Что такое clil методика
Публикации сообщества
Опрос для потенциальных участников курса ”CLIL-подход в обучении иностранным языкам:теория и практика”, создан для выявления образовательных потребностей слушателей с целью их учета при планировании содержания курса.
Судя по ответам респондентов на вопрос о том, знали ли они ранее о CLIL-подходе в обучении иностранным языкам, две трети дают отрицательный ответ.
То есть, начнем с самого начала, а именно, как и когда зародился этот подход, что послужило импульсом и повлияло на его возникновение и кто же персонально стоял у истоков.
Прежде всего само определение:
CLIL-это акроним от Content and Language Integrated Learning=Предметно-Языковое Интегрированное Обучение.
Подробнее о Д. Марше прочесть здесь, только одна, но так много говорящая для интересующихся феноменом образования в Финляндии, характеристика:
фото из презентации Гете-института
Итак, этим ученым было дано такое толкование CLIL:
«CLIL refers to situations where subjects, or parts of subjects, are taught through a foreign language with dual-focused aims, namely the learning of content, and the simultaneous learning of a foreign language».
«CLIL относится к ситуациям, когда предметы полностью или частично преподаются посредством иностранного языка с двойной целью, а именно: изучение предметного содержания и одновременное изучение иностранного языка».
Вопрос читателям: верно ли проиллюстрирован принцип двойного целеполагания?
Внедрение данного подхода отвечало следующей цели, высказанной Европейской комиссией:
«… Все граждане ЕС к моменту окончания обязательного обучения должны иметь возможность говорить на двух языках, отличных от родного».
Добавлю мнение David Graddol:
CLIL- это такой «… подход к двуязычному образованию, при котором содержание учебных программ (таких как естествознание или география) и английский преподаются вместе. Он отличается от простого обучения на английском языке тем, что от учащимся не обязательно требуется знание английского языка, необходимое для того, чтобы справиться с предметом, перед началом изучения «.Graddol D. English Next, British Council Publications, 2006
Насколько я понимаю высказывание Дэвида Грэдолла, он подразумевает, что процесс обучения предметному содержанию и иностранному языку идет параллельно и не требует предварительной языковой подготовки.
Отсюда, конечно же, вытекают следующие важные моменты:
Вот здесь у нашего учителя возникнет вопрос: Учебники, написанные с CLIL-подходом, существуют?
Да, и в большом количестве, но в странах, где этот подход осуществляется уже давно, таких, как Испания, например, с опытом которой мы познакомимся в ходе курса.
Но это не значит, что мы должны ждать издания такого рода учебников и ничего не предпринимать сами. Как минимум, разработать сценарий занятия в CLIL-подходе нам по силам, по окончании курса это смогут все.
Компоненты CLIL-занятия
Теоретики, в частности, Coyle Do (Койл Ду) определяют 4«К» компонента успешного CLIL-урока:
Занятие в этом подходе должно сочетать такие компоненты, как контент, коммуникацию, когницию и культуру.
Контент – это предметное содержание согласно учебного плана
Коммуникация – это использование языка и умение договариваться в ходе урока, где задействованы все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо.
И язык используется в трех аспектах, отраженных на этом языковом триптихе согласно Койлю: язык через обучение (т.е. он собственно преподается и изучается), язык для обучения (язык изучается, чтобы освоить что-то еще), язык обучения (язык, на котором ведется обучение).Говоря другими словами, язык- предмет изучения, средство коммуникации, инструмент познания.
Когниция – это развитие навыков мышления, понимания, решения проблемных ситуаций
И, наконец, rкомпонент культура способствует межкультурному взаимодействию.при котором язык помогает понимать культуру и менталитет носителей другого языка
Про CLIL-пирамиду, применение таксономии Блума в CLIL-подходе. соотнесенность CLIL и ФГОС, а также примеры реализации этого подхода в разных странах приглашаю узнать в следующих постах.
А пока краткая видео интродукция про CLIL-подход в обучении иностранным языкам
Часть информации из видео описана выше, а часть вам предстоит найти самостоятельно и поделиться со всеми читателями или задать интересующий вас вопрос в комментарии.
Как применять элементы методики CLIL на уроке
CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его даже не подозревая, что такой метод получил свое официальное название. С каждым годом CLIL популяризируется все большим количеством школ в мире, и этому способствуют его преимущества перед другими методами, а также спрос на такой подход в современных условиях обучения.
Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов. Очень подробно о методологии CLIL рассказано в этом видео.
Принципы CLIL
— CLIL – это, в первую очередь, обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;
— обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой;
— требует построения безопасного психологического климата на занятии;
— подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории;
— для лучшего понимания материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук презентации и т.д.
Преимущества CLIL
— позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;
— расширяет межкультурные знания учащихся;
— развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
— развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;
— повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;
— тренирует все языковые навыки;
— улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
— развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
— не требует дополнительных часов обучения.
