Что такое абсолютизм и как он установился в россии
Абсолютизм в России: от Ивана Грозного до Николая II
Развитие абсолютизма – важный этап в истории России. Государственное устройство, при котором монарх имел неограниченную власть, было широко распространено в Европе. Правитель опирался на мощный аппарат чиновников и сильную регулярную армию. Духовенство также было подчинено главе государства. В отличие от прочих европейских держав, абсолютизм просуществовал в России вплоть до XX века и стал историей лишь с приходом к власти большевиков.
Основные характеристики абсолютизма
Ключевым отличием государственного строя при абсолютизме является централизация власти. Помимо этого для такого типа правления характерны:
Абсолютизм в Европе
Возникновение абсолютизма относят к периоду разложения феодальных отношений и зарождению капиталистических. Через данную форму правления в свое время прошли все европейские государства, но в каждом были свои нюансы.
Зарождение абсолютизма в Европе относят к XV столетию, когда получили развитие капиталистические отношения. Но наиболее ярко он проявился в XVII веке во Франции. В Англии абсолютная монархия расцвела в «золотой век» — период правления Елизаветы I. Британский вариант абсолютизма отличался от классической формы. Власть в стране королева делила с парламентом. Еще одним существенным отличием было отсутствие регулярной армии.
В Германии на тот момент существовала территориальная раздробленность, поэтому абсолютизм там формировался на уровне отдельных княжеств, а не страны в целом.
Пик абсолютизма в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII века. В эпоху Просвещения его идеи подхватили многие философы, писатели и ученые мужи. После революции во Франции абсолютная монархия в Европе постепенно начала вытесняться демократическими веяниями. В России же абсолютная власть императора сохранялась до начала XX столетия, то есть до отречения от престола Николая II.
Формирование абсолютной монархии в России
Первыми предпосылками формирования абсолютизма в Российском государстве можно считать изменения формы государственной власти при Иване Грозном. Однако быстрый рост в этом направлении стал заметен в XVII веке, в начале которого к власти пришел молодой царь Михаил Федорович Романов.
После восшествия на престол он стал опираться на Земские соборы, которые в начале его правления проводились ежегодно. Со временем власть царя становилась все крепче, а соборы созывались все реже и реже. В боярской думе стало больше родственников Михаила Федоровича и приближенных к нему лиц. Также росло число думных дьяков.
Преобразование политического строя в абсолютную монархию стало очевидно при его сыне, Алексее Михайловиче. Ключевым этапом формирования нового государственного строя стало издание Соборного уложения – свода законов Русского царства, по которым оно будет жить следующие 200 лет. Соборное уложение определяло статус правящего монарха, преступления против которого карались смертной казнью.
В 25 главах уложения были зафиксированы изменения в судебном и уголовном законодательстве, регламентировано устройство и порядок государевой и военной службы, регулировались важнейшие отрасли управления государством, такие как прикрепление крестьян к земле, порядок пересечения государственной границы, установление статуса поместий и вотчин.
С принятием Соборного уложения авторитет самодержавного и наследного правителя значительно возрос.
Церковные реформы, проводимые патриархом Никоном при изначальной поддержке Алексея Михайловича, спровоцировали раскол среди верующих. Стремясь сделать Россию всемирным центром Православия, Никон проповедовал идею, суть которой сводилась к лозунгу «Священство выше царства». Такой поворот был неприемлем для царя, поэтому созванный им Церковный собор отстранил патриарха-новатора от дел, но нововведения его утвердил. Таким образом, церковь еще больше подчинилась государству и, в частности, самодержцу.
Новый виток развития абсолютной монархии пришелся на годы правления Петра Великого. Именно при нем эта форма правления официально обрела законодательную базу. По указанию царя Феофан Прокопович подготовил устав, легший в основу деятельности Священного Правительствующего Синода – высшего органа церковно-государственного управления. Духовная коллегия была утверждена Петром в 1721 году, а позже его признал и Вселенский патриарх Иеремия III.
