Что значит отношение к действительности

Специфика ценностного отношения человека к действительности

Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности

Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности

Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности

В общепринятом понимании, логика – это наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения». Великий математик и философ Блез Паскаль высказал мысль о том, что есть еще вторая логика, которая отличается от логики ума. Это «логика сердца», неподвластная нашему рассудку. Если логика ума требует доказательств, то логика сердца в аргументах не нуждается. И тем не менее, она не менее убедительна, чем логика ума. Нередко приходится слышать: умом я понимаю, но сердцем не принимаю. Тайна логики сердца – в ценностном отношении человека к тому, что происходит в нем самом и вокруг него.

Философская дисциплина, которая специально рассматривает проблему ценностей – аксиология. Главный вопрос аксиологии – природа ценностей. Что отличает ценностное отношение человека к действительности от познавательного отношения? Именно сравнение этих двух видов отношения к действительности показывает специфику ценностного отношения.

Первое отличие: по направленности. Познавательное отношение направлено на соответствие нашего знания действительности, тому, что есть на самом деле. Мы в таком случае говорим, что наши знания истинны. Вектор ценностного отношения развернут на 180 градусов. Ценностное отношение определяет, в какой мере действительность соответствует человеческим потребностям. Речь уже не просто о констатации факта; а о предпочтении: для лечения больного пациента нужен правильный диагноз (познавательное отношение), но мы еще и предпочитаем, чтобы он выздоровел.

Различие между ценностным и познавательным отношением ярко проявляется в самой науке. Альберт Эйнштейн делил ученых по мотивации их деятельности на три типа:

1. Ученые, ориентированные на максимальные достижения в науке (ученый-спортсмен). Яркий пример – Лев Ландау. Он организовал знаменитый семинар по теоретической физике, где царила атмосфера культа гения. От участников семинара требовались доклады только на уровне гениальности.

2. Научные работники в точном смысле слова. Это люди, которые зарабатывают на жизнь научными исследованиями. Их отличает качественное, эффективное выполнение работы.

3. Ученые-романтики. Люди, которые не удовлетворены обыденностью жизни. В науке они видят возможность подняться над повседневностью и прикоснуться к истине, стремятся найти в ней то, что в другой сфере деятельности найти сложно.

Истина, открытая ученым, не будет зависеть от характера его мотивации, но ценность, которую имеет для него это знание будет совершенно различной.

Во вторых, ценностное отношение отличается от познавательного по способу, каким нам даны ценности.

Еще И. Кант определил две познавательные способности человека:

1. Чувственное восприятие.

2. Способность мышления, т.е. рассудок, который позволяет вывести определенные закономерности.

Ценности даны нам посредством эмоционального переживания, говоря словами Паскаля, это «логика сердца». Мы еще не сосредоточились на внешней стороне поступка человека, еще не размышляли об этом, но уже чувствуем, что с нами поступили несправедливо.

Другой пример: художники на этюдах. Художник подходит к другу и говорит, глядя на его незаконченную картину: «Здесь просится желтый цвет». Это тоже система с пробелом.

Третий пример – человек у супермаркета стоит с протянутой рукой. Это тоже, говорит Маслоу, система с пробелом, который должен быть заполнен нашим действием (положить монетку).

В действительности эти примеры подтверждают обратное: различие познавательного и ценностного отношения. Арифметическая операция сложения – это познание, где результат «14» обязателен для всех. Во втором и третьем примерах перед нами ситуация ценностного выбора, где будет действовать не общеобязательная логика ума, а логика сердца.

Отсюда третье отличие: ценностное отношение открывает перед личностью пространство свободы. Это сфера выбора, где мы можем отдать предпочтение той или иной ценности. Ценностный выбор ориентируется на ценности, но не детерминирован ими. Образно говоря, ценности – это компас, по которому капитан корабля определяет направление, но куда повернуть руль, решает его воля. Маслоу несколько увлекся, на самом деле он хотел показать другое. Он ввел понятие самоактуализированной личности, в которой нет конфликта между фактом и желаниями, ценностями человека.

Источник

Познавательное отношение человека к действительности

Философское осмысление сущности познавательного отношения человека к миру. Основные элементы чувственного восприятия. Изучение зависимости чувственного опыта и восприятия от понятийного аппарата, используемого человеком в практической деятельности.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.11.2014
Размер файла21,7 K

Что значит отношение к действительности. Смотреть фото Что значит отношение к действительности. Смотреть картинку Что значит отношение к действительности. Картинка про Что значит отношение к действительности. Фото Что значит отношение к действительности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

философский познавательный чувственный восприятие

Чувственное познание и его элементы

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека?

