Что такое абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм — самый знаменитый американский стиль современной живописи
Абстрактный экспрессионизм (от латинских слов abstractio — «отвлечение» и expressio — «выражение») — движение в изобразительном искусстве середины ХХ века, для которого характерно спонтанное отображение художником в картинах собственного внутреннего мира и эмоциональных переживаний. Приверженцы абстрактного экспрессионизма в своих работах полностью полагались на бессознательное, свободное от законов логики и контроля разума творчество, полностью отказавшись от изображения объектов реального мира.
Абстрактный экспрессионизм нельзя назвать однородным художественным течением. Напротив, это направление объединяет множество разнообразных стилей, методов и техник, которые его сторонники использовали для написания произведений.
История абстрактного экспрессионизма
Абстрактный экспрессионизм в качестве полностью сформированного направления в живописи появился лишь в 40-х годах ХХ века, но его истоки в мировой культуре можно обнаружить гораздо раньше.
Впервые термин «абстрактный экспрессионизм» был представлен на суд широкой публики на страницах журнала Der Sturm для обозначения художественного стиля немецких экспрессионистов еще в 1919 году. А спустя 10 лет, первый директор Нью-Йоркского Музея Современного искусства Альфред Барр (Alfred Barr) применил этот термин по отношении к творчеству основателя абстракционизма Василия Кандинского. Но тогда название так и не прижилось в кругах искусства.
У абстрактного экспрессионизма можно обнаружить множество стилистических совпадений с разными авангардными течениями начала ХХ века. По эмоциональной напряженности произведений он близок немецкому экспрессионизму, футуризму и синтетическому кубизму. Из сюрреализма движение заимствовало стремление к спонтанному отображению в картинах глубин подсознания.
В начале 1940-х гг. в США возникли очевидные предпосылки для появления нового художественного движения. В те времена, спасаясь от преследований нацистов, в Америке поселились многие видные европейские художники-авангардисты, которые оказали заметное влияние на мировоззрение местных мастеров живописи.
Начало Второй мировой войны привело к кризису традиционных человеческих ценностей, в том числе, в сфере изобразительного искусства. Это неизбежно отразилось на творческих личностях, многие из которых начали искать новые, революционные способы самовыражения.
Колыбелью нового художественного движения стал Нью-Йорк, где жили и работали большинство будущих основоположников абстрактного экспрессионизма. В 1948 году 15 живописцев-единомышленников, объединившись, устроили бойкот выставке в Музее Современного Искусства. Журналисты издания Life назвали бунтарей The Irascibles — «Раздраженные», а критики — абстрактными экспрессионистами.
С момента возникновения новое движение было весьма разнородным. Джексон Поллок (Jackson Pollock) стал основоположником «Живописи действия», Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) предпочитал работать в манере гротескного фигуративизма, а Марк Ротко (Mark Rothko) изобрел «Живопись цветового поля». Эти художественные техники значительно отличаются между собой с эстетической точки зрения, но их объединяют общие цели и идеи, а также предельная непосредственность самовыражения автора.
Именно благодаря абстрактному экспрессионизму Нью-Йорк со временем превратился в один из самых влиятельных центров мирового изобразительного искусства. У движения появилось множество последователей в странах Европы, но большинство его сторонников жили и работали в США.
Абстрактный экспрессионизм, как и подобает ультрасовременному художественному движению, недолго оставался в центре внимания мировой публики. Уже к концу 1950-х интерес к нему быстро исчез, а работы сторонников перестали привлекать критиков. Но он оказал огромное влияние на последующие поколения художников и стал надежным фундаментом современного американского искусства.
Отличительные особенности абстрактного экспрессионизма
К основным отличительным особенностям абстрактного экспрессионизма можно отнести:
Знаменитые художники — абстрактные экспрессионисты
Среди наиболее известных художников — абстрактных экспрессионистов особо выделяются:
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести произведения разных стилей, жанров и исторических эпох. Здесь же можно купить абстрактные картины напрямую у современных художников, в том числе последователей абстрактного экспрессионизма.
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм – массовое движение в американской живописи середины XX века. Термин происходит от латинских слов abstractio – «отвлечение» и expressio – «выражение».
Основные черты
Для абстрактного экспрессионизма характерно спонтанно изображать собственный внутренний мир художника и его эмоциональные переживания. Представители этого направления изобразительного искусства в своих полотнах полностью отдавались бессознательному, неподвластному законам логики и разума творчеству, в котором не было места изображению объектов реального мира.
