Что значит надпись зачем на заборах
Массовый стрит-арт в Москве: где искать и что значат эти надписи и наклейки
Наклейки на мусорках, дырки в сетке вокруг особняка на реставрации и разноцветные разводы на асфальте перед стадионом. Верьте или нет, но все это – современное искусство, с которым вы соприкасаетесь ежедневно.
«Зачем»
Что это? Гигантские буквы «Зачем» на заборах и стенах зданий – в центре и в промзонах.
Кто автор? Первопроходец московского уличного искусства Дмитрий Позе и его команда придумали «Зачем» еще в 90-е прошлого века.
Смысл? Смысла искать не стоит. К «Зачем» нужно относиться как к арт-манифесту, не более того.
Где посмотреть? Много где. «Зачем» – наверное, самый долгоиграющий уличный арт-проект Москвы: буквы то и дело закрашивают, но они «возрождаются» уже по новым адресам и в новой стилистике.
Наклейки с пятью непонятными словами
Что это? Черно-белые стикеры со словами «SPACER, NAMER, JUICE, COZEK, CAPTEK» на фонарных столбах и водосточных трубах в центре Москвы. Анонимные авторы (то есть, собственно, Spacer, Namer и так далее) утверждают, что расклеили собственноручно два миллиона таких наклеек.
Кто автор? Творческая группа A.D.E.D., в которую входят московские граффитчики разных поколений.
Смысл? Удивительно, но даже за таким примитивом кроется смысл. Это классический тег, один из неубиваемых базовых жанров стрит-арта. Те, кто только начинают свой путь, часто просто ходят по городу и пишут везде с помощью баллончика имя или никнейм. Группировка A.D.E.D. превращает свои прозвища в часть визуального кода города, сами становятся неотъемлемой частью Москвы.
Где посмотреть? Их в принципе сложно не увидеть. В центре города – например, на каком-нибудь мусорном баке.
Глаза в баннерах
Что это? Вырезанные глаза на баннерной сетке, «украшающей» здания на реконструкции.
Кто автор? Кирилл Кто, известный российский художник, чьи работы находятся в ММОМА и даже в Третьяковской галерее.
Смысл? Кирилла очень раздражают баннеры, поэтому он и придумал глаза, чтобы все знали, что происходит за уродливыми строительными ограждениями.
Где посмотреть? Там, где проводится реконструкция старинных зданий. Например, в Вознесенском переулке.
Птицы со стикерами вместо глаз
Что это? Бесконечно позитивные птицы и летучие мыши с большими глазами.
Кто автор? Художник и дизайнер @pigeon_frolk, он это или она – мы не смогли выяснить.
Смысл? Предполагаем, что пернатые и рукокрылые выглядят интереснее с большими глазами, чем без них.
Где посмотреть? Например, в рамках фестиваля современного искусства «КОТ!», который пройдет на Artplay 31 января.
Буквы и брызги
Что это? Гигантские граффити. Общая площадь конкретно этой работы, что на картинке, – 11 000 квадратных метров.
Кто автор? 27-летний Покрас Лампас – пионер каллиграфутуризма (сочетание каллиграфии и граффити), один из самых успешных создателей стрит-арта 2010-х.
Смысл? В этом красно-бело-зеленое граффити зашифрован новый слоган «Локомотива» на разных языках мира: «У нас свой путь».
Где посмотреть? Перед стадионом «РЖД-Арена». Улица Большая Черкизовская, дом 125, строение 1. Добавим, что с творчеством Лампаса можно соприкоснуться и в других районах города – на крыше «Красного Октября» (Берсеневская набережная, дом 6, строение 1) и в пешеходном надземном переходе, соединяющим «Атриум» и Курский вокзал (Земляной Вал, дом 33).
Благодарим Николая Стекольникова за помощь в подготовке этого материала
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Граффити-команда «Зачем»
Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.
Зарождение
А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.
Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.
Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.
Участники
В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того — ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться — кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто, активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать — открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.
Идеология
Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.
Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 — не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.
Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.
«Зачем» — граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.
Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.
Зачем создавалась «Зачем»?
