Что такое business model canvas
Использование Канвы бизнес-модели для генерации новых идей
Наши коллеги из AgileWay подготовили перевод статьи о важности использования Business Model Canvas для процесса генерации идей.
Канва бизнес-модели может быть идеальным инструментом для реализации новых проектов. Главное знать, как правильно ее использовать.
Чаще всего наличие канвы бизнес-модели позволяет понять, как создается, доносится до потребителя, а также как сохраняется ценность вашей компании/проекта/продукта. Даже на этапе планирования этот инструмент может сыграть вам на руку, ведь с ним гораздо проще прорабатывать идею. В нем собрана вся основная необходимая информация: сегменты потребителей, ценностное предложение, потоки доходов, каналы связи с потребителем и т.д.
Как использовать канву бизнес-модели для генерации идей?
Что объединяет все варианты использования бизнес-канвы? Конечно, идея! Другими словами, если ваша компания уже существует, и вы прекрасно понимаете, как сейчас работает ваша бизнес-модель, но хотите придумать новый формат развития – ищите креативные решения.
Существует множество методик генерации идей, о многих из которых вы наверняка уже слышали. Например, мозговой штурм или креативная матрица. Вариантов масса. И канва бизнес-модели – один из таких, не менее эффективных, инструментов для стимулирования креативной работы.
Принцип действия заключается в том, что за основу вы берете свою бизнес-модель, а затем применяете одну из тех техник, которые мы опишем ниже.
Техники генерации идей
Для начала обозначим блоки канвы бизнес-модели. Так нам будет проще ориентироваться. Каждая из методик будет опираться на данные из того или иного блока (а иногда даже всех блоков).
Важно! Мы рассмотрим лишь несколько основных техник.
1. Свежий взгляд
Подходящая техника, если вам нужен быстрый старт. Суть данной методики – сопоставление вашей бизнес-модели с бизнес-моделью другой компании (вовсе не обязательно выбирать компанию из вашей отрасли).
Предположим, что вы продает бухгалтерское программное обеспечение, используя канал с большим количеством посредников. А что, если попробовать применить бизнес-модель Uber для вашей компании? Что изменится в вашей бизнес-модели? Как изменятся финансовые потоки? Как это повлияет на организационную структуру компании и общие бизнес процессы?
Такой подход к анализу действующей бизнес-модели подходит для абсолютно любого вида бизнеса: онлайн, офлайн-ритейлера или даже масс-маркета.
2. Ключевой элемент
Для использования этой техники вам понадобится уже сформированная бизнес-модель, так как первый шаг – ее анализ и определение «ключевого элемента». Это может быть ваш уникальный продукт или уникальное предложение (например, особые дилерские условия). А может это какой-то уникальный партнер, или же вы затрагиваете уникальный потребительский сегмент.
Найдите «ключевой элемент» и уберите его. Да, да, вам не показалось. Так у вас образуется некий пробел в бизнес-модели. Ваша задача: заполнить освободившееся пространство, не возвращая тот самый ключевой пункт.
Такое упражнение заставит команду использовать свои креативные способности по максимуму, а результаты могут оказаться очень неожиданными.
3. Эпицентры
Бизнес-канва описывает цельную систему, где все взаимосвязано. Изменение одного блока всегда приводит к изменению других. Техника «Эпицентры» основана именно на этой особенности.
Как мы уже говорили ранее, в канве существует 9 блоков, или «эпицентров», экспериментируя с которыми можно сгенерировать новые идеи.
А что, если изменить все области, кроме одной? Что, если только одна область останется прежней, а другие вы заполните заново, с нуля?
Например, область ключевых ресурсов. Что получится, если вы возьмете свои основные ресурсы и попробуете создать совершенно новую бизнес-модель?
Компания Amazon так и сделала, начав использовать свою облачную инфраструктуру для создания абсолютно нового продукта на рынке.
Или, например, возьмем блок потребительских сегментов: что еще вы можете предложить клиентам? Что еще, кроме ваших существующих продуктов, будет им интересно?
Вы можете также сосредоточиться на том, какую ценность несет ваш продукт. Каким новым сегментам потребителей он может быть интересен?
4. Шаблоны бизнес-моделей
Если вы изучите существующие бизнес-модели разных компаний, то поймете, что есть определенные шаблоны. Попробуйте применить один из них (применить нужно сам шаблон бизнес-модели, не опираясь на пример конкретной реализации). Например, вы можете взять, популярный сейчас, шаблон бизнес-модели, основанной на подписке. Или паттерн «Наживка и крючок» (дешевый станок и дорогие лезвия, дешевый принтер и дорогие чернила).
