Что такое case интервью
Case интервью: как застать вашего соискателя врасплох?
Case (ке́йс) — это случай, история, рассказ о конкретном событии, который обычно содержит определённую проблему и описание её решения.
Кейс-интервью (ситуационное) представляет собой особую методику собеседования. Основана она на построении самых разнообразных ситуаций, с последующим анализом ответов и поведения кандидата.
На традиционном собеседовании кандидат на вопросы интервьюера даёт те ответы, которые кажутся ему правильными. Тем более, что по общим вопросам к интервью можно подготовиться заранее.
Case interview исключает такую возможность. Предложенные условия невозможно предугадать, невозможно дать односложный ответ, и невозможно мгновенно сообразить, какой ответ окажется верным. Более того, единственного верного ответа может и вовсе не быть. Поэтому кейс-интервью помогают получить реальную информацию и составить объективное мнение о навыках и качествах кандидата.
Все ситуации можно условно разделить на три группы:
Наиболее распространённый пример профессионального case-интервью для сейлза — «Продайте мне эту ручку (ноутбук/книгу)». Она давно вошла в анекдоты, стала сюжетом комических скетчей и профессиональных баек в среде рекрутёров. Однако предложение что-то продать далеко не в полной мере характеризует методику case interview. Несколько показательных примеров мы представим в этой статье.
Простые ситуации
— К руководителю компании посетитель пришёл раньше назначенного времени. Ваши действия?
Довольно простая и рядовая ситуация, между тем, ответ поможет определить целый ряд важных качеств у кандидата:
— Ваш приятель и коллега регулярно совершает бесчестные действия по отношению к компании. Его поступки наносят большой урон как имиджу, так и бизнесу компании. Вы узнали о его подпольной деятельности. Как вы поступите?
Любой человек будет чувствовать себя крайне некомфортно, разрываясь между привязанностью к приятелю и долгом по отношению к компании. Естественно, что кандидат постарается дать «правильный» ответ, продемонстрировав лояльность к компании. Куда больше информации о его качествах можно получить, наблюдая за тем, как он формулирует и обосновывает свой ответ.
В арсенале опытного HR найдётся немало подобных вопросов. Они требуют разобрать проблемы, которые возникают в любой компании. Какой выход найдёт кандидат? Его ответ расскажет эйчару о многом!
К простым, но информативным, вопросам можно отнести и те, что не предлагают разрешить ту или иную проблему, а стимулируют кандидата к откровенному рассказу о себе:
— Приведите пример конфликтной ситуации, в которой вы оказались, и расскажите, как вы себя в ней вели?
— Опишите самую сложную ситуацию с клиентом. Удалось ли её разрешить?
Включай логику!
Примеры из предыдущей главы хоть и способны озадачить кандидата, но вряд ли выведут его из равновесия и заставят решать совсем уж неожиданные задачи. Но методика case interwiew предполагает и это, поэтому интервьюеры спрашивают о чём-то и вовсе непредсказуемом.
К примеру, на собеседованиях кандидату могут поставить такую задачу:
— У вас есть единица груза и 50 заправленных грузовиков с водителями. На полном баке автомобиль способен проехать 100 километров. Вам нужно увезти груз как можно дальше. На какое максимальное расстояние вы сможете доставить груз?
Если кандидат не просто умножит количество машин на пробег каждой из них, а начнёт прикидывать варианты и искать способы, к нему стоит присмотреться! В особенности, если его решения окажутся логичными и применимыми.
Варианты могут быть различными. Снять полные баки с 49 машин, и, вместе с грузом, уложить их в кузов одного авто, заправляя его по пути. Отправиться в путь всем вместе, каждые 50 километров переливая топливо и оставляя половину машин на дороге. Хорошо, если при этом кандидат сможет вывести формулу, по которой можно будет рассчитать расстояние, которое проедет последний оставшийся грузовик.
Предложенные задачи могут быть ещё более фантастичными. Так, рассказывают, что один из эйчаров компании BCG (Boston Consulting Group) очень любил предлагать кандидатам такую задачу:
— В секретных условиях нами была создана машина для телепортации. Устройство может переместить одного человека в любую точку планеты. Правда, пока не найдено способа быстро вернуть его обратно. Мы планируем для начала запустить в эксплуатацию две таких машины, в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Вас наняли для того, чтобы вы оценили рыночные возможности этого проекта.
Говорят, что сотрудник BCG использовал эту задачу более десяти лет, и ответы на неё помогали ему с большой точностью определить, сможет ли кандидат успешно работать в компании.
Кто-то из кандидатов поднимал брови, удивлялся, вспоминал фантастические книги и фильмы, и начинал выдвигать фантастические же идеи. Кто-то говорил: «Интересный проект! Окей, первым делом нам нужно…», и приступал к грамотному разбору. Кто наши потенциальные клиенты? Как мы можем оценить их заинтересованность в нашей услуге? Почему именно Нью-Йорк и Сан-Франциско, нет ли других городов, в которых было бы выгодно установить такой аппарат? Как мы будем выходить на рынок?
И нет нужды пояснять, кто из них занимал должность в BCG!
В 2019 году нескольким соискателям в BCG был задан такой вопрос:
— Как бы вы оценили океан?
Казалось бы, вполне рядовая задача на ценообразование. Но масштаб!
Неожиданный вопрос-головоломка не обязательно должен содержать в себе фантастическую составляющую.
Так, в 2005 году одного из соискателей должности в Bain спросили: «Как бы вы спланировали идеальный ужин в честь Дня благодарения?». Вполне обычное задание, пускай и за рамками должностных обязанностей. Но ведь и в реальной жизни нам часто приходится действовать за этими рамками!
Выводы
Опытные специалисты по подбору персонала, которые работают в агентстве HR-PROFI, успешно применяют case интервью наряду с другими методиками отбора. Именно поэтому предложенные нами сотрудники в большинстве случаев полностью удовлетворяют всем требованиям работодателя и занимают новую должность.
CASE-интервью, или ситуационное интервью
Кейс — это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. В хорошей ситуации описываются реальные люди в момент принятия важного решения, сталкивающиеся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия. Важно иметь в виду, что кейсы описывают реальные события, которые в условиях дефицита ресурсов не поддаются однозначно правильному решению. Хороший кейс должен содержать несколько возможных вариантов решений. Конструирование кейса заключается в предложении возможностей, вероятностей и средств достижения цели.
CASE-интервью, или ситуационное интервью
Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т. е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут Вы и можете посмотреть, насколько данные представления соответствуют ценностям организации.
Принцип построения CASE: Вы строите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что Вас интересует в данный момент. Например:
Я хочу проверить, что человек считает более важным, коммерческую выгоду или порядочность и сохранение репутации. Следовательно, мне надо построить ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение. Примерное построение такого CASE:
Вариант 1:
Вы получили партию крема (чипсов, лекарств и т. п.), который из-за сложностей с таможней, имеет истекающий срок хранения. Вы можете:
Выберите вариант, обоснуйте.
Вариант 2:
Вы сотрудник консалтинговой компании. У Вас есть клиент, который очень слабо разбирается в маркетинге (Ваш консалтинг – именно в этой сфере). Ему необходимо организовать рекламную компании для вывода нового бренда. Вы предложите ему:
Выберите вариант, обоснуйте (только для тех, кто хорошо разбирается в маркетинге и принципах консалтинговой деятельности).
Условно CASES можно разделить на три большие группы:
Каждый руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки конкретный инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Приведем несколько CASES, варианты их интерпретации и соотнесения ответов с вариантами корпоративных культур и стилей менеджмента. (см. табл. 1).
Таблица 1
Навыки продаж и понимание бизнес-процессов в этой сфере
Варианты ответов и их интерпретация
Решение о покупке/ сотрудничестве клиент принимает на основании трех факторов: товар, сервис и личность продавца. На какой из этих факторов Вы имеете влияние? Обоснуйте
Ответ показывает степень ответственности и понимание целостного процесса продажи. Хороший продавец имеет влияние на все три фактора
Оценка знания техники продаж: сначала надо выявить потребности клиента, а только потом делать презентацию товара
Дайте как можно больше решений данной ситуации: клиент требует такую скидку, которую Вы не можете предоставить.
