Что такое 4 тактный двигатель и 2 тактный
Какое отличие двухтактного двигателя от четырехтактного и что такое 4mix и 2mix
Практически у каждого владельца частного дома имеются бензиновые помощники, облегчающие выполнение разных работ — укос травы, распиливание деревьев, уборка снега. Во главе рассматриваемых агрегатов лежат двигатели внутреннего сгорания, созданные Этьеном Ленуаром в 1860 году. В современных бензоинструментах устанавливаются ДВС, которые делятся на два основных вида — двухтактные и четырехтактные. Какое отличие двухтактного двигателя от четырехтактного, и какие еще есть виды бензомоторов, узнаем подробно из материала.
Что такое ДВС на бензоинструментах
Двигателем внутреннего сгорания именуется агрегат, осуществляющий трансформацию топлива в механическую энергию. Сегодня ДВС применяется везде — от инструментов до автомобилей и прочих видов техники. Принцип работы ДВС обусловлен тем, что в конструкцию подается горючая смесь, основывающаяся на бензине с воздухом. За создание нужной консистенции горючей смеси отвечает карбюратор.
Горючая смесь подается в цилиндр, где осуществляется ее воспламенение. Сгорание смеси способствует тому, что создается полезная энергия, снимаемая с коленчатого вала в виде вращательных движений. Главное достоинство ДВС в том, что он обладает высокой мощностью, если сопоставить с электродвигателями. Большинство бензоинструментов — триммеры, мотокосы, мотоблоки, бензопилы и т.п., оснащаются двигателями внутреннего сгорания двухтактного типа. Более мощные бензоинструменты оснащаются ДВС четырехтактного типа. Чем же отличаются двухтактные и четырехтактные двигатели, какой принцип работы они имеют, а также их плюсы и минусы описаны в материале.
Что называют тактом в ДВС
Тактом на ДВС называется действие, которое совершается внутри механизма. Перемещение поршня в верхнем или нижнем направлении — это и есть такты. Причем один такт — когда поршень движется вверх, выполняя соответствующую работу. Движение поршня вниз, который возвращается от силы, возникающей при сгорании топлива, называется рабочим ходом.
Первый такт, с которого начинается работа мотора — это заполнение цилиндра топливной смесью. Следующий этап — это сжатие поступившей смеси в двигатель. Далее происходит воспламенение, и в завершении отвод сгоревших газов. Это четыре такта, которые выполняются в двигателях четырехтактного типа. Коленвал в четырехтактных агрегатах совершает два оборота при одном воспламенении топлива.
Двухтактные моторы функционируют в два цикла — транспортировка топливной смеси в цилиндр с последующим ее воспламенением, и отведение выхлопных газов из цилиндра. В двухтактных агрегатах коленвал совершает один оборот при сжигании одной порции топливной смеси. Это главное отличие рассматриваемых агрегатов друг от друга.
ДВС 2-х и 4-х тактного типа по виду топлива бывают бензиновыми и дизельными. Чтобы выяснить подробно, какие достоинства и недостатки имеются в рассматриваемых двигателях 2-х и 4-х тактного типа, рассмотрим их конструкцию и принцип работы.
Двухтактный ДВС его конструктивные особенности и описание принципа работы
Большинство бензопил и бензокос оснащаются приводными устройствами двухтактного типа. Два такта — это этап сжатия топливной смеси и рабочий ход поршня (когда он опускается вниз). Чтобы понять, чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного, рассмотрим изначально строение мотора. Основные детали двигателя — это цилиндр, поршень, коленчатый вал и шатун. За сжигание топлива отвечает свеча зажигания, а транспортировка смеси и отвод газов происходит посредством впускного и выпускного каналов. Конструктивная схема двухтактного двигателя отображена на фото ниже.