Существует множество таких вариантов бизнес-моделей. Самые популярные можно посмотреть тут.
5. Вопросы-триггеры
Как вы уже могли понять, вопросы в стиле «А что, если. » – действенный способ помочь команде сгенерировать новые креативные идеи. (Вопросы могут быть связаны с одним или несколькими блоками канвы.)
Возьмем, например, компанию BMW, которая продает автомобили через дилерскую сеть. А что, если машины будут продаваться онлайн, напрямую, минуя дилеров? Как бы это работало и какой эффект произвело?
Организовать сам процесс генерации идей с помощью этой техники не составит труда: подготовьте вопросы и зачитывайте их команде. Каждый участник обсуждения в двух словах записывает свою идею/идеи к каждому из вопросов (интервал между вопросами должен быть небольшим – 10-15 секунд). Когда вы пройдете весь список, у каждого из участников будет набор новых идей.
Подытожим
Описанные техники генерации идей подразумевают наличие начальной точки, от которой вы будете отталкиваться. Такой точкой будет ваша канва бизнес-модели.
Лучший вариант применения техник – если в генерации будет участвовать команда из 4-6 человек. Так у вас будет возможность получить новые оригинальные идеи в кратчайшие сроки.
Business Model Canvas или Канва (шаблон) бизнес-модели – что это, как заполнить и шаблон для скачивания
В прошлом посте про Canvas’ы, про Lean Canvas и про Value Proposition Canvas мы обсудили, какие виды бывают и чем они отличаются, сегодня давайте подробнее поговорим про второй Canvas из них, Business Model Canvas или Канва (шаблон) бизнес-модели (дальше для простоты буду просто писать Business Model Canvas).
Что такое Business Model Canvas?
Business Model Canvas – шаблон на А3 для описания того, как компания или проект/продукт создает ценность и зарабатывает на этом. Нужен для того, чтобы на выходе был действительно рабочий результат, и чтобы не оказалось, что “почему-то не полетело”. Автор модели – Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder), швейцарский бизнес-мыслитель, поэтому Business Model Canvas еще иногда называют матрицей Остервальдера.
Иногда в литературе можно встретить сокращение BMC (Business Model Canvas), это одно и то же.
Ключевое отличие Business Model Canvas от ранее упомянутого Lean Canvas – Lean Canvas ориентирован на создание и запуск совершенного нового продукта, а Business Model Canvas конкретизирует более или менее устоявшуюся бизнес-модель для существующего продукта для анализа и поиска возможности для роста.
Модели достаточно похожи, но Business Model Canvas включает описание ключевых партнеров, каналов сбыта, используемых ресурсов — того, чего пока нет у стартапа или нового продукта.
И еще раз повторю мысль из прошлого поста – если вы работаете в корпоративном секторе, а не запускаете свой стартап – шаблон Business Model Canvas можно и нужно доработать под себя, чтобы он отвечал потребностям именно вашей организации. Также важно понимать, что любой Canvas – это не истина в последней инстанции, а набор ваших предположений и допущений, которые необходимо проверить перед масштабными инвестициями!
Пример Business Model Canvas на русском языке
Свои рабочие Business Model Canvas из соображений конфиденциальности выложить не могу (да они и сильно доработаны под нашу специфику), поэтому в качестве примера заполнила Business Model Canvas для сервиса доставки наборов продуктов с рецептами типа “Партии еды”, “Шефмаркета” или “Элементари”. Так как времени на готовку часто не хватает (ну или я ленивая просто) – я постоянный клиент сервисов такого типа, перепробовала кучу всего, и пример по этой теме написать было легко. В статье про Lean Canvas вы можете найти пример Lean Canvas для этого же сервиса.
Не факт, что это идеальный Business Model Canvas для сервисов доставки наборов продуктов (я же только клиент, а не основатель), но общее понимание, думаю, даст. По клику по правой кнопке можно выбрать “Открыть в новой вкладке”, чтобы посмотреть пример в хорошем качестве.
Очень советую открыть пример из прошлого поста и сравнить Lean Canvas и Business Model Canvas, разница между ними будет намного более очевидна. При сохранении блоков про расходы и доходы в Business Model Canvas фокус смещен на потребителя и ценность, которую несет продукт.
