Что такое apres ski
Лыжные традиции. Apres-ski. Глава 1
В качестве вступления
Человек придумал лыжи для себя, любимого. Чтобы облегчить свое существование и успешное выживание в суровых условиях недружелюбной окружающей среды. Изначально лыжи имели исключительно прикладное назначение. Прикладное в прямом смысле слова, так как именно прикладывались одной стороной к подошве сапога, а другой стороной к снежному насту. И использовались только для пользы дела — в охоте, в войне и в быту. Но на этом способы использования лыж человек не исчерпал и стал эксплуатировать их как средство получения удовольствия. Тут же выяснилось, что одних лыж для удовольствия ему было мало, и такой вид досуга потихоньку стал обрастать другими радостями и новыми традициями. Одной из традиций, возникшей с ростом популярности лыжного отдыха, стало явление под французским названием après-ski. Что буквально переводится как «после лыж».
Экскурс в историю
Апре-ски появилось сразу же, как только катание на лыжах стало видом досуга и приятного времяпрепровождения. Но связывают появление апре-ски как явления с началом проведения соревнований и образованием лыжных клубов. И признаки этого нового, надо полагать, появились в Норвегии. Первый лыжный клуб был организован именно в Норвегии, в Осло, и назывался Christiania Ski Club по названию города, в котором был основан — нынешний Осло раньше именовался как Христиания.
Christiania Ski Club был основан в 1877 году и проводил ежегодные соревнования Husebyrennet с 1879 по 1891 год в районе города Осло Ullern. В состав соревнования входили гонка на лыжах по пересечённой местности длиной 4 км и прыжки с трамплина. Мероприятие было очень популярным и собирало до 10 тысяч зрителей, включая самого короля и принца датского. Сопутствующим событием и завершающим аккордом соревнований были, конечно же, еда и выпивка. Норвежцы с удовольствием жевали жареную картошку и согревались аквавитом — «живой водой» градусов эдак под 40.
Увлечение лыжами, лыжными гонками и вообще зимними видами активного отдыха удивительно быстро распространилось из Норвегии по всей Европе. К примеру, благодаря гастарбайтеру из Норвегии Олафу Кьяльсбергу, который приехал на работу в Швейцарию в 1881 году, увлечение лыжами охватило швейцарца Кристофа Иселина — основателя первого лыжного клуба в городе Гларус.
Французские корни
В Швейцарии и во Франции в конце XIX века первыми задумались о выгоде зимнего отдыха владельцы отелей. Первый отель, который не закрылся после летнего сезона, был в швейцарском Санкт-Морице, и было это в далёком 1864 году. Основными зимними видами отдыха в то время были катание на конках и кёрлинг, а зрелищными спортивными мероприятиями — бобслей и скелетон. В конце XIX века лавинообразный интерес к лыжам в Европе подтолкнул хотельеров к увеличению количества отелей, работающих зимой, и к улучшению качества сервиса. Так, во французском Шамони в 1902 году было всего два отеля, работающих зимой. Но в 1908 году их уже было двенадцать. Многие владельцы отелей сначала приняли новшества весьма осторожно, и недоверчиво относились к идее обслуживать туристов и зимой. Но затем были несколько удивлены спросом на комфортное проживание. Туристы несли свои немалые денежки, и охотно платили за центральное отопление, электричество и «удобства не во дворе». Несколько затормозила развитие курортов и инфраструктуры Первая Мировая Война. Но вскоре после её окончания интерес к зимнему активному досугу возродился и умножился. Да так умножился, что уже в 1924 году в Шамони прошла «Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады», которую в последствии стали считать Первыми Зимними Олимпийскими играми. Количество отелей, работающих к тому времени круглогодично, позволило разместить 258 спортсменов-участников из 16 стран и тысячи туристов. Возможно, что именно в этот период зарождается понятие апре-ски. Чтобы в одной фразе выразить состояние приподнятого настроения, даже праздника в конце дня, проведённого на морозном воздухе, в сочетании с хорошей едой и горячительными напитками.