В абстрактном экспрессионизме нет единого четкого стиля, напротив, в нем сочетаются множество художественных техник и приемов. Приверженцы этого течения часто прибегали к использованию изменчивых физических свойств красок для подчеркивания личного эмоционального переживания.
Основные особенности картин абстрактного экспрессионизма:
История
Первое упоминание термина «абстрактный экспрессионизм» относится к 1919 году. Он присутствовал в журнале «Der sturm» при описании стиля немецких художников-экспрессионистов. Через 10 лет этим же термином директор Музея современного искусства Нью-Йорка Альфред Барр охарактеризовал творчество Василия Кандинского. Однако очевидные предпосылки появления нового художественного направления возникли лишь в 1940-х годах в США.
В тот период в Соединенные Штаны перебрались многие авангардисты из Европы, которые боялись преследования со стороны нацистов. Они оказали значительное влияние на творчество местных живописцев.
Вторая мировая война способствовала кризису традиционных человеческих ценностей, который не обошел стороной и изобразительное искусство. Это отразилось в творчестве многих художников того периода. Они стали искать революционные способы самовыражения.
Творческая зрелость художников, относящихся к абстрактному экспрессионизму, приходится на 1930-е годы – период Великой депрессии в Америке. Именно в это непростое для страны время начал зарождаться новый, истинно американский художественный стиль, которому была присуща монументальность, романтические настроения и сложные аспекты личной свободы. Абстрактные экспрессионисты видели живопись как противоборство самовыражения и хаоса бессознательного.
Известные художники
Большая часть представителей абстрактного экспрессионизма проживала и творила в Нью-Йорке. В 1947 году Джексон Поллок стал основателем «живописи действия». Его техника заключалась в нанесении краски посредством хаотичного разливания и разбрызгивания ее на горизонтально расположенный холст. Его картины не были фигуративными, сюжет, с точки зрения зрителя, в них отсутствовал. Одной из знаковых работ художника считается полотно под названием «Номер 1 (Лавандовый туман)».
Виллем де Кунинг создал собственную технику в энергичной и агрессивной манере, где абстракции сочетались с фигуративными элементами. Наиболее известным его произведением считается картина «Дверь к реке».
Важнейшей группой абстрактных экспрессионистов считаются мастера, которые обрели самовыражение в «живописи цветового поля», изобретенной Марком Ротко. Это были простые по исполнению композиции с крупными областями одного цвета, которые должны были вызывать у зрителя медитативные и созерцательные настроения.
Крупнейшими художниками абстрактного экспрессионизма также являются:
К началу 1960-х годов интерес к данному направлению постепенно иссяк, однако абстрактный экспрессионизм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Он стал фундаментом современной американской живописи и сделал Нью-Йорк культурным центром мирового значения.
Марк
Ротко
Абстрактный экспрессионизм
Разберемся с определением
Ключевые моменты
1. Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е годы. На них существенно повлияла эра «левой» политики, и основной их ценностью в искусстве было выражение личного опыта. Некоторые из них в разное время отказались от прежних радикальных политических взглядов, но многие продолжали держаться за образ принципиальных авангардистов, протестующих по обочинам дорог.
2. Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали себя провинциалами, изолированными от мира искусства. Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением. Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу – монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы.
3. К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей из самых разных областей. На «орбите» этого художественного направления вращались, к примеру, скульпторы (Дэвид Смит) и фотографы (Аарон Сискинд).
4. Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США (по большей части – в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов, которые оказали существенное влияние на абстрактных экспрессионистов благодаря своему стилю и сосредоточенности на бессознательном. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать их отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.
Начало: искусство, рожденное Депрессией
Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры: Аршиль Горки, который создавал суггестивные биоморфные формы с помощью тонких линий и использовал в работе жидкую краску, и Ганс Гофман, работы которого отличают динамичные и текстурные мазки, но при этом традиционная композиция.
Как уже было сказано, многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных опытов и экспериментов в 1930-е годы. Великая Депрессия породила два популярных художественных движения – риджионализм и социальный реализм
. Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников, сосредоточенную на поисках богатого содержания и глубокого смысла, на живописи, лишенной провинциализма и откровенной политической окраски. Однако было у Великой Депрессии и одно преимущество, если можно так выразиться. В это время правительство США создало несколько мощных государственных программ по обеспечению безработных американцев рабочими местами, что позволило многим начинающим художникам начать успешную карьеру.