CLIL с подростками
Язык — не сама цель, а средство найти ответы на вопросы, обсудить тему, поделиться впечатлениями и мыслями. Любой язык используется для общения и передачи информации, именно поэтому так важно развивать и формировать коммуникативную компетенцию учеников. Именно метод CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) помогает решить эту задачу. В его основе лежит изучение базовых предметов (таких как химия, биология, география, история) с помощью иностранного языка.
Чем же так хорош CLIL?
4 кита CLIL
Каждый урок по методу CLIL базируется на “4-C” :
Как построить урок?
Почему стоит использовать CLIL с подростками?
Традиционно методику CLIL применяют при работе с малышами, но методика будет актуальна и для подростков. Им часто приходится слышать “Ты уже взрослый!”, “Что ты ведёшь себя как ребёнок?”, на занятиях от них требуют крайней степени дисциплины и ответственности, и со всех сторон им твердят об экзаменах, забывая о том, что они такие же дети и им также нужны интересные и необычные занятия.
Какие приёмы использовать?
Хотите, чтобы ваши ученики активно и осознанно использовали иностранный язык, обладали широким кругозором и были готовы использовать свои знания в реальных ситуациях?
Как известно, успех в изучении иностранного языка зависит в значительной степени от длительности и интенсивности занятий. Именно поэтому сторонники раннего изучения иностранных языков и естественнонаучных дисциплин высказываются за более интенсивное внедрение иностранного языка в жизнь ребенка. Это касается также и занятий по другим предметам, например, по естественнонаучным предметам, искусству, музыке и физической культуре.
Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, или CLIL) – так звучит формула тематически-ориентированного преподавания иностранного языка, соединяющего язык и предметное содержание, и погружающего изучение иностранного языка в аутентичные, основанные на знаниях ситуации.*
Целью является приобретение навыка вести беседу на профессиональную тему. Для CLIL в преподавании немецкого языка как иностранного (Deutsch als Fremdsprache, DaF) применяется сокращение CLILiG (CLIL in German – «CLIL на немецком»).**
Относительно того, как наилучшим образом соединить изучение иностранного языка с предметным содержанием, до сих пор не разработано универсальной методической концепции. Более того, в зависимости от целеполагания, ресурсов и других условий какого-либо образовательного учреждения возможны абсолютно разные подходы к оформлению и реализации CLIL. Общим является то, что целесообразно начинать с небольших шагов.
Чтобы наиболее наглядно представить разнообразные формы реализации CLIL, их разделяют на два основных типа, как показано в следующей таблице:
Тип А Hard CLIL | Тип В Soft CLIL |
---|---|
Основная цель: Предмет | Основная цель: Иностранный язык |
Учитель: Учитель-предметник | Учитель: Учитель иностранного языка |
Критерии оценки: Предмет | Критерии оценки: Иностранный язык |
Материалы проекта «Онлайн-университет JuniorUni» предназначены для учителей, которые относятся к типу В:
Учитель, обучающий по типу В, использует имеющиеся навыки и приобретённые предметные и языковые знания учащихся и тем самым обеспечивает мотивирующие ситуации успеха, самостоятельную работу, а также большую уверенность при использовании иностранного языка.
* Подход CLIL приобретает всё более важное значение в европейской языковой политике: https://ec.europa.eu/epale/en/blog/content-and-language-integrated-learning-clil
** Дальнейшую информацию о CLILiG влючая материалы для уроков и идеи проектов вы найдете на сайте www.goethe.de/clil
Уроки JuniorUni по методике CLIL
Исходный материал: Лекции
В материалах JuniorUni представлены лекции, основанные на выпусках самой известной немецкой детской телепередачи Die Sendung mit der Maus («Передача с Мышкой»). Успешная концепция этой передачи уже более 40 лет соединяет развлекательную часть с образовательной. Если в первые годы существования передачи речь шла скорее о темах, связанных с окружением дома, то сегодня она также наглядно и на современном уровне освещает темы из области экологии, технологий, энергии и устойчивого развития.
Характер познавательных выпусков наилучшим образом подходит для применения в контексте CLIL. Каждый фильм посвящен одной теме и снят в формате истории, отправной точкой которой служат вопрос или повседневная проблема, актуальная и интересная для детей и подростков. Целью выпусков является, в первую очередь, не передача знаний, а, по словам создателей передачи, пробуждение «любопытства, которое указывает путь и, в конце концов, само становится целью».* Повествование в фильмах происходит на основе реальных образов, графика и анимация используются очень редко. Взаимосвязи процессов воспроизводятся и демонстрируются при помощи простых моделей. Важную роль играет также и наглядно-описательная манера изложения ведущих. Лекции онлайн-университета JuniorUni сопровождаются комментариями двух ведущих-подростков.