Показывает вариативность мышления и знание специфики продаж, а также умение торговаться.
Хороший продавец должен дать не менее 3-5 вариантов
Как Вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент?
Хороший продавец понимает, что делать однозначные выводы о перспективности клиента нельзя. Необходимо оценивать ситуацию в ее развитии
Как Вы будете действовать в ситуации, когда клиент предъявляет претензию по срокам поставок (они реально были нарушены), но Вы за эти сроки ответственности не несете
Навыки переговоров и конфликтность, а также умение решать сложные ситуации. Плохо, если продавец начинает оправдываться, перекладывая вину на сотрудников других отделов. Правильная линия – выразить сожаление и обозначить для клиента пути и сроки исправления ситуации
Каким образом Вы можете получить обратную связь от клиента? Какой путь самый достоверный?
Умение вести переговоры. Должно быть названо не менее 3 способов, самый достоверный – наблюдение за невербальными проявлениями клиента
Сколько визитов в день Вы можете делать?
Умение видеть отличие разных бизнесов. Правильный ответ: «Это зависит от целей визитов и типа продаж»
Какие данные бы Вы вводили в базу данных клиентов?
Соответствие представлений о трейд-маркетинге специфике и требованиям Вашей компании
Определите целевую группу для Вашего товара
Навык определения целевой группы
Чего клиент ожидает от Вас и вашего товара (можно оговорить определенный товар)
Определение умения выявлять потребности клиента
Каким образом Вы определите, о чем необходимо говорить в презентации
Навыки проведения переговоров и умение выявлять потребности клиента
Что важнее при общении: вербальное или невербальное восприятие?
Навыки ведения переговоров: значимость зависит от конкретной ситуации примеры которых хороший продавце должен уметь привести
Сформулируйте и обоснуйте структуру переговоров.
Знание техники продаж
Назовите как можно больше способов завершения продажи.
Знание техники продаж
Что важнее при продаже: говорить или слушать?
Зависит от этапа продажи – знание техники продаж
Запрос клиента – ответная презентация (ролевая игра)
Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента
Ответьте на возражение.
Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента
Вы представляете фирму-производителя такого-то товара такой-то ценовой группы, такой-то стратегии продвижения. Обоснуйте критерии выбора дистрибьюторов
Знание трейд-маркетинга и соответствие представлений кандидата специфике вашей компании
В каких ситуациях не важна маржинальная прибыль, а важен объем продаж?
Знание стратегического маркетинга (основ)
В чем ключевая разница продажи дистрибьютору (посреднику) и конечному потребителю?
Знание практики маркетинга и продажи
Клиент говорит: «Это дорого». Почему он это говорит? Назовите как можно больше вариантов
Креативность, умение видеть различные версии, понимание специфики бизнеса
Выберите из списка формулировки, вредные при переговорах с клиентом, обоснуйте и замените их на позитивные:
Грамотная речь при переговорах, отсутствие негативизма
(негативные формулировки выделены цветом)
Основы маркетинга
Емкость рынка по вашей товарной группе (ее можно обозначить) исчерпана. Назовите как можно путей, которые могут при этом условии привести к росту объема продаж
Оцениваем знания и практические навыки в сфере маркетинга, трейд-маркетинга и PR
Обозначьте схему определения целевой группы потребителей такого-то товара/ дистрибьюторов такого-то товара
Обозначьте схему расчета емкости рынка по такому-то товару в таком-то регионе
У нас есть данные (опишите их) Интерпретируйте эти данные
При продвижении линии кремов одного производителя и одного бренда один из кремов давал существенно более низкий объем продаж. Это крем двойного действия, рассчитанный на ту же целевую группу, что и другие, при этом цена и оформление упаковки аналогичны тем, что продаются гораздо лучше. Вы должны, задавая мне любые вопросы по товару и типу дистрибуции, определить в чем причина. Я буду давать правдивые ответы или говорить, что данная информация не значима для решения этой задачи
Дайте основные идеи PR статьи для продвижения такого-то товара для такой-то целевой группы. Как вы определите, где имеет смысл размещать такие статьи
Считаете ли вы удачным рекламный слоган «Не тормози – сникерсни!». Как вы полагаете, почему именно такой слоган используется, приведите примеры продукции, для которой подобный стиль был бы оптимален. Обоснуйте
Обоснуйте, почему в рекламных роликах чистящих, моющих и подобных средств почти всегда присутствует «советчик», а в рекламе дорогой элитной продукции клиенту, как правило, предлагаю, убедиться самому
Каким образом вы сможете просчитать эффективность рекламной компании так, чтобы определить именно этот параметр, а не качество работы продавцов?