Для этого необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Что означает тот факт, что ощущения дают образ? Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т.п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т.д. (разумеется, при условии нормального функционирования органов чувств). Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно «показывает» мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

Специфика и роль чувственного познания общественного человека

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми, на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т.п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Мы слушаем музыку. Конечно, это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, ибо без «работы» органов слуха воспринимать музыку невозможно. Безусловно, известные природные предрасположения важны для музыкального восприятия, а в особенности для музыкального творчества. Но, сказав о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о действительно человеческом содержании процесса чувственного восприятия музыки.

Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общественные события, механизм восприятия еще более усложняется. «Красота», «справедливость», «прогрессивность» и многие, многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их непосредственно-чувственного освоения.

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми.

В наш век быстрого развития образования и средств массовой информации эта характерная только для человека способность пользоваться чувственным опытом других людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы «видимого» и «слышимого» мира стала почти неограниченной. В данном факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании вообще, в чувственном познании в частности огромно. Достаточно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представляют собой результат аккумуляции, накопления и обобщения предшествующего исторического опыта.

Речь идет об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний.

Единство чувственного и рационального в познании

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности.

Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.

«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека.

В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема «чувственности» и «мышления» реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Формы чувственного и рационального познания. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека.

реферат [23,3 K], добавлен 21.11.2010

Специфически человеческое отношение к миру и действительности. Понятие деятельности в немецкой классической философии. Единство чувственного и рационального в практической деятельности. Проявление творческого, абстрактного, частичного, вещного подходов.

реферат [15,9 K], добавлен 25.03.2012

Гносеология как раздел философии. Познавательное отношение человека к миру как предмет философского анализа. Диалектика чувственного и рационального уровня познания. Проблема истины в философии, ее свойства и критерии. Сущность и значение интуиции.

реферат [57,5 K], добавлен 12.08.2015

Изучение специфики познавательного отношения человека к окружающему миру, её природа и формы. Структура познавательного процесса и проблема познаваемости действительности в философии. Философская проблема истины, гносеологический оптимизм и скептицизм.

контрольная работа [37,2 K], добавлен 09.08.2013

Мышление как процесс познавательной деятельности человека. Подходы, объясняющие природу сознания. Методы и уровни научного познания, особенности рационального и чувственного познания. Многообразие форм человеческого знания. Проблема истины в философии.

реферат [25,3 K], добавлен 17.05.2010

Источник

статья 5. Эмоционально-оценочное отношение человека к окружающей действительности как категория выражение целей обучения

Известно, что философия рассматривает сознание как способность человека отражать, т.е. познавать объективную действительность. Предметы и явления объективной действительности, действующие на органы чувств, вызывают у них чувство. Начавшись с ощущения, познание человеком внешнего мира идет от самой простой до самой сложной его формы.

Способность отражать объективную действительность имеют не только люди. Такой способностью обладают и другие живые существа. Но способность отражать действительность и проявлять свое отношение к ней присуща только людям. У животных отношение к окружению нет. Тваринане «относится» ни к чему, для животного его отношение к другим не существует как отношение.

Только человек, вступая во взаимоотношения с природой и другими людьми, начинает осознавать, что она является членом общества.

В способности человека выделять себя из окружающего мира и создавать представление «я» и «не я» І.М.Сеченов придавал большое значение так называемым системным ощущениям, связанным с внутренними системами организма человека. І.П.Пашюв выяснил механизм двигательных ощущений, отражающие в мозгу движения всех органов нашего тела.

За Павловым, наша нервная система является такой, которая сама регулирует, сама себя поддерживает, восстанавливает, исправляет и даже совершенствует.

Познавая себя, человек прежде всего познает строение своего тела и функции его отдельных органов. Осознавая свою психику, человек прежде всего осознает свои психические процессы, то есть свое восприятие, свою память, свое внимание, свою речь, мышление, осознает особенности своей психики, которые отличают ее от других.

Этими особенностями являются наблюдательность, любознательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, трудолюбие, способности, темперамент, характер, интересы, идеалы, убеждения и т.д. По-разному выражены в различных людей, они дают возможность каждому человеку устанавливать правильные взаимоотношения с окружением.