Использованию видеолекций в рамках концепции CLIL способствует то, что предметы изображаются не во всей их сложности, наоборот – они всегда ограничены постановкой вопроса, который фокусирует внимание на самом важном аспекте темы.
Отобранные для лекций JuniorUni выпуски передачи посвящены так называемым MINT-предметам (или же STEAM): математике, информатике, естествознанию и технике. В целом, данные предметы в принципе лучше подходят для занятий по методике CLIL. Они интересны всем культурам и дают контексты, в которых учащиеся могут применить полученные ранее знания по предметам и профессиональные языковые компетенции. Видеолекции дополняются небольшими фильмами и анимационными роликами проекта Planet Schule («Планета Школа») и другими дидактическими форматами из детского и молодёжного телевидения Германии.
* В: Софи фон Ленте: Книга Мышки (Das Mausbuch), 2000
Разработка материалов
Материалы дают импульсы и создают опоры для решения задач, посредством них обучающиеся овладевают предметно-коммуникативными структурами, которые можно применять и в других контекстах.
Наряду с расширением специального словарного запаса обучающиеся развивают коммуникативные стратегии, включая методологическую компетенцию для понимания специальных текстов и для продуктивной презентации результатов. В области грамматики школьники изучают (A1/A2) или тренируют (A2/B1) в том числе такие темы, как пассивные конструкции, глаголы с отделяемыми приставками, возвратные глаголы с соответствующими предлогами, а также простые (A1/A2) или сложные (A2/B1) конструкции главных и придаточных предложений.
Построение занятия
1. Введение
На этом этапе обеспечивается общее понимание предмета, вопроса или темы. Для этого лучше всего подходят изображения или сцены из фильмов, которые фокусируются на теме или продуктивно раскрывают ее суть. У школьников складывается определенное представление о теме, они опираются на свой опыт повседневной жизни, задействуют свои знания по предметам и языковые концепты. И то и другое является основой процесса понимания и овладения материалом.
Данный этап также важен и с точки зрения преподавания иностранного языка. Школьники высказываются на родном языке, а учитель переводит их слова. Тем самым вводится специальная лексика, например, важные ключевые понятия. Основываясь на высказываниях школьников, учитель формулирует исходный вопрос.
2. Этап усвоения материала
3. Этап ЗАКРЕПЛЕНИЯ И подведения итогов
На этапе подведения итогов на соответствующем предметном и языковом уровне представляются и проверяются результаты. При этом типичные формы презентации результатов по предмету (чертежи, презентации, краткие доклады, вопросы собеседнику, интервью) тесно связываются с типичными языковыми целями (прогресс во всех четырёх областях: чтении, говорении, письме и аудировании).
Особенно важную роль играют продуктивные задания, вытекающие из интересных и важных для учащихся тем JuniorUni. Сюда относятся составление постеров, рекламных плакатов, подготовка презентаций в PowerPoint и небольших специализированных статей.
4. Использование родного языка на занятиях CLIL
5. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Образцом для подражания с точки зрения иностранного языка и самой важной мотивирующей силой на занятии являются учителя. Это однозначно подтверждается исследованиями в области нейробиологии и мотивации. Данные исследований также доказывают, что мотивация учащихся повышается, если занятия проводятся в атмосфере взаимной поддержки и внутри группы наблюдается хорошее взаимодействие.
Если на уроках вы сможете использовать аутентичные ресурсы и материалы проекта JuniorUni, то успех вам обеспечен. Приятной работы!
Автор
Гила Хоппенштедт (автор), Анна Калиновская (редакционная подготовка)
Особенности использования технологии CLIL (Content Language Integrated Lеarning)
учитель английского языка, частная лингвистическая гимназия «Ай-Нур»
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ CLIL
При подготовке уроков в формате описанной методики необходимо помнить, что к учебному материалу и заданиям предъявляются особые требования, отличные от тех, которыми учитель руководствуется при планировании традиционных уроков. Перед учителем встает ряд задач:
1) материал по учебному предмету по уровню сложности должен чуть уступать уровню знаний учащихся по этому предмету на родном языке;
2) задания должны отражать особенности изучаемого языка, отрабатывать умение употреблять те или иные лингвистические формы;
3) тексты должны быть тщательно подобраны в соответствии с темой и фактическим уровнем знаний учащихся;
4) задания должны соответствовать тематике и содержать достаточное для понимания и усвоения количество информации.
В заключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности применения CLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучению иностранным языкам, что позволяет решить многие задачи образовательного процесса. При правильном учете всех факторов, применение методики предметно-языкового интегрирования позволит: значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, научить детей осознанно и свободно использовать иностранный язык в повседневном общении; расширять кругозор детей, знание и принятие других культур и ценностей; подготовить учащихся к продолжению образования по выбранной специальности; развивать и совершенствовать лингвистические и коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Thompson T., Simmons N., Family and Friends, Oxford University Press, 2015.