык
1 Common European Framework of Reference.
Понятие CLIL впервые сформулировано в 1994 году в работах Дэвида Марша. В европейской образовательной практике методика применяется уже десятилетиями.
В зависимости от того, что важнее изучить различают две разновидности данной методики. На уроке английского языка уместнее говорить о «soft CLIL» когда иностранный язык изучается с использованием тем и материалов из других предметных областей. Примером «hard CLIL» может быть факультативный курс, посвященный страноведению и истории англоязычных стран, когда язык выступает как средство обучения, а не цель.
Элементы CLIL можно найти и в российских учебниках, например, в учебнике УМК «Английский в фокусе» можно встретить разделы с предметным содержанием «Literature (литература)», «Culture Corner (культура)», «Science (наука)», «Going Green (экология)».
Несмотря на наличие специальных требований к языковому и содержательному аспектам обучения, некоторые аспекты CLIL могут быть полезны на каждом учебном занятии для стимулирования интереса и развития способностей обучающихся, повышения интерактивности. Данное положение вытекает из теории множественных интеллектов Говарда Гарднера, согласно которой в каждом человеке присутствуют определенные типы интеллектуальных способностей:
Гарвардский психолог считает обязательным наличие доминанты, которая стимулируют быстрое постижение или развитие в определенной области. Таким образом, обучающемуся с наиболее развитыми музыкальными способностями проще всего будет изучать иностранный язык именно с использованием музыкальных композиций. Для человека с развитым логико-математическим интеллектом легче всего будет освоить математический английский.
Используя методику CLIL, был разработан материал для проведения урока английского языка в рамках интеграции уроков физической культуры и английского языка. Можно предположить, что большую пользу от такого урока могли бы извлечь обучающиеся с кинестетическим интеллектом, однако и для детей с другими доминантами была бы польза в таком занятии. Далее вы можете ознакомиться с презентацией плана урока, разработанного с применением методики CLIL.
Вывод: даже частичное применение методики CLIL способно принести пользу, развить способности школьников, повысить мотивацию в изучении иностранного языка, обеспечить интерактивность процесса обучения. Благодаря совместному освоению языка и предмета, ученики лучше понимают, как применять языковое знание в жизни.
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Что такое — CLIL?
CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – простыми словами, это метод, позволяющий изучать любой школьный предмет на иностранном языке. В нашем случае это английский язык.
Впервые термин CLIL был предложен Дэвидом Маршем (David Marsh) в 1994 году.
Метод очень популярен в школах ряда стран и значительно повышает у учащихся интерес к изучению языков. На уроках, где применяется технология CLIL изучение иностранного языка становится не просто задачей, а средством для изучения нового предмета. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду.
Организация полного изучения предмета на английском языке задача не из легких. Однако внедрение элементов технологии CLIL на учебных занятиях является довольно успешным ее проявлением.
В свою очередь, технология CLIL подразделяется на два вида:
1.Soft — в переводе с английского «мягкий». Подразумевает использование на занятиях простых элементов, в частности термины и короткие выражения.
2.Hard — более сложный вид, требующий хорошего знания языка и его практического применения.
Велением времени, нам, учителям, необходимо овладевать английским языком и приобщать к нему наших воспитанников. Именно английский язык является языком международного общения, на котором разговаривают более 50% населения нашей планеты, а также издано большое количество художественной и научной литературы. Знание английского языка открывает новые возможности (общение, новые знакомства, путешествия, наука и многое др.), а их реализация будет зависеть только от нас самих.
Уважаемые коллеги. Данный раздел сайта представляет собой площадку по изучению и отработки навыков английского языка на уроках биологии с использованием технологии CLIL.
Предлагаем Вам проверить свои знания английского языка используя следующие тренажеры:
Публикации сообщества
Опрос для потенциальных участников курса ”CLIL-подход в обучении иностранным языкам:теория и практика”, создан для выявления образовательных потребностей слушателей с целью их учета при планировании содержания курса.
Судя по ответам респондентов на вопрос о том, знали ли они ранее о CLIL-подходе в обучении иностранным языкам, две трети дают отрицательный ответ.
То есть, начнем с самого начала, а именно, как и когда зародился этот подход, что послужило импульсом и повлияло на его возникновение и кто же персонально стоял у истоков.
Прежде всего само определение:
CLIL-это акроним от Content and Language Integrated Learning=Предметно-Языковое Интегрированное Обучение.
Подробнее о Д. Марше прочесть здесь, только одна, но так много говорящая для интересующихся феноменом образования в Финляндии, характеристика:
фото из презентации Гете-института
Итак, этим ученым было дано такое толкование CLIL:
«CLIL refers to situations where subjects, or parts of subjects, are taught through a foreign language with dual-focused aims, namely the learning of content, and the simultaneous learning of a foreign language».
«CLIL относится к ситуациям, когда предметы полностью или частично преподаются посредством иностранного языка с двойной целью, а именно: изучение предметного содержания и одновременное изучение иностранного языка».