Назовите как можно больше способов позиционирования высокой цены как преимущества
Приведите примеры искусственного формирования потребностей и обоснуйте схему подобного формирования
Менеджмент, оценка персонала и управление персоналом
Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы сотруднику отдела продаж, и выберите инструменты для их определения
Навык подбора персонала и расстановка приоритетов
Опишите идеальную команду. А теперь назовите/ опишите Ваше место в ней
Предпочтения человека по команде, знание основ менеджмента
Представьте себе ситуацию, при которой в коллективе, которым Вы руководите, есть неформальный лидер, который однозначно пытается конкурировать с Вами за влияние. Ваши действия
Умения строить отношения в конфликтной ситуации, умение влиять на людей, агрессивность, склонность к интригам
Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает о том, как выполнять текущую работу, но в итоге все делает весьма исполнительно. Сотрудник работает в компании около полугода. Чем эта ситуация может быть вызвана? Ваши действия
Стиль управления, умение проанализировать сложную ситуацию, версионность мышления, склонность к обвинению подчиненных или к решение возникшей ситуации. Знание правил мотивации и критики
В крупной мебельной компании сложилась такая ситуация: региональный отдел продаж длительное время находился в офисе, отдельном от других отделов. Отдел большой, профессионально сильный, с очень опытным руководителем. В какой-то момент руководством всей компании было принято решение о слиянии и перемещении всех отделов в общий офис. Возник конфликт. Определите истинные и мнимые позиции сторон и предложите пути решения конфликта
Умение решать конфликты, способность к многофакторному анализу, умение влиять на ситуацию, стиль управления, расстановка приоритетов
Что лучше: идеальный исполнитель со средним потенциалом или «звезда» с большими амбициями и меньшей стабильностью. Обоснуйте. А кого бы Вы взяли на работу?
Способность к анализу, соответствие или несоответствие политики компании, в которую приходит кандидат
Расставьте приоритеты значимости данных параметров в ситуации, когда Вы берете на работу сотрудника отдела продаж:
Расстановка приоритетов, соответствие – не соответствие ценностям компании, в которую приходит кандидат
Представьте себе, что к Вам в подчинение приходит человек, работавший ранее на должности, такой же, как у Вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут Ваши действия?
Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента
Один Ваш подчиненный по ошибке, связанной с недостаточным опытом, упустил крупную сделку. Другой аналогичную сделку заключил, при этом воспользовался предложенным поставщиком вознаграждением себе лично. В первом случае компания упустила существенную выгоду, во втором – получила значительную прибыль. Опишите Вашу реакцию и действия в первой и второй ситуации
Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал
У сотрудника, ранее дававшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы, при этом формально он выполняет все свои обязанности. Чем может быть вызвана такая ситуация и Ваши действия
Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции
У Вас в подчинении работает человек, который уже несколько перерос свою позицию. Однако в силу различных объективных причин карьерного роста быть не может, а доход достаточно высокий, также есть комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника
Навыки мотивации, версионность мышления
Опишите ситуации, в которых ярко выраженная установка сотрудника на командную работу и взаимодействие может оказаться вредной
Умение видеть нестандартные решения (правильный ответ – если сотрудник один в городе или офисе)
Опишите идеального для Вас подчиненного
Соответствие представлений кандидата реальности компании
В команде работает человек, который постоянно просит своих коллег о помощи и пояснениях. Что хорошего и что плохого в этой ситуации?
Анализ, версионность, обвинительная позиция
По аналогичной схеме Вы можете самостоятельно выстроить cases с учетом специфики других видов работ и Вашего бизнеса.
