Что такое абонентский договор на оказание услуг
Статья 429.4 ГК РФ. Договор с исполнением по требованию (абонентский договор) (действующая редакция)
1. Договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
2. Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Комментарий к ст. 429.4 ГК РФ
1. Впервые в комментируемой статье ГК упомянуты договоры с исполнением по требованию (абонентские договоры). В п. 1 комментируемой статьи дано определение этого договора.
Суть этого договора состоит в том, что одна из сторон (абонент) получает право в течение срока действия договора требовать от другой стороны исполнения в тот момент, в который ей это будет нужно, и в том объеме, который ей будет нужен.
Абонентский договор находит широкое применение в сфере бытовых услуг. На основе абонементного обслуживания строятся отношения по оказанию оздоровительных услуг (посещение бассейна, фитнеса и др.), когда покупается абонемент на определенный срок, и даже если клиент реально не получает эту услугу, то деньги ему не возвращают. Аналогичное правило действует и в отношении жилищно-коммунальных услуг, когда собственники и наниматели жилых помещений должны их оплачивать независимо от того, пользуются они ими или нет (например, при вывозе мусора).
2. Особенностью данного договора является то, что абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, договорная конструкция абонентского договора предусматривает внесение платы не за услугу, товар или работы как таковые, а за право их затребовать в необходимом объеме по усмотрению управомоченной стороны.
Памятка потребителю. Абонентский договор – понятие, особенности заключения и исполнения абонентского договора
Памятка потребителю. Абонентский договор – понятие, особенности заключения и исполнения абонентского договора.
Абонентский договор находит широкое применение в сфере бытовых услуг. На основе абонементного обслуживания строятся отношения по оказанию оздоровительных услуг (посещение бассейна, фитнеса и др.), когда покупается абонемент на определенный срок и даже если клиент реально не получает эту услугу, то деньги ему не возвращают. Аналогичное правило действует и в отношении жилищно-коммунальных услуг, когда собственники и наниматели жилых помещений должны их оплачивать независимо от того, пользуются они ими или нет (например, при вывозе мусора).
Абонентским договором может быть установлен верхний предел объема исполнения, который может быть затребован абонентом ( пункт 32 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, затребовал ли он соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Особенностью данного вида договора является внесение оплаты по нему вне зависимости от того, было ли затребовано заказчиком соответствующее исполнение от исполнителя или нет, а также в стабильности размера оплаты за отчетный период, независимо от того, что объем и сложность встречного предоставления в каждом из отчетных периодов может сильно отличаться. Такие договоры предполагают возможность заказчика обратиться к исполнителю в любой момент времени и затребовать соответствующее исполнение (услугу), а оплата предусматривается именно за постоянное «состояние готовности» исполнителя в течение отдельного периода предоставить встречное предоставление заказчику.
Не совершение абонентом действий по получению исполнения (не направление требования исполнителю, неиспользование предоставленной возможности непосредственного получения исполнения и т.д.) или направление требования исполнения в объеме меньшем, чем это предусмотрено абонентским договором, по общему правилу, не освобождает абонента от обязанности осуществлять платежи по абонентскому договору. Иное может быть предусмотрено законом или договором, а также следовать из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств ( пункт 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», также регулирующей правоотношения сторон, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Совокупность положений указанных норм права (статьи 429.4. Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») свидетельствует, что при отказе от абонентского договора заказчик не вправе требовать перерасчета стоимости услуги, приходящейся на период до отказа от договора, поскольку право затребовать от исполнителя исполнения договора в указанный период сохранялось, в свою очередь, возврату заказчику подлежит стоимость услуги, приходящаяся на период после отказа его от договора, поскольку правовые основания для их удержания у исполнителя отсутствуют.
Таким образом, взысканием фактически понесенных расходов восстанавливаются права исполнителя, приступившего к исполнению, но не получившего от заказчика предусмотренной договором оплаты ввиду его отказа от договора.
Применительно к абонентскому договору затраты исполнителя компенсируются оплатой, полученной от заказчика за период до отказа от исполнения договора.
Отказ потребителя от исполнения договора является его правом, такой отказ допустим независимо от мотивов отказа.
Следовательно, особенностью данного вида договора является внесение оплаты по нему вне зависимости от того, было ли затребовано заказчиком соответствующее исполнение от исполнителя или нет, а также в стабильности размера оплаты за отчетный период, несмотря на то, что объем и сложность встречного предоставления в каждом из отчетных периодов может отличаться.