Вопрос читателям: верно ли проиллюстрирован принцип двойного целеполагания?
Внедрение данного подхода отвечало следующей цели, высказанной Европейской комиссией:
«… Все граждане ЕС к моменту окончания обязательного обучения должны иметь возможность говорить на двух языках, отличных от родного».
Добавлю мнение David Graddol:
CLIL- это такой «… подход к двуязычному образованию, при котором содержание учебных программ (таких как естествознание или география) и английский преподаются вместе. Он отличается от простого обучения на английском языке тем, что от учащимся не обязательно требуется знание английского языка, необходимое для того, чтобы справиться с предметом, перед началом изучения «.Graddol D. English Next, British Council Publications, 2006
Насколько я понимаю высказывание Дэвида Грэдолла, он подразумевает, что процесс обучения предметному содержанию и иностранному языку идет параллельно и не требует предварительной языковой подготовки.
Отсюда, конечно же, вытекают следующие важные моменты:
Вот здесь у нашего учителя возникнет вопрос: Учебники, написанные с CLIL-подходом, существуют?
Да, и в большом количестве, но в странах, где этот подход осуществляется уже давно, таких, как Испания, например, с опытом которой мы познакомимся в ходе курса.
Но это не значит, что мы должны ждать издания такого рода учебников и ничего не предпринимать сами. Как минимум, разработать сценарий занятия в CLIL-подходе нам по силам, по окончании курса это смогут все.
Компоненты CLIL-занятия
Теоретики, в частности, Coyle Do (Койл Ду) определяют 4«К» компонента успешного CLIL-урока:
Занятие в этом подходе должно сочетать такие компоненты, как контент, коммуникацию, когницию и культуру.
Контент – это предметное содержание согласно учебного плана
Коммуникация – это использование языка и умение договариваться в ходе урока, где задействованы все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо.
И язык используется в трех аспектах, отраженных на этом языковом триптихе согласно Койлю: язык через обучение (т.е. он собственно преподается и изучается), язык для обучения (язык изучается, чтобы освоить что-то еще), язык обучения (язык, на котором ведется обучение).Говоря другими словами, язык- предмет изучения, средство коммуникации, инструмент познания.
Когниция – это развитие навыков мышления, понимания, решения проблемных ситуаций
И, наконец, rкомпонент культура способствует межкультурному взаимодействию.при котором язык помогает понимать культуру и менталитет носителей другого языка
Про CLIL-пирамиду, применение таксономии Блума в CLIL-подходе. соотнесенность CLIL и ФГОС, а также примеры реализации этого подхода в разных странах приглашаю узнать в следующих постах.
А пока краткая видео интродукция про CLIL-подход в обучении иностранным языкам
Часть информации из видео описана выше, а часть вам предстоит найти самостоятельно и поделиться со всеми читателями или задать интересующий вас вопрос в комментарии.
Как известно, успех в изучении иностранного языка зависит в значительной степени от длительности и интенсивности занятий. Именно поэтому сторонники раннего изучения иностранных языков и естественнонаучных дисциплин высказываются за более интенсивное внедрение иностранного языка в жизнь ребенка. Это касается также и занятий по другим предметам, например, по естественнонаучным предметам, искусству, музыке и физической культуре.
Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, или CLIL) – так звучит формула тематически-ориентированного преподавания иностранного языка, соединяющего язык и предметное содержание, и погружающего изучение иностранного языка в аутентичные, основанные на знаниях ситуации.*
Целью является приобретение навыка вести беседу на профессиональную тему. Для CLIL в преподавании немецкого языка как иностранного (Deutsch als Fremdsprache, DaF) применяется сокращение CLILiG (CLIL in German – «CLIL на немецком»).**
Относительно того, как наилучшим образом соединить изучение иностранного языка с предметным содержанием, до сих пор не разработано универсальной методической концепции. Более того, в зависимости от целеполагания, ресурсов и других условий какого-либо образовательного учреждения возможны абсолютно разные подходы к оформлению и реализации CLIL. Общим является то, что целесообразно начинать с небольших шагов.
Чтобы наиболее наглядно представить разнообразные формы реализации CLIL, их разделяют на два основных типа, как показано в следующей таблице:
Тип А Hard CLIL | Тип В Soft CLIL |
---|---|
Основная цель: Предмет | Основная цель: Иностранный язык |
Учитель: Учитель-предметник | Учитель: Учитель иностранного языка |
Критерии оценки: Предмет | Критерии оценки: Иностранный язык |
Материалы проекта «Онлайн-университет JuniorUni» предназначены для учителей, которые относятся к типу В:
Учитель, обучающий по типу В, использует имеющиеся навыки и приобретённые предметные и языковые знания учащихся и тем самым обеспечивает мотивирующие ситуации успеха, самостоятельную работу, а также большую уверенность при использовании иностранного языка.
* Подход CLIL приобретает всё более важное значение в европейской языковой политике: https://ec.europa.eu/epale/en/blog/content-and-language-integrated-learning-clil
** Дальнейшую информацию о CLILiG влючая материалы для уроков и идеи проектов вы найдете на сайте www.goethe.de/clil
Уроки JuniorUni по методике CLIL
Исходный материал: Лекции
В материалах JuniorUni представлены лекции, основанные на выпусках самой известной немецкой детской телепередачи Die Sendung mit der Maus («Передача с Мышкой»). Успешная концепция этой передачи уже более 40 лет соединяет развлекательную часть с образовательной. Если в первые годы существования передачи речь шла скорее о темах, связанных с окружением дома, то сегодня она также наглядно и на современном уровне освещает темы из области экологии, технологий, энергии и устойчивого развития.
Характер познавательных выпусков наилучшим образом подходит для применения в контексте CLIL. Каждый фильм посвящен одной теме и снят в формате истории, отправной точкой которой служат вопрос или повседневная проблема, актуальная и интересная для детей и подростков. Целью выпусков является, в первую очередь, не передача знаний, а, по словам создателей передачи, пробуждение «любопытства, которое указывает путь и, в конце концов, само становится целью».* Повествование в фильмах происходит на основе реальных образов, графика и анимация используются очень редко. Взаимосвязи процессов воспроизводятся и демонстрируются при помощи простых моделей. Важную роль играет также и наглядно-описательная манера изложения ведущих. Лекции онлайн-университета JuniorUni сопровождаются комментариями двух ведущих-подростков.
Использованию видеолекций в рамках концепции CLIL способствует то, что предметы изображаются не во всей их сложности, наоборот – они всегда ограничены постановкой вопроса, который фокусирует внимание на самом важном аспекте темы.
Отобранные для лекций JuniorUni выпуски передачи посвящены так называемым MINT-предметам (или же STEAM): математике, информатике, естествознанию и технике. В целом, данные предметы в принципе лучше подходят для занятий по методике CLIL. Они интересны всем культурам и дают контексты, в которых учащиеся могут применить полученные ранее знания по предметам и профессиональные языковые компетенции. Видеолекции дополняются небольшими фильмами и анимационными роликами проекта Planet Schule («Планета Школа») и другими дидактическими форматами из детского и молодёжного телевидения Германии.
* В: Софи фон Ленте: Книга Мышки (Das Mausbuch), 2000
Разработка материалов
Материалы дают импульсы и создают опоры для решения задач, посредством них обучающиеся овладевают предметно-коммуникативными структурами, которые можно применять и в других контекстах.
Наряду с расширением специального словарного запаса обучающиеся развивают коммуникативные стратегии, включая методологическую компетенцию для понимания специальных текстов и для продуктивной презентации результатов. В области грамматики школьники изучают (A1/A2) или тренируют (A2/B1) в том числе такие темы, как пассивные конструкции, глаголы с отделяемыми приставками, возвратные глаголы с соответствующими предлогами, а также простые (A1/A2) или сложные (A2/B1) конструкции главных и придаточных предложений.
Построение занятия
1. Введение
На этом этапе обеспечивается общее понимание предмета, вопроса или темы. Для этого лучше всего подходят изображения или сцены из фильмов, которые фокусируются на теме или продуктивно раскрывают ее суть. У школьников складывается определенное представление о теме, они опираются на свой опыт повседневной жизни, задействуют свои знания по предметам и языковые концепты. И то и другое является основой процесса понимания и овладения материалом.
Данный этап также важен и с точки зрения преподавания иностранного языка. Школьники высказываются на родном языке, а учитель переводит их слова. Тем самым вводится специальная лексика, например, важные ключевые понятия. Основываясь на высказываниях школьников, учитель формулирует исходный вопрос.
2. Этап усвоения материала
3. Этап ЗАКРЕПЛЕНИЯ И подведения итогов
На этапе подведения итогов на соответствующем предметном и языковом уровне представляются и проверяются результаты. При этом типичные формы презентации результатов по предмету (чертежи, презентации, краткие доклады, вопросы собеседнику, интервью) тесно связываются с типичными языковыми целями (прогресс во всех четырёх областях: чтении, говорении, письме и аудировании).
Особенно важную роль играют продуктивные задания, вытекающие из интересных и важных для учащихся тем JuniorUni. Сюда относятся составление постеров, рекламных плакатов, подготовка презентаций в PowerPoint и небольших специализированных статей.
4. Использование родного языка на занятиях CLIL
5. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Образцом для подражания с точки зрения иностранного языка и самой важной мотивирующей силой на занятии являются учителя. Это однозначно подтверждается исследованиями в области нейробиологии и мотивации. Данные исследований также доказывают, что мотивация учащихся повышается, если занятия проводятся в атмосфере взаимной поддержки и внутри группы наблюдается хорошее взаимодействие.
Если на уроках вы сможете использовать аутентичные ресурсы и материалы проекта JuniorUni, то успех вам обеспечен. Приятной работы!
Автор
Гила Хоппенштедт (автор), Анна Калиновская (редакционная подготовка)