Как бы там ни было, многие художники, испытавшие на себе ужасы Великой Депрессии, в начале своего творческого пути вынуждены были обращаться к риджионализму и социальному реализму. Большинство из них впоследствии отказались от этих стилей, но смогли многое из них почерпнуть для дальнейшей работы. В частности, из этих первых работ родилась убежденность абстрактных экспрессионистов в том, что искусство должно быть основано в первую очередь на личном опыте. Работа над муралами вдохновила их на создание монументальных абстрактных полотен в дальнейшем. А совместная работа на правительство США помогла этой разношерстной публике держаться вместе, когда начало зарождаться новое художественное движение.
Для того чтобы дать этому движению жизнь, сложилось много факторов. В 1947-м Джексон Поллок изобрел «капельную» технику. В следующем году в галерее Чарльза Эгана прошла важная выставка работ Виллема де Кунинга. Барнетт Ньюман создает полотно-прорыв «Единство 1», а Марк Ротко начинает писать картины-«мультиформы», предшественники самых популярных его работ зрелого периода. После того, как полтора десятка художников устроили бойкот выставке современного искусства в Музее Метрополитен, их запечатлели на групповом фото для журнала Life и окрестили «Раздраженными» («The Irascibles»). Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи.
«Раздраженные»: Теодорос Стамос, Джимми Эрнст, Барнетт Ньюман, Джеймс Брукс, Марк Ротко, Ричард Пузетт-Дарт, Уильям Базиотис, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл, Бредли Уокер Томлин, Виллем де Кунинг, Адольф Готтлиб, Эд Рейнхардт и Эдда Стерн.
Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то, что большинство из них жили и работали в Нью-Йорке, который уже в то время славился огромной сетью музеев и галерей, регулярно проводившими выставки даже самых смелых и неоднозначных художников. В Музее современного искусства демонстрировались экспозиции «Кубизм и абстрактное искусство», «Фантастическое искусство, дадаизм
, сюрреализм» и масштабная ретроспектива работ Пикассо. А в 1939 году в Нью-Йорке открылся Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Соломона Гуггенхайма), славившийся своей внушительной коллекцией работ Василия Кандинского.
Абстрактный экспрессионизм: кураторская подборка картин художников
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм – довольно необычное для восприятия непогруженного человека направление в живописи. Возможно, вы уже слышали ранее имена: Джексон Поллок, Марк Ротко, Вильям де Кунинг. Даже если не слышали, наш куратор, искусствовед и представитель этого направления в живописи Мария Горбунова, расскажет в чем же суть, и поделится своей подборкой художников абстрактного экспрессионизма и их яркими работами. Начнем!
На фото: художник Горбунова Мария
«Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало».
П. Клее
Абстрактный экспрессионизм в живописи достаточно мало освещается в русскоязычных изданиях и довольно сложно воспринимается отечественным зрителем в силу своей внутренней закрытости. Для того чтобы читать такие работы необходим контекст, как и в восприятии любого другого предмета культуры и искусства.
Течение зародилось в г. Нью-Йорке в 1940-1950 г.г. Живописное полотно стало восприниматься, как некое поле для действия. Живопись действия, сам процесс, в который включается и зритель, является ключевым в творчестве Джексона Поллока и Вильяма де Куннинга, ярких представителей американского абстрактного экспрессионизма.
Jackson Pollock, Number 1A, 1948
Идея свободы волновала многих в послевоенные годы. Действие носило метафизическую природу, плотно прилегая к философии и этике. Художник стремится общаться со зрителем не посредством готового посыла (знака, символа, изображении некой религиозной, либо литературной фабулы), скорее стремится изобразить некий живописный процесс и втянуть зрителя в этот процесс создания, процесс написания работы.
Считаю нужным еще сказать пару слов о минимализме в творчестве Марка Ротко и других представителей живописи цветового поля в рамках направления абстрактного экспрессионизма.
Mark Rothko, Orange and Yellow, 1956
Я часто слышу, что минимализм лишен характера, некоторые утверждают, что он беден. И наконец мой нелюбимый аргумент: «Я и сам мог сотворить нечто подобное».
Принципы минимализма можно отыскать не только в живописи, но и в музыке, архитектуре, дизайне. Сокращая избыточное, мы видим только то, что имеет самое важное значение. У Ротко это цвет. Цвет – эмоция, ничего более. Вы просто проваливаетесь в этот цветовой портал, а на другой стороне вы сами с вашими внутренними переживаниями и мыслями по поводу. Учитесь созерцать, друзья мои, учитесь проникать внутрь объекта. Рефлексия – это то, что мы теряем, заменяя на шаблонное восприятие, реакции, которые вырабатываются автоматически, не идут изнутри.
Мы не будем углубляться в историю, расскажу вам о современных художниках, работающих в этом направлении и представленных в нашей галерее. Желаю вам приятного просмотра и понимания себя и мира вокруг себя!
Абстрактный экспрессионизм: художники галереи SMART
Познакомимся поближе с современными представителями абстрактного экспрессионизма и попробуем совершить погружение в их работы. Попросили художников прокомментировать особенности направления и их собственного творческого процесса, чтобы вы могли почувствовать их эмоции.
Формула искусства абстрактного экспрессионизма: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь — освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг).
Игорь Михайленко
«Абстрактное искусство ближе к музыке, в нем нет сюжета, узнаваемых предметов и героев, присутствует только внутренний драматизм, эмоциональный посыл.
Работы художника Игоря Михайленко, «Landscape» и «Black. Red»
Дария Афанасьева
«Наряду с абстракционизмом, минимализмом, поп-артом и экспрессионизмом, абстрактный экспрессионизм является одним из основных стилей в моем творчестве. Зачастую, не в чистом виде, а в моем собственном миксе этих стилей.
Работы художника Дарии Афанасьевой, «Blue River Rift» и «Red Romance»
Константин Инал-Ипа
Константин Инал-Ипа является ярким представителем абстрактного экспрессионизма. Художник сознательно отказывается от любых намеков на фигуративность. Его работы отличаются особой глубиной, высокой концентрацией разнообразных эмоциональных состояний. Константин относится к художникам, которые очень тонко работают с цветом и придают не малое значение качеству живописной поверхности, ее фактуре. Необходимо отметить мастерскую работу художника с цветовой тональностью в работе над холстом.
Работы художника Константина Инал-Ипа «Пейзаж» и «Белая ночь»
Андрей Скрипка
В целом стилистика работ Андрея Скрипки отсылает к стилистике живописных полотен известного американского художника-абстракциониста Сая Твомбли. Работы отличаются особой экспрессивной манерой нанесения красочного слоя.
В работе Состояние #49 мы можем отметить сочетания пятен и линий (линии иногда — это подтеки) + художник использует пастельные мелки, компоновка элементов построена по принципу сгущение-разряжение.
Работы художника Андрея Скрипка «Состояние #49» и «SITUATION #46»
Мария Горбунова
Немного расскажу и о себе. У меня есть серия живописных работ, которые отражали состояния и были психологическими портретами близких людей. Люблю экспрессионизм — за его эмоциональную насыщенность хода. Порыв здесь играет очень большую роль. Ты творишь не в спокойном равновесном состоянии, а подбираешься к пику, к острию, на котором что-то и создается. К тому же важно было выплеснуть отношение к человеку, показать эмоциональную изнанку, трагизм ситуации. Надо сказать, что и люди мне попадаются непростые — скажем так, с трагическим изъяном. Их нельзя назвать удачливыми, успешными. Они пережили нечто очень сильное и обладают духовным опытом, который позволяет им видеть мир не так, как большинство. Работа над впечатлением о таком человеке как раз и подразумевает создание не внешней картинки, а внутреннего ландшафта.
Исходя из того же внутреннего настроенческого ощущения, я делала серию абстракций в пейзаже. Но композиция и язык, которыми я пользовалась, были больше связаны с самой с природой. Форма и цвет — средства языка, который отражает настроение. Туда же включается фактура, ширина мазка. Величина холста, что немаловажно.
Работы художника Марии Горбуновой «Nest monotype» и «Подсознание. Серия «Адаптация»
Абстрактный экспрессионизм: картины в интерьере
В рамках нашего погружения в искусство абстрактного экспрессионизма хочу также показать вам, как такие картины могут выглядеть в интерьере – страстно, ярко, индивидуально и отражать именно вас, потому что художник оставляет вам достаточную долю свободы, чтобы сделать его работу лично вашей, связать ее с вашей персоной и тем, что именно у вас внутри.
Картина художника Марии Горбуновой в интерьере прихожей
Картина художника Андрея Скрипка в интерьере столовой