Ценности и модели поведения
Перед Вами стоит важная рабочая задача. Вы считаете, что для ее решения оптимальным является план Х. Ваш руководитель говорит, чтобы Вы действовали по плану У. Но Вы считаете, что план Х лучше для пользы дела. Ваши действия
Управляемость, умение аргументировать свою позицию
Вы случайно узнаете, что ваш коллега (не руководитель и не подчиненный) систематически совершает нечестные поступки по отношению к компании, в которой вы работаете. Ваши действия
Соотношение лояльность к компании (т.е. что-то предприму) с общечеловеческими ценностями (все-таки сразу «стучать» не очень порядочно)
Вы знаете, что ваш коллега говорит о Вас плохо за глаза и это мешает вашей карьере. Ваши действия
Конфликтность, умение решать сложные ситуации
Вы можете моделировать любые cases, создавая ситуацию противоречия различных интересов и ценностей человека – компании, человека – других людей и т.п.
Еще одним видом cases можно считать задания, требующие найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых мы ожидаем проявлений стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени. (1-2 минуты), причем имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить «еще. » или «дальше»:
Готовься к кейсам, которые помогут попасть на работу мечты
Лучшие работодатели из самых разных отраслей от ритейла до нефтедобычи в последнее время стремятся брать на работу только кандидатов с высоким потенциалом – а чтобы его выявить, прогоняют соискателей через многоступенчатые процедуры отбора. В итоге столкнуться с кейсом на собеседовании придется не только тем, кто хочет во что бы то ни стало попасть в управленческий консалтинг. Мы собрали информацию о том, как проходят кейс-интервью и что нужно сделать, чтобы к ним подготовиться.
На кейс-интервью все становится понятно: интервьюер видит, как вы знаете отрасль, как умеете искать информацию и анализировать, какой опыт у вас есть, что вообще вы собой представляете.
Готовиться к решению кейсов действительно нужно: непосвященного человека такой тип задания запросто может выбить из колеи. Бизнес-кейсом называют реальную ситуацию из жизни некой компании, которую нужно комплексно проанализировать, чтобы предложить собственный эффективный и, желательно, оригинальный способ улучшить положение. Причем рекрутеры будут ожидать, что вы разберетесь с со всей массой полученной информации, проникнете в самую суть проблемы и найдете верный путь максимально быстро и уверенно.
Все виды отбора, во время которых используются кейсы, можно условно разделить на пять типов: 1) онлайн-тесты на основе кейсов, 2) брейнтизеры, 3) индивидуальные кейсы, 4) командные задания, которые даются на ассессмент-центрах, 5) кейс-чемпионаты. Все они призваны испытать вас на деле, и к каждому из них нужно готовиться со всей ответственностью.
Планируете поучаствовать в отборе в топовую компанию в этом году? Учтите: на собеседовании вам могут предложить решить бизнес-кейс, и готовиться к нему следует начинать минимум за 3 месяца. Неделю-две вы потратите на изучение теории, поиск и чтение книг, еще пару недель проведете за пробными интервью, а затем вам стоит для тренировки походить на интервью в компании, в которые вы на самом деле не так уж и хотите устроиться.
Теория
Читать о кейсах все подряд не стоит. Лучше сразу воспользоваться небольшим чек-листом, чтобы понять, в какой именно области вам стоит подтянуть свои знания. Успешный кандидат должен:
2. Уметь различать все типы бизнес-кейсов. Если хороший кандидат может использовать стандартные фреймворки для систематического решения проблемы, то крутой кандидат смотрит шире и сразу адаптирует их для конкретного типа бизнес-кейса. Market Sizing, Market Entry, Profitability Case. Все типы можно также найти на сайте PrepLounge: https://www.preplounge.com/en/bootcamp.php/case-cracking-toolbox
3. Научиться раскладывать сложное на простые части. Интервьюер будет внимательно следить за ходом ваших мыслей, и успех здесь зависит именно от того, как вы умеете разбивать самый сложный кейс на простые компоненты.
