Что такое abba voyage live
Ненужный опыт: Макарский — о новом альбоме ABBA как лишней точке в великой истории
5 ноября вышел первый за 40 лет альбом ABBA «Voyage». Одна из главных поп-групп всех времен возвращается с концертами в Лондоне (но вместо музыкантов будут петь их голограммы, кокетливо называемые «аббатарами») и новой музыкой. Артем Макарский рассказывает о том, почему выступлениями и стоило ограничиться, а о свежих песнях забыть.
1981 год. В Ленинграде открывается рок-клуб — и одной из первых в него вступает группа «Гарин и гиперболоиды», через год сменившая название на «Кино». В Нью-Йорке Терстон Мур после долгих попыток найти подходящее название для коллектива решает остановиться на Sonic Youth — и зовет в группу участника ансамбля Гленна Бранки Ли Ранальдо. В Лос-Анджелесе через объявление в газете знакомятся Ларс Ульрих и Джеймс Хетфилд — спустя пять месяцев после этого они назовутся Metallica. В Лондоне книжный редактор Нил Теннант покупает синтезатор Korg и заводит себе в музыкальном магазине друга, Криса Лоу, — потом они станут известны как Pet Shop Boys. В Мемфисе родился Джастин Тимберлейк, в маленьком городке МакКомб в Миссисипи — Бритни Спирс, в поселке Московский в Карачаево-Черкесии — Дима Билан. А в Стокгольме выходит «The Visitors» — до недавнего времени последний альбом шведского поп-квартета ABBA.
В сентябре 2021 года ситуация изменилась. Группа объявила не только о долгожданных концертах, на которых будут выступать голограммы, — об этом было уже известно какое‑то время, но и что вместо обещанных три года назад двух песен группа выпустит целый альбом. При этом музыканты всячески подчеркивали, что альбом они сделали от чистого сердца, а не ради заработка.
С одной стороны, «Voyage» по звуку — и правда ABBA, как они есть: летящие клавишные, аккуратные гитары, дающий необходимого нерва бэк-вокал. С текстами не все так однозначно: если всеми любимые хиты раньше сочетали в себе горечь и сладость, то здесь можно найти и незатейливые, лишенные двойного дна песни. Например, рождественская «Little Things». Ее основная миссия, по всей видимости, в том, чтобы заменить в ротации «Happy New Year», тревожную песню о том, что стоит надеяться на лучшее, а не то можно просто лечь и умереть. Заканчивается она попыткой самоиронии — детский хор поет «Если будешь подпевать, это будет песней, что пела моя бабушка». Впрочем, звучит это слегка неуместно.
Тем не менее есть здесь и большие удачи. «Keep an Eye on Dan», пронзительная песня о матери, которая привозит сына к бывшему мужу до выходных, как всегда, с обманчиво веселой аранжировкой. Посвященная изменению климата «Bumblebee», со слегка наивным посылом — давайте ценить шмелей, пока они не исчезли. Что ж, давайте. Однако в комментариях к альбому на Apple Music Бьерн Ульвеус, говоря об этой песне, уворачивается от очевидного. «Bumblebee» легко понять как метафору современных ABBA. Их можно сравнить с теми самыми шмелями, что не могут адаптироваться к изменениям в мире.
Не поймите неправильно: то отсутствие модности, с которым возвращаются ABBA, лишь восхищает и вызывает уважение. Однако большая часть материала на «Voyage» звучит слишком уж плоско.
В них слишком многое напоминает о другом достоянии шведской поп-музыки, группе Vikingarna, с их куда более простодушными и простоватыми мелодиями и текстами. То, что такое сравнение в принципе приходит в голову, ABBA на руку совсем не играет. Самые выигрышные с точки зрения музыки песни «Keep an Eye on Dan» и «No Doubt About It» напоминают о поп-музыке девяностых и позднем периоде Yes соответственно, но и они меркнут по сравнению с роскошным и по-настоящему зрелым вступлением «I Still Have Faith in You». Увы, песен сильнее этой на альбоме не найти.