Двигатель двухтактного типа имеет упрощенное строение в отличие от четырехтактного. Принцип работы у него простой, и начинается с того, что осуществляется перемещение поршня из нижней мертвой точки в верхнюю. В стенках цилиндра присутствует три отверстия — впускной, выпускной и продувочный канал. Впускной расположен ниже, чем выпускной, а продувочный находится между ними, как показано на фото выше. Впускной и продувочный канал соединяется с кривошипно-шатунной камерой. Далее подробное описание принципа работа ДВС.
Первый такт. Первоначально топливо из карбюратора транспортируется в камеру КШМ. Через продувочное отверстие в цилиндр из камеры КШМ засасывается предварительно-поступившая топливно-воздушная смесь. Прекращается подача смеси тогда, когда поршень перекрывает отверстие продувочного канала. Далее движение поршня осуществляет перекрытие выпускного канала. Часть топливно-воздушной смеси при этом уходит в выпускной канал. После перекрытия выпускного канала начинается процесс сжатия горючей смеси. Эта смесь состоит из бензина, масла и воздуха. При достижении поршнем верхней мертвой точки, происходит воспламенение смеси за счет создания искры свечей зажигания.
В тот момент, когда в верхней части цилиндра осуществляется сжатие, в нижней части камеры КШМ создается разрежение. Это разрежение позволяет засосать очередную порцию топлива из карбюратора для следующего воспламенения. Засасываемое топливо в камеру кривошипно-шатунного механизма одновременно выполняет смазывание коленчатого вала и шатуна. Именно поэтому в состав горючей смеси добавляется специальное масло для двухтактного мотора. Двухтактные двигатели не имеют масляного картера, что является одним из главных их отличий от четырехтактных. Все эти процессы совершаются в один такт.
Второй такт. Сгоревшие газы толкают поршень вниз, тем самым осуществляется рабочий ход. Когда открывается выпускное отверстие, в него выходят выхлопные газы, поступающие по каналу в глушитель. Опускающийся вниз поршень создает давление в камере КШМ. За счет этого давления осуществляется выдавливание топливно-воздушной смеси ТПС из камеры КШМ в продувочный канал. В цилиндр следующая порция ТПС выталкивается сразу при открытии доступа к продувочному отверстию. При заполнении рабочей камеры цилиндра порцией топливной смеси происходит одновременное вытеснение оставшихся отработанных газов. Заканчивается второй такт при достижении поршнем нижней мертвой точки.
Визуальный процесс работы двухтактного двигателя представлен на анимированном изображении ниже.
У такого типа ДВС есть свои достоинства и недостатки, которые описаны ниже. Зная строение и принцип работы двухтактного двигателя, разберемся с четырехтактными моторами.
Четырехтактный двигатель его устройство и как он работает
Агрегаты четырехтактного типа имеют более сложное строение, но при этом они отличаются высокой производительностью и большим сроком службы. Их работа состоит из 4 циклов, о чем упоминалось выше. Это такт впуска топливной смеси, ее сжатие, рабочий ход и выпуск сгоревших газов. В отличие от двухтактных, на 4-х тактных моторах имеется масляный картер, посредством которого осуществляется смазывание вращающихся и трущихся деталей. Чтобы понимать, о чем идет речь, ниже представлена схема устройства четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
На схеме выше обозначены основные конструктивные элементы двигателя внутреннего сгорания 4-тактного типа:
Принцип работы аналогичен с двухтактными моторами, но есть некоторые отличительные особенности. Рассмотрим далее принцип работы четырехтактного мотора по циклам.
Первый такт. Транспортировка воздушно-топливной смеси в камеру сгорания выполняется при открытии впускного клапана. Поршень при этом находится в верхней мертвой точке. Открытие клапана выполняется посредством кулачков газораспределительного механизма. Засасывание топливной смеси происходит до момента, пока поршень не достигнет нижней мертвой точки. Коленчатый вал при этом совершает пол оборота.
Второй такт. Начинается он с того, что поршень движется с нижней мертвой точки в верх. При этом осуществляется сжатие поступившей на предыдущем этапе топливно-воздушной смеси. Как только поршень достигает верхней мертвой точки, возникает искра, создаваемая свечой зажигания. Вместе с первым тактом, коленчатый вал совершает один оборот.
Третий такт. От силы давления, сформировавшегося от сжигания смеси, обеспечивается перемещение поршня из верхней мертвой точки в нижнюю. Такое перемещение поршня после сгорания газов называется рабочим ходом. Выхлопные газы на третьем этапе находятся в камере до момента, пока поршень не достигнет нижней мертвой точки. После этого начинается завершающий этап.
Четвертый такт. Поршень перемещается с нижней мертвой точки в верхнюю, тем самым осуществляя высвобождение камеры сгорания от находящихся в ней выхлопных газов. Для этого происходит открытие выпускного клапана, который также при помощи кулачка соединен с газораспределительным механизмом. После этого цикл повторяется.
Анимированное изображение принципа работы четырехтактного двигателя показано на схеме ниже.
Четырехтактные моторы являются более совершенными, выносливыми и надежными по сравнению с двухтактными.
Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
Одно из основных отличий рассматриваемых агрегатов в наличии газораспределительного механизма на 4-тактном моторе. На 2-тактных устройствах газораспределительного механизма нет. Вместо него имеются отверстия в стенках цилиндра, через которые и происходит подача готовой топливно-воздушной смеси, а также отвод выхлопных газов.
ГРМ не только увеличивает вес и размер двигателя, но еще и существенно влияет на его стоимость. Отсутствие ГРМ приводит к тому, что двигатель имеет только два цикла работы. Наличие каналов в стенках цилиндра приводит к увеличенному износу колец и поршня двигателя. Именно поэтому двухтактные двигатели имеют небольшой ресурс работы. Далее рассмотрим конструктивные отличия между 2-тактным и 4-тактным моторами.
По системе смазки четырехтактных двигателей нужно отметить, что они бывают двух типов — с сухим и мокрым картером. Различаются они по способу смазки. В мокром типе происходит подача масла из картера на КШМ. Насос перекачивает масло из картера, являющегося частью двигателя.
На ДВС с сухим картером используется отдельный бак с маслом. Из него масло насосом перекачивается в систему КШМ, обеспечивая смазку деталей. Скапливающееся масло обратно транспортируется в бак при помощи дополнительного насоса.
Зная основные конструктивные и принципиальные отличия рассматриваемых механизмов, следует разобраться с их достоинствами и недостатками, которые имеются у обоих вариантов.
Плюсы и минусы ДВС
Для начала рассмотрим все имеющиеся достоинства и недостатки двухтактных моторов, которые несмотря на свою конструкцию, пользуются большой популярностью. К их преимуществам относятся:
Теперь разберемся со всеми недостатками, которые имеются у двухтактных двигателей:
У 4-тактных агрегатов достоинств намного больше, однако такие недостатки, как сложность конструкции, большой вес и цена оставляют негативный отпечаток. Далеко не каждый может позволить себе покупку, к примеру, снегоуборщика с 4-тактным мотором, который стоит в 2 раза больше, чем аналог с более примитивным агрегатом. Все недостатки 2-тактных моторов — это есть преимущества четырехтактных.
В силу большого количества недостатков обоих видов двигателей, производители запатентовали выпуск модернизированных моделей ДВС, которые получили название 4-MIX и 2-MIX. Наверняка вы сталкивались с тем, что при ремонте или замене деталей двигателя бензопилы или бензокосы, обнаруживалось наличие механизма ГРМ, но при этом инструмент заправляется разведенным бензином с маслом, как указывает производитель. Все верно, это говорит о том, что ваш инструмент оснащен двигателем 4-mix. Более подробно об этих типах двигателей узнаем далее.
Что такое ДВС 4-mix и для чего он предназначен
Если вы задаетесь вопросом, что такое двигатель 4-mix или почему бензокоса Штиль заправляется бензино-масляной смесью, а в инструкции указано, что она четырехтактная, то именно здесь вы найдете ответ. Компания Stihl запатентовала новый тип двигателя, который получил название 4-MIX. Его особенность в том, что он совмещает в себе достоинства двухтактного и четырехтактного моторов. Как же устроен такой тип двигателя, и самое интересное, как обеспечивается смазка КШМ, узнаем в деталях. Ниже представлена схема ДВС 4-mix.
На схеме видно, что такой двигатель оснащен ГРМ, и работает агрегат в 4 такта. При этом, чтобы сэкономить на стоимости бензоинструмента, производители не используют отдельную систему смазки. Смазка КШМ осуществляется вместе с топливом, как это свойственно для двухтактных моторов. Поступление бензина с маслом в камеру КШМ осуществляется из емкости, где располагаются коромысла впускного и выпускного клапанов.
Эта емкость соединяется с камерой КШМ при помощи каналов, в которых располагаются направляющие клапанов, соединенные одной частью с коромыслом, а второй с кулачком на распредвале.
В герметичную камеру клапанов засасывается топливно-воздушная смесь из карбюратора, которая направляется по каналам к кривошипно-шатунному механизму. Чтобы иметь представление, как работает ДВС 4-mix, рассмотрим пошаговую работу каждого такта.
Так происходит работа ДВС 4-микс, которые получили большую популярность. Среди преимуществ таких моторов следует выделить следующие факторы:
В итоге компании Stihl удалось совместить все достоинства 4-х и 2-х тактных двигателей, создав при этом агрегат под названием 4-mix. Простота конструкции, неприхотливость, доступная стоимость, высокая мощность и прочие достоинства присущи для этого современного типа двигателей внутреннего сгорания.
Что такое двигатели внутреннего сгорания 2-MIX и X-torq
Компания Stihl предлагает также бензиновые инструменты с двухтактным двигателем модернизированной версии. Этот двигатель получил название 2-mix – двухтактная модель усовершенствованного типа. Аналогичную модель двигателя выпустила компания Husqvarna, и назвала его X-torq. Принцип работы двигателей одинаков, а отличия присутствуют только в конструкции. Схема работы ДВС 2-MIX представлена ниже.
На схеме видно, что топливно-воздушная смесь, поступающая от карбюратора, разделяется на два потока. Зеленой стрелкой показана смесь, которая всасывается в камеру КШМ, осуществляя тем самым смазку деталей. Ее всасывание происходит во время движения поршня вверх, когда создается разрежение. Поток смеси, указанный стрелкой синего цвета, подается непосредственно в камеру цилиндра, где происходит его сжатие и воспламенение. Всасывание топливно-воздушной смеси в цилиндр происходит при движении поршня вниз. Что примечательного в такой схеме работы двигателя?
Разделение потока позволило снизить выбросы топливной смеси в атмосферу, выходящей вместе с выхлопными газами. Это достигается за счет того, что рабочая область цилиндра заполняется смесью, обогащенной воздухом. Этот воздух выталкивает выхлопные газы, и в некотором количестве также выводится из камеры сгорания. Более насыщенный топливом поток поступает в камеру КШМ, обеспечивая эффективную смазку деталей.
В итоге модернизация двухтактного мотора способствовала тому, что снились потери топлива, а значит и уменьшился расход. Кроме того, выхлоп стал более чистым, так как в составе смеси отсутствует бензин с маслом, а система КШМ получила более эффективную систему смазки. При этом стоимость такого двигателя не сильно отличается от обычного двухтактного. Схема работы такого типа агрегата показана на видео.
Есть ли особые требования к качеству топлива для обычного двухтактного мотора и 2-mix? Разницы нет никакой, кроме того, на таких двигателях применяются одинаковые типы карбюраторов. Отличие карбюратора только в наличии дополнительной проставки, посредством которой происходит разделение потока топливной смеси на 2-MIX моторах.
Подводя итог, надо отметить, что отличия между рассматриваемыми типами двигателей имеются, и они достаточно существенные. Однако менее надежные 2-тактные агрегаты продолжают активно пользоваться популярностью за счет своей простой конструкции и невысокой стоимости. Зная конструкцию и принцип работы, не составит большого труда произвести ремонт двигателя таких инструментов, как бензопилы, мотокосы, мотоблоки, снегоуборщики, лодочные моторы и прочие.
Чем отличается 4 тактный двигатель от 2 тактного
Многие начинающие автовладельцы спрашивают опытных механиков, чем отличаются двухтактные двигатели от 4 тактных моделей двигателей. Когда они узнают, что двухтактные моторы мощнее, то недоумевают. Ведь зачем тогда в машины производитель ставит силовой агрегат, работающий на четырех тактах. Но тут не все так просто. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе вместе.
Что называют тактом в ДВС
Прежде чем говорить о тактах силовых агрегатов, нужно понять, что это за зверь такой. Такт – это действие, производимое поршнем. Например, когда поршень внутри клапана бензинового или дизельного двигателя идет вверх, это называется одним тактом, а, когда он возвращается вниз, то это действие называют вторым тактом.
Итак, с тактами в двухтактном двигателе разобрались. Поэтому двухтактные моторы мощнее. То есть за один оборот коленвала поршень клапана успевает сделать два такта. Однако у них есть и свои минусы. Об этом поговорим позже.
Кроме двухтактных силовых агрегатов существуют однотактные двигатели. Конструкция однотактника проста до безобразия. Они состоят из одного цилиндра и широко распространены были в прошлом. Такие двигатели еще модно найти на мопедах, мотоциклах, тракторах:
Все четырехтактные моторы работают по циклу Отто. Назван этот цикл был в честь немецкого инженера, который придумал описывать рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания циклом, заключающим в себе:
Теперь, когда мы знаем, что такое такт и что из себя представляет термодинамический цикл, давайте глянем на то, как работает четырехтактный движок.
Четырехтактный двигатель его устройство и как он работает
Схема работы двигателя четырех тактной модели сложнее, чем у двух тактного. Зажигание смеси происходит при каждом втором повороте коленчатого вала. В силовом агрегате установлено от восьми цилиндров до 16 попарно. С каждой стороны находится четное количество цилиндров.
Одни клапаны являются впускными, другие – выпускными. Смешивается бензин, масло и воздух уже в камере сгорания. А поступают они по отдельности. Впрыск масла и бензина происходит одновременно. Следом идет поджиг смеси.
Через впускные клапана горюче-смазочные материалы попадают в камеру сгорания, а через выпускные клапаны – выходят отработанные газы.
Давайте рассмотрим подробнее работу цилиндров двигателя с тактностью равной 4.
Внимание! Благодаря такому устройству двигатели с четырьмя тактами считаются экономичными, но не простыми в разборке или ремонте для неопытного автовладельца.
Важно, чтобы клапана плотно прилегали к головке блока цилиндров. Тогда не будет потери компрессии, и двигатель станет выдавать всю мощность, которая в него заложена.
Двухтактный ДВС его конструктивные особенности и описание принципа работы
Давайте теперь глянем, в чем отличие двух тактных моторов. Во-первых, они имеют простую конструкцию. Их легко разобрать на коленке, поменять детали и собрать обратно.
Принцип работы двух тактного двигателя таков:
Каждое действие из цикла Отто происходит в момент отдельного полуоборота коленвала. Поэтому считается, что двух тактные двигатели мощнее, чем четырех тактные.
Зажигание смеси также происходит при каждом обороте вала. А сама горюче-смазочная смесь должна быть уже наполнена маслом. В двух тактном моторе нет места, где бы смесь могла смешиваться с бензином или дизелем.
Поэтому автовладельцы приходится самому смешивать бензин и масло и заливать полученное вещество в бак.
Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
Теперь давайте поглядим, чем отличаются двух тактные движки от четырех тактных двигателей. В первую очередь такие движки нужны там, где устройству необходимы быстрые и мощные всплески энергии. Например, к таким вещам могут относиться небольшие мотоциклы, мопеды или мотопилы, газонокосилки.
Двух тактные моторы предназначены для коротких поездок. Они не смогут выдержать долгое постоянное напряжение. Свечи придут в негодность от постоянной работы движка. Поэтому, рыбакам приходится иногда глушить движок в море, чтобы дать ему отдохнуть и затем заводить заново.
Жизненный ресурс двух тактного мотора тоже ограничен. Их жизнь исчисляется в сотнях и тысячах часов, а не в километрах, как у четырехтактных моторов. Хотя, если они ставятся на мотоциклы или таркторы, то тогда жизненный ресурс исчисляют в километрах. Обычно он равен ста тысячам километров. Это предельный максимум.
Двух тактные моторы дешевле, чем четырех тактные. Разница между стоимостью этих двигателей может достигать двадцати, а то и тридцати процентов. Однако все зависит и от объема движка. Например, двигателя с маленьким объемом стоят на 6 000 тысяч рублей дороже двух тактных с маленьким объемом. А вот при просмотре цен на моторы с большим объемом эта цифра может увеличиваться до тридцати и сорока тысяч рублей.
Простой пример приведен в таблице с моторными лодками.
Двигатель на моторную лодку и объем | Стоимость в рублях |
Двух тактный Меркурий 5 М | 61 200 |
Четырех тактный Меркурий F 5 M | 66 500 |
Двух тактный Меркурий 9.9 MH | 88 900 |
Четырех тактный Меркурий F 9.9 M | 135 900 |
Как видите из таблицы действительно цена растет с увеличением мощности и объема соответственно.
Двух тактные моторы можно перевозить в любой машине и в любом положении. Они не сломаются, четырех тактные чувствительны к любому удару и неправильному положению.
В двухтактных моторах экологический класс навряд ли превысит Евро 2. А в четырех тактных этот показатель может увеличиться до Евро 5. Последние силовые агрегаты экологичнее, потому что в них полностью сгорает топливо. А в первых моторах часть газов не выработана полностью и уходит атмосферу в том же составе.
Двухтактники едят топливо во много раз больше, чем четырехтактники. Поэтому последние считаются экономичными. Хотя первые весят меньше и их легко перетаскивать с места на место, если понадобится. Чтобы переместить четырех тактный движок, потребуется сила как минимум двух взрослых людей.
Двухтактники нуждаются в том, чтобы топливную смесь им делали заранее. Четырехтактникам это не нужно. Все делает за человека система. Автовладельцу требуется только заливать вовремя масло и бензин в раздельные баки. Также ему нужно менять фильтрующие элементы, которые защищают детали движка от повреждения стружкой или другими элементами износа силового агрегата.
Внимание! Многие считают, что на двух тактном моторе можно обогнать «четверку». Да, это может произойти, но только на старте. Затем у движка просто не хватит выносливости, чтобы преодолеть то расстояние, которое может это сделать четырехтактный движок.
Какой двигатель мощнее 2 тактный или 4 тактный
Теперь давайте разберем, какой из этих движков мощнее. По мощности двухтактный не превосходит первый вдвое, как может показаться вначале. Разница в мощи составляет всего 1,5 раза, вместо двух как казалось бы.
Двухтактный двигатель плохо сжигает топливную смесь, поэтому у него не получается преодолеть ту силу, на которую способен в работе четырехтактный движок. Не выработанная смесь забирает вместе с собой мощь мотора. Поэтому двухтактный проигрывает перед четырех тактным.
Опытные механики говорят, что сейчас во всех машинах стоит в основном четырехтактный движок. А двухтактные используют в мотопилах и других механических инструментах для сада и огорода.
Заключение
Теперь вы знаете конструкцию двухтактного и мощного четырехтактного двигателей. Движки двухтактные шумные. Это еще одно отличие их. Однако есть подобные силовые агрегаты с турбонаддувом, они в несколько раз мощнее одинаковых по объему четырехтактников. При выборе количества тактов в движке, решение всегда остается за будущим владельцем мотора.