6. Уметь быстро считать в уме. Для эффективного решения кейса вам нужно развить хорошие математические навыки. На интервью соображать придется очень быстро, калькулятор вам могут и не дать, а подсчеты столбиком на бумажке будут выглядеть непрофессионально. Для тренировки можно использовать любую свободную минуту – например, складывать в уме номера автомобилей, когда вы идете по улице, или решать задачки в удобных мобильных приложениях типа Elevate.
7. Прочитать лучшую литературу о кейсах. Во-первых, возьмите на вооружение сайт Preplonge.com, на который мы уже ссылались выше. Во вкладке Consulting Skills собрана вся информация о прохождении кейс-интервью: в BootCamp вы найдете статьи, а в Media Library – видео. Также обязательно почитайте:
Практика
1. Самостоятельное решение кейсов. Обязательно посмотрите примеры заданий на case-интервью на сайтах самих компаний – например, кейсы BCG с их разбором можно найти здесь:http://careers.bcg.com/join/practice_cases.aspx. Есть и независимые кейс-буки – например, от бизнес-школ Wharton и Kellogg, кроме того, студенческие клубы Гарварда и Стенфорда каждый год выпускают свои case books с реальными примерами. Ваша практика ни в коем случае не должна строиться на запоминании кейсов. Обязательно распишите свое решение, отдайте его на проверку знающему человеку и добейтесь от него развернутых комментариев.
Если вы мечтаете о высшей консалтинговой лиге (о BCG или McKinsey, например), то есть большая вероятность, что вы не успеете подготовиться и за три месяца. Помните, что по факту попасть в такие компании можно только будучи студентом последних курсов, совсем свежим выпускником или уже человеком, получившим MBA. Чтобы не упустить свой шанс, начните серьезную подготовку за 2-3 года. Погружайтесь в бизнес, узнавайте о разных отраслях, учитесь быть командным игроком и выступать перед топ-менеджерами на кейс-чемпионатах – как тех, что проводят сами консалтинговые компании, так и независимых. Такая практика в целом очень эффективна, потому что помогает заранее всему научиться и не провалить самое важное интервью в жизни.
И, конечно, участвуйте в кейс-чемпионатах. На них вас научат решать кейсы, а цена ошибки очень невелика. Ошибаться на чемпионате вообще полезно – вам укажут на недоработку и объяснят, в каком направлении стоит развиваться. А если вы покажете отличный результат, та компания, чей кейс решается на чемпионате, может сразу пригласить вас на этап кейс-интервью, не тратя времени на другие этапы отбора.
Онлайн-тесты на основе кейсов
Problem Solving Test (PST) и его аналоги – это своего рода заочные кейс-интервью с вариантами ответов. PST позволяет рекрутеру заранее узнать, в какой мере кандидат готов работать с реальными бизнес-ситуациями, и одновременно позволяет увидеть, хорошо ли участник воспринимает информацию в письменном виде и в больших количествах. Такие тесты проводятся по-разному – например, при отборе в McKinsey нужно будет приехать в офис и ответить на вопросы теста именно там, а BCG иногда устраивает онлайн-тестирование для кандидатов прямо в вузах.
Как подготовиться? Соискатели с опытом прохождения советуют прежде всего потренировать свои навыки расчетов и обязательно пройти пару пробных тестов. Найти их можно на страницах самих компаний – например, с сайта McKinsey можно скачать документ с подробным описанием Problem Solving Test и пробными задачками (ссылка >>), пример BCG Potential Test также можно найти в свободном доступе (ссылка >>). Пробные варианты помогут разобраться в основных принципах этого этапа и не дадут растеряться во время самого тестирования. Других советов по подготовке вряд ли можно ожидать, так как все тесты – разные, и проверяют они в первую очередь общий бизнес-кругозор, умение считать и делать выводы из данных.
Брейнтизеры
Индивидуальные кейсы
Индивидуальные кейсы – это, пожалуй, самое сложное. Существует целое множество их разновидностей: Profitability Case, Growth Strategy, Market Sizing, Pricing, – и это далеко не полный список (смотри информацию по ссылке >>).
Условно все индивидуальные кейсы можно разделить на два подтипа. В первом случае все задание кейса и сопутствующая информация выдаются интервьюером сразу же, остается лишь все проанализировать и предложить свое обоснованное решение. Часто такие кейсы даются именно в письменном формате – так, например, делают в BCG. Вы получите пару листов A4, на которых будет собрана вся нужная информация о компании и отрасли. Если речь пойдет о повышении доходности розничного сегмента коммерческого банка, у вас на руках могут оказаться финансовые показатели за несколько прошедших лет, основная информация о продуктах, факты о количестве отделений и сотрудников в разных городах, и, конечно, сама задача кейса. Вам нужно будет лишь заняться ситуационным анализом.
Во втором случае приходится играть в вопросы и ответы: интервьюер дает только самую общую задачу, а выяснить все детали, важные для решения, нужно самому кандидату. Здесь важно задавать правильные вопросы – интервьюер будет оценивать, насколько хорошо у вас развиты research skills и коммуникативные навыки.
Как подготовиться? Изучите универсальные схемы, по которым рекомендуют решать кейсы консалтинговые компании. Например, на сайте McKinsey есть примеры кейсов с подробными разборами решений – http://www.mckinsey.com/careers/join_us/interview_prep. Начинать рекомендуется с выяснения нужных подробностей – именно на этом этапе вы и будете задавать интервьюеру вопросы об отрасли, самой компании, а также уточнять, правильно ли вы поняли поставленную задачу. Подготовиться к этому этапу лучше всего помогут тренировки с реальным партнером, в идеале – с тем, кто уже проходил кейс-интервью и все видел своими глазами. Очень важно также побыть в роли интервьюера и посмотреть, как сверстники будут справляться с той же задачей. Взгляд со стороны поможет понять, чего именно от вас будут ожидать.
После выяснения нужных для начала деталей следует озвучить план будущего решения и определить, будете ли вы пользоваться известным методом или пойдете по собственному пути. Для 80% кейсов можно применить распространенные консалтинговые фреймворки, которые помогут структурировать размышления и прийти к правильному решению. Однако никто не мешает вам найти собственный оригинальный метод – если все получится хорошо, ваша изобретательность произведет на интервьюера отличное впечатление. Почитайте книгу «Case Interview Secrets» Виктора Ченга – она научит думать вне шаблонных подходов (ссылка >>).
Озвучив план решения, нужно переходить к собственно анализу и оценке ситуации. Набить руку помогут пробные кейсы, которые можно найти в открытом доступе.
Командные кейсы
Командные кейсы встретятся вам во время этапа отбора на ассессмент-центре. Вы будете разбирать задачу вместе с совершенно незнакомыми людьми, которые к тому же являются вашими конкурентами. Здесь в первую очередь обращают внимание на вашу способность работать в команде, умение привести ее к единому решению в сложной ситуации и аргументированно отстоять свою позицию. При этом нельзя быть ни пассивным звеном в команде, ни выскочкой, который мешает всем продуктивно работать.
Вообще, не существует универсальной роли: разным компаниям требуются разные типы сотрудников. Например, в консалтинге нужны исполнительные, грамотные командные игроки и лидеры, а в FMCG ищут людей, которые выдают нестандартное решение и способны убедить в нем остальных. Темы кейсов для командного решения похожи на темы индивидуальных интервью.
Как подготовиться? Шансов, что вам попадется идеальная команда, совсем немного. Нужно учиться работать с разными людьми, а в особо тяжелых случаях – бороться и с собственной застенчивостью. Самый лучший способ тренировки – это практика. Во-первых, стоит подать резюме в максимальное количество компаний, что используют асессмент-центры на этапах отбора. Кроме того, вы можете принять участие в кейс-чемпионатах. Дополнительный плюс таких соревнований – возможность получить обратную связь о ваших навыках решения кейсов и командной игры от судей, которыми обычно являются топ-менеджеры крупнейших компаний от Альфа-Банка до Unilever.
Продолжение следует!
Хотите потренироваться решать настоящие бизнес-кейсы из разных отраслей? Это можно сделать на карьерном онлайн-интенсиве Школа Changellenge >>. Вашими преподавателями будут эксперты-практики из рейтинговых компаний, вы заведете новые деловые знакомства и получите весомую строчку в резюме. Регистрируйтесь!
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.