Зато на «Voyage» можно найти заимствования из чужой музыки, и они в первую очередь удивляют, а не радуют. Скажем, отсылка к шотландской и ирландской фолк-музыке в «When You Danced with Me» заставляет в первую очередь вспомнить, как раньше группа заигрывала с латиноамериканскими мотивами, но решила от этого отказаться. Те песни, например «Sitting in the Palmtree» или «Chiquita», были старомодным желанием видеть Европу объединенной — это если чутко выбирать объяснение без обвинений в колониализме, но чем объяснить это нынешнее обращение к культуре стран, видящих себя независимыми от Британии? Должны ли мы вообще видеть за этим что‑то, как и в отчетливо узнаваемом отрывке из «Вальса цветов» Чайковского, на котором построена большая часть заключительной «Ode to Freedom»? Нет ответа.
Эта безыскусность, с которой теперь работает одна из самых остроумных поп-групп в истории, вызывает желание еще больше ее критиковать. Например, за что‑то глубоко устаревшее в текстах ABBA. На «Voyage» женщина возвращается в семью после борьбы с зависимостью. Женщина переступает через себя и делает первый шаг к примирению после ссоры (которую, на что намекается в песне, она же и начала). Женщина приходит к старому любовнику и говорит о том, что хочет начать все сначала. Довольно легко провести параллель между этой темой и возвращением ABBA, их желанием музыкантов вернуть былое ощущение от создания музыки. Однако сюжет о надежде и возвращении составляет добрую половину песен «Voyage» и под конец успевает откровенно наскучить.
Именно то, что альбом ABBA в целом вызывает скуку и тоску, и есть самое страшное. Здесь вроде бы никто не пытался тягаться с прошлым, но оно само дает о себе знать. Предполагаемый ответ на вопрос «Для кого это сделано?» удручает.
Ок, понятно, для кого записаны эти песни. Другой вопрос — для чего? Одна из них, откопанная из 1978 года «Just a Notion» со старым вокалом, подсказывает: ну как для чего, чтобы показать, как будут звучать наши выступления с «аббатарами» (то есть, напомню, голограммами участников ABBA)! И такая логика не очень вяжется с заявлениями о том, что новая музыка была написана не ради дополнительного обогащения. Впрочем, отметим: это единственная песня, которая имеет подобную подоплеку — остальные сделаны вроде как для души. Может, и так, но душа участников ABBA сильно поменялась за сорок лет — и это одна из главных проблем альбома.
Симптоматично то, что второй диск японского издания «Voyage» — это выпущенный почти тридцать лет назад сборник лучшего «ABBA Gold»: покупайте билеты на концерт в Лондоне, не стесняйтесь, может, новые песни вам и не понравились, но смотрите, какие у нас есть прекрасные старые. Вот старые мы и послушаем — нам не жалко.
Спасибо, это шикарно.
Улица Рубинштейна получила популярность далеко за пределами Санкт-Петербурга. Здесь центр притяжения для жителей и гостей города, которые приезжают за развлечениями, даже Невский проспект не может тягаться с ней в этом. Взглянуть на главную ресторанную и тусовочную улицу города, ночная жизнь на которой никогда не замирает, можно на круглосуточной веб-камере 4K UHD. Видеокамера направлена вдоль улицы Рубинштейна от Пяти углов в сторону Невского проспекта.
Сегодня в 20 часов филармония Петербурга транслирует музыку Рахманинова и Шостаковича
Я работаю в филармонии Санкт-Петербурга. Сегодня в 20:00 мы делаем прямую трансляцию концерта на Ютубе — прозвучит симфония №1 Шостаковича и концерт №3 для фортепиано с оркестром.
Почти все сочинения Шостаковича впервые исполняли в этом зале. Так Первую симфонию играли здесь впервые в мае 1926 года.
Техническая сторона такая: съемка на 7 камер с разных точек и профессиональная запись звука. Приходите в чат — мы будем общаться со слушателями и отвечать на вопросы
Солировать на фортепиано будет Николай Луганский, дирижировать Николай Алексеев, оркестр — Заслуженный коллектив России.
Шведская семья. Легендарная ABBA вернулась с первым за 40 лет альбомом. Зачем они это сделали?
Фото: Olle Lindeborg / TT News Agency / Reuters
5 ноября у шведской поп-группы ABBA выходит альбом Voyage — первый студийный релиз легендарного коллектива за 40 лет. О том, почему весь мир ждал эту пластинку, с чего начался путь группы к невероятному успеху, отчего этот путь неожиданно оборвался, зачем ABBA вдруг решила вернуться и как именно это сделала — в материале «Ленты.ру».
Шведы при Ватерлоо
ABBA началась с междусобойчика. В июне 1966-го два крупнейших шведских музыкальных коллектива, поп-рокеры The Hep Stars, с которыми выступал Бьорн Ульвеус, и фолк-группа The Hootenanny Singers, в которой играл Бенни Андерссон, пересеклись на одном концерте, переросшем в продолжительную вечеринку. Для Бьорна и Бенни тусовка закончилась утром в парке, где они вместе распевали песни, а по итогу договорились организовать группу.
ABBA сформировалась через влюбленности. Агнета Фельтског познакомилась с Бьорном еще в 17-летнем возрасте — они поработали над совместным музыкальным проектом и даже успели обручиться, после чего расстались, чтобы уже в 1969-м воссоединиться. В том же году Бенни сошелся со второй будущей вокалисткой ABBA, Анни-Фрид Лингстад, на национальном отборе на «Евровидение», куда оба артиста пытались попасть поодиночке.
ABBA сплотилась благодаря амбициям. После сольных попыток штурма «Евровидения» музыканты решили пробиться на международное вокальное состязание совместными усилиями: в 1973-м артисты приняли участие в шведском национальном отборе конкурса с песней Ring Ring. Местная пресса называла композицию наиболее вероятным победителем отбора, однако та, к удивлению многих, заняла лишь третье место. На песенный конкурс тогда отправилась группа The Nova, в итоге занявшая 11-е место. Впрочем, трек Ring Ring, вошедший в одноименный дебютный альбом ABBA, все равно стал хитом в Швеции.
Легендарное название у группы появилось уже после релиза первой пластинки, которую подписали именами музыкантов. Аббревиатуру ABBA из этих же имен придумал Бенни, пытавшийся найти для коллектива удобное интернациональное имя. Отчасти в наименовании группы участвовала и одноименная шведская компания по переработке морепродуктов — ее владельцы, по крайней мере, заверили, что не возражают, если группа будет выступать под таким же названием.
Неудивительно, что музыканты из ABBA активно пытались попасть на «Евровидение» — для большинства групп тех времен это был едва ли не единственный способ заявить о себе на европейской сцене. В 1974-м группе удалось пройти национальный отбор. На конкурсе они выступили с композицией Waterloo, заняв первое место. Трек стал первым международным хитом ABBA, занявшим первые строчки хит-парадов не только в Европе, но также в США и Южной Африке. Весной 1974-го вышел второй альбом группы, названный в честь победного хита.
Многие победители «Евровидения» после кратковременной славы уходили в небытие, но не ABBA. На каждом последовавшем за Waterloo альбоме у группы находилось как минимум по одному международному хиту. На вышедшей в 1975-м пластинке под названием ABBA их было сразу три — SOS, Mamma Mia, I Do, I Do, I Do, I Do, I Do. Третий альбом группы несколько лет спустя вышел и в СССР, где быстро стал сенсацией.
Ансамбль «АББА»
Железный занавес Союза очень тщательно фильтровал западный культурный экспорт. В то время как весь мир охватила битломания, в СССР официально не вышло ни одной пластинки The Beatles (появлялись лишь отдельные композиции, а альбомы начали выпускать только четверть века спустя). Лишь изредка и с большим запозданием советская фирма звукозаписи «Мелодия» покупала лицензии на зарубежные альбомы, но пластинки группы ABBA удивительным образом вышли в Союзе именно тогда, когда группа оказалась на волне мировой популярности. Более того, выступление ABBA на «Евровидении» с песней Waterloo было даже показано в ряде стран Восточного блока по телевидению.
Впрочем, массовое распространение альбомов шведской группы в Союзе все равно шло именно на черном рынке — число копий «Мелодии» было ограниченным и никак не покрывало спрос на популярный ансамбль «АББА». Но коллектив при этом в СССР так ни разу и не выступил, и в итоге все же столкнулся с цензурой: вышедший в 1981-м восьмой альбом The Visitors, как пишет биограф Даниель Вард в книге об Агнете Фельтског, был в Союзе запрещен. В то же время в стране шел запоздалый прокат ленты «ABBA: Фильм» о гастрольном турне шведов в Австралии. Киносеансы были отменены после того, как Бенни и Бьорн выступили на американской телепередаче с призывом освободить Польшу от влияния СССР.