«Зачем» – одна из самых знаковых и известных граффити-команд в истории российского стрит арта. Начав рисовать на московских улицах еще в конце 90-х, они до сих пор продолжают заниматься любимым увлечением в свое удовольствие.
Сегодня команду хорошо знают за пределами узких кругов стрит артеров и райтеров. Огромное количество «фирменных» надписей, а также рисунков членов банды по отдельности встречается на стенах Москвы и множества других городов.
Содержание
Немного истории
Полноценная команда «Зачем» появилась далеко не сразу. Началось все с Дмитрия Позе, а еще точнее – с его детства.
В одном из интервью он рассказывал, как еще вначале 90-х они с сестрой завели собственную традицию: оставлять везде, где они лазили и бывали, свои монограммы. В ход шли обычные мелки и фломастеры. И только годы спустя благодаря журналам Позе открыл для себя мир настоящего граффити.
Так к концу 90-х Позе с приятелем придумали свою команду – ТМС. В Москве началась волна тегов, а позднее – трейнрайтинга. Приобретала известность и мекка уличных художников – автосервис, со временем выросший в Граффити Маркет.
Позе, Мост из CGS и Сta из T4R начали целенаправленно заниматься бомбингом. Тогда и закрались первые мысли о будущем альянсе «Зачем». В тот же вечер новообразованную команду повязали и увезли в отделение. Вопрос «зачем вы это делаете» стал главным на тот вечер. Кто-то нацарапал слово «зачем» на стене КПЗ, вызвав новую волну негодования и недоумения. Естественно, все сомнения насчет названия команды (если таковые и были) отпали сами собой.
Go Vegas
Только в последние годы граффити начинает прорываться за рамки, постепенно уравнивая позиции с искусством в его более традиционных проявлениях. Задолго до этого широкие массы относились к уличным рисункам исключительно как к вандализму, а в лучшем случае – просто не замечали их, ежедневно проходя мимо.
Независимо от так называемой объективной художественной ценности той или иной работы, райтерам всегда было непросто в своем самовыражении. Именно поэтому они продолжали объединяться в целые сообщества, стремясь к поиску единомышленников, реализации глобальных идей и творческого потенциала. Именно так появился альянс Go Vegas, в которые помимо команды «Зачем» также входили ИСК, БТК, СТБ, 731 и многие отдельные художники.
В двухтысячных мир увидел журнал Go Vegas, а затем была создана мощная и обширная база работ участников.
Фильмы
Помимо художественной деятельности, среди достижений команды – несколько видеороликов и фильмов.
Говоря о «Зачем», нельзя не упомянуть еще один проект: «Дети проходных дворов», фильм 2006-го года, посвященный команде в частности и проблемам уличных активистов в целом.
Несмотря на флер некой неоднозначности, окружающий большинство подобных команд, недооценить вклад «Зачем» в развитие граффити-культуры России практически невозможно.
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
Спор о стрит-арте подчеркнул потенциал Владикавказа как культурного центра
Художник Давид Цагараев, чей рисунок поверх граффити «Зачем» на стене во Владикавказе был испорчен новыми надписями, осудил защитников нехудожественного, по его оценке, стрит-арта. Результатом дискуссии о стрит-арте может стать его развитие в городской среде и рост туристической привлекательности Владикавказа, указали эксперты в области современного искусства.
Как писал «Кавказский узел», вандалы испортили работу арт-художника Давида Цагараева, который нарисовал лотосы поверх граффити-надписей на стене в центре Владикавказа. Часть пользователей Instagram призвала наказать хулиганок, другие же осудили Цагараева за неуважение к авторам первых рисунков на стене.
Цагараев по просьбе администрации района расписал лотосами испорченную надписями стену возле Театра оперы и балета во Владикавказе. Спустя несколько дней в соцсети появилось сообщение, что новый арт-объект был испорчен — поверх цветов красной краской нанесены слова: «Зачем?». «Зачем» — одна из самых известных граффити-команд в истории российского стрит-арта, которая начала рисовать на московских улицах еще в конце 90-х годов.