Business Model Canvas – как заполнить
Business Model Canvas методологически предполагает определенную последовательность заполнения, по факту при заполнении как бы пишется “план развития” продукта. И, в отличие от Lean Canvas, где рисуется “образ” продукта, Business Model Canvas лично мне комфортнее заполнять именно в указанной последовательности, а не просто слева направо.
Итак, правильная последовательность заполнения Business Model Canvas:
Понятно, что разделы с цифрами должны быть конкретными, коррелировать между собой и показывать, например, воронку (безубыточность при N регистраций), точку самоокупаемости и проч.
Business Model Canvas (впрочем, как и любой другой Canvas) не делается “один раз и навсегда”, это живой документ, который периодически меняется при изменении бизнеса, внешних условий и проч., и отражает текущую реальность.
Шаблон Business Model Canvas
По клику по правой кнопке можно выбрать “Открыть в новой вкладке”, чтобы посмотреть шаблон в хорошем качестве.
Скачать шаблон Business Model Canvas в pdf, который можно использовать для заполнения от руки, вы можете прямо сейчас по ссылке.
Как работать с канвой бизнес-модели
Бизнес-модель описывает, как компания создает, доставляет и получает ценность. У каждого свой взгляд на бизнес-модель. Поэтому, касаясь этого вопроса, возрастает потребность в едином шаблоне для определения и обсуждения бизнес-модели. Этот шаблон должен быть применим как к новому, так и к старому бизнесу в разных отраслях.
В этой статье мы рассмотрим:
Что такое канва бизнес-модели
Канва бизнес-модели, разработанная Александром Остервальдером, — визуальное представление текущих или новых бизнес-моделей, обычно используемых стратегическими менеджерами.
Канва дает единое представление о бизнесе в целом и особенно полезна при проведении сравнительного анализа влияния увеличения инвестиций на любой из факторов, способствующих этому.
Канва бизнес-модели дает людям общий язык, с помощью которого они могут оценивать традиционные процессы и вносить инновации в свои бизнес-модели.
Традиционный подход к бизнес-модели
Большинство стартапов терпят неудачу, потому что предприниматели полностью верят в идею продукта, для создания которого существует организация. В своей лояльности к этому продукту или услуге они не уделяют пристального внимания бизнес-модели, которой будет следовать их организация. Обычно бизнес-модель — это либо универсальная модель, распространенная в отрасли, либо случайное объединение систем и процессов, созданное в мгновение ока для достижения основной цели: продать товар или услугу.
Успешные новые предприятия не выходят на рынок со своей первой идеей. Вместо этого продукт / услуга обычно проходит несколько итераций, прежде чем прийти к окончательной версии. Точно так же организации будут более устойчивыми, если они рассмотрят несколько бизнес-моделей, прежде чем выбрать конкретную.
9 строительных блоков
Канва бизнес-модели классифицирует процессы и внутреннюю деятельность бизнеса на 9 отдельных категорий, каждая из которых представляет собой строительный блок при создании продукта или услуги.
Шаблон канвы бизнес-модели
Эти категории представляют четыре основных аспекта бизнеса:
Все 9 категорий перечислены и раскрыты ниже.
Потребительские сегменты
Общий круг потребителей делится на сегменты в зависимости от того, каким образом продукция или услуги организации удовлетворяют конкретную потребность в этом сегменте. Клиентский сегмент является неотъемлемой частью бизнес-модели организации и ключом к обеспечению соответствия характеристик продукта характеристикам и потребностям сегмента.
Чтобы провести эффективную сегментацию клиентов, компания сначала должна знать своих клиентов, как с точки зрения их текущих, так и будущих потребностей. Затем организация должна составить список своих клиентов с точки зрения приоритета, включая список потенциальных будущих клиентов. Наконец, компания должна провести тщательную оценку своих клиентов, понимая их сильные и слабые стороны и изучая другие типы клиентов, которые могут принести компании больше пользы, если они хотят сосредоточиться на них.
Ниже представлены различные сегменты клиентов:
Массовый рынок
Организация, выбирающая этот тип клиентского сегмента, создает для себя широкий круг потенциальных клиентов, потому что она чувствует, что ее продукт является актуальной потребностью среди населения в целом. Потенциальным продуктом для такой организации могла бы стать мука.
Нишевый рынок
Этот клиентский сегмент основан на очень специфических потребностях и уникальных чертах своих клиентов. Примером организации с нишевым клиентским сегментом является Louis Vitton.
Сегментированный
Организации, применяющие сегментированный подход, создают дополнительную сегментацию в своем основном клиентском сегменте на основе небольших различий в демографических характеристиках клиентов и, как следствие, их потребностях.
Диверсифицированный
Организация с диверсифицированным сегментом рынка может гибко изменять свой продукт или услугу, адаптируя ее к потребностям сегментов с разными потребностями или особенностями.
Многосторонняя платформа / рынок
Этот вид сегмента обслуживает клиентов, которые связаны друг с другом, то есть сайтам блогов требуется большая группа активных блоггеров для привлечения рекламодателей. И им нужны рекламодатели, чтобы создавать денежный поток. Следовательно, только за счет взаимодействия с обоими сегментами блог-сайт сможет иметь успешную бизнес-модель.
Ценностные предложения
Ценностное предложение организации — это сочетание продуктов и услуг, которые она предоставляет своим клиентам. Остервальдер заявил, что эти предложения должны быть уникальными и легко отличаться от конкурентов.
Ценностные предложения можно разделить на две категории:
Каналы
Среда, через которую организация предоставляет свое ценностное предложение своему клиентскому сегменту, известна как канал. Существуют различные варианты каналов, доступных для организации, и выбор основан на том, какой канал является самым быстрым, наиболее эффективным с наименьшими затратами. Есть два основных типа каналов; Каналы, принадлежащие компании, такие как витрины магазинов или партнерские каналы, такие как дистрибьюторы. Компания может выбрать один из вариантов или их комбинацию.
Для предпринимателя первым шагом в работе с каналами является определение каналов для клиентов. Точки взаимодействия с клиентами могут быть ограниченными или разнообразными в зависимости от стратегии компании. Затем ему / ей необходимо оценить мощность канала, проведя SWOT-анализ канала. Наконец, компания может выявлять и создавать новые каналы для клиентов.
Взаимоотношения с клиентами
Организация должна выбрать вид отношений, которые она будет поддерживать со своим клиентским сегментом, чтобы добиться финансового успеха и устойчивости.
Отношения с клиентами можно разделить на следующие категории:
Для предпринимателя приоритетной задачей является определение типа отношений с клиентом. Затем ценность покупателя должна быть оценена с точки зрения частоты его расходов на продукты и услуги фирмы. Постоянные клиенты — это отношения, в которые компания должна стремиться инвестировать, поскольку они будут приносить стабильный доход в течение года.
Потоки доходов
Поток доходов — это методология, которой компания следует, чтобы побудить свои сегменты клиентов покупать ее продукт или услугу. Поток доходов можно создать следующими способами:
При настройке потоков доходов важно осознавать, что эффективная цена на продукт и / или услугу будет достигнута в процессе исключения. Следует перечислить и оценить различные варианты цен. В конце концов, важно сделать перерыв в объявлении и подумать о возможных направлениях, которые открываются перед вами как бизнесом.
Ключевые ресурсы
Это активы организации, лежащие в основе того, как она приносит пользу своим клиентам. Ресурсы можно разделить на:
Для предпринимателя важно начать с перечисления своих ресурсов. Это дает четкое представление о том, какой конечный продукт или услуга компания должна создать для клиента и какие ресурсы необходимы, что приведет к экономии затрат для компании. Как только окончательный список ресурсов будет доступен, компания может решить, сколько ей нужно инвестировать в эти ключевые ресурсы для ведения устойчивого бизнеса.
Ключевые виды деятельности
Действия, которые являются ключевыми для создания ценностного предложения компании. Предприниматель должен начать с перечисления основных видов деятельности, относящихся к его / ее бизнесу. Эти действия являются наиболее важными процессами, которые необходимо выполнить для того, чтобы бизнес-модель была эффективной. Ключевые виды деятельности будут совпадать с потоками доходов. Теперь важно оценить, какие действия являются ключевыми, добавив или удалив некоторые из них, и оценив их влияние.
Ключевые партнерства
Для создания эффективных, оптимизированных операций и снижения рисков, связанных с любой бизнес-моделью, организация устанавливает партнерские отношения со своими высококачественными поставщиками. Ключевые партнерские отношения — это сеть поставщиков и партнеров, которые дополняют друг друга, помогая компании создавать свои ценностные предложения.
Партнерства можно разделить на следующие категории:
Предприниматель должен начать с определения своих ключевых партнеров, а затем составить планы партнерства на будущее. Это может быть сделано путем оценки партнерских отношений, чтобы решить, какие характеристики отношений нуждаются в улучшении и какие партнерские отношения потребуются в будущем.
Структура расходов
Это определяет стоимость ведения бизнеса в соответствии с конкретной моделью. Бизнес может быть ориентирован либо на затраты, то есть на минимизацию инвестиций в бизнес, либо на стоимость, т.е. на обеспечение максимальной ценности для клиента.
Ниже приведены некоторые особенности общей структуры затрат:
Первый шаг для предпринимателя — это очевидное определение всех затрат, связанных с бизнесом. Реалистичное понимание затрат на бизнес — один из отличительных признаков хорошей бизнес-модели. После идентификации важно перечислить все затраты на канве, чтобы они были визуально представлены, а затем создать планы для каждой стоимости. Некоторые затраты могут быть уменьшены с помощью определенных мер, в то время как другие могут возрасти, если вы решите, что инвестиции в конкретный раздел принесут прибыль в будущем.
Зачем использовать канву бизнес-модели
Визуальное мышление
Этот инструмент позволяет лицам, принимающим решения, легко и быстро представить себе информацию. Этот инструмент обеспечивает четкую разбивку основных факторов, влияющих на бизнес, а также дает четкое представление о том, в каком направлении движется организация через свою бизнес-модель.
Быстрая итерация
Если взят плакат размером с канву, его можно использовать в сочетании с липкими стикерами-заметками для руководителей, чтобы оценить текущие и потенциальные изменения в бизнес-модели и их влияние.
Поймите взаимосвязь между 9 блоками
Канва бизнес-модели позволяет руководству понять, как 9 строительных блоков соотносятся друг с другом и как можно изменить эти отношения для повышения эффективности или результативности. Возможность или инновацию можно обнаружить с помощью этого инструмента.
Краткость и лаконичность
Этот инструмент побуждает команды делать свои предложения достаточно короткими и простыми, чтобы их можно было разместить на липкой бумаге для заметок
Легко распространять
Инструмент обеспечивает легкий доступ и совместимость. Изображения готовой канвы или просто его передача по кругу, чтобы люди могли понять его суть, а также, при необходимости, что-то добавить, — делают канву очень портативным и удобным инструментом.
Применение канвы бизнес-модели
Самая большая история успеха бизнес-модели — это Apple.
Apple изменила правила игры, когда представила миру iPod. Через iTunes Apple интегрировала устройство, программное обеспечение и интернет-магазин в опыт, который поставил музыкальную индустрию на уши.
Несмотря на то, что Apple никоим образом не была первым игроком на рынке mp3-плееров, ее уникальная и хорошо продуманная бизнес-модель обеспечила длительный успех.
Эта бизнес-модель, по сути, представляла собой плавное объединение ключевых компонентов канвы бизнес-модели для использования ее отличительного ценностного предложения.
Apple имеет прочные партнерские отношения в рамках сделок, которые она заключила с музыкальными продюсерами, чтобы продавать их музыку через свой магазин.
Как правильно строить бизнес-модель «Канвас» (Canvas).
Эту страшную (на первый взгляд) таблицу я уже встречаю третий раз на различных мероприятиях, и, в итоге, решил с ней полностью разобраться, освоить и порекомендовать вам. Итак, что же такое бизнес-модель Канвас? Это такая схема, с помощью которой вы буквально за несколько минут сможете просмотреть всю вашу модель бизнеса, найти слабые места и понять, что действительно важно для вашего бизнеса.
Общий вид у нее такой:
Скачать PDF файл на русском языке вы можете по этой ссылке: модель Канвас на русском.
Рекомендую распечатать на формате А2 или лучше А1 и заполнять с помощью стикеров, как обычно и делается.
Итак, как же заполняется эта таблица? На самом деле очень просто. Идите по цифрам и выстраивайте свою модель с помощью логических цепочек:
Вот вкратце и вся бизнес-модель. А теперь рассмотрим каждый из блоков более подробно.
1. Сегменты потребителей.
В этой колонке вы обозначаете основные сегменты ваших потребителей. Кто все эти люди? Чего они боятся? Чего хотят получить? Чем на них можно воздействовать? Индивидуально или массовыми инструментами? Что они слушают, куда ходят, что ценят?