Главной целью создания Синода было окончательное подчинение духовенства монарху и государству. Членов коллегии назначал непосредственно государь, что еще более усилило его власть и статус.
Заключительным этапом становления абсолютизма в России можно назвать принятие Петром I титула императора. С тех пор абсолютная монархия лишь крепла. Так, период правления Екатерины Великой был назван историками «просвещенным абсолютизмом». Императрица считала абсолютную монархию единственно приемлемой формой правления в такой огромной стране, как Российская империя. Разработанный ей «Наказ» стал для абсолютизма надежным документальным фундаментом.
В XIX столетии государственный строй в России претерпел некоторую трансформацию. Особенно сильно на него повлияла частая смена курса внешней политики и кардинальные реформы, реализованные в 60-х годах.
Абсолютизм в форме самодержавия продержался в России до самого свержения династии Романовых. Его главной отличительной чертой на последнем этапе можно считать слабость русской буржуазии.
Историческое значение
В XVII-XVIII столетиях абсолютизм выступал в роли своеобразного катализатора развития государства. Он был направлен на борьбу с феодализмом, ликвидацию раздробленности и объединение страны. Духовенство было подчинено светской власти. Был заметен прогресс в экономическом развитии. Централизация власти и сильная армия на регулярной основе позволяли успешно купировать народные восстания и проводить военную экспансию государств-соседей.
В то же время формировалась новая прослойка населения – дворяне, служившие монарху поддержкой и опорой. Нередко правители России делали послабления и вводили улучшения в положение дворянства, что вело к еще большему социальному расслоению и недовольству простого народа. Нередко это недовольство перетекало в бунты, достаточно вспомнить историю восстания Емельяна Пугачева.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Абсолютизм Петра I
Корона Российской империи
Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести».
Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный). Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.
Особенности абсолютизма
Монарх устанавливает налоги, распоряжается государственными финансами. При абсолютной монархии достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый и многочисленный бюрократический аппарат (налоговый, судебный и др.), постоянная армия, полиция. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство.
На определённом этапе развития государства абсолютизм играет прогрессивную роль: уничтожает политическую раздробленность, содействует экономическому единству, развитию новых отношений и процессу формирования наций и национальных государств.
Политика меркантилизма, которую проводит абсолютная монархия, содействует процессу первоначального накопления, это в интересах дворянства. Оживляется экономическая жизнь, а новые денежные ресурсы используются для укрепления военной мощи государства.
Абсолютная монархия существовала во многих европейских странах, но особенно ярко воплотилась во Франции, достигнув своего расцвета в XVII веке при Ришелье (Людовике XIII) и Людовике XIV. А в Испании абсолютная монархия переросла в деспотизм.
Во второй половине XVIII века в некоторых странах Европы отмечается Просвещенный абсолютизм.
Формы абсолютизма в различных странах были разными, они зависели от соотношения дворянства и буржуазии и их влияния на политику.
Символы просвещенного абсолютизма
Абсолютизм в России
Абсолютизм в России установился, конечно, не сразу и не по личному желанию правителя. Это был длительный процесс, который начался со второй половины XVI века, со времен Ивана Грозного, с ликвидации удельной раздробленности и закончился насильственным путем в 1917 году.
О характере русского абсолютизма среди российских историков нет единого мнения, мы также не будем в данной статье рассматривать различные точки зрения о причинах перехода России к абсолютизму и другие проблемы русского абсолютизма. Поговорим лишь об абсолютизме Петра I. И если исходить из характеристики понятия «абсолютизм», данной выше, то абсолютизм Петра полностью этой характеристике соответствует.
Абсолютизм Петра I
Форсированное оформление русского абсолютизма пришлось на конец XVII – начало XVIII веков. Петр I начал проводить политику меркантилизма в экономике и торговле, стал формировать новую идеологию и культуру, расширять пределы Российского государства, укреплять и расширять крепостнические порядки. Все эти преобразования требовали сосредоточения полноты власти в одних руках: в руках монарха.