А тем временем в Австрии
Стоит отметить, что к тому времени достойную конкуренцию в области зимнего спорта и разудалого досуга французам составили австрийцы. А именно — динамично развивающаяся австрийская деревушка Санкт-Антон у подножия перевала Арльберг (St. Anton am Arlberg), — колыбель австрийского горнолыжного спорта, как считают сами австрийцы. В этой деревне в 1895 году был построен первый отель, который уже в 1897 году был реконструирован и приспособлен к круглогодичной работе. Он имел центральное отопление, электрическое освещение, читальню и бильярдную комнату, кегельбан и летом теннисный корт. Отель получил название Hotel Post, и был готов принять 110 посетителей. В 1907 году в этом отеле начинает работать лыжным инструктором знаменитый австрийский горнолыжник Ханнес Шнайдер (Hannes Schneider) — основоположник австрийской техники.
Деревня развивалась, отели открывались, и в 1910 году было уже 328 мест для туристов. При том, что не просто койко-мест, а комфортных оборудованных мест, затраты на отопление и обслуживание которых стоили не мало. И которые, соответственно, сами стоили не дёшево в сравнении с летними ценами. Но, тем не менее, пользовались спросом. Да так хорошо пользовались, что Ханнес Шнайдер в 1921 году открывает уже свою собственную лыжную школу (Skischule Arlberg), которая существует и продолжает работать и сегодня. Эта школа стала центром культурной жизни некогда обычной горной деревни и местом встреч «золотой молодёжи». После активно проведённого в спортивных занятиях дня ученики и инструкторы, любители и спортсмены встречались вечером в камерной обстановке каминных залов в компании единомышленников. Делились впечатлениями, идеями и знаниями.
К 1927 году количество гостиничных мест в регионе возрастает до 664-х, а к 1934 — до 1000, и количество ночёвок достигает 55 000 (в наши дни это значение уже 560 000). Эти гостиничные места заполняют не бедные люди, эти ночёвки ночуют не целеустремлённые спортсмены, упорно тренирующие прохождение трасс. Это, в первую очередь, места для богатых. Это отдых и развлечение для денежного среднего класса и выше. А средний класс, и тем более выше, привык к комфорту, хорошей еде и хорошим напиткам. Привык проводить время с огоньком и фантазией, легко и непринуждённо.
Так, вполне закономерно, занятия зимними активными видами спорта стали сопровождать развлечения. И неотъемлемой составляющей нового досуга стало ощущение веселья, праздника, уюта и комфорта, общности интересов участников. В немецком языке существует такое понятие — Gemütlichkeit — означает ситуацию или событие, вызывающие весёлое настроение, душевное спокойствие и комфорт в компании близких тебе по увлечениям людей. Этакий общественный праздник в виде смеси музыки, еды и питья, способствующий солидарности сообщества. Скорее всего, в Австрии и немецкоязычных регионах Альп именно это понятие и означало то настроение, которое возникает в завершении удачного и приятного дня, проведённого на лыжах на свежем чистом горном воздухе. Когда туристов, нахватавшихся кислорода, охватывала эйфория праздника, и возникало опьянение от происходящего и желание продолжать такой праздник вечно. Вернее, пока ноги держат.
И именно так — Gemütlichkeit (в русском произношении — гемютлихькайт) — могло называться то действо, которое нам известно сейчас под французским выражением апре-ски. Возможно, что так и было бы в наше время. Но в те времена языком дипломатии и международного общения был французский. На французском языке общались представители разных народов, как сейчас на английском. К тому же французский был языком аристократии, символом утончённости и достатка. И, чтобы придать налёт роскоши и элегантности, добавить очарование и привлекательности таким мероприятиям, и было выбрано французское словосочетание апре-ски — досуг после лыж.
Как развивалась история дальше, что это было раньше и как это выглядит сейчас, читайте в продолжении.
Радости après-ski: почему горнолыжный отдых подходит и тем, кто не любит лыжи
Если друзья зовут вас на горнолыжный курорт, а вы к лыжам, сноуборду и снегу равнодушны, не спешите отказываться от поездки. Горы — это солнце, чистейший воздух, невероятные пейзажи и уйма развлечений: от лучших коктейльных баров и ресторанов мира до казино, SPA-центров и кинотеатров — именно за этим многие сегодня едут на горнолыжные курорты, а не за спусками по склонам.
В этой заметке рассказываем, из чего состоит всё многообразие après-ski развлечений.
1. Что такое après-ski?
Après-ski (произносится как апре-ски) буквально переводится как «после лыж» и обозначает весь комплекс горнолыжных развлечений, кроме, собственно, катания. Во-первых долго кататься — довольно утомительное занятие. Во-вторых, зимой темнеет рано, поэтому уютный досуг, который предлагают лыжникам и сноубордистам курорты, логичным образом занимает у тех большую часть отпуска. А значит, après-ski развлечения обязаны быть разнообразными. Это не только возможность выпить вечером горячего шоколада или глинтвейна, но и вкусно и плотно поужинать, необычно позавтракать, полежать в джакузи, сходить в сауну или отправиться на вечеринку.
2. Как возникла традиция après-ski?
Горные лыжи превратились в развлечение только в конце XIX века, до этого их использовали только для зимней охоты или в военных операциях. Более того, к туристам катание на лыжах пришло ещё позже. Изначально это был популярный вид досуга только среди тех, кто жил в горах и рядом с ними.
Перемены начались, как это часто случается, с одного отеля. Однажды владелец гостиницы в австрийской деревне Санкт-Антон решил не закрываться на зиму и продолжил принимать постояльцев. К удивлению многих, любители лыж останавливались в отеле всю зиму. Очень скоро и другие гостиницы последовали этому примеру.
Поскольку помимо жилья туристам нужны была еда и развлечения, отели стали включать в программы проживания горячие напитки, танцы и алкоголь — для того времени этого было более чем достаточно. Сегодня же понимание après-ski значительно расширилось и включает в себя намного больше возможных развлечений.
3. Что такое гемютлихкайт?
Например, с катанием на лыжах тесно связано слово «гемютлихкайт». Так австрийцы называют благодатное ощущение, когда ты весь румяный и довольный возвращаешься с мороза и в теплом свитере садишься у камина с кружкой горячего шоколада. В Скандинавии это чувство включают в корпус обозначаемых понятием «хюгге», а во французском наиболее популярным стало «апре-ски».
Почему именно французское слово стали широко использовать в среде лыжников, если первые горнолыжные курорты появились в Австрии и Германии? Дело в том, что горные лыжи быстро стали довольно дорогостоящим удовольствием, так как отопление отеля зимой, доставка продуктов и чистка трассы требовали больших затрат. Поэтому позволить себе такое дорогое удовольствие в 1920-е те годы могли, в основном, аристократы. А аристократы в то время предпочитали говорить на французском. Поэтому в начале XX века лыжи быстро обогатились люксовыми атрибутами — у лучших склонов строили шикарные отели, на вечеринках шампанское лилось рекой, а музыкантов приглашались самого высокого уровня.
К 60-м годам лыжи стали доступны уже многим, на курорты потянулась молодежь, к устрицам добавились бургеры, а к шампанскому — пиво.
Сегодня выбрать горнолыжный курорт можно из огромного количества вариантов: демократичные и молодежные или люксовые, семейные или исключительно для профессиональных спортсменов. Для бюджетного семейного отдыха стоит посмотреть туры в Болгарию, Турцию, Италию или Черногорию. Такие страны как Швейцария, Франция и Австрия предлагают более дорогие варианты. Для отдыха шумной компанией больше подходят австрийские и итальянские курорты.
Но на любом из них вас ожидает множество развлечений, помимо самих лыжных склонов: вечеринки, SPA, множество ресторанов, кинотеатры и даже шопинг.
Почему все говорят про стиль après-ski и как он стал ведущим трендом в коллекциях модных домов
Уверены, даже те, кто не особо следят за индустрией моды, не могли не заметить, что на показах коллекций Fall 21/22 главным акцентом каждого третьего дизайнера стал стиль après-ski. Другими словами, одежда, которая скорее подойдет для горнолыжного курорта, чем для мегаполиса. Но, так или иначе, Миучча Прада и Мэттью Уильямс сделали свое дело, и сегодня «апре-ски» получил возможность не только появиться, но и задержаться в нашем гардеробе (как минимум на несколько сезонов).
Что можно отнести к стилю для горнолыжных курортов? Свитеры крупной вязки с яркими принтами, дутые комбинезоны, утепленные спортивные курки, балаклавы, капоры, варежки и даже унты, которые возглавили показ Miu Miu в Альпах.
Но не будем опережать события и, прежде чем погрузиться в коллекции Fall 21/22 и решить, что из этого мы будем носить, начнем с истории появления стиля.
Вообще, après-ski зародился в 1920-х, когда в моду вошли зимние виды спорта. Бум на горнолыжные курорты быстро подхватило все светское общество. Тогда в коллекциях дизайнеров все чаще стали появляться элементы теплой спортивной одежды. Одной из первопроходцев в создании стиля тогда стала Коко Шанель.
Шли десятилетия, и «апре-ски» продолжал набирать популярность. Теперь он завоевал место в кинематографе. И вот Одри Хепбёрн появляется в уже культовом фильме Стэнли Донена «Шарада», подарив всему миру новый fashion-прием. Именно Одри предложила носить горнолыжный шлем в дуэте с солнцезащитными очками (уверены, it-girls XXI века до сих пор благодарны актрисе за такое открытие).
Еще одной поклонницей стиля была Грейс Келли – принцесса Монако и главная актриса всех знаковых фильмов Альфреда Хичкока. Она, как никто другой, составляла горнолыжные аутфиты из водолазки, джемпера крупной вязки и капора. И стоит признать, ее образ можно смело повторить и в этом сезоне.
Но Грейс была далеко не единственной, кто в 50-х отдавал предпочтение après-ski. Его любили и носили Брижит Бардо, Жаклин Кеннеди, а позже и принцесса Диана, которая обеспечила стилю новый виток популярности. В ее гардеробе была целая коллекция утепленных спортивных комбинезонов, которые она стилизовала с водолазками, горнолыжными очками и яркими повязками.
Любовь к après-ski в 2021 году вернула всей fashion-индустрии Миучча Прада. В коллекции Miu Miu, презентация которой прошла в Альпах, мы увидели цветные балаклавы крупной вязки, огромные унты, стеганую дутую обувь и, конечно, пуховики и куртки.
Но если Миучча, а вместе с ней Мэттью Уильямс в Givenchy и Виржини Виар в Chanel постарались задействовать в шоу все элементы стиля, то Etro, Balenciaga и Chloe сделали ставку на свитеры в скандинавском стиле, которые уже успели заполонить все fashion-аккаунты блогеров и, конечно, засветились на героях стритстайла.
Возвращение après-ski случилось не только на модной арене, но и в кинематографе. Взять хотя бы фильм Ридли Скотта «Дом Гуччи», в котором герои носят меховые шапки, джемперы крупной вязки, дутые куртки и солнцезащитные очки.
Конечно, нам еще предстоит понять и полюбить стиль горнолыжных курортов, но мы уверены, что совсем скоро такие аутфиты станут частью базового зимнего гардероба.
Что такое apres ski
Apres Ski по-русски
Катание на горных склонах как вид отдыха в целом молодое явление, хотя, по слухам, лыжи появились примерно тогда, когда появился снег на Земле. Российский горнолыжный туризм существует достаточно давно, но массовый характер получил в последние два десятилетия. Первые горнолыжные курорты появились в нашей стране в 1950-х годах. В то время как активное развитие горнолыжного туризма началось только в 1980-х. Apres Ski, в теории, у нас был всегда, на каждом курорте есть зона для развлечений и отдыха вне трасс. Но именно Apres Ski как культура формируется сегодня прямо у нас на глазах. На Красной Поляне эту нишу активно прокачивает команда Alpika Apres Ski ГТЦ «Альпика Газпром». Проект объединяет в себе три разные концепции: ресторан-шале, фуд-корт и развлекательное Apres Ski – пространство. Днем Alpika Apres Ski – это территория гармонии под открытым небом и с уютными зонами шале для камерного общения, куда можно попасть, не снимая горнолыжного костюмах. Вечером на площадках Apres Ski проходят шоу-программы и развлекательные мероприятия, а также выступления медийных артистов и DJ – резидентов топовых столичных заведений.
После того как благодаря Олимпиаде в Сочи построили роскошный горнолыжный курорт, мы, команда Alpika Аpres Ski, решили, что хотим заняться этим и показать, что такое apres ski с настоящим русским драйвом. Тем более что эта культура идеально совпадает с мировоззрением современного человека, который всегда, даже на отдыхе, правильно использует свое время. И уж тем более не хочет пропустить катание из-за утреннего похмелья. И днем теперь можно позволить себе потусить, а на следующий день быть полным сил и снова покорять горные склоны.
Продвижение формата apres ski интересно тем, что мы можем научить россиян модно и полезно проводить досуг. И, конечно, нам самим это очень нравится – дарить людям радость и оставаться самими собой. Потому что, как сказал как-то Боб Марли: «Иметь возможность заниматься тем, что тебе доставляет удовольствие, и есть свобода». Тем более что команда Alpika Apres Ski состоит из профессионалов, хорошо известных своими успехами – это Фарик Одинаев, управляющий партнер ресторанов Oblaka Atmosphere и Saint Moscow, промоутер-легенда Алексей Горло – в прошлом известнейший московский пиарщик (Globalclubbing llc), а сегодня успешный российский юрист и девелопер, и Христо Дечев, клубный продюсер, ответственный за создание самого закрытого на сегодня места в столице – иммерсивного театра «Нуар», ранее владелец клуба «Гараж» (Москва), Russian Wine Bar и фуд маркета StrEAT.
Как «лыжный» гардероб стал главным трендом этой зимы: полный гид по стилю après-ski
Когда вы в последний раз катались на лыжах? Нет, мы не собираемся рассказывать вам о пользе зимних видов спорта. Дело совсем в другом. Просто название стиля après-ski с французского буквально переводится как «после лыж». А этот стиль, в свою очередь — главный тренд этой зимы. С чего мы это взяли, о чем вообще идет речь и причем тут лыжи? Давайте разбираться.
Ответ на все эти вопросы скрыт в самом названии стиля. Представьте себе человека, который только что сошел с горного склона и хочет выпить чая (а лучше глинтвейна) в уютном шале где-нибудь в Аспене. То, как он будет одет — и есть après-ski. Пуховики, стеганые комбинезоны и брюки, ботинки для хайкинга и сапоги-«дутики», балаклавы и шлемы, солнцезащитные очки-маски, «лыжные» джемперы с высоким воротником на молнии и трогательные свитеры со скандинавскими узорами (с оленями, например) — вот базовый набор вещей в этом стиле. И они, в общем-то, благополучно кочуют из сезона в сезон еще с 20-х. В 1924 году лыжные гонки официально включили в программу Олимпийских игр — и этот вид спорта моментально стал модным среди европейской аристократии и кинозвезд. В игру моментально включились дизайнеры: первой, как обычно, была Габриэль Шанель, которая стала делать вещи специально для горного склона.
Разумеется, сложный и травмоопасный лыжный спорт в итоге пришелся по вкусу не всем — но моде следовать нужно было. Поэтому появились люди, которые самим лыжам предпочитали все, что было после них: уютные чаепития в горных шале, например. Приходить на них, понятное дело, полагалось в полной экипировке — даже если на самом склоне вы до этого не были. Так что вещи для лыжников стали пользоваться популярностью не только у адептов активного образа жизни, но и у светских девушек по обе стороны Атлантики. Так, собственно, и появился après-ski, который с тех пор не то чтобы когда-то выходил из моды. Но в этом сезоне он все-таки несколько видоизменился.
Во-первых, на смену хайкерам и «дутым» ботинкам в качестве главной обуви в стиле après-ski пришли унты. Спасибо за это стоит сказать Chanel и Miu Miu: после их осенне-зимних показов эти уютные сапоги из мягкого меха вновь попали в вишлисты всех модных девушек мира. Во-вторых, вперед вырвались еще и стеганые брюки. Вполне возможно, что в последний раз вы носили такие еще в раннем детстве (и до сих пор помните характерный «свистящий» звук, который они издают при ходьбе), но этой зимой вам стоит снова ими обзавестись: это не только модно, но еще и ужасно тепло. Как вариант, можно выбрать и «дутый» лыжный комбинезон — совсем как у Леди Гаги в одной из сцен недавно вышедшего на экраны «Дома Gucci». Звание главных аксессуаров сезона определенно получают балаклава и чепчик — не только самые эффектные, но еще и самые теплые альтернативы шапке и шарфу одновременно. Ну а пуховики незаменимы — поэтому продолжают оставаться на пике популярности (шуба или дубленка на горном склоне выглядели бы весьма странно, согласитесь). А еще теперь элементы стиля après-ski можно смело миксовать с непривычно элегантными вещами, например, твидовыми костюмами и жемчужными нитями, как на показе Chanel, или изящными платьями-комбинациями, как в коллекции Miu Miu. Поверьте: в таком комбо выиграют все детали образа.