Что такое абстрактные типы собеседников
Классификация абстрактных типов собеседников
Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.
Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своїй позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:
· постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;
· не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
· если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;
· прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;
· постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
· беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
· в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.
2. Позитивный человек. Это самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:
· побуждать его к активному участию в дискуссии;
· стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
· в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.
3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:
· посадить его рядом с ведущим беседу;
· время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
· попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;
· предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
· иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.
4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все учасники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться:
· как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;
· когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
· если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;
· спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
· заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.
5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходится особенно деликатно:
· задавать ему ясные, конкретные вопросы;
· продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;
· если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
· помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;
· решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;
· применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы інтересно (полезно) услышать ваше мнение»;
· специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.
6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:
· заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;
· применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерве попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:
· задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;
· выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;
· задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;
· постараться выяснить, что интересует лично его.
8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являються следующие:
· нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
· время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
· не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;
· не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;
· до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что. »
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
· на вопросы информационного характера отвечать сразу;
· при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;
· при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;
· сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.
8.4. КЛАССИФИКАЦИЯ «АБСТРАКТНЫХ ТИПОВ» СОБЕСЕДНИКОВ
Еще с давних времен с большим или меньшим успехом люди пытались различными способами классифицировать отдельные явления, события и даже людей, разделить их на группы и подгруппы, объединяя по общим чертам.
Автор также не мог игнорировать эту потребность — лишить собеседников анонимности и описать личность «делового собеседника» — главное действующее лицо всей книги. Поэтому здесь приводится классификация в форме рабочих примеров, что еще больше подчеркивает условный характер классификаций наиболее часто встречающихся в деловом мире «абстрактных типов» собеседников. Этот «абстрактный собеседник» является воображаемой психологической моделью, снабженной определенными характерными чертами, имеющими значение для подготовки и проведения деловой беседы. Конечно, в жизни в чистом виде эти типы не встречаются — существуют живые люди из плоти и крови, которым свойственны в большей мере некоторые из перечисленных особенностей одного типа или комбинации нескольких «абстрактных примеров» собеседников. Но в любом случае имеет смысл показать каждому человеку возможные «теоретические модели» собеседника таким образом, чтобы он мог составить что-то вроде памятки для более детального обдумывания и определения личности своего будущего собеседника.
Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же собеседник часто меняет свой «классификационный тип» в зависимости от хода беседы, позиции своих деловых собеседников, общих и личных интересов, которые они представляют и отстаивают. С учетом этого следует все время помнить: неподготовленный человек, ведущий беседу, может быстро и с легкостью вызвать у самого простосердечного и добродушного собеседника позитивного типа активную неприязнь. Сколько раз нам приходилось быть свидетелями таких вынужденных превращений собеседников?
Основными критериями, в соответствии с которыми составлена наша классификация типов деловых собеседников, являются:
откровенность и искренность собеседника; владение приемами общения с другими участниками беседы;
заинтересованность в теме и успехе беседы.
В классификации представлено девять «абстрактных типов» собеседников, символическое изображение которых в юмористической форме дано на рис. 33.
1) Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:
обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;
всегда оставаться хладнокровным и компетентным; неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировались его словами;
когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;
привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;
беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее;
за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».
Рис. 33 Основные абстрактные типы собеседников и май с ними общаться |
1. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
вместе выяснять и завершить рассмотрение отдельных случаев;
следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;
в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа;
в группе собеседника посадить его там, где есть свободное место.
3) Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил:
посадить его рядом с ведущим беседу; время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;
дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.
4) Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться:
как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;
когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;
спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову», затем чтобы только посмотреть на них под новым углом зрения.
5) Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно.
С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:
задавать ему легкие информативные вопросы; ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений; помогать ему формулировать мысли; решительно пресекать любые попытки насмешек; применять ободряющие формулировки типа: «Все бы хотели услышать и Ваше мнение»;
специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.
6) Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным ею внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
заинтересовать его в обмене опытом; спросить его: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему»?;
в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения.
7) Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:
задавать ему вопросы информативного характера: придать теме беседы интересную и привлекательную форму;
задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его.
8) «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами нашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующие:
· нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе; нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение;
· не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
· всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;
· очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да. но».
9) Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в беседе? Здесь может помочь следующее:
все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу;
сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.
Цель нашей классификации собеседников — показать читателю разнообразие их типов и указать на возможность самостоятельных исследований в этом направлении. Мы не случайно уделили больше внимания тем типам собеседников, которые запутывают деловую беседу и даже мешают ее проведению. Это сделано для того, чтобы помочь как можно точнее определить эти типы в наших собеседниках и чтобы читатель, ведущий беседу, мог в ходе её подготовки и проведения учесть их особенности и настроения и своевременно и соответствующим образом на них отреагировать. С положительно настроенным, спокойным, готовым к сотрудничеству и искренним собеседником можно с успехом провести самую сложную и деликатную деловую беседу. Поэтому такие люди объединены в одной группе положительных собеседников (позитивный человек), хотя и их можно было бы разделить на несколько более конкретных типов.
Классификация «абстрактных типов» собеседников
Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник — это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. (Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.
Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.
В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:
§ постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;
§ не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
§ если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;
§ прежде, чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;
§ постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
§ беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
§ в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.
2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:
§ побуждать его к активному участию в дискуссии;
§ стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
§ в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.
3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:
§ посадить его рядом с ведущим беседу;
§ время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
§ попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;
§ предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
§ иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.
4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться:
§ как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;
§ когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
§ если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;
§ спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
§ заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.
5. Трусишка.Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходится особенно деликатно:
§ задавать ему ясные, конкретные вопросы;
§ продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;
§ если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
§ помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;
§ решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;
§ применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;
§ специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.
6. Хладнокровный, неприступный собеседник.Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:
§ заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;
§ применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:
§ задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;
§ выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;
§ задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;
§ постараться выяснить, что интересует лично его.
8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:
§ нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
§ время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
§ не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;
§ не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель — конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;
9. Почемучка.Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
§ на вопросы информационного характера отвечать сразу;
§ при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;
§ при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;
§ сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.
Цель приведенной классификации — показать разнообразие типов собеседников. Каждый при желании может продолжить и уточнить классификацию, основываясь на собственном опыте организации и проведения деловых бесед.
Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.
Обнаружили ли вы в себе характерные черты какого-либо из описанных типов? Если да, то постарайтесь ответить на вопрос, что лежит в основе подобного вашего поведения?
ИСТОКИ ЗАМЕЧАНИЙ
Познакомимся с причинами, которые толкают наших собеседников на замечания и возражения.
Чисто защитная реакция. Она возникает, когда собеседник не понял нашей аргументации или просто хочет возразить. Зачастую это бывает естественное сопротивление, оказываемое всему новому, в том числе потоку информации, требующему неприятного и мучительного доучивания и изменения своего мнения. Последствия: отговорки, замечания, возражения.
«Спортивная» позиция. Наш собеседник — человек «по-спортивному» настроенный, поэтому он склонен к соперничеству в беседе и проверке наших способностей. Он хочет узнать:
—насколько мы опытны;
— с какими трудностями можем справиться;
—границы наших возможностей;
— насколько далеко он может зайти по отношению к нам (это ему особенно важно знать до того, как он начнет выдвигать свои крайние требования);
— как мы выходим из неприятных положений.
Разыгрывание роли. Собеседник считает, что он находится в исключительном положении в данной ситуации. Его роль не зависит от действий присутствующих; он—хозяин положения, который мгновенно замечает и устраняет все слабые места в беседе.
Другой подход. У собеседника другое мнение, иная точка зрения, что чаще всего является результатом того, что он оперирует устаревшими сведениями или опирается на «классические» идеи и теории.
Несогласие с предложенным методом решения. Мы в недостаточной степени приспособили аргументацию к особенностям характера собеседника (типичное замечание: «Я это вижу совсем по-другому») или же сделали акцент на особенностях и отрицательных характеристиках, а не на преимуществах и возможностях объекта беседы.