Владикавказский художник Давид Цагараев, чью работу испортили члены движения «Зачем», ответил в своем Instagram на их претензии, кратко обобщив свою позицию словами, «потому что вы черти». По словам Цагараева, просьбу закрасить граффити «Зачем» он получил от чиновников в устной форме, но префект Иристонского района Дзеранов Георгий лично помогал ему в работе.
«Он даже сам принимал участие в разборе этого уродства, сам отбивал молотком эти буквы», — сказал Цагараев корреспонденту «Кавказского узла». По мнению художника, его арт-объект обнажил большие проблемы современного искусства.
Давид Цагараев участвовал в проектах творческого объединения «Портал» и известен проектами, вызвавшими дискуссию в обществе. Среди них астрологический календарь Нартов, граффити балалаечника Аслана Уратаева на историческом здании, находящемся под охраной государства.
«Ощущение, будто мертвяки проснулись и напали на живых, если (говорить) коротко о защитниках «Зачем», которые написали мне со всей страны свои пожелания «добра». Очень мрачная энергетика у вашей паствы. Значит, и сами такие. Вас объединяет идея сопротивления свету и порядку, а свободой вы только прикрываетесь, создавая хаос своим «творчеством». Главное заблуждение сторонников «Зачем» и остальных граффитистов-буквапшиков, что набор букв, раздражающий людей — это искусство. Предназначение искусства — дарить позитивные эмоции, вдохновлять людей на творчество, выражать высокие смыслы, восстанавливать, гармонизировать и лечить души. (. ) Даже если вы хотите протест, то выражайте его как-то посимпатичнее, что ли. ЗАЧЕМ приезжать в гости и навязывать нам свой проект, да ещё и так отвратительно? Где уважение? У себя вы пишите каллиграфию, а у нас уродство какое-то. И ещё удивляетесь, почему закрасили. (. ) Настоящее искусство, как Творец, для всех гениально и прекрасно. Без криков и доказательств. Когда сможете нарисовать так, чтобы ни у кого рука не поднялась закрасить, тогда и не нужно будет писать «зачем», — написал Цагараев 1 июля в своем Instagram.
Цагараев еще не решил, что делать с испорченным граффити, и пока «решил оставить всё как есть», сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Стрит-арт сцена во Владикавказе имеет свои важные особенности, обратил внимание кандидат философских наук, куратор в области современного искусства, менеджер социокультурных проектов Антон Вальковский. Будучи уроженцем Волгограда, Вальковский сам уже больше года живет во Владикавказе.
«Во-первых, о свободе и контркультурности — основных интенциях стрит-арта на заре его появления — говорить (во Владикавказе) не приходится. Сообщество райтеров прекрасно справляется с самоцензурой, закрашивая граффити, не соответствующие нормам агъдау (неписанный свод правил поведения осетина, — прим. «Кавказского узла»). Здесь можно вспомнить историю уничтожения рисунка «Одиночество» автора limb, где буквы «О» формировались из иконок дейтинговых приложений. Довольно сильное высказывание об одиночестве на граффити-стене, вероятно, по мысли немногочисленного сообщества райтеров, оказалось не соответствующим расположенной выше цитате из Коста Хетагурова. Во-вторых, есть подозрения, что некоторые последние громкие граффити-кейсы являются политически ангажированными. Так, история с граффити Аслана Уртаева будто уже и не отделима от фигуры депутата Сослана Дидарова. Сложно представить, что художник Давид Цагараев — и особенно депутат — не знают, что любые изображения в городской среде необходимо согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства и собственниками здания», — объяснил Вальковский корреспонденту «Кавказского узла».
Он полагает, что граффити с изображением Аслана Уртаева могло быть согласовано с властями — «нужно было просто занести бумагу с эскизом».
«Можно осторожно предположить, что в ситуации, когда был необходим безопасный и контролируемый общественный хайп, ничего согласовывать участникам не требовалось. Итогом стали прекрасные позировочные фотографии Давида, многочисленные эфиры Давида с Сосланом, нарушенные нормы закона и хейт в сторону Комитета по охране памятников, выполнявшего свою работу. Авторы переступили через нормы права так же легко, как и через нормы этики. Лично для меня надпись: «Зачем» на этих декоративных лотосах, закрывающих «некрасивую» предыдущую надпись — это отчаянная попытка райтеров напомнить нам, что искусство граффити возникло не для эстетизации городской среды, не как часть PR-стратегий или патриотического воспитания. И фигура Давида Цагараева, на чьих лотосах надпись появилась, здесь совершенно не случайна. Когда мы смотрим на многие изображения, созданные в городской среде в последние годы, невольно возникает навязчивый и тревожный вопрос: «Зачем?» Он, как вопрос ребенка, обрушивается на нас такой искренностью и непредвзятостью, разоблачая скрытые мотивы, что мы и правда останавливаемся, обомлев», — считает Вальковский.
Во Владикавказе регулярно «разворачиваются острые дискуссии на тонкие искусствоведческие или литературоведческие темы», обратила внимание старший научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного центра современного искусства Екатерина Гандрабура.
«Нужно сказать, что изначально роспись группы «Зачем» и надпись: «Зачем» — это настоящая форма стрит-арт искусства, которая имеет под собой протестные корни. Если же администрация города просит художника или кого-то еще украсить росписью стену, то это стрит-арт искусство не является как таковым художественным полноценным явлением, это монументальная роспись. Город Владикавказ отличается от очень многих городов тем, что для городских жителей это является важной частью их социальной активности: они имеют мнение по этому поводу, спорят, они жалуются или, наоборот, стремятся что-то сделать. Это внушает оптимизм, потому что это говорит о том, что в городе существует настоящее полноценное городское сообщество со своим мнением и со своей внутренней стратегией», — сказала она корреспонденту «Кавказского узла».
В разных городах мира практикуется разный подход к творчеству уличных художников, и, соответственно, формируется разное общественное восприятие тех или иных образцов стрит-арта. Известны примеры, когда стрит-арт становился городской достопримечательностью и в итоге приносил значительную пользу сообществу, отметила Гандрабура.
«Многие города борются со стрит-арт художниками и побеждают, но некоторые допускают существование неофициальных эстетических форм в городской среде. Например, Тель-Авив позволил стрит-арт художникам расписывать стены в одном из районов города: никто не охотится за этими росписями, их не закрашивают, а наоборот, город сделал из этого достопримечательность. Сейчас это вошло во все путеводители по Израилю, это топ самых популярных экскурсионных маршрутов по городу. Создается много рабочих мест, растет заполняемость ресторанов и экономическое благополучие того района, который еще не так давно был маргинальным. Некоторые коллекционеры обратили внимание на стрит-арт художников: в Петербурге сейчас возникает музей, сформирована база для коллекции стрит-арт работ — вплоть до того, что эти заборы или куски стен владелец покупает, реставрирует, перевозит, каталогизирует и показывает. Это тоже вызывает большой интерес у любителей современного и актуального искусства. Существуют фестивали стрит-арта, на которые приезжают художники со всего мира — и они не всегда формальны, иногда это выглядит как налёт на городскую среду. Вопрос в том, насколько город толерантен к таким культурным феноменам, насколько он глубоко может прочувствовать и испытать чувство причастности не только к официально признанному жанру, но и к тем формам, которые рождаются как крик, как протест», — добавила она.
Четких критериев, по которым можно отличить стрит-арт от вандализма, не существует, и характеристика той или иной работы остается дискуссионным вопросом, отметила эксперт.
«Стрит-арт — это протестный жанр, который несет в себе художественное высказывание, и, если оно запускает дискуссионный процесс, значит, авторы добились успеха. Если у вас на заборе написано слово из трёх букв, то, скорее всего, это вандализм, но у группы «Война» — это искусство, потому что за этим есть художественное высказывание. Мне интересно, что будет происходить с этой надписью (во Владикавказе) дальше: как мне кажется, это и есть настоящая городская жизнь и настоящий культурный процесс по воспитанию городской толерантности, какого-то нового эстетического языка», — заключила Гандрабура.
источник: корреспондент «Кавказского узла»