Условие об оплате услуг формулируется в таких договорах, как обязанность заказчика ежемесячно вносить одинаковую плату, если в этом месяце он не отказывался от потребления услуг.
В отличие от иных договоров, предусматривающих исполнение стороной заявок другой стороны (например, договора кредитной линии или договора поставки товара по заявкам), в рамках абонентского договора абонент платит заранее оговоренную плату (цену). Причем эта плата не зависит от того, вычерпал ли абонент возможные работы или услуги, которые он может затребовать в этот период времени, или нет. Соответственно, условие о такой оплате может формулироваться в договоре как обязанность заказчика периодически (ежемесячно, ежеквартально) вносить одинаковую плату, если в этом периоде заказчик не отказывался от потребления услуг. В силу специфики правовой природы рассматриваемого договора возврат платы в случае незатребования исполнения невозможен.
Абонентский договор: особенности и проблематика
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Еще до закрепления в законодательстве термина «абонентский договор» они часто применялись в различных сферах жизни общества. Это могли быть договоры на услуги сотовой связи, покупка абонемента в тренажерный зал, подключение интернета. Именно в связи с этим и появилась необходимость законодательного урегулирования данного вида отношений. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» ввел ряд новелл в гражданское право, среди которых можно увидеть такую конструкцию, как «абонентский договор». Разберемся, что он из себя представляет и какие проблемы, на мой взгляд, требуют дальнейшего урегулирования.
Согласно части 1 статьи 429.1 Гражданского кодекса РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Также в абонентском договоре мы имеем дело с фиксированной платой. Но при этом абонент в разные периоды может затребовать различные объемы услуг, причем иногда их стоимость может превышать размер фиксированной платы. Так, человек может несколько месяцев не пользоваться услугами Интернет-провайдера, а потом за месяц израсходовать количество трафика, превышающего по номиналу фиксированную плату. Поэтому чаще всего исполнителями устанавливается усредненный размер платы, который бы позволил содержать им все необходимые средства, инфраструктуру, работников, для оказания услуги по требованию, но и выгодный для абонента с учетом его деятельности. Отсюда часто мы видим целый ряд тарифов для разных групп населения с разным объемом предоставляемых услуг.
Исполнение по требованию может осуществлять через форму предварительного заказа, при наличие определенного условия, так, например, ремонт домашней техники будет осуществляться в случае ее поломки, а медицинская помощь путем записи в медицинское учреждение. Также исполнение можно потребовать путем начала пользования определенной услугой, без предварительного уведомления исполнителя. В этом случае можно привести пример выхода в интернет, как начала пользования услугами Интернет-провайдера, поход в фитнес-клуб.
Появление данного вида договора в Гражданском кодексе является достаточно значимым, так как оно определило нормативное правовое регулирование для данного рода общественных отношений, а также это сделает единообразной практику судов в решении споров из абонентских соглашений.
Но на данный момент существует несколько вопросов, требующих, по моему мнению, законодательного урегулирования:
Во-вторых, возможно ли заключение бессрочных абонентских договоров? Я считаю, что невозможно. Для примера рассмотрим случай предоставления услуг онлайн фитнес-школой, которые в данный момент очень распространены. Среди их услуг мы можем увидеть такой вид абонемента как «бессрочный». Но ведь если данная школа закроется, то есть не будет сотрудников, оказывающих консультации, записывающих примеры тренировок, составляющих план питания, значит и услуги онлайн фитнес-школы оказываться не будут в том объеме, который предусмотрен договором. Значит, сам факт возможности прекращения деятельности исполнителя говорит о невозможности существования бессрочных абонентских договоров.
[1] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Образец договора на оказание абонентских услуг, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ АБОНЕНТСКИХ УСЛУГ
3.За предоставленные по п.1 услуги Абонент выплачивает Услугодателю сумму (абонентская плата) в рублей.
7.Абонент вправе воспользоваться дополнительными услугами Услугодателя, не включенными в п.1, но которые Услугодатель может предоставить по расценкам, установленным Услугодателем.
8.Абонент не имеет право передачи права пользования услуг Услугодателя третьим лицам без письменного согласия на то Услугодателя.
9.Абонент удостоверяет, что он ознакомлен с правилами, регламентирующими обращение с предоставленными ему Услугодателем средствами. В случае нарушения Абонентом правил пользования средствами, предоставленными Услугодателем, приведшее к порче этих средств, Абонент обязан возместить причиненный Услугодателю ущерб.