Предметом сознания человека является его организм, его психика, его действия и поступки, ее мотивы и цели, ее отношение к другим людям, отношение к самой

Изучая литературу и историю, анализируя тот или иной художественный*! произведение, описывая того или иного героя или исторический факт, рациональная! сфера, сфера мышления человека не полностью привлечена к работе. Ведь в целом речь ведут о вещи хорошо известны учащимся из их быта, из их практики, жизненного опыта.

Читая тот или иной исторический произведение о те или иные военные действия ученики-старшеклассники без особых умственных напряжений охватывают воображением фрагменты боя, их знаний и жизненного опыта достаточно,’ чтобы все это представить. Но дело не в том, чтобы усвоить ту или иную информацию. Речь идет о том, что каждый ставит себя на место этих действий участников.

Конечно, здесь срабатывают эмоции, чувства, что как инструмент
влияют на выработку собственного ученического отношение к ветеранам
войны, до тех, кто погиб в этой войне, чувство ненависти к захватчикам; и т.д.

Понятно, что такие ситуации, как описано выше, в первую очередь обеспечивают передачу эмоционально-оценочного опыта старших, выработки эмоционально-оценочного отношения к тем или других событий, фактов, явлений.

Нет оснований считать, что только на предметы гуманитарного цикла возложена задача формирования эмоционально-оценочных норм поведения молодого поколения. Есть много возможностей и в предметов физико-математического и других циклов. Рассмотрим пример из физики. Ученик выполняет экспериментальную задачу на определение ускорение, с которым шарик скатывается по наклонной плоскости длиной 100 см. Установив метроном так, чтобы он отбивал секунды, и, подобрав угол наклона плоскости так, чтобы шарик расстояние в 100 см прошла за одну секунду,

Но продолжим задачи и его выполнения. Ученику нужно другим способом проверить правильность полученного результата. Для этого он может воспользоваться наклонной плоскостью и формуле

К такому самого учебно-воспитательного эффекта приходим во время аналогичного проведения лабораторных работ по физике и химии, при решении одной и той же задачи по физике, химии или математики различными способами и методами.

Сегодня технократический тип мышления стал реальной силой, отыграв не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Технократическое мышление не является органической чертой представителей технических знаний. Оно может быть свойственно и учителю-предметнику, и воспитателю, и представителю искусства, и политическому деятелю.

Передача молодому поколению большого художественного наследия как формы мышления.

Задача школы заключается в том, чтобы у каждого ее выпускника была сформирована потребность (радость) общение с культурой, а также был произведен высокий, истинный критерий в этом общении.

Итог. Эмоционально-оценочное отношение человека к окружающей действительности тоже является категорией, в которой выражаются цели обучения. ее суть составляют эмоционально-чувственное отношение человека к объектов и явлений окружающей действительности, убеждение в истинности научных знаний и взгляды убеждения.

Источник

Сущность эстетического отношения к действительности

Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая форма эстетической деятельности.

Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:

эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира);

1. эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности);

2. эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт).

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

Теория происхождения прекрасного была разработана в русской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.

2. В эстетике И.Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И.Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловечнности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение – специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное субъективное бытие. Эстетическое переживание произведений искусства, также как и их создание, требует всего человека, т.к. оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер,преобретает основное и самостоятельное значение

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

1. «Трудовая» теория происхождения прекрасного была разработана в русской, а затем в марксистско-ленинской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.

При этом ни Сократ, ни Маркс не отождествляли эстетическое и утилитарное. Если прекрасное и полезное сближались, что говорилось о том, что прекрасное полезно «в высшем смысле», «в общечеловеческих интересах», «в перспективе человеческого развития».

2. В эстетике И.Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И.Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение – специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

1. Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.

2. В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое – это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности.

Эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте – всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.

Заключение

В заключении можно сказать следующее.

Эстетика представляет собой науку о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства.

Список используемой литературы

4. Адорно Теодор В. Эстетическая теория : Пер. с нем. Ästhetische Theorie / Пер. с нем. — М.: Республика, 2001.

5. Актуальные проблемы художественного воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Ред. H.A. Ветлугина. М.: ЦСПО РСФСР, 1983.

6. Амонашвили А.Ш. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1988.

7. Амонашвили А.Ш. Как живете, дети? М., 1986.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999.

11. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

12. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: РГПУ, 1999.

13. Батаршев A.B. Диагностика способности к общению. М.: Питер, 2006.

14. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

18. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002.

19. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. Москва. Институт психологии РАН. 1994 г.

Дата добавления: 2020-12-22 ; просмотров: 99 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *