Что такое 5 дневка
Пятидневка в школах в 2021-2022 году
Тема о переходе всех школ России на пятидневную учебную неделю обсуждается на первый год, но в 2021-2022 учебном году не во всех учебных заведениях России будет введена пятидневка. Стоит заметить, что школы Подмосковья перешли на пятидневную учебную неделю еще в 2018-2019 учебном году. За это нововведение проголосовали более 95% школьников и их родителей в регионе.
Закон определяет, что каждое учебное заведение вправе самостоятельно утверждать собственную программу, учебный план и график работы, то есть 6-дневную или 5-дневную учебную неделю. А родители — выбирать школу, которую они считают наиболее комфортной для обучения ребенка.
Почему в школе шестидневка
Принимая решение о шестидневной неделе, главным доводом выдвигается желание снизить нагрузку на учащихся, уменьшить ежедневное количество уроков. Чаще всего это практикуется в лицеях и гимназиях, где объем учебной нагрузки достаточно внушителен.
В 90-х годах в большинстве школ «царила» пятидневка, куда прекрасно вписывалась обязательная школьная программа. Это было комфортно для всех. Однако с увеличением объема программ различные учебные заведения стали постепенно увеличивать неделю за счет субботы, что законом не возбраняется.
Поскольку и в 2021-2022 учебном году пятидневка будет не во всех школах, родителям придется выбирать между двумя возможными вариантами:
Вариант №1 – отдавать ребенка в школу с 5-дневкой (часто достаточно далеко от дома) и со стандартной учебной программой.
Вариант №2 – остановить выбор на шестидневке, с дополнительными занятиями и расширенной программой обучения.
Вопрос снова поднимает Матвиенко
Российских школьников необходимо переводить на пятидневную учебную неделю вместо шестидневной, об этом 2 марта заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Как отметила Матвиенко, надо, чтобы ребенок как можно больше проводил времени с родителями. Основная задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог, кроме уроков, посещать кружки и творчески развиваться.
Вопрос введения такого распорядка для школьников находится в ведении регионов и самих школ. Шестидневная учебная неделя остается вынужденным решением, потому что не хватает учителей и помещений.
Также Матвиенко привела мнение экспертов, которые бьют тревогу за перегрузку детей в школе. Она выразила уверенность, что при шестидневной учебной неделе школьник не успевает восстановиться за один выходной день.
«Мне кажется, что надо активно обсуждать тему пятидневки», — заключила Валентина Матвиенко.
Инициативу о переходе школьников на пятидневку также поддержали в Общественной палате России.
Заключение
При выборе школьного заведения с определенным режимом обучения родителям следует учитывать все нюансы:
Многолетняя проблема до сих пор остается нерешенной, и в 2021-2022 году введение пятидневки ждет далеко не всех школьников России. Обсуждения на всех уровнях продолжаются. Пятидневка, за которую ратуют многие родители, врачи, правозащитники и даже депутаты, имеет своих сторонников и противников. В министерстве образования считают, что школы с углубленным изучением предметов физически не способны «уложить» недельную программу в 5 дней.
Значение слова «пятидневка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Пятидневкой называлась непрерывная неделя («непрерывка»), состоящая из пяти дней, введённая с началом Первой пятилетки. Нововведение получило название советский революционный календарь, которым в период с 1929 по 1931 годы была заменена обычная 7-дневная неделя. Каждому дню такой недели соответствовал цветовой код: жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный. Каждый трудящийся соответствовал одному из цветовых кодов и имел 4 рабочих дня и один выходной.
ПЯТИДНЕ’ВКА, и, ж. (нов.). 1. Период времени в пять дней; пятидневная неделя. Первая п. января. 2. Отрывной блокнот, состоящий из пяти расположенных в ряд на одном картоне маленьких блокнотов (канц.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пятидне́вка
1. промежуток времени, равный пяти дням
2. пятидневная рабочая неделя
3. устар. единица счёта времени, равная пяти дням и состоявшая из четырёх рабочих дней и одного выходного
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самокрутка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «пятидневка»
Предложения со словом «пятидневка»
Сочетаемость слова «пятидневка»
Понятия, связанные со словом «пятидневка»
Вакация — период, свободный от учёбы или основной деятельности (в том числе домашних обязательств). Бывают школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д. В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно.
Запросы «Всемирный календарь», «Постоянный календарь» и «Стабильный календарь» перенаправляются сюда.Стаби́льный календа́рь (постоя́нный календарь, всеми́рный календарь) — проект календаря, в котором номера дней, дни недели, месяцы и год согласованы лучше, чем в григорианском календаре, причём за каждым днём года закрепляется постоянный день недели. Предлагалось множество подобных проектов, один из них — календарь Армелина — обсуждался в 1953—1954 годах в ООН.
Производственный календарь на 2021 год
Производственный календарь — незаменимый помощник бухгалтера и кадровика. В нем содержится информация о количестве рабочих, выходных и праздничных дней, норме рабочего времени в 2021 году. Для удобства использования производственный календарь содержит как общеквартальные сведения о количестве рабочих и выходных дней, так и информацию по каждому месяцу. Бухгалтеру эти сведения помогут безошибочно и быстро начислить заработную плату, оплатить больничный лист, рассчитать отпуск, составить график работы. Работник сможет выбрать наиболее благоприятный для отпуска период. В календаре также обозначены профессиональные праздники 2021 года на конкретную дату.
Производственный календарь 2021 подскажет о переносе выходных и праздничных дней, а комментарий к нему подробно разъяснит представленные в календаре данные.
В постановлении Правительства РФ предусматривается перенос в 2021 году следующих выходных дней:
Производственный календарь на 2021 год при пятидневной рабочей неделе
I
квартал
Январь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Февраль | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20* | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Март | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
календарных 90
рабочих 56
вых./праздн. 34
40 ч. неделя 447,0
36 ч. неделя 402,2
24 ч. неделя 267,8
II
квартал
Апрель | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30* | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Май | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 |
3 | 4** | 5** | 6** | 7** | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Июнь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11* | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
календарных 91
рабочих 62
вых./праздн. 29
40 ч. неделя 494,0
36 ч. неделя 444,4
24 ч. неделя 295,6
III
квартал
Июль | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Август | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
календарных 92
рабочих 66
вых./праздн. 26
40 ч. неделя 528,0
36 ч. неделя 475,2
24 ч. неделя 316,8
IV
квартал
Октябрь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ноябрь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
1*** | 2*** | 3*** | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Декабрь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
календарных 92
рабочих 63
вых./праздн. 29
40 ч. неделя 503,0
36 ч. неделя 452,6
24 ч. неделя 301,4
Нормы рабочего времени в 2021 году
Кол-во дней за 2021 год
календарных — 365
рабочие дни — 247
выходных/праздничных — 118
Рабочее время за 2021 год (в часах)
при 40-часовой неделе — 1 972,00
при 36-часовой неделе — 1 774,40
при 24-часовой неделе — 1 181,60
* Предпраздничные дни, в которые продолжительность работы сокращается на один час.
** Нерабочие дни с сохранением заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 242.
*** Нерабочие дни с сохранением заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595. В организациях, для которых 3 ноября является рабочим днем, продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.
Производственный календарь 2021: комментарий
Подготовлен специалистами КонсультантПлюс
В данном производственном календаре приводится количество рабочих и выходных дней при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями.
Расширенную версию календаря с расчетом норм рабочего времени на месяцы, кварталы и 2021 год при 40-, 39-, 36-, 35-, 33-, 30-, 24-, 20-, 18-часовых рабочих неделях можно посмотреть здесь.
Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 242 с 4 мая по 7 мая 2021 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В соответствии с Информацией Минтруда России «Рекомендации работникам и работодателям по нерабочим дням в мае 2021 года» в период нерабочих дней работникам сохраняется заработная плата, норма рабочего времени не уменьшается.
Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595 с 30 октября по 7 ноября 2021 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Нерабочие праздничные дни в 2021 году
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены следующие нерабочие праздничные дни в Российской Федерации:
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.
Согласно статье 6 ТК РФ законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни. Соответствующая норма содержится также в «Постановлении» Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11 и в пункте 8 письма Минтруда России от 10.07.2003 N 1139-21.
Дополнительно нерабочими праздничными днями могут объявляться религиозные праздники в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Перенос выходных дней
В соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключением из этого правила являются выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями с 1 по 8 января. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа этих дней на другие дни в очередном календарном году.
В соответствии с частью пятой статьи 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В 2021 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году» перенесены следующие выходные дни:
с субботы 2 января на пятницу 5 ноября;
с воскресенья 3 января на пятницу 31 декабря;
с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.
Определение нормы рабочего времени
Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
В соответствии с частью 1 статьи 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В 2021 году работники будут работать на один час меньше 20 февраля, 30 апреля, 11 июня, 3 ноября.
Следует учитывать, что в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 года N 588н, в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства Российской Федерации выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день. Именно поэтому 20 февраля 2021 года будет сокращенным рабочим днем.
Таким образом, всего в 2021 году для работников с пятидневной рабочей неделей будет 4 рабочих дня с сокращенной продолжительностью на один час.
Примеры
В январе 2021 года при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 15 рабочих дней и 16 выходных дней.
Норма рабочего времени в январе 2021 года составит:
В 2021 году в целом при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 247 рабочих дней, в том числе 4 сокращенных на один час рабочих дней, указанных выше, и 118 выходных и нерабочих праздничных дней.
Норма рабочего времени в 2021 году в целом составит:
Комментарий к производственному календарю на 2021 год
подготовлен специалистами АО «КонсультантПлюс»
Пятидневка в школе: «за» и «против»
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала перевести всех российских школьников на пятидневную учебную неделю, чтобы дети могли больше общаться с родителями, отдыхать и посещать кружки. «Сейчас актуально добиться пятидневки для наших учеников. Ведь задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог кроме уроков посещать кружки и творчески развиваться. Ну и, самое главное, чтобы ребенок как можно больше времени проводил с родителями», – заявила Матвиенко.
Как оценивают возможность перевода всех школ на пятидневную рабочую неделю наши эксперты и читатели? Что для этого необходимо сделать?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» продолжительность учебной недели определяет сама школа. При этом решение о переходе на пяти- или шестидневную учебную неделю должно приниматься исходя из особенностей учебного процесса и с учетом мнения всех заинтересованных сторон: педагогов, законных представителей школьников и самих детей.
Шестидневная учебная неделя в российских школах распространена довольно широко, хотя официальной статистики Минпросвещения по этому вопросу нет. Определенное представление можно получить из данных мониторинга ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования». Так, в 2019 году из 2500 опрошенных родителей школьников из 84 регионов 30% отметили, что их дети учатся шесть дней в неделю.
Выбор шестидневной учебной недели обусловлен особенностями образовательного процесса в отдельно взятой школе. К таким особенностям можно отнести углубленное изучение учебных предметов, наличие элективных курсов или, наоборот, нехватку помещений, дефицит педагогов, невозможность организовать обучение в одну смену.
Но для большинства участников образовательных отношений кажется наиболее предпочтительным вариант организации учебной недели на пятидневной основе. Четверть родителей, принявших участие в опросе ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» летом 2019 года, отметили, что из-за шестидневки дети пребывают в угнетенном состоянии. На пятидневке же появится лишний день для отдыха, дети смогут больше времени проводить в семье. Увеличится количество выходных дней и у учителей, нагрузка на которых при шестидневной неделе очень серьезная. Снизятся нагрузки на региональные бюджеты за счет сокращения расходов на горячее питание.
При этом важно понимать последствия такого перехода. Для выполнения учебного плана субботние часы в любом случае придется распределять на оставшиеся пять дней. То есть учебный день школьников увеличится. Сдвинется график внеурочных занятий и кружков, ребятам придется позднее делать домашнее задание. При этом, напомню, согласно СанПиНам максимальная дневная нагрузка первоклассников не должна превышать 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков, для учащихся 2‑4‑х классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, для 5‑6‑х классов – не более 6, для 7‑11‑х классов – не более 7. Кроме того, при переходе на пятидневку школы будут вынуждены пересматривать образовательную программу и сокращать ее объем или продлевать учебный год.
Поэтому решение о выборе пяти- или шестидневной учебной недели должно оставаться за школой. Все нюансы перехода должны решаться в каждой школе совместно с советами обучающихся и родителей.
Максим ИВАНОВ, участник конкурса «Учитель года России»-2014, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск:
– Отношусь к этой идее положительно. Не секрет, что усталость накапливается. Один выходной подразумевает, что ты можешь отдохнуть вторую половину дня субботы.
Воскресенье же – это, если по-честному, подготовка к предстоящей рабочей неделе. Так что пятидневная рабочая неделя позволила бы иметь один полноценный выходной, когда можно погулять, провести его с друзьями или родными. Обычно говорят о том, что ученики потеряют часть предметной нагрузки. Тут надо рационально подойти к решению. По мне, лучше семь уроков каждый день, чем рабочая суббота. Мне кажется, что в пятидневке больше заинтересованы школьники, а вот на чьей стороне окажутся родители – это вопрос. Мой сын обрадовался бы пятидневке, это точно!
Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания,
г. Меленки Владимирской области:
– Переход на пятидневную учебную неделю считаю разумным. Школы нашего города и района уже несколько лет работают по пятидневке. У старшеклассников в выходные дни появляется больше времени для самоподготовки к экзаменам, дети младшего и среднего звена имеют возможность посещать кружки в Центре внешкольной работы, участвовать в спортивных соревнованиях, которые, как правило, проходят в выходные. Не секрет, что нагрузка на детей в школе большая, поэтому даже выспаться до обеда – это для них радость.
Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает. Введение пятидневки зависит от волевого решения руководителя образовательного учреждения. Не надо этого бояться. Учебный процесс не пострадает.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Е.Ушинского, Ленинградская область:
– Перевод всех учебных заведений на пятидневку – интересная инициатива, которую, на мой взгляд, поддержат большинство родителей и детей. Возможность такая есть, особенно если всем переходить централизованно. Для этого необходимо сместить дополнительное образование в будние дни на более позднее время: занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, спортивных секциях должны будут начинаться не с 15.00, а с 16.00‑16.30. Возрастает количество уроков в день с 6‑7 в основной и старшей школе до 7‑8.
Потребуется ввести в середине дня длительный обеденный перерыв (30‑45 минут). Он нужен будет не столько для приема пищи, сколько для отдыха учеников и педагогов.
Светлана ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Насколько я знаю, в Воронеже большинство школ переведены на пятидневную учебную неделю. Но в субботу школьные здания тоже не пустуют, по крайней мере, так было до пандемии, и дети приходили на дополнительные и кружковые занятия. Также есть школы, где только начальные классы занимаются пять дней в неделю, а средние и старшие остаются на шестидневке. Не стоит забывать, что у нас еще есть школы, в которых дети занимаются во вторую смену. Чтобы всем учиться в одну смену и перейти на пятидневную учебную неделю, нужны большие изменения. На мой взгляд, надо пересмотреть учебную программу и уменьшить нагрузку на учеников. А второй момент – надо строить новые большие, просторные школы и брать на работу молодых учителей, чтобы рабочая нагрузка распределялась более равномерно и учитель не вел по полторы-две ставки. И конечно, надо увеличить заработную плату учителя. Только боюсь, что выполнение всех этих условий возможно не в нашем, реальном, а в каком-нибудь сказочном мире!
Наталья М., учитель, Великий Новгород:
– Я за эту идею при условии сокращения часов в школьной программе. В день ученик средних и старших классов должен посещать не более шести уроков. Что необходимо для такого сокращения? Пересмотреть программы по большинству предметов. Массой ненужных деталей перегружены программы по истории, географии, обществознанию, а дети в результате не знают ключевых событий и понятий. Они не помнят, в каком году началась Великая Отечественная война, а одна моя ученица, девятиклассница, всерьез ответила, что Луна – это Солнце, только ночью. Можно совсем убрать из школы курс ОБЖ, введя этот раздел в программу физики, чтобы дети понимали сущность опасных явлений. Курс ОРКСЭ, на мой взгляд, тоже не оправдал себя, сведения по этике и религии можно органично включить в программу по истории. Думаю, оптимизация нынешней школьной программы давно назрела, нужно провести широкое обсуждение этой темы.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– При переходе на пятидневку есть два варианта. Первый – уменьшение недельной нагрузки, чтобы уроков было 6, максимум 7. Вопрос: за счет чего? Опять меньше математики, физики, русского языка? Второй вариант – недельную нагрузку сохранить. Тогда в некоторые дни у детей будет по 8, а то и 9 уроков. Когда я пришла работать в школу в сентябре 1992 года, так и было. Представьте себе математику, физику или химию на восьмом уроке! Семиклассники и на шестом уроке уже не воспринимают материал. Когда позже ввели шестидневку, дети вздыхали с облегчением и радовались. Они говорили, что лучше лишний день в школу пойти, чем 8‑9 уроков учиться.
Наталья Е., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Не знаю, как это можно сделать без серьезного пересмотра (в сторону сокращения) учебных программ. Ведь почти каждый день в средней школе шесть уроков, дети перегружены, очень устают. Об этом не только родители говорят, мы сами видим. Представить, что субботние уроки «раскидают» на будние дни, я не могу. Дети не высидят 7 часов. Ведь им еще потом домашние задания делать, у старшеклассников, почти у всех, к тому же репетиторы. Да еще и дополнительное образование, у кого-то спорт… Не представляю, зачем такое уплотнение нужно, ради чего? Вот что действительно пошло бы на пользу, так это перенести начало уроков на 9.00, а по субботам на 10.00. Чтобы дети хотя бы высыпались и бодрыми приходили в школу, а не с больной головой. Не знаю, поможет ли это сохранить их здоровье и нервную систему, но многие дети высказывают нам свое недовольство неоправданно ранним началом дня. Сама я жаворонок, мне вставать рано нетрудно, но я вижу, как многим тяжело это дается, особенно детям. Зачем их мучить?