Что такое agile scrum

Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Что такое Agile

Agile, или Agile software development — гибкий подход к разработке программного обеспечения (ПО), который часто применяют в небольших командах.

Весь процесс работы над проектом делится на итерации — короткие циклы по две-три недели. Каждая итерация решает серию задач: анализ требований, проектирование, программирование, тестирование и документирование. По итогам каждой итерации команда анализирует результаты и меняет приоритеты для следующего цикла. В итоге за каждый цикл создается мини-продукт или отдельная часть, которая готова к самостоятельному запуску.

Термин Agile употребляют в двух основных значениях:

Как правило, agile-команды включают разработчиков, тестировщиков, менеджеров проектов, дизайнеров интерфейсов, технических (UX) писателей. Все они равноценны в иерархии и работают в одном офисе или коворкинге. За счет личного общения они экономят время на обсуждении текущих процессов. Сторону заказчика представляет менеджер или руководитель — product owner, от которого команда регулярно получает обратную связь.

Agile возник в противовес устаревшим подходам и излишней бюрократии в сфере ИТ. Резиденты Кремниевой долины (и не только) поняли, что невозможно создавать инновационные продукты в консервативной среде. Поэтому в феврале 2001 года в штате Юта (США) 17 разработчиков из разных стран мира создали свой манифест, в котором объединили самые передовые подходы и принципы.

«Манифест Agile» и основные принципы

Agile-манифест базируется на четырех главных ценностях:

1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов.

Нужно создать такие условия, чтобы инструменты и процессы не ограничивали команду, а позволяли ей работать как можно эффективнее. Каждый может сам решать, какие инструменты и процессы ему подходят.

В процессе работы все общаются друг с другом и заказчиком лично и напрямую, минуя бюрократические процедуры и регламенты. Если без онлайн-связи не обойтись, то предпочтение отдают видеочатам и интерактивным доскам, а не рабочей почте и мессенджерам.

2. Работающий продукт важнее документации и отчетности.

Клиенту, в первую очередь, нужен рабочий продукт, а не красивые презентации. Поэтому в рамках Agile фокусируются на том, чтобы продукт как можно быстрее был готов к использованию, пренебрегая технической документацией и отчетностью.

3. Сотрудничество с заказчиком важнее соблюдения формальных условий.

Даже если перед проектом подписан договор с жесткими условиями и характеристиками, в процессе работы они могут меняться. Например, если некоторые детали окажутся не такими значимыми, и задачу можно решить гораздо проще и эффективнее. Это делается в интересах клиента, которому важен рабочий продукт, а не формальные требования. При этом важно постоянно быть на связи и обсуждать каждое изменение, принимая решение совместно.

4. Готовность к изменениям важнее, чем следование плану.

Изменения можно и нужно вносить на каждой стадии — или итерации, — чтобы не откладывать их на конец, когда сроки и ресурсы уже поджимают. Ради этого вполне можно пожертвовать чем-то из запланированного, если основные задачи будут решены.

Agile не исчерпывается четырьмя ценностями [1]. В манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют их. Их можно свести к следующему:

Agile, таким образом, — это система ценностей или даже философия ведения бизнеса. Она помогает сосредоточиться на главном, избавиться от ненужных формальностей и создавать рабочий продукт быстрее и эффективнее. Чтобы воплотить эти ценности на практике, используют конкретные методы. Согласно исследованию Agile в России [2], самые популярные из них — Scrum и Kanban.

Что такое Scrum и Kanban

Scrum, или «подход структуры» — метод на основе Agile, при котором работа над проектами разбивается на спринты — короткие, одинаковые по времени итерации. Команда тоже небольшая — до десяти человек. В нее входят разработчики, product owner (владелец продукта) и scrum-мастер. Product owner — куратор группы, который следит за тем, чтобы конечный продукт отвечал его целям и задачам. Scrum-мастер — человек, который отвечает за правильное применение scrum-метода: организует встречи и обмен сообщениями между всеми участниками. В процессе работы все участники ежедневно обсуждают каждое решение, планы и приоритеты, а также распределяют задачи.