Фото: Classic Picture Stock / Legion-media
Если в Союзе от ABBA нос не воротили, то на родине ситуация была совсем иной: массовый успех поп-группы за границей был с откровенной неприязнью встречен представителями крайне широкой альтернативной музыкальной сцены, поддерживающей левые идеи и выступающей за декоммерциализацию творчества. Благодаря победе ABBA в «Евровидении» в 1974 году следующий конкурс провели в Стокгольме, что вызвало протесты у членов этого движения; убежденные, что из музыки не следует делать состязания, они даже провели альтернативный фестиваль, бойкотируя «Евровидение». Общественный резонанс был настолько сильным, что стал одной из причин, по которой Швеция отказалась принимать участие в «Евровидении» в 1976-м. Ну, а ABBA с ее победой в ненавистном состязании, радужными и в чем-то традиционалистскими поп-песнями и активной коммерциализацией имени (группа во избежание уплаты крайне высоких в Швеции налогов инвестировала заработанные на музыке деньги в бизнес) становилась олицетворением того, против чего выступало движение.
Но все эти протестные голоса меркли во всеобщей эйфории от шведов, представавших на сцене в своих странных костюмах какими-то идеальными супергероями (к слову, годы спустя музыканты назвали настоящую причину использования ярких и нестандартных одеяний, по крайней мере на «Евровидении» — не поверите, опять же ради уклонения от налогов!). Супергероизм артистов проявлялся как минимум в их сверхспособности создавать один хит за другим, а также в трудолюбии — к своей музыкальной карьере они относились как к тяжелой и важной работе, минуя при этом рок-н-ролльные ловушки вроде наркозависимости и скандальных публичных выходок.
Самое странное, что я не могу вспомнить ни раза, чтобы к нам кто-то подходил и говорил: «Эй, у меня для вас есть замечательные наркотики»! Никогда! Даже в туре!
Более того, при всей видимой традиционности творчества — в контексте поп-музыки того времени — ABBA не стеснялась экспериментировать в других областях. Группа одной из первых стала активно использовать короткометражные художественные клипы для продвижения своей музыки (мода на них возродилась к началу 1980-х), а их альбом The Visitors стал одним из первых массовых музыкальных релизов, выпущенных на компакт-диске. Да и в творчестве ABBA едва ли повторяла сама себя — каждый из многочисленных хитов группы, будь то Mamma Mia, Fernando, Dancing Queen, Knowing Me, Knowing You, The Name Of The Game, Take A Chance On Me или The Winner Takes It All, не походил на предыдущие их работы как по звучанию, так и по лирике. Последняя же с каждым годом становилась все более личной и мрачной.
Темная сторона
Работа над новой музыкой и изматывающие гастроли накладывались на личную жизнь музыкантов — дома их ждали дети, но мировая популярность, как водится, изолировала артистов от привычной жизни. Проблемы в отношениях вскоре стали достоянием общественности — в конце 1978 года расстались Агнета и Бьорн (всего их брак продлился восемь лет), в 1981-м, после трехлетнего брака, развелись Фрида и Бенни. В прессе артисты многократно утверждали, что их развод прошел «позитивно». Позже Агнета опровергла эти заявления.
Это было сделано напоказ. Очевидно, нет такой вещи, как счастливый развод, особенно когда в него втянуты дети
Несмотря на разлад в отношениях, группа продолжала выступать и выпускать новые песни, в которых, впрочем, эффекты расставаний с каждым годом проявлялись все больше. Композиции, вышедшие после разводов (например, написанная Бьорном The Winner Takes It All) воспринимались слушателями как биографические и поглощались ими словно статьи из таблоидов. Исполнявшая песню Агнета впоследствии заявляла, что не возражала против такого душевного оголения.
Я не была против того, чтобы делиться этим с публикой. Не чувствовала, что это неправильно. В этой песне столько всего — не только того, что я или Бьорн чувствовали, но также того, через что прошли Бенни и Фрида
Не удивительно, что с такой прогрессией к мрачным песням карьера ABBA завершилась (теперь вернее сказать — замерла) на альбоме The Visitors, заглавный трек с которого окунает слушателя в ужасы холодной войны — в нем поется о диссиденте, за которым приходят сотрудники спецслужб. Однако тексты многих более ранних и довольно весело звучащих хитов группы несут весьма темные посылы.
Песня Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight), написанная Бенни и Бьорном в 1979-м, повествует об одинокой женщине, посреди ночи молящей высшие силы о мужчине, который прогнал бы пугающие ее тени — но ее мольбы никто не слышит. Трек Knowing Me Knowing You, вошедший в альбом 1976 года Arrival, также повествовал о «нелегком, но необходимом» расставании от лица героини, бродящей по опустевшему дому и страдающей от невозможности вернуть добрые деньки, от которых остались лишь воспоминания.
Хиты ABBA затрагивают либо токсичные отношения, либо тоску о скоротечности и необратимости времени, а то и все вместе — и в основном под контрастно бойкую, заводную и легкую поп-музыку. Впрочем, чему удивляться — речь идет о группе, которую к первому международному признанию привела песня, где влюбленность сравнивается с поражением Наполеона Бонапарта в битве при Ватерлоо.
Путешествие во времени
ABBA ушла тихо, без официальных объявлений о распаде, в 1982 году. За несколько десятилетий в Швеции появилось немало звезд мирового уровня, но едва ли кто-то из них смог бы потягаться с легендарной группой в популярности. В сентябре 2021 года коллектив объявил о скором выходе нового, девятого альбома, получившего название Voyage — с десятью ранее неиздававшимися песнями. Зачем же группа приняла решение вернуться столько лет спустя?
Вопрос точно не в деньгах — музыканты, всю свою активную карьеру вкладывавшиеся в бизнес, сейчас являются мультимиллионерами. «Возрождение популярности» группы также кажется сомнительной причиной — за все эти годы песни ABBA настолько крепко вписались в масскультовый ландшафт, что играющая на новогодних дискотеках или частных торжествах Dancing Queen кажется попросту неотъемлемой частью этих мероприятий. По словам самих артистов, все гораздо элементарнее — они не чувствовали никакого давления на себя в музыкальной индустрии и попросту вспомнили, как им нравилось делать музыку вместе. Почему именно сейчас? «Мы хотели сделать это прежде, чем умрем», — говорит Бьорн.
Отчасти, новый проект ABBA выглядит как попытка противиться необратимости течения времени, того самого, о котором музыканты пели в своих ранних хитах — мало того, что новые треки шведы, по словам Бьорна, писали с сознательным игнорированием современных поп-трендов (что можно было услышать уже на выпущенных перед релизом альбома треках — все они звучат как классическая ABBA из 1970-х), так еще и для презентации альбома группа решила использовать омоложенные при помощи компьютерной графики digital-версии себя (вновь, к слову, используя передовые технологии для продвижения музыки). Премьерный концерт с использованием аватаров («ABBAтаров», как их называют авторы) в честь релиза девятого альбома пройдет в Лондоне в мае 2022-го.
Voyage это действительно путешествие — назад во времени, нагло сбрасывающее со счетов бремя 40-летней истории развития поп-индустрии, возвращающее (самых преданных фанатов ABBA, конечно же) во времена, по прошествии лет кажущиеся более светлыми и добрыми. Поэтому судить об альбоме в контексте современной культуры едва ли представляется справедливым. Да и, признаем, в столь смутную эпоху именно такое путешествие многим просто необходимо.
Abba: Voyage review – full-on and frothy
(Polydor)
The return of the Swedish super troupers has plenty of bittersweet erudition, plus a good dollop of mass-market cheese
Abba in the recording studio, from left: Benny Andersson, Agnetha Fältskog, Björn Ulvaeus, Anni-Frid Lyngstad. Photograph: Ludvig Andersson
Abba in the recording studio, from left: Benny Andersson, Agnetha Fältskog, Björn Ulvaeus, Anni-Frid Lyngstad. Photograph: Ludvig Andersson
Last modified on Sun 7 Nov 2021 08.13 GMT
N early 40 years after their break-up, Abba’s reunion album upholds the contradictory legacy of the very first Swedish pop powerhouse. Half of this record finds hatchet-burying divorcés Benny Andersson and Anni-Frid Lyngstad, Agnetha Fältskog and Björn Ulvaeus returning as titans of emotionally literate pop. There are songs here with a cinematographic grasp of gesture allied to countermelodies of aching prettiness, almost casually thrown away. In the very same breath, though, Voyage packs in a surfeit of hokey oompah and two Christmas tunes too many. The saccharine children’s choir on Little Things is an inevitability; cynically, Andersson and Ulvaeus probably wanted a slice of the never-ending fruited royalty pudding that comes with Christmas-themed songs.
In short, Voyage is an album that asks: “Which Abba are you – frothy or full-on?” as you hit the skip button. But you’ll be glad Abba made it. Both a monument to bittersweet pop erudition and a mass-market sop, it finds all four singers in strong voice, their effortless harmonies evidence of much water having flowed under Stockholm’s bridges, interpersonally speaking.
Crucially, given even Paul McCartney’s urges to get with the times on his Greg Kurstin and Ryan Tedder-produced Egypt Station album of 2018, Abba aren’t trying to be contemporary. Andersson and Ulvaeus tune out all the chart noise of the past decades; neither Fältskog nor Lyngstad has taken to melisma or mumble rap. One track, Just a Notion, actually dates from the sessions for 1979’s Voulez-Vous album. The perky penultimate track, No Doubt About It, merely sounds like it does.
It helps to ignore the simpering, John Lewis ad-gone-supernova that is Little Things
You can hear the odd update. Andersson and Ulvaeus have levelled up the technical specs that were available to them 40 years ago while still cleaving close to the blithe, minor-to-major-to-minor-key Abba template. Their classical tendencies, previously more leashed, are given fuller rein in some lavish string arrangements. Ode to Freedom, the somewhat cryptic closing track, has an unabashedly orchestral bent.
Untouched by the years, Fältskog’s and Lyngstad’s voices actually sound more similar than they used to, making it hard to work out who is taking the lead vocal. In an interview with Swedish radio, Fältskog alludes to this “marriage” of their voices – and her intention to keep rekindled Abbamania at arm’s length.
This Voyage was by no means certain. After decades of reunion naysaying, by 2018 it was clear that Abba, buoyed up by theatrical and film successes, were cooking up a hi-tech live experience. That curtain rises in early 2022, when four imperial period “Abbatars” created with motion capture technology will deliver the music of peak-period Abba in a specially built arena in east London.
As Andersson and Ulvaeus tell it, new tunes snowballed from the idea that any set list their virtual avatars might “play” should include a couple of fresh tracks. When footage emerged of the four seventysomethings gathered around a piano, lyrics in hand, it felt like a triumph of Nordic steadfastness in a super-heated world full of suboptimal outcomes.
So let’s take Voyage as unexpected evidence that hope is not a fool’s game. It helps to ignore the album’s cheesier shortcomings – the John Lewis ad-gone-supernova that is Little Things, with its simpering talk of stocking fillers, or the Celtic pop of When You Danced With Me, or the well-intentioned, but misfiring environmental ballad, Bumble Bee – and cut straight to the bleeding heart of Abba’s best craft.
On break-up songs such as The Winner Takes it All or Knowing Me, Knowing You (at least before Alan Partridge hijacked it), the “boys” – Andersson and Ulvaeus – had always put words in the mouths of the “girls” – Fältskog and Lyngstad – to sing. By and large, despite this imbalance of power, the feelings conveyed in Abba songs have been believable, sensitive, even.
Here, Don’t Shut Me Down, the better song of the pair of singles released in September, finds Abba telling the story of their return (“I’ve been reloaded!”) while the song’s flawed central character begs eloquently for a second chance at love. Another fully realised vignette, I Can Be That Woman, comes from a similar place.
A couple argue in front of a dog, with Fältskog’s protagonist alluding to an alcoholic past that she has overcome in her hopes to be a better partner. “The dog, bless her heart, licks my fingers, but she jerks every time you swear” is a lyric that perhaps doesn’t sing when isolated on the page, but it renders the homely, fraught scenario in high definition.
Keep an Eye on Dan, meanwhile, finds a parent anxiously dropping a child with his dad for his tenure of the custody agreement, then driving around the corner and punching the car steering wheel in abject misery. This is what we pay Abba for – mature storytelling awash in melody.