Что такое 3 июньская монархия и почему она так называется
Предпосылки установления «третьеиюньской монархии» и причины ее краха
Деятельность Государственной Думы первого и второго созыва вызывала недовольство российского правительства. В 1907 году произошло преобразование избирательного закона, дающее преимущества состоятельным слоям населения. В итоге летом был досрочно выбран состав III Госдумы, который представлял интересы единомышленников правительства и монархии. Период в истории самодержавия России с 3 июня 1907 года называется «третьеиюньской монархией».
Предпосылки и причины установления
Революция 1905 года показала неспособность самодержавия управлять страной самостоятельно. Поэтому монархии в помощь нужна была избирательная власть, которой стала Государственная Дума. Император обладал правом:
Суть работы выборного органа состояла в принятии или отклонении законодательных актов, предложенных правительством. Кроме того, в ее обязанности входило утверждение бюджета страны. В итоге до лета 1907 года вся сущность взаимодействия правительства и членов думы сводилась к политическим протестам и скандалам.
Крах «третьеиюньской монархии»
С 1911 по 1914 г. стали происходить события, какие свидетельствовали о кризисе «третьеиюньской монархии». Последствием убийства Столыпина стало торможение проведения его реформ. Практически остановился или стал продвигаться довольно медленно процесс переселения крестьян и наделение их участками.
Большинство переселенцев возвращались на брошенные земли. Последней попыткой внести переломный момент в кризис был «Новый курс», который разработал главноуправляющий земледелием А. В. Кривошеин. Основным условием программы было перераспределение денежных средств из промышленного производства в развитие сельского хозяйства.
Хотя Николай II поддерживал эту разработку, она так и осталась на бумаге. В Госдуме стремительно снижается поддержка правительства, а нежелание императора реализовать программу, воплощенную еще в 1905 году, отвернуло от него даже умеренных депутатов.
Поэтому главе государства пришлось на одном из заседаний ставить вопрос об определении нового статуса думы и депутатов. Он предложил снять с нее право на принятие законов, а депутатов лишить неприкосновенности. Кризис «третьеиюньской монархии» назревал с новой силой, но его развязке помешало начало войны.
Провальные операции на фронте и падение экономики привели к тому, что буквально все партии стали выступать против политики царя. В итоге новый режим был разрушен правительством, которое проводило непоследовательную и поверхностную политику, а России нужны были новые революционные преобразования.
Третьеиюньская (думская) монархия в России 1907-1917 гг.
Третьеиюньская монархия — период в истории российского самодержавия начавшийся 3 июня 1907 года и продолжавшийся до августа 1915 года, когда депутатское большинство в Думе составило Прогрессивный блок, оппозиционный правительству. Основное содержание периода составляли попытки правительства избежать нового революционного взрыва путём лавирования между интересами основных социальных слоёв и проведения неоднозначных и половинчатых реформ.
История появления термина «Третьеиюньская монархия»
В историографии термин «Третьеиюньская монархия» появился в связи с датой этого события. 3 июня 1907 года с одной стороны стало последним днём первой русской революции, а с другой стороны — началом почти десятилетнего периода, когда правительство пыталось не допустить повторения революционных событий. К началу июня наблюдался значительный спад революционной активности как в городе, так и в деревне. Социально-экономическая ситуация немного стабилизировалась, многие из крестьян, составлявших большинство населения Российской империи того времени, возлагали серьёзные надежды на аграрные реформы, инициированные Петром Аркадьевичем Столыпиным.
Первая и Вторая думы не оправдали надежд правительства на конструктивный диалог. Обе Думы были оппозиционно настроены и саботировали все действия правительства, вносимые на обсуждение. Со своей стороны, правительство, во главе с императором Николаем II, само не шло ни на малейшие уступки Думе.
Принятые в 1906 году дополнения к законам империи позволяли императору:
Со своей стороны Дума могла:
В итоге, процесс взаимодействия правительства во главе с императором и Думы сводился к череде громких политических демаршей и скандалов. Законы могли приниматься и работать только при условии регулярного отстранения «Думы» — её разгонов. Думские комиссии делали всё чтобы максимально затянуть обсуждения законопроектов, если не могли их прямо отвергнуть.
Правительство не устраивали пропорции выборщиков и их качественный состав. В итоге, в начале июня 1907 года, император объявляет о роспуске Думы и не объявляя о выборе новой просто вносит на обсуждение правительства новые законы о выборах. Будучи принятыми эти акты серьёзно изменили структуру выборщиков. Влияние реального большинства населения страны стало в этом представительном органе минимальным. Голоса представителей национальных окраин, рабочих и крестьян имели вес в сотни раз меньший, чем дворян, крупных землевладельцев и буржуа.
Так, голос представителя привилегированного сословия был равен четырём голосам представителей городской буржуазии, 543 рабочих и 240 крестьян. В основу допуска на выборы был положен ещё более завышенный имущественный ценз. В результате из всего правоспособного населения только 13—15% получали возможность осуществлять избирательные права.
В избранной третьей Думе большинство составили крайне правые проправительственные и умеренно правые либеральные депутаты. Такая Дума была гораздо сговорчивее и подконтрольна правительству. Всё десятилетие третьеиюньской монархии (при третьей и четвёртой Думах) от 53 до 65% депутатов разделяли проправительственные настроения.
Представительство в Думе
Согласно Манифеста 17-го октября 1905 года
По Избирательному закону от 3 июня 1907 года
Предпосылки установления «третьеиюньской монархии» и причины ее краха
Деятельность Государственной Думы первого и второго созыва вызывала недовольство российского правительства. В 1907 году произошло преобразование избирательного закона, дающее преимущества состоятельным слоям населения. В итоге летом был досрочно выбран состав III Госдумы, который представлял интересы единомышленников правительства и монархии. Период в истории самодержавия России с 3 июня 1907 года называется «третьеиюньской монархией».
Предпосылки и причины установления
Революция 1905 года показала неспособность самодержавия управлять страной самостоятельно. Поэтому монархии в помощь нужна была избирательная власть, которой стала Государственная Дума. Император обладал правом:
Суть работы выборного органа состояла в принятии или отклонении законодательных актов, предложенных правительством. Кроме того, в ее обязанности входило утверждение бюджета страны. В итоге до лета 1907 года вся сущность взаимодействия правительства и членов думы сводилась к политическим протестам и скандалам.
Думские комиссии периодически затягивали утверждение законодательных проектов или отвергали их. Николая II не удовлетворяла работа второй думы. После принятия новых поправок в избирательный закон, он распустил ее, назначив выборы в третий состав.
В истории появилось понятие «третьеиюньского переворота» в России, который способствовал появлению «третьеиюньской», или «думской монархии». Новое избирательное законодательство давало право каждому жителю страны быть выбранным в Госдуму, но разделяло население на четыре категории. К ним относились:
Особенностью каждой категории считается установление определенного числа голосов. Например, 1 голос землевладельца приравнивался к 4 голосам городской буржуазии, 260 крестьян и 543 рабочих. По такой системе был сформирован состав новой Госдумы, в который входили монархисты, октябристы, кадеты и депутаты от других мелких партий.
Цели и черты нового режима
Если кратко, то сущность «третьеиюньской монархии» заключалась в политическом маневрировании и попытках сохранить самодержавию, опираясь на помещиков и крупную буржуазию. Почему в течение трех лет по России и прокатилась волна репрессий. В таблице отражены основные цели и характеристика нового режима.
Цели третьеиюньской монархии | Характеристика деятельности |
Усиление власти самодержавного строя | Состав Государственной Думы III не соответствовал настоящим пропорциям населения |
Недопущение изменения политической структуры управления государством | Внутри Госдумы постоянно велась борьба между политическими партиями |
Предотвратить новые социальные взрывы, используя любые средства | «Третьеиюньская монархия» и реформы Столыпина были направлены на укрепление самодержавия |
Снижение социальных противоречий, чтобы стабилизировать экономику страны | Постепенный рост отдаленности Госдумы от правительства |
Усиление роли поместного дворянства | Рост репрессивных действий |
Николай II с помощью нового состава Госдумы планировал всю власть сосредоточить в своих руках. П. А. Столыпин стал основным его помощником в наведении порядка в стране. В 1910 году император принял закон, по которому вся законотворческая деятельность в Финляндии возлагалась на Государственную думу.
Тем самым он лишил местные власти возможности управлять своей территорией. Кроме того, он значительно сократил количество польских делегатов в думе, что привело к отделению автономных земель от империи.
Столыпинские реформы в основном были направлены на решение аграрного вопроса. Он старался разрушить крестьянскую общину, так как она представляла опасность для самодержавия. В результате его реформ около 25% крестьян покинуло общины.
Крах «третьеиюньской монархии»
С 1911 по 1914 г. стали происходить события, какие свидетельствовали о кризисе «третьеиюньской монархии». Последствием убийства Столыпина стало торможение проведения его реформ. Практически остановился или стал продвигаться довольно медленно процесс переселения крестьян и наделение их участками.
Большинство переселенцев возвращались на брошенные земли. Последней попыткой внести переломный момент в кризис был «Новый курс», который разработал главноуправляющий земледелием А. В. Кривошеин. Основным условием программы было перераспределение денежных средств из промышленного производства в развитие сельского хозяйства.
Хотя Николай II поддерживал эту разработку, она так и осталась на бумаге. В Госдуме стремительно снижается поддержка правительства, а нежелание императора реализовать программу, воплощенную еще в 1905 году, отвернуло от него даже умеренных депутатов.
Поэтому главе государства пришлось на одном из заседаний ставить вопрос об определении нового статуса думы и депутатов. Он предложил снять с нее право на принятие законов, а депутатов лишить неприкосновенности. Кризис «третьеиюньской монархии» назревал с новой силой, но его развязке помешало начало войны.
Провальные операции на фронте и падение экономики привели к тому, что буквально все партии стали выступать против политики царя. В итоге новый режим был разрушен правительством, которое проводило непоследовательную и поверхностную политику, а России нужны были новые революционные преобразования.
4653,ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ
Третьеиюньская монархия — период в истории российского самодержавия начавшийся 3 июня 1907 года и продолжавшийся до августа 1915 года, когда депутатское большинство в Думе составило Прогрессивный блок, оппозиционный правительству. Основное содержание периода составляли попытки правительства избежать нового революционного взрыва путём лавирования между интересами основных социальных слоёв и проведения неоднозначных и половинчатых реформ.
История появления термина «Третьеиюньская монархия»
В историографии термин «Третьеиюньская монархия» появился в связи с датой этого события. 3 июня 1907 года с одной стороны стало последним днём первой русской революции, а с другой стороны — началом почти десятилетнего периода, когда правительство пыталось не допустить повторения революционных событий. К началу июня наблюдался значительный спад революционной активности как в городе, так и в деревне. Социально-экономическая ситуация немного стабилизировалась, многие из крестьян, составлявших большинство населения Российской империи того времени, возлагали серьёзные надежды на аграрные реформы, инициированные Петром Аркадьевичем Столыпиным.
Первая и Вторая думы не оправдали надежд правительства на конструктивный диалог. Обе Думы были оппозиционно настроены и саботировали все действия правительства, вносимые на обсуждение. Со своей стороны, правительство, во главе с императором Николаем II, само не шло ни на малейшие уступки Думе.
Принятые в 1906 году дополнения к законам империи позволяли императору:
Со своей стороны Дума могла:
В итоге, процесс взаимодействия правительства во главе с императором и Думы сводился к череде громких политических демаршей и скандалов. Законы могли приниматься и работать только при условии регулярного отстранения «Думы» — её разгонов. Думские комиссии делали всё чтобы максимально затянуть обсуждения законопроектов, если не могли их прямо отвергнуть.
Правительство не устраивали пропорции выборщиков и их качественный состав. В итоге, в начале июня 1907 года, император объявляет о роспуске Думы и не объявляя о выборе новой просто вносит на обсуждение правительства новые законы о выборах. Будучи принятыми эти акты серьёзно изменили структуру выборщиков. Влияние реального большинства населения страны стало в этом представительном органе минимальным. Голоса представителей национальных окраин, рабочих и крестьян имели вес в сотни раз меньший, чем дворян, крупных землевладельцев и буржуа.
Так, голос представителя привилегированного сословия был равен четырём голосам представителей городской буржуазии, 543 рабочих и 240 крестьян. В основу допуска на выборы был положен ещё более завышенный имущественный ценз. В результате из всего правоспособного населения только 13—15% получали возможность осуществлять избирательные права.
В избранной третьей Думе большинство составили крайне правые проправительственные и умеренно правые либеральные депутаты. Такая Дума была гораздо сговорчивее и подконтрольна правительству. Всё десятилетие третьеиюньской монархии (при третьей и четвёртой Думах) от 53 до 65% депутатов разделяли проправительственные настроения.
Представительство в Думе
Согласно Манифеста 17-го октября 1905 года
По Избирательному закону от 3 июня 1907 года
Отечественная история. Шпаргалка.
47 ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ 1907–1914 ГГ.
3 июня 1907 г. царь распустил II Государственную думу. Одновременно был изменен избирательный закон. Этот акт был прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому ни один новый закон не мог быть принят царем без санкции Думы. Июньские события стали называть государственным переворотом.
После событий 3 июня 1907 г. в стране возникла новая система политической организации государства, получившая название третье-июньской монархии.
После революции уже стало нельзя не считаться с ее уроками, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти.
Но, продолжая проводить реформы, правительство при этом значительно урезало права общества.
Выборы в III Государственную думу были невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований. III Государственная дума просуществовала весь положенный по закону срок.
Ее председателями были Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко.
За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были законы, регулировавшие текущие проблемы. Но Дума занималась и важными вопросами, поставленными революцией 1905–1907 гг.: рабочим, национальным и аграрным. Но принимаемые Думой законодательные акты по данным вопросам отличались противоречивостью и непоследовательностью.
Большинство в Думе составляли представители партии октябристов и сторонники правых сил.
Партия октябристов – «Союз 17 октября», созданная в 1905 г., выражала интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и состоятельной интеллигенции. Программа октябристов предусматривала установление конституционной монархии. Но октябристы были готовы к сотрудничеству с царским правительством.
В Думе были представлены кадеты. Партия конституционных демократов (кадетов) образовалась также в 1905 г.
Программа данной партии включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии, всеобщего избирательного права, введения широких политических свобод.
Крайне правые позиции занимали монархисты и националисты-черносотенцы. Самой крупной из организаций этого направления был «Союз русского народа».
После установления политических свобод в стране стали действовать и радикальные партии, ранее находившиеся в подполье – социал-демократические партии (большевики и меньшевики) и партия эсеров. Они были сторонниками революционного свержения существующего в России строя.