Kanban, или «подход баланса» — метод, который нацелен на повышение качества сервиса: когда все усилия направлены на то, чтобы сделать продукт лучше и удобнее для пользователей, с помощью равномерного распределения задач между всеми участниками. Здесь команда представляет собой единой целое, без кураторов и неформальных лидеров. Процесс делится не на спринты, а на стадии проекта: планирование, разработка, тестирование, запуск. Главный показатель эффективности — максимально быстрое завершение каждого из этапов, без простоев и переработок. Если они все же возникают, команда совместно решает, как оптимизировать процесс.

В отличие от scrum, kanban:

В kanban принято визуализировать все детали процесса. Обычно это доска со стикерами, надписями или task-менеджер вроде Trello, где указаны все задачи, этапы и их статус. Часто задачи помечают разными цветами, чтобы обозначить, к какому этапу они относятся или на какой стадии исполнения находятся. Это помогает каждому участнику проекта видеть всю картину целиком, вовремя замечая, если что-то провисает или кому-то нужна помощь.

Пример доски Trello, созданной по принципам agile.

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Если вы только подступаетесь к философии Agile и хотите попробовать отдельные элементы, проще начать с kanban. Небольшим стартапам и командам, которые только планируют запуск проекта, подойдет scrum.

В каких компаниях используют Agile

Когда Agile только появился, его использовали, в основном, разработчики ПО, игр и интерфейсов. Среди них — Google, Netflix, Microsoft, Spotify, Ericsson, Dell, Adobe, Accenture, WordPress, Riot Games, CH Robinson, Magna International, Scrum Alliance, Intronis.

Теперь же сфера применения расширилась: Agile используют, например, Saab для производства новых истребителей, General Electric и John Deere — ведущий американский производитель сельхозтехники.

Существует ли Agile в России

В Россию Agile пришел на несколько лет позже, но уже сегодня его активно используют в ИТ-секторе, ретейле, банках, онлайн-сервисах, промышленных предприятиях. Среди них — ПО-разработчик First Line Software, гипермаркет электроники «М.Видео», служба доставки Dostаевский, онлайн-кинотеатр ivi, бренд одежды 12 Storeez, металлургический концерн НМЛК.

ScrumTrek проводит ежегодное исследование Agile в России. В прошлом году в нем приняло участие более 1 тыс. компаний из 80 городов. Вот главные цифры за 2020 год [3]:

Нужен ли вашей команде Agile

Сегодня принципы Agile распространяются во многих сферах, хотя на первом месте по-прежнему остается ИТ-разработка. Однако гибкие подходы применимы далеко не везде. Эффективнее всего они работают там, где:

Другими словами, Agile идеален для инновационных стартапов, но мало подходит корпорациям с отлаженными процессами и сложной структурой. Для таких компаний лучше работают методы с отдельными элементами Agile, которые проще масштабировать — SAFe (Scaled Agile Framework) и LeSS (Large-Scale Scrum).

Но и в ИТ-сфере Agile — далеко не единственный способ сделать процесс эффективнее. Здесь хорошо работают такие инженерные практики, как DevOps — метод работы, при котором все участники активно взаимодействуют друг с другом, а рабочие процессы взаимно интегрированы.

Чтобы протестировать новую идею, не проходя все этапы разработки, подойдут Customer Development, Design Thinking и другие продуктовые методики.

Наконец, есть более широкий подход, который включает в себя agile-методики — Business Agility («гибкость в бизнесе»). Он распространился позже — два-три года назад — и включает не только ускорение разработки и выпуска продукта, но и быструю реакцию на внешние изменения, гибкое целеполагание и распределение ресурсов.

Источник

Что такое Agile, как работает Scrum и почему от KPI пора отказываться?

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

«Гибкие методологии управления», Aglie – последние несколько лет эти термины не просто на слуху, они в абсолютном тренде. Даже мы, команда Kickidler используем методологию Agile в своей работе. Сегодня разберёмся в том, почему давно проверенные KPI уступают место новым подходам, а также поговорим о том, как контролировать сотрудников в Agile.

Что такое Agile?

Прежде всего, Agile – это не «ещё один метод управления компанией» и не какая-то конкретная практика. Agile представляет собой полноценную методологию: комплексное собрание инструментов, подходов и принципов, которые необходимы и достаточно для выстраивания любого бизнес-процесса в организации.

Главная идея Agile: контроль с сохранением максимальной гибкости в планировании и реализации проектов. Эта мысль появилась в Кремниевой Долине, где новые тренды возникали, развивались и гибли в течение считанных недель. Счёт шёл на часы: та мысль, которая ещё вчера могла родить нового титана рынка, сегодня уже никому не была интересна. Традиционный метод прямого управления, которого придерживались консерваторы, в таких условиях просто не работал – и так появился Agile.

В чём разница между Agile и Scrum?

Agile – это, собственно, методология, основные принципы которой вы найдёте чуть ниже. Можно назвать Agile фундаментальным базисом для выстраивания компании нового поколения. Scrum же – это «структурный подход»: один из инструментов Agile, который используется чаще всего.

Суть Scrum в создании универсальных проектных команд, внутри которых уже есть все необходимые специалисты: дизайнеры, разработчики, маркетологи. Исчезает сам формат сотрудничества между отделами: все, кто нужен, уже состоят в команде. Кроме того, к ней обязательно присоединяются «владелец продукта» (куратор проекта) и scrum-мастер, организатор работы.

Рабочий процесс в Scrum выстраивается спринтами – это периоды продолжительностью 7-30 дней, в зависимости от команды и проекта. На каждый спринт формируются свои задачи, по которым в конце подводятся результаты. А дальше следует новый спринт.

Манифест Agile и основные принципы

Всё строится на следующих ключевых правилах:

Это очень простые тезисы, но часть из них полностью противоречит привычным для консервативного бизнеса стратегиям прямого контроля и управления. Отсутствие бюрократии, самоорганизация внутри команд – новые нормы современного мира, что приводит нас к очевидному вопросу:

KPI устарели?

Система KPI хороша всем, кроме одного: чем дальше в 21-й век, тем хуже она работает. Чтобы понять, почему так происходит, нужно обратиться к истокам и посмотреть на 1954-й год. Именно тогда Питер Друкер, один из самых выдающихся теоретиков менеджмента в истории, представил свою концепцию «ключевых показателей эффективности».

Мысль была проста и элегантна: «Работодатель хочет, чтобы сотрудник выполнял определённый объём работ. Нужно определить для каждого работника – а в более широком понимании для каждого проекта или подразделения – некие ключевые показатели, которые позволят понять, справляется человек или нет».

KPI чаще всего очевидны: для маркетинга это количество лидов, для отдела продаж – собственно продажи. Для производства – объём выпускаемой продукции и процент брака. Для офиса – время, проведённое сотрудником за компьютером, в рабочем приложении. И так далее.

Однако у KPI есть ключевой недостаток: неповоротливость. Питер Друкер разрабатывал эту концепцию для рынка пятидесятых, стабильного и предсказуемого. Планирование на месяцы и годы вперёд было нормальным явлением, поэтому компания могла себе позволить вложиться в определение KPI, донесение их до сотрудников и контроль над соблюдением этих показателей.

Сегодня мы живём в совершенно другом мире: рынок меняется ежемесячно, ежедневно, а иногда и ежечасно. KPI устаревают раньше, чем вы их окончательно принимаете, становятся непоказательными. И здесь на сцену выходят новые методы организации работы.

Чего хочет современный работодатель?

Пользуясь KPI, мы устанавливаем жёсткие рамки конкретных показателей и загоняем в них сотрудника. Например, если для маркетолога ключевой параметр – количество лидов или заявок, он будет его повышать в ущерб их рентабельности в средне/долгосрочной перспективе. Работники на производстве могут увеличивать выработку, игнорируя рост расходов на обслуживание оборудования и замену инструментов. И так далее.

Современная практика показывает: KPI – это лишь промежуточный этап, который косвенно относится к настоящим требованиям работодателя. На самом же деле бизнес всегда стремится к выполнению вполне конкретных целей: росту выручки. Снижению расходов. Повышению конверсии рекламы. И так далее.

Методология Agile построена как раз на понимании этого принципа в сочетании с высокой динамикой рынка. Если упрощать, работает простое правило: ставите цель на короткий период – получаете результат – ставите новую цель. На первый план выходит не достижение каких-то абстрактных, численных показателей, а удовлетворённость конечного пользователя результатом вашей работы: клиента, руководителя, себя самого и т. д.

Как контролировать сотрудников без KPI?

Agile предполагает работу в проектных группах с контролем над достижением ценности. Вся деятельность ведётся короткими итерациями: 2-3 недели на выполнение одной цели – например, это может быть «снизить дебиторскую задолженность клиентов перед компанией на 40% и более». Команда работает, еженедельно проводятся общие совещания-планёрки с обсуждением результатов, по истечении срока подводятся итоги.

Такой подход работает, но при этом важно понимать: переход от привычных KPI к Agile-методологии, которая предполагает высокую вовлечённость сотрудника в процессы и определённую степень личной ответственности, не всегда проходит гладко. Более того, даже в процессе работы в agile-модели сотрудники могут время от времени пытаться снизить личный вклад в проект, «выехав на плечах других». Мир не стал идеальным, поэтому даже если ваша команда использует принципы agile, контроль за ней все равно нужен.

И здесь на помощь приходят методы непрямого контроля. Вам нужен способ проверять «уровень старательности» сотрудника, не привлекая его внимания – так вы не подорвёте доверие к принципам agile, но сможете держать руку на пульсе.

Мониторинг с помощью системы учета рабочего времени Kickidler даёт всю необходимую информацию: вы видите, сколько времени сотрудник проводит в рабочих приложениях, насколько он активен, какие ведёт переписки, чем вообще занимается на протяжении дня. При этом сам специалист даже не подозревает о вашем внимании.

Другой метод – дать сотрудникам возможность самим контролировать собственную продуктивность, без участия или с минимальным участием руководства. Для этой задачи идеально подходит новый инструмент программы Kickidler Автокик.

Автокик – это автоматические уведомления о нежелательных событиях и интерфейс самоконтроля сотрудника. Первая функция позволяет показывать сотруднику автоматическое уведопление, например, если он бездействовал в течение получаса, посещал непродуктивный для работы сайт или запускал нежелательную программу, например, игру. Интерфейс самоконтроля позволит сотруднику видеть собственную продуктивность за день, учитывая продуктивную, непродуктивную деятельность. Бездействие и общее количество отработанных часов. Специально для удаленных команд мы разработали возможность сотруднику самостоятельно включать и отключать граббер-агент программы, чтобы никто не имел доступ к компьютеру сотрудника в нерабочие часы.

В результате KPI как таковых нет, но вы сохраняете контроль над ситуацией. А в будущем можно использовать тот же Kickidler как платформу для самомодерирования отношения внутри команды – например, организовать открытый доступ к отчётам по активности работающей по проектам группы. «Все видят всех», полная прозрачность: такой подход увеличивает ответственность сотрудников и снижает вовлечённость руководителя, обеспечивая одновременный рост результатов.

Жёсткий прямой контроль уходит в прошлое. Сейчас наступило время гибких методологий и непрямого управления: попробуйте выстраивать работу по-новому, а наши инструменты вам в этом помогут.

Система учета рабочего времени


Источник

Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду

Scrum — методология гибкого процесса разработки программного обеспечения. Сейчас этот метод управления популярен и активно применяется.

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Прежде чем разобраться, что такое Scrum и как внедрить эту методологию, давайте посмотрим на предпосылки её возникновения.

Как и зачем появилась Scrum-методология

До появления Scrum в мире разработки программного обеспечения было принято использовать «водопадный подход». Работа над продуктом велась по следующему плану.

Разработчики согласовывали план работы с заказчиком и чётко следовали техническому заданию. Когда продукт был готов, его тестировали, но уже не было возможности что-то поменять. Поэтому, если выявлялись ошибки, приходилось начинать всё сначала, а сроки работы увеличивались.

Так было, пока группа новаторов не решила изменить ситуацию полностью. Они наблюдали за тем, как работают успешные команды: не срывая сроки и получая именно тот результат, который планировали. Оказалось, что успех обеспечивала гибкость процесса.

Выводы, которые были сделаны, помогли создать «Манифест гибкой разработки программного обеспечения». В него вошли всего четыре пункта, но они полностью изменили процесс.

Манифест гибкой разработки ПО

1. Люди важнее инструментов.
2. Качество продукта важнее документации.
3. Взаимодействие с заказчиком важнее контракта.
4. Готовность к изменениям важнее установленного плана.

Эти четыре пункта стали основой для появления Agile, гибкого процесса разработки программного обеспечения. Позже были созданы 12 принципов, которые и сейчас используются в любой Agile-методологии.

12 принципов Agile

1. Главное — хорошее ПО и довольный заказчик.
2. Готовность к изменениям в любой момент.
3. Полностью рабочее ПО — как можно чаще.
4. Встреча команды — лучше всего для обмена информацией.
5. Заказчик и команда разработки должны работать вместе.
6. Доверять людям делать свою работу.
7. Есть рабочее ПО — есть прогресс.
8. Гибкие процессы — непрерывное развитие.
9. Внимание к качеству способствует гибкости.
10. Простота процесса позволяет не делать лишней работы.
11. Самоорганизующаяся команда лучше работает.
12. Постоянное стремление к большей эффективности.

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Одна из методологий гибкого процесса разработки программного обеспечения, которая базируется на agile-принципах, — Scrum.

Создатели Scrum Джефф Сазерленд и Кен Швабер долгие годы наблюдали за работой американских военных, спецназовцев и даже регбистов. И заметили, что их успех основан на взаимодействии и командной работе. Сазерленд и Швабер поняли, что этого как раз и не хватает разработчикам программного обеспечения. Так появилась методология Scrum.

Принципы Scrum

Scrum всегда ориентируется на клиента, который должен получить желаемый продукт вовремя и с минимальными затратами. Этого можно достичь при соблюдении нескольких обязательных принципов.

Работа короткими циклами (спринтами)

Планируйте один спринт, а не весь проект сразу. Каждый спринт — период, в который команда работает над полностью законченной частью продукта.

Гибкость. «Проверять и адаптироваться»

Гибкость процесса и тестирование продукта после каждого спринта. Если что-то идёт не так, команда всегда готова сменить стратегию разработки или пересмотреть бэклог продукта.

Участие заказчика и пользователей в создании продукта

Заказчик не стоит в стороне, а полностью задействован в работе. Для этого существует роль владельца продукта, которую выполняет сам заказчик или его представитель. Именно через него команда взаимодействует с пользователями. Так как разработка ведётся короткими этапами, пользователи подключаются к тестированию почти сразу.

После первичного тестирования им открывают доступ к продукту, а владелец продукта собирает обратную связь. Так команда может совершенствовать результат.

Scrum-команда — это несколько человек, которые работают на один результат и как единое целое. Каждый стремится к общей цели.

О важности scrum-команды

Scrum-команда — это чаще всего группа из пяти-девяти человек. Это оптимальное количество, но иногда встречаются команды и из трёх человек. Если людей больше, то им становится сложнее взаимодействовать между собой, что мешает работе и снижает продуктивность.

Состав команды

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Принципы работы scrum-команды

Чтобы работать по методологии Scrum, команда разработчиков должна соблюдать три основных принципа.

Совершенствование продукта за счёт самосовершенствования сотрудника.

Каждый член команды отвечает за свою часть работы и за общий результат.

Каждая команда самодостаточна, так как в ней собраны люди с разными навыками.

Процесс работы scrum-команды

Процесс работы scrum-команды проходит в несколько обязательных этапов.

Каждый спринт начинается с планирования. Scrum-мастер, владелец продукта и остальные члены команды вместе смотрят на бэклог продукта и выбирают направления, по которым будут работать в данном цикле. Так получается бэклог спринта, то есть список задач на этот период.

Дальше команда оценивает объём работ, оговаривает длительность спринта, в конце которого должен появиться результат, то есть готовый продукт.

Каждый день вся команда проводит короткую встречу, не более 15 минут. Scrum-мастер и владелец продукта тоже участвуют. Суть встречи — получить от каждого члена команды ответ на три вопроса:

Задача scrum-мастера — понять, если что-то идёт не так, и помочь команде справиться с трудностями.

Scrum-команда вешает в помещении для совещаний доску с разноцветными стикерами. Она делится на части, где отражается весь процесс работы над проектом. Тут могут быть варианты, но обязательно присутствуют три части. Первая — «Что нужно сделать», вторая — «В работе», третья — «Сделано». Этот простой способ помогает всем членам команды следить за общим ходом работы.

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Если кто-то из членов команды понимает, что не укладывается в спринт, он сообщает владельцу продукта, а тот распределяет время иначе. То же самое происходит, если команда понимает, что справится с задачей досрочно, — тогда можно добавить дополнительных задач из бэклога продукта.

Когда задачи спринта выполнены, команда должна продемонстрировать полностью работающую демоверсию той части ПО, над которой велась работа в спринте.

Как внедрить scrum-методологию

Сейчас методология Scrum находится на пике популярности. Вопрос о её пользе уже почти не звучит. Но как внедрить Scrum правильно, чтобы заметно улучшить ситуацию с продуктивностью и качеством итогового продукта?

Кажется, что всё просто. Нужны несколько последовательных действий.

Это первый и основной шаг. Именно от слаженной работы команды зависит качество будущего продукта. Но не так легко собрать кросс-функциональную команду.

2. Назначить владельца продукта

Это может быть заказчик или его представитель. Владелец продукта будет отвечать за взаимодействие с заказчиком и работать с пользователями на всех этапах разработки.

3. Выбрать scrum-мастера

Scrum-мастер — важная часть команды. От него зависит, насколько комфортно всем участникам процесса будет работать. Тут нужен опытный scrum-мастер, который хорошо знаком с методологией не только в теории.

4. Создать список требований к продукту

Прежде чем начать разработку, стоит подумать над списком требований и согласовать их. Получится своего рода техническое задание, которое будет направлять работу.

5. Спланировать спринт

Разделить всю работу на периоды. Планировать каждый спринт. Не весь процесс разработки сразу, а только ближайший цикл.

6. Постоянно анализировать и оценивать результат

Подводить итоги после каждого спринта и оценивать результат. Переходить к следующему спринту, только если довольны результатом предыдущего.

Вот они — шесть шагов, которые ведут к увеличению продуктивности разработчиков, сокращению сроков работы и качественному программному обеспечению. Но так ли это просто, как кажется на первый взгляд? Как понять, успешно ли внедрён Scrum, и сделать так, чтобы не испортить показатели ещё больше?

Сейчас много scrum-теоретиков, которые плохо понимают, как работать с реальным продуктом. Поэтому важно учиться только у тех, кто знает, что такое Scrum, на практике, разбирается во всех тонкостях не только методологии, но и её внедрения в конкретную область. Ведь этот процесс сильно зависит от продукта, который вы собираетесь создавать с помощью Scrum.

Что такое agile scrum. Смотреть фото Что такое agile scrum. Смотреть картинку Что такое agile scrum. Картинка про Что такое agile scrum. Фото Что такое agile scrum

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.

Упорядоченный список задач, над которыми scrum-команда работает при создании продукта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *