Что такое 360 градусов
Почему именно 360 градусов
В самом деле, почему появилась разметка круга именно 360°? Эта тема является продолжением статьи «Что же такое угол». Как всегда, чтобы поднять настроение нужно почитать мнение ученых. Объяснения детей и ученых слушать одинаково любопытно – они говорят внезапными парадоксами и совершенно не заморачиваются сутью.
К примеру: – «История развития человечества знала разные системы счисления: двоичную, самую древнюю и примитивную, и десятеричную, при которой счет велся по количеству пальцев рук. В Древнем Вавилоне изобрели шестидесятеричную систему счисления. Вавилоняне считали тройками, по числу суставов на каждом пальце левой руки (без большого пальца), то есть до 12. Затем каждый палец правой руки (включая большой) означал 12. Благодаря этому счет продолжался до 60. Число 60 стало в Древнем Вавилоне ритуальным. Позднее ритуальные значения получили и некоторые числа, кратные 60: 300, 360. Так, Кир, древнеперсидский царь, раздробил реку Гиндес, в которой утонул его любимый конь, на 360 ручьев».
Слыхали что-нибудь подобное? В ход пошли костяшки, руки, пальцы, отверстия и прочие выступы. Вот к чему и до чего может привести баловство со счетом – до ритуальности, сакральности и прочих вселенских событий. В этой истории надувания из мухи слона удивительно другое, как простодушно люди не понимают причину и следствие. Причина счёта и удобство счёта им без разницы.
Или же ещё: – «Знаете ли вы, почему в окружности 360° градусов, а не 180° или, скажем, не 300°? Откуда пошла традиция делить окружность на равные части и почему было выбрано именно такое их число? Оказывается, этому делению мы обязаны вавилонянам. Согласно их календарю, продолжительность года составляла 360 дней – именно столько раз, по наблюдениям древних астрономов, солнечный диск укладывался на годичном пути светила. Иными словами, за каждые сутки солнце делало один «шаг». Поэтому вавилоняне и разделили окружность на 360 равных частей, каждую из которых называют градусом (от лат. gradus – шаг, ступень)».
Так эти двоечники не знали сколько дней в году. А мы пользуемся. Куда смотрит общественность? Потом-то они узнали, но так и оставили. Так и мы оставили. А какая проблема, братцы? Разделим круг на 365 долей, и все дела. По счастью и несчастью нашей цивилизации фиолетово, 360 или 365. Ученые – господа, сэры, доны, месье и синьоры не понимают самых простых вещей – градуса, угла, аспекта, нуля, плюс числа, минус числа и т.п. Но при этом не устают развлекать нас глупостями вроде малой и большой бесконечности.
Или: – «Измерять угол градусами это всего лишь традиция такая, обычай».
– «Родители тоже согласны. Можно пойти в ЗАГС, но до этого, по обычаю, невесту нужно украсть!
– Украсть? О, черт, красивый обычай. Ну, а моя-то какая роль?
– Поймать невесту. Сунуть ее в мешок.
– В мешок? Это что, тоже по обычаю? Гениально! Ну-ну?
– И передать кунакам влюбленного джигита.
– Ах, кунакам?
– Так требует обычай. Но учтите, обычай требует, чтобы все было натурально.
Невеста будет сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать милицию, кричать: «Я буду жаловаться в обком!», – но Вы не обращайте внимания. Это старинный красивый обычай.
– Я понимаю. Не волнуйтесь. Все будет натурально».
И вот мы узнаём про красивый обычай 360-дневного года в Двуречье и Древнем Египте. А для натуральности нам рассказывают байки о поэтапном узнавании подлинного числа дней в году.
Но древний мир Двуречья не знал 360-дневного года в своих календарях. Установить начало календарного года по годичному движению Солнца задача трудная. Куда легче связать счет дней с изменением фаз Луны. Поэтому вначале появился лунный календарь. Так вот в Шумере и Вавилоне затем появился лунно-солнечный календарь. Лунный год состоял из 354 дней. Около 2500 лет до н.э. шумеры пользовались календарем с определенными правилами вставки 13-го месяца, чтобы сохранять на своем месте месяцы, названия которых соответствует определенным сезонам года. Причем вставки делались не произвольно, а согласно положению Солнца на эклиптике.
Ссылка на представление шумеров о ежедневном сдвиге Солнца к востоку на два своих диаметра, около 1°, стала басней, призванной объяснить 360° меру 360-дневным годом. Шумеры, а так же индийцы прекрасно знали, что скорость движения Солнца в течение года меняется. Весна и осень целиком находились в пределах медленной и быстрой частей года, составляя 94,5 и 88,6 суток. Моменты положения Солнца на экваторе, когда начиналась весна или осень, и в точках солнцестояния определялись в Двуречье с точностью до 12 часов. При общих календарных расчетах жрецы считали, что Солнце на большей части своей орбиты, 194°, двигалось, отступая к востоку на 1° в день, а на меньшей – на 56’15», что как раз и позволяло ему завершить свой путь за 365 суток.
Египетский календарь, да, является древнейшим солнечным календарем. Откуда же в нём появляется число 360? Ученых почему-то не смущает подозрительно круглая и грубая ошибочка в пять дней. Уж не костяшки ли тут впереди астрономии?
Но, нет. В результате дальнейших астрономических наблюдений египетские жрецы установили, что продолжительность солнечного года, вот те на, близка к 365 дням. Поэтому и календарь пришлось дополнить пятью днями, греческое название которых – эпагомены – «те, что над годом». По этому поводу обычно приводится легенда, рассказанная Плутархом, о том, как мудрый Тот выиграл у богини Луны от каждого дня 360-дневного года по 1\72 части – искомые пять дней.
Но и тут у жрецов вышла промашка. Пришлось еще немножко покумекать. «Позже египетские ученые обнаружили, что и вставки пяти дней недостаточно». И если бы египтяне приняли длину года равной 365,25 суток, то они были бы правильные ребята.
В этих эпических поисках правды жизни остается открытым вопрос, что же всё-таки является причиной суточной маеты египтян – счет костяшками или же астрономия?
Да знали египтяне прекрасно, что год состоит из 365,25 дней, но жрецы упорно избегали реформы календаря по своим мотивам, которые к данной теме не относятся. У древних китайцев солнечный год был равен 366 дням. Восходящий на трон фараон должен был давать клятву не менять календаря. Вразумлять жрецов пытались как собственные правители, так и владыки завоевателей. Так царь гиксосов Салитис, завоевавший в XVIII в. до н.э. Египет провёл календарную реформу. Он требовал добавлять каждые четыре года по одному дню, выравнивающему ход времени. Но когда через 100 лет гиксосы были изгнаны из страны, время продолжали считать по календарю, «установленному Тотом».
Тогда в чем тут дело? Шумеры и египтяне прекрасный и способный народ. И много чего полезного сделали. Но при этом нужно понимать, что не они были первыми. Математика круга (МК) была создана задолго до них в палеолите. И в этом отношении они были эпигонами.
Число 360, так же, как 7, 12 и 30 знал весь древний мир без всяких заимствований. И никакой связи с числом дней в году оно не имеет. Это разные и самостоятельные числа. Поэтому и выводить их одно из другого нельзя и бессмысленно. Фактически это число является самым ценным подарком человечеству.
Одними из важнейших указателей на знание МК в палеолите являются многочисленные культовые диски с дырой – плюс круг и минус круг. В неолите они появились как хенджи – круговые насыпь и ров. Таким же прямым указателем является повсеместный культ головы-черепа, который впервые появился уже у Homo erectus и неандертальцев («Вытянутые черепа. Происхождение»). Для этого нужно было знать механизм образования геометрической фигуры аспекта. А, значит, правильно понимать угол, аспект, градус.
Конструкция – череп на длинных костях косым крестом, поставленные на прямоугольное основание, является прообразом храма и алтаря на все времена («Почему мировое дерево, пуп земли, трон, алтарь»). Они соответствуют шумерской концепции «места божества» и «обители божества».
Знаки зодиака, прообразом которых послужили геометрические фигуры больших аспектов, возможно, также достались шумерам в наследство из прошлых времен. Вместе с шумерами ушло понимание МК. Круг 360°, конечно, достался египтянам в наследство. А вот объяснить его они уже не могли, поскольку утратили МК. Отсюда и появилась легенда об увязке числа 360 и 365.
А теперь, почему именно 360. В самом деле, почему круг нельзя разметить на какое-нибудь другое число долей, что от этого изменится? Что нам традиции, возьмем, да разметим. Ну, предположим, на 100 долей. Практично и удобно. Но перед этим надо понять, что дали нам 360°.
Мы уже знаем, что каждый порядковый градус уже является аспектом, углом. Просто потому, что он составляет дистанцию на круге к нулю. Это значит, что можно составить геометрическую фигуру каждого градуса и определить его силу («Доказательство знаков Зодиака»).
И вот на адресах больших знакообразующих градусов через каждые 30° появляются наиболее простые фигуры. Чем они проще, тем более выгодный и сильный градус.
Красные точки – первые точки аспекта. Синие точки – вторые точки аспекта.
1. 0° и 360° – Точка.
2. 30° и 330° –Трапеция короткая, основания которой 60° и 120°.
3. 60° и 300° – Прямоугольник.
4. 90° и 270° – Треугольник равнобедренный.
5. 120° и 240° – Линия вертикальная.
6. 150° и 210°– Трапеция длинная, основания которой 60° и 120°.
7. 180° – Линия горизонтальная.
Доказываем утверждение шумеров и египтян: «То, что внизу подобно тому, что вверху». И наоборот.
Зеркальные по горизонтальной оси градусы 360°, 330°, 300°, 270°, 240°, 210° будут иметь точно такую же фигуру аспекта, как их напарники. В ней только зеркально поменяется порядок первых и вторых точек аспекта. 180° не имеют зеркального плюс напарника.
Число линий, соединяющих эти зеркальные градусы, равно семи.
«То, что справа подобно тому, что слева». Это утверждение звучит более приглушенно, чем первое. К примеру, зеркальные по срединной оси фигуры.
Так и есть.
1. 0° и 180°. Точка и горизонтальная Линия.
2. 30° и 150°. Трапеция короткая и Трапеция длинная.
3. 60° и 120°. Прямоугольник и Линия вертикальная.
4. 90° и 270° – не имеют напарника право-лево. Полное подобие точек. Поэтому, в том числе, вертикальная линия это основное место божества «при исполнении».
Получается, что 8 точек круга являются безусловно наиболее выгодными, поскольку фигуры этих градусов-аспектов отличаются от Трапеции. Это 0° и 180°, 60° и 300°, 90° и 270°, 120° и 240°. Назовем их «Большие градусы». Все остальные градусы имеют фигуру Трапеции разной степени выгодности. Тогда почему шумеры добавили к этой группе еще четыре градуса, открывающих Знаки – 30°, 150°, 210° и 330°? Дело в том, когда в основаниях или сторонах или диагоналях Трапеции появляются угловые расстояния равные Большим градусам, то они выделяют такой градус как умеренно сильный. Их надо отметить. Назовем их выгодные «Малые градусы». И оказывается, что 10-й и 20-й градус каждого Знака является умеренно сильным.
Так вот для Малых выгодных градусов Большим будет что-то одно – или ОСНОВАНИЯ, или СТОРОНЫ, или ДИАГОНАЛИ Трапеции.
А для упомянутой четверки Больших градусов Большими являются ОСНОВАНИЯ (60° и 120°), а также или СТОРОНЫ или ДИАГОНАЛИ Трапеции, что позволяет войти им в Большую лигу. Так для 30° и 330° также Большими являются диагонали Трапеции(90°), а для 150° и 210° Большими являются стороны Трапеции(90°).
По-своему правы были египтяне, когда размечали круг на 36 деканов по 10°. Но в эти деканы попадали как Большие, так и Малые градусы без разницы. Шумеры же выделяли Большие градусы особо как Знаки зодиака. Но тогда пропадали Малые градусы. И всё же каждая разметка оправдана.
Долевое деление круга должно соответствовать числу сильных и слабых точек или сильных и слабых долей. Очевидно, что по обе стороны сильных точек находятся слабые точки, поскольку фигура градуса переходит в невыгодную трапецию. Но нам нужно знать пропорцию интервала такой доли, иначе всё будет приблизительно.
Но, оказывается, что помимо шумерской и египетской разметки круга нужно обязательно выделить градусы каждой середины Знака. Например, на Линии полуквадрата, 45°-315°, и полутароквадрата, 135°-225°, есть довольно сильные точки. Но они, как и прочие Малые градусы, не сильнее, чем 30° и 150°.
Для примера в сравнении показываю фигуру аспекта 40-го градуса и зеркального ему 320-го. (8 – первая). Диагонали Трапеции – тригоны (120°). Вторая фигура примечательна тем, что она немного уступает фигурам Больших градусов, имеющих вид трапеции – 30-у, 330-у и 150-у, 210-у. Это фигура 45-го и 315-го градуса. Точно такая фигура, только зеркальная по вертикальной оси, будет для 135-го и 225-го градуса. Основания Трапеции – это сильные угловые расстояния – 90° и 180°. И они сильнее соответственно, чем основания Трапеции у 30-го и 150-го градуса (60° и 120°). Отличие в том, что диагонали или стороны Трапеции у последних градусов также принадлежат к Большим градусам. Для 30-го градуса это диагонали (90°), а для 150-го градуса это стороны (90°).
И вот эти градусы середины Знака 15°, 45°, 75° и т.д. дают нам пропорции интервалов каждой доли, поскольку по обе стороны от них так же находятся слабые градусы. Эти интервалы-доли отмечаем числами. Пока мы не знаем, что это градус, декада или Знак, но условно будем так называть некие интервалы.
Теперь считаем:
1. В каждом Знаке 4 сильные точки (доли) – 1-я, 10-я, 15-я и 20-я. На круге – 48.
2. По обе стороны каждой сильной точки – две слабые точки. На круге – 96.
3. В середине первой и третьей декады каждого Знака отмечаем по три слабые точки. На круге – 72.
4. Во второй декаде каждого Знака остается интервал, который соответствует четырем слабым долям – 12 по 4. На круге – 48.
5. В первой и третьей декаде остается по четыре слабых интервала – 24 по 4. На круге – 96.
Итого, мы должны отметить сильные доли – 48, слабые доли – 312. Всего – 360 долей.
Это означает, что разделив круг на 360 долей, можно наиболее полно определить энергетику круга, определить уровень сильных и слабых точек. Если мы захотим любое другое количество долей, то можем напрочь потерять всю информацию о круге.
Круг может иметь любой размер в сантиметрах или триллионах километрах, но у него всегда одна дистанция – 360° или 360 долей. Соответственно каждая доля в метрах у разных кругов будет отличаться. Но любой круг будет всегда ранжирован по уровню энергетики одинаково согласно положению градусов. Число 360 отмечает не просто количество, а качество, физику дистанции круга. Сделаем проекцию прямой линии на круг и узнаем энергетику прямой.
Поскольку для ученых круг это просто бублик, то градусы им нужны лишь как указатели направлений, вроде румбов. Иногда по кругу они гоняют частицы, потому что больше негде. А между тем, математика круга должна иметь неоценимое значение для физики, прежде всего квантовой. Представим себе Точку в начале времен. Это +-ноль, и там всё обнуляется, нет дистанции. Но вот появляется дистанция, и Точка принимает размеры Вселенной. Большая перемена, но это всего лишь Большая Точка. Помимо плюс размерности появляется минус размерность. А, значит, сохраняются отношения соединения с любой точкой круга. Поскольку за счет минус размерности Адреса аспектов прописаны моментально, то любая точка знает информацию о другой точке.
Что такое радиан? И почему в круге 360 градусов?
Анна Малкова (автор книги для подготовки к ЕГЭ, ведущая годового Онлайн-курса подготовки к ЕГЭ на 100 баллов, руководитель компании «ЕГЭ-студия» (Курсы ЕГЭ))
Сегодня поговорим об измерении углов. Почему в круге 360 градусов? Что такое 1 радиан? И как связаны градусы и радианы?
Начнем с градусов. Что за странное число 360? Мы привыкли, что в рубле 100 копеек, в метре 100 сантиметров, в килограмме 1000 граммов. У нас десятеричная система исчисления, потому что на руках у нас по 10 пальцев. Но откуда в нашем языке такие странные слова как дюжина, то есть 12? Почему у нас в часе 60 минут, а не 100? И в минуте 60 секунд. Также и этот круг 360 градусов, а не 1000. Дюжина – это 12. 60 делится на 12. Может быть у наших предков было по 12 пальцев на обеих руках? Конечно, нет.
Оказывается, пользуясь пальцами одной руки, можно отсчитать не 5, а 12. Вот как это делали самые разные народы: они считали фаланги пальцев. Их всего 12.
Но чем же число 12 лучше 10? Может быть тем, что у числа 12больше делителей? Посмотрите, на экране делители числа 10 и делители числа 12. А у числа 360 делителей еще больше, целых 24. Если в круге 360 градусов, его легко поделить на множество частей. И это не все.
В день равноденствия солнце встает почти точно на востоке и заходит почти точно на западе, и проходит за день по небу путь в 360 раз больший, чем видимый с Земли диаметр солнца. Небесную полуокружность разделили на 180 градусов. Угловой диаметр солнца примерно 32 угловых минуты, чуть больше, чем полградуса. Он немного меняется в течении года из-за того, что орбита Земли не круговая, а эллиптическая. Утверждение о том, что в день равноденствия солнце проходит по небу путь, равный 360 своим «шагам», то есть 360 видимым диаметрам солнца, верно с некоторой точностью.
– Замечательно! – сказали древние шумеры. – На небе есть подтверждения нашим вычислениям! А вот еще яркая звезда Юпитер!
Оказывается, Юпитер совершает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет. Конечно, не 12, а 11,86 земных лет, но очень уж хотелось астрономам округлить до своего любимого числа.
Посмотрим на луну. Ее каждый найдет на небе, когда она полная, в отличии от Юпитера. Лунный месяц примерно 29,5 земных суток. А если у нас в году будет 12 месяце, а год – 365 дней (точнее, конечно, 365,242 земных суток). Что-то близкое к числу 360. Астрономы подумали: «Наверное, Боги хотели, чтобы у нас в году было 360 дней и 12 месяцев по 30 дней, но где-то, вероятно, они ошиблись в расчетах, или кто-то им помешал. Но нам никто не помешает, и мы будем делить круг на 360 градусов».
Обозначается это вот так: 360 и вверху значок градуса.
А что же такое радианы? Что такое угол в 1 радиан? С радианами все намного проще.
1 радиан – это центральный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу окружности. 1 радиан приблизительно равен 57 градусам (изображение на экране, 5:20 мин).
А как перевести градусы в радианы? Мы сказали, что 1 круг – это 360 градусов. Но чему же равна длина всей окружности с радиусом r? Вспоминаем формулу (5:44). У нас появляется число Пи. Число Пи известно людям с глубокой древности, потому что люди, видя на небе круглое солнце и луну, хотели сделать что-нибудь похожее. Они плели круглые корзины, делала круглые тарелки. И заметили, что отношение длины окружности к ее диаметру всегда одно и то же. Это число немного больше, чем 3, точнее, 3,1415926. Проходили столетия, и число Пи вычисляли со все большей и большей точностью. Отношение длины окружности к ее диаметру – это число Пи.
Полный круг – 360 градусов. Длина окружности – 2Пиr (6:50).
Наш угол в 1 радиан опирается на дугу окружности равную r. Мы получаем, что угол в один радиан соответствует дуге окружности равной r, радиусу окружности. 360 градусов, полный круг, соответствует всей длине окружности, то есть 2Пиr. Во сколько же раз полный круг больше, чем 1 радиан? Очевидно, в 2Пи раз. 360 градусов соответствует 2Пи радианам. 180 градусов – Пи радиан, 90 градусов – это Пи/2 радиан.
Теперь вы знаете, что же такое написано на Тригонометрическом круге, что такое радианы и почему в круге 360 градусов.
Если у вас есть другие версии, почему именно 360, пишите в комментариях. Присылайте новые интересные вопросы и задачи!
Возможности использования технологии видео 360° для представления культурных событий
В рамках работы в Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО мы написали интересную статью о применении технологий виртуальной реальности для сохранения культурного наследия. Описали множество собственных «кейсов» — музеи, концерты, культурно-массовые мероприятия, а также рассказали об уникальном проекте интерактивной экскурсии по крепости «Корела» (Ленинградская область), где впервые совместили 3D-реконструкцию и интерактивное «видео 360».
В английском варианте материалы будут представлены в мае на международной конференции «ArtsIT, Interactivity & Game Creation» (Эсбьерг, Дания). Здесь же приводим русский, незначительно адаптированный оригинал.
Виртуальная реальность и ее применение
В настоящее время интенсивно развиваются технологии виртуальной реальности и их приложения. Большие возможности открывает использование таких технологий в культуре и искусстве, так как они обеспечивают эффект присутствия зрителя в центре культурных событий. Одним из перспективных и активно развиваемых в настоящее время подходов к созданию контента для систем виртуальной реальности является технология видео 360°, которая позволяет создавать панорамные видеоролики с различной степенью интерактивности, где зритель по своему желанию управляет ракурсом просмотра видео. Такое видео можно посмотреть как в шлеме виртуальной реальности (например, в Oculus Rift, Samsung Gear VR, HTC Vive и др.), так и с помощью специального приложения на смартфоне, при этом картинка изменяется в соответствии с поворотами головы пользователя. Возможен просмотр видео 360° на дисплее персонального компьютера. В последнем случае пользователь управляет ракурсом с помощью мыши или клавиатуры.
Просмотр видео в формате 360° в гарнитуре Samsung Gear VR
Многие крупные компании (Facebook, Nokia, Samsung, Google и др.) в настоящее время ведут разработки камер для съемки видео в формате 360°, гарнитур виртуальной реальности для различных смартфонов и стационарных компьютеров, а также различных звукозаписывающих устройств, обеспечивающих создание объемного (бинаурального) звука и позволяющих реализовать целый комплекс технологий «мультимедиа 360°».
Особенно актуально применение технологии видео 360° в сфере образования. В интерактивном видео 360° может быть обеспечено взаимодействие с конечным пользователем, поэтому данный метод можно широко применять для обучения специалистов в различных областях, где для освоения опыта практической работы требуется присутствие в центре события. Технология видео 360° позволяет анализировать командную работу персонала во время выполнения разнообразных задач, что приводит к повышению качества образовательного процесса.
Немалую роль играет панорамное видео 360° для сохранения и обеспечения доступа к культурному наследию. Эта технология предоставляет уникальную возможность увидеть с эффектом погружения не только закрытые для посещения архивы музеев, но также и реконструированные исторические памятники, которые были разрушены временем или обстоятельствами (трехмерная виртуальная реконструкция). Кроме того, виртуальная реальность — уникальная возможность для совершения путешествий и прогулок по разным уголкам планеты людям с ограниченными возможностями.
Говоря о сфере развлечений в аспекте технологий видео 360° — зрители могут побывать на крупнейших культурных фестивалях, очутиться на сцене рядом с любимыми музыкантами или посмотреть театральное представление из королевской ложи.
В Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО реализуется проект развития и применения технологий видео 360° в культуре и искусстве Video360Production.com. В рамках этого проекта удалось добиться определенных результатов, необходимых для получения качественного контента, начиная с разработки оригинальных устройств записи видео 360° и звука и заканчивая разработкой программного обеспечения для решения ряда задач в данной области.
Технологии мультимедиа 360°
В настоящий момент разрабатываются специальные камеры, с помощью которых можно было бы снимать видео в формате видео 360°. Однако, с помощью специальных приспособлений и программного обеспечения, можно использовать существующие камеры для съемки видео 360°.
Ярким примером такого подхода является целый ряд проектов, предлагающих специальные риги для камер GoPro HERO 4. Количество камер в риге – от 6 до 14 (стерео-варианты), в зависимости от задач. После съемки видео потоки сшиваются в общую видеосферу с помощью отдельно поставляемых программ.
Кроме того, несколько крупных IT-компаний и производителей электроники анонсировали собственные полностью автоматизированные решения для съемки контента для виртуальной реальности – Google Jump + GoPro Odyssey, Samsung Beyond, Nokia Ozo.
GoPro Odyssey, Nokia OZO и Samsung Project Beyond
Наши личные впечатления от камеры Nokia OZO мы описали здесь.
Видео 360° – новое и прогрессивно развивающееся направление, которое пока не имеет стандартов режиссуры, что предоставляет широкий простор для творчества и развития новых идей и подходов. Эффект полного погружения достигается за счет камеры с несколькими объективами, которая позволяет снимать все, что происходит вокруг. Однако, это влечет за собой множество сложностей, ведь многие законы режиссуры не действуют при съемках в формате видео 360°. Основным кардинальным отличием просмотра видео 360° в гарнитурах виртуальной реальности является тот факт, что у зрителя появилась возможность смотреть контент вокруг себя, а это означает, что режиссер должен будет предоставить зрителю возможность динамического выбора ракурса просмотра, а не фокусировать взгляд на конкретной части экрана.
Решением такой проблемы является детальная продуманность сценария с точки зрения смены парадигмы – уход в 3D видео пространство. Каждая съемка требует как стандартной подготовки (настройка света, наиболее выгодные точки для камеры, сценарий и расположение сцены), так и нестандартных подходов (специальные и часто уникальные для каждого случая крепления камеры, режиссура с учетом особенностей записи видео 360°, правильная ориентация камеры, запись объемного звука). При записи концертов, для достижения большей реалистичности звук с камеры или со стерео микрофона часто совмещается со звуком с режиссерского пульта.
Представление культурных событий с помощью технологии мультимедиа 360°
Коллекция отснятых видеоматериалов проекта video360production.com для гарнитур виртуальной реальности насчитывает более пятидесяти различных роликов: концерты и музыкальные фестивали, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеях, театральные представления, разнообразные культурные мероприятия и технологические процессы.
Группа «Браво», «Любовь не горит» в формате панорамного видео
Группировка «Ленинград» в формате панорамного видео
Технология укладки асфальта «Экохитер», панорамный промо-ролик
При записи концертов необходимо передать в высоком качестве, как изображение, так и звук. Более того, необходимо продумать местоположение камеры, так как при записи на камеру 360° становятся неактуальными такие понятия как «передний» и «задний» план. К тому же иногда сцене одновременно находились до двадцати человек, что усложняло установку камеры. Отснятый материал позволил музыкантам посмотреть на себя со стороны, оценить расположение музыкантов во время концерта, а так же увидеть реакцию публики на выступление. Зрители, в свою очередь, с помощью данной съемки смогли детально рассмотреть игру каждого музыканта и погрузиться в атмосферу, создаваемую оркестром или группой.
Концерт группы «Пикник» в формате панорамного видео
Во время съемки известной российской группы «Пикник» возникли трудности следующего порядка – концерт проходил в темном помещении концертного зала при ярком свете софитов. Эти условия являются сложными и для обычных камер, так как даже при максимальном разрешении передача реалистичной глубины цвета является довольно сложной задачей.
Видеозаписи концертов в формате 360° имеют огромное преимущество над стандартными видео записями, так как зритель ощущает эффект присутствия в пространстве сцены и обладает полной автономией самостоятельно решать, куда смотреть в данный момент– наблюдать ли за игрой гитариста или смотреть на солиста, а может вовсе увидеть концерт «глазами» музыкантов, развернувшись спиной к сцене, и наблюдать за живой реакцией публики.
Для достижения эффекта полного погружения необходима не только качественная картинка, но и «живой» звук. Для музыкантов и частых посетителей концертов не является секретом тот факт, что «технический» звук на сцене далек от того, что слышно в зале. Звукорежиссеры проекта совместили звук со стерео-микрофона со студийной записью. В результате звук остался высокого качества, но сохранил «живость»: во время просмотра записи можно услышать, как реагирует и подпевает зал.
Помимо музыкальных коллективов, исполнители проекта video360production.com взаимодействует с крупнейшими санкт-петербургскими театрами, где был снят ряд спектаклей и музыкальных представлений. Уникальную возможность предоставляют съемки исторических достопримечательностей в городах и экскурсий в музеях. В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в формате видео 360°, перед началом реконструкции был снят большой академический (Готторпский) глобус — дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны.
Съемка большого академического (Готторпского) глобуса в формате видео 360°
Начата реализация совместного проекта Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа «Точки присутствия», в рамках которого планируется представить события в различных помещениях музея с помощью технологий панорамной видео съемки.
Съемка в Государственном Эрмитаже видеосюжета «Часы Павлин» в формате видео 360°
Повышенным интересом среди посетителей канала YouTube, созданного авторами проекта, пользуется также виртуальная прогулка по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
Особое внимание было уделено съемкам в формате видео 360° различных событий в Соловецком монастыре. Соловецкий монастырь сыграл исключительную роль в истории и культуре России. Зародившись в XV в. как место пустынножительства духовных последователей «отца русского монашества» прп. Сергия Радонежского, за короткое время он превратился в духовную, культурную, политическую и экономическую столицу Севера России. Трудами соловецких иноков, давших Русской Церкви целую плеяду святых подвижников, христианская вера распространилась на бескрайних пространствах русского Приполярья.
Деятельность Соловецкого монастыря в решающей степени способствовала притоку русского населения в район Белого моря. Морской монастырь оказал решающее воздействие на развитие экономики и морской части Поморья. Это стало предпосылкой освоения русскими мореходами Северного Ледовитого океана и превращения России в великую арктическую державу.
Географическая удаленность Соловецкого монастыря затрудняет для многих возможность принять личное участие в происходящих там событиях. Съемка таких событий в технологии видео 360° и обеспечение доступа к ним через интернет позволяет, при использовании гаджетов виртуальной реальности, почувствовать себя участником таких событий.
В результате проведенных работ было снято на Соловецком Архипелаге более 10 сюжетов: Экскурсия в Храм Вознесения на Секирной горе, Служба в храме Соловецкого монастыря, Рождественская Литургия, Всенощная, Детский рождественский праздник в Соловецком монастыре, Монастырское колядование, различные виды монастыря и Большого Соловецкого острова.
Служба в храме Соловецкого монастыря в формате видео 360°
Экскурсия в Храм Вознесения на Секирной горе (Соловецкие острова) в формате видео 360°
Интерактивность в формате Видео 360°
Не смотря на то, что просмотр объемного видео 360° в различных гарнитурах виртуальной реальности обеспечивает качественное виртуальное погружение в видео контент, следующим шагом является возможность внедрения в видеоматериал формата видео 360° различных интерактивных элементов.
Такими элементами могут выступать:
• Активные метки внутри виртуального пространства для движения по различным траекториям, предварительно отснятым в технологии видео 360°;
• Внедрение в видео 360° различного дополнительного контента (изображения, видео, гиперссылки и т.д.) – функция «картинка в картинке»;
• Переход из видеоизображения в формате видео 360° в смоделированное 3D-пространство реконструированной реальности.
На базе системы Unity3D в Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО была реализована интерактивная экскурсия в формате видео 360° по Музею-крепости «Корела». Эта панорамная видео-экскурсия с элементами интерактивного управления разработана для просмотра в гарнитурах виртуальной реальности Oculus Rift.
Интерактивное взаимодействие дает возможность выбора пути следования: пользователю, в определенных точках — развилках, даётся возможность выбрать желаемое продолжение экскурсии, либо вернуться назад. Наведение на элемент осуществляется поворотом головы, которое отслеживается с помощью Oculus Rift. При удержании прицела на выбранном элементе в течение нескольких секунд происходит активация элемента и запускается следующий сегмент видео 360°. Для повышения наглядности интерактивного взаимодействия при наведении прицела запускается анимация заполнения круговой полосы загрузки.
Карта интерактивных перемещений по музею-крепости Корела
На проходах «вперед» присутствует профессиональный экскурсовод, рассказывающий об объектах на проходимом участке пути, на проходах обратно экскурсовод уже не присутствует, чтобы не дублировать одну и ту же информацию. При желании, пользователь может пропустить просмотр отрезка видео нажатием клавиши на клавиатуре или с помощью интерактивного элемента.
Вторая форма интерактивного взаимодействия – возможность перейти из видео 360° в виртуальную трехмерную реконструкцию крепости. Реконструкция крепости Корела была выполнена в рамках проекта «Мультимедийная информационная система «Древние крепости Северо-Запада»». В определенных точках видео-экскурсии появляется элемент, активировав который пользователь перемещается в 3D-реконструкцию, с возможностью свободного перемещения в виртуальном пространстве реконструкции с использованием графического движка Unity3D. В местах виртуальной реконструкции, совпадающих с реальными записанными статическими точками-метками, в реконструкции расположены светящиеся порталы. Войдя в такой портал, пользователь возвращается на соответствующую точку видео-экскурсии.
Технологии мультимедиа 360° — это новое перспективное технологическое направление, которое позволяет создавать качественный интерактивный контент для гарнитур виртуальной реальности во всех областях человеческой деятельности (культура, искусство, образование, наука, туризм, реклама, промышленное производство, государственное управление и т. д.).
С точки зрения индустрии развлечений и, особенно, создания художественных фильмов в формате 360°, ожидается разработка ряда новых подходов и методологий творческого и технологического процессов, которые позволят зрителю погрузиться на новый виртуальный и интерактивный уровни.
Авторы статьи: Борисов Николай, Смолин Артем, Столяров Денис, Щербаков Павел, Трушин Василий