10.В случае просрочки выплата абонентской платы (п.3) в сроки, указанные в п.4, Абонент выплачивает пени в размере % за каждый день просрочки.
11.Абонентская сумма (п.3) выплачивается Абонентом независимо от того воспользовался он услугами п.1 Услугодателя или нет.
12.Если невозможность для Абонента воспользоваться услугами Услугодателя наступила по вине Услугодателя, то Услугодатель обязан вернуть Абоненту абонентскую плату за период, в течение которого невозможно воспользоваться услугами и выплатить штраф в размере рублей.
14.Услугодатель может отказать в предоставлении услуг Абоненту в случае просрочки выплаты абонентской платы более чем на дней. При этом после оплаты, Услугодатель обязан восстановить предоставление услуг Абоненту.
15.2. Абонент может расторгнуть Договор в любое время в одностороннем внесудебном порядке.
15.3. Расторжение Договора одной из сторон не освобождает стороны от удовлетворения взаимных претензий, наступивших до момента расторжения Договора.
17. Все споры по Договору разрешаются в суде в соответствии с законодательством РФ.
Информация от ведомств
Осторожно, аренда квартир!
С началом нового учебного года, возрастает количество студентов и абитуриентов, и у возникает вопрос о необходимости снять в аренду жилое помещение для дальнейшего в нем проживания.
Однако, не у всех граждан получается найти квартиру в аренду, без «приключений». За последнюю неделею, в отделение по защите прав потребителей – консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» участились случаи обращения граждан с одной и той же проблемой, ими были оплачены услуги по подбору жилья, но услуга оказана некачественно, а денежные средства вернуть не представляется возможным.
С недавних пор на рынке услуг по аренде жилья, действуют некие «агентства недвижимости» которые оказывают услуги по поиску и подбору жилых помещений сдаваемых в аренду. Однако при более детальном изучении условий договора с таким агентством, становится очевидно, что услуги оказываемые такими агентствами не направлены на оказание вам помощи в поиске жилого помещения, как это обычно понимается потребителем. Далее, более подробно мы рассмотрим что же все таки за услуги оказывают такие агентства, а также постараемся разъяснить все возможные обстоятельства, для того чтобы Вы сами сделали выводы о необходимости заключения договоров с такими агентствами.
Разберем на примере подобный случай, вы обратили свое внимание на объявление, в котором указанно, что в аренду сдается 1 – комнатная квартира, в центре города, расположенная вблизи БГУЭП, на 3 этаже 4 – х этажного дома, со свежим ремонтом, также в квартире имеется все необходимое для комфортного проживания, а именно кухонный гарнитур, стиральная машинка, варочная панель, духовой шкаф, холодильник, 2 кровати, подведен интернет, и стоимость коммунальных услуг уже включена в арендую плату, которая составляет всего 12 000 (двенадцать тысяч) рублей в месяц. Заманчиво не правда ли, например для студента снять квартиру в шаговой доступности с учебным заведение, платить всего 12 тысяч, в которые все включено, да еще и заехать в квартиру, после ремонта в которой еще ни кто не проживал. И так звоним, и слышим ряд наводящих вопросов, которые нам задаются якобы, от имени собственника жилого помещения, например, сколько человек будет проживать, возраст, примерный срок аренды, далее обязательно следует вопрос о том, когда именно Вы хотите заехать, и естественно у Вас возникает желание договорится о встрече, для просмотра « чудо – квартиры». В момент когда Вы выражаете свое желание о встрече, Вам сообщают, что это агентство недвижимости действующее от имени и по поручению собственника данного жилого помещения, и Вам необходимо подойти к ним в офис, для уточнения времени встречи, для просмотра понравившегося варианта, обязательно пообещав вам подобрать еще 2 – 3 подобных варианта, и что в их базе данных более 10 000 вариантов от собственников в Вашем городе.
Придя в назначенное время в офис такого агентства, вас встречают практически хлебом и солью. Предоставляя уже заранее подобранные варианты подходящие Вашим требованиям к жилому помещению, сообщая, что для просмотра всех этих вариантов, необходимо оплатить агентству за услуги сумму от 3 до 6 тысяч рублей. При вас якобы уже созваниваются с собственниками и назначают время встречи для просмотра квартиры. Вот тут то потребитель, потеряв бдительность, понимает, что заветная квартира находится буквально уже у него в руках, подписывает договор, даже не взглянув на его условия, и какие именно услуги он получит, уплатив денежные средства.
Выйдя из офиса, потребитель направляется по указанному адресу, для встречи с собственником, в назначенное время, в назначенном месте, ведь за него уже заранее договорился сотрудник агентства. Однако на телефонный номер собственника либо не возможно дозвонится, либо он не отвечает, либо сообщает, что квартира сдана только что, и ему очень жаль.
Далее потребитель обнаруживает у себя в телефоне 5 – 10 смс сообщения, с координатами собственников жилья. Обзвонив пару, тройку присланных на номер потребителя вариантов, Вы понимаете, что дело тут не чисто, поскольку жилые помещения либо уже сданы, либо давно не сдаются, либо проданы, либо цена не соответствует Вашему запросу.
Оказавшись в такой ситуации, потребитель получает «холодный душ», придя в себя, начинает понимать, что неплохо было бы прочитать условия договора, за который он оплатит денежные средства.
Вот тут мы и подходим к самому интересному моменту, в деятельности данных «агентств недвижимости» а именно, к договору информационно – абонентского обслуживания, что же это такое и какие обязательства несет перед потребителями агентство, попробуем разобраться ниже.
Исходя из типового договора на информационно – абонентское обслуживание «абонент обращается с заявкой к оператору о получении от оператора информации в виде смс – рассылки связанной с передачей в арендное пользование жилых помещений на территории субъектов РФ, указанных абонентом. Абонент обязуется оплатить оказанные «услуги», то есть, заключая такой договор, вы всего лишь получаете смс с имеющимися в базе агентства вариантами жилых помещений передаваемых в наем. Сразу стоит отметить, что данная база пополняется агентством отнюдь не ежедневно, а зачастую и не пополнятся вовсе, то есть, может быть сформирована несколько лет назад, и актуальность данных вариантов под большим вопросом.
Далее недовольный потребитель идет в офис, где заключал договор, и требует вернуть денежные средства, поскольку его обманули, ввели в заблуждение, или например утверждает о мошеннических действиях со стороны агентства, и требуют вернуть денежные средства, оставляя свои заявления (претензии) на рассмотрение.
При отказе от договора информационно – абонентского обслуживания, возникает ряд затруднений связанный с возвратом денежных средств, поскольку исходя из условий договора, можно говорить о том, что услуга оказана, если потребителю предоставлены в момент заключения договора варианта жилья, или по средствам смс сообщений присланы 5 – 10 смс с координатами собственников жилья, несмотря на то, что жилье допустим уже сдано, или их оплата превышает озвученную потребителем сумму ежемесячного платежа.
В таком случае, если давать правовую оценку действиям агентства, то его действия не ущемляют права потребителей, поскольку обязанностью агентства является информирование потребителя по средствам смс рассылки, о сдающихся в наем жилых помещениях. Требовать вернуть всю сумму денежных средств потребитель не вправе, если только не докажет, что данная услуга была оказана ему некачественно, что очень затруднительно, поскольку как правило такие договоры не содержат конкретных индивидуальных требований к передаваемому в аренду жилью.
Стоит отметить, что все же вернуть деньги можно, но лишь какую – то часть, оплатив фактически понесенные расходы исполнителю, на основании ст. 32 Закона № 2300 – 1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей».
Исходя из условий данной нормы закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. При этом исполнитель обязан подтвердить свои фактически понесенные расходы.
Подводя итоги, всему вышесказанному, советуем не заключать договоры информационно – абонентского обслуживания, но в случае, если вы все же решились на заключение подобного договора, хотим дать несколько ценных советов:
— Обращайте свое внимание на включение в договор требований к передаваемому в наем жилью, просите указать либо в отдельном приложении к договору, либо пропишите где то на страницах самого договора, о месте нахождения жилого помещения, количестве комнат, необходимом для Вас оборудовании (холодильник, печка и т.д.), размере ежемесячной арендной платы;
— Если данный договор все же Вами уже заключен, то добиваться его полного исполнения, а именно требовать исполнения взятых на себя обязательств, количество смс сообщений ограничено чаще всего 100 вариантами, поэтому требуйте предоставить Вам 100 вариантов жилья, обязательно подходящих по Вашим параметрам;
— Самостоятельно исследуйте ранок жилья;
— Перед тем, как заключать подобные договора, или иные договоры на оказание услуг, не ленитесь, обратитесь за консультативной помощью к специалистам отделения по защите прав потребителей;
ПОМНИТЕ, ПРЕДУПРЕЖОН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН.
Отделение по защите прав потребителей –
консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»
Адрес: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, каб. 113