Рационализм и прагматизм Петра проистекал из особенностей его биографии, из особенностей того времени, в котором он формировался и из личных его качеств. А качества эти были: тяга к знаниям, восприимчивость ко всему новому, живой и быстрый ум. Знакомство с иностранцами и европейской культурой пришлось на его отроческие годы, что сыграло немаловажную роль в становлении взглядов и принципов. Но когда Петр фактически уже стал царем, некоторое время непосредственная власть находилась в руках родственников Петра, в основном Нарышкиных, которые мало заботились об интересах государства. По словам Б.И. Куракина, это правление было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная». Умный молодой царь все это понимал.
Император Петр I. Гравюра с картины Беннера
Активная государственная деятельность самого Петра началась с первого Азовского похода в 1695 году. Петр осознавал, что мощную турецкую крепость не удалось взять из-за отсутствия флота, поэтому он начал энергичную подготовку ко второму походу: на верфях Воронежа организовал строительство галер и уже в 1696 взял Азов.
Далее Петр создает «Великое посольство», в котором он лично участвовал под именем Петра Михайлова, для более тщательного изучения политической обстановки, экономических и культурных достижений стран Западной Европы. Эта поездка привела к решению царя переориентировать внешнеполитический курс России и создать антишведскую коалицию, пригласить иностранных специалистов на русскую службу, отправить русских дворян на обучение в Европу, закупить вооружение, а после известия о стрелецком бунте в 1698 году он твердо решил проводить коренные преобразования в стране, которую он, побывав в Европе, увидел отсталой и слабой.
Он осознал свое положение монарха как слуги государству и этому отныне подчинил всю свою деятельность. Часто он игнорировал личные интересы ради государственных, за государственные преступления наказывал беспощадно. Он старался «для общего блага» и привлекал к этому всех. А благо для государства он видел в развитии промышленности, активной внешней торговле, внутренней и внешней безопасности. Он думал, что для достижения этих целей народ все время надо подгонять и строго за ним следить, ибо «наш народ – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». Этим и объясняется его жестокость.
Абсолютизм характеризуется тем, что прекращает деятельность органов, существующих в сословно-представительной монархии (Земский собор, Боярская дума), и государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, что и делает Петр, заменив Боярскую думу командой единомышленников. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (административно-финансовый контроль в государстве). Ее работой руководил приближенный Петру I Никита Зотов. Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало обычно 8 человек, которые управляли различными приказами. Это совещание получило название Консилии министров, фактически это был Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.
После образования Сената Консилия министров и Ближняя канцелярия и прекратили свое существование.
Далее Петр изменяет порядок престолонаследия. Указом 1722 г. он утверждает за собой право назначения преемника, отныне престолонаследие не связано с родством. К сожалению, Петр умер, не назначив преемника, и это положило начало длительной борьбе за престол, которую называют эпохой «дворцовых переворотов».
Я. Веникс «Портрет Петра I»
В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, система коллегий предусматривала разделение администрации на определенные ведомства, это создавало более высокий уровень централизации.
Указами от 11 декабря 1717 г. и от 15 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.
Императору Петру I принадлежала законодательная и исполнительная власть в государстве. Он был последней и высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактически главой русской церкви: в 1721 г. была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю.
Символы Российской империи
Укрепление абсолютизма в России продолжалось и после Петра I, особенно ярко оно воплотилось в царствование Екатерины II. Для характеристики ее времени используют термин «просвещенный абсолютизм», она была привержена идеям Просвещения, по крайней мере, на словах.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Особенности абсолютизма в России
«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.
А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».
Абсолютизм как общее явление для стран Европы
Символы абсолютной монархии
При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.
В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.
После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.
При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.
Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.
Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.
Абсолютизм в России
В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: Абсолютизм Петра I. И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение — в 1917 г.
П. Деларош «Портрет Петра I»
Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.
Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.
Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»
Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.
Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:
В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.
Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века
Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698—1715 гг.)
Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.
К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное — Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.
После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.
После Петра I
Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия»
Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.
Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.
Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.
Наказ Екатерины II
Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.
Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.
В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.
Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.
Кстати…
В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.
Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.