Разумеется, все это надо делать в разрезе вашего бизнеса. Если важен пол – то выделяете его, если возраст – то его… Главное, чтоб вы четко обозначили кто конкретно покупает ваши товары.
2. Ключевые ценности.
В этом блоке вы должны выделить те ценности, которые действительно покупают ваши потребители. Обратите внимание, что надо описать не сам товар, а именно то, что он делает, какую проблему решает. Например, если это автомобиль, то ценностью может быть скорость, надежность, именитость бренда.
Отдельно следует выделить, что клиент покупает и что он хотел бы покупать. Вполне возможно, что он покупает не совсем то, что ему надо, просто нет альтернатив. Стоит это проанализировать.
Быть может с вами работают из-за удобства или условия доставки, а не ассортимента. Или наоборот. Ваша задача – определить именно ту ключевую ценность, которая перетягивает клиента на вашу сторону.
3. Каналы сбыта.
Каналы, с помощью которых вы контактируете с вашими клиентами – неотъемлемая часть любого бизнеса. Причем, важно учитывать абсолютно все каналы: первый контакт, убеждение, доставка, послепродажный сервис, реклама и т.д. Все точки контактов с вашими клиентами должны быть учтены.
Полностью ли они устраивают клиентов? Насколько они удобны вам? Вписываются ли они в бизнес клиента?
4. Отношения с клиентами.
Какие отношения у нас выстроены с каждым из сегментов? Этого ли они ожидают? Все ли их устраивает? С кем у нас индивидуальный договор? С кем общий? Во сколько нам это обходится?
5. Потоки доходов.
В этом разделе нужно отметить все доходы, которые мы получаем с разбивкой по типам. Например: постоянные доходы с фиксированной ценой, плавающие продажи, аренда и т.д.
Можно бить по группам клиентов и типам продаж.
Обязательно к каждому источнику прикрепить его характеристику и долю в общем потоке доходов. Таким образом мы сможем выделить основные, наиважнейшие потоки, и дополнительные. Это поможет определиться со стратегией развития на будущее: что усилить, на что можно не обращать особого внимания.
6. Ключевые ресурсы.
Следующий этап – определение необходимых ресурсов. Причем, тут следует выделить все ресурсы, которые нужны как для производства, так и для выстраивания взаимоотношений, каналов сбыта и т.д.
Ресурсы нужно разбить по видам: финансы, сырье, человеческие, интеллектуальные, нематериальные (например, патенты, сертификаты).
7. Ключевая деятельность (Ключевые мероприятия)
В данном случае имеется в виду, какие непосредственно шаги нужно выполнять для всех вышесказанных этапов. Этапы производственного процесса, доставка, рекламная деятельность, создание послепродажного сервиса и т.д.
Другими словами, в этой колонке обозначаются основные этапы самих работ вашего бизнес-процесса.
8. Ключевые партнеры.
Сюда нужно выписать тех партнеров, без которых ваш бизнес не может существовать. Это рекламные агентства, например, поставщики, консультанты, фрилансеры, аутсорсинговые компании.
Какие ключевые ресурсы они вам поставляют? Насколько они стабильны? Есть гарантии поставок? Можно ли как-то на этом сэкономить? Есть ли альтернативы? Возможен ли бартер на нашу продукцию? Какие у нас взаимоотношения?
9. Структура расходов.
Какие расходы в нашей бизнес-модели самые важные? Какие самые высокие? Какая деятельность требует максимальных расходов?
Постоянные издержки, переменные издержки, расход на заработную плату, налоги, цена ресурсов и т.д. Все наиболее значительные расходы должны быть выделены. Аналогично можно указать их долю в общей сумме расходов за период.
Вот и все. Простые 9 шагов для составления бизнес-модели этим методом. Заполнять можно по-разному. Кто-то распечатывает и списывает туда от руки. Мы дважды заполняли ее с помощью стикеров (на каждом указываешь что-то одно ключевое и наклеиваешь в соответствующий сегмент. Удобно использовать разноцветные).
Надеюсь, это описание поможет вам в развитии вашего бизнеса.
Вот еще несколько полезных ссылок для скачивания.
А вот небольшое красивое видео о том, как просто ее строить:
Если есть вопросы, отзывы и замечания – жду в комментариях или на почту.
Похожие статьи:
Понравилась статья? Подпишись на новые по E-mail